Т схема по русскому языку примеры. Большая энциклопедия нефти и газа

Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.

Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.

(Решение уравнений – с IVч 1класса).

В настоящее время в условиях ориентации на максимум усвоения учебного материала педагоги усиливают поиски наиболее эффективных приемов обучения. Важно обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на повышенном уровне.

Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы , которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения , зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).

Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам может проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала. Постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Опорная схема, алгоритм в отличие от конспекта предполагает выделение более узкого по объему, содержанию теоретического материала, может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач .

В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

Если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность увеличения подачи теоретического материала на уроке без перегрузки учащихся. По опорному конспекту ученики составляют связный рассказ по теории на лингвистическую тему. Алгоритм помогает отработать ход рассуждений при использовании того или иного правила. Активизируется мыслительная деятельность, идет развитие логического мышления.

Общеизвестно, что эффективно усваивается то содержание, которое стало предметом активных действий. Поэтому особенность приема состоит в том, что знания могут не только передаваться детям в готовом виде, а приобретаться ими в процессе изучения нового материала. В результате такой работы у детей формируются умения анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать; развивается интерес к предмету.

Определенную трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов . Эта система работы требует от преподавателя достаточно больших временных затрат при подготовке к уроку, подборе материала, подборе дополнительной литературы.

Работа проходит следующим образом:

1. Подбор фактического материала.

Материал отбирается из разных источников: программ, учебников, справочной и методической литературы, периодических изданий и т.д.

2. Отработка материала.

На этом этапе происходит обобщение содержания, отбор необходимого материала, отбрасывание второстепенного. Содержание опорного конспекта, алгоритма, схемы определяется содержанием теоретического материала по данной теме.

Определение материала, который дети уже знают;

  • в новом материале выделяется второстепенная и главная информация;
  • определение порядка изложения материала, примеров, иллюстрирующих материал, перспектив заполнения опорного конспекта при последующем изложении.

3. Кодирование материала, составление конспекта, алгоритма, схемы.

В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы, совокупность которых и составит, например, опорный конспект по теме. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, условных обозначений.

Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы.

1. Опора на сигнал - эквивалент смыслового значения. Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков.

2. Принцип акцента на основных смысловых элементах . Основные смысловые элементы выделяются различной конфигурацией блоков, шрифтов, расположением слов, цветовым решением и т.д. Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном.

3. Структурность. Опорные конспекты, объединяющие несколько тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности темы или раздела, но в любом случае не должно быть избыточным. Каждый из блоков представляет собой "микроконспект" по какой-то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности.

4. Шрифт. Основными требованиями являются соответствие величины букв возрастным особенностям детей, ясность, гармония с общим решением конспекта, алгоритма, схемы.

5. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на детскую аудиторию, должны быть интересны ребенку. Они должны повышать образность, эмоциональность восприятия материала. Следует избегать излишней теоретизированности в передаче материала. Кроме основного материала, возможно вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации и т.д.

Примеры использования.

Объяснение нового материала.

Вариант 1.

1-й этап. Введение нового материала (традиционные формы и методы). Параллельно с объяснением идет составление опорного конспекта.

а) Часть опорного конспекта, известная учащимся, записывается на доске заранее;

б) конспект дополняется новыми понятиями (записывается цветными мелом: например, зеленым - новое, синим - примеры);

в) новые понятия учащиеся проговаривают хором, отчетливо произнося каждый слог и соблюдая правильное ударение; этот пункт записывается учащимися в тетрадь;

г) рядом с каждым пунктом на опорном конспекте указывается номер параграфа и страница, к которой дети должны обратиться дома. Во время записи конспекта у детей происходит не только восприятие, но и осмысление нового.

2-й этап. Повторное объяснение материала по составленному опорному конспекту. В местах логических связок, в контрольных моментах темы скорость речи уменьшается, выделяется интонацией самое важное. Это позволяет охватить несколькими фразами большие смысловые части, дать возможность осмыслить тему целиком.

3-й этап. Ответы на вопросы детей по отдельным моментам опорного конспекта.

Опорные конспекты в зависимости от содержания, трудности теоретического материала, знакомого и нового, могут строиться на одном уроке или нескольких уроках.

Вариант 2.

На первых уроках изучения новой темы, после знакомства с параграфом учебника и определения объема знаний и умений, которые должны получить учащиеся по теме, разграничения известной и новой информации, которую необходимо усвоить, составляем опорный конспект в отдельной справочной тетради, разбив весь теоретический материал на смысловые блоки. Теперь учебный материал прочитывается ребятами еще раз, но уже внимательно, по блокам, для извлечения главной информации. Представленная в виде отдельных условных обозначений, она постепенно заносится в конспект. Для выразительности изображения мы используем 3 цвета: зеленый для выделения новой информации; красный в качестве сигнала "внимание" - исключение, запомнить; синий - для иллюстрации примерами, для всех остальных обозначений.

Таким образом, учащиеся учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления конспекта для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности и полноты записи в качестве образца делается первичное озвучивание конспекта учителем. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по конспекту. На следующем уроке используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков и конспекта в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, повторение. Работа по опорному конспекту включена в уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и работы над ошибками. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему.

Применение опорных конспектов и схем на уроках русского языка освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Затраты времени на изучение нового и составления конспекта уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться.

Виды домашних заданий с использованием конспекта, алгоритма, схемы:

  • анализ текста параграфов учебника и сопоставление его с опорным конспектом;
  • выявление неясного, непонятного в конспекте и в тексте параграфа, запись вопросов к учителю;
  • проговаривание изученного материала вслух кому-либо по опорному конспекту;
  • создание самостоятельное опорного конспекта в цвете (конспект может быть предложен для обсуждения в классе);
  • выполнение практических упражнений с использованием опорного конспекта

Памятка “Как работать с опорным конспектом (алгоритмом, схемой) дома”.

  • Внимательно ознакомься с конспектом. Попробуй пересказать его содержание.
  • Подкрепи своими примерами каждое положение конспекта.
  • Прочитай материал по учебнику, сопоставь написанное в учебнике с конспектом (исправь ошибки, если они есть).
  • Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на орфографическое правило? Помог ли ответить на этот вопрос конспект?
  • Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в конспекте.
  • Расскажи (вслух) связно теоретический материал по опорному конспекту.

Знание опорного конспекта проверяется на уроке. Учитель отвечает на вопросы учащихся по опорному конспекту (кому, что непонятно?).Слабоуспевающим учащимся для воспроизведения опорного конспекта могут сначала предлагаться конспекты-тренажеры, которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие.

Учащийся рассказывает по домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется учителем. Оценка выставляется учителем. Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).

Закрепление материала с использованием опорного конспекта, организация текущего повторения материала на основе конспекта, алгоритма, схемы возможно выстроить так:

1) проговаривание отдельных фрагментов, которые вызвали затруднения у слабых учеников, сильными учащимися;

2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту;

3) коллективное выполнение языковых упражнений по вопросам с целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту.

Использование опорных конспектов, алгоритмов, схем на уроках русского языка может быть полезно в том числе и потому, что, как показывает опыт,

  • ученики менее затрудняются в ответах-сообщениях на лингвистическую тему;
  • контрольные работы по темам учащиеся выполняют более успешно;
  • появляется устойчивый интерес к урокам русского языка и литературы;
  • улучшается монологическая речь учащихся (в особенности в научном стиле);
  • идет развитие творческой инициативы учащихся;
  • формируются благоприятные морально-психологические условия обучения;
  • система построения уроков способствует развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, восприятия, которые создают фундамент для прочного овладения грамотой.

Литература.

  1. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и компасам. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях. УССР. - 1990. - N 12.
  2. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5-9 классах. - М., Просвещение, 1985.
  3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., Просвещение, 1984.
  4. Короткова Т.Г. “Инновации в преподавании русского языка и литературы”
  5. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991.
  6. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.-М., Педагогика, 1992.
  7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., Просвещение, 1983.
  8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., Просвещение, 1987.
  9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.
  10. Иллюстративный материал (примеры алгоритмов, схем, конспектов) создан учителем-автором статьи и активно используется в практике.

Власова Наталия Ильинична,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области,заслуженный учитель РФ[email protected]

Дворжецкая Олеся Юрьевна,учитель истории МБОУ «СОШ № 12» Энгельсского Муниципального района, Саратовской области[email protected]

Новый подход к изучению истории России через технологию «Опорных схем»

Аннотация. Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории, являются опорные конспекты и схемы, которые подходят для уроков любого типа, так как являются основой в изучении исторического материала. Использование схем на уроках может служить методической помощью учителям истории, обучающимся 69х классов общеобразовательных школ, а также выпускникам 9х и 11х классов, проходящих государственную итоговую аттестацию по истории России за курс основной и средней школы. Схемы отличаются лаконичностью, структурностью. В них используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями и пр. обозначениями. Наиболее важные элементы выделены в схемах рамками, оригинальным расположением символов, удобно читаемых аббревиатур. В схемах просматривается системный подход, причинноследственные связи, выводы и заключения. По форме схемы различаются на «схемырисунки», «схемыцепочки», «схемыступеньки» и т.д., что в свою очередь делает их запоминающимися и понятными.Ключевые слова: опорный сигнал, схема, опорный конспект.

Современная система образованияимеет личностноориентированную направленность. При этом одной из ключевых ценностей становится формирование творческого и критического мышления, ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися опыта самостоятельной работы, умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании.Одним из средств развития личности ученика, а также активизации познавательной мотивации обучающегося на уроках истории,являются опорные конспекты и схемы.Опорные схемы, или сигналы это средство, отличающее педагогический метод, открытый еще В.Ф.Шаталовым. Мы применили опорные схемы в своей работе, ипервый опыт оказался удачным. Изучение пятиклассниками истории древнего мира с опорой на тематический опорный конспект не только облегчило запоминание фактического материала, но и способствовало пониманию и усвоению причинноследственных связей между событиями в рамках всего курса, что, в свою очередь, повысило успеваемость по предмету. Данный метод позволил усвоить основное правило технологии, что опорный сигнал(схема)‬это набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстанавливать впамяти известную ранее и понятую информацию.А опорный конспект‬система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему зна чений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.Т.е. если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом,то автоматически запомнится как знак, так и сам материал.Таким образом, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала.Наша работа посвящена новому подходу в изучении истории России в курсе школьной программы через технологию«опорных схем», созданных нами в процессе многолетней педагогической деятельности.К такому опыту обращались многие педагогиноваторы, учителяпрактики. Однако, данные исследования имеют в основном, законченный теоретический вклад, или узкую специализацию, или, наоборот, общий характер, не всегда соответствующий курсу истории России, изучаемому в общеобразовательной школе.Предлагаемая нами технология «опорных схем» отличается,прежде всего, системным подходом, иным использованием символов, четким следованием историческому материалу в соответствии со школьной программой, новым подходом к методике их использования. Наши схемы запоминаются и своей необычной формой ‬схемарисунок, схемацепочка,схемалестница, схемаломаная линия и т.д.Особенностьпредмета «история»таковы, что простое воспроизведение схемы не должно являться самоцелью. Схема, действительно, должна стать только сигналом к раскрытию глубоких, взаимосвязанных проблемисторического развития общества.Преподавателям истории известно, что усвоение фактического материала ‬одна из бесспорных задач изучения истории, без этого нельзя говорить нио формировании навыков анализа документов, ниоб умении объяснять события и видеть их взаимосвязь, ни о понимании исторического процесса. Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и ученики при изучении истории, весьма разнообразны и определяются как особенностями самого процесса усвоения исторического материала, таки спецификой восприятия каждым школьником. Одни хорошо пересказывают то, что слышали на уроке от учителя, другие же, наоборот, опираются на учебник и с трудом вспоминают рассказ учителя. Часто у учащихся возникают проблемы с запоминанием дат, фамилий исторических деятелей.Знание фактического материала и умение видетьлогическую последовательность событий ‬непременное условие успешной подготовки к государственной итоговой аттестации для многих учеников.Наши «опорные схемы» должныпомочьсделать сложный материал доступным и понятным для всех учащихся без исключения. Технология позволяет выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам, научить видеть причинноследственные связи.Работая по созданию опорных схем в курсе изучения истории, нам удалось найти оптимальный вариант, который может быть использован:‬учителями истории, независимо от стажа педагогической деятельности;‬учителями, работающими с детьмиинвалидами в дистанционном режиме. Использование схем позволит концентрированно изучить материал в полном объёме;‬учащимися 6‬9х классов, для лучшего усвоения фактического исторического материала, а также для самостоятельной организации повторения;‬учащимися9х,11х классовприподготовкек государственной итоговой аттестации(ГИА, ЕГЭ);‬абитуриентами, которым необходимозакороткое время повторить историческийматериал за курс средней школы;обучающимся, занимающимся в силу определенных причин, по форме «экстернат».

В настоящее время идея опоры на условные обозначения нам видится перспективной, а потому довольно часто используемой на уроках. Эффективность их использования определяется следующими обстоятельствами.

1. Использование опорного конспекта помогает школьникам составить более четкое представление о наиболее характерных чертах изучаемых событий. Ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно рассказывает о событиях, глядя на схему. 2. Процесс составления схем способствует концентрации внимания школьников, вынуждает даже не слишком успешныхучеников следить за объяснением материала. 3. Работа с «опорными схемами» и конспектами способствует развитию логического мышления, облегчает понимание причинноследственных связей. Благодаря им облегчается контроль знаний. 4. Регулярно используя схемы,учащиеся приобретают навыки, полезные для будущей учебы, умениесамостоятельно работать с текстом любой сложностии объема, выделяя главное.Как часто мы сетуем на то, что у учеников кратковременная память, и они очень быстро забывают то, о чем мы так подробно и страстно говорили на уроке.И здесь помощником будет выступать также «опорная схема». Особо следует сказать о значении таких схем для «слабых» учащихся. Порой им непросто запомнить даже отдельный исторический факт.Исходя из опыта работы, можно совсей определенностью утверждать, что избежать этого можно, выстроив материал темы в логическую цепочку, воспринимаемую зрительно и поэтому легко понимаемую и усваиваемую учениками. В этом суть тематического опорного конспекта(несколько опорных схем), с помощью которого ученики без труда запоминают материал целой темы.Составление схемы происходит походуизложения учителем нового материала. Школьникамнесложно делать записи в тетрадях, используя предлагаемые символы. Учитель, привлекая учащихся, раскрывает содержаниекаждого элемента схемы, последовательно продвигаясь от одного пункта к другому. В ходе педагогическойдеятельностимысоздавалиразличные опорные схемы, которые со временем совершенствовались, менялись, упрощались или усложнялись. На сегодня ‬это уже стройная система схем, и у нас появилась уверенность в правильном выборе методики. В настоящее время созданы опорные схемы по курсу истории России для учащихся 6‬9 классов (их также можно использовать и в 10‬11 классах). Схемыотличаются:

Лаконичностью;

структурностью (используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.);

Наличием смысловых акцентов (выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.);

доступностью воспроизведения от руки; использование удобночитаемых аббревиатур.Опорные сигналы(схемы)способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. Нередко случаются ситуации, когда отвечающий ребенок попадает «в ступор», забыв в самый неподходящий момент то, что спрашивается. Либо какаято часть материала, изложенного на прошлом уроке, не заучивалась им и не запоминалась специально, а просто затаилась в его голове. И сам того не подозревая, ребенок, увидев опорный сигнал, вспоминаетнеобходимое.В методической литературемного примеров, представляющих историю в схемах и таблицах,но это не заменяетпредлагаемые нами, опорные схемы, которые отличает прежде всего,системный подход, иное использование символов, четкое следование историческому материалу в соответствии сошкольной программой, новый подход к методике их использования.Опорные схемы совершенствовались на протяжении десятилетий работыиапробированыне на одном поколении учеников. Можно также с уверенностью говорить о дальнейшем их совершенствовании, а значит, о творческом подходе каждого учителя к использованию данной технологии в своей работе.Приведем примеры некоторых опорных схеми раскроем методику работы с ними.Тема «Первая русская революция 1905‬1907гг.». Основа схемы ‬«ломаная линия» с условными обозначениями (рис. 1). Уже начало работы показывает, что без единой записи, такая линия несет сжатую информацию: у революцииестьначало, она развиваетсяпо восходящей линии, имеет некую кульминацию, затем идет на спад и завершается на уровне, более высоком, чем начало. Учитель вместе с классом в конце урока выведет обоснование данного схематичного изображения, а возможно, предложит учащимся самостоятельно сделать необходимые выводы. Важно, чтобы работа с данной схемой шла по ходу изложения материала,и ребята совместно с учителем наносили на «линию революции» записи, концентрирующие необходимую информацию по данной теме.Проблемных же моментов, дающих основание для дискуссии, умозаключений, такая работа даетдостаточно.

Здесь важно дать понять, что каждый штрих, каждое слово несет смысловую нагрузку и работает на усвоение материала. В конце урока у ребят в тетрадях появится вот такая схема (рис. 2).

1917осеньзимавесналето

Опорные сигналы(схемы)ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно усвоитсяучеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

Новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем» проявляется и в том, какую форму приобретают данные схемы. Эти различия не случайны: «схемарисунок», что подходит только для наглядного изображения сражения, «схемацепочка», когда небольшому периоду соответствует большое количество дат, необходимых для запоминания, или «схемаступеньки», раскрывающая социальную структуру общества, или этапы какоголибо явления, «схемаломаная линия»,удачно подходящая для изучения революции 19051907гг…

Еще один пример, под названием «яйцо Фаберже» (рис. 3). Не секрет, что одним из самых сложных для запоминания является период революций в истории XXвека. Ученикам удержать в памяти череду событий только 1917 года бывает непросто. Можно заинтересовать ребят «творением»: сначала представить календарный год в виде овала, напоминающего яйцо, поделить его на времена года условно. А далее уже не составит труда расположить на этом «яйце» основные события, такие как: февральская революция, 2 марта ‬отречение Николая II, Апрельский кризис, Июльский кризис, Корниловский мятеж, а затем ‬24‬25 октября ‬Октябрьская революция. Эти события, отмеченные точками и короткими записями,будут четко создавать последовательность событий. Если эта работа будет сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, работой с документами, то и через много лет «яйцо Фаберже» останется в памяти каждого ребенка.Важно, чтобы схемы не повторялись, а носили особенный характер для определенной темы. Тогда процесс запоминания будет более эффективным. Так, учащиеся смогут зрительно представить важные исторические событияили целые периоды с помощью несложной опорной схемы.

Вот еще пример такой работы: «Этапы закрепощения крестьян». Можно, конечно долго и пространно говорить о достаточно протяженном периоде, а можно «строить лестницу», постепенно показывая долгое, но поступательное движение государства по пути закрепощения крестьян. Причем, хорошо для этого выделить отдельную страницу в тетради и обращаться к ней тогда, когда изучается определенная «ступень», выстраивая,в конечном счете,полную картину закрепощения. Так будет выглядеть схема (рис. 4) в конечном итоге.

1597«Соборное Уложение»

1581«Урочныелета»

Бессрочный сыск беглых крестьян.Юридическое оформление крепостного права

1550«Заповедные лета»Сроки сыскабеглых5, 10 лет

1497СудебникИвана IV

СудебникИвана III

ЗапретЮрьева дня

Юрьев день(«пожилое»)Увеличение«пожилого»

При подготовке к экзамену такую схему легко можно повесить над кроватью, положить под стекло письменного стола, чтобы процесс запоминания шел автоматически. При этом такая методика запоминания с периодической заменой схем тоже дает свои положительные результаты.Насколько метод опорных схем эффективен ‬свидетельствует высокое качество знаний, отношение обучающихся к предмету и опыт коллег, успешно работающих с данной методикой в школах города и области. Умение работать со схемами, составлять их самостоятельно,помогает и студентам, сталкивающимся с огромным теоретическим материалом, который необходимо переработать, осмыслить, выделить главное и запомнить.

Вот только некоторые отзывы:«Для меня схемы ‬как подарок вкрасивой упаковке с изюминкой.Я с интересом его открываю, удивляюсь простоте, но изысканности, а главное, пользуюсь им с удовольствием. Вот что значат для меня схемы по истории» Юлия Макарова 11а класс.«Мне стало легче учиться, потому что я по натуре очень стеснительный и неразговорчивый человек. Мне всегда трудно на устных предметах. А с помощью схем ‬сигналов, я стала раскрепощенной, потому что это для меня хорошая, умная «шпаргалка», воспользовавшись которой хотя бы раз, запоминаешь на всю жизнь…» Белоглазова Ксения, 11а класс.«Я никогда не думал, что мне схемы по истории так помогут в университете. Но не тем, что по ним пришлось отвечать, хотя такое тоже было. Они меня научили работать с толстенными книгами и составлять главные схемы ‬опоры при подготовке к экзаменам. Скоро окончание ВУЗа, но свои тетради по истории яберегу, чтобы ими еще в жизни ктонибудь мог воспользоваться» Кречин Василий, выпускник, студент юридической академии.«Мне схемы помогли при подготовке к ЕГЭ. Помню я завешивал свою комнату ими по определенным периодам и смотрел в течение недели на нихутром, вечером, перед сном. Здоровский эффект. Теперь советую всем.» Бугаенко Игорь, выпускник, студент СГУ.«Несколько лет работаю преподавателем истории в различных учебных заведениях. Повезло, что по этим схемам училась еще в школе и сохранила тетради по истории, именно ради схем. Пользуюсь ими при объяснении материала на своих занятиях, как для учеников школы, так и для студентов колледжа и ВУЗа. Определенно можно сказать, что «двоечников» точно никогда не будет, потому что это уникальная форма усвоения материала даже для самого слабого ученика. Это было хорошей помощью мне на начальном этапе работы, а также, думаю, будет полезно всем молодым педагогам.» Дворжецкая О.Ю., учитель истории МБОУ СОШ №12.«Я этими схемами пользуюсь давно. В последнее время стала создавать свои, поэтому считаю эту систему очень динамичной, творческой и интересной. Она заставляет думать прежде всего учителя, искать интересные формы и делать сложный материал доступным для каждого ученика» Климина Н.О., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №12.«Я однажды сумел по схемам за 1 час повторить на «отлично» весь XIXвек по истории. Вот так.» Антонов Владимир, ученик 11б класса.

Кроме того, с помощью таких схем можно за 60 минут вспомнить и повторить практически весь период истории с древности до настоящего времени. Данные схемы удобно использовать и в преподавании детяминвалидам, обучающимся в дистанционном режиме. Не секрет, что количество часов для них ограничено. Такая система позволяет выдавать весь материал в полном объеме, так как он сконцентрирован и нагляден.«Опорные схемы» хорошо дополняют материал авторского дистанционного курса истории 78 классов, разработанный нами в рамках программы дистанционного обучения.Уже много лет, с 2009 года преподавание историис использованием «опорных схем», применяетсяв муниципальном дистанционном центре по обучению детейинвалидов в МБОУ СОШ №12г.Энгельса.Анализируя новый подход к изучению истории России через технологию «опорных схем», приходим к выводу, что разработанные нами «опорные схемы», являются эффективным методом изучения истории, способствующим быстрому усвоению изучаемого исторического материала. Традиционные образовательные модели, а также образование в рамках массовой школы зачастую не позволяют полноценно раскрыть способности каждого ученика и максимально заслуженно и справедливо их оценить. Рассматриваемая технология, напротив, одной из своих направленностей видит именно работу с каждым учеником, делает доступным для всех даже самый сложный материал.Эффективность заключается еще и в том, что такие опорные схемы развивают у детей привычку и закономерность готовиться к каждому уроку, причем эта подготовка нисколько не становится для них тягостью или обузой. Скорей наоборот, своей оригинальностью, простотой инаглядностью технология позволяет быть успешными всем без исключения ученикам.Применяя данную технологию, педагог имеет возможность выявлять знания наибольшего количества ребят, а те в свою очередь получают возможность интенсивного обучения в условиях массовой школы. Здесь идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Всем известно, что необычное и оригинальное гораздо лучше запоминается, это свойство человеческой психики и мышления, поэтомусоставляемый опорный сигналдолжен нести в себе некую необычность.Таким образом, данная модель образовательного процесса обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов. Главное, чтобы каждый учитель нашел свой стиль, свою методику использования данной технологии, которая способна постоянно совершенствоваться. Новизна ее по сравнению с известными приемами и методами, основанными на использовании схем, заключается в том, что опорные схемы выступают и как опорный конспект для ученика, кроме того, позволяют в системе организовать преподавание истории России с древнейших времен до XXвека (включительно), дать базовый уровень знаний обучающимся массовой школы, а также, в соответствии с новыми требованиями ФГОС, учить детей самостоятельной, творческой деятельности в работе с историческим материалом любой сложности и объема.Данная технология охватывает практически всю структуру обычного урока, который теперь из скучного и однообразного превращается в интересный и насыщенный процесс,понятный и доступный всем без исключения.

Ссылки на источники1. Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. Часть 1. М.: ГУП ЦРП «Москва ‬СанктПетербург», 2001 г., с. 4849. 2. Шаталов В.Ф. Опорные сигналы по физике для VII класса. Киев, 1979. С 34.3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989.4. Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории средних веков. ‬История: Приложение к газете «Первое сентября». 1994, №78.;5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. (Подготовка к ЕГЭ) М.: Издательство Эксмо, 2007;.6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 класс: Методическое пособие. М.: Издательство ВЛАДОС‬ПРЕСС, 2002.7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998;8. Студеникин М.Т., «Методика преподавания истории в школе» Москва «Владос», 2000.9. Кочетов Н.С. История России. 10, 11 класс: Методическое обеспечение уроков (лекции, опорные конспекты, тесты, схемы). ‬Волгоград: Учитель, 2003;10. http://school.saripkro.ru/course/view.php?id=1961

Nataliya Vlasova,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionOlesya Dvorzhetskaya,a teacher of history at the municipal comprehensive school secondary school № 12, the city of Engels, Saratov regionA new approach to the study of Russian history through the technology of the "basic diagrams".Abstract.One of the tools for the development of student‱s personality and for activation of the student‱s cognitive motivation at the history lessons are basic summaries and diagrams, which are suitable for any type of lessons, as they are the basis of the historical material study. Using of the diagrams at the lessons can serve as a methodical help for the history teachers, for students of the 69thclasses of secondary schools and for the schoolleavers, taking State Final Assessmenton the history of Russia in the course of primary and secondary schools. Diagrams are notable for laconism and structural properties. They use associations and logical blocks, integrated by means of arrows, lines, and other designations. The most important elements are highlighted in diagrams with the use of frames, original arrangement of symbols and easytointerpret abbreviations. In diagrams we can see a systematic approach, causeandeffect relations, the findings and conclusion. By their form diagrams are divided into the "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps" and so on. This fact in turn makes them memorable and understandable.Keywords:diagrams, "diagramsdrawings", "diagramschains", "diagramssteps".

Cтраница 1


Опорные схемы могут предлагаться учащимся в готовом виде, а могут по заданию учителя и при наличии примерных ориентиров составляться учениками. Учащиеся могут пользоваться схемами во время ответа у доски, а могут и сам ответ строить в форме схемы. Вероятно, опорные схемы могут строиться с помощью компьютера. Однако о таком опыте пока мало что известно. Все это развивает воображение учащихся, способствует развитию их творчества. Но важно, чтобы использование опорных схем не исключало развития речи учащихся. Шаталов вводит самоконтроль, подобный тому, что при групповом обучении осуществляется в парах. Чтобы учитель мог услышать речь каждого, ученику предлагается наговаривать свой ответ на магнитофон. А вот учет работы каждого ученика у В. Ф. Шаталова тоже осуществляется при помощи экрана успеваемости.  

Данная опорная схема характеризует логические отношения между объектами (денотатами) текста.  

Анализ опорных схем основного и дополнительного текстов позволит вам увидеть повторяющуюся (избыточную) информацию, выделить новую и, включив ее в схему основного текста, синтезировать более полный, обобщенный, логически стройный вариант. Особое внимание при этом следует уделять композиционной структуре текста, адекватному использованию разнообразных стилистических средств, а также употреблению речевых стандартов.  

Например, при опорной схеме виброизоляции пружина может выключаться введением клина или поворотом эксцентрика. В этом случае пружина зажимается и перестает действовать.  

Технология опорных конспектов включает не только опорные схемы. Технология определяется методикой использования опорных конспектов в разных условиях с разными дидактическими целями - для изучения нового материала, для закрепления и совершенствования знаний, для контроля в устной, письменной или компьютерной формах.  

Внесение всех указанных отклонений в опорную схему позволяет получить схему информационно-логической взаимосвязи задач проектируемой АСУ для данного предприятия, отражающей движение потоков информации в новых условиях управления им.  

Мотова), объяснение материала с помощью опорных схем (С. Н. Лысенкова и др.), художественно-эмоциональное раскрытие темы (Е. Н. Ильин), проблемное изучение темы (М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др.) и многие другие подходы к повышению эффективности обучения. Важно не просто возводить каждый из них в абсолют, а показывать, в каком возрасте, при изучении каких тем, при изучении каких предметов эти варианты могут привести к активизации учебного процесса на уроке, какова рациональная мера их использования.  

Понятно, однако, что такое выделение опорных схем может иметь лишь условный (классификационный) смысл, так как переход между предельными случаями носит непрерывный характер. В частности, это относится и к геометрии (степени нелинейности) мостиковой группировки.  

При написании реферата на основе двух текстов целесообразно составить логическую опорную схему и схему последовательности изложения для каждого из них. При этом один текст следует выделить как основной, базовый, другой - как дополнительный.  

Работу по сопоставлению двух текстов можно также провести с помощью опорных схем.  

При наличии отклонения в информационных связях между задачами от указанных в опорной схеме на основе попарного перекрестного рравнения входной и выходной информации рассматриваемой задачи с остальными производится определение класса, к которому она относится. Производится соответствующее уточнение состава информационных связей. Для задач, вновь включаемых в состав решаемых автоматизированным способом, применяется та же процедура, а также оцределяются перечень выходных документов и состав информационных связей с другими задачами.  

Решение этой системы приведено в интервале констант скорости самоочищения от 0 005 до 0 05 сут -, в широких пределах отклонений от опорной схемы водообмена по параметрам общего активного объема, распределения расходов между звеньями.  

Формирование информационных потоков при разработке АСУП осуществляется с помощью информационно-логической схемы взаимосвязи задач для проектируемой АСУ, на основе выявленных в процессе исследования информационных потоков, отклонений последних от принятого на опорной схеме и внесения соответствующих изменений в опорную схему.  

Входящие в комплекс средства имеют разное дидактическое назначение - для изучения нового материала, для за-крепле-ния или контроля. Иногда дополнительно изготавливают средства определенного дидактического назначения, например опорные схемы для закрепления знаний и умений, специальные карточки с контрольными заданиями. Иногда для контроля знаний демонстрируют кинофильм (видеофильм) с выключенным звуком и предлагают ученику его прокомментировать или показывают таблицу с закрытыми надписями.