Сверхпроводники используют для создания. Применение явления сверхпроводимости

Идея высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП) в органических соединениях была выдвинута в 1950г. Ф.Лондоном и лишь 14 лет спустя появился отклик на эту идею в работах американского физика В.Литтла, вызвавший критические отзывы, отрицающие возможность ВТСП в неметаллических системах. Таким образом, хотя идея ВТСП родилась ы работе Ф. Лондона в 1950г., годом рождения проблемы следует считать время появления первых, пока, правда, малочисленных потоков информации по ВТСП - 1964г.. Если рассмотреть эволюцию температуры сверхпроводящего перехода, то станет ясно, что рост температуры сверхпроводящего перехода приводил к возможности использования хладагентов со все более высокой температурой кипения (жидкий гелий, водород, неон, азот). Хотя до азотных температур перехода, открытых недавно в металлокерамиках, практически использовался для охлаждения жидкий гелий, однако скачки в росте температуры перехода дают право положить их в основу периодизации ВТСП о гелиевом, водородном, неоновом и, наконец, азотном периодах ВТСП. Так Nb 3 Sn сменился Nb - Al - Ge, затем наибольшая температура была обнаружена d 1973-81гг. у Nb 3 Ge (23,9 K), которая оставалась рекордной вплоть до сверхпроводимости металлокерамиками. La - Sr - Cu - O при 30 К в 86г., вырастая до 100 К на материале I - Ba - Cu - O.

Ключевым для проблемы ВТСП является вопрос критической температуры от характеристики вещества. С открытием в 86 нового класса сверхпроводящих материалов с более высокими, чем ранее критическими температурами, во всем мире развернулись работы по изучению по изучению свойств ВТСП с целью определения возможности их применения в различных областях науки и техники. Интерес к ВТСП объясняется в первую очередь тем, что повышение рабочей температуры до азотной позволит существенно упростить и удешевить системы криогенного обеспечения, повысить их надежность. Для успешного применения ВТСП в сильноточных устройствах (соляноидах, накопителях энергии, электромагнитах, транспорте с магнитным подвесом) необходимо решить ряд вопросов. Одной из важнейших проблем при создании сильноточных устройств с использованием ВТСП является проблема обеспечения устойчивой работы обмоток с током. Проблема стабилизации ВТСП включает в себя несколько аспектов. Внутренним свойством сверхпроводимости является скачкообразный характер проникновения в них магнитного поля. Этот процесс сопровождается выделением части запасенной энергии магнитного поля при его распределении. Поэтому, наиболее важное направление стабилизации сверхпроводников - их стабилизация против сигналов потока. Крое того, проводники, внутренне стабилизированные против сигналов потока, при работе подвергаются действию различного рода возмущений как механического, так и электромагнитного характера, тоже сопровождающиеся выделением энергии.

Основные характеристики композитных ВТСП-проводников.

Традиционные сверхпроводники второго рода (сплавы Nb - Ti, соединение Nb 3 Sn) применяются в сверхпроводящих магнитных системах в виде композитов с матрицей из нормального метала с высокими тепло- и электропроводностью. Наличие пластичной матрицы (чаще всего медной) значительно облегчает изготовление тонких длинномерных проводников волочением или прокаткой, то есть сверхпроводящие материалы отличаются хрупкостью. Стабильность сверхпроводимости - состояние относительно скачков магнитного потока - достигается путем изготовления проводников с весьма малым диаметром отдельных сверхпроводящих или же лент с малой толщиной сверхпроводящего слоя. По этим же причинам ВТСП-проводники в большинстве случаев изготавливаются в форме композитов, имеющих малую толщину или диаметр. Дополнительная причина применения нормального металла связана с необходимостью защиты ВТСП-материала от влажности и других факторов окружающей Среды, вызывающих деградацию оксидного сверхпроводника. Наилучшие результаты получены при использовании серебряной матрицы или обмотки сверхпроводника: кроме того, что серебро лишь в минимальной степени реагирует с ВТСП или его исходной продукции даже при высокой температуре синтеза, серебро отличается высокой диффузионной проницательностью для кислорода, что необходимо при синтезе и обжиге ВТСП.

В настоящее время все усилия в области ВТСП наряду с совершенствованием их свойств и способов получения направлены на создание изделий на основе ВТСП, пригодных для применения в радиоэлектронных системах для детектирования, аналоговой и цифровой обработки сигналов. (см. рис.1).

Основными достоинствами ВТСП являются отсутствие потерь на постоянном и сравнительно небольшие потери на переменном токах, возможность экранирования магнитных и электромагнитных полей, возможность передачи сигналов с крайне малыми искажениями.

Параметром, непосредственно определяющим высокочастотные свойства ВТСП материалов является их поверхностное сопротивление. В обычных металлах поверхностное сопротивление увеличивается пропорционально квадратному корню из частоты в то время, как в ВТСП - пропорционально ее квадрату. Однако, благодаря тому, что начальное значение поверхностного сопротивления (на постоянном токе) у ВТСП на несколько порядков ниже, чем у металлов, высококачественные ВТСП сохраняют преимущества по сравнению с металлами при частоте до нескольких сотен гигагерц.

Интерес к вопросу практического использования сверхпроводников появился в 50-х гг, когда были открыты сверхпроводники второго рода с высокими критическими параметрами как по значению плотности тока, так и по величине магнитной индукции. В настоящее время использования явления сверхпроводимости приобретает все больше практическое значение.

Применение сверхпроводников потребовало решения ряда новых задач, в частности, интенсивного развития материаловедения в области низких температур. При это исследовались не только сверхпроводники собственно, но и конструкции и изоляционные материалы.

стандартный источник питания

сигнал детекти- аналоговая цифровая инфор-

шум рование обработка обработка мация

постоянный ток джозефсоновские логика

радиочастоты приборы

сквиды аналого-цифровой

преобразователь

СВЧ- субмм. волны

дискретизатор

СИС-смесители

СИС квадратурный

детектор СП - полевой

транзистор

джозефсоновский

смеситель прибор на неравно-

весных носителях

джозеновский

параметрический приборы линий

усилитель передачи

сверхпроводящий конвольвер (для

болометр вычисления свертки)

преобразователь

оттоэлектронные

Наибольшее распространение из сверхпроводящих материалов в электротехнике получили сплав ниобий-титан и интерметаллид ниобий-олово. Технологические процессы изготовления исключительно тонких ниобий-титановых нитей и их стабилизации достигли весьма высокого уровня развития. При создании многожильных проводников на основе ниобий-олова широкое применение находит так называемая бронзовая технология.

Развитие сверхпроводниковой техники также связано с созданием ожижителей и рефрижераторов все большей хладопроизводительности на уровне температур жидкого гелия.

Наиболее широкое реальное применение сверхпроводимость находит при создании крупных электромагнитных систем. В 80-х гг в СССР был осуществлен запуск первой в мире установки термоядерного синтеза Т-7 со сверхпроводящими катушками тороидального магнитного поля.

Сверхпроводящие катушки используются также для пузырьковых водородных камер, для крупных ускорителей элементарных частиц. Изготовление таких катушек для ускорителей довольно сложно, так как требование исключительно высокой однородности магнитного поля вызывает необходимость точного соблюдения заданных размеров.

В последние годы имеет место все более широкое использование явления сверхпроводимости для турбогенераторов, электродвигателей, униполярных машин, топологических генераторов, жестких и гибких кабелей, коммутационных и токоограничивающих устройств, магнитных сепараторов, транспортных систем и др.. Следует также отметить важное направление в работах по сверхпроводимости - создание измерительных устройств для измерения температур, расходов, уровней, давлений и т.д.

На настоящий момент имеются два главных направления в области применения сверхпроводимости. Это прежде всего магнитные системы различного назначения и затем - электрические машины (прежде всего турбогенераторы).

Применение сверхпроводимости в турбогенераторах большой мощности перспективно потому, что именно здесь удается достигнуть того, чего при других технических решениях сделать невозможно, а именно, уменьшить массу и габариты машины при сохранении мощности. В обычных машинах это уменьшение всегда связано с увеличением потерь и трудностями обеспечения высокого КПД. Здесь этот вопрос решается радикально: массу турбогенераторов можно увеличить в 2-2,5 раза, в тоже время в связи с отсутствием потерь в роторе удается повысить КПД примерно на 0,5% и приблизиться для крупных турбогенераторов к КПД порядка 99,3%. Повышение КПД турбогенераторов на 0.1% компенсирует затраты, связанные с созданием генераторов на 30%. В этих условиях экономия энергии, получаемая за счет снижения потерь, очень быстро оправдывает те затраты, которые вкладываются в создание новых сверхпроводниковых машин. Экономически это, конечно, оправдано, но все дело в том, что для того, чтобы выйти в энергетику с большими машинами, нужно пройти очень сложный путь создания машин все больших мощностей. При этом нужно решать и более трудную проблему - обеспечение высокой надежности. Очень важным моментом в этой связи, является отработка токовводов при создании машин высокой мощности. Перепад температур на токовводах составляет около 300К, они имеют внутренние источники тепловыделения, и поэтому представляют собой один из наиболее напряженных в эксплуатационном отношении узлов сверхпроводникового электротехнического устройства, являясь потенциально опасным источником аварий в криогенной зоне. Поэтому, при разработке токовводов, в первую очередь необходимо обращать внимание на надежность их работы, обеспечивая ее даже в ущерб тепло- и электрохарактеристикам токовводов.

табл.1 “Сферы применения сверхпроводимости”

Применение

Примечания

крупномасштабное

а) экранирование

Сверхпроводник не пропускает магнитный поток, следовательно, он экранирует электромагнитное излучение. Используется в микроволновых устройствах, защита от излучения при ядерном взрыве.

сильноточные устройства

  • а) магниты
  • - научно-исследовательское оборудование
  • - магнитная левитация

НТСП магниты используются в ускорителях частиц и установках термоядерного синтеза.

Интенсивно проводятся работы по созданию поездов на магнитной подушке. Прототип в Японии использует НТСП.

другие статические применения

  • а) передача энергии
  • б) аккумулирование
  • в) вращающиеся электрические машины
  • г) вычислительные устройства

Прототипные линии НТСП продемонстрировали свою перспективность.

Возможность аккумулировать электроэнергию в виде циркулирующего тока

Комбинация полупроводниковых и сверхпроводящих приборов открывает новые возможности в конструкциировании аппаратуры.

Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия. (2) мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

2) При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.

3) Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и менее тяжёлыми.

5) Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Несмотря на это, Например, Так как Тем не менее

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАССА, -ы, ж.

1) Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.

2) Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.

3) Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.

4) Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.

5) мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кремЕнь окружИт дОнизу Оптовый отбылА

5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.

Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.

Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.

Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.

Наши страны в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ТЫСЯЧА девятисотом году

ПРОПОЛОЩИ бельё

прошли наиболее УСПЕШНО

зимние МЕСЯЦА

СЕМЬЮСТАМИ солдатами

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Оказавшись под сильным влиянием лёгкого водевильного творчества, М. С. Щепкину вначале роль Фамусова давалась с трудом, но впоследствии стала лучшей в его обширном репертуаре.

2) Фруктоза - это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

3) Сразу по приезде в Казань мы посетили главную достопримечательность - Кремль.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) Стремясь передать в уличной сцене верное освещение, художник работал над созданием картины не при комнатном, а при солнечном свете и утверждает новую реалистическую манеру городского пейзажа.

6) Этот камерный зал, использующийся сейчас в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8) Художественная речь, которая отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

9) По признанию публики, премьера удалась, и те, кто смог побывать на спектакле, чувствовали себя свидетелями значительного события в мире культуры.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ди..пазон напом..нание аргум..нтировать увл..кательный с..мметрия

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мудрый, пр..уныл

не..добровать, ..жать (в кулак)

бе..печный, и..гнать

пр..думать, пр..града

о..дыхать, по..кладка

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

обид..лись

усидч..вый

настра..вать

привередл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.

скач..щий

движ..щаяся

маш..щий (рукой)

(врачи) перевяж..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.

Одно и ТО(ЖЕ) слово может обозначать совершенно разные предметы, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.

СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.

Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.

2) Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.

3) Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.

4) Человек велик и прекрасен и полон мечты.

5) Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От напряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

(Н. М. Рубцов)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кирибеевичу (1) поступками которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

Прочитайте текс и выполните задания 21 - 26

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

- (9)Комм, - сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез

в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

- (14)Ничего не понимаю, - растерянно сказал Плужников. - (15)Тарахтит.

- (16)Рабочий он, - сообразила Мирра, - видишь, руки показывает?

- (17)Дела, - озадаченно протянул Плужников. - (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

- (21)Пленных охраняют другие, - не очень уверенно переводила девушка. - (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они - караульная команда. (24)Он - настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он - рабочий, мобилизован в апреле...

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

- (29)Дети, - вздохнула Мирра. - (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

- (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер...

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

- (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

- (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. - (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. - (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

(По Б. Л. Васильеву)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) При неожиданной встрече с немцами Плужникова от смерти спас застрявший у второго немца в затворе карабина патрон.

2) Немец, которого Плужников привёл в каземат, оказался мобилизованным на службу в апреле рабочим и отцом троих детей.

3) Хорошо понимавшая немецкую речь Мирра сообщила Плужникову, что пленённый им австриец служит в сорок пятой дивизии, штурмовавшей Брестскую крепость.

4) Немец носил в кармане фотографии своих детей.

5) Мирра тревожилась за Плужникова, который, застрелив пленного немца, подвергнет себя опасности.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-8 представлено описание.

2) Предложения 22 и 23 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 26-28 представлено повествование.

4) Предложения 34-35 содержат элементы описания.

5) Предложения 57-58 содержат рассуждение.

23. Из предложений 21-23 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 36-41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В отрывке из книги Б. Л. Васильева "В списках не значился" рассказывается о защитниках Брестской крепости, совсем ещё молодых, самых обычных людях. Создавая их образы, автор использует лексическое средство - (А)___ (предложение 15, "кажет" в предложении 30) и такую форму речи, как (Б)___ (предложения 14-18). Чувства немца, которого должен был убить Плужников, передают различные средства выразительности, в частности троп - (В)___("плачущим" в предложении 12); чувства Плужникова, так и не выстрелившего в немца, передаёт приём - (Г)___ (предложения 58-59)».

Список терминов:

1) градация

2) сравнительный оборот

5) восклицательные предложения

6) парцелляция

7) антонимы

8) разговорные и просторечные слова

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 14

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

чтобыпоэтому

например

123 или любая комбинация этих цифр

дружественные

2345 или любая комбинация этих цифр

134 или любая комбинация этих цифр

напоминание

растёт или увеличивается

несдоброватьсжать

135 или любая комбинация этих цифр

обиделись

входывыходы

незавершённая

3840 или 4038

Проблема

Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу?)

Сверхпроводниковые устройства, хотя широко и не используются, обладают некоторыми уникальными характеристиками, не доступными для обычных полупроводниковых устройств. Высокая чувствительность относительно усиления электрических сигналов, детектирование магнитных полей, детектирование света являются очень ценными свойствами. Также возможна высокая скорость переключения, хотя в настоящее время и не применяется в компьютерах. Обычные сверхпроводящие устройства должны быть охлаждены до температуры в пределах нескольких градусов от 0 кельвинов (-273°C). Хотя в настоящее время ведется работа над устройствами на базе высокотемпературных сверхпроводников, пригодных для использования при 90 К и ниже. Это имеет большое значение, так как для охлаждения может быть использован недорогой жидкий азот.

Сверхпроводимость: В 1911 году Хайке Оннес открыл сверхпроводимость ртути (Hg), за что он получил Нобелевскую премию. Электрическое сопротивление большинства металлов уменьшается при понижении температуры. Тем не менее, у большинства из них сопротивление не уменьшится до нуля при приближении температуры к 0К. Ртуть уникальна тем, что ее сопротивления резко падает до нуля ом при 4,2 кельвинах. Сверхпроводники резко полностью теряют сопротивление при охлаждении ниже их критической температуры, T C . Отличительным свойством сверхпроводимости является отсутствие потерь энергии в проводниках. Ток может протекать в петле из сверхпроводникового провода в течение тысяч лет. Сверхпроводники включают в себя свинец (Pb), алюминий (Al), олово (Sn) и ниобий (Nb).

Куперовская пара: Сверхпроводимость без потерь обусловлена не только обычным потоком электронов. Поток электронов в обычных проводниках встречает сопротивление в виде столкновений с жесткой ионной кристаллической решеткой металла. Уменьшение колебаний кристаллической решетки с уменьшением температуры вызывает уменьшение сопротивления (до определенного момента). При абсолютном нуле прекращаются колебания решетки, но не энергия рассеивания от столкновений электронов с кристаллической решеткой. Таким образом, обычные проводники не теряют полностью электрическое сопротивление при температуре, равной абсолютному нулю.

Электроны в сверхпроводниках формируют пары электронов, называемые куперовскими парами, когда температура падает ниже критической точки, в которой возникает сверхпроводимость. Куперовская пара существует потому, что она находится на более низком энергетическом уровне по сравнению с неспареннымы электронами. Электроны притягиваются друг к другу за счет обмена фононами, квазичастицами, представляющими собой кванты колебательных движений атомов. Эта куперовская пара, квантово-механическая сущность (частицы или волны) не подчиняется обычным законам физики. Эта сущность распространяется через кристаллическую решетку, не сталкиваясь с ионами металла, находящимися в узлах решетки. Таким образом, она не рассеивает никакой энергии. Квантово-механический характер куперовской пары просто позволяет дискретными, а не непрерывными количествами энергии. Для куперовской пары применимо понятие абсолютного минимального количества энергии. Если колебательная энергия кристаллической решетки меньше (из-за низкой температуры), куперовская пара не сможет принять ее и не сможет быть отбита решеткой. Таким образом, при температуре ниже критической поток куперовских пар может беспрепятственно протекать через кристаллическую решетку.

Джозефсоновский переход: Брайн Джозефсон получил Нобелевскую премию за свое предсказание в 1962 году появления джозефсоновского перехода. Переход Джозефсона - это пара сверхпроводников, соединенных тонким мостом из диэлектрика (как показано на рисунке (a) ниже), через который электроны могут создавать туннель. Первые переходы Джозефсона представляли собой свинцовые сверхпроводники с мостиком из диэлектрика. Наши дни предпочтительным является тройной слой алюминия и ниобия. Электроны могут создавать туннель через диэлектрик даже при нулевом напряжении, приложенном к сверхпроводникам.

Если к переходу прикладывается напряжение, величина тока уменьшается и возникают электрические колебания на частоте, пропорциональной напряжению. Связь между приложенным напряжением и частотой настолько точна, что в настоящее время эталонный вольт определяется отностительно частоты колебаний в переходе Джозефсона. Джозефсоновский переход также может служить в качестве суперчувствительного детектора магнитных полей с очень низкими уровнями. Он очень чувствителен к электромагнитному излучению от СВЧ до гамма-лучей.


Транзистор Джозефсона: электрод, расположенный близко к оксиду в переходе Джозефсона, может влиять на переход за счет емкостной связи. Такая сборка, показанная на рисунке (b) выше, называется транзистором Джозефсона. Главной особенностью транзистора Джозефсона является низкая мощность рассеивания, что применимо в схемах с высокой плотностью, например, в компьютерах. Этот транзистор, как правило, является частью более сложных сверхпроводниковых приборов, таких как SQUID (Superconducting Quantum Interference Device, «сверхпроводящий квантовый интерферометр») или RSFQ (Rapid Single Flux Quantum, «быстрая одноквантовая логика»).

SQUID: СКВИД (сверхпроводящий квантовый интерференционный прибор, Superconducting Quantum Interference Device) представляет собой совокупность переходов Джозефсона в сверхпроводящем кольце. В данной статье рассматривается только СКВИД на постоянном токе. Этот прибор обладает высокой чувствительностью к воздействию слабых магнитных полей.

К кольцу с параллельно включенными джозефсоновскими переходами прикладывается смещение постоянным током, как показано на рисунке ниже. При отсутствии приложенного магнитного поля ток делится между двумя переходами поровну, а на кольце не вырабатывается напряжение.

В то время как к СКВИДу может быть приложено любое значение магнитного потока (Φ), через отверстие в сверхпроводниковом кольце может протекать только квантованное значение (кратное кванту потока). Если приложенный поток не кратен кванту потока, избыточный поток будет погашен циркулирующим по кольцу током, который создаст дробную часть кванта потока. Циркулирующий ток будет протекать в том направлении, в котором погашает любой избыток потока сверх кратного значения квантов потока. Он может либо добавить, либо вычесть значение из приложенного потока, до ±(1/2) кванта потока. Если циркулирующий ток протекает по часовой стрелке, ток повышается в верхнем джозефсоновском переходе и уменьшается в нижнем.

Линейное изменение приложенного потока заставляет изменяться циркулирующий ток в виде синусоиды.

Это может быть измерено путем измерения напряжения на СКВИДе. По мере увеличения приложенного магнитного поля, могут быть подсчитаны импульсы напряжения, каждый из которых соответствует увеличению потока на один квант.


Сверхпроводящий квантовый интерференционный прибор (SQUID, СКВИД): пара переходов Джозефсона в сверхпроводящем кольце. Изменение потока создает изменение напряжения на паре переходов Джозефсона.

Чувствительность СКВИДа составляет 10 -14 тесла. Он может обнаружить магнитное поле от электрических токов между нейронами в головном мозге (индукция данных магнитных полей составляет 10 -13 Тл). Для сравнения индукция магнитного поля Земли составляет 30 x 10 -6 Тл.

Быстрая одноквантовая логика (БОКЛ или RSFQ, Rapid Single Flux Quantum): Вместо того, чтобы подражать кремниевым полупроводниковым схемам, RSFQ схемы опираются на новые концепции: квантование магнитного потока в сверхпроводнике и то, что движение кванта потока создает пикосекундный квантованный импульс напряжения. Магнитный поток может существовать в сверхпроводнике только в виде дискретных квантованных значений. Для представления бита информации используется квант магнитного потока. Для переключения импульсов, вместо обычных транзисторов, используются джозефсоновские переходы. Сверхпроводник основан на тройном слое алюминия и ниобия с критической температурой 9,5 К и охлажден до 5 К.

RSFQ логика работает на частотах более 100 ГГц с небольшим количеством рассеиваемой мощности. Производство упрощается при использовании существующих технологий фотолитографии. Тем не менее, для ее работы требуется охлаждение до температуры 5 кельвинов. Реальное коммерческое применение включает в себя аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, T-триггеры, регистры сдвига, память, сумматоры и мультипликаторы.

Высокотемпературные сверхпроводники: Высокотемпературными сверхпроводниками являются соединения, проявляющие свойства сверхпроводимости при температурах выше температуры кипения жидкого азота, которая составляет 77 К. Это имеет большое значение, так как жидкий азот легко доступен и недорог. Большинство обычных сверхпроводников являются металлами, широко используемыми высокотемпературными сверхпроводниками являются купратами, смешанными оксидами меди (Cu), например, оксид иттрия-бария-меди, YBa 2 Cu 3 O 7-x , с критической температурой T C = 90 К. Большинство приборов, описанных в данной статье, для менее критических применений разрабатываются в версиях на базе высокотемпературных сверхпроводников. Хотя они и не обладают производительностью обычных металлических сверхпроводников, но охлаждение жидким азотом более доступно.

Подведем итоги:

  • Большинство металлов уменьшает сопротивление по мере приближения температуры к абсолютному нулю; хотя, сопротивление и не падает до нуля. Сопротивление сверхпроводников быстро падает до нуля при их охлаждении до критической температуры. Как правило, критическая температура, T C , находится в пределах 10 кельвинов от абсолютного нуля.
  • Куперовская пара, пара электронов, квантово-механическая сущность, перемещается через кристаллическую решетку беспрепятственно.
  • Электроны могут создавать туннель через джозеновский переход, изолирующий зазор между парой сверхпроводников.
  • Добавление третьего электрода, или затвора, недалеко от джозефсоновского перехода образует транзистор Джозефсона.
  • SQUID (СКВИД, сверхпроводящий квантовый интерференционный прибор) является высокочувствительным детектором магнитных полей. Он подсчитывает квантовые единицы магнитного поля внутри сверхпроводящего кольца.
  • RSFQ (быстрая одноквантовая логика) представляет собой устройство высокоскоростной коммутации на основе коммутации магнитных квантов, существующих в сверхпроводящем контуре.
  • Высокотемпературные сверхпроводники, с критической температурой T C выше температуры кипения жидкого азота, могут также использоваться для создания сверхпроводящих приборов, описанных в данной статье.

Вариант 14
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1- 3

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов меди и алюминия. (2)<..> мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда, на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.
При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.
Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов меди и алюминия, используют также сверхпроводники.
Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и тяжёлыми.
Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, Так как
Несмотря на это, Тем не менее
Например,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МАССА, -ы, ж.
Совокупность чего-нибудь, а также что-нибудь большое, сосредоточенное в одном месте. Воздушные массы. Тёмная м. здания.
Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства. Единица массы.
Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м. (полуфабрикат для выделки бумаги). Расплавленная м. чугуна.
Множество, большое количество кого-чего-нибудь. У меня м. времени. Тратить массу сил.
мн. Широкие слои трудящегося населения. Воля масс. Оторваться от масс (утратить связь с народом).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кремЕнь Оптовый
окружИт отбылА
дОнизу
5. В одном из приведённых ниже слов НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Требуется принятие не ПОПУЛИСТСКИХ, а экономически оправданных решений.
Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущей России.
Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав исполкома.
Многоэтажный КАМЕННЫЙ дом был украшен лепниной.
Некоторые коллеги в течение долгих лет поддерживали ДРУЖНЫЕ отношения.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ТЫСЯЧА девятисотом году зимние МЕСЯЦА
ПРОПОЛОЩИ бельё ШЕСТЬЮСТАМИ солдатами
прошли наиболее УСПЕШНО
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

нарушение в построении
предложения с причастным оборотом

1)В апрельских номерах журнала «Нового мира» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

Б) нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм

2)Фруктоза это одно из веществ, получаемая из ягод и фруктов.

нарушение в построении предложения
с несогласованным
приложением

3)Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.

Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

Д) неправильное употребление
имени числительного
5)Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

6)Этот камерный зал, использующийся сейчас преимущественно в учебных целях, до ноября 2007 года назывался Белым залом.

7) Все, кто побывал в Долине гейзеров, понимает, почему её считают одним из чудес света.

8)Художественная речь, которая принципиально отличается от официально-деловой и научной, по ряду признаков сближается с публицистической.

9) Первыми, кто пришёл на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ди..пазон
Напом..нание
Аргум..нтировать
Прод..лжение
С..мметрия
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..мудрый, пр..уныл
чере..чур, ра..свет
бе..печный, и..гнать
пр..думать, пр..града
о..дыхать, по..кладка
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
солом..нка обид..лись усидч..вый настра..вать привередл.. вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
скач..щий
движ..щаяся
леч..щий
маш..щий (рукой)
(крестьяне) перевяж..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.
Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.
Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.
(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.
Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.
Одно и ТО(ЖЕ) слово может означать совершенно разное, ПОТОМУ(ЧТО) существует явление омонимии.
СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.
Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
На вольном просторе блеск и движение грохот и гром.
Без матери не было бы ни тепла ни радости ни жизни.
Миновали столетия и под натиском варваров пала когда-то могучая и непобедимая Римская империя.
Человек велик да прекрасен да полон мечты.
Художники и скульпторы объединились и создали свою ассоциацию.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Побывав во многих странах мира (1) Юрий Гагарин посетил (2) пострадавшую от атомной бомбы (3) Японию (4) радушно встретившую прославленного космонавта.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы входим в зал.
Сияющие люстры (1)
От напряженья (2)
Кажется (3) дрожат!
Звенит хрусталь И действует на чувства,
Мы входим в зал Без всякого искусства,
А здесь искусством (4)
Видно (5) дорожат.
(Н. М. Рубцов)
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кирибеевичу (1) поступками.которого (2) руководит эгоистическое чувство (3) противопоставлен Калашников (4) который живёт согласно принципам честности и порядочности.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Здесь всё было по-старому (1) и (2) если кому-то вдруг становилось грустно (3) то это лишь потому (4) что с этим местом у всех было связано много воспоминаний.
Прочитайте текст и выполните задания 20 - 25
() Когда-то давно меня задел один разговор, случайный летний разговор на берегу моря.
Я уже не помню точно фраз, но спорили о том, кто Сальери для Пушкина.
(З)Противник, злодей, которого он ненавидит, или же это воплощение иного отношения к искусству? (4)Можно ли вообще в этом смысле связывать искусство и науку? (5)А что если для Пушкина Моцарт и Сальери это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал?
От этого случайного горячего спора осталось ощущение неожиданности.
Злодейство было для меня всегда очевидно и бесспорно. (8)Злодейством был фашистский мотоциклист. (9)В блестящей чёрной коже, в чёрном шлеме он мчался на чёрном мотоцикле по солнечному просёлку. (10)Мы лежали в кювете. (11)Перед нами были тёплые желтеющие поля, синее небо, вдали низкие берега нашей Луги, притихшая деревня, и оттуда нёсся грохочущий чёрный мотоцикл. (12)Винтовка дрожала в моих руках... (13)Разумеется, я не думал ни о Пушкине, ни о Сальери.
Это пришло куда позже тогда, на войне, надо было стрелять.
Могут ли гении совершать злодейства? (16)Может ли злодей-убийца Сальери оставаться гением? (17)Оттого, что он отравитель, разве музыка его стала хуже?
Что же, злодейство доказывает, что Сальери не гений?
Для Пушкина гений сохраняет творческую крылатость души. (20)Гений не столько степень таланта, сколько свойство его некое нравственное начало, добрый дух.
(21)Слово «гений» ныне обычно связано с великими изобретениями, открытиями. (22)Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного. (23)Наверное, тут следует разделить: открытие может быть гениальным, но гений не только открытие. (24)В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. (25)Моцарт восторгается всем хорошим, что есть у Сальери. (26)Гений Моцарта исключителен: он весь не труд, а озарение, он символ того таинственного наития, которое свободно изливается абсолютным совершенством.
(27)Проще всего было бы объяснить ненависть завистью, о которой твердит сам Сальери. (28)Но разве Сальери лишь завистник? (29)Он смолоду признаёт чужой гений, он учится у великих, преклоняется перед ними. (ЗО)Вопрос о гении и злодействе подвергает сомнению задачу, которую решал Сальери всю свою жизнь.
Может ли человек стать гением?
Достичь трудом, силой своего разума того, что считается божественным даром? (ЗЗ)Сальери считал, что да, может.
Молодость Сальери, зрелость, вся его жизнь возникла для меня как целеустремлённая, в каком-то смысле идеальная прямая. (35)Таким мне представлялся идеал учёного. (Зб)Настойчивость и ясное понимание, чего ты хочешь. (37)Сальери одержим. (38)Но идея у него особая стать творцом. (ЗЭ)Способность творить ему не была дана, он добывал её, вырабатывал...
Это не слепой бунт, это восстание Разума, вернее, Расчёта. (41)В наше время, задавшись такой целью, он мог бы стать выдающимся кибернетиком.
Но и композитором он стал выдающимся. (43)Музыка его нашла признание. (44)Сам Моцарт твердит в счастливые минуты один из его мотивов.
Чем отличается гений Моцарта от негения Сальери? (46)Грань тут неуловимая.
Голос, который диктует Моцарту божественные созвучия, не слышен окружающим.
Для них и Моцарт, и Сальери одинаковы: оба всем своим существом чувствуют силу гармонии, оба жрецы прекрасного, избранные служить своему делу.
До той минуты, как Моцарт поднял стакан с ядом, оба и Моцарт, и Сальери были равноправные сыновья гармонии.
Но теперь гений отделился, яд разделил их. (51)Последнее средство отделить подлинный гений от мнимого это нравственное испытание. (52)Злодейство открыло истинную, тёмную сущность Сальери. (53)Маска сорвана.
(54)Сущность открывается и самому Сальери. (55)Вместе с ядом начинает действовать логическая схема: гений для Моцарта не может быть злодеем, а так как Моцарт сам гений, бесспорный гений, то, следовательно, он имеет право судить, и, значит, Сальери не гений...
(бб)Нравственное начало становится пробой гения. (57)И человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт это нравственное начало.
Пушкин оставляет Сальери жить и мучиться. (59)Остаётся злодейство, но торжествует гений.
(По Д. А. Гранину*)
* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) русский советский писатель, общественный деятель.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Случайно подслушанный разговор об отношении Пушкина к Сальери заставил рассказчика задуматься над главным вопросом: может ли гений совершить злодейство?
Сальери, наделённый от рождения способностью творить, в молодости хотел стать учёным.
Моцарт и Сальери были равноправны в служении искусству до той поры, пока Сальери не решился на убийство Моцарта.
Сальери считал, что можно трудом и разумом достичь божественного дара.
Сальери убийством Моцарта доказал, что трудолюбивый человек может стать гением.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
Предложения 9, 11 содержат элементы описания.
Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 24.
Предложения 29, 30 содержат повествование.
Предложение 41 противопоставлено по содержанию предложению 40.
Предложения 46-48 содержат рассуждение.
22. Из предложений 49-53 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 11-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Предмет беседы с читателем, связанный с искусством, позволяет автору широко
использовать средства выразительности, например троп (А) („божественные
созвучия“ в предложении 47, „тёмную сущность» в предложении 52), лексическое
средство (Б) („озарение», „наитие» в предложении 26). Обсуждая
с читателем давно волновавшую его проблему, Д. А. Гранин использует приёмы:
(В) (предложения 31-33, 45, 46) и (Г) (в предложениях 26, 59),
который помогает автору быть особенно убедительным».
Список терминов:
гипербола
книжные слова
противопоставление
восклицательные предложения
анафора
эпитеты
диалектизмы
вопросно-ответная форма изложения
парцелляция
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 14

Номер задания:
Ответ задания:

4
оптовый

5
дружественные

6
месяцы

8
напоминание

9
чересчуррассвет

10
обиделись

11
лечащий

12
незавершённая

13
чтобыпоэтому

14
123 другая комбинация этих цифр

17
2345 другая комбинация этих цифр

18

19
134 другая комбинация этих цифр

20
134 другая комбинация этих цифр

22
подлинныймнимого

1. Проблема природы гениальности. (Кто такой гений? Какова природа гениальности?)
1. Гений наделён от природы талантом: он творит по наитию, в результате таинственного озарение, «которое свободно изливается абсолютным совершенством ».

2. Проблема взаимосвязи гениальности и нравственности. (Как взаимосвязаны гениальность и нравственность человека?)
2. Гениальность напрямую связана с личностью гения, с его добротой, доверчивостью, щедростью: гений человек нравственный.

3. Проблема мнимой гениальности. (В чём отличие мнимого гения от подлинного? Может ли стать гением безнравственный человек?)
3. Единственное средство отделить подлинный гений от мнимого это нравственное испытание: безнравственный человек не может стать гением.

4. Проблема природы злодейства. (Что заставляет человека совершить злодейство?)
4. На злодейство человека толкает не столько зависть по отношению к другим людям, сколько расчёт, лишённый нравственного начала.

5. Проблема борьбы двух противоположных начал: нравственного и безнравственного, гениальности и злодейства. (Кто побеждает в борьбе гения со злодеем?)
5. Хотя злодей убивает гения, торжествует гений, ведь человечество отбирает для себя лишь тех, кто несёт нравственное начало.

Источник задания: Решение 3736. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Сверхпроводники используют для создания устройств, которые технически невозможно или экономически невыгодно изготавливать с применением традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия. (2)<...> мощные магнитные системы для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующие ограничители тока, медицинские томографы, спектрометры высокого разрешения, образцы перспективной военной техники, поезда, на магнитной подушке созданы с применением сверхпроводящих материалов. (3)Устройства, изготовленные с использованием сверхпроводящих материалов, характеризуются значительно меньшими размерами и массой.

Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими.

2) При создании мощных магнитных систем для установок термоядерного синтеза или ускорителей элементарных частиц, сверхбыстродействующих ограничителей тока, медицинских томографов, спектрометров высокого разрешения, образцов перспективной военной техники, поездов на магнитной подушке иногда используют сверхпроводящие металлы.

3) Для создания сооружений, которые нецелесообразно возводить с применением лишь традиционных проводниковых материалов - меди и алюминия, используют также сверхпроводники.

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и тяжёлыми.

5) Для изготовления таких устройств, которые должны обладать небольшим объёмом и массой при разнообразии выполняемых ими функций, используют проводники.

Решение.

В этом задании выбираем ДВА предложения, которые верно передают самое важное содержание текста. Скорее всего, эти предложения будут содержать одинаковую информацию.

1. Выделяем главную информацию текста.

(1)Сверхпроводники используют для создания таких устройства, которые экономически невыгодно изготавливать из обычных проводников.(3) Эти устройства меньше по размеру и массе.

2. Находим предложения, в которых эта информация передана без искажений и ошибок.

1) Подходит.

2) Передана второстепенная информация.

3) Не вся информация.

4) Подходит.

5) Не вся информация.

Проверка. Выбранные варианты должны содержать одну и ту же информацию.

1) Для создания таких устройств, которые невозможно или невыгодно изготавливать с использованием обычных проводников, применяют сверхпроводники, помогающие сделать эти устройства более компактными и лёгкими. (Сверхпроводники используют для создания устройств, которые изготовить из обычных проводников невозможно или невыгодно, к тому же сверхпроводники делают устройства легче и компактнее.)

4) Сверхпроводники используют при создании устройств, изготовление которых из обычных проводников невозможно или экономически невыгодно, причём применение сверхпроводников делает устройства менее объёмными и тяжёлыми. (Сверхпроводники используют для создания устройств, которые изготовить из обычных проводников невозможно или невыгодно, к тому же сверхпроводники делают устройства легче и компактнее.)

В ответ выписываем две цифры без пробелов и запятых.