Венчание Ивана IV на царство. Правление ивана грозного

Период, предшествовавший царствованию Ивана IV, по политическому и экономическому положению был непростым. Разрозненные княжества враждовали между собой. Соседние государства - Литва, Германия, Польша - стремились завладеть Междоусобица и татаро-монгольские набеги не позволяли Руси спокойно существовать и развиваться.

Царь был первым царем Руси Православной. Венчание Ивана Грозного на царство проходило в Успенском соборе кремля, при огромном стечении народа. Что это за человек? Как будет управлять Русью в довольно сложное время?

Обряд венчания

Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария. Были использованы такие атрибуты, как крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней.

Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля - Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало "избранный Богом". Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.

Венчание на царство Ивана Грозного

Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание - неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы. Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей. Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию. Начались бунты, восстания, смута. Венчание Ивана Грозного на царство обернулось для него тяжелым испытанием.

Надо было решать важные задачи: укрепить «суд и правду» и дальше расширять Русь Православную. Об этом мечтал еще Великий князь Московский - Иван III, заложивший ядро Российского государства. Однако на пути стояло много препятствий. Каждое княжество тяготело к самостоятельности. Бояре между собой боролись за власть. Князья стремились к могуществу и величию.

Методы правления

По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство (1547 год) - это начало периода жестокости, насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Примером может служить жалоба 70 псковичей на бесчинства наместника - князя Пронского. За подверг жалобщиков жестоким пыткам. Это повлекло за собой вседозволенность местных управителей. Почувствовав безнаказанность, они продолжали бесчинствовать.

Вседозволенность и ее последствия не заставили долго ждать расплаты: начался кровавый террор. Это вызывало смуту, народные волнения в Москве и других городах. Для подавления недовольства применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.

Позитивная сторона царствования

И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления. Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения.

В 1560 году в Москве появился красивейший радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Внешняя политика

В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен.

В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался.

Яркая личность на Руси

После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси. Полученное в самом юном возрасте психологическое потрясение и навалившийся на него груз славы, власти, ответственности определили его личные поступки и государственные решения.

Для истории венчание Ивана Грозного на царство (год 1547) стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Благодаря своему первому царю, его правлению, появилась Российская империя, которая существует и развивается по сей день.

Первые годы княжения Ивана IV

В 1533 г. после смерти Василия III на престол взошел его трехлетний сын Иван IV Васильевич (1533 - 1584 гг.). Был создан опекунский совет для управления государством, который возглавляли мать великого князя Елена Глинская, её фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнёв-Оболенский и митрополит Даниил, также в него входили служилые бояре князья Шуйские, Бельские, Глинские и т. д. Елена Глинская оказалась решительной и властной правительницей, она продолжила политику мужа, направленную на уничтожение уделов. Зимой 1533 г. через неделю после смерти Василия III она арестовала его родного брата Юрия Ивановича Дмитровского (умер в тюрьме летом 1536 г.). В 1537 г. началась охота на еще одного дядю великого князя - Андрея Ивановича Старицкого. Хитростью его заманили в Москву и арестовали летом 1537 г., в декабре 1537 г. старицкий князь скончался в темнице. Стремление Елены Глинской сосредоточить всю власть в своих руках привело к тому, что княгиня расправилась и с собственным дядей - известным интриганом князем Михаилом Глинским. В августе 1534 г. он был брошен в тюрьму и умер в заточении.

В недолгий период своего регентства Елена Глинская провела несколько важных централизаторских реформ. В 1535 г. проводилась денежная реформа, в результате которой в государстве была введена единая монетная система, также осуществлялась унификация системы мер и весов. Особое значение имела реформа местного управления: часть властных полномочий наместников и волостелей была передана выборным лицам - губным старостам и «излюбленным головам». В области внешней политики в результате ряда побед Елена Глинская добилась перемирия с Литвой (1536 г.). Главную опасность для Москвы представляли набеги крымских и казанских татар, с которыми велись постоянные войны. Продолжалось формирование Засечной черты.

3 апреля 1538 г. княгиня Елена Глинская скоропостижно скончалась. Смерть цветущей тридцатилетней женщины была такой внезапной, что породила упорные слухи, будто мать великого князя отравили. После этого начался период боярского правления. Он характеризовался острейшей борьбой за власть придворных группировок - Шуйских, Бельских, Глинских. В пылу борьбы бояре забывали о соблюдении государственных интересов. В стране началось резкое обострение социально-политических противоречий, вызванное падением престижа центральной власти, самоуправством чиновников разного ранга, разгулом взяточничества и казнокрадства.

Иван IV рос в условиях боярской свары, сопровождаемой кровавым насилием. В этих обстоятельствах, одаренный от природы и получивший хорошее образование, великий князь приобретал такие черты характера, как лицемерие, жестокость и необузданность. Свой первый смертный приговор он вынес в тринадцать лет. По его приказу был затравлен псами князь Андрей Шуйский.

Венчание Ивана IV на царство

Достигнув 16-тилетноего возраста, Иван IV заявил о намерении самолично управлять государством. По совету своего учителя и воспитателя митрополита Макария великий князь решил вступить в брак (женатый человек считался совершеннолетним), а перед этим «поискати прежних своих прародительских чинов». В январе 1547 г., в Успенском соборе Кремля, при огромном стечении народа состоялось венчание Ивана IV на царство. Он был первым из русских правителей, официально принявшим титул «царь», хотя в придворном обиходе царями называли и его деда Ивана III, и его отца Василия III. Этот новый титул московского правителя имел огромное значение: во-первых, он происходил от слова «цесарь» («кесарь»), как титуловали римских, византийских и германских императоров, и обозначал полноту власти, гораздо более существенную, чем власть великого князя; во-вторых, «царями» на Руси называли ордынских ханов, и, приняв этот титул, московский самодержец подчеркивал, что его власть, по своей сути, подобна той, которую в свое время имели монголо-татары над Русью; наконец, «великий князь» в Европе переводили как «принц» или «герцог», тогда как «царь» не переводили вообще или понимали как «император», что ставило великого государя выше западных королей. Царь - «помазанник Божий», он не только самодержец, но и духовный лидер своего народа.

В марте 1547 г. царь женился на Анастасии Романовне Захарьевой-Юрьевой, представительнице знатного московского боярского рода. Примечательно, что этой женщине суждено было стать связующим звеном между Рюриковичами и новой династией Романовых, пришедшей к власти в начале XVII в.

Избранная Рада

В июне 1547 г. взбунтовались московские посадские люди (горожане). Поводом к восстанию послужил страшный пожар, уничтоживший почти весь город к северу от Москвы-реки (погибло около 2 тыс. человек). Приостановился подвоз продуктов в столицу, начался голод. Народ требовал прекращения боярского самоуправства, отстранения от власти князей Глинских, повышения роли Ивана IV в принятии государственных решений. С большим трудом властям удалось восстановить порядок в городе. Данное восстание имело огромное значение. Во-первых, Иван IV собственными глазами увидел всю силу народного гнева и в дальнейшем старался использовать ее в своих политических интересах. Во-вторых, царь убедился в необходимости проведения серьезных государственных преобразований.

К 1549 г. вокруг молодого самодержца постепенно образовалась группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Курбский (один из ее участников) впоследствии назвал Избранной Радой. Она не являлась органом власти, правительством, не имела правовой основы для своей деятельности. Все строилось на личных отношениях Ивана IV со своими советниками, и пока он находился под их влиянием, в стране проводились постепенные преобразования, направленные на консолидацию правящего слоя и укрепление аппарата управления, усиление государства, решение внешнеполитических задач.

Дворянин Алексей Адашев руководил деятельностью Челобитной Избы, принимавшей жалобы и доносы, одновременно являвшейся личной канцелярией царя. Активным участником Избранной Рады являлся священник Сильвестр, влиявший на духовную жизнь царя, приобщавший его к книгам. В круг приближенных также входили: митрополит Макарий и талантливый дипломат думный дьяк Иван Висковатый.

В начале 1560-х гг. Иван IV освобождается от влияния Избранной Рады. Практически все ее участники были репрессированы.

Земский собор 1549 г.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган - Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование Земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, Генеральными Штатами, кортесами, сеймами), так как Земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., который историки часто называют «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители помещиков. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, обещали служить «вправду, безо всякия хитрости». Царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии, однако все же настоял на выведении «детей боярских» (мелких и средних помещиков) из-под юрисдикции наместников-кормленщиков. В ходе собора были так же приняты решения о необходимости судебной реформы, об «устроении» местного самоуправления, о подготовке к войне с Казанским ханством.

Судебник 1550 г.

В 1550 году по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей - целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям - излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике Ивана IV было понятие антигосударственной деятельности - «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в ходе реформ Ивана IV в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV - начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, - поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI - XVII вв. - это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод - Разрядный, поимкой преступников - Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы.

Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья - это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк - чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие - это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший позже сборник своих постановлений - «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым.

Этот церковный собор принял следующие основные решения:

1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского списка святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участников собора. Земли, полученные церковью до Стоглавого собора, остались в ее собственности, но отныне все территориальные приобретения (покупка и получение в дар) могли осуществляться только с ведома и разрешения царя.

Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда.

Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а «Стоглав» стал одним из самых важных церковно-юридических документов.


Похожая информация.


Начало царствования Ивана IV. Боярское правление

После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол занял его сын - трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская.

В первую очередь она расправилась с удельными князьями - братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон. Юрий был схвачен уже в 1533 г., а Андрей - в 1537 г.

В 1538 г. Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться ко временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы). Местное управление было укреплено проведением губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела были переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост - выборных представителей местного дворянства (или земских старост - выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.

Годы боярского правления наложили отпечаток и на характер Ивана IV. Наблюдая в детстве бесконечные ссоры, интриги и даже расправы с соперниками, он стал скрытным, жестоким и злопамятным. Уже в 13 лет он вынес свой первый смертный приговор.

В январе 1547 г. повзрослевший Иван IV "венчался на царство". Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, вероятно, митрополит Макарий. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово "царь" происходит от латинского "цезарь". Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул "царь" нередко переводили как "император". Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Между тем великокняжеский титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т.п.) на Руси было много, то царь - один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие. Наконец, в Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, а светская власть возвышалась над церковной.

1. История означает повествование, рассказ о прошедшем, наследованном. Ее основоположник – Геродот. Это многоотраслевая наука, она слагается из: политической, гражданской, военной истории, истории хозяйства, культуры, государства и права.

Функции исторического знания:

    Познавательная

    Воспитательная

    Политическая

    Мировоззренческая

История в системе гуманитарных наук . Гуманитарные науки - это науки о человеке и обществе. Среди них важнейшей для каждого человека является Отечественная история. В настоящее время наше Отечество переживает сложные времена. Происходит быстрый процесс изменения социально-политических и экономических отношений. Человек, не знающий своей истории, не может ориентироваться в окружающем мире, не способен адекватно реагировать на окружающие его трудные реальности социальной и политической жизни. Очень важно уметь из опыта предыдущих поколений извлечь уроки для того, чтобы определить свое место в обществе, стать достойным гражданином своей страны.

Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

2. Исторические источники – это всё, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества.

Типы источников:

    Письменный (законодательные акты, материалы делопроизводства, политические сочинения и проекты, публицистика, документы и политические партии, общественные организации)

    Вещественный (материалы археологических раскопок)

    Этнографический (карты)

    Устный (мифы, былины, легенды)

    Инвестический (языки)

    Кинофотодокументальный (кино, фото)

    Изобразительный (картины)

    Цифровой

    Фонические (звуковые)

Методы изучения:

    Сравнительно-исторический

    Статистико-математический

    Структурно-системный

    Ретроспективный (от позднего к новому)

    Цивилизационный (I половина XX в., Освальд Шпенглер - «Закат Европы» и Арнольд Тойнби -«Постижение истории»). Развитие человечества происходит в форме смене друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои историческо – культурные традиции, этнические нормы, религиозные системы. Цивилизация не является застывающей, она подвижна. Тойнби в постижении истории выдвинул теорию круговорота, сменяющий друг друга локальный цивилизаций. Он выделил 302 цивилизации. Стадиально циклическое развитие цивилизации носит декретный характер. Это означает, что переход от одной стадии к другой осуществляется автоматически, и что не все цивилизации в обязательном порядке проходят все названные стадии. Любая цивилизация в любое время может сойти с циклической дистанции не выдержав ее напряжения.

    Формационный (формация – от латинского «вид, образование») – согласно этому подходу, всемирный исторический процесс принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества (первобытнообщинного строя), через классовые – (рабовладение, феодализм, капитализм), к новому – бесклассовому (коммунизму). Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Теория формаций была сформулирована Карлом Марксом как обобщение исторического пути Европы. Он осознавал многообразие мира, видел, что некоторые страны не подходят под формационные характеристики.

3. Причины возникновения Древнерусского государства:

    Общественное разделение труда

    Развитие экономики

    Заинтересованность общества в появлении государства

Этапы становления Древнерусского государства. ВVI-IXвв. Восточно-славянские племена объединялись в общности, имевшие не только родовой, но и территориально политический характер. Такие союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, которые состояли из большого количества родов и занимали значительную территорию. По среднему течению Днепра жили поляне, на правобережье Днепра – древляне. Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки Великого торгового пути «из варяг в греки», возникшего в концеIXв. Племенные союзы возглавлялись князьями. Существовало ополчение, во главе стояли тысяцкие и сотские. Особой военной организацией была дружина, которая делалась на старшую(послы и княжеские управители, имевшие свою землю) и младшую, жившие при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. По поручению князя дружинники собирали с покоренных дань («полюдье»). Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием. На территории в районе озера Ильмень с центром в Новгороде располагалась Славия. Согласно так называемой «норманской теории» (Байер, Миллер, Шлецер, приверженцем ее был Карамзин), государственность Руси возникла в связи с обращением славянских племен к норманскому воину Рюрику с братьями Синеусом и Трувором прийти и править ими. Однако археологические источники свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян, а запись в летописной «Повести временных лет» о призвании Рюриковичей, на которую опираются историки-норманисты, оказалась поздней вставкой в ее первоначальный текст. Современные историки обладают удивительными доказательствами того, что у восточных славян устойчивые традиции государственности сложиличь задолго до появления варягов.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

6. Причинами завоевательных походов татаро-монголов были:

      Стремление родоплеменной знати к обогащению.

      Приобретение новых пастбищ

      Обеспечение безопасности собственных границ

      Получение контроля над торговыми караванными путями

      Дань со стран – земледельческой и городской структуры

Последствия:

    Русь была отброшена в своем развитии на 500 лет и это являлось причиной отставания России от западных цивилизаций.

    Были разорены русские земли и города, уничтожены целые княжества, развитию хозяйства и культуры был нанесен колоссальный ущерб, но борьба против ига помогла сплочению русского народа, образованию централизованного государства.

Весьма длительный перерыв в законотворчестве, безусловно, вызван монгольским нашествием. В исторической науке существовало много мнений относительно вопроса о монгольском влиянии на Русь. Так, например, «Н.И. Костомаров предполагает, что самое единство государственной территории (единодержавие) обязано своим возникновением татарской власти; он выводит этот результат из фактической власти хана над Русской землей. Хан был признан верховным государем, царем Русской земли, которая составляла одну провинцию его обширного царства, а русские великие князья – его подручными провинциальными правителями; таким образом, общие главные начала монгольских государственных порядков применимы и к Руси, а затем, по освобождении, перешли на русских великий князей, унаследовавших власть ханов. В частности, вся земля, которой обладал хан, считалась его частной собственностью, так стали смотреть на свое государство русские князья… След татарского влияния можно видеть во внутреннем характере власти Московского государства, а именно в закрепощении всех классов общества, что характеризует монгольское государственное право; способом перехода этого явления в русское право считают прямое заимствование письменных монгольских законов. Но частный характер власти государя над землей и населением коренится в древнейшем строе всякого общества (во власти домовладыки) и не чужд русскому праву 1-го периода. С другой стороны, понятие о вотчинном характере власти московских государей преувеличено. Что касается способа заимствования, то законы монголов (Чингизидова Яса, Цааджин-Бачик) совершенно не были известны на Руси» . Все же следует отметить следующие черты монгольского наследия: золотоордынская система являлась прообразом российской имперской государственности. Это проявилось в установлении авторитарной традиции правления, в жестко централизованной общественной системе, дисциплины в военном деле и веротерпимости, малом влиянии и авторитете городских собраний, обыкновение (хотя и не всегда на всем протяжении истории России) не ассимилировать новые, завоеванные и включавшиеся без кровопролития в состав Российской империи земли, не изменять жизнь, религию и язык покоренных народов. Монгольское право не оказало прямого влияния на формирование русского законодательства. Однако под влиянием ордынской системы правления проявились такие черты, как жестокость (пытка как часть судебного процесса, увечащие наказания), принцип круговой поруки, групповой ответственности. В финансовом, административном законодательстве было заметно монгольское влияние: понятие казны, регламентация подушных сборов, переписи населения, ямской службы. Также, определенное воздействие на законодательство Московской Руси оказало закрепленное в Великой Ясе разделение преступлений по объекту (против государства – 1, жизни и свободы – 2, религиозные – против нравственности и обычаев).

7. Этапы образования единого Рос­сийского государства:

    первый этап - конец XIII - 80-е гг. XIV в. - хозяйствен­ный подъем в русских землях, возвышение Московского княжества и начало объединения русских земель вокруг Москвы;

    второй этап - 80-е гг. XIV - вторая четверть XV в. - дальнейшее объединение земель вокруг Москвы, борьба великого московского князя с московскими удельными князьями;

    третий этап - вторая половина XV-начало XVI в. - обра­зование единого государства.

Формирование государственности Московской Руси связано с усилением Москвы и постоянной борьбой с внешней и внутренней угрозой. Монгольское завоевание застигло земли Руси на стадии раздробленности. Галицкое княжество вошло в состав Польши, Юго-Западная Русь вошла в состав Великого Княжества Литовского. На этих землях начала складываться украинская народность. В состав Литвы вошла так называемая Черная Русь на реке Неман. Здесь складывалась белорусская народность. Центр русской политической жизни окончательно переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этой земле складывалась Великорусская (русская) нация. Именно эта территория в конце XV - начале XVI вв. станет основой для образования единого Российского государства. После Батыева нашествия Русь медленно начинает восстанавливаться. Наиболее интенсивно этот процесс проходит на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XV вв. наблюдается рост населения в междуречье Оки и Волги. Приток населения шел с юга и с северо-запада – опасность исходила от татаро-монгол и Литвы. Крестьянам - новоприходцам предоставляют налоговые льготы на 5-15 лет. Быстрее всего развивается сельское хозяйство. Появляется трехполье. Происходит интенсивный рост феодального землевладения. Основной его формой была вотчина – то есть, земля переходила по наследству. Для более эффективного освоения вотчинных земель, бояре передают части земель своим вассалам для эксплуатации. Так появляется поместье. Наблюдается рост монастырского землевладения. Монголы, веротерпимые и заинтересованные в лояльности церкви, оставили земли в руках церкви. Под влиянием золотоордынских поборов, в народе усиливалась крепостническая эксплуатация. Исчезают старые формы зависимости. Появляется крестьянство. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, и уступает место их объединению. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Создание единого русского государства обусловлено следующими факторами: Усиление экономических связей между русскими землями; отделение ремесла от сельского хозяйства, как следствие – рост городов. Укрепление экономических связей требовало и политического единства. Под влиянием ордынского гнета феодалы, чтобы не разориться, поставили задачу – довести до конца закрепощение крестьянства. Эта задача могла быть решена только путем создания централизованного государства, функция которого – подавление сопротивления эксплуатируемых трудящихся масс. Жесткая политика Московского княжества. Не существовало в XIV в. политических предпосылок, которые могли бы объединить русские земли. Междукняжеские договоры о союзах часто оставались лишь добрыми пожеланиями. Только реальная сила и грубая политика могли решить проблему единства. Фактор внешней угрозы. Оккупация русских земель Литвой и Золотой Ордой требовала сплочения всех русских княжеств. Внешняя угроза форсировала создание единого русского государства. Уже в XII в. на Руси стала формироваться идеология великокняжеской власти, которая могла бы преодолеть распад и раздробление Руси. Такая власть зарождается в Московском княжестве. С XIII в. московские князья и Церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий. На первом этапе становления российской государственности решался вопрос о том, вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали Тверь и Москва. В XIII веке Тверское княжество было сильнейшим на Руси. Московские князья (внуки Александра Невского) Юрий и Иван Даниловичи вели ожесточенную борьбу с тверскими князьями, претендовавшими на ведущую роль среди русских княжеств. В 1325 г. московский князь Иван Калита получил титул великого князя всей Руси и ханский ярлык на княжение. Из Владимира в Москву приезжает митрополит и Москва становится религиозным центром Руси. Способы присоединения земель были разнообразны. Удельные князья по договору соглашались служить Москве на правах вассалов. Известны многочисленные случаи покупки уделов, причем местный князь становился вассалом Москвы. Князья нередко завещали свои земли московскому князю. Так в состав Московского княжества вошел Переславль-Залесский. Существовала практика фиктивного отказа удельного князя от своей вотчины, переход последней в состав Московского княжества, при последующем пожаловании этой же вотчины в удел этому же князю. В 1375 году великий князь Дмитрий Иванович (1359-1389) разбил Тверь, после сего она больше не могла соперничать с Москвой. В 1368 и 1370 гг. Москва, в которой построена белокаменная крепость, отражает нападения литовского князя Ольгерда. В 1380 г Дмитрий Иванович разбивает Мамая на Куликовом поле, за что получает прозвище Донской. Эта победа укрепила мощь Московского княжества. Процесс объединения пошел быстрее. Василий I Дмитриевич (1389-1425) присоединил Нижний Новгород. После смерти Василия I началась феодальная война 1431-1453 гг. Младший сын Дмитрия Донского Юрий, а после его смерти, его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка боролись за власть с Василием II Темным. Война закончилась победой Василия II. Всего же с 1228 по 1462 г. в северо-восточной Руси произошло 90 внутренних усобиц и 160 столкновений с внешним противником. Централизация и объединение русских земель проходили в военной обстановке. К концу княжения Василия II территория Московского княжества увеличилась в 30 раз по сравнению с началом XIV века. В 1439 г Василий II отказался признать Флорентийскую Унию между православными и католиками под властью Римского Папы. Митрополит Исидор, признавший унию, был низложен. В 1448 году на его место независимо от Византии избран Иона. После падения Константинополя в 1453 г выбор главы русской церкви определялся уже в Москве. В конце XV века завершается объединение Московского государства. Иван III принял титул «Государя всея Руси». Двуглавый орел становится гербом Российского государства. В 1468 г Иван III присоединил Ярославль, в 1472 г - Пермь Великую, в 1485 – Тверь, в 1489 – Вятские земли, в 1503 – Чернигов. В 1471 г произошла битва на реке Шелонь между московской ратью и новгородским ополчением. В 1478 г из Новгорода в Москву вывезен вечевой колокол. Новгород вошел в состав Российского государства. В 1480 г в ходе стояния на Угре было свергнуто монголо-татарское иго. Россия стала независимой. В 1502 г Орда была разгромлена крымском ханом Менгли-Гиреем. В 1510 г Василий III присоединил Псков. В 1514 – Смоленск. Так завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы и становление Московской государственности. Централизация и объединение русских земель и становление государственности Московской Руси подразумевало не только объединение территорий, но и создание централизованного государственного аппарата. Московское государство оставалось раннефеодальной монархией. Главой Русского государства был великий князь, который издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия. По мере централизации государства власть Великого князя Московского возросла. Происходит резкое сокращение боярских иммунитетов. Одним из средств укрепления великокняжеской власти стала денежная реформа начала XVI в. Была введена единая денежная система и князь имел исключительное право чеканить монету. Великий князь управлял государством при поддержке Боярской думы. Она была постоянно действующим органом, основывающимся на принципе местничества (замещения должности в зависимости от происхождения кандидата). Дума осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней отводилась княжескому двору и дворцовым ведомствам – путям. В конце XV в. на смену путям приходят приказы, это связано с необходимостью создания постоянно действующих органов власти. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Местное управление до конца XV в. осуществлялось наместниками великого князя. Вместо жалования они имели право содержать себя за счет местного населения. Такая система называлась кормлением. Формируются судебные органы. Суд не был отделен от администрации. Судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, наместники, волостели, церковный суд. Так происходит оформление государственного аппарата – атрибута государственности любого государства.

Билет 8. В период царствования ИванаIVГрозного(1533-1584) в стране был проведен ряд преобразований. Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствования приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни.

Первое десятилетие царствования Ивана Грозного было ознаменовано рождением земских соборов, первый из которых был создан в 1549. Он состоял из Боярской думы, «Освещенного собора» из числа высших иерархов русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков).

    Судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские, отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время в 1550г. был введен новый кодекс законов – «Судебник» ИванаIV, который ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике впервые в России закон был провозглашен единственным источником права.

    Губная реформа. Представляла собой преобразование местного управления в русском государстве. По этой реформе часть важных дел была изъята из суда наместников и волостелей и передана «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Она была направлена против кормленщиков и административного произвола. Однако она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов.

    Земская реформа. Брала продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 1550-х гг. в отдельных областях Московского гос-ва была упразднена власть наместников, в 1556г. царским приговором «о кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместе наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые гос. функции.

    Военная реформа. Утвердила принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 1550-х гг. 16в. Было создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского гос-ва сыграл указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории явилось зарождение приказной системы центрального гос. управления.

    Церковная реформа. В январе-мае 1551г. собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавого по количеству глав в сборнике, которые были сведены к его решения. Собор закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единого культа и обрядов, были установлены общие правила – каноны – для церковной живописи. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутничества, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ.

Вокруг царя образовалась группа приближенных к нему лиц – Избранная рада. Во главе нее встал костромской дворянин А. Ф. Адашев протопоп благовещенского Собора Кремля Сильвестер. Не являясь формально-государственным учреждением, Избранная рада была по сути правительством России и в течение 13-ти лет управляла гос-вом от имени царя.

Опричнина. 65. Каким образом время боярского правления сказалось на характере Ивана Грозного?

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на фор­мирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей.

Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он испод­воль привыкал к ним, в его характере формируются:

    пугли­вость

    скрытность,

    мнительность

    трусливость,

    недоверчи­вость

    жестокость.

В этот период недовольство многих слоев населения вызвали:

    Распри вельмож,

    разгул и притеснения бояр-кормленщиков,

    усиление набегов со стороны Казанского и Крымского ханств

66. Как характеризовался Иван Грозный историками?

Мо­лодой царь был:

    от природы наделен блестя­щими способностями,

    любознательным

    начитанным,

    отличался большой впечатлительностью,

    отличался неурав­новешенностью,

    легко переходил от радости к гневу,

    легко переходил от буйного веселья к глубокой депрессии.

67. Когда, с какого времени русские Великие князья стали именоваться царями?

С 1547 г., когда Ивану было 16 лет, митрополит Макарий венчал его на царство в Успенском со­боре Московского Кремля.

68. Какое значение имело венчание Ивана Грозного на царство?

Провозглашение Ивана IV царем имело боль­шое историческое значение:

    во-первых, оно уравнивало по чину Ивана с восточными соседями - астраханским и казанским ханами - нас IV лед­никами Золотой Орды, недавними повелителями Руси;

    во-вторых, превращение Руси в Российское государ­ство как бы предопределяло ее значение как «третьего Рима» - центра православия после падения «второго Рима» - Византии;

    в-третьих, царский титул ставил Ивана IV выше европей­ских королей: датского, английского, французского, поль­ского, шведского и др

    в-четвертых, провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, отныне он почитался как «великий ггосударь»

    в-пятых, ритуал венчания Ивана IV на царство имел значение и для православ­ной церкви. Укрепляя еди­нодержавие и возвышая ав­торитет самодержца как наместника Бога на земле, церковь защищала и свои собственные интересы, ибо царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви.

69. Что такое Избранная Рада и кто в неё входил?

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Ан­дреем Курбским Избранной радой .

В нее вошли представитель незнатных, но круп­ных землевладельцев:

    Алексей Адашев,

    князь Андрей Курбс­кий,

    священник Сильвестр,

    митрополит Макарий,

    дьяк Иван Висковатый

Избранная Рада функционировала в период с 1547 по 1560 г. Фактически она являлась правительством России.

70.Что такое Земской собор, когда и кем он был созван впервые?

Земской собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крес­тьян.

Первый Земский собор в 1549 г. был созван На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничил и права крупных феодалов - бояр-наместников.

Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероп­риятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости.

71. Какие реформы проводились Избранной Радой?

На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

  • судебная - был принят новый общерусский Судебник 1550 года;

    церковная;

    реформы центрального и местного управлений.

72. Какие последствия имело проведение реформ Избранной Рады?

К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполити­ческих задач.

Венчание на царство . Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их— Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян, значительной части боярства и духовенства. С надеждой многие смотрели на . Когда он вошел в “возраст”, его венчали на царство. В январе 1547 г., когда Ивану было 16 лет, его короновали в Успенском соборе Московского Кремля. По “чину венчания” , составленному митрополитом Макарием, убежденным сторонником единодержавия московского государя, Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси” . Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Тем самым повышался авторитет российского правителя, род которого, как тогда считали московские политики, восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул “царь” .

В следующем месяце молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева. Новые родственники царя, появившиеся при дворе и получившие высокие чины и должности, митрополит Макарий, их сторонники из бояр и князей вскоре объединились против Глинских, возглавивших правительство. Представился и подходящий случай.

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу — сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли. Начавшиеся эпидемия и голод косили людей. Проползли слухи: “Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала". Подобный оборот событий оказался выгоден для Захарьиных и их сторонников.

Падение правительства ускорило выступление простых москвичей. 26 июня они собрались на вече , и по его решению восставшие двинулись в Кремль, схватили и убили одного из Глинских — дядю царя боярина князя Юрия Васильевича, его брат Михаил Васильевич Глинский успел бежать из столицы. Дворы ненавистных правителей подверглись разгрому.

Царь Иван , уехавший из-за пожара из Москвы, отсиживался в подмосковном селе Воробьеве (на Воробьевых горах). Сюда 29 июня явились восставшие, вооруженные чем попало, и потребовали у царя отдать им на расправу Анну и Михаила Глинских. Иван уговаривал прекратить восстание, уверял, что Глинских у него нет. Москвичи, поверив ему, ушли в город. Восстание вскоре утихло. Память о нем Иван IV сохранил на всю жизнь: "От этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой."

Восстание привело к падению правительства Глинских и приходу к власти Захарьиных .