Социальная психология. Обучающее мини-сочинение для егэ по обществознанию Эссе на тему без многого может человек обойтись только не без человека

«Без многого человек может обойтись, только не без человека»

Каждый день мы встречаемся с десятками, а то и сотнями людей. Но очень редко мы задумываемся, что бы было, если бы этих людей не было, и мы бы остались совсем одни без родителей, близких друзей, знакомых, коллег? Как бы мы обходились без общения, без любви к человеку, без дружбы, без правил и так далее.

Какого бытие человека, который существует без людей? Я считаю, что человека бы вообще не было, ни его жизни не его самого. Он бы не мог пройти все процессы социализации. То есть человек рождается не приспособленным к этому миру, и только при помощи людей, человек становиться человеком. Ребенка воспитывают родители или опекуны, после он идет в детский сад, в школу и т.д. там он узнает новых людей, приобретает жизненный опыт, осваивает свою культуру, приобретает различные знания, который передаст следующему поколению.

Кроме необходимых потребностей в еде и подобному у него возникают социальные потребности, такие как общение со сверстниками, узнавание новостей происходящих в мире, участия в общественной жизни. Потребность в социальных институтах, это основное без чего бы человек ни смог бы обойтись, и не смог бы сам удовлетворять потребности входящие в это понятие: воспроизводство рода, безопасность, духовные и другие потребности, все это требует некий определенный исторический опыт, передаваемый от человека к человеку.

Человек не смог бы прожить без человека, так как если первый заболел, то нет второго, который вылечил бы его или как-то помог. Еще с древности люди начали объединяться по естественным причинам, объединения с целью сохранения жизни, с целью защиты от опасностей.

Так же все мы знаем различные примеры, как человек рос без людей, в стаях волков, с собаками и все в этом духе. И что было итогом такой жизни? Ну этих людей сложно назвать людьми, т.к. они были приспособлены к другой жизни, к животной. Они не умеют говорить, пользоваться столовыми предметами, они не могут жить в обществе, а главное их интеллектуальные способности не развиты, они живут обостренными инстинктами самосохранения. Но ведь так долго не проживешь?

Человек сможет обойтись от обыденных вещей жизни, таких как: телевизор, радио, стиральная машина, водопровод и многие века люди обходились без этого. Но люди не могут вообще обойтись без людей. Человек без общества утрачивает свою индивидуальность от других животных и не способен на сознательную и счастливую жизнь. Хотя и все познается в сравнении, я согласна с тем, что «Без многого человек может обойтись, только не без человека», это ведь бесспорно так, мы бы, не выжили и не прогрессировали,если бы были в одиночестве.

Доровских Алёна 11-в

Немецкий публицист и писатель – Карл Людвиг Берне поднимает важную проблему необходимости для человека жить среди людей, быть членом общества. Эта проблема актуальна в наше время, потому что на данный момент существует множество людей, желающих всяческими способами обособиться от социума (интровертов, как подметили бы психологи), что ведет к негативным последствиям для таких людей, которых становится все больше и больше.

Высказывание Берне можно растолковать по-разному: например, оно означает, что человеку необходимы другие люди для того, чтобы развиваться, становиться лучше в процессе взаимодействия и общения с ними, и, например, человеку нужен человек для того, чтобы не быть одиноким, что может привести к психическим и нервным расстройствам.

Я соглашаюсь с автором данного высказывания, потому что считаю, что всем людям необходим такой человек, который сможет помочь и поддержать в трудную минуту. А еще всем нужно хоть иногда присутствовать среди людей, пребывать в обществе и всячески взаимодействовать с ним, ведь только в процессе социализации индивид становится личностью.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств.

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Есть конкретный пример людей, ушедших от цивилизации и социума, пытающихся спрятаться, уйти от людей, выражая этим свой протест.

Но был ли этот пример удачным экспериментом? Приведем примеры из истории и литературы.

Например, Теодор Джон Качинский (Унабомбер) был невероятно умным человеком: закончил университет в 20 лет, а в 26 лет стал доктором математических наук. Но он ушел от общества и 24 года прожил вдали от цивилизации. А после того, как Теодор вернулся к социуму, то начал террористическую деятельность: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу». Да, казалось бы, этот человек борется за чистоту и жизнь нашей природы, но цивилизованная личность никогда не станет террористом, ведь деятельность таких людей губит других членов общества. А разве они не часть природы, за которую так борется Теодор? На примере жизни этого человека, можно сделать вывод, что личность деградирует вдали от цивилизации и социума.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой – Евгений Базаров – был нигилистом (человеком, отрицающим любовь, творчество, искусство), и его не понимали окружающие люди, а он, в свою очередь, не уважал чужое мнение и отстаивал только свою точку зрения. Этого героя можно назвать одиноким. Но судьба преподносит ему нравственное испытание, и он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Базаров так и не стал счастливым и умер, понимая, что был не прав, и такие люди, как он, России не нужны. Одиночество этого героя дает нам понять, что нельзя быть в конфликте с людьми и обосабливаться от них, а также нельзя отрицать общепринятые духовные ценности человечества, так как любой из нас является его частью. Подобное поведение ведет к несчастью и осознанию бессмысленности прожитой жизни.

Л.Берне абсолютно прав, утверждая, что «без многого может обойтись человек, только не без человека». Ведь каждый из нас не сможет стать личностью без взаимодействия с социумом. Исторические факты и литературные произведения тому подтверждение. Общество дает нам возможность стать развитыми, цивилизованными и мудрыми людьми.

Обновлено: 2017-04-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Без многого может обходиться человек, но только не без человека» , К. Бёрне

Выполнила: Яковлева Екатерина, 10 класс, МОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова

Руководитель: Китаева Татьяна Константиновна, учитель истории и обществознания

Я выбрала высказывание Карла Людвига Бёрне - немецкого публициста и писателя 19 века, остроумного и язвительного полемиста. На мой взгляд, афоризм: «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», поднимает острые социальные вопросы взаимодействия и коммуникации людей, сущности человеческого бытия. Я думаю, что знаменитый писатель был прав, человек – биопсихосоциальное существо и одной из многих его социальных потребностей является - общение. Общение с людьми особенно в наше время является одним из определяющих факторов в жизни каждого. Но это общий, более широкий взгляд на проблему, актуальную и в наши дни. Мне же кажется, что в этом афоризме речь шла не только обо всём обществе, как о важном факторе существования, а о родных и близких для нас людях – семье, друзьях. Они раз за разом принимают нас такими, какие мы есть, с ошибками, поражениями, плохим настроением и проблемами. Ведь не зря в понятие «семья» ключевыми словами являются общность, помощь, ответственность: семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Приведу личный пример: не так давно со мной произошла не очень приятная ситуация - я поссорилась с близким мне человеком. В голове бушевала тогда вся гамма чувств, я была обижена, подавлена, расстроена. Мы так и не помирились, а спустя пару дней я узнала, что у этого человека в тот момент были проблемы, ему фактически не с кем было поговорить по душам. Когда я это услышала, первая мысль была от обиды: «Ну и что, тоже мне причина, можно и без близких людей отлично прожить». Но потом мне вспомнились все слёзы и вся боль, что были у меня после ссор с друзьями, жгучее чувство потери. В ту же секунду я поняла этого человека, ощутила вину и желание поскорее с ним поговорить. Эта ситуация невольно натолкнула меня на раздумья, способен ли человек жить, если рядом с ним нет людей, которые его любят и готовы быть рядом в худшие из дней. На свете немало тех, кто груб с окружающими, кто оскорбительно честен и не готов идти на компромиссы. Может быть, это означает, что дома такого человека ждёт любящая семья или верные друзья, и он защищен их любовью, поэтому не считает нужным выбирать выражения в общении с другими, посторонними людьми. Именно от близких он, как и любой другой человек, черпает силы жить, оставаться собой, воспринимать каждый новый день не как трагедию, а как новые возможности или просто время, полное приятных событий. Люди, которым есть к кому идти в трудный момент, слабо осознают всю ценность такого дара. Воспринимая это как должное, мы забываем, что наш мир из цветного разом превратится в чёрно-белый, если из него уйдут близкие. Человеку в жизни необходимы не только общество и окружающие, но и те, кто любит его и кого любит он сам. В моей жизни были ситуации, когда одиночество разъедало изнутри, как кислота. Это было худшее, что вообще со мной случалось, до сих пор я, вспоминая это, невольно вздрагиваю и с облегчением понимаю, что всё прошло. Я искренне надеюсь, что такого в моей жизни больше не будет, ведь на свете просто не существует ничего, что может помочь в этот момент. Жизнь тогда теряет смысл, и я уверена, что чувства подобного рода обуревают не только меня, но и всех людей. Действительно, человек может обойтись без многих материальных благ, но может ли человек обойтись без человека? Мой ответ – нет, «человек без людей» - это парадокс, а наша жизнь без них – рисунок простым карандашом, а не яркими красками.

«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» , С. Паркинсон

Выполнила: Васюта Анастасия, 11 класс, МОУ СОШ № 26

Руководитель: Голубева Лидия Ивановна

По моему мнению, С.Паркинсон в своем высказывании имел ввиду то, что одним из страшнейших пороков в современном мире и на протяжении всей истории человечества является равнодушие. Но какой источник у этого порока? Толпа. Слившись с общей массой, человек теряет свою индивидуальность, собственное мнение, самого себя. Человек подчиняется общему мнению окружающей его массы. «Толпизм» действительно делает вполне образованных и интеллигентных людей, похожими на «человеческое стадо». Толпа религиозных фанатиков в печально известную Варфоломеевскую ночь убивала всех, не разбирая кто перед ней – католик или гугенот. Как сказал Х. Артега-и-Гасет: «Масса – это множество без особых достоинств». Человек не может двигаться вперед, развиваться внутренне и развивать что-либо или кого-либо вокруг себя, находясь в толпе. Психология толпы проста и незатейлива. И порой опасна. Либо толпа, видя лишь цель своего лидера, сметает все на своем пути и перешагивает через все моральные принципы (как пример можно рассмотреть геноцид, холокост и другие националистические нарушения прав человека, когда «массы давят массы»). Либо, в толпе без ярко-выраженного лидера селится паника, которая приводит к истерии или к массовому сумасшествию. Толпы футбольных фанатов устраивают массовые беспорядки: поджоги, драки, акты вандализма, не задумываясь о последствиях. Попадая в толпу, человек поддается стихийному напору и сливается с большинством. Или теряется и, возможно, это еще более трагично – его топчут (в прямом и переносном смысле). Он становится узником жестокости и ограниченности людей. Но что создает толпу? Что заставляет людей подчиняться «закону толпы»? Я думаю, это вечная проблема одиночества. Ища выход из окружающей пустоты, человек естественно стремится к людям, не задумываясь, действительно ли ему это нужно. Но одиночество скорее приводит в толпу. А порождает «толпизм» во многом ограниченность и нежелание развиваться самостоятельно, недаром одаренные, талантливые люди в большинстве своем одиноки. К сожалению, явление толпы достаточно часто захлестывает молодежь. Еще не до конца сформировавшиеся и не нашедшие себя, молодые люди под воздействием юношеского максимализма окунаются в серую или наоборот чересчур пеструю массу (именно под напором массовости многие начинают курить в очень раннем возрасте; действует принцип: «Все курят – и я буду!»). Итак, «толпизм» – это, прежде всего деградация, которой нет места в жизни цивилизованного человека.

"Надо стоять на своих собственных ногах и глядеть в лицо миру… Видеть мир таким, каков он есть, и не бояться его." Бертран Рассел

Ученицы 9 «Б» класса Роговской Алины МОУ «Гимназия №5»

Руководитель: Евсюткина Валентина Михайловна Г. Хабаровска

Вряд ли найдётся человек, который в первую секунду после прочтения этой цитаты, не согласится с идеей высказывания. Ведь многие окружающие постоянно твердят о «правильности» этой мысли. Но почему же тогда, в истории много примеров людей, отвернувшихся от общества и попытавшихся создать свой «идеальный» мир, вдали от человеческих пороков и недостатков? Замечая негармоничность и несправедливость жизни, одни, решив, что создать новое общество легче, чем улучшить существующее, организовывали утопические коммуны. На протяжении всего человеческого существования были такие люди. Вспомните, сколько известных философов, разочаровавшихся в жизни, старались осуществить свои задумки о безупречном мире? Примеры Роберта Оуэна, покинувшего английское «образованное общество» и организовывавшего в Америке коммунистическую производительную общину «Новая гармония», Эманоила Бэлэча́ну, румынского землевладельца и мыслителя, превратившего своё имение в фаланстер «Сельскохозяйственное и мануфактурное товарищество» (своеобразный вариант коммуны), показывают, что полноценная, гармоничная жизнь замкнутого «безукоризненного» общества невозможна. Такие искусственно созданные и оторванные от мира «организмы» не могут существовать и развиваться независимо от проблем и событий реальной жизни. В современном обществе тоже существуют желающие создать свой нереальный мир, но чаще это люди, замкнувшиеся в себе и зациклившие свою жизнь на алкоголе, наркотиках, компьютерных играх, то есть на вещах, способных создать иллюзию мира без проблем и забот. Я думаю, что такие люди – последователи отшельников. Но если раньше самовольные изгои уходили в лес, чтобы быть наедине с природой, современные «отшельники» остаются один на один с их зависимостью. Существует ещё один путь создания «совершенного» общества – религиозные секты. Сейчас люди, в надежде на лучшую жизнь, готовы иногда отдать всё, что имеют, незнакомым людям, которые часто оказываются мошенниками. Я считаю, что попытки спрятаться от проблем и несовершенства мирового общества бесперспективны. Разберём все три способа искусственного создания нового мира: политический, индивидуальный и религиозный. Начнём с политического. Как показывает история, организации, бегущие от несправедливости существующего общества, создают внутри себя ещё большую несправедливость, иногда даже диктатуру. Рассмотрим пример, который знают все – построение коммунизма, которое начиналось под лозунгами, достойными «идеального» мира, а закончилось – тоталитарным обществом. Теперь обратимся к индивидуальному пути – люди, оказавшиеся заложниками своей зависимости, просто физически не могут продолжить нормальное существование и нередко заканчивают очень печально. Религиозные же секты – это путь гибели личности человека. Основатели сект задавливают характер попавшего туда и заставляют подчиняться себе. Поэтому я думаю, что не надо пытаться создавать свои «безупречные» мирки, а чтобы развиться до собственного понятия успешного человека, надо следовать совету Рассела: смело вторгаться в мир, не бояться сложностей и неудач, иметь свою жизненную позицию и уметь отстаивать собственные убеждения. Ведь развивая себя, мы улучшаем общество, повышая свою нравственность, мы формируем более высокие моральные принципы в обществе, уделяя внимание своему образованию и культуре, мы делаем наше общество значимее! У каждой личности есть выбор, как найти место в этой жизни. Я выбрала путь Бертрана Рассела –идти навстречу миру. А в заключении, я бы хотела написать своё стихотворение, сочинённое несколько месяцев назад, которое в периоды сомнений и отчаяния напомнит мне о моём выборе:

Покинуть этот мир легко,

Мечтой забывшись, растворится…

Ведь, если мысли далеко

И так приятны, что не спится,

Ты забываешь обо всем,

Что утром в голове кружится.

И ты уже ни жив, ни мертв,

Живя мечтами, явь ты губишь…

Из моря мыслей не всплывёшь,

Если иллюзий не разлюбишь…

И что! Пусть невозможно сложно

Утопию покинуть ради

Не склонной к вере и пощаде

Реалии, счастливой ложно.

Но ты живи, борись, страдая,

Или из глаз струя густая

Живых, горячих слёз польётся,

Когда не жил, а умирать придётся…

Я полностью согласна с мнением Л. Берне. Ведь в жизни нам необходимо огромное множество различных вещей и предметов. Они способствуют улучшению наших условий существования, реализации задуманных планов и идей. Однако, даже без всех этих, казалось бы, абсолютно необходимых вещей человек может обойтись.

Человек - это биопсихосоциальное существо, представляющее собой высшее звено в развитии живых организмов на Земле, создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса. В нашей жизни он выполняет особые роли. Ведь у человека есть важнейшие жизненные потребности, которые человек в одиночестве удовлетворить не сможет. К таким потребностям относятся: потребность в воспроизводстве рода, потребность в безопасности, в средствах существования, в знаниях и т.д. Объединение людей в группы для удовлетворения таких потребностей, носит название социальные институты. Виды социальных институтов: государство, семья, образование, религия, производство.

Для дальнейшего существования на планете, человеку просто необходимо объединяться с другими людьми. Только вместе и сообща они могут достигнуть большего. Вспоминая историю происхождения многих цивилизаций и их дальнейшее существование и развитие, мы смело можем утверждать об этом.

В качестве примера, подтверждающего позицию автора, хочу привести истории многих катастроф, в результате которых люди оказывались вне общества. Так вот, человек, оказавшись вне общества, попадает в сверхэкстремальную ситуацию, когда ему самостоятельно приходилось удовлетворять свои потребности. Как известно, выживших в таких условиях история знает единицы.

Или взять, к примеру, Библию, священную книгу в иудаизме и христианстве. Согласно тексту там написанному, Бог создал Адама и Еву. Он создал два человека. Ибо только так они могли выжить и продолжить род человеческий. В одиночку этого бы не получилось. Получается, что с момента создания человека, он был окружен другим человеком.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что проблема поднятая автором, актуальна и сегодня и будет актуальна всегда, так как жизнь человека без другого человека немыслима.