Устойчивость внимания проявляется в том. Внимание

Внимание, его диагностика и развитие

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Внимание обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют функции внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, соответствующих потребностям воздействий и игнорировании других – несущественных, побочных воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

Свойства внимания

К свойствам внимания обычно относят:

Сосредоточенность (концентрация),

Распределение,

Устойчивость,

Колебание,

Переключаемость.

Объем внимания

Измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 6-8 объектам.

Концентрация внимания

Это есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.

Распределение внимания

Выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Устойчивость внимания

Это общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Отвлекаемость внимания

Свойство, противоположное устойчивости. В силу полярности этих понятий (устойчивость - отвлекаемость, т.е. неустойчивость) отвлекаемость часто не выделяют в качестве самостоятельного свойства.

Отвлекаемость выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодические ослабления внимания к конкретному объекту ил деятельности.

Переключаемость внимания

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непреднамеренное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание

Сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие. Которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Послепроизвольное внимание

Вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Диагностика внимания

Тест Риссу

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания. Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.

Инструкция: "На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок."

При анализе учитывается:

Что преобладает: установка на скорость или точность работы,

Трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или выполняет задание без труда,

При опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли сделать ошибки, как он относится к своим ошибках.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое исследуемый находит окончания пяти линий по порядку /с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д./ это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости /истощаемости/ концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу.

Время, затрачиваемое на выполнение задания:

3мин. 30 сек. - отличный результат,

6-7 мин. - средний результат,

от 13 мин. и выше - плохой результат.

В норме количество ошибок колеблется от 0 до 7.

Ниже приводятся результаты в процентилях при выполнении теста Рея

Процентили Возраст

5 6 7 8 9 10 11 12 Взрослые, студенты

10 32 24 14 12 10 8 6 8 6

25 24 16 12 10 8 8 6 6 6

50 16 12 10 8 8 6 6 6 4

75 14 10 8 6 6 6 4 4 4

90 10 8 6 6 6 4 4 4 4

Количество ошибок в 16 кривых

10 13 9 8 5 3 3 2 2 2

25 10 7 4 3 2 2 1 1 0

50 5 5 2 2 1 1 1 1 0

75 4 2 1 0 0 0 0 0 0

90 1 0 0 0 0 0 0 0 0

Переключаемость внимания (Ф. Горбов)

В таблице 24 красных и 25 ченых чисел (7Х7). Работа состоит из трех серий.

1 серия. . Испытуемый находит, показывает и называет черные числа в возрастающем порядке (от 1 до 25).

2 серия. Испытуемый находит, называет и показыват красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1).

3 серия. Испытуемый находит, называет и показыват черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядкае. Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и т.д.

Экспериментатор фиксирует время работы в каждой серии и следит за правильностью ответов. если замечает ошибку, он называет правильный ответ испытуемому, но не показывает его на таблице, и работа продолжается без остановки. ошибкой считается неправильно показанное число и цвет. Ошибки исправляются по ходу работы. Исправления, исправленные самим испытуемым, в процессе работы, как ошибки не рассматриваются.

Инструкция для 1-й серии: "Перед вами таблица, на которой в случайном порядке расположены черные и красные числа. Вы должны находить называть, и показывать черные числа в возрастающем порядке. Работать нужно как можно быстрее и стараться без ошибок".

Инструкция для 2-й серии: "А теперь вы должны находить, показывать и называть красные числа, но в убывающем порядке".

Инструкция для 3-й серии: "Сейчас вы должны будете выполнять оба задания сразу, т.е. находить, показывать и называть черные числа в возрастающем, а красные - в убывающем порядке попеременно.Например, 1 - черная, 24 - красная, 2 - черная, 23 - красная и так до конца - 1 - красная, 25 - черная. Если вы ошибетесь, я вас поправлю, и вы должны, не останавливаясь, продолжать работу".

Фиксация результатов

Для слежения за правильностью ответов испытуемого экспериментатором заранее заготавливается "КОНТРОЛЬНАЯ ТАБЛИЦА", в которой число, названное испытуемым, вычеркивается, а ошибки обводятся. Время работы и количество ошибок полсчитывается по кажждой серии и заносится в таблицу результатов.

Обработка результатов

Объем внимания определяется по формуле:

О = (t" + t"") : 2

где О - объем внимания,

t" - время в первой серии,

t"" - время во второй серии.

Показатель распределения внимания равен времени работы в третьей серии:

Пререключение внимания вычисляется по формуле:

П = t""" - (t" + t "") : 2

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БАЛЛЫ

оценки в баллах 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

низкий ниже ср. средний выше ср. высокий

объем внимания 61 и > 51-60 38-50 30-37 229 и <

распределение внимания 3221 и > 261-320 171-260 131-170 130 и <

переключение внимания 201 и > 161-200 91-160 51-90 50 и <

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его бщая оценка снижается на 1 балл.

Таблицы Шульте

Используются для исследования психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.

Инструкция: "Нужно показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее и без ошибок".

Анализ результатов проводится по счету цифр (30-40 с) внутри одной таблицы /задержки, ошибки, темп/ и по времени, потраченном на каждую таблицу. В норме на все таблицы обычно затрачивается одинаковое время. Неравномерность психической деятельности видна, когда испытуемый неожиданно останавливается и не может найти следующую цифру (чаще при сосудистой психоорганике).

При выполнении задания можно проследить:

Характер выполнения (азартность, формализм, педантичность);

Эмоциональная сфера (апатичность, холодность, неадекватность, самодовольство, вспыльчивость, плаксивость, потеря чувства дистанции);

Речь (усиление или ослабление громкости речи, демонстративный шепот, молчание, оханье, стоны).

Таблица перевода оценок времени в 20-ти бальную шкалу (норма 15-17):

Время Т Время Т

Меньше 113 20 213-223 9

113-123 19 223-233 8

13-133 18 233-243 7

133-143 17 243-453 6

143-153 16 253-263 5

153-163 15 263-273 4

163-173 14 273-283 3

173-183 13 283-293 2

183-193 12 293-303 1

Корректурная проба с кольцами Ландольта

Предлагается таблица с 22 строчками колец, в каждой строчке по 30 колец. Надо отыскивать и зачеркивать в каждой строчке кольцо с разрывом на 12 ч. обычно предлагается два задания на двух бланках, второе после эмоциогенного инструктирования (или реального эмоционального стресса).

Инструкция: "Вы должны просматривать эти кольца строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все кольца с разрывом на 12 часов. Вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки - это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать кольца как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одного кольца не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть".

Обработка результатов. При выполнении 5-минутной пробы оценка выставляется в условных баллах по номограмме, на которой учитывается количество просмотренных колец и количество ошибок. Берется средний результат из двух проб. Особое внимание обращается на изменение продуктивности от минуты к минуте и на то, как изменяется количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Где Е - показатель продуктивности, S - число всех просмотренных знаков, А - показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3. Успешность работы оценивается как

Где В - количество посмотренных знаков, С - показатель точности, который рассчитывается по формуле

Где n - общее количество колец,

m - количество вычеркнутых колец.

Изучение кратковременной памяти

Работа внимания тесно связана с работой кратковременной памяти. Поэтому часто в батарею тестов на внимание включают методики, исследующие кратковременную память.

Инструкция: "Я продиктую слова. Послушайте и постарайтесь запомнить. Когда я закончу, вам будет нужно повторить продиктованные слова в любом порядке, как они вам запомнятся."

Инструкция при втором предъявлении слов: "Сейчас я вам снова продиктую те же слова. Еще раз послушайте и постарайтесь запомнить. Вам будет нужно повторить и названные в прошлый раз слова и те слова, которые вы в прошлый раз не назвали, в любом порядке."

Память на тексты (смысловая память)

Составляется рассказ (содержащий 12-13 смысловых единиц и 3-4 чила), который зачитывается обследуемым. Затем предлоагается записать основное содержание. Задание предъявляется дважды с аналогичными текстами, второй раз после эмоционального инструктирования.

Пример рассказа:

Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали (11,12,13). В 23 часа все вернулись на корабль (14,15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16).

Оценка в условных баллах проводится по таблице по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

Инструкция: "Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3х минут запишите основное содержание, что запомнили. Предложения можно сокращать, не теряя их смысл. Перестпрашивать во время работы нельзя. Сейчас, при объяснении, можете спрсить, что не понятно. (Ответить на вопросы.) Приготовились! Слушайте!"

Время на воспроизведение текста - 4 минуты

Зрительная память

Суть задания в предъявлении на 30 секунд плаката, на котором в 16 клетках 7 простых фигур. Нужно запомнить, какие фигуры нарисованы, в каких клетках они находятся. Затем в течение 45 сек на бланках, где заранее подготовлены решетки с 16 клетками, воспроизвести что запомнили.

Инструкция: "Сейчас вам будет в течение 30 секунд паоказан плакат с рисунками. Постарайтесть запомнить, какие это фигуры и как они взаимно расположены. Затем будет подана команда "Рисуйте!", и вы на своих бланках нарисуете, что запомнили. На зарисовку дается 45 секунд."

Оперативная память

В качестве оперативной памяти раасматриваемым тестом оценивается тот объем информации, который обследуемый способен удержиавать в кратковременной паамяти, обновременно оперируя им.

Сущность теста в предъявлении на слух 5-ти цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее с последующим, записывая полученные суммы (получится 4 суммы). Например, предъявляется 32716; действия обследуемого:

записываются суммы: 5987. Сумма двух чисел не должна превышать 9.

В контрольном задании обследуемым зачитываются 10 рядов по 5 цифр (3 сек на зачитывание 5 цифр и 7 секунд на запись). Запись ответов ведется столбиком. Более объективные и стабильные данные получаются при зачитывании 50 рядов по 5 цифр. В этом случае запись ведется столбиками по 10 рядов. После каждых 10 рядов объясняется: "Следующий столбик!"

Оценка выаводится в условных баллах

Инструкция: "Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных цифр. Ваша задача запомнить эти числа в том порядке, в котором я буду их читать. Потом в уме сложить первое число со вторым и записать сумму; второе число с третьим и записать сумму; третье число с четвертым и записать сумму; четвертое число с пятым и записать сумму. Всего четыре суммы, записать их столбиком. Если не сумеете подсчитать все суммы, запишите сколько успеете. Например, читаю: 2,5,3,1,4 (записать их на доске), складываю первое число со вторым, получается 7 (записать), второе число с третьим, получается 8 (записать), третье с четвертым, получается 4 (записать), четвертое с пятым, получается 5 (запись)."

Затем предъявляется следующий рях чисел.

Вариант задания (ряд чисел):

31527, 44352, 13152, 63152, 42613, 71521, 35126, 71726, 34325, 25341.

4679, 8787, 4467, 9467, 6874, 8673, 8638, 8898, 7757, 7875.

Зрительная, оперативная и непроизвольная память

Сущность методики состоит в оперировании определенными объемами информации в виде однозначных чисел. Эти числа предъявляются на одну минуту рядами по два. Нужно складывать их в уме; сопостовлять полученную сумму с числом 10 и полученную разность запомнить. Запомнить также нужно место данной разности на плакате (где пустая клетка в данной строке), чтобы потом записать ее на своем бланке. Задание повторяется дважды по двум плакатам. Оценка выводится в условных баллах с учетом, что за полностью правильный ответ начисляется 2 очка, а если число записанно правильно, но перепутано место в данной строчке, или правильно обозначенно место, но допущена ошибка в вычисленн, то дается одно очко.

Вторая задача, решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные опреации и запоминать только результаты вычислений, после того как плакат убран, предлагается записать преаввый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти). Оценка выводится по таблице.

Инструкция: "Вам будет в течение минуты предъявлен плакат, на котором 7 рядов по два числа в каждом (показать нарисованный образей). Кроме того, ав каждой строке одно свободное место для ответа. Нужно суммироать в каждой строке имеющиеся там числа, запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя п памяти каждую величину, попытайтесь найти ответы для всех семи строк и, когда будет убран плакат, запишите этии ответы на ваших бланках. Записывать нужно только ответы на соответствующих листах. (Показатьт на образцах плаката и бланка)."

Запись производится в течение 30 секунд.

А теперь кто из вас запомнил числа на последнем плакате в первом ряду, запишите их слева от второй таблицы на вашем бланке. Кто ничего не запомнил, не пишите, ведь я не требовал запоминать. Это непроизвольная память. Пишите кто запомнил - время одна минута.

Программа работы с дошкольниками

Кубики вкладыши (можно использоватть пирамидки, врки, матрешки)

А. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики, дай самый большой кубик, самы й маленький. А теперь большой красный... Маленький желтый и т.д.

В. Давай посчитает, сколько всего кубиков? (от 1 до 9)

Д. Каких кубиков больше? (4 больших каубика, 5 маленьких)

Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

А. Оценивается контактность, сила социальных запретов;

Б. Развивается восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам;

В. Навык прямого счета;

Г. Навык обратного счета;

Д. Формируем понятие числа;

Е. Мышление (пробы и ошибки - наглядно-действенное мышление; внутренне представление - наглядно-образное мышление);

Чудесные окошки

Ипользуется 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);

5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, прямоугольник).

А. Один волшебник построил дворец с "чудесными окошками". Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое окошко).

Б. А теперь выбери свое "окошко", которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме.

А. Восприятие цвета, формы

Б. Анализируются эмоциональные предпочтения.

Упражнение семена

используются карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) всего 9 карточек

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы, но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помоги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет семена.)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца. Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

А. Способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез);

Б. развитие зрительного внимания и памяти.

Попугайчик

А. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет);

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.)

А. упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха (хороший результат - более пяти слогов);

Б. объем слуховой памяти (словесной памяти), слуховое внимание (хорооший результат - влспроизведение пяти слов с первой попытки).

Волшебные картинки

Используются:

а) три картинки: 1-я разрезана на две части; 2-я - на четыре части; 3-я на шесть частей;

б) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)

А. в этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. (Взрослый предлагает сначала сложный уровень - 6 частей, затем средний - 4 части, последний - простой - 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается апридумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.)

Б. А другие картинки не ломаются, зато они все авремя путаются. Какая картинка должна быть первой, второй...? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

А. Целостность восприятия образа; наглядно-образное мышление, умение рассказывать по одной картинке, контекстность речи;

Б. Развитие логического мышления, умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связанность и контекстность речи.

Зайчик

Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А. Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине лорожки. Постарайся не отрывать карашдаш от листа бумаги.

А. Развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линий, равномерность)

Развитие внимания

Развитие распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Наблюдательность

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Самый внимательный

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить опрядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Муха

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дриссированной мухи". Доса ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" недопустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет прерд собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду"Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить, увеличив количество игровых клеток (например, до 4Х4) или количество "мух". В последнем случае команды "мухам" подаются отделльно.

Селектор

Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик".Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

Ладошки

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соедей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Телефон

В игре участвут не менее трех игроков. Словесное сообщение передается по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

Съедобное - несъедбное

Ведущий поочереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Летает - не летает

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Некобходимо своевременгно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнения на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха

Калейдоскоп

Все игроки выстраиваются в пулукру перед водящим, водящий стоит к ним лицом. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится.

Тахистоскоп

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гася свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвиж6но застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тутже выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в ценре участники возвращаются на свои места. Затем включают свет, и члены групп, за исключением позировавших совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в крг и "лепят" из них те же позы, в которых, по мнению групп, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и гуппа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируюь свои действительные позы.

Путанка

Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют. Пожалуйста! По команде водящий выходит из комнаты и возвращается тогда, когда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком порядке стояли игроки.

Разведчик

Выбирают одного из участников - разведчика. Ведущий произносит "Замерли!!" - и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а "разведчик" старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, "разведчик" закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке и др. После того как изменения сделаны, "разведчик" открывает глаза (или возвращается). Его задача - обнаружить все перемены.

Парные слова

Зачитываются слова попарно:

лес - дерево

молоко - каша

стена - картина

цветы - ваза

окно - улица

сон - подушка

лук - слезы

зима - снег

лето - солнце

грязь - мыло

Затем психолог называет превое слово, участник - второе.

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же - не имеет своего особого содержания. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) Произвольное внимание Послепроизвольное внимание -

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

- внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) - обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

- внутреннее внимание (интеллектуальное) - обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

- моторное (двигательное) внимание;

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Выделяют следующие феномены свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания . Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, а также от умения человека осмысленно связывать и структурировать материал.

Различают два вида объема внимания – приодновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемомпонимается максимальное количество объекто в, которые можно удержать вполе ясного сознания за мгновение временипри одновременном его предъявлении . Обычно здесь называется, известная по успешности работы памяти и восприятия, магическая формула 7±2 предмета, элемента. Во втором случае надо проявлятьвнимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с. Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает человек в единицу времени, и, следовательно, у него возникает более богатая сенсорная база для ее логической переработки.

Устойчивость внимания – это его временная характеристика. Устойчивость - та длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер. Устойчивость внимания может зависеть от деятельности работы нервной системы, тогда имеет место колебание внимания.Колебание – это тот циклический характер процесса, при котором определенные содержания сознательной деятельности то приобретают доминирующий характер, то теряют его. Периоды непроизвольных колебаний равны 2-3 сек., доходя, максимально, до 12 сек. Если прислушаться к тиканью часов и попытаться сосредоточиться на нем, то человек буде то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур – в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура, а остальные в этот момент становятся фоном.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможностьраскрыть в предмете , на котором оно сосредоточено,новые стороны и связи . Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, и внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется. Чтобы внимание к какому-то предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание.

Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

К их числу, в первую очередь, относятся: особенности материала, с которым работает человек, степень его трудности, его знакомость для человека, отношение к этому материалу со стороны субъекта внимания, а также индивидуальные особенности личности.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Одновременно, само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания.

Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может бытьвнешней и внутренней . Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Более всего отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Это степень или интенсивность нашего сосредоточения на предмете внимания. Она представляет собой основной показатель выраженности внимания, тот фокус, в котором собрана наша психическая деятельность. В этом случае посторонние раздражители не могут отвлечь субъекта от той деятельности, того предмета, которым он поглощен.Концентрация внимания зависит от возраста и опыта работы, от состояния нервной системы . Она отличается высокой степенью интенсивности, что делает ее необходимым условием успешности выполнения важных для человека видов деятельности. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности является рассеянность . Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная . Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе. Мнимая рассеянность – результат большой сосредоточенности и суженности внешнего внимания. Рассеянность такого вида, как следствие внутренней сосредоточенности, не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчивое, легко отвлекаемое.

Переключение внимания – представляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может происходить произвольно и непроизвольно. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о его неустойчивости. Произвольное переключение внимания означает сознательное, осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой под влиянием изменения задач познания и внешних условий протекания деятельности.

В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это, прежде всего, соотношение между предшествующей и последующей деятельностью, отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств .

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними. Это субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных предметов. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Вспомним феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по описаниям современников, мог делать одновременно семь не связанных между собой дел.

Однако, как показывает практика, человек способен обычно выполнить только один вид сложной сознательной деятельности. Иногда, правда, человек выполняет два вида деятельности равной сложности. Ученые при этом утверждают, что успех определяется тем, насколько один из видов деятельности автоматизирован и не требует осознанного внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельностей невозможно. Поэтому очень часто высказывается предположение, что у человека имеет место субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких видов деятельности. На самом деле происходит быстрое последовательное переключение с одной деятельности на другую.

Исполнительское внимание имеет социализированный характер, так как, во-первых, в репетиционной работе внимание студента-музыканта постоянно находится в сложной психологической взаимообусловленности со вниманием преподавателя, концертмейстера, ансамблистов, оркестрантов, дирижера, в связи с чем оно имеет не только индивидуальную, но и более широкие социальные формы.

При включении музыканта в коллективное внимание (например, на фоне игры ансамблистов), сосредоточение каждого из включенных в общую организацию деятельности функционирует в разноплановой форме: а) оно проявляется в направленности внимания на свою игру, и, б) на игру других музыкантов. Последнее обстоятельство обусловливает достижение соподчиненности в группе и выход на действительно кооперированное внимание в его слитно-целостном виде.

Во-вторых, исполнитель адресует свою игру слушательской аудитории и его внимание, соответственно, включается в сложную структуру концертно-музыкальной аудитории, то есть имеет характер коллективной организации. При этом, внимание музыканта- исполнителя имеет лидирующую функцию, оно ведет внимание слушателей и определяет собой актуализацию сосредоточения аудитории. Не остается вне внимания исполнителя и то, как воспринимается и оценивается его игра слушателями, а также общая атмосфера в зале. Поэтому, в процессе концертного выступления, внимание музыканта функционирует в режиме слитности со вниманием слушателей и выявляется в сложной форме соподчиненности; с одной стороны, оно влияет на общее и коллективное внимание, с другой - в какой-то мере зависит от него. Здесь необходимо отметить, что во время игры для исполнительского внимания не всегда характерен высокий уровень социального единения с залом. Психологически целесообразным и оправданным в отдельные моменты выступления является состояние "социального или публичного одиночества". Как справедливо заметил Ф. Бузони: "...музыкант должен обладать способностью возбуждать внимание публики, а в психологические моменты - забывать о ней" (Ф. Бузони. О пианистическом мастерстве// Исполнительское искусство в зарубежных странах. - Вып. 1.- С.146.)

Выше изложенное дает основание отнести исполнительское внимание к социализированной форме сосредоточения, социальная акцентированность которого вытекает из специфики музыкальной деятельности, ее обращенности к слушателям.

В процессе социализации внимания музыканта-исполнителя можно выделить два плана.

Во-первых - общеличностный, так как социализация исполнительского внимания выявляется в русле всеобщей социализации личности. Из этого следует, что на процесс социализации исполнительского внимания большое влияние оказывают индивидуально-личностные качества музыканта, при этом роль отдельных из них более значительна. В свою очередь, социализация внимания связана с развитием личности. Аналогично существует двусторонняя связь между социализацией исполнительского внимания и уровнем его сформированности.

Во-вторых - профессионально-специализированный план, так как внимание музыканта социализируется непосредственно в деятельности в процессе музыкального обучения.

Следовательно, социализацию исполнительского внимания необходимо рассматривать не только в личностном контексте, акцентируя индивидуальные особенности личности музыканта, но и в профессионально-деятельностном контексте, указывая на своеобразие музыкальной деятельности и выделяя следующие ее формы: 1) косвенно-опосредованная; 2) малая форма; 3) собственно социализированная форма; и, 4) постдеятельностная форма социализации исполнительского внимания.

Сначала обратимся к рассмотрению первой из обозначенных позиций. В этом случае мы имеем в виду ту систему социально акцентированных представлений, которая возникает у музыканта в процессе работы над произведением, когда, по сути дела, он находится в социальном одиночестве. На этой стадии имеется возможность говорить о приоритете личностных позиций в деятельности музыканта. Психические состояния, сопровождающие изучение музыкального произведения, имеют преимущественно локально-камерный характер, это - состояние именно личных переживаний. Внимание музыканта сосредотачивается на раскрытии авторской концепции произведения, на его воплощении в игре.

Важным звеном в цепочке психолого-профессиональной подготовки ученика к концертному выступлению является работа в классе с педагогом, что и дает основание выделить малую форму социализации. В этой ситуации внимание ученика, включенное в структуру коллективного сосредоточения, претерпевает ряд изменений. Причем роль внимания преподавателя по отношению к ученику - ведущая, его сосредоточение определяет динамику внимания ученика. Эффект социального воздействия педагога имеет и ряд других проявлений.

Далее обратимся к третьему из исходно обозначенных вариантов социализации исполнительского внимания - к его собственно социализированной форме, осуществляемой в процессе концертного выступления. Выход на сцену вводит музыканта в новое социальное состояние - он оказывается объектом всеобщего внимания и именно с этого момента его внимание реально включено в большой социум. Необходимо отметить, что еще до выступления музыканта на сцене концертного зала, устанавливаются исходные социальные связи и определенная мера контактности. Дальнейший процесс углубления социальных отношений связан с исполнением музыкантом своей программы. Музыкант своей игрой формирует социализированную форму внимания - коллективное. Данный вариант социализации исполнительского внимания имеет совершенно иную форму, нежели в процессе предконцертной деятельности. Это - активная социализация, однако эффект социального воздействия ситуативно имеет и другой вектор - аудитория влияет на психическое состояние исполнителя.

Подчеркнем, что рассмотренные выше формы социализации исполнительского внимания производны от трех основных этапов музыкального обучения: самостоятельной работы, занятий в классе с педагогом и концертных выступлений.

В заключение обратимся к постдеятельностной форме социализации исполнительского внимания, выявляющейся как непосредственно после завершения выступления, так и в "отставленной" во времени форме. Постдеятельностная социализация проявляется как в совместном обсуждении, так и в единоличном анализе выступления. Определенное влияние на переход исполнительского внимания в коллективную форму сосредоточения после завершения игры оказывает результат выступления. Однако, шлейф концертного состояния сохраняется довольно долго в представлении музыканта вне зависимости от успешности выступления.

Социализация внимания музыканта-исполнителя была рассмотрена нами в широком спектре его актуализации. В процессе же собственно социализации внимания музыканта просматривается парадоксальное столкновение его полярных позиций, и именно данное проявление является одним из специфических особенностей социализации исполнительского внимания.

Страница 6 из 26

Устойчивость внимания.

Устойчивость внимания - свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все времяодним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.

Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями одной деятельности.

Одно из важных условий устойчивости внимания – разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется. К.С.Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того, чтобы быть внимательным, недостаточно, хотя бы и очень пристально, смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.

Чтобы быть внимательным, особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания.

Большое значение имеют внешне выраженные практические действия с предметами, оперирование ими. Это способствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному, разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.

Велико значение и внутренней, мыслительной деятельности, которая должна быть направлена на решение таких задач, содержание которых требует наилучшего отражение объекта внимания. Постановка внутри одной и той же все новых и новых частных задач и активные попытки решать их – одно из важнейших условий устойчивости внимания.

Даже при выполнении простых и многократно повторяющихся действий внимание может длительно сохраняться, если оно все время поддерживается такими раздражителями, которые каждый раз требуют выполнения определенного действия.

В опытах Добрынина испытуемые должны были зачеркивать карандашом кружки, быстро (со скоростью до трех в секунду) проходившие перед ними в окошечке ширмы, за которой находиласьлента (перематывавшаяся с вала на вал) с напечатанными на ней кружками, двигавшимися с определенной скоростью. Результаты опытов показали, что в этих условиях испытуемые могли работать безошибочно (несмотря на большую скорость передвижения ленты) в течение длительного времени – до 20 минут. За это время им приходилось зачеркивать до 3600 кружков.

Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его отвлекаемость . Ее физиологическая основа – или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или внутреннее торможение как результат однообразия деятельности или продолжительного действия одних и тех же раздражителей.

Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера этих раздражителей и их отношения к тому, на что направлено внимание. Однородные раздражители, т.е. сходные с теми, на которых сосредоточено внимание, оказывают более отвлекающее действие, чем разнородные раздражители. Зрительные раздражения, например, в случае необходимости реагировать на какое-либо зрительное впечатление оказывают более тормозящее действие, чем в том случае, когда во время действия посторонних зрительных раздражений надо реагировать на слуховые раздражители.

Весьма важное значение имеет характер деятельности, требующей к себе внимания. Восприятие, например, меньше страдает от действия посторонних раздражителей, чем мыслительная деятельность, не опирающаяся в данный момент на восприятие окружающих предметов. Из процессов восприятия менее страдают от посторонних раздражителей зрительные восприятия.

Периодическое отвлечение или ослабление внимания, перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением направленности на него, называется колебанием внимания .

Колебания внимания происходят даже при очень сосредоточенной работе, что объясняется постоянной сменой возбуждения и торможения в коре мозга.

Наличие периодических колебаний внимания может быть хорошо обнаружено при восприятии так называемых двойственных изображений. Чтобы уменьшить колебания внимания, полезно стараться мысленно представить пирамиду как, например, пьедестал (тогда она будет казаться обращенной вершиной к нам) или как пустую комнату, в которой видны три стены, пол и потолок (тогда пирамида будет казаться обращенной вершиной от нас). Сообщение изображению определенного предметного значения помогает удерживать внимание в одном направлении.

Небольшие колебания внимания наблюдаются очень часто. В ряде опытов по исследованию скорости реакции, в которых в ответ на действие какого–либо раздражителя (звук, свет) требуется возможно скорее сделать заранее обусловленное движение (например, нажать рукой на электрический ключ), было установлено, что если подаче раздражителя предшествует предупредительный сигнал “Внимание!”, то наилучший результат получается тогда, когда этот сигнал дается примерно за 2 секунды до подачи раздражителя. При более длительном интервале времени уже наступает колебание внимания. Такие небольшие колебания, естественно, оказываются вредными только тогда, когда от человека требуется очень быстрая реакция на какой-либо кратковременный раздражитель. В условиях же более длительной и разнообразной работы их влияние может быть ничтожно.

Не всякое побочное раздражение вызывает отвлечение внимания. При полном отсутствии каких бы то ни было внешних раздражителей удерживание внимания опять-таки бывает затруднительным. Слабые побочные раздражители не уменьшают, а усиливают возбуждение в очаге повышенной возбудимости. Доминанта, согласно данным Ухтомского, не ослабляется, а поддерживается возбуждениями, вызываемыми действием побочных раздражителей (если они, конечно, в силу присущих им особенностей не являются такими, которые сами в состоянии вызвать новую, соответствующую им доминанту).

Свойствавнимания. Изучая особенности внимания, исследователи выделяют его основные свойства. К ним относятся: устойчивость, распределение, переключаемость, объем, концентрированность, избирательность внимания.Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть устойчивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть. Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал однообразен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понятности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являются интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы. Устойчивость внимания является одним из показателей умственной работоспособности и зависит также от функционального состояния нервной системы, степени утомления. При астенических состояниях, утомлении наблюдается высокая истощаемость внимания, снижение устойчивости, что проявляется в уменьшении скорости работы по отыскиванию и вычеркиванию заданных знаков на фоне помех и увеличении количества ошибок. Невротические и гипоманиакальные состояния характеризуются очень высокой неравномерностью, подвижностью внимания, невозможностью сосредоточиться на длительное время. Снижение волевого потенциала личности (апатоабулические состояния) характеризуется трудностями включения в работу и крайне низкой продуктивностью внимания. Устойчивость внимания подвержена также суточным и недельным колебаниям. Наиболее высокие показатели устойчивости внимания и, соответственно, умственной работоспособности наблюдаются в период с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов дня. Недельная динамика характеризуется повышением устойчивости внимания от понедельника ко вторнику, поддержание его на относительно высоком уровне в последующие дни недели и снижением в пятницу, особенно к концу рабочего дня. Устойчивость внимания зависит от возраста человека. Так, например, у детей способность к длительному сосредоточению ниже, чем у взрослых. Ребенок в возрасте 6-7 лет может поддерживать устойчивое внимание не более чем в течение 20-25 мин, у взрослых этот период существенно больше и во многом зависит от характера деятельности и других факторов, о которых упоминалось выше.

Динамической стороной познавательной деятельности является внимание. Внимание - это направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на определенных объектах и явлениях окружающего мира. Оно является неотъемлемой характеристикой познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, представления, воображения, речи, мышления, памяти), с помощью которых мы познаем объективный мир, а также непременным условием эмоциональной и волевой психической деятельности человека Психология внимания. Москва, 2001, с. 8. Чем активнее сосредоточивается внимание, тем успешнее идет деятельность человека.

Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и, причем той их стороной, в которой они выступают, как деятельность, направленная на объект; постольку же -- не имеет своего особого содержания. При этом выражается специфическим образом взаимосвязь деятельности и образа -- содержание внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: если восприятия, то, как образ предмета, или явления действительности; если мышления, то, как мысль, если припоминания или воображения, то, как представление и т. д.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием - его познаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно поэтому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.

Под устойчивостью внимания понимают удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного промежутка времени. То есть, устойчивость есть временная характеристика внимания. Благодаря устойчивости внимания возможно длительное сосредоточение на объекте или виде деятельности, что позволяет открывать в объектах все новые и новые стороны, проникать в их суть.

Устойчивость внимания зависит от многих факторов. Прежде всего, от содержания материала, особенностей объекта. Если материал однообразен, в нем нет развития, изменений, устойчивость внимания снижается, однообразие притупляет внимание. Степень трудности, знакомости, понятности также влияет на устойчивость внимания: как слишком легкий, так и чрезмерно сложный материал снижают устойчивость внимания. Важным фактором, способствующим длительному поддержанию внимания, являются интерес, отношение к объекту, то есть эмоциональные факторы.

Важная проблема в практике обучения представлена различиями между ожиданиями взрослых в отношении «усидчивости» детей и действительной способностью последних удерживать внимание.

Представим себе: ученик умеет так сконцентрировать свое внимание, что все мельчайшие детали того или иного дела становятся ему ясны, его трудно отвлечь от выполнения этого дела. Более того, этот ученик может в таком состоянии находиться длительное время. Да, таких идеальных детей, наверное, немного. Но они есть, и именно о них можно сказать, что они обладают устойчивым вниманием.

Их противоположность - дети рассеянные. Они с трудом сосредотачиваются на чем-либо, а уж удержать свое внимание на этом хоть некоторое время - для них задача почти непосильная. Милые непосредственные детишки, вызывающие в обычной жизни умиление своей неуемной любознательностью, становятся для учителя настоящим наказанием.

На самом деле, учителям приходится иметь дело с неким промежуточным вариантом: с обычными детьми, в большинстве своем желающими хорошо учиться, радовать родителей отличными оценками. Но, к сожалению, иногда недоразвитие свойств внимания затрудняет им процесс обучения. При отсутствии устойчивого внимания на уроке резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда ученик сохраняет сосредоточенное внимание в течение каких-нибудь 10--15 минут, а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.

Устойчивость внимания важна не только в учении, но и во всякой другой деятельности. Например, футбольное состязание требует от игроков не только большой интенсивности внимания, позволяющей в каждый данный момент ясно и отчетливо разбираться в ходе игры, но и сохранения этой интенсивности на высоком уровне в течение всего времени игры. Отсутствие устойчивого внимания, падение его интенсивности в середине или конце игры почти всегда сопровождается поражением в спортивной борьбе.

То же значение имеет устойчивость внимания и в трудовой деятельности, обеспечивая равномерную продуктивность труда в каждый данный отрезок рабочего времени. При неустойчивом внимании такая равномерность отсутствует; в отдельные периоды рабочего времени работа идет хорошо, в другие -- слабо, а в целом продуктивность труда снижается.