Тимуровское движение как можно назвать сейчас. Отчёт по тимуровской работе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Основная общеобразовательная школа" с. Константиноградовка

ПОЛОЖЕНИЕ
о деятельности разновозрастного тимуровского отряда "Добрые руки"

1. Общее положение

1.1. Разновозрастный тимуровский отряд является добровольным, самостоятельным, самодеятельным, гуманистическим общественным объединением детей и взрослых при МОБУ ООШ с. Константиноградовка, представляющим и защищающим интересы и права своих членов, с ярко выраженной социально значимой и личностно ориентированной направленностью своей многопрофильной деятельности.
1.2. В своей деятельности отряд руководствуется Уставом МОБУ ООШ с. Константиноградовка и Уставом детского объединения "Страна знаний", пользуется правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для общественных объединений.
1.3. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему), законы и речёвку.
1.4.В рамках, установленных законодательством, отряд свободен в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности.
1.5. Деятельность отряда является гласной, а информация о её учредительных и программных материалах - общедоступной.
1.6. Отряд вправе: свободно распространять информацию о своей деятельности, выступать с инициативами по вопросам оказания помощи нуждающимся, осуществлять благотворительную деятельность: трудовые рейды не запрещённую действующим законодательством.

2. Цель

Воспитание у детей готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе.
Для достижения цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

  • способствовать нравственному и духовному становлению детей и подростков;
  • формировать социальный опыт детей;
  • осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
  • организовывать работу по привлечению общественного внимания к проблемам пожилых и нуждающихся в помощи людей;
  • осуществлять волонтёрскую деятельность.

3. Права и обязанности членов (участников) отряда

3.1. Члены (участники) отряда имеют равные права: обсуждать и вносить предложения на собраниях, сборах; выдвигать кандидатуры, избирать и быть избранным; представлять интересы отряда; свободно выходить из состава отряда.
3.2. Члены (участники) отряда обязаны: соблюдать законы отряда, участвовать в деятельности отряда, заботиться об авторитете отряда, отстаивать его права, выполнять решения органов самоуправления отряда.
3.3. Члены (участники) отряда могут быть исключены из него за деятельность, противоречащую целям и задачам отряда, а также за действия, дискредитирующие отряд, наносящие ей моральный и материальный ущерб.
3.4. Исключение из членов отряда принимается советом отряда простым большинством голосов. Решение об исключении может быть обжаловано на сборе отряда, решение которого является окончательным.

4. Законы разновозрастного тимуровского отряда

  • Закон точности (закон "ноль-ноль"): все дела начинать вовремя, не опаздывать.
  • Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.
  • Закон равенства: все идеи равны, будь они предложены директором, классным руководителем, командиром или ребёнком.
  • Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.
  • Закон добра: будь добр к ближнему: добро вернётся к тебе.
  • Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.
  • Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай их.
  • Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
  • Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.
  • Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.
  • Закон свободы: каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.
  • Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

5. Структура отряда

5.1. Отряд делится на звенья по количеству обучающихся в 5-9 классах. В каждом звене определяется свой командир.
5.2. Высшим органом отряда является сбор, который проводится один раз в учебную четверть. На сборе принимается план работы, решаются вопросы деятельности, выдвигаются и принимаются кандидатуры командиров.
5.3. В период между сборами деятельностью отряда руководит совет отряда, который собирается не реже одного раза в месяц.

6. Приём в члены отряда

6.1. Прием в отряд осуществляется с 10 лет.
6.2. Ритуал приёма проводится на торжественной линейке в начале учебного года.
6.3. Координатор звена является классные руководители.
6.4. Вступающие в отряд дети, дают обещание :

"Я, ............., вступая в тимуровский отряд обещаю:
Быть честным и справедливым человеком,
оказывать помощь нуждающимся в ней,
работать на благо моего села, района, области,
моей Родины, быть её достойным гражданином".

7. Символика тимуровского отряда

1. Эмблема

2. Галстук в виде зелёной ленты - символ жизни

3. Девиз:

Добрые руки, горячие сердца - вот девиз тимуровца!

4. Речёвка:
Раз, два, три, четыре -
Жить всегда мы будем в мире!
Пять, шесть, семь, восемь -
Никого в беде не бросим!

5. Песня

"Дорога добра"
Слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова

1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы, падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба
Себя ведет не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3. Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов
Не забывай, что жизнь -
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда

8. Карта-схема зоны тимуровской работы "Добрые руки"


п/п
Наименование работы Ответственные
Сентябрь
1. Создание тимуровского отряда Президент ДШО,
кл. руководители
2. Беседа с членами Тимуровского отряда. Чтения плана на месяц. Президент ДШО, тимуровский отряд
3. Закрепление улиц за звеньями тимуровского отряда
4. Закрепление тимуровцев за ветеранами ВОВ, ветеранами педагогического труда и престарелыми людьми Президент ДШО, командир тимуровского отряда, звеньевые отрядов
5. Оказание помощи престарелым людям в уборке огорода, двора Тимуровский отряд
6. Организация и участие в акции "Примите наши поздравления" Тимуровский отряд
7. Распространение листовок "Позвони бабуле" 1 звено
8. Акция "Пожилые люди" 2 звено
Октябрь
1. Организация и участие в акции "Ветеран живет рядом" Тимуровский отряд, президент ДШО
2. Уборка памятника 3 звено
3. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров с Днем Учителя Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ и пожилых людей с Днем пожилого человека 4 звено
5. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с днем рождения 5 звено
Ноябрь
1. Оказание помощи престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
2. Уход за памятником 1, 2 звено
3. Организация поздравления на дому женщин-ветеранов с Днем Матери Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с Днем народного единства Тимуровский отряд
Декабрь
1. Акция "Спешите делать добро", посвященная Дню инвалида Тимуровский отряд
2. Поздравление на дому ветеранов ВОВ с Новым Годом 3 звено
3. Тимуровский отряд
Январь
1. Уборка на дому. Акция "Акция георгиевская ленточка" 4 звено
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи ветеранам ВОВ и престарелым людям в уборке двора Тимуровский отряд
3. Уборка памятника 5 звено
4. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
5. Акция "За чашкой чая …" посещение пожилых людей Тимуровский отряд
Февраль
1. Акция "Бессмертный полк" 1 звено
2. Встречи с участниками боевых действий 2 звено
3. Организация и участие в месячнике военно-патриотического воспитания Тимуровский отряд
4. Организация и участие в операции " С Днем защитников Отечества" Тимуровский отряд
Март
1. Организация поздравления на дому учителей-пенсионеров и женщин-ветеранов с Днем 8 Марта Тимуровский отряд
2. Акция "Милосердие" Оказание помощи престарелым людям Тимуровский отряд
3. Акция "За чашкой чая …" посещение на дому ветеранов войны и труда Тимуровский отряд
Апрель
1. Организация и проведение субботника Тимуровский отряд
2. Уборка памятников 3 звено
3. Акция "Ветеран живет рядом" Оказание помощи ветеранам ВОВ Тимуровский отряд
4. Трудовой десант "Мы за чистое село" Тимуровский отряд
5. Операция "Домик пернатому другу" Тимуровский отряд
Май
1. Акция "Милосердие" Оказание помощи в уборке двора Тимуровский отряд
2. Встреча с ВОВ, организация праздника для них Тимуровский отряд
3. Участие в акции "Вахта памяти", "Георгиевская ленточка" Тимуровский отряд
4. Организация поздравления на дому ветеранов ВОВ с праздником Днем Победы Тимуровский отряд
5. Уборка памятника 4, 5 звено
6. Трудовой десант "Чистое село" Тимуровский отряд
7. Уборка лесопосадок Тимуровский отряд
8. Помощь администрации села в благоустройстве детских площадок Тимуровский отряд
9. Работа в школьной библиотеке. Акция "Бессмертный полк" Тимуровский отряд
10. Работа на дому у ВОВ Тимуровский отряд
11. Поход Тимуровского отряда Президент ДШО, звеньевые
12. Подведение итогов по звеньям 1-5 звенья. Президент ДШО
  • Не навреди, не разрушай, а помогай и улучшай окружающую жизнь.
  • Живи для улыбки других.
  • Красота, но без прикрас и добро не напоказ - вот что дорого для нас.
  • Помогай и защищай людей, нуждающихся в помощи.
  • Думать коллективно - работать оперативно.
  • Спорить доказательно для всех обязательно.

10. Приоритетные направления в работе

1. Формирование здорового образа жизни.
2. Гражданское и патриотическое воспитание.
3. Эстетическое воспитание.
4. Экологическое воспитание.

11. Поощрения и наказания

Член тимуровского отряда поощряется за:

  • учебу;
  • общественную работу;
  • трудолюбие и отвагу.

Вид поощрения и порядок их присуждения определяется на общем собрании тимуровского отряда (награждение грамотой, благодарностью).
Член тимуровского отряда может быть наказан за нарушение положения. К нему могут быть применены следующие меры:

  • выговор или замечание;
  • лишение права участвовать в общих делах.

12. Педагогическое руководство

Педагогическое руководство отрядом осуществляется ответственным за тимуровское движение и классными руководителями, которые обладают правом совещательного голоса на сборе.

13. Порядок прекращения деятельности отряда

Прекращение деятельности отряда осуществляется путём его реорганизации или ликвидации. Решение об этом принимается простым большинством голосов членов отряда, участвующих в работе сбора.

Президент ДШО ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

Руководитель тимуровского отряда ______________ /________________________/
Подпись Ф.И.О.

Тимуровец

Тиму́ровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда », герой которой, Тимур , организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2 (www.gim2.ru). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны, Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И. - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

Иногда слово «тимуровец» использовалось в юмористическом контексте, например, в анекдотах.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Тиму́ровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

    После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

    Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны, Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И. - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

    В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

    В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 1970-х гг. был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

    Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

    Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

    В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.

МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»

Тимуровский отряд

9 класса

«Забота»

Руководители отряда: Бадакин Артем, Ороев Алан

Адрес: Усть-Канский район село Яконур, ул.Улагашева 14А

Контактный телефон: 25-3-16 (школа)

Классный руководитель: Сабина Маргарита Викторовна

Творческий отчет о деятельности тимуровского отряда «Забота»

Наш девиз: Твори добро сегодня и сейчас

Цель :

    Пропаганда идеи тимуровского движения.

    Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям.

    Вовлечение детей в различные виды положительной деятельности.

    Популяризация трудовой деятельности детей.

    Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Законы объединения:

дружба и товарищество

честь и совесть

забота и милосердие.

Общий сбор: Разрабатывает, обсуждает и утверждает:

заповеди тимуровца;

основные планы совместных действий;

новых ребят на посвящение в члены отряда;

кандидатуры для поощрения.

Тимуровец всегда готов:

Нести добро людям.

Защитить слабого.

Спасти утопающего.

Учить хорошему малышей.

Организовать акцию, операцию

по тимуровской работе.

В нашей школе существует тимуровский отряд «Забота» В тимуровской работе ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда которые нуждаются в помощи.

В своей работе ребята стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь, почувствовать его боль, вникнуть в его проблемы. Ребята следуют тимуровской заповеди: « Чужой беды не бывает » . Наша тимуровская команда начала свою работу с 5-го класса. За все эти годы тимуровцы проделали много хороших дел: оказывали помощь учителям-ветеранам нашей школы, ветеранам труда и тыла.

Мы хотим рассказать о ветеране педагогического труда, кавалере ордена Ленина, вдове ветерана ВОВ, замечательной женщине, труженице, многодетной матери, доброй и милой бабушке и прабабушке многих внуков и правнуков Варваре Ивановне Шарковой накануне 70-летия Великой Победы. Ей в 2014 году исполнилась 90 лет, поэтому наша помощь ей очень необходима. Заранее созваниваемся и уточняем время встречи, виды работ. Особенно весной и осенью, когда надо привести в порядок огород, ухаживать за саженцами, складывать дрова, а осенью помогаем собирать урожай. В конце работы мы все дружно садимся за стол и пьем чай с вареньем.

«Я с нетерпением ожидаю часа, когда ребята приходят ко мне. После встречи с ними, будто я возвращаюсь в детство» - говорит Варвара Ивановна.

Варвара Ивановна прожила долгую и сложную жизнь. Все большие и малые события, происходившие в истории страны, так или иначе коснулись ее семьи, ее самой и оставили свой неизгладимый след в ее жизни.

Из воспоминаний Варвары Ивановны

«Моя мать из рода Шиловых была дочерью крестьян, которые в голодные годы 19 века из Центральной России оказались в наших краях в поисках лучшей доли. Осели они в селе Черный-Ануй, здесь их старшая дочь вышла замуж за Степана Стенина и родила ему в браке четырех дочерей. В годы первой мировой войны ее мужа забрали, он только раз побывал дома в отпуске, больше не вернулся. Осталась она одна с дочерями: Анной, Степанидой, Евдокией, Марией. Свекор со свекровью были людьми зажиточными, справедливыми и по-крестьянски рассудительными, относились к овдовевшей снохе и внучкам хорошо и посоветовали ей выйти замуж во второй раз за работника в их доме Юстукова Яшу. Яша был из рода тонжан, старшим сыном многодетной семьи из села Верх-Бело-Ануй, имел трёх братьев и сестру. Братья его Эчен и Сырга впоследствии погибли в Великой Отечественной Войне. В то время православной женщине брак разрешался только с крещенным, поэтому молодой человек принял крещенье, после чего он стал Шарковым Иван Лаврентьевичем по крестному отцу. В этом браке родились еще две сестры –Варвара и Прасковья Ивановы – в семье, уже пререехавшей в село Верх-Бело-Ануй. Ныне из сестёр осталась одна я.»

Труд учителя, почётный и уважаемый во все времена, является неоценимым для будущего страны. Трудовую деятельность в качестве учителя Варвара Ивановна начала в 1941 году, после окончания 9 класса, Бело-Ануйской школы. Как вспоминает она, когда получив документы об окончании 9 класса, выпускники вышли на улицу, увидели большое скопление телег, бричек, верховых лошадей. Началась война, всех мужчин призывали на войну. Так она из вчерашней ученицы, рано повзрослев в 16 лет, стала учительницей 1-3 классов Верх-Бело-Ануйской начальной школы. В 1942-1943 учебном году перевели в Яконурскую семилетнюю школу.

В годы войны, по ее воспоминаниям, они трудились днём и ночью. После занятий в школе учителя пешком обходили ближние лога, учили детей, которые не могли посещать уроки в школе, после работы вязали снопы, косили сено, молотили зерно вручную, объезжали полевые станы с агитбригадой, доводили информацию с фронта. Все жили под девизом «Всё для фронта, всё для победы» Это всё закаляло характер человека, навсегда привило большое чувство ответственности, долга, помощи слабым, внутренней стойкости к любым трудностям.

П
осле войны в 1946 году она закончила Горно-Алтайское педучилище, по специальности учитель начальных классов. Варвара Ивановна более 33 лет проработала в школе, имеет многочисленные поощрения и награды, среди них высокое призвание ее заслуг – Орден Ленина. Но самой высокой наградой остаётся живая память ее благодарных учеников.

Дети интересуются и стараются помочь ей. Она всегда рада ребятам. Варвара Ивановна не раз благодарила наш тимуровский отряд за оказанную помощь в газете «Голос времени» от 2012г., 2013г.,2014г.



Уборка картофеля

Складирование дров

Вы были тимуровцем? Лет тридцать назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией на событие. Это можно называть нравственностью, можно воспитанием, но суть была одна – такое отношение к окружающему миру позволяло советским детям вырастать в приличных людей и достойных граждан.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. Как пишет исследователь этого вопроса, историк Алексей Николаевич Балакирев, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

* * *

Движение родилось в 1940 году после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Повесть была закончена 27 августа, уже через неделю отрывок вышел в печати. Затем начались трансляции по радио – успех был ошеломительный. Спустя год повесть вышла большим тиражом, его тут же раскупили, напечатали ещё и ещё. И до конца 1970-х годов повесть «Тимур и его команда» стала одним из самых значимых и главное любимых произведений детской литературы.

Сразу после выхода первого тиража во всех городах и весях СССР, как грибы после дождя, начали появляться отряды тимуровцев. Бывало даже такое, что в одном небольшом селении было по два, а то и по три отряда. И они даже боролись за добрые дела: дважды рубили одни и те же дрова для вдовы героя войны, трижды подметали двор или полоскали белье. Такие случались курьезы.

Организацию, которую описывает Гайдар, он не выдумал, а создал в своем детстве сам: он был командиром дворовой команды, тайно делал добрые дела и не просил за них награды. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. И тогда они были чем-то новым и необычным, ведь подростки организовывались сами, без участия взрослых и без их руководства
О подобной дворовой команде писал Константин Паустовский, он вспоминает случай когда мальчишки помогли найти очень редкое лекарство и благодаря этому тяжелобольной малыш выздоровел.

В годы войны тимуровское движение приобрело массовый характер. Проблем в каждом дворе было много и ребята, как и раньше, работали не по указке сверху, а сами решали, что делать и кому помогать. Но всё-таки если раньше это больше была игра, то теперь – необходимая помощь. «Конспирация» и «тайные планы» осталась в мирном времени, теперь же были списки неотложных дел и графики дежурств. Примерно тогда же, оценив привлекательность тимуровских команд, в движение включились и зрелые люди.

В 1941 году в Киеве действовала тимуровская команда из 250 ребят, а в городе Пласт Челябинской области собралась команда из 200 подростков. Ей руководила 74-летняя Александра Петровна Рычкова.

Одна из ее бывших подопечных вспоминала, что когда в августе 1941 года в шахтёрском городке Пласт узнали о том, что в центре собирается команда тимуровцев, для того, чтобы помочь фронту, сбежались все местные ребята.

И хотя на первом же сборе Александра Петровна объявила, что работать будут на износ, без скидок на возраст (и те, кто передумал, сразу могут уйти), ряды не шелохнулись. В строю стояли 108 детей и подростков. Желающих разбили на отряды, у каждого отряда назначили главного.

Действовали по плану, который ежедневно раздавала баба Шура. В план входила и помощь нуждающимся, и политинформация и идеологическая работа, и проведение концертов для госпиталя. Были также общие задания, которые касались всех: сбор лекарственных растений, заготовка дров, сбор металлолома для фронта, другие текущие дела. А их было немало: работа в полях, шефство над семьями фронтовиков, многие работали няньками чужих детей, пока родители трудились.

За полгода активной деятельности отряд завоевал безукоризненную репутацию. И тогда власти выделили им пустующую комнату, в которой расположился штаб. Сюда тримуровцы, да и местные жители, несли подарки для солдат на фронте и для госпиталей: вязаные носки, безрукавки, шарфы, шапки, варежки.

Интересно и то, что в шахтах близ города Пласта добывали золото, за которое мы, СССР, покупали у Америки и Британии военную технику и продукты. Основную работу по добыче делали шахтёры, но если вдруг отключали свет (а происходило такое частенько) сотрудники звали на помощь тимуровцев. Мальчишки спускались под землю и вместе со взрослыми поднимали на поверхность тяжелый груз.

Ещё одно дело, которое им доверяли – они заползали в отвалы и отбирали из уже отработанных пород то, что пропустили шахтёры.

Несмотря на такую занятость, дети всё-таки ходили в школу. Их ратный труд не остался незамеченным – об отряде городка Пласт не раз писали в советских газетах. А сегодня упоминание об этой тимуровской команде можно найти в энциклопедии Великой Отечественной войны.

В 1942 году педагогическая общественность заволновалась: тимуровские команды начали подменять, вытеснять пионерские организации. Всплыл факт о том, что в столице была расформирована пионерская организация. Комсомольцы испугались и начали активную работу по слиянию пионеров и тимуровцев. В финале взяли тимуровцев под свой контроль. Были здесь и свои плюсы, и минусы. Рассуждать об этом можно долго. Но суть в том, что теперь тимуровцы потеряли свободу выбора, их перевели в категорию дополнительной формы работы пионерской организации. И некоторые исследователи считают, что в 60-70-х движение умерло.

Я не историк. Родилась в 1979 году. И детство мое пришлось на вторую половину восьмидесятых. В памяти остались длинные очереди, талоны, кусковой сахар вместо конфет. Но ещё я помню, как входила в школьную тимуровскую команду ПГТ Сарата Одесской области.
Мы носили бабушкам воду, убирали в квартирах у инвалидов, помогали в огородах и играли с чужими детьми. Я не помню, чтобы все это я делала из-под палки. Наоборот – гордилась тем, что смогла принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали.

Поэтому разговоры о том, что в последние годы СССР тимуровское движение себя изжило, считаю нечестными.
Сегодня тимуровцев можно назвать волонтёрами, или добровольцами. Отряды есть при школах, и при спортивных клубах. Но всё-таки это немного другое. Потому что новое время рождает новых кумиров. И это неизбежно.

Как объясняют психологи, подросткам необходимо объединяться в группы и иметь общие хобби. Так уж они, вернее, мы с вами, люди, устроены. А вот что это за группы, и что это за увлечения, определяет время. Вернее, те взрослые, которые это время, эту историю делают сегодня. К примеру, во время войны в СССР были тимуровцы, чуть позже – мальчишки сбегали покорять Север, строить БАМ, осваивать целину. В 70-х были хиппи, в 90-х махровым цветом расцвело движение скинхедов.

Сейчас возрождаются поисковые отряды, патриотические движения, спортклубы, говорят, кое-где есть и новые тимуровцы. Навряд ли они смогут быть реальной альтернативой «тем самым» тимуровцам, но хорошо уже то, что они есть. Сейчас тема любви к Родине, к России выходит на первый план и это дает нам надежду на то, что в недалеком будущем мы увидим новое поколение. И оно будет лучше, чем мы…

Светлана Хлыстун