"слово о полку игореве" - шедевр древнерусской литературы. История создания и открытия

Со времен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли русским людям смерть и разорение. Долго так продолжаться не могло. Князь Святослав Всеволодович объединил в единое войско все русские дружины, разгромил половцев и отбросил их в глубь причерноморских степей. В 1185 году против кочевников выступил князь Игорь, двоюродный брат Святослава Всеволодовича.

Князь Игорь набрал для похода небольшую дружину. Силы половцев по численности превосходили силы Игоря. После долгой, неравной битвы дружина князя Игоря была разбита, а самого князя половцы захватили в плен.Поражение русской дружины было временным, и произошло оно из-за того, что князья Игорь и Всеволод необдуманно, не собрав достаточно сил, выступили в поход.

Русские воины показаны в поэме храбрыми и стойкими бойцами, верными защитниками своей Родины. Автор «Слова...» говорит о дружине:А мои ти куряни сведоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяни, конецъ копия въскръшлени; пути имъ ведомы, яругы имъ знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачють, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе.В одних рядах с воинами русской дружины сражаются князья Игорь и Всеволод.

Он пришел на помощь своему брату Всеволоду.Настоящим героем в поэме показан и князь Всеволод. Автор пишет, что на поле брани Всеволод похож на богатыря. Он бьет беспощадно своих врагов мечом и даже забывает о своей жизни.В то же время автор «Слова...» высказывает мысль о том, что, как ни храбры русские воины, как ни мужественны их военачальники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой.

Эту необходимость высказывает князь Святослав, мудрый правитель, грозный и храбрый воин. Словами князя Святослава автор выражает мысль о том, что все княжества должны соединиться, чтобы легче было бороться против иноземных захватчиков.Последующая история подтвердила правильность этой идеи, а победы над монголами, татарами и немецкими рыцарями показали, что русские воины - настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, Мгла поля покрыла, Щекот соловьиный уснул. «Слово»Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил...

  2. Автор «Слова» использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение.Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: «девицы...

  3. В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира....

  4. В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 году нов-город-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.Однако...

  5. «Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 557 просмотров
    • - 11 060 просмотров
    • - 10 618 просмотров
    • - 9 755 просмотров
    • - 8 691 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Сейчас поистине невозможно вообразить духовную жизнь русского народа, развитие его литературы и искусства без памятника древнерусской литературы, которого в русской истории могло бы и не быть: ведь "Слово о полку Игореве" было найдено в общем-то случайно, могло статься так, что его список погиб бы вместе с другими книгами, вместе с которыми один только Бог знает, какие сокровища духовной жизни оказались навсегда вычеркнуты из жизни народной... Но, вероятно, именно Бог спас для России уникальное сокровище духа, сохранил это безымянное творение русской культуры для того, чтобы дать народу возможность приобщиться к глубинным своим истокам, понять и прочувствовать свои корни, осознать "связь времен" и ответственность за судьбу Родины через постижение трагической истории о Русской земле, ее защитниках, о человеке, заплатившем огромную цену за понимание того, что каждый из сынов своей земли должен в первую очередь жить ради нее...

История создания и открытия

История открытия "Слова о полку Игореве", анализ которого мы проведем, - история темная, поскольку А.И. Мусин-Пушкин, опубликовавший в 1800-м году это произведение, так и не смог вразумительно объяснить, каким же образом оказался у него список произведения, сделанный предположительно в XVI веке, на основе которого и было осуществлено издание. Да и сам этот список во время пожара Москвы в 1812-м году сгорел, так что осталась всего лишь рукописная копия, сделанная с него для Екатерины II...

Неизвестно, в каком точно году "Слово о полку Игореве" было создано, кто был его автором, какой вид первоначально имело произведение, наконец, что же это за река Каяла, на которой происходила битва, и многое другое. Эти проблемы исследуют учёные, но главное для читателей то, что "Слово" все-таки существует, что его можно читать и перечитывать, наслаждаясь общением с этим шедевром древнерусской и мировой литератур.

Авторство

Бесспорно о "Слове" известно только то, что оно посвящено реальному историческому событию: походу против половцев русских войск под предводительством князя Новгорода-Северского Игоря Святославича, который начался в конце апреля и бесславно закончился жестоким поражением 9 мая 1185-го года. Об этом рассказывают летописи, но поход Игоря никоим образом не стал бы для русской истории событием огромной важности, если бы его не обессмертил неизвестный автор "Слова о полку Игореве".

Есть множество гипотез о том, кем же он все-таки были, этот автор. Ученые называют разных исторических деятелей, есть даже гипотеза о том, что сам Игорь был автором песни о своем походе, и этот вопрос еще не решен окончательно. Но, думается, кем бы он ни был, он в первую очередь был патриотом родной земли, любящим её преданно и самозабвенно, он был гениальным художником слова, создавшим произведение, которое по своим художественным достоинствам намного опередило своё время.

Композиция произведения

Композиция "Слова о полку Игореве" отличается удивительным единством пространства и времени, с ее помощью создаётся неповторимый мир, в котором живут и действуют герои произведения. Первое, что нельзя не отметить, - это показ автором событий, одновременно происходящих в разных местах, как событий взаимосвязанных и взаимообусловленных: плач Ярославны и битва, пленение Игоря и "золотое слово Святослава" существуют в "Слове" как явления самостоятельные, но они связаны незримыми нитями, что создаёт, благодаря особому "монтажу" событий (принцип "монтажа" появился в литературе значительно позже, он же стал основой киноискусства - вот насколько безымянный автор "Слова о полку Игореве" как художник был впереди своего времени!) ощущение единства изображаемых событий, целостность жизни как таковой.

Особенности поэтики

Для "Слова" характерна широчайшая палитра изобразительных средств, с помощью которых автор создаёт совершенную художественную ткань произведения. Связь с фольклором, славянской мифологией (обращение к языческим богам, образам зверей и птиц, "одушевление" неживой природы, которая становится не просто фоном, а активным участником действия, восприятие солнечного затмения как указания свыше на нежелательность похода и разнообразные приметы "несчастий", подстерегающих Игоря и его войско), богатство эпитетов, сравнений и метафор ("золотое слово", "Игорь соколом полетел", "чисто поле" и множество других примеров), ритмизация произведения, приближающая его к поэтической речи, - вот основные особенности поэтики "Слова", делающие его уникальным произведением не только в русской литературе, но и в мировой культуре.

Образная система

Образная система произведения представляет собой разветвлённую систему образов, каждый из которых несет свою идейно-художественную нагрузку, являясь совершенно необходимым с точки зрения смысловой и художественной целостности произведения. Примечательно, что "второстепенные" образы (Гзак, Кончак, Овлур и другие), нарисованные несколькими штрихами, необыкновенно выразительны, в этом они ничуть не уступают образам главных героев произведения.

Образ Русской земли

Со всей ответственностью можно сказать, что центральным образом произведения является образ Русской земли-матери, которая становится обобщающим символом верности, скорби, любви и достоинства. Дружина Игоря, уходящая в поход, помнит о Родине: "О Русская земля! Уже ты за холмом!". Образ этот снова появляется перед решающей битвой, и он становится трагическим - в свете того, чем эта битва закончится. Русская земля страдает от княжьих усобиц, "Теперь по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля". Земля сочувствует познавшему позор поражения Игорю: "Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось". И "храбрые русичи" из Игоревой дружины тоже "полегли за землю Русскую", и языческие богини скорби после поражения Игоря "поскакали по Русской земле", и "тоска разлилась по Русской земле", и "горем взошел посев по Русской земле", политой кровью воинов князя Игоря... А возвращение Игоря из плена автор сравнивает с появлением солнца на небе: "Солнце светится на небе - а Игорь-князь в Русской земле". Следовательно, образ родной земли в "Слове о полку Игореве" становится не просто центральным образом-символом, он объединяет всех остальных героев в их служении интересам Руси.

Образ князя Игоря

Система образов "Слова" построена вокруг двух его центральных образов: Русской земли и князя Игоря. Именно с ним связаны родственными и духовными нитями все остальные персонажи произведения, поэтому именно образ Игоря можно назвать композиционным центром образной системы "Слова ". И, что совершенно нетрадиционно для литературы того времени, когда создавалось произведение, образ этот дан в развитии. Игорь очень сильно изменяется на протяжении действия "Слова".

В начале произведения мы видим храброго воина, который хочет "славы". Вот что стало причиной похода князя: "Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменованье". Речь идет о солнечном затмении, которое на Руси воспринималось, как уже отмечалось, как выражение воли богов, несогласных с людскими замыслами. Об этом же говорят и многочисленные приметы, которые встречает на своем пути дружина Игоря, но сам князь как бы бросает вызов всему, что предрекает ему неудачу. Что это? "Затмение ума" или осознанное мужество и готовность бросить вызов судьбе? Автор "Слова о полку Игореве" не дает на это однозначного ответа...

Первая, закончившаяся победой, битва вроде бы подтверждает правоту Игоря, бросившего вызов судьбе. Однако второе, решающее сражение, доказывает, что поражение Игоря, действительно, было предопределено силами, противостоять которым смертный не в силах. Несмотря на огромное мужество, с которым бились "храбрые русичи", несмотря на поистине богатырские подвиги Игоря и Всеволода (описание их дано в отчётливо выраженной фольклорной традиции), "на третий день к полудню пали стяги Игоревы", а сам "Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское" - так метафорически показано положение попавшего в плен князя.

Оказавшись в плену, Игорь сумел осмыслить произошедшее, он понял, что его желание добиться славы, его необдуманный поход, его поражение стали горем и позором для Русской земли, которая теперь оказалась незащищенной от половцев: "... по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов, Уже пал позор на славу, уже ударило насилие на свободу..." Автор не показывает нам размышления Игоря, мы не видим, что именно он понял и прочувствовал, но его решение бежать раскрывает нам душевные переживания героя, сумевшего сделать верный, хотя, вероятно, и мучительный для себя, вывод: тот, кто принес горе и страдание на родную землю, должен сделать все, что можно, чтобы вернуть ей былую славу. Здесь становится очевидным, что Игорь, который, невзирая на опасности, бежит из плена, - это подлинный патриот родной земли, сумевший пройти через испытание желанием личной славы и понявший, в чем на самом деле заключается долг русского князя перед собой, своим народом и своей землёй.

Образ Святослава в "Слове о полку Игореве"

Как противопоставление Игорю автор даёт образ киевского князя Святослава. Точно так же, как реальный исторический князь Игорь далек от образа, созданного в "Слове", Святослав - далеко не тот персонаж, которого знает история. Но в художественной ткани произведения именно этому образу принадлежит решающее значение в утверждении идеи единения Русской земли, преодоления княжьих усобиц ради общих интересов. Святослав показан в первую очередь как мудрый политик, государственный деятель, на котором лежит ответственность за судьбу государства и который, осознавая эту ответственность, видит реальные пути укрепления государства. В знаменитом своем "золотом слове", названном так автором потому, что здесь выражается главная идея произведения, Святослав, видевший "смутный сон", отдавая должное храбрости и мужеству Игоря и Всеволода ("ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в смелости закалены"), укоряет их в том, что они "рано начали Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать". Обращаясь к "детям своим" (здесь подчеркивается роль Киева и его князя в Русской земле), Святослав обвиняет их в том, что их необдуманный поступок принес вред не только им самим, а и бросил тень на славную историю: "Но сказали вы: "Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!".

Наконец, главной мыслью "золотого слова" можно считать объяснение Святославом того, почему для Руси сейчас настали опасные, тяжелые времена, когда ее будущее под угрозой: "Но вот зло - князья мне не помогают: худо времена обернулись". Подлинно государственный подход к власти звучит в "золотом слове" Святослава очень убедительно потому, что он обращается к Игорю и Всеволоду, как бы разговаривает только с ними, но при этом каждый их князей понимает, что это "слово" обращено и к нему тоже, потому что от него тоже зависит "слава" Русской земли. Обращение же автора непосредственно к каждому из князей, следующее за "золотым словом", является напоминанием им не только об их княжеском величии, но и о княжеском же и долге, оно как бы продолжает патриотический призыв-слово князя Святослава.

Образ "русской дружины"

Образ "русской дружины" в "Слове о полку Игореве" представлен обобщенно, здесь мы не видим отдельных воинов (кроме князей, которые в битве оказываются простыми ратниками, отличающимися разве что гиперболизированной мощью), но упоминание о воинских подвигах прошлого, показ битвы, в которой "с раннего утра до вечера, с вечера до света, летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные...", отношения русских воинов к богатствам, которые были захвачены ими после победной битвы ("Покрывалами, и плащами, и кожухами стали мосты мостить по болотам и по топким местам, и всякими узорочьями половецкими"), рассказ Всеволода о своих "курянах - опытных воинах", стойкость воинов, бившихся до конца и полегших в битве, - всё это даёт возможность увидеть величие духа русского воина, его преданность Родине, самоотверженность и моральное превосходство над теми, кто оказался победителями.

Образ Ярославны

Одни из самых трагических образов "Слова о полку Игореве" - это образ Ярославны, жены князя Игоря, которая своим "плачем" выражает извечную женскую скорбь, женскую долю - ожидать возвращения мужа и верить в то, что беда и в этот раз обойдёт стороной того, кто дан тебе Богом в мужья... Примечательно, что автор дает возможность увидеть и прочувствовать не только скорбь "жен русских", оплакивающих своих "милых лад", он показывает нам и страдание одной русской женщины, оплакивающей своего живого, но пленённого, мужа. Таким образом, можно говорить о том, что память о близких для русской женщины органична и естественна, она способна хранить эту память и быть верной ей.

Плач Ярославны раздаётся "рано", то есть с рассветом жена обращается к высшим силам - ветру, солнцу, Днепру (стихия воды) - с мольбой о спасении своего мужа, и это обращение поражает своей трогательной верой в то, что они помогут ей: "Прилелей же, господин, моего милого ко мне..." - просит она у "Днепра Словутича". И в том, что силы природы покровительствую Игорю, помогают ему вернуться на Родину, нельзя не увидеть их отклика на отчаянную мольбу Ярославны. Со времён "Слова" этот женский образ стал высоким образцом верности своему нравственному долгу.

Образ автора

Особое место занимает в "Слове о полку Игореве" образ автора, как мы уже отмечали, это прежде всего патриот своей земли. Но автор произведения - это и удивительно тонко ощущающий художественное слово поэт, высокообразованный человек своего времени, создавший произведение, которое "не укладывается" ни в один из существовавших в древнерусской литературе жанров, стоящее не то чтобы особняком, но как-то над всеми жанрами благодаря своей неповторимости и уникальности. После открытия "Слова" в древнерусской литературе появился и особый жанр - жанр "слова", представленный в ней этим гениальным произведением.

Значение "Слова о полку Игореве"

Выше говорилось о том, что русская культура без "Слова" немыслима. И не только потому, что "суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием... монгольских полчищ" (К. Маркс). К нему как к источнику творческого вдохновения обращались и обращаются великие русские писатели (Пушкин, Жуковский, Цветаева и другие авторы), художники (Перов, Васнецов, Фаворский), композиторы - от Бородина до современных рок-музыкантов. Так было всегда, так будет и дальше: народ не может не чтить свои духовные святыни, а для русского народы в числе первых из них - "Слово о полку Игореве", анализ которого мы провели.

Слово о полку Игореве» представляет собой один из самых значительных памятников русской литературы Киевской поры. Время его создания -«последняя треть XII в. Эта эпоха ознаменована болезненным процессом распада Руси на разрозненные княжества.
Можно с уверенностью сказать, что основной идеей этого произведения является единство Киевской Руси, и связанное с этим могущество государства. Автору удалось создать творение, которое имеет как историческую, так и художественную ценность, именно это делает «Слово...» столь значимым и актуальным на протяжении вот уже не одного столетия.

Поход князя Игоря - частный исторический факт - возведен в «Слове» до общегосударственного, можно даже сказать вневременного масштаба, поскольку поднятые автором вопросы никогда не потеряют своей важности. Создатель «Слова...» поспевает героизм русского князя, его стремление освободить свою землю от вражеских полчищ, но вместе с тем, все произведение пронизано горечью от понимания того, что в столь трудный момент князья не объединяются, а стремятся в одиночку стяжать славу. Поражение князя видится неизбежным (слишком неравны силы), но вкупе с сочувствием Игорю и его соратникам автор пытается донести до читателя страстный призыв к объединению русских княжеств.

В произведении перед нами проходит целый ряд исторических персонажей. Мы видим также и простых воинов-защитников родной земли. Однако, пожалуй, ярче и выразительнее всего автору удалось создать образ горячо любимой им Родины. Нельзя не согласиться с высказыванием великого исследователя Д. С. Лихачева: «Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она как бы водила его пером. Она же сделала его произведение бессмертным - равно понятным и близким всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ».

Чувством страстной и горькой любви к отечеству проникнута каждая строчка произведения, по словам Д. С. Лихачева, «Слово» буквально наполнено им. «Это ЧУВСТВО сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря», - заканчивает свою мысль исследователь.

Автор постоянно обращается к Русской земле, как к живому, чувствующему, понимающему существу: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Создатель слона живописует Русь в разные исторические этапы: «Были века Трояна» (то есть времена язычества), затем автор вспоминает о периоде правления Ярослава, когда Христианская Русь была единым монолитным государством, и, наконец, время походов Олега, эпоха междоусобиц, разъединения русских князей, ослабления Руси.

На протяжении всего произведения перед нами проходит вереница героев, попятивших себя отечеству, принесших себе в жертву родной земле. Посредством описания их подвигов во славу Руси автору удается создать емкий трепетный образ Родины. Вместе с любовью к отечеству автор испытывает тревогу за его судьбу.

Поражение Игоря и его дружины стало тяжелым ударом для всего русского народа и в очередной раз показало опасность для Русской земли раздробленности государства на отдельные княжества.

горя и его дружины стало тяжелым ударом для всего русского народа и в очередной раз показало опасность для Русской земли раздробленности государства на отдельные княжества. Автор «Слова о полку Игореве» призывает князей к духовному единению и военному сплочению перед лицом опасности, которая исходит от внешнего врага, он мечтает о том, чтобы все князья подчинились власти одного сильного и мудрого князя - «грозного» и «великого» Святослава Киевского.

Лирическое начало «Слова о полку Игореве» обусловило создание его автором ярких образов русских князей, которые похожи на былинных богатырей. Вот князь «ярый тур Всеволод», который «прыщет на воинов стрелами, гремит о шлемы мечами булатными!» Образ русского князя гиперболичен, на него перенесена сила всех воинов из его дружины. Святослав Киевский показан как мудрый, добрый, заботливый, но вместе с тем строгий князь, способный держать остальных князей в подчинении и вместе с тем проявлять отеческую заботу о них.

Автор «Слова» искреннее сочувствует Игорю, как личное горе переживает поражение его дружины и его пленение. Несмотря на то, что в названии произведения присутствует имя этого князя, он не является главным героем поэмы - неудачный поход черниговского князя для автора является лишь поводом для рассуждения об угрозе, нависшей над его родной землей.

Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова» осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага.

"Слово о полку Игореве" — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список "Слова" был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Граф заинтересовался находкой и принялся изучать текст. Он показал рукопись своим друзьям — директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф. Малиновскому. В качестве консультанта был привлечен известный историк и писатель Н.М. Карамзин. По совету Карамзина и Малиновского Мусин-Пушкин решил опубликовать текст. В 1800 году "Слово" было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника. Рукопись "Слова" вскоре погибла во время московского пожара 1812 года вместе со всем собранием рукописей Мусина-Пушкина и его библиотекой.

"Слово о полку Игореве" посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятому им в 1185 году против половцев.

Историческая основа событий такова. В 1184 году к юго-восточной границе Русской земли подступила большая орда половцев. Навстречу им вышел великий князь киевский Святослав Всеволодович. На реке Ореле, левом притоке Днепра, Святослав неожиданно напал на половцев, нанес им тяжелое поражение и взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Игорь же не смог в это время присоединиться к Святославу. Он тяжело переживал свою неудачу: ему не удалось участвовать в победе, не удалось доказать своей преданности союзу русских князей. Вот почему в следующем, 1185, году он, "не сдержав юности", двинулся в поход против половцев. Окрыленный победой Святослава, он ставит себе безумно смелую задачу — собственными силами "поискать" старую Тмутаракань, когда-то подвластную его деду Олегу "Гореславичу". Он решается дойти до берегов Черного моря, уже почти сто лет закрытого для Руси половцами. Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской — все это двигало им в походе. В этом черты особого трагизма похода Игоря. Подробности похода Игоря освещены в древнерусских летописях.

Игорь выехал из Новгорода-Северского во вторник, 23 апреля 1185 года. Вместе с ним в поход выступили его сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Они поехали по направлению к Дону. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение, что предвещало беду. Застать половцев врасплох не удалось. Игорю советовали либо идти быстрее, либо возвратиться, на что князь ответил: "Если нам не бившися возвратиться, то срам нам будет хуже смерти". В пятницу полк Игоря столкнулся с небольшим отрядом половцев. Те не ожидали нападения и бросились бежать. Игорь догнал их и захватил богатую добычу.

На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась сеча, князь был ранен. До позднего вечера отбивалась дружина Игоря от половцев. Наутро следующего дня русские не выдержали половецкого натиска и побежали. Игорь поскакал остановить бегущих, даже снял шлем, чтобы дружина могла его узнать, но ничего не добился. На расстоянии полета стрелы от своего войска он был схвачен половцами. В плен попали все князья, часть дружины успела бежать, а часть была перебита. Так бесславно кончился поход Игоря. Это был первый случай, когда русские князья попали в плен. Произошло то, чего так опасался князь Святослав: земля русская стала жертвой нового половецкого нашествия. Когда Святослав узнал о беде Игоря, он горько вздохнул и сказал со слезами: "Милая моя братия, сынове и мужи земли русской! Не сдержали вы юности своей, отворили вы ворота половцам на землю русскую".

Совместными усилиями русским князьям удалось отбросить половцев обратно в степь. Игорь между тем томился в плену и каялся, считая, что не вражеская, а божья сила за грехи "обломила" его дружину. С помощью половчанина Оврула ему удалось бежать из плена. Он перешел вброд реку, сел на коня и помчался, как говорит летопись, на родину. Конь его пал в пути, одиннадцать дней Игорь пешком шел к Донцу и, наконец, прибыл в Новгород-Северский.

Эти исторические события, описанные в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях, и дали автору "Слова о полку Игореве" сюжет.

Скорбь о постигшей родину беде, горькое раздумье о судьбах русской земли, терзаемой степными кочевниками, желание найти выход из создавшегося положения — такова основная тема "Слова". Автор пытается дать политическую и художественную оценку событий, он считает поражение Игоря одним из следствий отсутствия единения между князьями.

Основная идея "Слова" — страстный призыв русских князей к единению. Эта идея получает воплощение во всей художественной структуре произведения, в его сюжете и композиции.

"Слово" открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, "постоять за землю русскую", отомстить за "раны Игоревы". Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение.

Автор использует самые значительные эпизоды из летописи, способные донести основную идею произведения. Патриотическая мысль соединяет все части в единое художественное целое. Лирическая взволнованность, публицистичность, политическая направленность и яркая художественность делают "Слово", по мысли В.Г. Белинского, "прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения" 1 .

Во вступлении "Слова" автор обращается к образу вещего Бояна, говорит о его исполнительском искусстве, умении "растекаться мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками", размышляет, как ему начать печальную повесть о походе: старинным ли складом или выбрать свою манеру повествования. Его произведение — не слава, не хвала князьям, а реальное описание.

В "Слове" нет точных этнографических описаний, хотя отдельные детали, отражающие особенности быта и культуры можно обнаружить. Этнографические понятия сосредоточиваются в сознании автора "Слова" вокруг общенациональной идеи — борьбы за объединение Русской земли — и представлены как два враждебных мира, два противоположных полюса — "земля Русская" и "земля Половецкая".

Пространство, как пишет Д.С. Лихачев, может обладать своеобразными "географическими" свойствами. Пространство в "Слове", как представляется, обозначено этнографическими знаками, терминами, понятиями. Место действия — вся Русская земля. Кони ржут под Сулою, победы звенят в Киеве, трубы звучат в Новгороде-Северском, стяги стоят в Путивле... Здесь и Дунай ("девицы поют на Дунае"), и Волга, и Дон (воины Всеволода могут раскропить Волгу веслами, вычерпать Дон шеломами), Полоцк, Чернигов, Тьмутаракань. Автор называет отдельных ханов — Кончака, Гзака, Кобяка.

Русская земля в "Слове" — это и русский народ, русские ратаи (пахари), русские женщины и те "русичи"-воины, которые храбро сражаются с половцами и переживают разлуку с Русской землей. Не случайно горько и взволнованно звучит в "Слове" рефрен: "О Русская Земля, ты уже за холмом". Образы земледельческого труда, по замыслу автора, являются антитезой 2 войне, созидание противопоставляется разрушению, мир — войне. Уже редко "покрикивают" за сохою пахари, только голодные вороны каркают в поле, "трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь лететь на поживу". Автор хочет видеть Русскую землю единой, могучей, и необходимым условием для него является мир, прекращение усобиц, во время которых князья "сами на себя измену ковали. И сказал брат брату: это мое и то мое же" 3 .

Автор подчеркивает, что сама природа реагирует на княжеские междоусобицы. "Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы, усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают резонанс в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания" 4 . Природа сочувствует русским воинам, оплакивает их поражение, солнечное затмение предупреждает о неудаче похода, его сопровождают кровавые зори, вой волков, лай лисиц, клекот орлов. Свет солнца померк, ночь стонет грозой, тучи ползут к синему морю, никнут деревья от жалости, земля гудит, реки мутно текут.

Автор выступает выразителем народных интересов. Исследователь И.П. Еремин отмечает: "Автор, действительно, заполняет собой все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде, в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос 5 , которые так характерны для этого произведения" 6 .

Автор прославляет победу киевского князя над половцами, его идея выражена и в "золотом слове" Святослава. Оно перекликается со страстным призывом автора к князьям выступить "за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!" Князьям, говорит Святослав, надлежит забыть о своих распрях, прекратить усобицы, подумать о Русской земле и не дать в обиду половцам "своего гнезда", "вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами".

В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: "В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю". Бояре объяснили князю этот сон: "...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы...На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей" 7 .

Патриотические чувства народа, любовь к родине выражены и в описании автором его горя после поражения Игоря ("О! Рыдать Русской земле") и его радости после возвращения князя из плена ("Солнце светит на небе, князь Игорь — в Русской земле... Слава Игорю Святославичу, Буй-Тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Да будут здравы князья и дружина, сражающиеся за христиан с полками поганых! Князьям слава и дружине! Аминь" 8).

Автором воссоздаются и героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне. С особой душевной нежностью и глубокой грустью говорит о них автор. Их плачи соотносятся с описанием печали русской земли. "А Игорева храброго полка не воскресить! По нем кликнула Карна 9 и Жля 10 поскакала по Русской земле, жар неся погребальный в пламенном роге... И зарыдал... Киев от горести, а Чернигов от напастей, тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли русской... Жены русские восплакались, причитая: “Уж нам мужей своих милых ни мыслию помыслить, ни думою вздумать, ни очами не увидеть, а к золоту и серебру и подавно не прикоснуться!”" 11 .

Ярославна скорбит не только об Игоре, но и о всех павших русских воинах. Ее образ воплощает лучшие черты древнерусских женщин, горячо любящих, плач овеян нежностью и состраданием. Сила ее любви помогает Игорю бежать из плена. Она готова полететь кукушкою по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле и обтереть князю кровавые раны на могучем его теле. Ярославна заклинает ветер не метать стрелы на воинов мужа, Днепр "прилелеять" Игоря. "Ярославна рано по утру плачет в Путивле, на стене зубчатой, причитая: “Светлое и пресветлое Солнце! Для всех тепло и красно ты! Зачем, господин, простер горячие свои лучи на воинов милого; в степи безводной зноем им луки повел, горем им колчаны заплел?”" 12 . Природа откликается на ее зов: "Разбушевалось море в полночь, идут смерчи, как тучи. Бог Игорю-князю путь указывает из земли половецкой в землю Русскую, к отчему золотому престолу. Погасли вечером зори. Игорь спит; Игорь бодрствует; Игорь мысленно степи мерит от великого Дона да малого Донца" 13 .

"Слово" насыщено народной поэзией, ее художественными образами. Деревья, трава, сказочные образы горностаев, борзого коня, сокола под тучами, гусей-лебедей присутствуют в произведении. Д.С. Лихачев отмечает: "Автор “Слова” творит в формах народной поэзии потому, что сам он близок к народу, стоит на народной точке зрения. Народные образы “Слова” тесно связаны с его народными идеями" 14 .

Созданию и восприятию этнографической картины способствуют деловая, военная, феодальная, трудовая, охотничья лексика, описание воинских обычаев, а также использование символики. Автором воспроизводится бой, называются виды оружия (меч, копье, щит), воинские атрибуты (знамена, стяги, хоругви), упоминается о княжеских обрядах (постриг, посажение на коня) — все это реальные факты русской истории, воссоздающие картины быта русского воинства и вообще феодального быта Древней Руси.

Д.С. Лихачев отмечает: "...многое в художественных образах “Слова” рождалось самой жизнью, шло от разговорной речи, от терминологии, принятой в жизни, из привычных представлений XII века. Автор “Слова” не придумывал новых образов. Многозначность таких понятий, как “меч”, “копье”, “щит”, “стяг” и т.д., была подсказана особенностями употребления самих этих предметов в дружинном обиходе" 15 .

Анализа человеческих чувств, психологических состояний, "душевного развития", безусловно, не найти в "Слове", поскольку это явление стилей эпического и монументального историзма. Однако психологизм "Слова" очевиден. События, образы, природа передают оттенки различных психологических состояний и ощущений. Это и тяжелые предчувствия обреченности, вызванные зловещим предзнаменованием: встревожены звери, птицы, тревога распространяется к Волге, Приморью, доходит до Тмутаракани. Туга наполняет ум, печаль течет, тоска разливается. Природа в "Слове" скорбит и тревожится; вой волков, лай лисиц, клекот орлов сменяется картинами долго меркнущей ночи, погасшей зари, замолкнувшего щекота соловья. И снова в предчувствии поражения русских воинов появляются кровавые зори и черные тучи, идущие от моря, мутно текущие реки и подземные стуки, символизирующие движение несметных сил половцев. Эти чувства сменяются патетическим призывом автора к объединению, затем лирическим умиротворением и, наконец, радостным и торжественным финалом. По верному замечанию Д.С. Лихачева, в "Слове" соединяются "идеи-эмоции", "идеи-чувства", "идеи-образы".

Эмоциональность также присуща самим событиям и самой природе. И побег Игоря из плена, и светлая, полная поэзии скорбь Ярославны, смягчающая боль утраты и поражения, и "золотое слово", и вещий сон Святослава, и личная тема Игоря, его переживания, и, наконец, многообразие проявлений авторского чувства любви к Родине: тревоги и тоски, горечи и гордости, нежности и радости — все это, сливаясь воедино, создает эмоциональный фон "Слова".

Большое место в "Слове" отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все "Ольгово храброе гнездо" пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с "погаными" и защите родины.

Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он "заворачивает" полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он "сокол", "солнце красное". Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, "как тяжко телу, кроме головы", так тяжко Русской земле "без Игоря". В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием.

Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор "Слова", переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, "как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы". Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами "харалужными", скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском "золотом" престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации), следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по "чистому полю", Всеволод, где только не появляется, "тамо лежат поганые головы половецкие".

За рассказом в "Слове" отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли. Кто же был автором "Слова"? Существуют различные точки зрения на этот счет, например, один из дружинников Игоря, или певец Митус, великий князь Святослав Всеволодович, или сам Игорь. Д.С. Лихачев считает, что автор "Слова" участвовал в походе Игоря, поскольку живые картины похода отражаются в тексте: он создал памятник и сам записал его.

В каком жанре написано "Слово"? Мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что "Слово" — "песнь", поэма (лирическая или героическая), памятник древнерусского героического эпоса. Другие отрицают стихотворную природу памятника. По их мнению, "Слово" не песнь и не поэма, а воинская повесть, памятник древнерусской исторической повествовательной прозы. Д.С. Лихачев в своих работах показал, что в "Слове" соединены два фольклорных жанра — слово и плач. Оно близко к народной поэзии по идейной сущности и по стилю.

Высокая идейность "Слова", связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы.

«Слово о полку Игореве» является художественным памятником не только русской поэзии, но всех восточ-нославянских литератур. Открыт он был знатоком рус-ской древности А. И. Мусиным-Пушкиным в начале 90-х годов XVIII века. Создано это первое дошедшее до нас в позднейших списках литературное произведение прибли-зительно в конце XII в. на основе реальных исторических событий — похода князя Игоря против половецких ко-чевников. Автор «Слова…» неизвестен.

Существует несколько версий, кто же создал это замечатель-ное произведение. Согласно одной, автором был русский воин, дружинник князя Игоря, причем разными учеными приводятся разные имена. Существует и такая версия:. «Слово…» принадле-жит полоцкому (из города Полоцка) участнику похода (т.е. предку белорусов). И этому есть достаточно доказательств: особое вни-мание к событиям на Полоцких землях (битва на реке Немиге), восхищенье, с которым описан полоцкий князь Всеслав Чаро-дей, хорошее знание географии и реалий Полоцкого княжества. Но кем бы ни был автор «Слова о полку Игореве», важно, что он создал высокохудожественное произведение, ставшее настоя-щим сокровищем мировой литературы.

В «Слове…» представлены судьбы русских людей разного со-словного уровня и разных удельных княжеств. Наиболее крупно и всесторонне обрисованы образы князей Игоря, Святослава, Всеволода, Всеслава и княгини Ярославны.

Князь Игорь — храбрый и смелый воин. Он разделяет все тя-готы походной жизни с воинами своей дружины. И дружина любит его. У Игоря высоко развито чувство собственного досто-инства. Он считает, что лучше в битве пасть, чем быть в плену.

Но он тщеславен, хочет «копье преломить у края поля Половец-кою», в одиночку завоевать славу. Несмотря на личную храб-рость, упорство, он терпит поражение в битве с половцами. Его недальновидность дорого обходится Руси: русское войско побеждено, и это «отворило ворота половцам на Русскую землю». Князь Игорь — человек чести и благородства. Спасая брата Все-волода, он попадает в плен.

Но, отдавая должное подвигам Игоря и Всеволода, автор «Слова…» с горечью говорит о вине их перед Русской землей, которая страдает от междоусобиц.

Ни одному из князей прошлого не уделил автор «Слова…» столько внимания, сколько полоцкому князю Всеславу. Леген-дарный Всеслав Чародей окружен таинственным ореолом. Автор показывает его необычные способности: ловкость, хитрость, удивительную быстроту передвижения, умение внезапно появ-ляться там, где его не ждут. Всеслав мог превращаться в волка, за ночь проскакать от Полоцка до Киева («Ему в Полоцке заут-реню звонили, а он в Киеве звон тот слышит»). Автор рассказы-вает историю Всеслава, вспоминает то время, когда полоцкий князь «коснулся копьем золотого стола Киевского», т.е. был на киевском престоле не по праву наследования, а как завоеватель. Князь Всеслав был воспет не только в «Слове…». Автор продол-жает традицию вещего певца Бояна, который дал присказку судь-бе полоцкого князя: «Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разум-ному суда Божьего не миновать». Древнерусский поэт говорит, что все несчастья русских земель связаны с княжескими распря-ми. И даже овеянный легендарной славой Всеслав Чародей стра-дал от междоусобиц, а его внуки «выпали из дедовской славы… крамолами своими начали наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово».

Образ Всеслава помогает глубже осмыслить прошлое, понять взгляды автора «Слова…». Трагическая картина битвы на реке Немиге — подтверждение бессмысленности братоубийственной битвы. «На Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь отдают, веют душу от тела. Немига кровавые берега не хлебом были засеяны, засеяны костьми рус-ских воинов». История Всеслава предостерегает других князей от междоусобиц.

Выразителем авторской идеи является киевский князь Свя-тослав. Ему принадлежит «золотое слово, со слезами смешан-ное». В нем Святослав — великий и мудрый политик, обращается к удельным князьям с призывом объединиться против половцев, отомстить «за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святосла-вича», забыть все прежние обиды и защитить от врагов Русь.

Поистине национальным символом женской верности стал образ Ярославны — жены князя Игоря. Посвященные ей строки наполнены теплотой и нежностью, пронизаны мягким лириз-мом. Ее плач по мужу — это скорбная песнь не только о муже, но и обо всех русских воинах: «Светлое и пресветлое солнце! За-чем, господин, ты зноем дышишь на воинов моего мужа? В поле безводном жаждою им луки согнуло, тоскою колчаны замкну-ло?» Это одно из самых поэтичных мест «Слова…» Написанный в народно-поэтическом ключе, с обращением к силам приро-ды, плач близок языческим заклинаниям славян.

«Слово о полку Игореве» — это поэма о русских воинах, о княжеской дружине. Они храбры, отчаянны в битве, их не пуга-ют трудности. Замечательно характеризует своих воинов князь Всеволод: «А мои куряне — ратники бывалые: под трубами по-виты, под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены, все пути им ведомы, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли заострены; сами скачут, будто серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Для автора рус-ские воины — самое большое богатство, золото, которое князь Игорь «сгубил на дне реки половецкой». В конце поэмы автор воздает славу не только князьям, но и их воинам. Материал с сайта

Поэма начинается со вступления, в котором автор раздумы-вает над тем, какую форму повествования избрать: «по былинам сего времени или по замышлению Боянову», то есть историче-ски достоверную или иносказательную. В первой части расска-зывается о природном предзнаменовании неудачного похода Игоря — затмении солнца, о кровавой сечи и пленении Игоря. Идейным центром второй части является обращение князя Свя-тослава к русским князьям. Третья часть — плач Ярославны и возвращение Игоря из плена. Через все произведение проходит поэтический образ Русской земли, который объединяет три части поэмы в патриотическую песнь.

«Слово о полку Игореве» — литературное произведение, но в нем очень сильно народно-поэтическое начало. Оно проявляет-ся в тонких наблюдениях над природой, в ее анимистическом восприятии, в фольклорной образности, в наполненности поэмы образами и символами славянской мифологии. В поэме от-разилось переходное состояние славянских народов, когда еще сильны языческие верования, но уже люди ощущают себя христианами. Именно об этом свидетельствует вся образная система «Слова», где обращение Ярославны к Солнцу, Ветру не противоречит заключительным словам автора: «Здравы будьте, князья и дружина, борясь за христиан».

«Слово», написанное на древнерусском языке, переведено на многие языки мира. Лучшими переводами на русский язык считаются переводы Д.С. Лихачева, Н. Заболоцкого, на белорус-ский — Янки Купалы, Р. Бородулина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • судьба всеволода в слове о полку игореве
  • образ русского воина в поэме слово о полку игореве
  • цитаты о русской земле в поэме"слово о полку игореве".
  • слова о полку игореве судьба
  • сочинение слово о полку игореве поэма на все времена