Современная деятельность классного руководителя начальной школы. Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя

«Самый опасный результат образования

– это прекрасно информированные люди,

не отягощенные совестью»

(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).

В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.

Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.

Если мы рассмотрим ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».

- Классное руководство

Лучшие учителя

Талантливая молодёжь

Федеральные университеты

Бизнес-школы мирового уровня

Школьное питание

Образование военнослужащих-контрактников

На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.

Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.

Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.

Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:

Родительские собрания;

Общешкольные конференции;

Анкетирование и тестирование;

Открытые мероприятия для родителей;

Совместные экскурсии;

Привлечение всех родителей к классным праздникам;

Знакомство с родословной семьи.

Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:

Тематическая мастерская поделок и игрушек;

Спортивные эстафеты;

Фольклорные праздники;

Участие в различных акциях и конкурсах;

Календарные и школьные праздники.

Анализируя мой опыт классного руководителя, хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в помощи родителей, но постепенно становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, расширяют свой кругозор, учатся планировать свою работу. В 3-4-м классах дети уже способны создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах, классных праздниках и т.д. К окончанию начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир (проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний» и многие другие). Так работа моя и моих учеников над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный ». Положение конкурса предписывает участие в нем два года. В первый год формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы. Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса является открытое внеклассное мероприятие. В моем случае – это фольклорный праздник по теме «День Калевалы», на котором присутствовали не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся. Это внеклассное мероприятие дало простор фантазии учащихся. Они легко включились в игровые действия, стали непосредственными участниками народного праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы» носит межнациональный характер. Итогом участия в конкурсе стало 2 место в районе.

Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые ожидаемые результаты. Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми. Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется. Но выпускнику начальной школы по силам:

Осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;

Стремиться быть нравственным;

Подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми

«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).

Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов. Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный и воспитательный более насыщенным и продуктивным.

Htpp://www.innovativeteachers.ru – сеть творческих учителей.

Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».

С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга Наталия Викторовна Зязенкова.

Список использованной литературы:

Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;

Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.

Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;

- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;

Анализ воспитательной работы

за 2014 – 2015 учебный года

воспитателя первой половины дня

Краевой С.Н.

В 1-б классе 17 воспитанников: 10 мальчиков и 7 девочек. В декабре прибыл мальчик Чуприн Дмитрий. Ребята разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности.

Основными задачами воспитательной работы явились:

- содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;

Формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;

Совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии, самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

Воспитывать чувство гражданственности и приобщения к народным, духовным ценностям своего Отечества;

Воспитывать положительное отношение к коллективной деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Именно такие задачи и цели позволяют осознанно управлять классным коллективом, адаптироваться к индивидуальным особенностям каждого учащегося

В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь был составлен план воспитательной работы. В течение года в классе велась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились внеклассные мероприятия: «Первый раз в первый класс», «Здравствуй осень золотая», праздничные программы, посвящённые 8 марта, 23 февраля, «Прощание с 1 классом» и т.д. В результате учащиеся стали сплочённее друг с другом.

Самым трудным было – умение найти «общий язык» с детьми и их родителями, поэтому первое собрание начала с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». В этой анкете родители сообщили необходимые сведения о себе и своей семье, а на первом классном собрании провела анкету «Я и мои друзья», «Какой я?», «Что такое эмоции?». Результаты анкетирования помогли увидеть

ребят с другой стороны.

В начале учебного года совместно с психологом провела анкету для определения школьной мотивации обучающегося. Выявилось с положительным отношением к школе – 5 (31%)детей,с амбивалентным отношением (положительное сменяет отрицательное и наоборот в зависимости от ситуации) – 63% (Щанкин М., Климентьев К., Бычкова Л., Милованов Е., Шкребнева К., Миллер С., Коннов В., Сахарова У., Колесникова В., Кичик Т.), с негативным отношением - (преобладанием отрицательных эмоций) выявлен 1 ребенок (Чистяков Д).

Был определен уровень воспитанности коллектива класса. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношения к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а так же к самому себе. Эта методика позволяет увидеть динамику улучшения или ухудшения качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса.

Анализ уровня воспитанности учащихся показал:

Вывод: Из17 учеников процент высокого уровня уровня воспитанности повысился на 36%(на начало года- 36%, середина года-60%, конец года-72%), но над повышением уровня воспитанности необходимо работать.

По развитию познавательных способностей, с целью формирования у детей познавательного потенциала были проведены следующие мероприятия: игра-экскурсия «В поисках клада», игра « Я выбираю сам».

Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Постоянно информирую родителей об учебных успехах, участии детей в классной и школьной общественной жизни, о самочувствии, о проблемах в поведении, ищем совместные решения, провожу индивидуальные консультации.

Родители принимают активное участие в проведении классных и школьных мероприятий (Подготовка проектов по математике «Числа в загадках, сказках, пословицах», по окружающему миру проект «Моя малая родина», "Моя семья" участие в мероприятии «Все работы хороши», подготовка костюмов осенней тематики и приготовление блюд для праздника «Здравствуй осень золотая». Команда нашего класса в составе семьи Тайлаковых: Владимира Григорьевича, Веры Ивановны и Кирилла заняла I место в конкурсе"Папа, мама, я", который был приурочен Неделе семьи в школе- интернате. Операция "Кормушка" вызвала большой интересу родителей и детей, многие семьи творчески подошли к этому вопросу и приняли активное участие. В конце года провели родительское собрание совместно с детьми на тему «Прощание с 1 классом» и чаепитие.

Так же родители Климентьева Кирилла, который имеет поручение - трудовик, отремонтировали стулья в классе.

Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся является одним из важнейших задач. В течение полугодия проводились физминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня», «Твое здоровье – что это?», помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил гигиены. Каждый день после уроков проводятся подвижные игры на свежем воздухе с целью соблюдения воздушного режима в любую погоду... Детям очень нравится. Это и понятно.Проведя устный опрос по теме «Личная гигиена», «Моё здоровье», и наблюдая за соблюдением воспитанниками режима дня, пришла к следующим выводам:

Знают и выполняют правила личной гигиены

Соблюдают режим дня

Бережно относятся к своему здоровью

Средний процент

Воспитание школьников в духе дружбы между народами, уважения к людям всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающегопоколения. Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного отношения к людям других национальностей. Учащиеся знакомятся с трудом, бытом, искусством народа того региона, в котором мы живём. С этой целью дети рисовали народы, населяющие нашу область, изучали символику, на уроках литературного чтения и окружающего мира и часах общения знакомились с литературой, художественным творчеством, изобразительным искусством народов, живущих у нас в области. Все мероприятия, связанные с национальным воспитанием мир детей.

Был проведен классный час «Моя малая родина» познакомила учащихся с символикой РФ и новосибирской области, в частности Барабинского района, посещали школьный музей и Краеведческий.

Пришла к следующим выводам:

Знают понятия, символы государства

Знают стихи о Родине

Средний процент

Прошёл классный час, посвящённый Дню Победы. Дети приняли активное участие: рассказывали стихи, пели военные песни, в конце ответили на вопросы викторины. После проведения классного часа, бесед с детьми, сделала выводы:

Знают о ВОВ

Знают стихи о Войне

Смотрят и любят фильмы о войне

Читают книги о войне

С первых дней учёбы сразу выделилась группа детей, которые стремятся быть первыми во всём, серьёзно относятся к учебным обязанностям, организованны. Это Климентьев Кирилл, Сафина Полина, Посная Вика, Сахарова Ульяна, Коннов Иван, Миллер Слава.

Среди учащихся была проведена диагностика стартовых возможностей школьников («Методика выявления готовности к школе», А.Л.Венгер, д.псих.н., «Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе», М-2008.), позволяющая сделать вывод о наличии одаренности .

Вывод : с высоким уровнем общего развития составили 38 % (6) детей,Средний уровень общего развития продемонстрировали 5 детей (31%), 5 детей (31 %)продемонстрировали низкие результаты (Милованов Е., Бычкова В., Чистяков Д., Кичик Т., Моиссев В.)

Дети принимают участие в дистанционных всероссийских олимпиадах по предметам:

Ф.И. ребёнка

Название мероприятия

Результат

Бычкова Валерия

Диплом I степени

Диплом 1 степени

Кичик Таня

Климентьев Кирилл

Дистанционная всероссийская олимпиада поматематике на портале "Видеоурок.нет",

"Крестики- нолики",

научная конференция "Мыслим, творим, исследуем" с работой "Создание пластилинового мультфильма"

Диплом I степени

Диплом I степени

Диплом II степени

Колесникова Варя

Диплом I степени

Диплом 1 степени

Коннов Иван

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру для 1 – 4 классов «Природовед»

Диплом I степени

Малютин Саша

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом I степени

Миллер Слава

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет"

Диплом I степени

Милованов Егор

Моисеев Влад

Дистанционная всероссийская олимпиада поматематике на портале "Видеоурок.нет"

Диплом I степени

Посная Вика

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет,

"Крестики- нолики"

Диплом I степени

Диплом II степени

Диплом 1 степени

Сафина Полина

Дистанционная всероссийская олимпиада по математике на портале "Видеоурок.нет"

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом III степени

Диплом I степени

Сахарова Ульяна

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом I степени

Тайлаков Кирилл

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Диплом I степени


Диплом 3 степени

Чистяков Денис

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом 2 степени

Чуприн Дима

"Викторина для 1–4 класса «Я будущий защитник Отечества!»"

Шкребнева Катя

Дистанционная всероссийская олимпиада по русскому языку на портале "Видеоурок.нет

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике для 1 – 4 классов «Математик»

Диплом I степени

Щанкин Матвей

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению для 1 – 4 классов «Добрые книги»

Международный конкурс по литературному чтению 1 класс «В мире сказок»"

Диплом I степени

Диплом 1 степени

У многих ребят есть увлечения вне школы. Например, Миллер Слава занимается в кружке английского языка, учится играть на фортепиано в музыкальной школе, Коннов Иван занимается волейболом в спортивной секции, посещает танцевальный кружок в ДК. Все ребята с большим удовольствием посещают занятия танцевального кружка и даже выступили перед родителями и учителями на празднике «День Учителя», на чествовании ветеранов педагогического труда, "День матери, «Прощание с 1 классом».

Формирование классного коллектива .

В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому, в первую очередь была составлена программа развития коллектива класса.

В течение всего года в классе продолжалась работа по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились моделирующие игры, классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение конкретных задач. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время игровых программ «Давайте познакомимся!», «Самопредставление: это - я», классных часов: «Я ученик», «Мой класс, моя школа», «Мои друзья». В течение всего года велась работа по созданию поддержки учащихся. Для этого проводились классные часы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кого называем настоящим другом?», «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным?», «Поведение в школе».

Ребята принимали активное участие в жизни класса и школы.
Не возникало проблем с дежурством по классу, можно сделать вывод, что в плане трудолюбия ребята молодцы.
Систематическая работа над развитием классного самоуправления привела к тому, что в классе сложилась благоприятная психологическая атмосфера. Каждый ребенок чувствует себя в коллективе комфортно, нужным, отсутствуют отверженные дети. Школьники уверены в своих силах, владеют навыками общения со сверстниками и взрослыми, доброжелательны. Отношения между детьми дружелюбные. Сформировались благоприятные условия для сотрудничества, взаимопонимания, творческого общения всех участников образовательного процесса.

Распределение поручений

ФИ ученика

Общественное

поручение

Результативность

Колесников Варя

Староста

Старается, чтобы ребята в классе

работали, сама занимает активную позицию

Сафина Полина

Пытается проявить самостоятельность,

учится анализировать свою работу,

в управлении делами класса, занимает

активную позицию Поручение выполняет на «хорошо»

Коннов Ваня

Миллер Слава

физкультуры

Очень любят физкультуру и тянут за

собой других ребят

Щанкин Матвей

Милованов Егор

Ред.коллегия

Минусов в их работе нет

Моисеев Влад

Ответственный

дежурный

Всегда добросовестно относится к своим обязанностям, делает не потому, что

надо, а потому, что хочет.

Посная Вика

Кичик Таня

Чистяков Денис

Цветоводы, группа

озеленения

Всегда добросовестно относятся к своим обязанностям

Малютин Саша

Шкребнева Катя

Санитары

Особого интереса к работе не

проявляют, но выполняют

порученные задания

Бычкова Лера

Сахарова Ульяна

Библиотекарь

К порученному делу относятся

ответственно, по своей

инициативе провели рейд –

проверку читательских

формуляров учащихся класса в

школьной библиотеке

Климентьев Кирилл

Тайлаков Кирилл

Трудовики

Проявляют инициативу и творчество в

Работе. Всегда добросовестно относится к своим обязанностям

В целом между ребятами сложились доброжелательные отношения. В результате проведенного опроса первоклассников, можно констатировать, что 100% детей нравится общаться с детьми внутри класса. 76 % детей назвали имена друзей в классе, по результатам методики изучения коммуникативных способностей школьников «Варежка», можно сделать вывод о том, что дети умеют работать в паре, взаимодействовать друг с другом, находить общее решение, договариваться. Они дружат между собой, делятся игрушками, раскрасками, фломастерами, друг другу. Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах, формировались во время классных часов: «Перемена с увлечением», «Знакомство с правилами поведения в школе», «Я выбираю сам-здоровье», «Правила поведения на улице», «Что такое добро», «Это простое слово- «Здравствуйте!», поликультура «Мир вокруг. Мы живем в Сибири», «Я ученик», «Мой класс, моя школа», «Мои друзья», «Мальчики и девочки»,«Нас много, и все мы живем на планете Земля». .

На этих часах ребята раскрылись, высказывая свои мысли и мнения более ярко, характеризуя свое суждение полным ответом.

Так же были проведены часы по нравственному воспитанию: « Правила культуры поведения учащихся в школе»,

Начали создание «Портфеля достижения » для каждого ученика. по сравнению началом года, личные достижения детей увеличились с 10% до 89%:

На протяжении всего учебного года проводились занятия с психологом и логопедом. Ребята посещали кружки и секции. Социальный педагог и психолог школы помогали в решение следующих проблем: контроль за посещением занятий, составление социального паспорта класса, анкета для родителей по адаптации первоклассников. Очень много бесед, часов общения было проведено мной о правилах поведения в общественных местах. Проводились инструктажи по ТБ, ПДД.

Итак, через разнообразные виды урочной и внеурочной деятельности, дети получают и усваивают новые знания, эмоционально выражают свое отношение к успехам и поражениям. В ходе общения на уроке и внеурочных занятиях учатся общаться, обогащают словарный запас речи, показывают свое мастерство, умения, творчество. Классный коллектив стал сплачиваться. Оказывают друг другу помощь, дисциплинарных проступков не было, каждый старается проявить себя и свои способности.

Разнообразная деятельность учащихся является важным условием и средством приобщения ребенка к социальной действительности и познания мира. Это позволяет возможность активно познавать окружающий мир и становиться его участником через игровую, двигательную коммуникативную, творческую, художественную деятельность.

В целом, я довольна своей работой как воспитателя первой половины дня. Мои ученики - это уже коллектив.

В следующем году я буду продолжать работу с родителями, постараюсь вовлечь их в жизнь класса и школы.

Продолжу приучать детей соблюдать правила учебного труда, выполнять поручения. Постараюсь сблизить детей, вовлекая их в мероприятия класса и школы.

Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные цель и задачи воспитательной работы в 2014-2015 учебном году можно считать решенными. На основе тех проблем, которые обозначились в процессе работы, можно сформулировать цель и задачи на будущий 2013-2014 учебный год.

Цель:формирование благоприятного развития гармоничной личности ребёнка, а также для развития дружного классного коллектива.

Задачи:
1. Раскрыть внутренние резервы каждого (способности, интерес, личностные качества); обогащать воспитанников научными знаниями, умениями и навыками в различных направлениях.

2. Способствовать развитию чувства сопричастности к жизни класса и школы, развивать потребность в расширении кругозора и развитию умственных способностей, познавательной активности.

З. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, к взрослым, дисциплинированность, ответственность.


- наличие системы воспитательной работы.

Классный руководитель – воспитатель, основная деятельность которого направлена на помощь учащимся в их личностном развитии. Я планирую свою деятельность в соответствие с требованиями к планированию, установленными ОУ, стремлюсь к созданию гуманистической атмосферы в классном коллективе, воспитывающей среды, развитию творческого потенциала учащихся.

Главное в воспитательной системе моего класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. В педагогической деятельности ставлю несколько задач:


  • дать учащимся качественное образование;

  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

  • привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

  • совершенствование форм организации учебной деятельности;

  • использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения.
Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Глубоко изучив, пользуюсь технологиями воспитательного воздействия на личность, методикой воспитательной работы, коллективной творческой деятельности, техникой индивидуального общения с учащимися и родителями. В своей педагогической деятельности использую технологии : проблемное обучение; игровые технологии; обучение в сотрудничестве; технология разноуровнего обучения; технология модульного обучения; технология проектного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости.

Основные формы работы:

Организация воспитывающей среды: привитие навыков выполнения правил общения в коллективе, совместно с родителями и учащимися эстетизация среды классного коллектива, организация самообслуживания, регулировка питания.

Организация коллективной деятельности: участие класса в общешкольных мероприятиях, организация совместных творческих и коллективных дел учащихся, проведение экскурсий, посещение музеев.

Индивидуальная работа с учащимися: изучение здоровья, интересов, характера, познавательных способностей, семейных условий и внешкольного общения, оказание учащимся помощи в развитии интеллектуальных и творческих интересов, способствование преодолению учащимся трудностей в общении с коллективом, регулирование информационных интересов учащихся.

Координация действий с другими педагогами, родителями, руководителями творческих объединений, медработником.

Проведение педагогических исследований, направленных на изучение личности учащихся.

Вот уже пятый год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. С моей точки зрения это очень актуально на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
- наличие системы самоуправления в классе;

Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.

Самоуправление – это принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе. Исходя из данного определения, строится работа ученического самоуправления, которая является формой организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности обучающихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив. Классное самоуправление развивается поэтапно. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно обучающиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. У них появилась первая самооценка. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе достигнуты следующие результаты классного самоуправления:


  • хорошо налажено дежурство по классу и школе;

  • хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);

  • организация досуга (проведение классных огоньков, конкурсов и других мероприятий);

  • выпуск всевозможных тематических газет;

  • проведение спортивных мероприятий;

  • проведение тематических классных часов.
То есть моя позиция изменилась – я стала консультантом.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:


  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

  • Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

-психолого-педагогическая диагностика;

Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.

Цели изучения классного коллектива многоплановы: определение статуса каждого старшеклассника в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; наличие опыта совместной деятельности и др.

При систематическом диагностировании классного коллектива каждый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях подростков: возрастает степень его сплоченности, организованности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществления в нем разнообразной деятельности.

Были проведены следующие диагностики:


  • Исследование удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

  • Диагностика воспитанности.

  • Диагностика нравственной самооценки.

  • Диагностика этики поведения.

  • Диагностика отношения к жизненным ценностям.

  • Диагностика нравственной мотивации.

  • Диагностика профпригодности.

  • Изучение удовлетворенности родителей работой педагога.

  • Изучение психологического климата в детском коллективе.
При проведенном обследовании невыбранных учащихся нет, все чувствуют себя комфортно.

В общении с детьми стремлюсь к преобладанию демократического стиля руководства, поощрению растущей автономии своих учеников. По результатам исследований, учащиеся в классе превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль, социальные навыки, обладают хорошей самооценкой.

В классном коллективе среди учащихся нет отверженных, изолированных детей, в ходе обследования выявлен высокий уровень групповой сплоченности.

При определении уровня воспитанности итоговая оценка 4,5, что говорит о высокий уровень воспитанности обучающихся .


- отсутствие правонарушений и нарушений общественного порядка учащимися класса;

Важным направлением своей деятельности считаю формирование правовой культуры учащихся и профилактику правонарушений среди них. В течение пяти лет веду тесную связь с ГАИ, сотрудниками правоохранительных органов. Положительным результатом воспитательной деятельности считаю то, что за время работы в качестве классного руководителя в моих классах не было учащихся, поставленных на внутришкольный учет и в инспекции по делам несовершеннолетних.

- отсутствие пропусков занятий обучающимися без уважительных причин;

Без уважительной причины дети моего класса уроки не пропускают, о чем сдается еженедельно отчет заместителю директора по УВР. Каждый пропуск подтверждается медицинской справкой, звонком или заявлением родителей о причине отсутствия ученика.


- участие класса в жизни местного социума;

В каждом ученике своего класса я вижу, прежде всего, личность. Мои ученики талантливы и разносторонне развиты, так, среди них есть особо отличившиеся и в учебе, и в спорте, и в общественной жизни. Они являлись неоднократными призерами районных и зональных соревнований, как в командном, так и в личном первенстве.

Приложение 1. Участие учащихся класса в мероприятиях по годам на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях по годам.

Учащиеся принимают активное участие в социально-значимых мероприятиях не только школы, но и села. В рамках экологической акции «Пробуждение" учащиеся участвовали в проекте "Красивая школа - красивое село": убирали территорию не только школы, но и всего сельского поселения, сажали деревья. Активно принимают участие в вахте Памяти, концерте ко дню пожилых, оказывают помощь престарелым, работают летом в хозяйстве.

Таким образом, дети постоянно вовлечены в классные, общешкольные, поселковые, муниципальные и республиканские мероприятия, где просматривается их активность.

- отлаженная система взаимодействия с родителями;

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и к труду. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Свою задачу как классного руководителя вижу в том, чтобы создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательном процессе. За годы работы с данным классом сумела сплотить детей и родителей в единый коллектив. Родители – постоянные участники всех творческих и познавательных дел класса, мои первые помощники. Совместно с родителями и детьми провожу тематические классные часы, на которых родители выступают не только в роли благодарного слушателя, но и активного ведущего. Незабываемыми стали спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», вечер отдыха. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.

Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями. Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.

Родительские собрания 5 класс:


Родительские собрания 6 класс:



Родительские собрания 7 класс:


Родительские собрания 8 класс:



Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение; что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.

-жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя нет;
- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе;
Наша школа является экспериментальной площадкой физкультурно-оздоровительного направления и Пилотной школой по реализации проекта «Спортивная суббота», Приказ Министерство образования Республики Мордовия №190 от 25.02.2010 г.

Глубоко убеждена, что здоровье учащихся – главная составляющая часть всего педагогического процесса, поэтому провожу постоянную целенаправленную работу по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, которая сводится не только к разъяснительным беседам с детьми и родителями, но и обучению приемам, как и что нужно делать, как быть здоровым. Понимая важность того, что знать, как быть здоровым недостаточно, нужно еще вырабатывать навык и потребность в здоровом образе жизни, уделяю большое внимание созданию новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых учащимися.

Система оздоровительных мер:

а) ежедневное проведение физзарядки с применением специально подобранных комплексов упражнений;

б) использование физминуток, в которые включены упражнения для мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия утомления туловища, для уроков с элементами письма, упражнения для мобилизации внимания, комплекс гимнастики для глаз для напряжения глазных мышц;

в) серия бесед по закаливанию организма как профилактики заболеваемости;

г) беседы о предупреждении вредных привычек;

д) снятие напряжения опорно-двигательного аппарата;

е) чередование видов деятельности;

ж) следим за освещенностью в классе (наличие ламп), замер уровня освещенности классного помещения;

з) использование технических средств обучения согласно нормам;

и) мониторинг заболеваемости учащихся.


Провожу классные часы, беседы с родителями, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах по проблеме сохранности здоровья учащихся.
- духовно-нравственное воспитание и народные традиции.
Духовное становление человека – процесс длительный и сложный. Каждый год, каждый этап духовного становления ребенка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие можно приостановить и деградировать. Моя задача – помочь ребенку в нелегком процессе духовного становления. Этому способствует целенаправленная программа духовно – нравственного воспитания. Придерживаясь ее, я составляю план мероприятий данного направления. За последние годы проведены мероприятия: классные часы «Волшебная сила добра», «Все мы разные» (толерантность), «Воспитай себя», акция «Спешите делать добро», беседы «Моя семья – моё богатство», «Ценности, права, ответственность» и д.р.

Большое внимание в воспитательной деятельности я уделяю работе с ветеранами Великой Отечественной войны, пожилыми людьми и пенсионерами-ветеранами школы. В своей работе я опираюсь на принцип «Не опоздать с добротой». С 5 класса за моими учащимися были закреплены Кулянов Иван Григорьевич – участник ВОВ, Шляпникова Тамара Алексеевна – ветеран школы, которым мы помогаем по хозяйству, заботимся об их здоровье, не забываем о них и в праздничные дни: сообща готовим подарки, импровизированные концерты. Пенсионеры на празднике «День пожилых» выразили большую благодарность моим учащимся за внимательность и чуткость, проявленные к ним.

Анализируя воспитательную работу классного коллектива и классного руководителя можно сделать вывод: имеются позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя, вся система работы направлена на создание товарищеской заботы, на представление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить их анализировать явления и события, иметь своё мнение о них и уметь его отстаивать. Чтобы каждый ребёнок с удовольствием и с радостью ходил в школу.

Приложение 1


2006-2007 учебный год

Республиканский уровень

Республиканский конкурс ВДПО

Кузьмин А., 11 кл.

III место в районе

(в составе команды)



Пятый республиканский конкурс изложений «Рассказ ветерана»

Гарин Н., 11 кл.

Благодарственное письмо

Республиканский конкурс творческих работ «Святыни земли Мордовской»

Кузьмин А., 11 кл.

Лауреат

Муниципальный уровень

Районная олимпиада по немецкому языку

Гарин Н., 11 кл.

II место

Районный конкурс сценариев на противопожарную тематику

Кузьмин А., 11 кл.

участие

Республиканский конкурс стихов и частушек «Голосуй, Россия – процветай, страна!»

Кузьмин А.,11 кл.

I место, публикация в сборнике

Районная олимпиада по русскому языку

Щербакова Н., 11 кл.

участие

2007 – 2008 учебный год

Всероссийский уровень

Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2007»

Земцов А.

74 б.



Земцов А.

105 б.

(8 место в регионе)





Земцов А.

Кашуркин И.



250 б.

Республиканский уровень

Зональные соревнования по хоккею на приз клуба «Золотая шайба»

Земцов А.

Кашуркин И.



I место

Соревнования по бегу на 60 м в младшей возрастной группе ДЛ СОК НП СКО «Профтургаз»

Кашуркин И.

I место

Муниципальный уровень

Районные соревнования по мини – футболу

Земцов А.

Кашуркин И.



участие

Районный конкурс «Ребячьи компании»

Медведев А.

(в составе команды)



I место- номинация «Пантомима»,

I место- номинация «Цирковой капустник»



Районный конкурс рисунков «Ребята о зверятах».

Земцов А.

Кашуркин И.




Районный конкурс Новогодней игрушки на приз Главы района

Земцов А.

Кашуркин И.



III место

Районный конкурс детского творчества по противопожарной тематике

Земцов А.

участие

2008-2009 учебный год

Всероссийский уровень

Всероссийский конкурс «Медвежонок-2008»

Земцов А.

100 б.

(1 место в районе)



Всероссийский конкурс «Математический чемпионат»

Земцов А.

Кашуркин И.



86 б.(1 место регион)

76 б. (2 место регион)



Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Кирдяшкин Е.

Земцов А.



91 б.(3 место район)

106 б. (1 место регион)



Всероссийский конкурс «Золотое Руно»

Земцов А.

Кашуркин И.



Республиканский уровень

Республиканские соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы в сезоне 2008-2009 гг.

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.

(в составе команды)


Республиканские зональные соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы в сезоне 2008-2009 гг.

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.

I место


(в составе команды)

Республиканский конкурс среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Конференция 2008»

Земцов А.

Лучшая работа в районе

Турнир, посвященный Году молодежи (Ельники)

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.


I место (в составе команды) лучший игрок

Муниципальный уровень

Районный Новогодний турнир по хоккею с шайбой среди общеобразовательных школ Краснослободского муниципального района

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.


Лучший вратарь

I место


Районные соревнования по мини-футболу среди общеобразовательных школ (в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу») в младшей возрастной группе (1996 -1997 г.р.)

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.


II место

(в составе команды)



Районные отборочные соревнования IV зимней спартакиады учащихся Краснослободского района по шорт-треку на дистанции 200 м

Кашуркин И.

участие

Районный конкурс «Новогодняя игрушка»

Земцов А.

Кашуркин И.



участие

участие


Районные соревнования по шашкам и шахматам

Земцов А.

II место (личный зачет)

I место (команда)



Районный конкурс на противопожарную тематику

Кашуркин И.

участие

Республиканских командных соревнований по бегу на призы Главы Администрации Краснослободского муниципального района

Кашуркин И.

II место (личный зачет)

2009-2010 учебный год

Всероссийский уровень

Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2009»

Кашуркин И., 7 кл.

Земцов А., 7 кл.



90 б.(1 место-район)



Земцов А., 7 кл.

Кирдяшкин Е., 7 кл.



80 б. (3 место-район)

Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2009»

Земцов А., 7 кл.

101 б. (1 место-район)

Всероссийский игра-конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка-2010»

Земцов А., 7 кл.

90 б. (2 место – район)



Земцов А. 7 кл.

89 б. (1 место-регион)



Земцов А. 7 кл.

победитель

Всероссийский конкурс «Золотое Руно»

Земцов А., 7 кл.

162 б. (2 место-район)

Республиканский уровень

Республиканский конкурс «Экология. Дети. Творчество»

Кашуркин И., 7 кл.

участие

Республиканские соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.

участие


Первенство РМ по хоккею с шайбой

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.


4 место

Республиканские соревнования «Веселые старты»

команда

участие

бегу на призы В.Д.Волкова

Кашуркин И. 7 кл.

участие

с. Атюрьево 11.04.10

Кашуркин И., 7 кл.

участие

Республиканские соревнования по бегу на 500, 1000, 2000 м. с. Атюрьево 18.04.10

Кашуркин И., 7 кл.

участие

Республиканские соревнования по бегу на призы главы Ельниковского района в

с. Ельники


Кашуркин И. 7 кл.

участие

Республиканский интеллектуально-творческий конкурс «Флот в судьбе России». Номинация: исследовательские работы.

Земцов А., 7 кл.

победитель заочного тура

Зональные соревнования на призы клуба юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В.Тарасова (ср. возр. группа 1995-1996)

Кирдяшкин Е., Кашуркин И.,

Земцов А.



I место

Республиканский конкурс «Военная техника Победы»

Земцов А.

участие

Муниципальный уровень

Районные соревнования по волейболу среди юношей в школе №2

Кирдяшкин Е.

Земцов А.



II место



Земцов А. 7 кл.

участие

Районная олимпиада по истории

Земцов А. 7 кл.

участие

Районные соревнования по мини-футболу среди мальчиков 1995-1996гг.

Земцов А.

Кашуркин И.

Кирдяшкин Е.


II место

2010 – 2011 учебный год

Всероссийский уровень

Международный конкурс «Подводный мир»: конкурс прозы и поэзии

Земцов А., 8 кл.

II место

Всероссийский игра-конкурс «Золотое руно»

Земцов А., 8 кл.

153 б.

Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»

Земцов А., 8 кл.

Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2010»

Земцов А., 8 кл.

115 б.(1 место-район +регион)

Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру»

Земцов А., 8 кл.

95 б. (1 место-район)

Всероссийский игра-конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка-2011»

Земцов А., 8 кл.

83 б. победитель

Молодежный математический чемпионат

Земцов А. 8 кл.

111 б. (1 место-регион)

Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2010»

Кашуркин И., 8 кл.

Земцов А., 8 кл.

Кирдяшкин Е., 8 кл.


73 б.
73 б.

Заочная математическая олимпиада «Авангард»

Земцов А., 8 кл.

победитель

Республиканский уровень

Республиканские соревнования по хоккею с шайбой на Первенство РМ

Кашуркин И., 8 кл.

Земцов А., 8 кл.

Кирдяшкин Е., 8 кл.


II место

Республиканские соревнования по бегу на призы ЗТР, ЗРФК Республики Мордовия И.И.Данина. с. Атюрьево

Кашуркин Игорь

участие

Республиканские соревнования по бегу , посвященных памяти директора ДЮСШ,

Отличника физической культуры России

М.М. Мишариной. п. Торбеево


Кашуркин Игорь

III место

Республиканские соревнования по бегу , посвященных памяти ЗРФК РМ, МС России А.И.Базарова г.Ковылкино

Кашуркин Игорь

участие

Республиканские соревнования по бегу на

призы Почетного гражданина РМ, Олимпийского чемпиона, ЗМС России П.Г.Болотникова (районный уровень)

Командное место (кубок ЦОПа) г.Краснослободск


Кашуркин Игорь

команда


III место

Муниципальный уровень

Районные соревнования по шашкам

команда


Земцов А., 8 кл.

команда


III место

I место


Районные соревнования по шахматам

команда


Земцов А., 8 кл.

команда


I место

I место


Районные соревнования по шорт-треку

Кирдяшкин Е., 8 кл.

I место

Районная научно-практическая конференция по физике

Земцов А., 8 кл.

участие

Районная олимпиада по математике

Земцов А. 8 кл.

участие

Районная олимпиада по ОБЖ

Земцов А., 8 кл

Призер

Районная олимпиада по физике

Земцов А., 8 кл.

участие

Районная олимпиада по химии

Земцов А., 8 кл.

участие

Районные соревнования по волейболу среди мальчиков

команда

III место

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.



Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.

Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:

1) изучение личностей учащихся;

2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;

3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;

4) проведение классных собраний;

5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);

6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;

7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;

8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;

9) ведение личных дел учащихся.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.

2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.

Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Воспитательные технологии классифицируют:

По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.

Признаки воспитательных технологий:

Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.

Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

Культивирования настроения доброжелательности;

Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

Усиление мотивов деятельности;

Педагогическое внушение;

Педагогическая оценка.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

Определение цели;

Построение содержания;

Подготовка мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ итогов мероприятия.

Классный руководитель в общеобразовательной школе – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной и воспитательной работы. В начальной школе эти обязанности выполняет учитель, ведущий класс.

Задачи классного руководителя:

  • создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности и эмоционального комфорта);
  • организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни;
  • организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Основные направления деятельности классного руководителя

  • 1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка:
    • изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоционального самочувствия, отражая все эти данные в психолого-педагогическом дневнике;
    • изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, подбирая виды и формы деятельности для их развития;
    • организует процесс воспитания и обучения для детей с особыми образовательными потребностями;
    • корректирует межличностные связи в классе, гуманизируя межличностные отношения;
    • в индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (особенно "трудных") к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, самоуправлению.
  • 2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива):
    • помогает в организации классной деятельности детей: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений и накопления положительного коммуникативного опыта;
    • участвует с классом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи;
    • способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и группу от грубости и произвола в любой форме.
  • 3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
    • помогает отдельным ученикам в преодолении проблем на уроках или при выполнении домашних заданий. Консультирует родителей;
    • поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе;
    • организует педконсилиумы (малые педсоветы) по учебным и психологическим проблемам учащихся и участвует в них;
    • способствует развитию познавательных интересов детей с помощью классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов.
  • 4. Организует и направляет работу с родителями, привлекая их к участию в управлении школой.
  • 5. Организует режим питания и жизнедеятельности учащихся в школе.
  • 6. Ведет необходимую документацию.
  • 7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям обо всех происшествиях, имеющих реальную и потенциальную опасность для воспитанников.

Должностная инструкция классного руководителя

  • 1. Функции.
  • 1.1. Организация деятельности классного сообщества.
  • 1.2. Организация учебной работы детской группы и отдельных учащихся.
  • 1.3. Организация внеучебной жизнедеятельности класса.
  • 1.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
  • 1.5. Социальная защита школьников.
  • 1.6. Работа с родителями, общественностью, семьями учащихся.
  • 2. Должностные обязанности.
  • 2.1. Ведет журнал класса.
  • 2.2. Ведет личные дела учащихся класса и следит за их состоянием.
  • 2.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в советы дел школы, организует коллективное творчество, помогает в работе старшего дежурного.
  • 2.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
  • 2.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
  • 2.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
  • 2.7. Организует питание учащихся. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к таким детям.
  • 2.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд.
  • 2.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин, совместно с социальным педагогом контролирует посещение уроков "трудными" учащимися.
  • 2.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе детей.
  • 2.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
  • 2.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.
  • 2.13. Создает условия для развития наиболее одаренных учащихся, развития познавательных интересов, расширения кругозора школьников (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок и т.п.).
  • 2.14. Привлекает психолога для организации умственного труда и воспитания учащихся (групповые и индивидуальные консультации).
  • 2.15. Создает микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
  • 2.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.
  • 2.17. Организует охрану здоровья учащихся с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в спортивную и физкультурную работу.
  • 2.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с коллективом детской группы (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.п.), проводит не менее одного классного тематического часа в месяц.
  • 2.19. Изучает личность каждого школьника в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, психолога, родителей.
  • 2.20. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей. Сотрудничает с социальным педагогом.
  • 2.21. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
  • 2.22. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
  • 2.23. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
  • 2.24. Изучает условия воспитания детей в семье.
  • 2.25. Организует работу с родителями учащихся, проводит индивидуальные консультации, привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса, влияет на общение детей с родителями.
  • 3. Права. Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции.
  • 3.1. Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в процессе урока).
  • 3.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
  • 3.3. Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
  • 3.4. Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.