Ушел из жизни спаситель еврейских детей сэр николас уинтон. Подготовка к эвакуации

ВСЕ ФОТО

Президент Чешской республики Милош Земан присудил высшую награду страны, Орден Белого льва, сэру Николасу Уинтону, сообщает AP. Этим орденом награждаются иностранные граждане за выдающиеся заслуги перед государством.

В 1939 году, в самом начале Второй мировой войны, британец организовал массовую эвакуацию детей из оккупированной нацистами Чехословакии в Великобританию. Восемь поездов вывезли 669 детей, преимущественно евреев, спасая их от уничтожения в концлагерях.

19 мая сэр Николас Уинтон отметил свой 105-й день рождения. В поздравительном письме президент Чехии отметил его бескорыстие, личное мужество и скромность и назвал его жизнь примером подлинного гуманизма. Он также сообщил о присуждении ему высшей государственной награды Чехии, Ордена Белого льва, и пригласил сэра Уинтона в Прагу для участия в торжественной церемонии вручения награды.

Сэр Николас Уинтон, которого многие называют "британским Шиндлером", в отличие от последнего, гораздо менее известен широкой публике. Он практически никогда не упоминал о своем поступке и не считает его героическим.

Большинство узнало о нем только в 1988 году, когда в очередной серии передачи That’s Life! на BBC показали встречу сэра Уинтона с несколькими спасенными им людьми, которые называют себя "детьми Ники". В 2002 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари.

В декабре 1939 года 29-летний британский биржевой брокер Николас Уинтон по предложению своего товарища приехал в Прагу. За два месяца до этого нацистская Германия оккупировала Судеты, положив начало полной оккупации Чехословакии. Уинтон серьезно интересовался политикой и хотел стать свидетелем событий в стране, которая в одночасье стала небезопасной для евреев.

В отличие от Австрии и Германии, в Чехословакии не было организованной массовой эвакуации детей. Молодой Уинтон встречался с семьями, которые хотели во что бы то ни стало спасти детей, и начал составлять списки фамилий, пишет The Guardian .

Первый поезд с детьми отправился из Праги 14 марта, за день до того, как немецкие войска вошли в Чехословакию. Николас вернулся в Британию и разработал план спасательной операции, подыскал детям приемные семьи, собрал необходимые средства и поборол все бюрократические препоны, включая разрешения на выезд из Чехословакии и въезд в Великобританию. Его стараниями каждому ребенку была гарантирована сумма в 50 фунтов стерлингов (2500 современных фунтов, или 4220 долларов), которая должна была обеспечить последующее возвращение на родину.

В ряде случаев он был вынужден подделать документы Хоум-офиса, которые задерживались и без которых детей не выпускали из Чехословакии.

Всего из Праги в Великобританию прибыли 8 поездов. Девятый, который должен был выехать 1 сентября с 250 детьми, не успел: в этот день Германия вторглась в Польшу и все границы были мгновенно закрыты. Началась Вторая мировая война.

Немецкие солдаты не дали тем, кто прибыл на вокзал, сесть в поезд. Почти все эти дети погибли в концлагерях. У многих из них были братья и сестры, которым удалось уехать и спастись благодаря сэру Уинтону и его соратникам.

По приблизительным подсчетам, сейчас во всем мире живут около 6 000 тысяч потомков "детей Ники".

После войны Николас Уинтон работал в Международной организации по делам беженцев, созданной при ООН, пишет The Telegraph . Он занимался имуществом, которое было присвоено нацистами. Союзники обнаружили многочисленные ящики с очками, золотыми зубными протезами и пломбами, вырванными у людей, уничтоженных в газовых камерах.

В задачу Уинтона входила сортировка и фотографирование этих ужасных находок. Какие-то можно было продать с аукциона и отдать деньги в пользу пострадавших в ходе войны, другие же материальной ценности не имели. Последние решено было захоронить в море. Памятная церемония проходила под руководством Уинтона: это была его дань памяти и уважения погибшим. Каждая "бесполезная" вещь была частью чьей-то истории, однако установить владельцев было невозможно.

В более поздние годы Николас Уинтон занимался благотворительностью, в том числе фондом, который оказывает помощь престарелым.

До 1988 года его участие в спасении детей из Чехословакии было никому не известно, сообщает The Prague Post . Его жена обнаружила альбом с фотографиями и некоторыми документами, связанными с эвакуацией. Позже друг семьи передал альбом телекомпании BBC, которая в том же году сняла о нем документальный фильм.

Благодаря этой передаче Уинтон смог встретиться со спасенными им детьми и их потомками, а о его подвиге узнали рядовые британцы. Среди спасенных Уинтоном - известный британский режиссер Карел Рейш, снявший в том числе экранизацию Фаулза "Женщина французского лейтенанта", и барон Альфред Дабс, бывший член парламента, пожизненный пэр.

Сэру Николасу Уинтону установлено несколько памятников и памятных табличек в Чехии, Великобритании и США. Его именем названа малая планета, открытая чешскими астрономами, а с 2008 года Чехия выдвигает его кандидатуру на Нобелевскую премию мира.

Как ни странно, при всех своих заслугах сэр Уинтон не получил звание Праведника мира. Дело в том, что у него, несмотря на то, что он исповедует христианство, есть еврейские корни, а звание присуждается только неевреям, которые в годы войны спасали евреев, рискуя собственной жизнью.

Свой 105-й день рождения сэр Уинтон отметил в чешском посольстве в Лондоне в присутствии спасенных им детей и их потомков, которые преподнесли ему торт со 105 свечами.

Несмотря на солидный возраст, сэр Уинтон пребывает в здравом уме и твердой памяти. Два года назад, когда 103-летнему сэру Николасу делали операцию по замене сустава, врачи, следуя обычной процедуре, спросили его, что делать, если во время операции его сердце остановится: реанимировать его или нет.

"Конечно, реанимировать! - воскликнул он. - Жизнь, знаете, чертовски хорошая штука, я хочу жить!"

Комментарий от Pitsbull

Если вы прикоснетесь к одному из древних надгробий на штормградском кладбище, то перед вами возникнет дух («Sir Nicholas Gabaree»).

Он не делает ничего особенного, лишь спокойно стоит и произносит следующие фразы: «Во имя Света!», «А ты знаешь какие-нибудь смешные шутки?», «Тебе не попадались мои товарищи?» и через некоторое время исчезает: «Прощайте, друзья мои. Времени почти не осталось, и мне уже пора!», крикнув в конце: «П-ф-ф!»

Этот NPC добавлен в дань памяти Николаса Вейна Габари (Nicholas Wayne Gabargee), покинувшего этот мир в середине октября 2012 года. Неизвестно, как он был связан с Blizzard, но по слухам, он был известным игроком в World of Warcraft.

Комментарий от IceRise

"В одном из самых дальних уголков столичного "приюта мертвых душ", среди рядов напыщенных надгробий стоит могилка - неприметная совсем... Но огонек души горит и мерно тлеет."

Одна из могил на Штормградском кладбище, а именно, шестая в четвертом ряду, если считать от стены, не так проста, как кажется на первый взгляд. При наведении на нее выводится надпись: "Любим и помним" . При нажатии же перед ней материализуется NPC - Сэр Николас Габари , златовласый паладин в сияющих доспехах и гербовой накидке. Если продолжить "мучить" его, пытаясь с ним пообщаться, Вы услышите одну из пяти не лишенных юмора фраз:

- "Приятно познакомиться, ..."
- "Прекрасная погода, верно?"
- "Тебе не попадались мои товарищи?"
- "А ты знаешь какие-нибудь смешные шутки, ...?"
- "Во имя Света!"


Примерно через десять минут Николас объявит: "Прощайте, друзья мои. Времени почти не осталось и мне уже пора" , и с громким криком: "П-ф-ф!" растворится в облаке дыма.

Факты:
- Если уйти с кладбища, когда Сэр Николас Габари еще "активен", то он исчезнет, а вот надгробие не сразу станет вновь готовым к использованию.
- Это очередная отсылка Blizzard к реально существовавшему человеку, ныне погибшему.

Виктория АЛЕКСАНДЕР

ВИЗИТ СЭРА НИКОЛАСА

Скрудж увидел перед собой странное существо, похожее на ребенка, но еще более на старичка, видимого словно в какую-то сверхъестественную подзорную трубу, которая отдаляла его на такое расстояние, что он уменьшался до размеров ребенка. Его длинные, рассыпавшиеся по плечам волосы были белы, как волосы старца, однако на лице не видно было ни морщинки и на щеках играл нежный румянец. Руки у него были очень длинные и мускулистые, а кисти рук производили впечатление недюжинной силы. Ноги - обнаженные так же, как и руки, - поражали изяществом формы. Облачено это существо было в белоснежную тунику, подпоясанную дивно сверкающим кушаком, и держало в руке зеленую ветку остролиста, а подол его одеяния в странном несоответствии с этой святочной эмблемой зимы был украшен живыми цветами. Но что было удивительнее всего, так это яркая струя света, которая била у него из макушки вверх и освещала всю его фигуру. Это, должно быть, и являлось причиной того, что под мышкой Призрак держал гасилку в виде колпака, служившую ему, по-видимому, головным убором в тех случаях, когда он не был расположен самоосвещаться.

Впрочем, как заметил Скрудж, еще пристальнее вглядевшись в своего гостя, не это было наиболее удивительной его особенностью. Ибо, подобно тому, как пояс его сверкал и переливался огоньками, которые вспыхивали и потухали то в одном месте, то в другом, так и вся его фигура как бы переливалась, теряя то тут, то там отчетливость очертаний, и Призрак становился то одноруким, то одноногим, то вдруг обрастал двадцатью ногами зараз, но лишался головы, то приобретал нормальную пару ног, то терял все конечности вместе с туловищем, и оставалась одна голова. При этом, как только какая-нибудь часть его тела растворялась в непроницаемом мраке, казалось, что она пропадала совершенно бесследно. И не чудо ли, что в следующую секунду недостающая часть тела была на месте, и Привидение как ни в чем не бывало приобретало свой прежний вид.

Кто вы, сэр? - спросил Скрудж. - Не тот ли вы Дух, появление которого было мне предсказано?

Кто вы или что вы такое? - спросил Скрудж.

Я - Святочный Дух Прошлых лет.

Каких прошлых? Очень давних? - осведомился Скрудж, приглядываясь к этому карлику.

Нет, на твоей памяти.

Чарлз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе». 1843

Прошедшее Рождество

Декабрь 1843 года


«Любящая Вас Лиззи».

Леди Элизабет Эффингтон взглянула на только что написанные ею слова и поморщилась. Нет, «любящая» - это слишком лично, а «Лиззи» - фамильярно. Он никогда не называл ее Лиззи, и сомнительно, чтобы обратился к ней таким образом теперь. Если не считать одного лишь многозначительного исключения, он всегда обращался с ней не более чем вежливо. Это и было досаднее всего. Элизабет зачеркнула эту строчку, как и три предыдущие.

Это было просто восхитительно, - произнесла у Элизабет за спиной ее младшая сестра Джулиана с глубоким, прочувствованным вздохом.

Я так и думала, что тебе понравится, - рассеянно отозвалась Элизабет, уставившись на белый листок бумаги, лежавший перед ней на письменном столе в их общей с Джулианой гостиной.

Это было так… так… - Жюль, как ее на французский манер называли дома, помолчала, выбирая подходящий эпитет, и наконец выпалила: - Это было чудесно!

Да-да, - пробормотала Лиззи и написала: «С самыми искренними сердечными пожеланиями, леди Элизабет Эффингтон».

Нет, больше чем чудесно. Я хочу сказать, что это самый лучший рассказ о Рождестве, нет, вообще самый лучший из рассказов, какие я читала!

И это не годится. Выражение «с самыми сердечными пожеланиями» очень обязывает. Словно ты пишешь кому-нибудь из пожилых родственников, кого не слишком жалуешь, однако вынуждена быть любезной. Кроме того, если Лиззи - фамильярно, то «леди Элизабет Эффингтон» уж очень формально… Резким движением Лиззи вычеркнула и эту строчку.

Более того, - продолжала Жюль тоном, скорее приличествующим умудренному опытом литературному критику, нежели шестнадцатилетней девушке, - я полагаю, что это лучшее произведение из всех написанных мистером Диккенсом. Разумеется, из тех, какие я прочитала. Но думаю, что я прочитала почти все, потому что он мой любимый писатель. «Рождественская песнь» не так забавна, как «Николас Никльби», но кончается гораздо лучше, чем «Лавка древностей», хотя я и очень люблю истории о девочках, с которыми происходят разные приключения. - Жюль немного помолчала. - Правда, приключения Нелл были такими страшными.

Да уж, смерть юной героини в конце романа не позволяет назвать ее приключения увлекательными. Скорее их следует назвать злоключениями, - негромко проговорила Лиззи, продолжая размышлять о своих затруднениях.

«С неизменной дружбой, Элизабет».

Я не люблю книги, которые плохо кончаются. Мамины книжки всегда кончаются хорошо. «Рождественская песнь» тоже хорошо кончается, только жаль, что Скрудж так поздно понял, как плохо он жил. Если бы он женился на Белле, жизнь у него сложилась бы прекрасно. Ты тоже так считаешь?

Так, «с неизменной дружбой» - это вполне хорошо и нисколько не формально. И «Элизабет» тоже годится… Лиззи вздохнула. Ну почему это так до чертиков трудно? И нужно-то всего-навсего сделать надпись на книге, которую даришь. Правда, ее слова столь же важны, как и сам подарок. Может быть, даже важнее.

Самое любимое мое место в этой истории, - медленно и мечтательно продолжала Жюль, - это когда у Малютки Тима вырастают крылья, и он улетает вместе с Физзиуигом и Духом прошлого Рождества. Ты не согласна?

Да-да. Разумеется. Я… - Лиззи вздернула подбородок, повернулась на стуле и посмотрела на младшую сестру. - Что ты сказала?

Так я и думала. - Жюль прищурилась и вгляделась в лицо Лиззи. - Ты не слышала ни одного моего слова, верно?

Разумеется, я все слышала. Ты говорила… - Лиззи покопалась у себя в памяти. Она терпеть не могла признавать, что младшая сестра права хотя бы отчасти. - Ты сказала, что «Рождественская песнь» мистера Диккенса нравится тебе больше всех его произведений.

Жюль фыркнула в манере, совсем не подходящей для воспитанной молодой леди.

Это я сказала в самом конце. - Она выпрямилась и вытянула шею, пытаясь разглядеть, что написано на листке, который лежал перед Лиззи. - Чем это ты занимаешься, в конце концов?

Молодой англичанин, биржевой брокер Николас Уинтон в 1939 году организовал отправку 669 еврейских детей из Чехословакии в Великобританию, чем спас их от почти неминуемой гибели в нацистских концлагерях.

Об этом герое-праведнике мир не знал пятьдесят лет. И только благодаря его жене, которая в конце 1980-х годов нашла на чердаке их дома в пригороде Лондона портфель со старыми документами и предала их гласности, стали известны подробности этой невероятной истории.

Словацкий режиссер и продюсер Матей Минач вместе со своим коллегой продюсером Патриком Пассом сняли документальный фильм «Семья Никки» (Nicky’s Family). Прокатная компания Menemsha Films выпускает его на экраны Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в пятницу 19 июля, после чего он выйдет в других американских городах и станет доступен подписчикам программы «Видео по требованию» (VOD).

Начинающейся прокатной судьбе фильма предшествовала серия успешных показов на международных фестивалях, где словацко-чешская картина удостоилась более тридцати наград, включая 14 призов зрительских симпатий на американских киносмотрах.

Олег Сулькин: Матей, в начале 2000-х вы уже сняли документальный фильм «Могущество добра. Николас Уинтон» (The Power of Good – Nickolas Winton) и получили за него премию «Эмми». Что заставило вас вернуться к истории этого человека?

Матей Минач: Давайте я начну с самого начала, а то будет непонятно. В 1998 году я снимал игровой фильм «Все мои близкие» в жанре трагикомедии об испытаниях, выпавших на долю еврейской семьи в годы второй мировой войны. Что-то в духе Бениньи, его фильма «Жизнь прекрасна». Продюсерам не понравился предложенный мной финал – действие заканчивалось в концлагере. Слишком грустно, сказали они, поищите что-нибудь еще.

О.С.: И вы нашли историю Уинтона?

М.М.: Да! Я прочитал, наверное, пять десятков книг и в одной наткнулся на абзац, посвященный его удивительной эпопее по спасению детей. Я познакомился с женщиной, которая сказала, что она – одна из спасенных Уинтоном детей. Я стал ее расспрашивать.

И она сказала: почему бы вам не позвонить самому Уинтону? Я был потрясен. Как, он жив?! Я относился к его истории как к далекому прошлому. А оказалось, спаситель детей жив-здоров и ведет очень активный образ жизни. Я переписал сценарий, и в моем фильме Уинтона сыграл британский актер Руперт Грейвз.

Затем я отправился в Великобританию, где встретился с Уинтоном. Узнав его историю в деталях, я твердо решил снять документальный фильм о нем, о его поразительной деятельности в довоенные годы. Ведь о человеке, спасшем 669 детей от гибели, мир ничего не знал даже по прошествии пятидесяти лет.

Вопиющую несправедливость я решил исправить. «Могущество добра» получило «Эмми», его показал канал HBO, так что весь мир узнал о Уинтоне. Он отмечен как герой, спаситель детей, специальной резолюцией Конгресса США, получил звание рыцаря Британской империи из рук королевы Елизаветы II. Ему воздали должное Вацлав Гавел, Далай-лама, Эли Визель и другие крупные политики и общественные деятели. Мир смотрел наш фильм о Уинтоне, и возникло ощущение, что от камня, брошенного в воду, пошли широкие круги.

О.С.: Что вы имеете в виду?

М.М.: Оказалось, что добрые дела, совершенные этим человеком, вызывают потрясающую цепную реакцию. Фильм стали показывать в школах и высших учебных заведениях самых разных стран, от Австралии до Канады, от Словакии до Камбоджи. Мы снимали выступления Уинтона по телевидению, его встречи со спасенными им людьми, его беседы с детьми в разных странах.

Под впечатлением увиденного дети стали придумывать и осуществлять благотворительные программы, посвящая их сэру Уинтону. И я понял, что нужно снять еще один документальный фильм, запечатлев реакцию людей и широкое международное признание этого замечательного человека. Так родился фильм «Семья Никки», охватывающий период с 1939 по 2011 год.

О.С.: Сколько Николасу Уинтону сейчас лет? Где он живет?

М.М.: Представьте – ему 104 года! Живет в 40 км от Лондона. Бодр, любит пошутить. Такой жизнелюбивый весельчак и шоумен. Мне он сказал: «Матей, у меня столько дел, мне некогда умирать. Спасенные мною дети стареют, начинают хворать, нужно строить дом для ухода за ними». Не так давно он как пилот летал на маленьком самолета «Сессна», причем разница в возрасте между первым и вторым пилотами составила 76 лет! Его выдвинули на Нобелевскую премию мира, и эта инициатива собрала более 213 тысяч подписей.

О.С.: Вам нравится, когда сэра Уинтона называют «британским Шиндлером»?

М.М.: Сравнение с Оскаром Шиндлером некорректно. Тот был промышленником, членом нацистской партии, а затем поменял свои взгляды и стал спасать евреев. Шиндлер прекрасно знал, что эти люди обречены на гибель – ведь уже вовсю дымили печи концлагерей. Николас Уинтон спасал еврейских детей из Чехословакии еще в 1939 году, до того, как разразилась Вторая мировая война. Тогда еще нацистами не было принято «окончательное решение еврейского вопроса», еще не открыли свои ворота Освенцим и другие лагеря смерти.

У Уинтона просто было удивительное предчувствие беды. До сих пор загадка, как этот молодой англичанин (родители Уинтона, евреи из Германии, переехали в начале 20-го века в Англию и приняли христианство – О.С.) смог предвидеть Холокост. В каких-то случаях ему даже пришлось убеждать сомневавшихся родителей отпустить с ним детей в Англию, где их ждали в семьях, согласившихся их принять.

Эти родители никак не могли взять в толк, что на родине им и их детям может грозить смерть. Вопреки множеству препятствий и рисков, Уинтону удалось отправить в Англию семь «транспортов спасения», прежде чем началась Вторая мировая война. Сегодня более шести тысяч человек – самих спасенных и их детей, внуков и правнуков – живут на этом свете благодаря совершенному им подвигу.

О.С.: Почему, на ваш взгляд, удалось идентифицировать лишь 261 ребенка их 669 спасенных Уинтоном?

М.М.: Чтобы легитимировать вывоз детей в Англию, он организовал фиктивную, подставную организацию. Дети и их родители были уверены, что ими занимается много людей в гуманитарной организации вроде Красного Креста. Они бы страшно удивились, узнав, что все организует один человек. Судьбы большинства из спасенных сложились драматично.

Им удалось ускользнуть от Гитлера и его палачей в Англию, но многие после войны вернулись в Чехословакию и попали в сталинскую мясорубку после коммунистического путча 1948 года как лица, находившиеся во время войны на территории «буржуазного государства». Им пришлось бежать снова, большинство уехали в Южную Америку. Фактически они не знали, кто их спас, где и как искать благодетеля. Так объективно вышло, что следы многих из них затерялись.

О.С.: Но теперь, когда ваши фильмы объехали все континенты, разве можно исключать вероятность, что еще кто-то из спасенных их увидит и выйдет на контакт?

М.М.: Такая вероятность, конечно, есть, и что важно: если объявится хотя бы один человек, неизбежно это число увеличится. Обычно спасенные поддерживают между собой отношения или хотя бы знакомы по меньшей мере с несколькими людьми той же судьбы. Но имейте в виду – на протяжении полувека никто не знал о ключевой роли Уинтона в операции по спасению детей.

О.С.: В рецензии в журнале Variety критик упрекает ваш фильм в чрезмерной эмоциональности и сюжетной заданности, а звуковую дорожку – в некоторой «засахаренности». Что вы скажете в ответ?

М.М.: Меня эта оценка очень удивила. Дело в том, что это та же самая дама-критик, которая, будучи отборщицей кинофестиваля в Палм-Спрингс, выбрала «Могущество добра» для закрытия фестиваля.

Зрители тогда устроили фильму овацию, многие не скрывали слез. Мой новый фильм о Уинтоне, пожалуй, менее эмоционален, чем тот. Что же получается? Она критикует новый фильм за то, за что поддерживала предыдущий? Разве в нашей с вами жизни ключевые моменты бывают безэмоциональными? Через что прошли дети, спасенные Уинтоном? Какая судьба выпала на долю их родителей?

Что происходило в душах спасенных, когда они впервые встретились со своим спасителем? Можно было показать все это без эмоций? Если же критику чувства кажутся «засахаренными», то это проявление лицемерия и снобизма, и пусть она катится ко всем чертям, простите меня за резкость.

Молодой англичанин, биржевой брокер Николас Уинтон в 1939 году организовал отправку 669 еврейских детей из Чехословакии в Великобританию, чем спас их от почти неминуемой гибели в нацистских концлагерях.

Об этом герое-праведнике мир не знал пятьдесят лет. И только благодаря его жене, которая в конце 1980-х годов нашла на чердаке их дома в пригороде Лондона портфель со старыми документами и предала их гласности, стали известны подробности этой невероятной истории.

Словацкий режиссер и продюсер Матей Минач вместе со своим коллегой продюсером Патриком Пассом сняли документальный фильм «Семья Никки» (Nicky’s Family). Прокатная компания Menemsha Films выпускает его на экраны Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в пятницу 19 июля, после чего он выйдет в других американских городах и станет доступен подписчикам программы «Видео по требованию» (VOD).

Начинающейся прокатной судьбе фильма предшествовала серия успешных показов на международных фестивалях, где словацко-чешская картина удостоилась более тридцати наград, включая 14 призов зрительских симпатий на американских киносмотрах.

Олег Сулькин: Матей, в начале 2000-х вы уже сняли документальный фильм «Могущество добра. Николас Уинтон» (The Power of Good – Nickolas Winton) и получили за него премию «Эмми». Что заставило вас вернуться к истории этого человека?

Матей Минач: Давайте я начну с самого начала, а то будет непонятно. В 1998 году я снимал игровой фильм «Все мои близкие» в жанре трагикомедии об испытаниях, выпавших на долю еврейской семьи в годы второй мировой войны. Что-то в духе Бениньи, его фильма «Жизнь прекрасна». Продюсерам не понравился предложенный мной финал – действие заканчивалось в концлагере. Слишком грустно, сказали они, поищите что-нибудь еще.

О.С.: И вы нашли историю Уинтона?

М.М.: Да! Я прочитал, наверное, пять десятков книг и в одной наткнулся на абзац, посвященный его удивительной эпопее по спасению детей. Я познакомился с женщиной, которая сказала, что она – одна из спасенных Уинтоном детей. Я стал ее расспрашивать.

И она сказала: почему бы вам не позвонить самому Уинтону? Я был потрясен. Как, он жив?! Я относился к его истории как к далекому прошлому. А оказалось, спаситель детей жив-здоров и ведет очень активный образ жизни. Я переписал сценарий, и в моем фильме Уинтона сыграл британский актер Руперт Грейвз.

Затем я отправился в Великобританию, где встретился с Уинтоном. Узнав его историю в деталях, я твердо решил снять документальный фильм о нем, о его поразительной деятельности в довоенные годы. Ведь о человеке, спасшем 669 детей от гибели, мир ничего не знал даже по прошествии пятидесяти лет.

Вопиющую несправедливость я решил исправить. «Могущество добра» получило «Эмми», его показал канал HBO, так что весь мир узнал о Уинтоне. Он отмечен как герой, спаситель детей, специальной резолюцией Конгресса США, получил звание рыцаря Британской империи из рук королевы Елизаветы II. Ему воздали должное Вацлав Гавел, Далай-лама, Эли Визель и другие крупные политики и общественные деятели. Мир смотрел наш фильм о Уинтоне, и возникло ощущение, что от камня, брошенного в воду, пошли широкие круги.

О.С.: Что вы имеете в виду?

М.М.: Оказалось, что добрые дела, совершенные этим человеком, вызывают потрясающую цепную реакцию. Фильм стали показывать в школах и высших учебных заведениях самых разных стран, от Австралии до Канады, от Словакии до Камбоджи. Мы снимали выступления Уинтона по телевидению, его встречи со спасенными им людьми, его беседы с детьми в разных странах.

Под впечатлением увиденного дети стали придумывать и осуществлять благотворительные программы, посвящая их сэру Уинтону. И я понял, что нужно снять еще один документальный фильм, запечатлев реакцию людей и широкое международное признание этого замечательного человека. Так родился фильм «Семья Никки», охватывающий период с 1939 по 2011 год.

О.С.: Сколько Николасу Уинтону сейчас лет? Где он живет?

М.М.: Представьте – ему 104 года! Живет в 40 км от Лондона. Бодр, любит пошутить. Такой жизнелюбивый весельчак и шоумен. Мне он сказал: «Матей, у меня столько дел, мне некогда умирать. Спасенные мною дети стареют, начинают хворать, нужно строить дом для ухода за ними». Не так давно он как пилот летал на маленьком самолета «Сессна», причем разница в возрасте между первым и вторым пилотами составила 76 лет! Его выдвинули на Нобелевскую премию мира, и эта инициатива собрала более 213 тысяч подписей.

О.С.: Вам нравится, когда сэра Уинтона называют «британским Шиндлером»?

М.М.: Сравнение с Оскаром Шиндлером некорректно. Тот был промышленником, членом нацистской партии, а затем поменял свои взгляды и стал спасать евреев. Шиндлер прекрасно знал, что эти люди обречены на гибель – ведь уже вовсю дымили печи концлагерей. Николас Уинтон спасал еврейских детей из Чехословакии еще в 1939 году, до того, как разразилась Вторая мировая война. Тогда еще нацистами не было принято «окончательное решение еврейского вопроса», еще не открыли свои ворота Освенцим и другие лагеря смерти.

У Уинтона просто было удивительное предчувствие беды. До сих пор загадка, как этот молодой англичанин (родители Уинтона, евреи из Германии, переехали в начале 20-го века в Англию и приняли христианство – О.С.) смог предвидеть Холокост. В каких-то случаях ему даже пришлось убеждать сомневавшихся родителей отпустить с ним детей в Англию, где их ждали в семьях, согласившихся их принять.

Эти родители никак не могли взять в толк, что на родине им и их детям может грозить смерть. Вопреки множеству препятствий и рисков, Уинтону удалось отправить в Англию семь «транспортов спасения», прежде чем началась Вторая мировая война. Сегодня более шести тысяч человек – самих спасенных и их детей, внуков и правнуков – живут на этом свете благодаря совершенному им подвигу.

О.С.: Почему, на ваш взгляд, удалось идентифицировать лишь 261 ребенка их 669 спасенных Уинтоном?

М.М.: Чтобы легитимировать вывоз детей в Англию, он организовал фиктивную, подставную организацию. Дети и их родители были уверены, что ими занимается много людей в гуманитарной организации вроде Красного Креста. Они бы страшно удивились, узнав, что все организует один человек. Судьбы большинства из спасенных сложились драматично.

Им удалось ускользнуть от Гитлера и его палачей в Англию, но многие после войны вернулись в Чехословакию и попали в сталинскую мясорубку после коммунистического путча 1948 года как лица, находившиеся во время войны на территории «буржуазного государства». Им пришлось бежать снова, большинство уехали в Южную Америку. Фактически они не знали, кто их спас, где и как искать благодетеля. Так объективно вышло, что следы многих из них затерялись.

О.С.: Но теперь, когда ваши фильмы объехали все континенты, разве можно исключать вероятность, что еще кто-то из спасенных их увидит и выйдет на контакт?

М.М.: Такая вероятность, конечно, есть, и что важно: если объявится хотя бы один человек, неизбежно это число увеличится. Обычно спасенные поддерживают между собой отношения или хотя бы знакомы по меньшей мере с несколькими людьми той же судьбы. Но имейте в виду – на протяжении полувека никто не знал о ключевой роли Уинтона в операции по спасению детей.

О.С.: В рецензии в журнале Variety критик упрекает ваш фильм в чрезмерной эмоциональности и сюжетной заданности, а звуковую дорожку – в некоторой «засахаренности». Что вы скажете в ответ?

М.М.: Меня эта оценка очень удивила. Дело в том, что это та же самая дама-критик, которая, будучи отборщицей кинофестиваля в Палм-Спрингс, выбрала «Могущество добра» для закрытия фестиваля.

Зрители тогда устроили фильму овацию, многие не скрывали слез. Мой новый фильм о Уинтоне, пожалуй, менее эмоционален, чем тот. Что же получается? Она критикует новый фильм за то, за что поддерживала предыдущий? Разве в нашей с вами жизни ключевые моменты бывают безэмоциональными? Через что прошли дети, спасенные Уинтоном? Какая судьба выпала на долю их родителей?

Что происходило в душах спасенных, когда они впервые встретились со своим спасителем? Можно было показать все это без эмоций? Если же критику чувства кажутся «засахаренными», то это проявление лицемерия и снобизма, и пусть она катится ко всем чертям, простите меня за резкость.