Ринц vii международная научно-практическая конференция "управление инновациями: теория, методология, практика".

Тема: Инновационные теории и практика в образовании.

Понятие “инновация” имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. Понятие “инновация” впервые было использовано в исследованиях культурологов в XIX в. и означало введение элементов одной культуры в другую . Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал “новые комбинации” изменений в развитии экономических систем (1911 г.). Несколько позже, в 30-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин “инновация”, который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте. С этого момента концепт “инновация”, “инновационные теории” и сопряженные с ними термины “инновационный процесс”, “инновационный потенциал” и другие приобрели статус общенаучных категорий высокого уровня обобщения и обогатили понятийные системы многих наук. При этом, инновационные теории отражают сущность и закономерность инноваций, определяют факторы инновационного развития, формы организации инновационной деятельности.

О теориях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов ХХ века, и до сих пор этот феномен является одним из самых неопределенных и неоднозначных с позиций категориального аппарата педагогики. Как отмечает Н. Ю.Посталюк, именно в 80-е годы в педагогике проблематика инноваций и, соответственно, ее понятийное обеспечение стали предметом специального исследования. Термины “инновация в образовании” и “педагогическая инновация”, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики И. Р.Юсуфбековой (кн. «Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании»). В ее работах педагогическая инноватика рассматривается как особая самостоятельная отрасль педагогической науки, имеющая собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Она выделяет неологические, аксиологические и праксиологические характеристики такого сложного и многоаспектного понятия как “педагогическая инновация”. В контексте образовательной деятельности инновация предполагает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса.

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.

Более подробную характеристику этапов развития инновационного процесса предлагает В. С.Лазарев, выделяя следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Совокупность всех этих этапов, с точки зрения В. С.Лазарева, образует единичный инновационный цикл.

Как пишет Н. Ю. Посталюк, инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или “случайно открытыми” в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания “инновации” могут выступать: научно-теоретическое знание определенной новизны (В. М.Полонский), новые эффективные образовательные технологии (В. Л.Беспалько, В. В.Сериков), выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н. Л.Гузик). Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук (А. А. Арламов), при использовании передового педагогического опыта (Я. С. Турбовский).

Анализируя педагогическую литературу, Н. Ю.Посталюк предлагает следующую классификацию инноваций-нововведений.

1) В зависимости от функциональных возможностей все педагогические нововведения можно разделить на:

Нововведения – условия, обеспечивающие эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);

Нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);

Оргуправленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

2) В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:

В технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;

В структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

3) По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации: федеральные, региональные и субрегиональные или локальные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

Любопытную типологию инноваций предлагает В. М.Лизинский. Он считает, что инновационная деятельность предполагает долгое «отмеривание» и серьезное осмысление перед внедрением любых инноваций в устоявшийся традиционный педагогический процесс. В. М. Лизинский выделяет три типа инноваций: случайные, полезные и системные. Случайные – это инновации надуманные и привнесенные извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение. Полезные – инновации соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределенными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой. Системные инновации – это инновации, выведенные из проблемного поля с четко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учета интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Такие инновации тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими).

Рассмотрение инновационного процесса с позиций синергетики позволяет преодолеть сложившееся в педагогической литературе достаточно распространенное представление о нововведениях как дискретных состояниях образовательной системы или ее отдельных компонентов. Инновации представляются “разовыми” процедурами, планируемыми и осуществляемыми после возникновения научной идеи, внедряемыми в педагогическую практику. В то же время в исследованиях последних лет, посвященных социокультурным инновациям (И. И. Лапин. А. И. Пригожин и др.), активно разрабатывается концепция инновационных процессов в статусе непрерывного обновления соответствующей системы, происходящего вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. В этой научной школе инновационное есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы. Исходя из этого, инновации в образовании возможны как непрерывное обновление педагогической системы, происходящее вследствие целенаправленного накопления инновационного потенциала. Инновационный процесс есть объективно обновляющееся через механизмы саморазвития системы.

Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

В российских развивающихся образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. Кроме этого, педагогический коллектив ряда российских образовательных учреждений занимается внедрением в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, С. Френе и т. д.

Т. к. речь идет о процессе освоения нового, то важно предоставлять структуру инновационного процесса, а вернее указать на «политструктурность» (множественность структур): /по материалам М. М. Поташника и В. С. Лазарева/

Деятельностная структура – представляет совокупность компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

Субъективная структура – включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.

Уровневая структура – отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях.

Структура жизненного цикла – выражаетсяв следующих этапах: возникновение – быстрый рост – зрелость – освоение – диффузия (проникновение) – насыщение (освоенность многими) – длительность – исчерпаемость.

Структура генезиса инноваций – /очень близкая к предыдущей/: возникновение – разработка идеи – проектирование – внедрение – широкое использование.

Управленческая структура – предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль.

МОУ – лицей г. Татарска реализует все виды инновационных структур. Практика показывает, что все приведенные структуры органично скреплены между собой не только горизонтальными, но и вертикальными связями, и более того: каждый компонент любой структуры инновационного процесса реализуется в компонентах других структур, то есть этот процесс является системным.

Исходя из цели ОУ «Формирование социализированной личности в условиях лицейского образования», в рамках модернизации образования, мы определили основные направления инновационной деятельности. Реализация представленной долговременной программы, возможна при наличии необходимых УМК по предметам, материально-технической, нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, что в лицее имеется.

через часы БУПа


Социально-психологическая диагностика личностного роста лицеиста, мониторинг развития инновационного процесса, развития приоритетных целей, задач, промежуточных показателей развития.

Получение качественного базового образования при дополнительной углубленной подготовке лицеистов по профилю.

Нормативно-правовое обеспечение гарантий прав на образование и социальную защиту обучающихся (Совет школы, педагогический Совет, методический Совет и т. д.). Нормативно-правовая база: Устав, локальные акты и т. д.

Реализации данных направлений способствует соответствующее нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса, включающее гарантии прав на образование и социальную защиту обучающихся.

Действенность инновационной работы обеспечивается рядом факторов:

Нормативно – правовым

Организационно – педагогическим

Программно – методическим (технологическим)

Кадровым

Социально – психологическим

Контрольно – прогностическим

Инновационная работа осуществляющаяся на протяжении 7 лет позволила создать, апробировать и внедрить модель профильного образования,

позволяющая в своей сути реализовать идею индивидуально – дифференцированного, личностно – ориентированного обучения, смоделировать профиль каждого учащегося, учитывая возрастные, личностные и актуальные учебные показатели. Нормативно – правовое обеспечение данной модели осуществляется исходя из положений Устава образовательного учреждения, локальных актов и т. д.

В 2004 -2005 учебном году исходя из организационно – педагогической структуры лицея сформировано на профильно – адаптационном этапе 3 класса физико – математического (8-б, 9-б) и социально – экономического

(8-а) предпрофильного класса; соответственно на профильно – определяющем этапе сформировано – 4 класса физико – математического (11-б),информационно – математического (10-б)и социально – экономического профилей (10-а,10-б).

Численность обучающихся данных классов составила 162 человека, 37,4 % от общего числа обучающихся в лицее; в сравнении с 2003 – 2004 уч. годом – 38,3 %; 2002 – 2003 уч. году – 29 %.

Процесс комплектования данных классов достаточно отработан, внедрен в практику образовательного учреждения и включает мониторинг социального заказа субъектов образовательного процесса, результаты контрольного тестирования, а также выводы по психологической диагностике.

Главным фактором, обеспечивающим результативность инновационной работы, выступает программно – методическое обеспечение, в рамках которого

1.Образовательное учреждение в 2004 – 2005 учебном году обеспеченно полностью программно – методическими и контрольно – измерительными материалами по предметам УПа;

2.Приведенны в систему учебно – методические комплексы факультативных занятий, спец курсов.

3.Созданны, апробированы и внедрены программы элективных курсов.

Анализ итогов фронтального контроля уровня ведения элективов на 3 ступени образования свидетельствует, что основной целью курсов является

Коррекция учебных достижений обучающегося (химия, 10 кл., Шматко Т. М.);

Ориентирование на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (экономика, 9-10 кл., Березина Е. И.);

Подготовительная работа к сдаче ЕГЭ; (русский язык, 11 кл.,Брит Н. Н.) и т. д.

Элективы обеспечены программной, составленной учителем (модифицированная), учебно – тематическим планированием. В 2005 – 2006 учебном году программы элективных курсов «пройдут этап рецензирования на кафедрах.

Технологическое направление экспериментальной деятельности обеспечивается полнотой использования педагогических и авторских технологий в образовательном лицейском пространстве.

Анализ мониторинга свидетельствует о высоком уровне обученности в 8-б классе как по алгебре, так и по физике; стабильных положительных результатах в 10-а и 10-б классах; высокой результативности в 11-х классах.

Мониторинг результативности обучающихся профильных классов

(по математическим дисциплинам)

Средний оценочный балл по алгебре, геометрии, физике составляет от 3,7 б. до 4,2 б., что позволяет говорить о стабильных «хороших» (но не высоких) результатах.

Мониторинг результативности профильных классов по предметам

(2 семестр зачетной недели) (успешность)

Реализации инновационного направления деятельности способствует кадровое обеспечение: более 90% педагогов лицея участвуют в эксперименте Федерального, муниципального и лицейского масштабов.

Повышение научно – методического мировоззрения педагога, непрерывное развитие его творческого потенциала осуществлялось через систему педагогических советов по темам:

«Акмеологическая модель лицейского образования», «Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования», «Педагогическое общение как инструмент взаимодействия в условиях лицейского образования», «Здоровьесберегающее лицейское пространство как условие формирования культуры здоровья» и т. д.

психолого – педагогических семинаров по темам:

«Теория множественности интеллекта» и т. д. а также научно – методическую деятельность кафедр, творческих лабораторий.

Активное участие педагогического коллектива в экспериментальной деятельности различного уровня позволило добиться результатов в региональной выставке – ярмарке «УчСиб – 2005 г.»

Внедрение и реализация в организацию лицейского образования образовательных практик позволяет осуществлять деятельность по реализации программ «Способные и одаренные дети», «Здоровье», «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в развитии, воспитании и обучении».

Результатом реализации программы «Способные и одаренные дети» является учебно – исследовательская деятельность лицеистов, осуществляемая в рамках НОУ, основными задачами которого в 2004 – 2005 учебными были:

Развитие позновательной активности, исследовательских умений и навыков лицеистов;

Организация обучения работе с научной литературой: отбор, анализ и систематизация материала; оформление учебного исследования;

Привлечение обучающихся 7-8 классов к участию в НОУ.

Решение поставленных задач осуществлялось через:

а) создание и оформление банка данных о типах одаренности лицеистов; (преобладает академический тип одаренности – общие умственные способности) (см. результаты диагностики)

б) оформление банка данных «О социальном заказе лицеистов» при формировании БУПа, что позволило во многом определиться с направлением и формой учебно – исследовательской деятельности (составление программ, разработка проектов и тем исследований)

в)организацию общелицейской конференции, где формируются секции физико – математических наук, общественно – гуманитарных и естественных наук; предлагаются критерии оценки учебного исследования, анализируются результаты прошедшего учебного года, и т. д.

г) участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах.

Разнообразие форм деятельности позволяет говорить о следующих результатах:

в лицейском туре олимпиад приняли участие 448 учащихся 2-11 классов по 14 предметам, соответственно в городском туре участвовало 64 лицеиста 3-4 и 6-11 классов.

В итоге завоевано 41 место – 15 – первых мест, 12 – вторых и 14 – третьих мест, вместо 37 мест в 2004-2005 уч. году.

В общелицейской научно – практической конференции участвовало 22 учащихся, на районную НПК представлено 13 исследований, 5 из них получили звание «Лауреата» конференции; в итоге 6 исследовательских работ примут участие в региональной научно – практической конференции по направлениям: валеология (Шрейдер К. 9-б, руководитель Котова Г. Н.); биология (Ивановская Ю. 11-б, руководитель Пономарева Л. И.); математика (Трифонов А. 10-б, руководитель Одинец Е. Г.); социология (Ухватова Г. 11-б, руководитель Бирюкова И. А.); литературоведение и лингвистика (Попова Т. 9-б, руководитель Барашковская Ю. В.); география (Фурсова Т. 10-б, руководитель Иванченко О. С.)

Активное участие в деятельности НОУ принимают учащиеся 5-6 классов в рамках организации мини-конфиренций, защищая проектные работы по технологии (решая задачу 1 года обучения) (подробнее см. справку)

Положительным моментом в результативности НОУ является выход лицеистов на интеллектуальные конкурсы по предметам:

Районный уровень:

история 1 место (учащиеся 7-х классов, рук. Бирюкова И. А.,инт. игра «Сталинградская битва»)

история 2 место (учащиеся 10-11-х классов, рук. Ломакина Л. В., интел. игра, посвященная 60-летию Победы)

Региональный уровень

31 место в к. «Русский медвежонок» (Вражкина Л., 5 кл. уч. Брит Н. Н.)

56 место в к. «Кенгуру» (Бирюкова Е., 7 кл. уч. Иванова Г. И.)

Межрегиональный уровень

участие учащихся 9-б кл. (Кобыдед О., Александрова А.,Тян И.), учащиеся 10-бкл. (Сергеева Г.) в заочный физико – математической олимпиаде школы «Авангард» подтверждают их способность обучаться в класса с углубленным изучением математике и физики.

Результативность участия лицеистов во внеурочный деятельности различного уровня отслеживается с помощью портфолио или папки личных достижений ученика, целью портфолио которого является диагностика индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте. Внедрена и апробирована схема структуры портфолио, схема исчисления образовательного рейтинга ученика.

Анализ диагностики создания портфолио показывает, что 75,3 % лицеиста совестно с классным руководителем оформили папки личных достижений и по мере необходимости отслеживают результативность своей деятельности.

Особое место в опытно-экспериментальной работе 2004-2005 учебного года продолжает занимать широкомасштабный Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, основными направлениями которого является (подробнее см.Анализ эксперимента )

Апробация программно – методического, учебно – методического комплексов под общей редакцией Н. Ф.Виноградовой;

Апробация измерителей мониторинга ключевых образовательных компетенций;

Преподавание иностранного языка в начальной школе;

Преподавание информатики в начальной школе.

Экспериментальная деятельность обеспечила:

Участие образовательного учреждения в Федеральном эксперименте позволило обновить учебно – материальную базу (лицейский библиотечный фонд)

Апробировать учебный план на 1 и 2 ступенях образования;

Апробировать УМК под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой; систематизировать контрольно – измерительные материалы по предметам;

Обеспечить преемственность в преподавании информатики и иностранного языка между начальным и средним (полным) образованием;

Учитывать и контролировать процесс индивидуального развития каждого ученика;

Осуществить повышение профессионального уровня педагогов – экспериментаторов в НИПК и ПРО;

Получены высокие стабильные результаты учащихся.

Таким образом, программа инновационной деятельности в 2004-2005 учебном году охватывает основные направления деятельности ОУ:

- Образовательное учреждение обеспеченно программно – методическими, учебно – методическими комплексами для формирования профиля: физико – математического, информационно – математического и социально – экономического. В дальнейшем следует продолжить формирование гуманитарного профиля, учитывая индивидуальные возможности обучающихся.

- Большинство педагогов лицея вовлечено в опытно – экспериментальную инновационную деятельность.

Теоретическая и практическая база учителя формировалась в основном через систему педагогических советов, научно – методического совета, деятельность кафедр, психолого – педагогических семинаров, творческих лабораторий.

- Внедрены в образовательный процесс образовательные программы «Здоровье», «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся в условиях лицейского образования», «Преемственность в обучении, воспитании и развитии».

- Осуществлены основные направления деятельности со способными и одаренными детьми в рамках программы «Способные и одаренные дети»

· индивидуально – групповая работа с лицеистами с целью подготовки их возможного участия в олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях различного уровня.

· открытие профильных классов и апробация новых предметов через БУП, дополнительное образование.

Разработаны нормативный и содержательный аспекты «Ученического портфолио»

Результативность обучения в профильных и предпрофильных классах по профильным дисциплинам стабильна и положительна.

Данная система инновационной деятельности динамична и применима в любом ОУ в виде технологической цепочки:


1

Инновационная деятельность в сфере образования - предмет активного обсуждения в педагогической науке, где термин «инновации» используется многозначно и довольно размыто, вплоть до создания иллюзии его банальности и общепонятности. Иное - в науке экономической: проблемы инновационной деятельности из сугубо прагматических соображений часто замыкаются на сфере материального производства. А сам инновационный процесс рассматривается как промышленное применение новых технологий. Поскольку внимание представителей других наук к категории «инновационная деятельность» ощущается слабо, право на её определение «узурпировала» экономическая наука. Пока в юридической практике можно отметить лишь отдельные «вкрапления» терминологии, связанной с этим прогрессивным видом деятельности. Поэтому можно с сожалением констатировать, что юридическая наука и законодательная практика в области правового регулирования инновационных отношений отстают от педагогической и экономической науки. Объединение усилий наук, исследующих проблемы инноваций, позволило бы стимулировать достижение того эффекта, который в действительности ожидается от инновационных технологий в образовательной деятельности.

Инновационные технологии в вузе, несмотря на их правовую неопределенность в содержательном плане - это, прежде всего, условие повышения качества образования, а, следовательно, возможность повысить конкурентоспособность конкретного вуза на рынке образовательных услуг. Особая проблема - внедрение норм об инновациях в отраслевые акты, в том числе законы Российской Федерации. В них должны быть включены нормы об инновационных технологиях, отстаиваемые отдельными учеными, апробированные и применяемые рядом вузов или принятые на научных конференциях. В противном случае они не могут быть легально внедрены в образовательный процесс. Существуя на практике, они должны быть, регламентированы юридически. А это означает, что любые достижения вузов (и иных субъектов образовательных отношений) в области образовательной инноватики должны быть регулируемыми, то есть предсказуемыми. Следовательно, они должны являться заведомо известными реальным и потенциальным участникам образовательных отношений, чтобы не вступить в противоречие с нормами действующего законодательства и, в конечном итоге, с целями образовательной деятельности. Кроме того, усилиями представителей юриспруденции с опорой на достижения экономической науки должна быть проведена классификация инноваций в образовательной сфере. Весь спектр имеющихся в педагогической науке исследований инноваций в образовании позволяет классифицировать их на организационные (связанные с оптимизацией условий образовательной деятельности), методические (направленные на обновление содержания образования и повышение его качества) и управленческие. Пока же все новшества, за которые ратуют и участники образовательного процесса, и субъекты, осуществляющие государственное управление им, представляют собой «инновационный конгломерат», который никак не увязывается с нормами образовательного законодательства и существует как явление, автономное от него.

Таким образом, образовательный процесс независимо от формы и вида всегда нацелен на оказание качественной образовательной услуги, а потому с ней необходимо соотносить все инновационные инициативы. И эта задача также может быть выполнена только с помощью закона.

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. ИННОВАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 12. – С. 39-40;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10798 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Е-мейл Оргкомитета: [email protected]; [email protected]

Организаторы: Центр развития научного сотрудничества (г. Новосибирск)

Условия участия и жилье: 210 рублей за одну страницу

Приглашаем ученых, аспирантов и студентов, теоретиков и практиков инновационной деятельности, представителей инновационного бизнеса и органов власти принять участие в международной научно-практической конференции:

Управление инновациями: теория, методология, практика

Основные направления конференции:

СЕКЦИЯ 1. Инновационный потенциал современной экономики.

СЕКЦИЯ 2. Механизмы государственной инновационной политики.

СЕКЦИЯ 3. Инфраструктура инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 4. Теория и практика управления инновациями.

СЕКЦИЯ 5. Проблемы коммерциализации инноваций.

СЕКЦИЯ 6. Бенчмаркинг в инновационной деятельности.

СЕКЦИЯ 7. Инновационная деятельность вузов.

СЕКЦИЯ 8. Опыт создания малых инновационных предприятий.

СЕКЦИЯ 9. Инновации в строительной отрасли.

СЕКЦИЯ 10. Инновации в промышленности.

СЕКЦИЯ 11. Инновации в машиностроении и энергетике.

СЕКЦИЯ 12. Инновации в химии, фармацевтике, медицине.

СЕКЦИЯ 13. Инновации в сфере услуг.

СЕКЦИЯ 14. Инновационные образовательные технологии.

СЕКЦИЯ 15. Управление социальными инновациями.

СЕКЦИЯ 16. Информационно-коммуникационные технологии.

СЕКЦИЯ 17. Критические технологии XXI века.

СЕКЦИЯ 18. Формирование инновационных компетенций выпускников вузов.

СЕКЦИЯ 19. Законодательство в сфере инновационной деятельности.

Секция 20. Развитие инновационных технологий в региональном аспекте.

Секция 21. Зарубежный опыт реализации государственной инновационной политики.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Формат текста: Word for Windows . Формат страницы: А4 (210×297 мм). Поля: 2,5 см – со всех сторон. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman. Название печатается прописными буквами, шрифт – жирный, выравнивание по центру. Ниже через двойной интервал строчными буквами – инициалы и фамилия автора(ов). На следующей строке – полное название организации, город. После отступа в 2 интервала следует аннотация, ключевые слова, за которыми через 2 интервала – текст, печатаемый через одинарный интервал, абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. Название и номера рисунков указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, формулы, графики не должны выходить за пределы указанных полей (шрифт в таблицах и на рисунках – не менее 11 пт). Сноски на литературу в квадратных скобках. Наличие списка литературы обязательно. Переносы не ставить. Общий объем одной публикации – не менее 5 страниц.

В электронном варианте каждая статья должна быть в отдельном файле. В имени файла укажите шифр (КИ-7), номер секции и фамилию первого автора (например, КИ-7 Секция 17 Петров).

Сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и публикуется на сайте электронной библиотеки Elibrary.ru .

Сборнику материалов конференции присваивается международный индекс ISBN .

ВНИМАНИЕ!

С целью возмещения организационных, издательских, полиграфических расходов и расходов по пересылке сборника материалов конференции авторам, необходимо оплатить организационный взнос в размере 210 рублей за одну страницу. Количество публикаций от одного автора не ограничивается.

Если материал для участия в конференции написан в соавторстве, то за каждого соавтора необходимо доплатить сумму в размере 350 рублей. За каждый дополнительный сборник необходимо дополнительно оплатить 350 рублей (исключение - соавторы). За пересылку сборника в страны СНГ дополнительно 350 рублей.

Яндекс-деньги 410011548221071, qiwi - +79139157901.

При оплате из зарубежных стран, в назначении платежа обязательно указать код VO 20100 . Предпочтительна оплата по системам Western Union , Мигом, Золотая корона, Contact .

Информацию об условиях публикации результатов научных исследований и требования к оформлению материалов можно получить по телефонам Центра Развития Научного Сотрудничества в г. Новосибирске:

8-383-291-79-01 Чернов Сергей Сергеевич, руководитель ЦРНС
8-913-749-05-30 Хвостенко Павел Викторович, ведущий специалист ЦРНС

По электронной почте:
[email protected] , [email protected]

в группе в ВКонтакте http://vk.com/club5014395

На сайте http://zrns.ru/

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В книге рассмотрены основные понятия инновационного менеджмента, содержание и структура инновационного процесса, различные аспекты управления инновациями. Проанализированы вопросы формирования инновационных стратегий, даны классификация и характеристика видов риска в инновационной деятельности. В пособие включен обширный материал по анализу российского и зарубежного опыта по управлению инновационными процессами.
Для закрепления теоретических знаний и развития практических навыков студентов к каждой главе даны вопросы для самоконтроля, тренировочные задания, тесты, контрольные задания.
Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических ВУЗов, специалистов, получающих второе высшее образование, а также тех, кто интересуется вопросами управления инновационными процессами.

Нововведение как объект инновационного управления.
Инновации основываются на новшествах, или нововведениях, называемых новациями. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Это перманентная движущая сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом.

Развитие любого объекта - это особый вид изменений, отличающийся качественными преобразованиями, приводящими к возникновению нового. В экономической теории по поводу развития и его интерпретации сложились два наиболее распространенных взгляда: кейнсианский и неоклассический.

Первоначально «развитие» во взглядах кейнсианцев в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту, которую выдвинул американский ученый У. Ростоу, понималось как синоним высоких темпов роста. Затем появилась теория «большого толчка», основоположниками которой были П. Розенштейн и А. Родан. Они связывали развитие с глубокими структурными изменениями, охватывающими основные отрасли народного хозяйства. Другое понимание «развития» предлагала модель экономического роста с двумя дефицитами, разработанная группой американских ученых (X. Ченери, М. Бруно, А. Страут и др.). Развитие при таком подходе трактовалось как вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замена импортных товаров отечественными, как создание предпосылок для преодоления внешней финансовой зависимости.

Содержание
Предисловие 3
ГЛАВА 1. Основные понятия инновационного менеджмента 5
1.1. Нововведение как объект инновационного управления 5
1.2. Сущность и содержание инновации 7
1.3. Классификация и функции инноваций 8
ГЛАВА 2. Общая характеристика инновационного менеджмента 15
2.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента 15
2.2. Возникновение, становление, развитие и современное состояние инновационного менеджмента 16
2.3. Функции и методы инновационного менеджмента 19
ГЛАВА 3. Организация инновационного менеджмента 23
3.1. Содержание и структура инновационного процесса 23
3.2. Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений 28
3.3. Методы поиска инновационных идей 32
3.4. Анализ реализации инновационного процесса 35
ГЛАВА 4. Приемы инновационного менеджмента 42
4.1. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента 42
4.2. Приемы, воздействующие на производство инноваций 43
4.3. Приемы, воздействующие на производство, реализацию, продвижение и диффузию инноваций 45
4.4. Приемы, воздействующие только на реализацию и диффузию инноваций 48
ГЛАВА 5. Инновационный менеджмент и стратегическое управление 56
5.1. Понятие и виды инновационных стратегий 56
5.2. Способы выбора инновационных стратегий 61
5.3. Формирование инновационных стратегий 66
ГЛАВА 6. Инновационное поведение 74
6.1. Оценка стратегических направлений инновационного повеления. Инновационные игры 74
6.2. Исследование инновационной активности 79
6.3. Типы инновационного поведения фирм 82
ГЛАВА 7. Формы инновационного менеджмента 91
7.1. Организационные формы инновационного менеджмента 91
7.2. Классификация инновационных организаций 94
7.3. Организационные структуры научно-технической сферы 97
ГЛАВА 8. Инновационная политика 109
8.1. Содержание и направления инновационной политики 109
8.2. Оптимизация инновационной политики на предприятии 113
8.3. Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта 117
ГЛАВА 9. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере 126
9.1. Управление инновационными затратами 126
9.2. Особенности ценообразования на инновационную продукцию 131
9.3. Анализ условий безубыточности в инновационном бизнесе 135
ГЛАВА 10. Риск в инновационной деятельности 144
10.1. Классификация и характеристика видов риска 144
10.2. Методы оценки риска в инновационном бизнесе 150
10.3. Способы снижения рисков в инновационной деятельности 155
ГЛАВА 11. Управление разработкой программ и проектов нововведений 162
11.1. Понятие инновационных программ. Виды инновационных проектов 162
11.2. Бизнес-план и экспертиза инновационного проекта 167
11.3. Отбор проектов нововведений 172
ГЛАВА 12. Анализ эффективности инновационной деятельности 183
12.1. Оценка эффективности инноваций 183
12.2. Экономическая эффективность вложения капитала в инновацию 186
12.3. Эффективность инновационной деятельности с привлечением внешних источников финансирования 190
Контрольные задания по главам 196
Ответы на тренировочные задания 203
Глоссарий 213
Литература 220.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Управление инновациями, Теория и практика, Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Уважаемые коллеги!

Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»

МНОГОТОМНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ (В 9-ТИ томах)

МОНОГРАФИЯ ИНДЕКСИРУЕТСЯ В

РОССИЙСКОМ ИНДЕКСЕ НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ)


В монографию принимаются материалы в которых рассматриваются вопросы, связанные с современными теоретико-прикладными достижениями в различных научных областях, образовании, технологиях и промышленности, освещающие тематическое многообразие, актуальные формы представления новейших научо-исследовательских концепций, направлений и подходов, разработок, технологий и продуктов, позволяющие оценить современные тенденции в развитии науки и инновационной сферы, коммерциализации идей, изобретений и опыт внедрения инноваций в следующих научных областях:

Архитектура и искусство;

Биология;

Геология;

География;

Естествознание;

История;

Культурология;

Компьютерные науки;

Лингвистика;

Математика;

Медицина;

Педагогика;

Политология;

Психология;

Социология;

Технические науки;

Филология;

Философия;

Экономика;

Юриспруденция.

I. Требования к оформлению текста коллективной монографии


К публикации принимаются оригинальные авторские материалы объемом 25-35 страниц текста формата А4, ориентация бумаги – книжная. Материал должен содержать краткое введение (1-2 страницы) и заключение (1 страница), а также разбит на несколько равнозначных по объему частей. Материалы от соискателей и аспирантов принимаются к рассмотрению только при наличии рецензии научного руководителя (подписанной и заверенной печатью вуза), которая высылается в отсканированном виде на почту центра, вместе с предоставляемыми материалами. Если работа написана в соавторстве с научным руководителем, то рецензия не требуется.

Рецензенты оставляют за собой право отклонить материалы, поступившие позднее указанного срока, не удовлетворяющие требованиям оформления и не соответствующие тематике коллективной монографии. Авторы/соавторы несут полную ответственность за предоставленные материалы. Материалы печатаются в авторской редакции.

Публикуемая работа должна быть тщательно отредактирована и вычитана автором (авторами). Формат А4, ориентация бумаги – книжная. Материалы предоставляются в редакторе Microsoft Word 2003/2007. Поля со всех сторон – 2 см. Шрифт «Times New Roman», без автоматического переноса, цвет – черный.

Порядок расположения (структура) текста:

– по центру (курсивом, кегль 14, междустрочный интервал - одинарный) – фамилия автора (авторов), инициалы; ученая степень, ученое звание; должность или академический статус; название учебного заведения или организации, город, страна; отступ в одну строку – название статьи, прописные буквы, не Caps Lock!, (полужирный шрифт, кегль 14, междустрочный интервал – одинарный).

– отступ в одну строку – по ширине, текстовая часть статьи; кегль 14; междустрочный интервал – полуторный; отступ (абзац) – 1,25.

– отступ в одну строку – библиографическая ссылка, по ширине (кегль – 14; междустрочный интервал - одинарный).

Оформление ссылок

Подтекстовые сноски запрещены!

ВНИМАНИЕ!

Рисунки, графики и диаграммы должны быть только черно-белыми, без цветных элементов и мелких (сплошных) заливок. Рисунки представляются в формате «.tif». Разрешение для черно-белых рисунков не менее 300 dpi. Цветовой режим CMYK.

Список использованной литературы необходимо оформлять в соответствии с Единым форматом оформления пристатейных библиографических списков в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка», который представлен на сайте центра www.sci-cooperation.ru Оформлять ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы следует в квадратных скобках, например: . Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.


II. Форма заявки и требования к оформлению коллективной монографии


ЗАЯВКА НА ПУБЛИКАЦИЮ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ

«Наука сегодня: теория, практика, инновации» (т. 3)

Название статьи

Количество страниц

Место работы

Должность

Ученая степень, ученое звание

Почтовый адрес (с индексом)

Сертификат участника коллективной монографии (РФ – 230 руб., СНГ – 280 руб.).

Пересылка обязательного сборника экземпляра монографии (РФ – 250 руб., СНГ – 480 руб.).

Количество дополнительных экземпляров коллективной монографии 1 экз. (РФ - 400 руб., СНГ – 650 руб.).

Справка, подтверждающая факт принятия материалов к печати (стоимость - РФ - 120 руб., СНГ – 150 руб.).

Редактирование списка литературы согласно ГОСТ (300 руб.).

Источник получения информационного письма


III. Финансовые условия публикации коллективной монографии

Стоимость публикации и рецензирования материалов коллективной монографии – 250 руб. за 1 страницу. Доплата за соавтора – 500 рублей. Одному автору (основному при соавторстве) бесплатно полагается один экземпляр коллективной монографии. Оплата за пересылку обязательного экземпляра коллективной монографии автору из России – 250 руб., для авторов из стран СНГ – 480 руб. Стоимость дополнительных экземпляров коллективной монографии – 400 рублей за один экземпляр с учетом пересылки (Россия) и 650 рублей (СНГ). Все материалы проходят независимое рецензирование, в случае положительного отзыва рецензента вам будет выслано письмо, в котором будет указана стоимость публикации и реквизиты для оплаты. Монография будет издана в твердом переплете с присвоением международного индекса ISBN, ББК, УДК и разослана по основным библиотекам России и зарубежья и проиндексирована в РИНЦ.

Просим Вас заблаговременно заказывать дополнительные экземпляры монографии для своих соавторов, научных руководителей и научных консультантов.


IV. Контакты

Заявку и материалы просим направлять на электронную почту Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество» [email protected] с пометкой «КМ2 – Т2».

Контактное лицо по вопросу издания монографии – кандидат педагогических наук, доцент, Чигишева Оксана Павловна.


Уважаемые коллеги!

Мы будем благодарны Вам за распространение данной информации среди широкого круга лиц, заинтересованных в публикации материалов

в коллективной монографии.