Система внутришкольного мониторинга как средство обеспечения качества образования. Модель внутришкольного мониторинга

Мероприятия, связанные с мониторингом, во многих учебных учреждениях являются просто необходимыми. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет собой комплекс действий, направленных на отслеживание результатов учебного и воспитательного процессов, а также средств, при помощи которых они были достигнуты.

Особую роль в процессе грамотной организации этой деятельности имеют принципы и функции педагогического мониторинга в системе школьного образования.

Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов. Наиболее распространенными среди них являются: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.

Сущность первого принципа состоит в том, что педагогическая информация, предоставляемая ученикам, должна стимулировать их к процессу дальнейшего обучения. Второй принцип предполагает, что данные, получение которых произойдет в результате мониторинга, должны в дальнейшем активно использоваться между субъектами, совершающими образовательную деятельность. Именно поэтому необходима их подача в максимально доступной форме и создание условий для последующего сотрудничества между педагогическими работниками.

Принцип информационной интегративности педагогического мониторинга предполагает, что вся полученная информация не будет отличаться чрезмерной агрессивностью. Принцип непрерывности характеризуется тем, что комплекс действий, обеспечивающих мониторинг, должен происходить постоянно, без каких-либо перемен. В противном случае получить достоверную информацию будет практически невозможно. Определенную взаимосвязь с ним имеет принцип целостности, подразумевающий направленность мониторинга на все компоненты педагогического процесса.

Так как мониторинг используется не только с целью тщательного сбора, но и последующего хранения, обработки и распространение данных о педагогической системе, наблюдается его взаимосвязь с контролем и анализом. Это весьма отчетливо прослеживается в совокупности функций. Первая функция — управленческая. Она связана с изучением фактического состояния дел, а также обоснованности использования различных средств и способов, направленных на достижение целей. Реализация функции управления подразумевает также объективное оценивание результатов, полученных в ходе педагогического процесса и выработку механизмов регуляции, помогающих перевести систему в совершенно новое состояние.

Ориентировочная функция дает возможность получать информацию о том, каким образом организовать целесообразное взаимодействие между субъектами, принимающими участи в процессе образования.

Конструктивная функция обеспечивает возможность использования полученной информации с целью обеспечения конструктивной деятельности субъектов, принимающих участие в обучении.

Особое значение в процессе практически постоянного развития системы педагогического мониторинга имеет коррекционная функция, связанная с исправлением совместно реализуемых действий субъектов. С ее помощью реально также успешно разрешать многочисленные проблемы, возникающие в ходе взаимоотношений участников данного процесса, обусловленные влиянием ряда факторов.

Оценочно-прогностическая функция обеспечивает оценку информации, которую субъекты получают при педагогическом взаимодействии. В результате оценки, а также дальнейшего составления прогнозов можно определить степень взаимных усилий, направленных на достижение некоторого образовательного результата.

В связи с тем, что система педагогического мониторинга — это динамически развивающаяся система, сегодня имеется достаточное количество ее разновидностей. К наиболее распространенным можно отнести: мониторинг дидактического характера, мониторинг воспитательный, социально-психологический мониторинг, а также управленческий.

Реализация мониторинга дидактического характера связана со слежением за тем, как протекают образовательные процессы.

Мониторинг воспитательного характера — это наблюдение за многочисленными аспектами воспитательного процесса, учитывающий систему связей отношений, а также особенности процесса взаимодействия между всеми участниками процесса образования.

Мониторинг социально-психологического типа предполагает отслеживание того, какую динамику представляет система личностных и коллективно-групповых отношений. В таком случае необходимо обращать внимание и на психологический климат, существующий в группе.

Управленческий мониторинг — это процесс, направленный на отслеживание особенностей взаимодействия, существующих на разнообразных иерархических уровнях. Самыми часто встречающимися системами в таком случае считаются: система «руководитель-педагогический коллектив», система «учитель-учащийся», система «учитель-семья ученика».

На современном этапе развития педагогической науки имеет место некоторый пересмотр и расширение трактования категории «педагогический мониторинг». В частности, все большее число специалистов, активно занимающихся изучением данного вопроса включают не только сбор понятие, а также хранение информации. В качестве дополнения выступает полноценная организация информационных потоков и утверждение, связанное с тем, что это крайне важное условие для нормального функционирования мониторинговой системы. Из-за этого постановка задач мониторинга может быть некоторым образом изменена и заключаться в правильной оценке степени, направления, а также причин из-за которых произошло отклонение в оптимальном функционировании педагогической системы.

С учетом того, что фактически достигнутые результаты деятельности конкретно взятого образовательного учреждения, а также возникшая степень отклонения сопоставляется с определенной нормой, ее наличие максимально важно для правильного и полезного мониторинга. Наиболее полные данные могут быть полученными по итогу проведения как внешнего, так и внутреннего подобного исследования. Реализация внешнего мониторинга связана с изучением результата, а также с анализом и последующей оценкой условия проведения образовательного процесса независимыми комиссиями.

Главная цель внутреннего мониторинга состоит в определении соответствия образовательного учреждения требованиям, исходящим от детей, родителей, а также педагогов. Обращается внимание и на то, возможно ли при использовании определенной системы методов, достичь заранее поставленных целей. Главными инструментами, применяемыми при мониторинге данного типа являются: анкетирование, самоанализ, собрание педагогического совета и осуждение.

После проведения сравнения реальных показателей и запланированных эталонных, происходит содержательная оценка всех полученных результатов, а также, в случае необходимости, их коррекция. Общая эффективность мониторинга зависит от того, насколько правильно изначально задавались стандарты, а также нормы. Все этапы мониторинга определенным образом связаны с педагогической диагностикой. Она представляет собой одновременное оперативное изучение, а также оценивание, регулирование, корректирование процесса или же явления. Комплекс таких мероприятий может происходить как на уровне отдельно взятого ребенка, так и на уровне деятельности педагога либо же руководителя образовательного учреждения. Если диагностика проведена правильно, с учетом всех характерных признаков, значит итоги мониторинга будут максимально достоверными, а также полезными в дальнейшем использовании.

Система педагогического мониторинга, несмотря на свою сложность, имеет достаточное количество преимуществ. В частности, благодаря ей становится возможным оперативно узнать обо всех проблемах и преимуществах функционирования образовательной системы. Также становится возможным в течении короткого периода времени внести необходимые изменения.

Мониторинг образовательных и личностных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами обучения
1. Педагогический мониторинг – это… *
а) постоянно организованное наблюдение за каким-либо процессом, отслеживание его хода по определенным показателям;
б) учебные достижения школьников;
в) прогноз учебных достижений школьников.
2. Педагогический мониторинг – это… *
а) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями педагогической действительности;
б) процесс реализации педагогических задач;
в) система функционирования педагогического процесса.
3. Педагогическая диагностика – это… *
а) процедура получения информации о ряде показателей, критериев, признаков и качестве образования;
б) средство выявления результатов учебно-воспитательной деятельности;
в) совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.
4. Педагогическая диагностика является частью… *
а) педагогического процесса;
б) педагогического мониторинга;
в) педагогической деятельности.
5. Функция мониторинга, дающая возможность объективно и всесторонне оценить характер и особенности осуществления образовательного процесса, установить значимость полученных результатов, их соответствие целям и задачам образовательной деятельности – это… *
а) информационная функция;
б) аналитическая функция;
в) коррекционная функция.
6. Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это… *
а) нормативно-установочный этап;

в) диагностико-прогностический.
7. К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга? *
а) к нормативно-установочному;
б) к диагностико-прогностическому;
в) к коррекционно-деятельностному.
8. Функция мониторинга, позволяющая провести диагностику и получить целостную информацию о состоянии объекта мониторинга – это… *
а) информационная функция;
б) диагностическая функция;
в) коррекционная функция.
9. Этап мониторинга, характеризующийся выделением критериев и показателей уровней сформированности исследуемого аспекта мониторинга, - это… *
а) диагностико-прогностический этап;
б) коррекционно-деятельностный этап;
в) нормативно-установочный этап.
10. Найдите неверное утверждение. Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он… *
а) целесообразен;
б) имеет четкие цели и задачи;
в) не систематичен и не планомерен.
11. Найдите неверное утверждение. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям: *
а) диагностика качества образования;
б) подготовка и проведение учебных занятий;
в) анализ содержания образования.
12. Результаты мониторинга… *
а) рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами;
б) рассматриваются индивидуально (каждое мониторинговое исследование);
в) рассматриваются только после полного завершения мониторинговых исследований.
13. Традиционная схема мониторинга: *
а) вводный, текущий, итоговый контроль;
б) входной и итоговый контроль;
в) аналитический, дифференцированный, корректирующий.
14. Средство оценивания показателей личностного развития обучающегося: *
а) уровень социально-личностной зрелости ученика и ценностная ориентация личности;
б) индивидуальные образовательные показатели ребенка;
в) общая оценка воспитанности обучающегося.
15. Компоненты мониторинга: *
а) опрос, наблюдение, анализ;
б) диагностика, моделирование, прогнозирование, компьютерная поддержка;
в) наблюдения, исследование, определение индивидуальных достижений.
16. Кто является объектами педагогического мониторинга? *
а) все участники образовательного процесса;
б) обучающиеся;
в) обучающиеся, имеющие медико-педагогические рекомендации.
17. Принципы осуществления системы мониторинга: *
а) аналитичность, информированность, прогнозированность;
б) научность, непрерывность, цикличность, гуманизация, коллегиальность;
в) демократичность, стандартизация, периодичность, информированность.
18. Мониторинг качества образования разделяется на два вида: *
а) мониторинг качества образовательной деятельности и мониторинг качества учебных достижений обучающихся;
б) мониторинг методического мастерства педагога и мониторинг личностных успехов обучающихся;
в) образовательный мониторинг и методический мониторинг.
19. Уровни образовательного мониторинга: *
а) внутришкольный, муниципальный, региональный, федеральный;
б) школьный, городской, всероссийский;
в) внутри класса, внутришкольный, районный, федеральный.
20. Найдите неверное утверждение. Анализ результатов нулевого входного контроля дает возможность учителю: *
а) выбрать адекватную методику обучения;
б) не формировать мотивацию учащихся;
в) провести коррекцию учебного графика.
21. Найдите неверное утверждение. Динамику индивидуального роста ученика можно проследить по результатам: *
а) выполнения домашнего задания;
б) итоговые оценки за несколько периодов обучения;
в) контрольных срезов.
22. Процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, анализа, оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий является… *
а) педагогическим мониторингом;
б) педагогической диагностикой;
в) педагогическим консультированием.
23. Что лежит в основе классификации мониторинга на школьный, районный, региональный, федеральный уровни? *
а) цели мониторинга;
б) область применения;
в) иерархия систем управления.
24. Функция мониторинга, предполагающая контроль за состоянием объекта мониторинга и подготовку рекомендаций для принятия коррекционно-упреждающих управленческих решений – это… *
а) информационная функция;
б) диагностическая функция;
в) организационно-управленческая функция.
25. Виды мониторинга по организационным формам: *

б) локальный, выборочный, сплошной;
в) индивидуальный, групповой; фронтальный.
26. Виды мониторинга по целям: *
а) разовый, периодический, систематический;
б) оперативный, стратегический, тактический;
в) индивидуальный; групповой, фронтальный.
27. Найдите неверное утверждение. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям: *
а) психодиагностика;
б) анализ педагогической культуры учителя;
в) медицинская диагностика.
28. Принципы педагогической диагностики, используемые в практике: *
а) принципы последовательности, преемственности, доступности, прогностичности;
б) принципы индивидуализации, аналитичности, доступности;
в) принципы научности, цикличности, аналитичности, целесообразности.
29. Виды педагогической диагностики: *
а) педагогическая, психологическая, социологическая, медицинская;
б) педагогическая, методическая, техническая;
в) педагогическая, психологическая, аналитическая, личностно-ориентированная.
30. Два уровня мониторинга в ОО – это… *
а) административный и классно-урочный;
б) индивидуальный и внутришкольный;
в) образовательный и методический.

Каждый школьный администратор знает, что внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль является его прямой обязанностью и регламентируется современными документами об образовательной деятельности, причем «предмет и формы контроля определяются руководителем образовательного учреждения в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательного учреждения, определенными законодательством об образовании, а также уставом образовательного учреждения» 1 . Исходя из понимания сущности контроля в работах по теории управления, можно сказать, что контроль за деятельностью любой организации должен обеспечивать возможность получения ответов на следующие вопросы:

    Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы?

    Кто способствовал достижению этих результатов?

    В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижение данных результатов?

    Насколько успешна была управленческая деятельность?

    Какие меры надо принять по результатам контроля, в том числе по стабилизации ситуации (если в этом есть необходимость) и по стимулированию персонала?

Эти же вопросы правомерно отнести и к сфере внутришкольного контроля образовательного учреждения. Каким образом собрать информацию для формулировки ответов на эти вопросы? Вот здесь и появляется мониторинг, т.к. он предполагает не единичный сбор информации, а постоянный по одним и тем же показателям с целью выявления динамики изменений.

Можно ли говорить о полном совпадении мониторинга и внутришкольного контроля? Думается, что нет. Внутришкольный контроль является одной из ведущих функций управления образовательным учреждением и состоит в выявлении отклонений фактических параметров деятельности от заданных, нормативных (иными словами: проверке) с принятием управленческих решений. Мониторинг не предполагает принятие управленческих решений. Сам по себе, являясь информационной системой, мониторинг выполняет, информационную функцию в рамках внутришкольного контроля. Возможно, у читателя возникнет вопрос: если какой-либо администратор качественно организует внутришкольный контроль, то он тем самым проводит мониторинг? Возможно да, а возможно и нет. Все зависит от того, каким инструментарием, с какой периодичностью он пользуется и каким образом работает с полученной информацией.

Мониторинг формируется как многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур , проводимых с использованием количественных методик, максимально объективирующих качественные показатели избранных объектов. На практике эта система повторяющихся диагностических процедур может выглядеть как система повторяющихся временных срезов 1 , например, уровня знаний учащихся. Временные срезы проводятся в течение всего учебного года и используют, главным образом, системы тестов. В этом примере качественные показатели – уровни знаний учащихся – измеряются с помощью тестов – типичных количественных методик сбора информации о состоянии объекта.

С какими процедурами управления системой образования связан мониторинг?

Кроме внутришкольного контроля в современной системе образования существуют и другие важные процедуры, в рамках которых оценивается деятельность образовательного учреждения. Речь идет об аттестации, аккредитации и лицензировании. Связан ли мониторинг с этими процессами? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как известно, образовательным законодательством РФ предусмотрено 4 вида оценки деятельности образовательного учреждения: лицензирование, аттестация, аккредитация, инспектирование.

    Лицензирование – процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ОУ, государственным и региональным требованиям к строительным, санитарным и гигиеническим нормам, к обеспечению безопасности, оборудованию учебных помещений, оснащенности учебного процесса, квалификации профессорско-преподавательского состава и его соотношения к количеству обучаемых.

    Аккредитация – процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа, вида) образовательного учреждения. Она выражается в доверии данному учреждению (от имени государства) выдавать своим выпускникам документ о соответствии полученного образования государственным образовательным стандартам. Государственная аккредитация предусматривает аккредитацию каждой образовательной программы и аккредитацию образовательного учреждения в целом по совокупности аккредитованных образовательных программ.

    Инспектирование – установление степени выполнения образовательным учреждением законодательных и нормативных актов.

    Аттестация – процедура установления соответствия. В системе образования необходимо рассматривать два взаимосвязанных процесса – аттестацию образовательного учреждения в целом и аттестацию педагогических работников этого образовательного учреждения. Аттестация педагогических работников – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности. Аттестация государственного образовательного учреждения – это процедура комплексной оценки его готовности к реализации определенных образовательных программ, а также оценка соответствия уровня подготовки выпускников требованию государственного образовательного стандарта. Система аттестации образовательных учреждений – это форма государственно-общественного контроля качества образования.

Итак, все эти процедуры направлены на оценку деятельности образовательного учреждения. Почему важна объективная система оценивания? Одной из важнейших причин является необходимость получения достоверных сведений о результативности образовательного процесса, которые могут быть использованы образовательными учреждениями следующей ступени обучения (вузами, средними специальными профессиональными учреждениями, колледжами и т.д.), работодателями, родителями и, наконец, государством. Другой не менее важной причиной является необходимость оценки государственными и местными органами управления образованием успешности и эффективности образовательной политики. Поскольку давление на выделяемые средства постоянно растет, для получения максимального удовлетворения потребностей общества очень важно, чтобы стратегические решения основывались на точных данных. Кроме этого, наиболее значимые «потребители» образования – учащиеся – нуждаются в четко определенных целях, к которым им нужно стремиться, а ведь именно их опыт является определяющим для развития страны.

Для объективной оценки качества образования в стране сделано немало. Важным шагом в этом направлении была разработка образовательных стандартов, которые законодательство трактует следующим образом: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ). Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом (абзац введен Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ)». Именно выполнение образовательного стандарта является основным объектом оценивания в перечисленных выше процедурах. Как известно, образовательный стандарт представлен в настоящее время совокупностью документов - базисный учебный план, СанПиН, экзаменационные материалы, включая ЕГЭ 1 .

Итак, основная обязательная поддерживаемая государством деятельность школы направлена на реализацию образовательного стандарта. Именно эта составляющая и подвергается оцениванию в режиме лицензирования, аккредитации, инспектирования и аттестации. Предметом оценивания является выполнение школой требований образовательного стандарта, а целью – выявление того, насколько качественно школа это делает. Таким образом, государство в лице учредителя получает информацию о том, насколько качественно выполняет то или иное образовательное учреждение возложенные на него образовательные задачи и в соответствии с полученной информацией принимает управленческие решения.

Какое место занимает во всех этих процедурах внутришкольный мониторинг? Он позволяет получить информацию не только о самих результатах, но и о процессе их достижения, что оказывается чрезвычайно значимым при принятии решений о направлениях развития учреждения. Он позволяет сопоставить внешнюю (получаемую в ходе выше описанных процедур) и внутреннюю информацию о результатах деятельности школы, согласовать позиции школьной администрации и муниципальных органов управления относительно перспектив образовательного учреждения.

Отметим, что поиск баланса между оценкой процесса и оценкой результата сегодня чрезвычайно актуален, и он связан с выбором стратегии внутришкольного управления качеством образования. М.М. Поташник в своей книге «Управление качеством образования» отмечает, что довольно часто встречается противопоставление управления, ориентированного на процесс, управлению, ориентированному на результат. Какое управление лучше? Ученый замечает, что в чистом виде и та и другая ориентация однобока, т.к. от процесса (от его качества) зависит результат, а ни от чего другого. Поэтому по большому счету следует говорить об управлении, которое оптимально сочетает в себе ориентацию на достижение конкретного (операционально заданного) результата с ориентацией на процесс, ведущий к достижению этого спрогнозированного и операционально заданного результата.

Если школа получает результаты, удовлетворяющие, с одной стороны, учредителя, а с другой – основного потребителя (учащихся и их родителей), то сохраняется всё содержание, структура, организация учебно-воспитательного процесса, все условия его обеспечения и вся система управления им. Однако если проектируются, прогнозируются качественно новые результаты, то одно это приводит к комплексному преобразованию всей школы и системы управления ею, т.е. к развитию всех объектов и субъектов управления, к разработке и освоению новшеств, обеспечивающих достижение этих качественно новых результатов. И именно в такой ситуации возникает потребность в получении достоверной информации о состоянии образовательного процесса, о его направленности на достижение качественно новых образовательных результатов, которую и может дать мониторинг.

Таким образом, в современных образовательных условиях, характеризующихся повышенной мобильностью, разнообразием и обилием информации, и, в конечном счете, высокой степенью неопределенности, перед образовательным учреждением, стремящимся соответствовать требованиям современности, возникает необходимость в реализации внутришкольного управления образовательным процессом, направленным на повышение качества образования, достижение качественно новых образовательных результатов. Речь идет о внутришкольном управлении по процессу и результатам одновременно, которое возможно при условии перестраивания внутришкольного контроля в управление качеством образования, где контроль является одной из функций. Управление качеством образования, в свою очередь, возможно только на основе своевременно полученной достоверной информации об этом качестве, которую может дать мониторинг качества образования.

Совершенно понятно, что не каждое образовательное учреждение может быть в полной мере готово к таким процессам преобразования своей управленческой составляющей. Поэтому очень важно оценить степень готовности школы к введению управления качеством образования и реализации мониторинга, т.е. выявить те «точки роста», которые и станут опорой накопления нового опыта. Точки роста – это не есть что-то новое, привнесенное в школу извне. Это тот позитивный опыт, который уже имеется в учреждении. Мы глубоко убеждены в том, что нецелесообразно все разрушать и начинать строить заново.

Аналитические, социологические, маркетинговые службы, менеджеры в сфере образова- ния в учебных заведениях. Перечисленные подразделения и специалисты должны действовать как самостоятельные элементы мониторинговой системы. Вместе с тем единство и плодотворность их действий зависят от наличия организующего "ядра" - специальной мониторинговой службы (отде- ла) в государственном органе управления образованием, непосредственно осуществляю- щей координацию организационно-методического и программно-технического обеспече- ния всех процедур мониторинга. ОБЪЕКТАМИ мониторинговой оценки могут быть явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.); процессы (педагогический процесс в целом, процесс нравственного воспитания, процесс трудового воспитания, процесс подготовки детей к школе и т. д.); деятельность (игровая, трудовая, учебная и др.). Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагога или делает педагогический мониторинг малоценным и некачествен- ным, или разрушает всю систему. В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представ- ляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем. Данное определение лаборатории педагогического мониторинга и стандартов г. Санкт-Петербурга было обусловлено появлением стандартов в обучении и обработке данных педагогическо- го мониторинга с помощью информационных технологий. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную ана- литическую систему по следующим направлениям: Диагностика качества образования; Анализ социальных условий; Анализ содержания образования; Психодиагностика; Анализ педагогической культуры учителя; Медицинская диагностика; Анализ деятельности школьных подразделений. Функции мониторинга Функции мониторинга развития системы образования могут иметь общий смысл и част- ные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Вместе с тем основными функциями являются следующие: интегративная - мониторинг развития системы образования является одним из ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процес- сов, происходящих в этой системе; 91 диагностическая - сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям; компаративистская - функция, создающая условия для состояний системы образо- вания в целом или различных ее элементов как во времени - состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве - возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах; экспертная - в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состоя- ния, концепции, форм, методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем; информационная - мониторинг развития системы образования является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развития системы образования; прагматическая - использование мониторинговой информации при принятии мак- симально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих. Например, в мониторинге развития образовательного процесса дошкольного учреждения могут быть выделены такие функции: ИНФОРМАЦИОННАЯ. Дает возможность выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь. На этой основе происходит участие в управлении педагогическим процессом, анализируется эф- фективность воспитания и образования. Введение педагогического мониторинга позволит достигнуть положительного эффекта развития, конкретные же резервы его усиления по- стоянно выявляются при отслеживании всех текущих процессов. Традиционно в ис- следовании педагогического процесса фиксировались преимущественно лишь его резуль- таты, выраженные в показателях усвоения умений и навыков. При введении педагогиче- ского мониторинга основное внимание направляется на особенности течения, развития самого образовательного процесса (его трудности, искажения). Эта процессуальная ин- формация является гораздо более информативной и оперативной по сравнению со све- дениями о результатах, на что указывают в своих исследованиях В. В. Репкин, Г. П. Реп- кина, Е. В. Заика и др. ПОБУДИТЕЛЬНАЯ. Участие в педагогическом мониторинге различных участников педа- гогического процесса - воспитателей, заведующих, методистов, родителей - повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубоко- му изучению детей, самоанализу своего педагогического труда. Исследовательская уста- новка является основой педагогического творчества. Благодаря педагогическому монито- рингу процесс построения образовательной и воспитательной работы в дошкольном уч- реждении может стать личностно своеобразным, т.е. соответствовать широкому диапазо- ну личностных возможностей деятельности педагога. ФОРМИРУЮЩАЯ. Внедрение педагогического мониторинга в работу дошкольных уч- реждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо знать его сильные, сла- бые и оформляющиеся стороны, что может быть полно отслежено с помощью педагогиче- ского мониторинга. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомнен- но, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпаде- ния из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании лич- ности ребенка. 92 КОРРЕКЦИОННАЯ. Тесно связана с формирующей функцией. Направленность педаго- гического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации об- разовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление поло- жительного и в то же время ослабление отрицательного. Все функции, которые выполняет педагогический мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью. Цитированные в Главе 3 источники: 1. Закон РФ «Об Образовании», 1996 г. 2. Засорина Л. С., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг каче- ства образования // Начальная школа. - 1999. № 1. - С. 74. 3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. - СПб, 1998. 4. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Психологический мониторинг // Школьные технологии. - 1999. № 4. - С. 3-20 5. Матрос Д. Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии. - 1999. № 1, 2. – С. 10. 93 Глава 04. Образовательная система как объект монито- ринга Чем выше уровень руководителя, тем сложнее задача системного обеспечения его управ- ленческой информацией: расширяется круг направлений, которые должны быть охвачены информационным обеспечением, усложняется задача ее интеграции, возникает необходи- мость в учете личностных особенностей ее потребителя. Поэтому возрастает роль мони- торинга в управлении, как комплекса мероприятий, направленных на получение полной информации о функционировании сложной системы в целях управления. 4.01. Информационное обеспечение управления образованием В отечественной практике проблеме информационного обеспечения руководителей обра- зования до последнего времени не уделялось должного внимания. В значительной степени это объясняется большой сложностью формализации процедур принятия управленческих решений в этой сфере и их информационного обеспечения. От специалистов, которые будут эту проблему решать, понадобятся не только знания об- щих основ теории управления в применении к образованию, но и владение современными информационными технологиями, особенно основанными на компьютерных сетях и Ин- тернет. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Результаты Воздействия функционирования ОБЪЕКТ внешней среды, УПРАВЛЕНИЯ условия Информация – Управляющие обратная связь воздействия УПРАВЛЯЮЩИЙ СУБЪЕКТ Базовая модель системы управления кроме объекта управления и управляющего субъекта и, естественно, управляющих воздействий, включает ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, поток инфор- мации о функционировании всей системы, которая поступает от объекта управления к управляющему субъекту. В системе образования эта обратная связь не вполне сформиро- вана. Существуют два канала информационного обеспечения руководителей: 94 формализованный (по нему циркулирует регламентированная по форме, содер- жанию и времени представления информация, обладающая достаточной степе- нью достоверности); стихийный (по нему к руководителям неуправляемо поступает огромное коли- чество самых разнохарактерных сведений, далеко не всегда объективно отра- жающих действительное положение вещей: это звонки по телефону, устные об- ращения или ответы и др.). В практике управления образованием пока превалирует второй канал. Важно, чтобы обес- печение руководителей в сфере образования объективной, достоверной, регламентиро- ванной по форме и времени информацией было максимально полным, а сведения, посту- пающие по второму каналу, лишь дополняли информацию формализованного канала. Промежуточное положение в системе информационного обеспечения руководителей сис- темы образования занимает целевая единовременная информация, подготавливаемая по их заданию специалистами по тому или иному вопросу в виде справок, аннотаций, целе- вых анализов. При правильной организации информационного обеспечения потребность в них значительно уменьшается. Логическая структура информационных потоков в общем случае не связана с физической структурой транспорта информации и связи, которая имеет звездообразную структуру ти- пичной региональной образовательной сети (РОС). Для осуществления транспорта информации в системе мониторинга используют следую- щие каналы связи: Интернет-каналы - для передачи данных от коммуникационного сервера РОС в Министерство образования, а также из районных и городских органов управления образования и общеобразовательных учебных заведений, находящихся в регионе вне регионального центра, связь с которыми по коммутируемым телефонным кана- лам (внутриобластным) оказывается слишком дорогостоящей и недостаточно на- дежной и устойчивой; Коммутируемые каналы для связи по технологии dial-up - для связи в черте регио- нального центра и передачи данных субъектами мониторинга на коммуникацион- ный сервер РОС, а также для передачи данных общеобразовательными учебными заведениями в районах местным провайдерам Интернет; При небольшой скорости передачи данных из малооснащенных школ в сельских районах информация может передаваться на дискете в районный орган управления образованием с курьером для последующей отправки на коммуникационный сер- вер РОС; В отдельных случаях (при отсутствии проводной телефонной сети) для передачи данных могут использоваться радиосредства - радиомодемы, однако, при высокой стоимости и сравнительно небольшом радиусе действия такие средства остаются неэффективными. 95 ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ Министерство образования РФ Областной ор- Городской орган ган управле- управления об- ния образова- разованием нием Коммуникационный Районный сервер орган управ- РОС ИПКРО ления образо- ванием Общеобразо- Общеобразо- вательное вательное учебное заве- учебное заве- дение дение Потребление мониторинговой информации Реальные изменения в управлении образованием стимулируют появление пользователей объективной управленческой информации. Эта социальная группа растет, что дает опти- мистические надежды на будущее мониторинга в нашей системе образования. Потребность в объективной информации о состоянии образовательной системы растет на разных уровнях - от педагога до городских руководителей образования: расширяется поиск наиболее эффективных условий, форм, методов, технологий обучения; расширяются работы по педагогическому проектированию; запускаются механизмы контроля (аттестация, лицензирование), которые требуют проведения специальных обследований. Появление возможности реального выбора образовательного учреждения, образователь- ной программы все более активно включает родителей и самих учащихся в число пользо- вателей объективной информации. При наличии достаточного количества потребителей проблема распространения инфор- мации все равно остается. Она не нова, но сейчас получает новое наполнение. С точки зрения мониторинга можно выделить два аспекта этой проблемы: первый заключается в том, чтобы информация попала к нужному пользователю в доступной для его восприятия форме; второй аспект - это доступ к информации, так как часть информации, получаемой в результате мониторинга, должна использоваться только определенной группой специалистов или в специфичной форме. 96 Три уровня потребителей информации мониторинга: общество, социум, родители; группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители; руководители, лица, принимающие решения. В случае массового использования результатов обследования (например, при формирова- нии общественного мнения различных социальных групп), проблема заключается в согла- совании полученных рекомендаций и результатов с возможностями их восприятия той со- циальной группой, для которой данная информация предназначена. Под согласованием подразумевается соответствующая форма предъявления, особенности языка изложения, стиля. Как правило, для массового использования выбираются наиболее яркие результаты, кото- рые способны воздействовать на воображение, удивить, заставить задуматься. Но здесь нас подстерегает опасность, поскольку именно в таких результатах вероятнее всего будет содержаться ошибка. Чаще всего распространение этих результатов происходит через средства массовой ин- формации. Достаточно хорошо известно, что у населения разные средства массовой ин- формации пользуются разной репутацией и уровнем доверия. Существует опасность того, что информация, представленная в определенных СМИ, может дать эффект, обратный за- думанному. Очень важно и то, кто будет представлять полученные результаты. Если это делают корреспонденты, да еще на пресс-конференции, то вероятность искажений весьма велика. Лучшим вариантом будет тот, когда результаты мониторинга представляет в СМИ специалист или когда он имеет возможность окончательной редакторской правки. Информация, поступающая к специалистам, конечно, должна носить иной характер. Для информационного мониторинга важна периодичность ознакомления специалистов с но- винками, формирование потребности пользоваться накопленной и структурированной информацией. В том случае, когда речь идет об управленческом мониторинге и его содержание со спе- циалистами согласовывалось, сложностей с использованием информации не возникает, поскольку специалисты знают, зачем она нужна и как они будут ее использовать. Вероят- но, специалисты по информационному обслуживанию должны быть заинтересованы в увеличении такой составляющей мониторинга. Иной аспект использования информации, получаемой в результате мониторинга, - это принятие на ее основе конкретных управленческих решений. Для того, чтобы управленче- ское решение состоялось, информация должна быть получена, воспринята и переработана лицом, принимающим решения или уполномоченным на это. Поэтому информация долж- на быть представлена в той форме, в которой эти лица в состоянии ее воспринять. Суще- ствуют два решения этой проблемы. Во-первых, подготовка личностно-ориентированных материалов. Должны быть учтены склонности, возможности, уровень образования руко- водителя - для одного важны только цифры и графики, другой лучше воспринимает тек- стовую информацию, третий - рекомендации специалистов и т. д. В том случае, если существует определенный разрыв между исполнителями обследования и лицами, принимающими решения, необходим посредник, адаптирующий полученную информацию, перерабатывающий и доносящий ее до руководителя. 97 Доступность мониторинговой информации Еще один аспект распространения информации - проблема доступа к ней. Экологи, рас- сматривая проблемы распространения экологической информации, настаивают на откры- тости как одном из принципов экологического мониторинга. Почему же мониторинг в об- разовании не может придерживаться безоговорочно этого принципа? Здесь возникает еще один вопрос - о возможности использовать полученные результаты во вред. Если для эко- логических данных это практически невозможно, то для мониторинга в образовании вполне вероятно. Проблема ограничения доступа к информации может быть разделена на две составляю- щих – этический аспект; аспект доверия. Этический аспект связан с возможностью использовать полученные данные во вред кому бы то ни было. Он особенно актуален, когда в данных обследования содержатся личност- ные оценки, например, результаты психодиагностики, рейтинги педагогов или образова- тельных учреждений. В случае некомпетентного использования эти оценки могут принес- ти значительный ущерб, и поэтому к таким данным доступ должен быть ограничен. В рамках мониторинга следует использовать обобщенные статистические величины, выде- ляя те или иные типологические группы. Второй аспект проблемы - аспект доверия. Как правило, обследование проходит в кон- кретном образовательном учреждении или классе и существует возможность включить его результаты в отчет, рекомендации и т. д. Попав к руководителю более высокого уров- ня, эти данные могут быть использованы для формирования оценочных суждений и во вред образовательному учреждению или его руководителю. (К сожалению, стереотип отождествления результатов работы образовательного учреждения и личности его руко- водителя существует, и его нельзя игнорировать.) Если такое произойдет, то при проведе- нии повторного обследования в том же образовательном учреждении велика вероятность противодействия или получения искаженных результатов. Для гарантии получения качественных результатов данные, даже с положительной сторо- ны характеризующие учреждение, не должны попадать к руководителям более высокого уровня без согласия его руководства. Анонимность должна быть обеспечена и на более высоком (регион-министерство), и на более низком (педагог-администрация) уровне. Только имея кредит доверия, можно надеяться на качество получаемых результатов. Иная ситуация складывается, когда о контрольных функциях, которые предполагается реализовать в рамках использования инструментария мониторинга, известно заранее. Од- нако в этом случае инструмент должен быть усовершенствован с учетом возможности воздействия факторов, смещающих оценки. Неоднократно предпринимались попытки выявления основных направлений использова- ния электронно-вычислительной техники для решения управленческих задач в сфере об- разования. Сведения о таких исследованиях впервые появились в конце 60-х годов. Опре- делены следующие уровни компьютеризации управленческой деятельности в образовании (Применение ЭВМ в учебном процессе./Под ред. А.И.Берга. - М., 1969): Управление государственной системой образования. Управление образовательными учреждениями, объединенными по территори- альному принципу. Управление группой родственных учебных заведений. 98 Управление одним учебным заведением. Управление обучением и развитием одного обучаемого. Наиболее разработаны в теоретическом и практическом отношении проблемы компьюте- ризации управления на 3-м уровне - управление работой групп родственных образова- тельных учреждений. Имеющиеся по данному вопросу разработки относятся к управле- нию текущим и перспективным планированием контингентов учебных заведений, рацио- нальным размещением учебных заведений разных типов, прогнозированием выпуска спе- циалистов и т. п. Сложными и трудноразрешимыми являются задачи управления на 4-м и 5-м уровнях. Проблема автоматизации управленческой деятельности и ее информационного обеспече- ния на этих уровнях связана с решением ряда организационных задач и носит прогности- ческий характер. Во многих источниках преимущественно рассматриваются вопросы эко- номики образования. В связи с процессами дезинтеграции, активно протекавшими в нашей стране с начала 90-х годов задачи компьютеризации управления образованием на 1-м и 2-м уровня не только не решены, но с само управление на этих уровнях было в значительной степени разруше- но. В данных материалах основные усилия направлены на восстановление управления и разработку систем информационного обеспечения задач автоматизации управления на 1-м и 2-м уровнях. Учебные заведения общего образования регионов России представляют собой широко разветвленную сеть объектов управления, находящихся в ведении региональных органов управления образованием, подотчетных, в свою очередь, федеральному Министерству об- разования. Серьезная проблема управления общим образованием состоит в отсутствии действенной обратной связи - потоков информации - от школ к органам управления образованием в ре- гионах и далее к Министерству образования. Управление осуществляется на основе неформализованной информации, собираемой ин- спекторами, что делает невозможным применение в управлении сетью школ объективных научных методов. Следствием управления образованием "вслепую" является разрушение единого образовательного пространства России, ущемление конституционных прав на об- разование значительной части населения. Данное обстоятельство диктует необходимость скорейшей разработки и внедрения систе- мы МОНИТОРИНГА общего образования территорий. Мониторинг включает комплекс мероприятий, направленных на получение полной ин- формации о функционировании сложной системы в целях управления. В содержательном плане мониторинг должен отражать следующие стороны функциони- рования учреждений общего образования: Состояние персонала учреждений образования, тарификацию преподавательского состава, обеспеченность вспомогательным персоналом. Контингент учащихся, его демографические и медицинские характеристики, дви- жение: поступление в школу, перевод, окончание. Учебно-воспитательный процесс: образовательные программы, проведение заня- тий, успеваемость, научно-методическая работа, дополнительные образовательные услуги. Фонды, обеспечение функций учреждения: обеспеченность учебниками, дополни- тельной литературой и пособиями, средствами обучения, питанием и пр. 99 Потребности: плановый и внеплановый ремонт, развитие фондов и пр. Мониторинг предполагает вовлечение больших массивов информации и может быть реа- лизован лишь на основе компьютерных систем - сетей передачи данных и распределенных информационных банков. Естественным образом проводится декомпозиция технических задач реализации монито- ринга: сбор информации; ее представление и транспортировка; хранение информации; первичный автоматизированный анализ информации. Создание системы мониторинга образования может проводиться региональными органа- ми управления образованием лишь при наличии соответствующей нормативной базы, ко- торую образуют: приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреждений региона (с приложением сметы расходов); штатные расписания нижестоящих учреждений, включающих должности, обеспе- чивающие выполнение мероприятий мониторинга; утвержденные должностные обязанности лиц, ответственных за проведение работ, обеспечивающих мониторинг образования. Приказ (постановление) о создании системы мониторинга общеобразовательных учреж- дений региона должен включать перечень показателей мониторинга; периодичность предоставления данных школами по этим показателям; формы и форматы представления данных; способы их передачи; процедуры обобщения данных в районных органах управления образованием; требования к штату по сбору, подготовке и передаче данных мониторинга; перечень необходимого для этого оборудования. В приложении к приказу (постановлению) должна прилагаться смета расходов на реали- зацию мероприятий мониторинга включающая: заработную плату задействованного штата; заработную плату привлекаемых консультантов и специалистов по ИТ; расходы на оборудование; оплату трафика компьютерных сетей и расходов на связь; оплату расходов на аренду помещений и оборудования; оплату прочих расходов. Данный приказ (постановление) адресуется региональным органам управления образова- нием и предполагает подготовку соответствующего приказа, адресованного школам рай- онными органами управления образованием. Контроль за исполнением приказа (постановления) о создании системы мониторинга об- разования региона целесообразно возложить на работника регионального органа управле- 100

Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемого учебным заведением, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки модели внутришкольного мониторинга, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги .

Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образования.

Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК.

Создавая систему мониторинга в своей школе, нами изучался опыт других школ, был проведен обзор и анализ литературы, учитывался практический опыт, накопленный при работе коллектива нашей школы в 2008-2011 году в составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Все это постепенно формировало свое представление о мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности как механизма слежения и контроля за качеством образования.

В проектировании модели была использована идея сферного подхода, в соответствии с которой структура школы как социальной организации образует единство четырех сфер: материальной, организационной, духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое противоречие между ними, а высшая цель развития - гуманитарная сфера, ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого являются главной задачей развивающейся школы.

Так как мы рассматриваем мониторинг как механизм слежения и контроля за качеством образования, то идею сферного подхода мы связали с современной трактовкой понятия «качество образования», которое включает в себя не только качество педагогической деятельности и ее результатов, но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления. Таким образом, материальная сфера - это качество условий (ресурсов), организационная и духовная сферы - качество образовательного процесса, гуманитарная - качество результатов.

Такая модель мониторинга дает возможность наиболее полно выделить основные процессы развития школы внутри каждой из четырех «сфер». Мониторинг этих процессов и является важной составляющей деятельности субъектов управления школой. Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и делится на более мелкие элементы.

Следующий шаг при выстраивании модели внутришкольного мониторинга нами был сделан в сторону выбора и конструирования параметров для каждого из трех элементов, отражающих положение дел по направлениям мониторинга. Выбор параметров и критериев их оценки, на наш взгляд, является самым важным звеном в системе работы руководства школы по управлению качеством. При выборе мы основывались на следующих принципах:

  • · Параметр должен существенно влиять на качество образования.
  • · Исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений.
  • · Параметры, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.

Перейдем к описанию содержания трех основных составляющих нашей модели. внутришкольный мониторинг образование учреждение

Качество условий (ресурсов). В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на качество образовательного процесса. Наиболее важными ресурсами школы, которые мы оцениваем, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические.

Кадровые ресурсы:

  • · Педагогический стаж
  • · Уровень образования
  • · Квалификационная категория
  • · Итоги аттестации
  • · Повышение квалификации
  • · Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
  • · Текучесть кадров

Материально-технические ресурсы:

  • · Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
  • · Обеспеченность учебно-методической литературой
  • · Смотр кабинетов
  • · Доступ в Интернет

Информационно-методические ресурсы:

  • · Разработка авторских программ
  • · Разработка методических и дидактических материалов
  • · Обобщение и распространение передового опыта

Финансово-экономические ресурсы:

  • · Обеспечение условий безопасности
  • · Внедрение новой системы оплаты труда

Санитарно - гигиенические условия.

Эстетические условия.

Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд, является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:

  • · Эффективность образовательных программ
  • · Внедрение программ расширенного, углубленного изучения, авторских
  • · Эффективность учебного плана
  • · Уровень преемственности учебных программ
  • · Организация профильного обучения
  • · Индивидуальная работа с мотивированными детьми

Учебный процесс

  • · Качество проведения уроков
  • · Четкость выполнения учебного плана и программ
  • · Дозировка домашнего задания
  • · Охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями
  • · Уровень психологической комфортности
  • · Уровень тревожности

Воспитательный процесс

  • · Уровень воспитанности
  • · Уровень здоровья и физической подготовки
  • · Уровень общественной активности учащихся
  • · Охват обучающихся дополнительным образованием

Качество основных результатов. Образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность - вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.

Предметные результаты

  • · Процент обучающихся на 4 и 5 по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам
  • · Процент обучающихся с одной, двумя 3 (резерв)
  • · Количество отличников
  • · Количество медалистов
  • · Результаты текущих контрольных работ

Надпредметные результаты

  • · Школьные олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон
  • · Поступление выпускников в учебные заведения

Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике.

Личностные результаты

  • · Уровень развития мотивации
  • · Уровень умственного развития
  • · Уровень социализации
  • · Ценностные ориентации

Следует отметить, что представленный перечень параметров не является исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум). Так в последнее время программа внутришкольного мониторинга была дополнена блоком «Социальная эффективность», включающим:

  • · Наличие конкурса при поступлении
  • · Информационная открытость
  • · Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг

Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице.

Соответствие видов мониторинга и ответственных за его проведение

Вид мониторинга

Кто проводит

Виды деятельности

Управленческий

Директор, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, бухгалтер

Финансово-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение

Дидактический

Заместитель директора по учебной работе, председатели методических объединений

Учебная работа, учебный процесс,промежуточная и итоговая аттестация, учебный план, программы

Методический

Заместитель директора по методической работе, заместитель директора по учебной работе

Методическая и экспериментальная работа

Воспитательный

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

Воспитательная работа

Психолого-педагогический

Психолог, классные руководители

Психологический климат

Медицинский

Социальный педагог, медицинский работник

Охрана здоровья

Как процесс, мониторинг представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга, нами выделены следующие:

  • 1 этап - подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария).
  • 2 этап - информационный (сбор информации с помощью подобранных методик, наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).
  • 3 этап - аналитический (обработка, систематизация полученной информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа).
  • 4 этап - прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта).
  • 5 этап - коррекционный (разработка стратегии коррекционно- развивающей работы).
  • 6 этап - итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа).

Этапы мониторинговых исследований расположены в определенной логической последовательности, все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и некачественным.

Надо отметить, что этот цикл наполняется разным содержанием в каждом конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным.

Проведение мониторинга оценки качества образования требует значительных временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронный вид. Благодаря использованию локальной сети стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой форме и в одном месте.

Для повышения эффективности функционирования системы мониторинга необходима автоматизация труда учителя и администрации образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет Московский регистр качества образования (МРКО), участником которого является наша школа. Работа в МРКО сразу упростила технологию мониторинга, так как данная информационная система объединяет в себе информацию о качестве образовательных услуг в образовательном учреждении и позволяет оперативно влиять на внутреннюю аналитику образовательного учреждения, одновременно внося рекомендации по изменению параметров качества образования.

На уровне образовательного учреждения эта система позволяет:

проводить внутренний самоаудит образовательного учреждения на уровне класса, параллели, всего образовательного учреждения;

выявлять обучающихся, не осваивающих стандарт образования, а также обучающихся, которых можно подтянуть по тем или иным предметам;

выявлять педагогов с большим количеством проблемных компонентов;

формировать и пополнять портфолио педагогического работника с учетом достижений работника и его обучающихся;

автоматически выявлять занижение или завышение итоговых оценок;

снизить нагрузку по формированию отчетности.

Образование на современном этапе нуждается в системе управления качеством, которую должно иметь каждое образовательное учреждение. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формирования специализированных механизмов управления качеством, одним из которых, несомненно, является мониторинг.

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.Разработанная модель внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении.