Веселые вопросы по русскому языку. Викторины как форма обучения детей

Как правило, школьники гораздо охотней приступают к выполнению занимательного задания, чем обыкновенного, ведь необычное всегда привлекательней. Викторины - это тоже из категории занимательного: приятно почувствовать себя знатоком, добиться успеха в честном соревновании.

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

Вопросы-шутки


1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

Вопросы посерьёзнее


11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: "день недели" и "то, что находится вокруг, окружение". В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа - двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное - спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: "Необозримы и необходимы просторы нашей страны". В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а - мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Ответы


Вопросы-шутки

1. Сорока.

2. Стол, стон, стог, стоп.

4. Станет.

5. Азбука.

6. Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).

7. Он - но.

10. Стонет.

Вопросы посерьёзнее

11. Индус - житель Индии; индеец - представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить - немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить - очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ ду - поместить в щелочную среду́ .

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост - (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа - время; двое часов - два предмета, прибора, измеряющих время.

19. Ничья.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать "невозможно оглядеть и обойти", а получилось "необозримы и очень нужны".

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить .

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

27. Бог, мягкий.

28. Обороноспособность.

29. Компания - кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. - М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. - М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. - Киев: Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. - Курган: ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

7. Трембовольский Я.Л., Чекалов И.В. Ваше слово, эрудиты! - М.: Просвещение, 1990.

В дополнение к списку похожих страниц для Вас автоматически выбраны случайные ссылки:

Викторины - вид игровой деятельности, построенный на составлении ответов в письменной или устной форме на предложенные ведущим вопросы. Мероприятие предусматривает наличие правил, которые формулируются и доводятся до обучающихся преподавателем. Для чего нужна викторина по русскому языку? Попробуем разобраться.

Актуальность викторин

В современном мире в образовании появился вопрос мотивации учащихся к предметному изучению в связи с тем, что уровень знания русского языка среди населения значительно снизился. Решение данной проблемы заключено в использовании различных как во время проведения уроков, так и после них.

Одним из таких ресурсов является викторина по русскому языку. Ее можно использовать на различных этапах урока:

  • в начале для ;
  • в конце для проведения рефлексии;
  • а также в форме контрольного материала.

Кроме того, занятие можно приурочить к предметной неделе, посвященной русскому языку.

Виды викторин по русскому языку

Все задания можно разделить на несколько видов. Стоит заметить, что строгих рамок разграничения не существует. Отдельные виды имеют свойство переплетаться и дополнять друг друга.

Викторина по русскому языку может быть:

  • тематическая (вопросы в данном случае составляются по конкретной тематике, обычно проводится на уроках обобщения учебного материала);
  • межтематическая (поставленные вопросы в данном случае требуют от учащихся знаний из других областей наук);
  • развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы должны стимулировать учащихся к логическому мышлению).

Вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина по русскому языку обязательно должна:

  • быть интересной;
  • отвечать возрастному критерию знаний обучающихся;
  • стимулировать детей к изучению предмета;
  • быть образовательной;
  • предусматривать возможность участия каждого школьником;
  • быть разноуровневой.

Составление викторины по русскому языку

Подбором вопросов к проводимому мероприятию занимается чаще всего педагог-предметник, но в более старших классах, например, начиная с 8, такое задание можно поручить детям. Единственным условием является наличие контроля со стороны учителя.

В любом случае, кто бы ни составлял задания к викторине, нужно соблюдать следующую последовательность:

  • выбор тематики;
  • постановка реальных целей к проводимому мероприятию (это может быть, например, обобщение информации по заданной теме или актуализация знаний по предмету, необходимых для изучения нового материала);
  • выбор видового состава.

Дополнительно необходимо будет:

  • определиться в том, какая это викторина - групповая или индивидуальная (в зависимости от числа участников);
  • сформулировать вопросы таким образом, чтобы они были понятны не только ведущему, но и окружающим;
  • составить правила проведения мероприятия (стоит сделать разбалловку заданий и определиться, какое их количество соответствует определенной оценке).

С правилами проведения дети должны быть ознакомлены в начале проведения мероприятия. Лучшим вариантом считается выведение правил с помощью проекции на доску.

Как правильно назвать викторину?

Название викторин по русскому языку должно соответствовать некоторым принципам: оно должно быть емким, отражать цель проведения, понятным для массового состава.

Примером могут послужить: «Занимательный русский язык», «Русский язык и ЕГЭ», «Прямая и косвенная речь», «Химия в русском языке», «Знатоки русского языка», «Огромный мир грамматики».

по русскому языку

Кроме того, что викторины используются на различных этапах урока, они могут быть включены во внеклассное мероприятие в качестве определенного задания. Это особенно приветствуется на начальной стадии обучения детей. Викторина по русскому языку в начальной школе должна стимулировать учащихся к познанию данного предмета, но при этом соответствовать их уровню знаний.

Большое внимание педагогам приходится уделять наглядному материалу (использование ребусов, иллюстрированных загадок, сказочных героев). Дети в начальной школе отличаются эмоциональностью и желанием прийти на помощь попавшим в беду. Этот момент связан с обучением в дошкольном учреждении, поэтому на первоначальных этапах обучения его использование оправдано, особенно во внеклассных мероприятиях.

Для каждого возраста подбирается своя викторина. Игра по русскому языку в более должна носить больше познавательный характер, нежели развлекающий. Опять же это связано с возрастными особенностями ребенка. Дети старше 5 класса стараются утвердиться в коллективе за счет своих личных качеств (успешности в определенных предметах), поэтому возможность блеснуть знаниями они рассматривают с большим удовольствием. Но поскольку эрудированностью в русском языке может похвастаться далеко не каждый, используется форма викторины-игры, чтобы дать возможность каждому ученику проявить себя.

Викторины как форма обучения детей

Возможность заработать хорошую оценку по предмету позволяет шуточная викторина по русскому языку. Использование вопросов-шуток позволяет детям со средним и низким уровнем знаний по предмету исправить ошибки и дать правильный ответ. Это поможет поднять ребенку свою самооценку не только в собственных глазах, но и перед одноклассниками. А стимул получить долгожданную положительную отметку создает мотивацию к изучению.

Викторины по русскому языку могут быть следующими:

  • В каких словах по сто согласных? Ответ: стол, стог, стон и т. д.
  • В каком слове сто отрицаний? Ответ: стонет.
  • Какое местоимение может стать союзом при прочтении его в зеркальном отражении? Ответ: он - но.
  • Какова неопределенная форма слова вылечу? Ответ: вылететь или вылечить.
  • С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а С буквой, о - я круг приятелей, С буквой, а - мероприятие - мероприятие. ответ: компания - кампания.

Викторина - метод подготовки детей к экзаменам

Всем известно, что по окончании 11 класса детям необходимо сдавать экзамены в форме ЕГЭ, где на один вопрос дается несколько вариантов ответа. Для успешной сдачи экзаменов учителя начинают проводить работу уже с 5 класса. И в данном вопросе очень хорошим помощником может стать викторина по русскому языку с ответами, которую педагог готовит заранее.

В данном варианте на каждый вопрос викторины педагог предлагает несколько ответов, и ребенок должен выбрать правильный, по его мнению. Использование данного вида игровой деятельности на всем протяжении обучения позволяет выпускникам чувствовать себя более комфортно на государственной аттестации. Нестандартные формы уроков позволяют более качественно подготовить ребят к экзаменам.

В заключение

Возможность использования различных форм и методов в обучении позволяет каждому преподавателю не только разнообразить свою педагогическую деятельность, но и добиться хороших знаний среди обучающихся. А также организовать индивидуальный подход к каждому ученику. Викторина помогает учителю не только развивать интерес детей к предмету, но и структурировать базу знаний учащихся, правильно подготовить к экзаменам.

Нестандартные формы уроков всегда привлекают ребят. Викторина - отличный вариант занятия. Таким образом, педагогу удастся и проверить знания учащихся.

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Русский язык в вопросах и ответах

Викторина с ответами по русскому языку в начальных классах:1, 2, 3, 4 классы.
За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

Викторина по русскому языку для 1 класса (с ответами)

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?
2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?
3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.
4. Сколько слогов в слове «ягода»?
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.
6. Какое слово спряталось в «угроза»?
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы

1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

Викторина по русскому языку для 2 класса (с ответами)

1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик».
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?
5. Где в слове стоит суффикс?
6. Бывают ли слова без приставки, без корня?
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: бабушка, сорока, повар, Зоя, ромашка, щенок.
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.
10. Может ли предложение состоять из одного слова?

Ответы:

1.«щенку» 2. Е, о, о, е, о. 3. Б, з, г, д, в, ж. 4. Заморский. 5. Между корнем и окончанием. 6. Да, нет. 7. Ромашка. 8. Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая. 9. Возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать. 10. Да.

1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»

Ответы:

1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.

2. Чем П. падеж отличается от других падежей?

3. Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.

4. Что такое «инфинитив»?

5. Какого лица и числа местоимение «вы»?

6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?

7. Какое спряжение у глагола «дышать»?