Сочинить игру по рассказу аленький цветочек. Аленький цветочек

Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Подготовила библиотекарь МОУ СОШ№29 «Гармония» Симонян Наталья Валентиновна.


220 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.


Сказку "Аленький цветочек" записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку - дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Сергей Тимофеевич Аксаков


Сколько дочерей было у купца? 1


Три: Старшая Средняя Младшая


Почему купец больше всех любил меньшую дочь? 1


Она была собой лучше всех и к нему ласковее.


Куда ездил купец по делам? 2


В тридевятое царство, тридесятое государство.


Что заказала купцу старшая дочь? 3


Золотой венец из каменьев самоцветных.


Что заказала средняя дочь? 4


Тувалет из хрусталю восточного.


Что заказала младшая дочь? 5


Аленький цветочек Цветочек аленький


Где сорвал купец цветочек аленький? 7


Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его…


Что случилось после того, как купец сорвал цветочек аленький? 8


Появилось чудище невиданное.


Что потребовал от Купца зверь лесной? 9


Прислать заместо себя одну из дочерей своих.


Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? 10


Волшебное кольцо.


На какой палец надо было надеть перстень? 11


На мизинец.


Сколько времени дал зверь лесной купцу побывать дома? 12


Три дня и три ночи.


Кто отправился на остров вместо купца? 13


Младшая дочь Настенька.


Что случилось с аленьким цветочком, когда купеческая дочь принесла его в сад? 14


Он прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.


Объясни значение слова яства. 11


Еда, кушанье.


Какие слова произнесла дочь купеческая прося зверя лесного ей показаться? 12


Если ты стар человек – будь мне дедушка, Если середович – будь мне дядюшка, Если же молод ты – будь мне сердечный друг.


Почему дочь купеческая захотела вернуться домой? 13


Рассматривая блюдечко с голубой каемочкой, она увидела родные края. К


О чем просило чудище Настеньку, отпуская ее домой?

Как встретили ее дома? 14



Что сделали сёстры из зависти к младшей сестре? 15


Перевели в доме все часы на час назад.


Что увидела Настенька на острове, когда вернулась обратно? 16



Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного? 17



Чем закончилась сказка? 17

Спасибо за внимание!

«Аленький цветочек сказка» - Сергей Тимофеевич Аксаков. С детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод. Биография. «Аленький цветочек». Казна -деньги Парча - шелковая материя,затканная золотыми нитями. Жемчуг бурмицкий - жемчуг особенно крупный и круглый. Камка - шелковая цветная ткань с узорами. Викторина. Сказка.

«Аксаков Сергей Тимофеевич» - В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов становится студентом. Аленький цветочек. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку.

«З.Александрова Родина» - А другим, наверно, вспомнится Свой родной весёлый двор. Золотая целина… Или степь, от маков красная, У реки берёза - скромница. По стихотворению З.Александровой. В лужах первые кораблики, Старый дом, «Родина». Толстый тополь у ворот. В саду смородина, Кавказ. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт.

«Аксаков Аленький цветочек» - 2. В тридевятое царство, тридесятое государство. 4. Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Что заказала младшая дочь? Где сорвал купец цветочек аленький? Сколько дочерей было у купца? Сорвал его… 7. Цветочек аленький. 3. Что заказала средняя дочь? 9. Почему купец больше всех любил меньшую дочь?

«Дон Аминадо» - Русским поэтом-сатириком, мемуаристом, адвокатом. Сотрудничал в газетах "Раннее утро", "Новь" и в журнале "Сатирикон". Биография Дона Аминадо. Овчинников Владимир и Кочетков Виктор 5-Б. Рождение писателя. Газеты в которых сотрудничал. Книги. Кем был. Воспоминания, New York, 1954.

«Марк Алданов» - Настоящие имя-Марк Александрович Ландау. Годы жизни 1886-1957. Родился 26 октября 1886 года в Киеве. Чертов мост. Биография. В каком городе родился Марк Алданов? Марк алданов. Вопросы классу. В 1919 Алданов едет во Францию.

Всего в теме 34 презентации

Презентация составлена в форме игры Морской бой. Технологическая карта урока рассчитана на участие в уроке двух классов.

Просмотр содержимого документа
«карта ур»

Тема урока: Урок –викторина С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;

2) Развивающая: развитие умений и навыков грамотного художественного пересказа содержания прочитанного (на основе l-ой главы), выразительного чтения отрывков из сказки (при ответе на вопросы) ;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного (на основе содержания волшебной сказки Аксакова), любви к произведениям устного творчества, желания читать и изучать сказки, стать добрым человеком.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Прозвенел уже звонок

Сегодня у нас не простой урок, а волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят чудеса. А где это может происходить? Одну из таких сказок вы прочитали к нашему уроку внеклассного чтения

Это сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» (слайд)

Мы познакомимся с творчеством писателя, поразмышляем над смыслом сказки, выскажем своё отношение к героям, постараемся понять причину их поступков.

А чтобы нам было интереснее, мы поработаем группами из разных классов, лучших знатоков ждёт награда – они будут защищать честь гимназии в районном конкурсе.

Но есть у нас сегодня и группа поддержки, если знатоки не справляются с заданием, то им можно рассчитывать на помощь своих одноклассников. Так же группа поддержки будет внимательно наблюдать за командами и в конце урока назовёт десять самых активных, по 5 из каждого класса для включения их в команду гимназии.

Начинается урок

В сказке

2.Проверка домашнего задания

Итак, начинаем с домашнего задания.

4Б - почему у сказки такое название.

Слайд 3, 4, 5 Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

В Казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное – нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: первичная проверка запоминания ранее изученного материала.

Вспомним правила работы в группе Слайд.6

    Распределите роли в группе.

    Внимательно прочитайте задание.

    При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

    Не перебивай говорящего.

Задание 1 Вспомним содержание сказки. У вас на столах на этих листочках – план, на одних – обычный, на других - цитатный. Мы предлагаем вам восстановить события в нужной последовательности, пронумеровать пункты плана и прикрепить листочки на доску

Проверка: учителя переворачивают полоски с текстом, должна получиться обложка с названием сказки

Команды читают пункты плана на полосках бумаги, нумеруют их и прикрепляют на доску магнитами.

Набор для 4 а

Нашел купец подарки для старших сестер.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Набор для 4б

«Жил – был богатый купец…»

«Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским…»

«Я отпущу тебя домой невредимого, коли дашь ты мне слово честное купецкое…»

«Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя»

«Так и стала жить да поживать молодая дочь купецкая, красавица писаная»

«А сестры с ней разговаривают, о том о сём расспрашивают, позадерживают»

«Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь?»

«Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного»

4. Изучение лексики сказки

Задание 2. Текст сказки наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки и сможете ли вы объяснить их лексическое значение

Проверка на интерактивной доске слайд 7

Команды получают листки с напечатанными на них старинными выражениями. Члены команды пишут значение рядом через тире.

Набор для 4 а

Пригорок муравчатый.

Яства сахарные.

Опочивать легла.

Челядь дворовая.

Набор для 4 б

Паче зеницы ока.

Музыкальный конкурс

Цель:

Задание 3 Теперь посмотрим, как вы чувствуете душой эту сказку?

(Звучит музыка, а вы представляете, какие события происходят в этот момент в сказке

и подбираете соответствующую иллюстрацию)

Расскажите, что же вы представили?

Из иллюстраций на столах дети выбирают подходящие и рассказывают кратко, что происходит.

Чтение по ролям

Цель: развитие навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки людей.

Задание 4 Какой урок мудрости преподносит автор, У каждой группы он будет свой .

Чтобы справиться с заданием вам предстоит прочитать по ролям предложенный отрывок, а затем ответить на вопрос, записанный там же.

Приложение 1.

Вопрос 4А Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит? Ответ - самопожертвование. Работа с Толковым словарем.

А вы могли бы так поступить?

- Подберите однокоренные слова . (Милость, сердечность, сердечный).

- Кому адресуем эти слова? (Меньшой дочери. Она жертвует собой во имя покоя, счастья другого).

- Назовите однокоренные слова к слову жертвовать . (Самопожертвование, жертва, жертвенный).

Вопрос 4 б Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? Ответ Перестала Настя его бояться потому, что он добрый. Страшный был зверь, безобразный, но сколько добра он ей сделал, стал её настоящим другом. Полюбила она зверя за душу его добрую, за слова ласковые, за то, что угождал ей во всём. И сама Настя была доброй, отзывчивой и ласковой девушкой именно такой, которая смогла оценить доброту души этого зверя, поэтому добро в сказке побеждает.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Вы читали?

А теперь все быстро встали!

Мы читали!

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки!

Уходи от нас скорей!

Не пугай ты нас, детей!

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Громче музыка играй,

Нас на танец приглашай!

(Звучит музыка, ученики выполняют танцевальные упражнения).

Викторина Морской бой

Цель: проверка знания содержания сказки.

На сетке название раздела и цена вопроса. Команды по очереди выбирают вопрос, если затрудняются, им помогает группа поддержки. Переход к сетке вопросов по значку домик в правом нижнем углу.

Запись очков на доске.

6. Подведение итогов викторины

Цель: Обучение самооценке и оценке работы группы.

Сейчас нам предстоит оценить работу в группе. Посовещайтесь и назовите тех, кто принёс своей команде больше пользы, кто был активен, кто лучше знает содержание сказки.

Выслушиваются предложения игроков и группы поддержки. Дети, названные в результате выходят к доске.

8.Итог урока.

Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Скоро прозвенит звонок

Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек.

Посмотрите сколько у нас их на поляне, пусть они расцветут в душе у каждого из нас Слайд 10

Какой урок извлекаем мы из сказки, написанной автором для своей единственной внучки Оленьки? (Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло). - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке?

Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).

Приложение 1.

Задание 4а

Заутра позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил, хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому.

Старшая дочь наотрез отказалася и говорит:

Позвал честной купец к себе другую дочь, середнюю, рассказал ей всё, что с ним приключилося, всё от слова до слова, и спросил: хочет ли она избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому.

Середняя дочь наотрез отказалася и говорит:

Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.

Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей всё рассказывать, всё от слова до слова, и не успел кончить речи своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая, и сказала:

Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, мне и надо выручить тебя.

Залился слезами честной купец, обнял он свою меньшую дочь, любимую, и говорит ей таковые слова:

Дочь моя милая, хорошая, пригожая, меньшая и любимая! Да будет над тобою моё благословение родительское, что выручаешь ты своего отца от смерти лютой и идёшь на житьё противное к страшному зверю лесному, чуду морскому.

Задание 4б.

"Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и всё, что тебе пожелается, всё, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою".

Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там. И вспало ей на мысли написать письмо к своему родителю и дать ему о себе весточку. Не успела она о том подумать, как видит она, перед нею бумага лежит, золотое перо со чернильницей. Пишет она письмо к своему батюшке родимому и сестрицам своим любезным:

"Не плачьте обо мне, не горюйте, я живу во дворце у зверя лесного, чуда морского, как королевишна; самого его не вижу и не слышу, а пишет он ко мне на стене беломраморной словесами огненными; и знает он всё, что у меня на мысли, и в ту же минуту всё исполняет, и не хочет он называться господином моим, а меня называет госпожой своей".

Не успела она письмо написать и печатью припечатать, как пропало письмо из рук и из глаз её, словно его тут и не было. Заиграла музыка пуще прежнего, на столе явились яства сахарные, питья медвяные, вся посуда золота червонного. Села она за стол веселёхонька, хотя сроду не обедала одна-одинёшенька; ела она, пила, прохлаждалася, музыкою забавлялася.

Просмотр содержимого презентации
«морской бой»

По сказке Аксакова

«Аленький цветочек»

Орешкина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Гимназия 89


История создания

Герои сказки

Сюжет сказки

Признаки волшебной сказки

Анализ содержания сказки


История создания 10

Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?



История создания 20



История создания 30

В каком году была написана сказка?



История сздания 40

С каким произведением Аксакова связана сказка?



История создания 50

Что написано в подзаголовке сказки?


«Сказка ключницы Пелагеи»

значится в подзаголовке


Герои сказки 10

Как звали отца сестёр из сказки

«Аленький цветочек»?



Герои сказки 20

Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?


Купец,

торговый человек


Герои сказки 30

Что привезла Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в

родительский дом в гости?



Герои сказки 40

Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Чем он торговал?


Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде.

Торговал сибирскими мехами, уральскими

самоцветами и камнями, жемчугом.


Герои сказки 50

Назовите полное имя хозяина аленького цветочка.


Зверь лесной, чудо

морское


Сюжет сказки 10

Что случилось с купцом в дороге?



Сюжет сказки 20

Как младшая дочь узнала о существовании аленького цветочка?


Она увидела его во сне

и была поражена его красотой


Сюжет сказки 30

Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?


Он самовольно

сорвал любимый цветок хозяина


Геометрические фигуры 40

Сюжет сказки 40

Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?


Средней -

золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице

каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими;

Старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему


Сюжет сказки 50

Какой наряд выбрала Настенька

из тех, которые предложил ей чудо –зверь?



Признаки волшебной сказки10

Какой волшебный предмет дал

зверь лесной, чудо морское,

чтобы купец мог

быстро очутиться дома?



Признаки волшебной сказки20

Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?


За час до

истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре .


Признаки волшебной сказки30

На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться

во дворце чуда морского, зверя лесного?



Признаки волшебной сказки 40

Какое волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные,

глубины морские?



Признаки волшебной сказки 50

Сколько лет провёл принц в образе

зверя лесного, чуда морского?



Анализ содержания 10

Продолжи фразу:

Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что,…..


сестры перевели

часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.


Анализ сказки 20

Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?



Анализ сказки 30

Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?



Анализ сказки 40

Как выдумаете, почему умер зверь лесной?


От тоски, от любви к

Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.


Анализ сказки 50

Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?


Верность данному слову;

преданность; бескорыстная,

искренняя любовь



Тестовые задания по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1. Какими словами начинается эта сказка ?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве...»

б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»

в) «Три девицы под окном...»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек ?

а) старшая

б) средняя

в) младшая

3. Кого купец любил больше всего?

А) дочерей Б) младшую дочь

В) старшую дочь Г) себя

Д) свой народ

4 .Куда собрался купец?

А) в Африку Б) в Индию

В) в тридевятое царство, тридесятое королевство

Г) в путешествие по всему миру

5.Какой гостинец попросила старшая дочь?

6. Какой гостинец попросила средняя дочь?

А) наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя

Б) тувалет из хрусталю восточного

В) золотой венец из камениев самоцветных

Г) ожерелье из жемчуга бурмицкого

7. .Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

А) сиящим всеми цветами радуги

Б) горящим огнями золотыми, серебряными

В) умеющим разговаривать

Г) самым красивым на свете

8. Что случилось с купцом в дороге?

а) весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

9. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

10. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома ?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

11. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость сестрам

б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

12. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского ?

а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

13. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь

б) на три дня и три ночи

в) на пять дней и пять ночей

14. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что.,

а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

15. Как младшая дочь оказалась во дворце?

А) надела волшебный перстень на правый мизинец

Б) вошла в волшебную пещеру

В) надела волшебную шапку

Г) перелетела по воздуху

16. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном

в) карликом

17. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой

Б) путешествием

В) возвращением домой