Спортивная жизнь университета. Финал асск россии

У специалистов, занимающихся рассматриванием вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья, т. е. о том, какие параметры состояния организма должны быть в нем отражены, каким образом он должен использоваться. Ведь ту же медицинскую карту в поликлинике или карту во врачебно-физкультурном диспансере тоже можно считать паспортом здоровья, хотя он и свидетельствует в большей мере о наличии тех или иных заболеваний.

Школьной практике преподавания физической культуры нужен такой документ, который:

был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;

концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;

позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы);

был бы тесно связан со сдачей экзамена по физической культуре.

Паспорт здоровья вкладывается в личное дело ребенка. Показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности - только учителем физической культуры; эти показатели регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта. Показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.

Паспорт дает возможность в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка и его здоровья. Это представляет интерес и для родителей ребенка.

Кроме того, и ученик может увидеть себя со стороны, в сравнении со сверстниками, а это, возможно, будет стимулировать желание работать над собой, систематически заниматься физической культурой, что поможет сформировать здоровый образ жизни.

Следует подумать о том, чтобы в сферу забот о здоровье ребенка были включены все учителя школы, ибо функциональное развитие ребенка - дело не только учителя физической культуры.

Предполагается, что на основе данных, отраженных в паспорте здоровья, будет строиться содержание физического воспитания детей, профилактические мероприятия в школе.

Основные движения

Ходьба и бег являются циклическими движениями, поскольку все фазы одного цикла повторяются в следующем в той же последовательности. Циклы следуют один за другим, и каждый настоящий служит продолжением предыдущего и началом последующего.



Физиологический механизм циклических движений определяется ритмическим двигательным цепным рефлексом, имеющим в своей основе безусловно-рефлекторное происхождение.

Большое значение при ходьбе приобретают регулирующие функции ЦНС. Кортикальные двигательные центры вследствие непрерывного потока проприоцептивной афферентации почти постоянно находятся в возбуждении с очень краткой фазой торможения, а мышцы конечностей - в состоянии то большего, то меньшего напряжения.

Ходьба - основной вид движений человека. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся, повышает их организованность.

Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией движений рук и ног, с прямым положением туловища и головы, четким и точным взмахом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног должны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в стороны.

Бег - упражнение циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно однообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего возникает быстрое утомление.

Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, выполняется в течение кратковременной опоры. (При ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага).

Правильное положение бегущего: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания выпрямляется почти полностью, руки согнуты в локтях до 90-100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты.



Прыжки и метания относятся к ациклическим движениям и требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных двигательных рефлексов в процессе тренировки.

Ациклическое движение - однократное, имеющее начало и конец. В отличие от циклических, ациклические движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. Они характеризуются максимальной силой и скоростью сокращения мышц, точной дозировкой мышечных усилий. При этом масса тела при прыжке или при метании снаряда сохраняется постоянной, а переменной величиной является ускорение, от которого зависит результат упражнения. В связи с тем, что при этих движениях сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они оказываются скоростно-силовыми.

При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами движений, что определяет дальность полета снаряда. Большое значение для координации движений в метаниях имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной нервной системой при поступлении импульса от рецепторов горизонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, рецепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных рецепторов кисти.

Таким образом, результат в скоростно-силовых упражнениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, которая определяется «взрывной» силой.

Метания как прикладной вид физических упражнений укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Понятие об осанке

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Неправильная осанка нехороша не только с точки зрения эстетики, она может повлечь за собой различные заболевания. Аномальная осанка затрудняет деятельность как отдельных органов, так и целых систем организма, ведет к нарушению работоспособности и некоторых процессов жизнедеятельности организма.

Правильная осанка является необходимым условием для нормальной деятельности организма ребенка, подготовки его к труду. Она характеризуется прямым положением туловища и головы, развернутой грудной клеткой, отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне, нормальными, естественными изгибами позвоночника, втянутым животом, прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте, полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

Аномальная осанка характеризуется неправильной формой спины, грудной клетки, живота, крыловидными лопатками, расположенными на разной высоте, свисающими и сдвинутыми плечами, искривлениями позвоночника. Причинами, вызывающими нарушение осанки, могут быть заболевания, надолго приковывающие больного к постели, привычка неправильно сидеть, стоять, неблагоприятные условия учебной или производственной деятельности, а также сна и отдыха.

Учитель физической культуры должен уметь оценивать состояние осанки детей. Осматривать осанку рекомендуется на расстоянии 1,0-1,5 м, при этом ребенок должен стоять к осматривающему попеременно лицом, спиной, боком. Когда ребенок стоит лицом к учителю, последний обращает внимание на линию шеи, линии плеч, талии, форму грудной клетки, ног.

При этом могут быть обнаружены следующие характерные нарушения: втянутая в плечи или вытянутая вперед шея, разные линии плеч или талии, уплощение или выпячивание одной из сторон грудной клетки, Х-образная форма ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища симметричны.

При осмотре детей со спины обращается внимание на линии спины и талии, линию позвоночника. Здесь могут быть обнаружены такие нарушения, как асимметрия плеч, разное положение лопаток, асимметричные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линию позвоночника осматривают особенно внимательно. Ребенок поднимает руки вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если и при этом замеченный изгиб не сглаживается, значит имеет место боковое искривление позвоночника - сколиоз. Если отмечено сглаживание боковых изгибов, то это свидетельствует о тенденции к развитию сколиоза.

При осмотре профильных линий тела отмечается положение головы, передней линии живота, положение плеч, линии спины. Могут быть отмечены следующие нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или «куриная» грудь, сведенные вперед плечи, крыловидные лопатки, сутулая, круглая или плоская спина.

Степень нарушения осанки может быть разной:

а) неустойчивые функциональные изменения (Ф1), которые выражаются в неправильных позах тела, исчезающих в положении прямой стойки;

б) устойчивые функциональные изменения (Ф2); они не сглаживаются при изменении положения тела;

в) фиксированные нарушения (ФЗ), связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костной и суставносвязачной системе двигательного аппарата.

Если первую ступень нарушения осанки можно исправить в течение года-полутора лет, то для коррекции второй и третьей требуется длительные (два-три года) и систематические занятия лечебной гимнастикой, ношение специальных корсетов и т. д.

Урок физической культуры

Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть посвящена организации детей, подготовке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает значительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физическими упражнениями и построиться.

По звонку на урок учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они готовы, опрятны ли) и ведет к месту занятии.

Учитель проводит предварительную беседу с учащимися, спрашивает, помнят ли они, чем занимались на прошлом уроке, рассказывает детям о том, что они будут делать сегодня, стараясь заинтересовать их предстоящими упражнениями. На построение учеников в начале урока необходимо обращать особое внимание, так как от этого во многом зависит ход всего урока. Не всегда следует придерживаться построения строго по росту. Нужно, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении различных заданий. В колонне по одному дети идут в зал. Учитель идет рядом, все время меняя свое место, помогая плохо ориентирующимся в строю, поджидая отстающих. Перед входом в зал детей необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя, становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. В дальнейшем, когда дети привыкнут вести себя в зале организованно, ведущим становится ученик. При этом нужно, чтобы все дети побывали в этой роли, научились вести за собой других, умели менять направление в соответствии с различными ориентирами и по словесной инструкции учителя.

Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока. Умственно отсталых ребенок зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движений, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая четкость и последовательность в системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочению определенного двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык свое коррекционное назначение. Подготовительная часть урока состоит преимущественно из корригирующих и общеразвивающих упражнений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжается она 10-15 мин. и завершается упражнениями, которые по характеру мышечной деятельности, темпу, ритму приближаются к содержанию основной части урока. Таким образом от подготовительной части делается естественный переход к основной.

В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно оздоровительные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр.

Основная часть урока занимает 20-30 мин. Последовательность упражнений зависит от задачи урока и подчиняется физиологическим закономерностям. Так, если поставлена задача дифференцировки каких-либо движений, то соответствующие упражнения даются в начале основной части. Бели детям предстоит овладеть новым двигательным навыком, то знакомить с ним целесообразно тоже в начале основной части урока, так как это связано со значительным нервным напряжением и требует сосредоточенного внимания. Если предстоит выполнять упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, то их нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость, на силу, на выносливость; упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции лучше всего предлагать в конце основной части урока.

Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения, поскольку их усвоение требует длительной и кропотливой работы.

В работе с умственно отсталыми детьми, у которых показатели физического развития снижены, имеются дефекты моторики, небольшой двигательный опыт, основную часть урока составляют преимущественно общеразвивающие и корригирующие упражнения; отрабатываются определенный ритм, четкость, плавность движений; включаются упражнения на развитие и совершенствование основных навыков в беге, прыжках, лазании, метаниях. Занятия физкультурой должны быть правильно завершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражнений, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.

Организация детей в конце урока и спокойный переход их в класс имеют исключительно большое значение. От этого зависит дисциплина на последующих уроках и учебные успехи школьников.

Учитель, завершая урок, может использовать следующие приемы:

урок заканчивать не в заде, а в классной комнате (т.е. последние спокойные упражнения или спокойную игру проводить в классе);

применять следующие виды построений при уходе из зала:

а) ученики делятся на две-три колонны и идут в класс, учитель наблюдает за детьми и затем сообщает им, какая команда прошла лучше;

б) за 1-2 мин до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или выполняют какое-либо задание (например, бросают мяч в цель), затем идут в класс; последними уходят наиболее возбужденные дети;

в) учитель опускает учеников по одному через 2-3 с, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке.

Структура урока может изменяться в зависимости от задач урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность. Учителю нужно помнить, что в любом случае занятия физическими упражнениями должны носить воспитательный характер. Нужно не только корригировать дефекты моторики, разучивать движения, но и прививать детям любовь к физическим упражнениям и играм; развивать у них желание действовать вместе, дружно, помогать слабым, быть внимательными друг к другу.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра физического воспитания
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТА
Учебное пособие
Фамилия
Имя
Отчество
Факультет
Группа
Группа здоровья: Основная Подготовительная Спец. медицинская
(нужное отметить)
Имеющиеся противопоказания (ограничения) к занятием физическим воспитанием
Занимался (ась) в спортивной секции (какой, сколько лет)
Студентам 1 курса рекомендуется пройти обследование в «Центе
оперативной оценки состояния человека» (за плавательным
бассейном ЮУрГУ, тел. 267-96-81)

2
ЗАДАНИЕ № 1 . Ознакомится с техникой безопасности
Согласовано:
____________
____________
Требования безопасности на занятиях по физической культуре и
спорта студентов ЮУрГУ.
1 .К занятиям по физической культуре допускаются студенты, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Студенты, относящиеся по состоянию здоровья и физическому развитию к разным медицинским группам, обязаны заниматься физической культурой в соответствии с рекомендацией врача (в соответствующих заболеванию медицинских группах).
3. Учебные занятия проводятся только в условиях, соответствующих гигиеническим нормам и требованиям (температурный режим, состояние покрытия на спортивных площадках, в проветренных помещениях и т. д.).
4. До занятий допускаются студенты только в спортивной форме, соответствующей условиям занятий (погодным и др.) и требованиям спортивного сооружения (бассейна, зала).
5. На теле, одежде и в карманах спортивных костюмов студента не должно быть посторонних предметов, представляющих опасность для здоровья во время занятий (режущих и колющих и др.), а также таких, которые не позволяют правильно воспроизводить двигательные действия (браслеты, цепочки, телефоны и др.).
6. К занятиям не допускаются студенты с жевательными резинками во рту, а , наркотиков и токсических веществ.
7. Запрещается курить непосредственно перед занятием, во время занятия и сразу после занятия.
8. К учебным занятиям не допускаются студенты с плохим самочувствием и недомоганием (головная боль, температура, озноб, тошнота и д.р.). Студент обязан сообщить о недомогании преподавателю и обратиться к врачу для выявления причин.
ОЗНАКОМЛЕН
ОБЯЗУЮУСЬ
ВЫПОЛНЯТЬ :_______________________________ ________________
(Студент)
(Ф.И.О.)
подпись

3
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЮУрГУ
Целью физического воспитания студентов является формирование
физической культуры личности и способности направленного использования
разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для
сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и
самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности . Для достижения цели в процессе физического воспитания решаются соответствующие задачи, которые выражаются в требованиях к результатам освоения дисциплины.
Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в Основную образовательную программу подготовки бакалавра.
Учебная дисциплина «Физическая культура»свои образовательные и развивающие функции наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, изучается на протяжении 2,5 лет (5 семестров) в объѐме 360 часов (72 часа в каждом семестре) и включает в себя следующие обязательные разделы: теоретический, практический и контрольный.
Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;
Практический раздел включает в себя как обязательные виды физических упражнений (темы): гимнастика (упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности), лѐгкая атлетика (отдельные виды), лыжные гонки, плавание, спортивные игры, так и виды спорта по выбору
(фитнес, атлетическая гимнастика, н/теннис, пулевая стрельба и др.) Состоит из двух подразделов:
- методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных , профессиональных и жизненных целей личности;
- учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
Контрольный раздел обеспечивает информацию о степени освоения знаний- умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
Внимание! Для допуска к зачѐту по физической культуре студент должен
посетить в полном объѐме занятия (выполнить учебно-практические задания
в паспорте здоровья) и выполнить все требования, предусмотренные
федеральным государственным образовательным стандартом.

4
В конце 5 семестра (декабре) проводится итоговая аттестация (экзамен) по дисциплине «Физическая культура». Экзамен проводится в форме устного опроса или защиты реферата по ранее согласованной с преподавателем теме
(оцениваются теоретические и методические знания-умения) и сдачи экзаменационных нормативов по физической подготовленности (по выбору преподавателя). Итоговая оценка за экзамен складывается из двух оценок: оценки за практический раздел и оценки за теоретический раздел. Студенты, освобождѐнные от практических занятий по состоянию здоровья, сдают экзамен только по теоретическому разделу.
Внимание! Для сдачи экзамена по теоретическому разделу в 5 семестре
допускаются только те студенты, которые не имеют задолженностей за
предыдущие семестры, и сдавшие нормативы по практическому разделу.
В результате изучения дисциплины «Физическая культура» у студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции: владеть
средствами самостоятельного, методически правильного использования
методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к
достижению
должного
уровня
физической
подготовленности
для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
К окончанию курса по физической культуре студент должен:
Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового
образа и стиля жизни.
Уметь: использовать творчески средства и методы физического
воспитания для профессионально-личностного развития физического
самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.
Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья,
физического самосовершенствования, ценностями физической культуры
личности для успешной социально-культурной и профессиональной
деятельности.
Студенты, освобожденные по состоянию здоровья, дополнительно
должны овладеть методиками оздоровительной физической культуры (с
учетом индивидуальных противопоказаний).

5
Рис. 1. Изображение
бегунов на амфоре
Эллада VI век до н.э.
ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
“Нет ничего благороднее солнца, дающего
столько света и тепла. Так и люди прославляют
те состязания, величественнее которых нет
ничего, - Олимпийские игры”
Пиндар
История Олимпийских игр имеет два периода: древние Олимпийские
игры и современные Олимпийские игры .
Первые Олимпийские игры древности были проведены в 776 г. до н.э. в честь заключения перемирия между воевавшими государствами Элладой и
Спартой. Олимпийские игры проводились до 394 г. до н.э. (проведено 293 игр). В
394 г. до н.э. они были запрещены римским императором Феодосием как проявление «языческих» верований.
На первых играх соревновались только в беге на
один стадий (длину стадиона) – «стадиодром». По преданию, Геракл сам определил длину дорожки в
600 своих ступней (192,27 м). Программа игр постепенно расширялась. Были включены бег на 24 стадия – «дилизодром», борьба, пятиборье –
«пентатлон» (бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др. Победителей Олимпийских игр воспевали поэты , их имена высекались на колоннах, установленных на берегу реки Алфей. Поэтому нам и стали известны победители древних Олимпийских игр. Среди них всемирно известный математик
Пифагор (кулачной бой). В дни игр в Олимпии собирались поэты, артисты, ученые, музыканты, художники из многих городов Греции. Проводились конкурсы искусств, ярмарки.
Пьер де Кубертен. Выдающуюся роль в возрождении современных
Олимпийских игр сыграл французский общественный деятель, просветитель и педагог Пьер де Кубертен (1863-1937). По его инициативе 26 июня 1894 г. был созван Международный спортивный конгресс, принявший решение о возрождении Олимпийских игр, и создан руководящий орган – Международный олимпийский комитет (МОК). Его президентом с 1896 по 1925 г. был Пьер де
Кубертен.
Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах в 1896
г., на родине древних Олимпийских игр. Вторые Олимпийские игры прошли в
Париже в 1900 г., в знак признания выдающихся заслуг в их возрождении Пьера де Кубертена.

6
Рис. 2. Самая первая в истории
Олимпийских игр медаль,
г. Афины,1896 г.
Рис. 3. Олимпийская эмблема
Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец, символизирует единение пяти континентов (верхний ряд: голубое, черное, красное; нижний ряд: желтое и зеленое). Олимпийский девиз:
«Быстрее, выше, сильнее» («Citius, altrus, fortius»).
Перед началом игр спортсмены дают клятву: «…мы будем участвовать в этих
Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся , в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».
Олимпийский огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии. Эстафетой олимпийский огонь доставляется на стадион, где он зажигается в специальной чаше и горит в течение всех игр. Эта традиция зародилась в IX
Олимпийских играх в 1938 г. в
Амстердаме и с тех пор ни разу не нарушалась.
Спортсмены
России впервые приняли участие в IV Олимпийских играх которые прошли в 1908 г. в Лондоне. Из пяти участников троим удалось завоевать медали, а Н. Панин-Коломенкин завоевал золотую медаль в фигурном катании на коньках.
После перерыва наши спортсмены участвовали в XV Олимпийских играх
1952 г. в Хельсинки.
В 1980 г. Москва стала столицей XXII Олимпийских игр.
Зимние Олимпийские игры начинают свою историю с 1924 г. Однако их предыстория началась с 1908 г., когда по программе IV летних игр в Лондоне состоялись состязания по фигурному катанию на коньках.
В 2004 году Олимпийские игры состоялись в г. Афины (Греция).
В 2008 г. Олимпийские игры в Пекине (Китай).
В 2012г. прошли в Лондоне, а в 2014г. зимние Олимпийские игры будут проводиться в г. Сочи (РФ)
В 2016 г. Олимпийские игры пройдут в Рио-де-Жанейро (Бразилия).
ЗАДАНИЕ № 2
Какие виды спорта вам нравятся?
Каких известных спортсменов вы знаете?

7
МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ
На основании врачебного контроля все студенты, занимающиеся физической культурой, подразделяются на три медицинские группы в зависимости от:
* состояния здоровья;
* физического развития;
* физической подготовленности.
На основании медицинского освидетельствования врач определяет к какой группе вы относитесь, имеются ли у вас противопоказания к занятиям физической нагрузкой.
Для каждой медицинской группы составляются учебные программы по физическому воспитанию.
На здоровье человека и продолжительность его жизни влияют различные негативные факторы.
ЗАДАНИЕ № 3
Распределите по рангу (1-11) негативные воздействия исходя из вашего мнения.(наиболее важный для вас фактор отметьте цифрой 1 и т.д до 11)
ранг
(Ваше мнение)
Негативные воздействия
Курение
Недостаток физической нагрузки, движений
Низкое качество медицинской помощи
Отсутствие знаний, навыков здорового образа жизни
Перегруженность учебной программы
Плохие материально-бытовые условия
Потребление наркотиков, токсикомания
Предрасположенность к наследственным заболеваниям
Стрессовые ситуации, чрезмерные волнения
Употребление алкоголя
Экологическая обстановка
Укажи другой фактор нет отклонений в состоянии здоровья с недостаточной физической подготовленностью отклонение в состоянии здоровья постоянного или временного характера
ОСНОВНАЯ ГРУППА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
ГРУППА
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ГРУППА

8
ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ
Определяют по соотношению продольных и обхватных размеров и по развитию мышечной массы тела.
Выделяют три основных типа
Как всякая научая классификация, эти типы телосложения условны.
Есть переходные варианты между астениками , нормостениками, гиперстениками.
Для простейшей диагностики типа ориентируйтесь на описание и результаты замеров.
Большим и указательным пальцами правой руки обхватите запястье левой в том месте, где выступает косточка.
Обхватил легко, даже с перебором –
астеник .(а)
Едва обхватили, даже напрячься пришлось – нормостеник .(б)
Обхват не получился. Как ни старались
гиперстеник. (в)
ЗАДАНИЕ № 4
Запишите ваш тип телосложения
____________________________________
Рис. 4. Типы телосложения

9
Для ориентировочной оценки гармоничности телосложения можно пользоваться методом антропометрических индексов, таких как индекс Кетле.
Весоростовой показатель (индекс Кетле) определяется делением веса в граммах на рост в сантиметрах:
Индекс Кетле = масса тела (г) / рост (см)
ЗАДАНИЕ № 5
Определите свой весоростовой индекс. Результаты заносите в общую
таблицу на стр. 37.
Комплекция тела. Собственно масса тела складывается из веса мышц, костей, нервных тканей, кожи и внутренних органов. Эти ткани обладают высокой метаболической активностью и интенсивно участвуют в выработке энергии во время упражнений. Основная функция жира – накапливать энергию для ее последующего использования. Жировая прослойка не принимает активного участия в выполнении упражнений.
Ваша масса тела является менее важным показателем, чем процентное соотношение в нем мышечной и жировой массы.
ЗАДАНИЕ № 6
(выполнять каждый семестр, результаты внести в табл. на стр. 37)
Измерение окружностей:
1. Окружность грудной клетки (лента
располагается строго под грудью)________ см;
2. Окружность талии________ см;
3. Окружность таза (лента располагается по
наиболее выступающей части ягодиц)_________ см;
4. Окружность правого и левого бедра (измеряется
по наиболее объемной ее части)____________ см;
5. Окружность правого/ левого бицепса (измеряет-
ся у юношей окружность руки в верхней ее трети,
приблизительно на уровне груди) в состоянии:
- покоя_____________ см
- напряжения _____________ см;
6. Окружность правой и левой голени (измеряется
наиболее объемная часть голени)_____________ см.
Рис. 5. Измерение
окружностей

10
ПОЗНАЙ СЕБЯ
Сердце – это мышца, «мотор нашего организма». Основная особенность этой мышцы – то, что она сокращается без участия воли человека. Сердечная мышца состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. Они сокращаются быстро.
Частота сердечных сокращений (пульс). ЧСС человека можно определить по пульсу. Пульс – колебания стенки артерии (кровеносных сосудов) при пульсации крови.Обычнопульс считается на сонной или лучевой артерии.
В покое частота сердечных сокращений (ЧСС) у взрослого нетренированного человека равна 65-75 уд/мин. У хорошо тренированного человек ЧСС в покое чаще всего ниже 60 уд/мин.
ЗАДАНИЕ № 7
Подсчитайте свою частоту сердечных сокращений в покое.
Ваша ЧСС в покое _________________ ударов в минуту.
ЧСС зависит не от возраста, а от силы сердечной мышцы,
которая увеличивается с повышением уровня тренированности
ЧСС даже при легкой работе повышается мгновенно. Так, в частности, если вы из положения, сидя медленно встанете, то ЧСС увеличится, причем у некоторых значительно: на 15-20 ударов в минуту, что говорит о неадекватной реакции организма (сердечно-сосудистой системы) на столь незначительную нагрузку (в норме увеличение должно быть на 6-12 уд\мин).
Для определения уровня функциональной подготовленности используются различные функциональные пробы.
ЗАДАНИЕ № 8
Медленно встаньте. Подсчитайте свой пульс за 15 сек. ударов в мин
Определите разность между ЧСС (стоя) и ЧСС (сидя) =_____________
напишите
Для домашнего самоконтроля можно использовать тест с восхождением по обычным маршам лестницы в подъезде многоэтажного дома (время подъема ограничить 2 минутами).

2. Средства и методы мышечной релаксации в спорте.

3. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки.

4. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия базируются на широком использовании теоретических знаний и методических умений, в применении разнообразных средств физической культуры, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовки студентов для приобретения индивидуального и коллективного практического опыта физкультурно-спортивной деятельности.

Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития, функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. На занятиях предусматривается развитие познавательной творческой активности, направленной на самостоятельное и постоянное использование средств физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, умений и навыков для обеспечения активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Средства практического раздела, направленные на обучение двигательным действиям, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств и свойств студентов, определяются в рабочей программе по учебной дисциплине кафедрой физического воспитания каждого вуза самостоятельно. Обязательными видами физических упражнений для включения в рабочую программу по физической культуре являются: отдельные виды легкой атлетики,

плавание, спортивные игры, лыжные гонки, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности, Подбор упражнений на практических занятиях должен предусматривать совершенствование ранее изученных и обучение новым двигательным действиям (умениям и навыкам), а также развитие качеств выносливости, силы, быстроты движений, ловкости и гибкости. Используются физические упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной направленности, оздоровительных систем физических упражнений. На занятиях могут использоваться тренажеры и компьютерно-тренажерные системы.

Практический учебный материал для специального учебного отделения разрабатывается кафедрами физического воспитания с учетом показаний и противопоказаний для каждого студента, имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность использования средств физического воспитания, включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма. При его реализации необходим индивидуально-дифференцируемый подход в зависимости от уровня функциональной и физической подготовленности, характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных временными или постоянными паталогическими факторами.

Количество учебных часов по физическому воспитанию

Очно-заочная форма обучения (вечерняя)

на базе среднего и среднего профессионального

образования

Примечание: В том числе 2 часа - первое организационно-методическое занятие со студентами первого курса. Со студентами дневной формы обучения используется обязательная форма обучения теоретического и практического материала.

Рабочая программа, учебный план для студентов вечерней формы обучения отличается от дневной формы обучения использованием преимущественно самостоятельной формы изучения теоретического и практического материала

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия

Практические занятия (ПЗ)

Вид учебной работы

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа 388

Лабораторный практикум

Вид итогового контроля

Форма обучения: очная на базе среднего

профессионального образования

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Практические занятия (ПЗ)

Методико-практические занятия (МП)

Во внеучебное время самостоятельная работа

Лабораторный практикум

Вид итогового контроля

ВНЕУЧЕБНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эти формы могут использоваться как в учебных заведениях так и на предприятиях, а также по месту жительства.

Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

Занятия в секциях,спортивных клубах,группах по интересам.

Спортмассовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий,

Самостоятельных занятий (можно по разработанным специалистами программам).

ПАСПОРТ «ЗДОРОВЬЯ» СТУДЕНТА

Паспорт «Здоровья» вручается каждому студенту МГУТУ. Он является

неотъемлимой частью зачетной книжки студента и обязательным учетным и отчетным документом при прохождении курса « Физического воспитания» и при сдаче зачета на всех годах обучения.

Паспорт «Здоровья» содержит разделы по функциональной и физической подготовке и физическому развитию студента.

Сведения о выполнении нормативных требований из протокола о соревнованиях между учебными группами в паспорт «Здоровья»

вносятся преподавателем кафедры физического воспитания.

Зачет по физическому воспитанию проставляется студенту при условии успешной сдачи нормативных требований и предоставления правильно оформленного паспорта «Здоровья».

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ

Показатели

Виды измерений

Год обучения

Год обучения

Год обучения

Исходное

Тестирование (осень)

Тестирование (весна)

Положительные сдвиги

Исходное

Тестирование (осень)

Тестирование (весна)

Положительные сдвиги

Исходное

Тестирование (осень)

Тестирование (весна)

Положительные сдвиги относительно исходного тестирования

Функциональные

ЧСС в покое утром после сна

ЧСС за 6 с в конце 1-ой, 2-ой и 3-ей мин. отдыха после 3-х мин. бега на месте. Бедро с гулов. 90°, частота 180 шагов в мин.

Физическое развитие

Рост стоя (см)

Масса тела (кг)

Наклон туловища вперед в см. ниже уровня стоп (ноги прямые)

Мостик (расстояние в см. между линией рук и ног)

Экскурсия грудной клетки (см)

Обхват талии (жен) (см) Груди (муж) (см)

Физическая

Бег 100м (с)

подготовка

Сгибание разгибание туловища из положения лежа, руки за головой (кол. раз.)

Бег 3000 м(муж) 2000 м (жен) (мин., с.)

Подтягивание (муж) (кол. раз) Отжим из упора лежа на коленях (жен) (кол. раз)

Мед.группа

Фамилия И.О.

Подпись преподавателя

ЛИТЕРАТУРА

Основные учебники, учебные пособия, методические указания

1. Колокатова Л.Ф. Физическая культура студентов: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова; М.М. Чубаров Моск.гос. индустр. унив. – М: МГИУ, 2010. – 480 с.

2. Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Методика формирования физической культуры студента. Лабораторный практикум, - М., МГУТУ, 2010 – 136 с.

3.Физическое воспитание в вузе: Тексты лекций: Учебное пособие /Под общ. Ред. М.М.Чубарова. – М.: МГИУ, 2002. – 214 с.

4. Колокатова Л.Ф. Информационные технологии в психофизической подго­товке студентов технического вуза: учебное пособие / Пенз. гос. арх-строит. акад. – Пенза, 2007. – 256 с.

5. Колокатова Л.Ф. Психофизиологические аспекты здорового образа жизни: учебное пособие для вузов / Л.Ф. Колокатова, Т.А. Петухова; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2005. – 98 с.

6. Колокатова Л.Ф. Сбалансированная система показателей в органи­зации физического воспитания студентов / Л.Ф. Колокатова, Т.А Петухова., М.М. Чубаров; Пенз. гос. ун. арх. и строит. – Пенза, 2006. – 68 с.

8. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание»: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 94 с. Авторский текст – 48 с.

9. Чубаров М.М. Компьютерная, информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию: учебное пособие / Л.Ф. Колокатова, М.М. Чубаров; Моск. гос. инд. унив. – М., 2007. – 75 с. Авторский текст – 45 с.

10. Курс лекций по психофизиологии: учебное пособие Под общей редакцией Колокатовой Л.Ф. – Пенза, 2009. – 235 с.

11.Петухова Т.А., Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М. Баскетбол в вузе: техника, тактика ПГУАС, 2008.- 140 с.

12.Попков А.И. Освоение техники лыжных ходов: учебное пособие – М.,МГИУ,2002.- 111 с.

13.Колокатова Л.Ф., Чубаров М.М.Методика исследования и оценки психофизиологических и физических показателей студентов: учебно-практическое пособие - М, 2004 – 46 с.

14. Физическая культура студента: Учебник: Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.