Внутригрупповые отношения студентов. Теоретическое обоснование понятия студенческая группа и коллектив

В последние годы в прикладных психологических исследованиях заметно повысился интерес к проблемам, связанным с групповой деятельностью людей. Актуальность этих вопросов прежде всего определяется практическими запросами, а также тенденциями развития больших и сверхбольших систем. Все они характеризуются некоторыми общими особенностями: большим числом составляющих их подсистем и элементов, сложной структурой, значительными потоками циркуляции информации, высоким уровнем механизации и автоматизации. Большие и сверхбольшие системы не могут обслуживаться одним специалистом, в управлении и обслуживании их, как правило, принимает участие группа специалистов. В связи с этим большой интерес представляет собой студенческая группа, где формируется и развивается будущий специалист . Групповое обслуживание больших систем выдвигает на первый план ряд проблем, которые требуют комплексного изучения совместной групповой деятельности специалистов, объединенных в различные малые группы и коллективы. Эффективность групповой деятельности в больших системах определяется уже не только и не столько характеристиками отдельных специалистов, сколько особенностями их взаимодействия между собой, психологической совместимостью, сработанностью и организованностью, распределением функций между ними, психологической структурой малых групп и так далее. Особенности групповой совместной деятельности играют большую роль в процессе выполнения работы группой специалистов в условиях непосредственного взаимодействия. Практика показывает, что в такой ситуации даже незначительные разночтения во мнениях, оценках или некоторая несогласованность в действиях могут быстро перерасти в межличностный конфликт. Групповая деятельность предъявляет требования к согласованности, сработанности, психологической совместимости специалистов. Она ставит участников во взаимосвязанные друг от друга отношения, предполагает взаимную ответственность и требует согласованности действий. Студенческая группа, имея конкретный характер групповой деятельности, который определяется ее организацией, непосредственно использует различные формы организации совместной деятельности, которые требуют от студентов постоянного взаимодействия, четкого распределения отдельных операций, согласованности и высокого уровня координации работы. Все это приводит к возрастанию значимости социально-психологического обеспечения групповой деятельности студентов. Включая это, совместная групповая деятельность людей в современных условиях характеризуется следующими обязательными компонентами : - чётким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности; - совмещением распределённых функций в пространстве и времени, то есть одновременным их выполнением различными участниками; - согласованием распределённых и совмещённых функций, то есть строгой последовательностью их выполнения по определённой программе, учитывающей деятельность каждого участника. Групповая деятельность отличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия между людьми в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуре самой деятельности. В студенческой группе наряду с групповой деятельностью присутствует индивидуальная, она оказывает большое влияние на формирование и развитие межличностных отношений, которые, в свою очередь, проецируются на учебный процесс в максимизации его результата. В индивидуальной деятельности взаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако это принципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. В групповой деятельности взаимодействие специалистов органически включено в совместную деятельность и принципиально меняет её структуру. Для описания групповой деятельности необходимо использовать такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие, согласование. Структура групповой деятельности специалистов включает следующие основные элементы : - групповая цель - это то, чего стремиться достигнуть группа в совместной деятельности, идеально представляемый ею результат. Групповая цель может быть расписана в виде более частных и конкретных групповых задач, поэтапное решение которых приближает группу к достижению общей цели; - групповой мотив - это то, что побуждает группу к совместной деятельности, непосредственная побуждающая сила; - групповое действие - это такой элемент совместной деятельности, который направлен на выполнение текущей (достаточно простой) групповой задачи. Групповые действия выполняются с помощью обще-групповых средств действий; - групповой результат - это то, чего реально достигает группа в совместной деятельности. Важнейшим моментом в организации групповой деятельности является необходимость распределения, совмещения и согласования по каждому из её основных структурных компонентов функций между всеми участниками. В соответствии с этим можно выделить некоторые признаки деятельности людей, которые по существу делают её групповой совместной деятельностью: - общность (единство) целей деятельности для её участников; - распределение и согласование конкретных задач, которые необходимо участникам деятельности выполнять совместно; - общность (единство) или согласованность мотивов участников групповой деятельности; - распределенность и согласованность выполняемых действий и операций в совместной деятельности; - общность (единство) результата совместной деятельности для группы специалистов. Рассмотрим с этих позиций студенческую группу как одну из разновидностей малых социальных групп. Для этого нам необходимо определиться с основным понятием, касающимся малой группы. Общепринятого определения не существует, разные авторы пользуются различными формами представления этого понятия, что вызывает затруднение в их идентификации. Предварительно приведём определение социальной группы, данное Я. Шепаньским в книге «Элементарные понятия социологии», и на его основе попытаемся сформулировать понятие «малой группы». Социальная группа - это объединение людей (не менее трёх лиц), основанное на общем участии в какой - либо деятельности, связанное системой отношений, которые регулируется их функциональными отношениями, а также социальными правами и обязанностями, определяемыми соответствующими институтами, члены группы обладают общими ценностями и отделены от других общностей принципами обособления . Опираясь на определение социальной группы, малой группой можно считать немногочисленную (не более 20-30 человек) по составу социальную группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично и имеют общие целевые установки. Другими словами, основным (родовым) признаком малой группы является социальная группа, а видовым отличием межличностные отношения, непосредственные контакты. Поэтому под малой группой обычно понимают малочисленную социальную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений в группе, так и особых групповых ценностей и норм поведения. К малым группам, по определению, можно отнести тот или иной производственный, научный, спортивный коллективы, небольшие воинские подразделения, учебные группы вуза и др. Проблемы взаимоотношений в малых группах рассматриваются в разделе формальных и неформальных межличностных отношений. Если формальные отношения определены должностным положением и квалификационными нормами, то неформальные - психологическим климатом в группе, внутренними мотивами, стимулами и другими факторами, определяющими психологическую сущность содержания деятельности отдельных членов группы. В малых группах, к которым относится объект исследования - студенческая группа, неформальная структура взаимоотношений может оказать столь сильное влияние на процессы их функционирования, что порой изменяет и формальные отношения между членами коллектива, влияет на качество их совместной деятельности. С другой стороны, неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой члены группы, входящее в неё, подчиняют своё поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. Однако в таких группах остаются весьма эффективно действующими межличностные взаимоотношения. Понятию «взаимоотношение» часто придают такой же смысл, какой оно имеет в повседневной речи, понимая под взаимоотношениями систему сознательных и субъективно определённых взаимодействий индивидов. Однако такое понимание несколько сужает границы описанных выше отношений индивидов в группе. Отношение - это широкое понятие, под которым подразумевается одна из форм единства предметов, явлений и свойств, в основе её лежит определённая реальная или мыслимая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. К отношениям относятся самые различные зависимости, соотношение, связи. Это и субъективные отношения (общение между индивидами) и объективные, например, производственные отношения. Межличностное общение, в соответственном понимании термина, определено исключительно личностными признаками, тягой людей к информационному и эмоциональному обменам. По своей природе межличностное общение игнорирует статус группы, что сразу обеспечивает и объясняет причинное существо её коммуникативных каналов со средой. С одной стороны, без взаимодействия, без межличностного общения индивидам не выжить, а с другой - нормы этого межличностного общения в общности пока ещё на уровне саморегулирования ограничивают свободу индивида. Говорить об абсолютном, безоговорочном принятии индивидом социальной двойственности его позиции в общности не приходится. Отсюда и внутренняя конфликтность в рассматриваемых образованиях, включая диаду и триаду. Игнорирование конфликтной двойственности позиции индивида прослеживается и в основополагающих работах В. М. Бехтерева, и в компилятивных работах М. Е. Шоу, и даже в американских работах по природе аномии. Причину недосмотра легко увидеть в личной значимости межличностного общения для каждого исследователя как человека. В этом смысле интересен взгляд К. Хорнея: «Эмоциональная изоляция - тяжёлое испытание для каждого человека, но в сочетании с предубеждённостью и неуверенностью в себе она превращается в бедствие». По существу, начиная с этого идейно-тематического момента, тенденции в исследовании малой группы разделились на два направления. После введения в типологию понятия формальной группы теория малой группы полностью отошла от второго признака общности. Родоначальником второго направления можно с уверенностью считать Коллинза, разделившего мотивы индивида в малой группе на прагматические и эмоциональные. Делая вывод из обзора определений и тенденций в исследованиях малой группы, можно сказать, что первое направление заложило фундамент гештальтпсихологии К. Левина, а второе - основы оперативного менеджмента с его социально-психологическим и экономическим направлениями. Если второй признак общности сужает свободу индивида уже на уровне представления внутреннего содержания социума, то привнесённые условия типа, внешнего статуса группы только усугубляют картину. Подход к исследованию контактных групп с точки зрения понятий группы с внешним статусом и самого внешнего статуса представляется важным уже из-за перечня феноменологических признаков, заложенных в то и другое. Во-первых, в аксиоматику феноменологии заложена несовместимость внешнего статуса и межличностного общения, что делает группу внутренне конфликтной по определению. Во-вторых, профессионально квалификационная стратификация в общем случае может не соответствовать личной структуре группы, которая генерируется межличностным общением и личностными признаками индивидов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что студенческая группа как малая группа с внешним статусом имеет ряд проблем, решение которых позволит осуществить поставленные перед высшим образованием задачи - качественную подготовку специалистов. Под ней понимают не только овладение системой знаний относительно эмпирических фактов, не только навыки технологии действий, но и овладение теоретическими принципами, выводимыми из системы научно-теоретического знания, культура мышления, эрудиция, умение внедрения достижений науки в практику. Выпускники высшей школы составляют особый слой интеллигенции. Это носители основных духовных ценностей общества и человеческой культуры.


Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной к высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.

Поскольку каждая студенческая группа в тот или иной момент находится на определенном уровне своего развития, рассмотрим критерии, по которым определяют уровень его социальной зрелости. А. Лутошкін и Л. Уманский предлагают для этого использовать такие показатели, как организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, нравственная направленность.

Организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.

Психологическая единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.

Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов. Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.

Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.

Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.

В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.

Номинальная группа . Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосередковувати отношения между ними.

Группа-ассоциация . На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.

Группа-корпорация . Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.

Важно отметить, что группа-корпорация может иметь как просоциальную так и антисоциальную направленность. Традиционно в отечественной социально-психологической литературе группы-корпорации просоциального направления определяют термином «группа-кооперация». Студенческая группа, которая находится на этом уровне развития отличается сложившейся организационной структурой, достаточно высоким уровнем сотрудничества студентов, межличностные отношения в ней имеют деловой характер. А термин «группа-корпорация» употребляется преимущественно для обозначения групп с антисоциальной направленностью, которые хотя и отличаются организационной и психологической единством, но проявляют при этом явные признаки группового эгоизма, отчуждены от других групп, противопоставляют себя им. Как видим, такая трактовка не совсем совпадает с общепринятой международной терминологии.

Отметим, что относительная автономизация группы является одним из условий ее самопродвижения к единству, к коллективу. Именно на этом этапе студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Но чрезмерная автономизация часто выступает проявлением антисоциального направления совместной деятельности.

Коллектив - следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосередковуватимуться общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Інтергрупова активность, что возникает в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Роли формальных лидеров выполняют избраны или назначены старосты, профорги и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в данном высшем учебном заведении. Сегодня, к сожалению, нет единства в определении ролевых функций формальных лидеров студенческих групп. В роли неформальных лидеров выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. От них в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы. В академической группе с высоким уровнем развития повышаются требования к каждого отдельного ее члена и особенно к лидерам.

Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий.

Первая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. Через это у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт.

Вторая стадия - индивидуализация . Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе.

Третья стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться невпевність в себе, что приводит к занижению самооценки. Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. В студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое колективістичне самоопределение. Если же группа, в которую входит индивид, имеет асоциальное направленность, то в него могут развиться соответствующие асоциальные черты.

Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление.

Действительно, в условиях самоуправления цели деятельности и личности, и группы, выходя за их пределы, делают их открытыми системами, обеспечивая тем самым их развитие. Совместная деятельность, направленная на разрешение противоречий между личностью (академической группой) и администрацией вуза (общественными организациями) приводит к формированию новых свойств и качеств личности будущего специалиста. Так, отношения ответственной зависимости, которые складываются между членами студенческого коллектива в условиях самоорганизации, способствуют становлению таких личностных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторской деятельности. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность личности в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.

Изложенное свидетельствует, что становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, к которой личность включена и в которую она интегрирована. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.

Поступая в институт, первокурсник входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Важнейшим звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступая в самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Одним из ведущих условий формирования и совершенствования коммуникативной компетентности студентов является общение в студенческой группе. Занимая определенную позицию в группе, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания и оценки, необходимые как для учебной деятельности в вузе, так и для развития профессиональных качеств. Значимость этого опыта для становления личности и будущей профессиональной деятельности студентов трудно переоценить.

С целью выявления внутригрупповых отношений современных студентов в ноябре–декабре 2007 года авторами было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 208 студентов, по 50% юношей и девушек, студентов 2 и 4 курсов дневного отделения юридического факультета Воронежского государственного университета .

Анализируя процесс развития студенческой группы, остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Сегодня этот процесс в вузе идет достаточно сложно. И поэтому отношения в студенческих группах складываются неоднозначно. Так, только 40,3% студентов ответили, что общаются со всеми своими одногруппниками одинаково. Большинство же – 51,9% – строят свои отношения в зависимости от того, как относятся к ним. Есть и такие, их 7,6%, кто предпочитает вообще не общаться с некоторыми сокурсниками.

Соответственно и отношение к себе других студентов группы все оценивают по-разному. 44,2 % опрошенных считают, что к ним относятся когда как; 40,3% сказали, что к ним относятся хорошо, 11,5% – не знают; и 3,8% воспринимают отношение одногруппников к себе как плохое.

Во многом это зависит от того, насколько члены группы соблюдают групповые нормы, регулирующие взаимоотношения между членами группы. Если члены группы исполняют требования группы, группа поощряет их – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус. Если же поведение членов группы не соответствует принятым группой нормам, то группа в большей степени ориентирована на наказание таковых. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. Как показывают исследования, принятие норм группы под давлением является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Однако проведенное исследование позволило выявить в этом отношении интересный факт. На вопрос, «Как влияют Ваши одногруппники на Вашу жизнь?», почти две трети (73,1%) ответили, что «никак»; и только чуть меньше четверти (23,1%), что «помогают», а 3,8% – «мешают». Это позволяет говорить о том, что сегодня в студенческих группах особых групповых норм и не существует: в большинстве случаев каждый в группе сам по себе. Одновременно, опрашиваемые студенты сказали, что если кому-то из одногруппников понадобиться их помощь, то они поведут себя следующим образом: большинство (61,5%) поможет, но все будет зависеть от возникшей проблемы; почти каждый пятый (19,2%) помогут всегда и безусловно; 13,4% окажут помощь в зависимости от того, кто их об этом попросит; а 5,7% современных студентов никогда никому не помогают.

Важным фактором социального поведения человека является его конформность. Ее величина зависит от ряда факторов: значимости для личности высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности); от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше их статус и авторитетность для группы – тем выше конформность членов группы); от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия; от возраста и пола человека. Так, девушки, в целом, более конформны, чем юноши. Конформность чаще всего проявляется у студентов тогда, когда в группе появляются группировки. В такой ситуации большинство (51,9%) буду относиться к той из них, в которой находятся их друзья, еще 13,4% – посмотрят на сложившуюся ситуацию. А каждый третий – 34,6% – считают, что все это несерьезно.

Для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае, по отношению к учебной группе, они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом. Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию. Таким образом, конформность – важный механизм поддержания внутренней целостности группы.

Соответственно небезынтересен вопрос о критерии выбора друзей в студенческой группе. Ровно половина (50%) студентов выбирают их в основном по схожести интересов (среди девушек этот фактор стоит на первом месте у 73%, а среди юношей – у 57,6%). Другие по материальному достатку (5,7%), по успехам в учебе (3,8%), и даже по внешности (3,8%). Более трети опрашиваемых (36,5%) выбрали вариант «другое», но никто не написал, что же это такое другое. Важно то, что сегодня в студенческой среде никто не отметил такой критерий, как «по национальному признаку». Все-таки студенческая молодежь достаточно толерантна друг к другу в этом отношении.

Поэтому и общаются 65,4% опрошенных студентов с одногруппниками в основном по интересам. Еще 9,6% – по вопросам учебы; 3,8% – по работе (в основном уже работающие студенты четвертого курса). У каждого пятого (21,1%) есть и иные поводы для общения.

Поскольку большую часть времени студенты проводят в вузе, то общаются они в основном там же. Так ответили 69,2% опрашиваемых. Другие же, их 15,4%, общаются в местах совместного отдыха. А 9,6% (это четверокурсники) – на работе. У 5,8% есть другие места для общения, но они их не назвали.

Студенты, поступая в вуз, распределяются по учебным группам. И почти все члены группы находятся в одной и той же студенческой группе на протяжении всех лет обучения. Но в групповых отношениях все ведут себя по-разному: одни – активно взаимодействуют с одногруппниками, другие – стремятся искусственно отделиться от группы, так как боятся наступления для себя неблагоприятных последствий. В таком случае можно говорить о проявлении антагонизма по отношению к группе или иным студентам. Поэтому взаимоотношения в группах складывается не так уж и гладко.

На вопрос о частоте возникновения конфликтов в студенческой группе, 28,9% ответили, что часто, но ведут себя в конфликтах все студенты по-разному. Так, 23,1% отвечавших сказали, что, несмотря на достаточно частые конфликты, они всегда стремятся придти к компромиссу. А вот 5,8% на это не идут, так как считают, что все люди разные. И только каждый десятый студент не конфликтует со своими одногруппниками, так как всегда понимает других.

Если конфликт начался, то почти половина (48%) студентов постараются справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно, без чьей-либо помощи. Другая значительная часть – 40,2% – вообще не будут принимать участия в конфликте. Лишь немногие (11,5%) будут ждать, пока конфликтная ситуация разрешится сама собой. При возникновении неразрешимых противоречий в группе поведение юношей и девушек совпадает.

Если в группе возникнут серьезные противоречия, то подавляющее большинство студентов (92,3%) все равно останутся в своей группе. Однако 7,6% перейдут в другую группу. Юноши более терпимы к групповым проблемам, чем девушки, поэтому 96,1% юношей и намного меньше – 88,5% – девушек, несмотря ни на что, останутся в своей группе. Соответственно 3,9% юношей и 11,5% девушек предпочтут переход в другую группу. Важно отметить, что никто из студентов в данной ситуации не покинет учебное заведение, так как не допускают возможности отказа от обучения из-за возникновения конфликта.

Важную роль в студенческой группе играет староста. В целом студенты относятся к нему положительно (74% девушек и 58% юношей). Более того, некоторые студенты ответили, что являются их лучшими друзьями (15,3% девушек и 11,5% юношей). Но, тем не менее, почти каждый четвертый юноша (24%) отвечал, что староста недостаточно хорошо справляется со своими обязанностями. У девушек этот показатель ниже – всего 7,7%. Однако лишь небольшое количество студентов хотели бы взять на себя обязанности старосты (3,8% девушек и 7,7% юношей). По 3,8% студентов 2 и 4 курсов хотели бы занять место старосты. 73,1% студентов 4 курса и 65,4% – 2 курса относятся к старосте хорошо.

Для студентов и молодежи характерно интенсивное и разноплановое общение (с другими студентами, с преподавателями, другими людьми) как в учебное, так и во внеучебное, свободное время. В ходе исследования выяснилось, что впервые студенты начали общаться при поступлении (57,6% юношей и 42,3% девушек). Также многие студенты познакомились на занятиях (26,9% юношей и 15,5% девушек). Много и тех, кто знал друг друга до обучения в ВУЗе: 23,1% юношей и 15,5% девушек. Немного тех, кого познакомили друзья – 11,5% и 7,7% соответственно.

В итоге можно сказать, что студенческая группа – это такая общность, в которой молодые люди взаимосвязаны длительным учебным процессом. Но на их отношения оказывает влияние не только учебная деятельность, но и то, что представляет из себя каждая студенческая группа.

Примечание:

  1. Программа и инструментарий социологического исследования, анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации подготовлены и проведены авторами.

Особенности формирования и развития личности студента в условиях высшей школы

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации (А. Вербицкий, Ю. Попов, Е. Андресюк).

Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.



2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

· Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

· Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

· Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

· Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

· Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Студенческая группа, этапы развития и их характеристика

Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно -- значимой работы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

· Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

· Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

· Автономия – обладает четкой структурой, внутренним единством, также структура группы препятствует приему новых членов и выходу из группы старых членов.

· Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

· Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Этапы формирования коллектива

1) притирка

2) конфликтная фаза

3) стадия разрешения конфликта

4) стадия комфортного существования

Структурные компоненты – лидер, актив, пассив

· Лидер – студент, берущий на себя ответственность принимать решения, влияющие на всю группу, к мнению которого прислушиваются и волю которого исполняют.

· Актив – часть группы, которая активно участвует в жизни группы, факультета, ВУЗ-а. эта часть группы вдохновляется лидером.

· Пассив – обычно большая часть группы, которая не принимает активного участия в жизни группы, ВУЗ-а. Пассив делится на две подгруппы – участвующий пассив, который принимает участие в некоторых крупных мероприятиях, присутствие на которых необходимо; и так называемый «балласт» - меньшая часть, члены которой абсолютно пассивны и мало коммуникабельны.

Психологические особенности студенческой группы.

Термин "студенчество" означает социально профессиональную группу, включающую учащихся высших учебных заведений .

Процесс обучения заключается не только в получении знаний и приобретении опыта͵ связанного с будущей профессией, но и в самореализации, практике межличностных отношений, самовоспитании. Несомненно, период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Под социализацией принято понимать ʼʼпроцесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта͵ осуществляемый в общении и деятельностиʼʼ . В студенческом возрасте задействованы всœе механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента͵ и подготовка к овладению новой социальной роли, связанной с будущей профессией, и механизмы социального влияния со стороны преподавателœей студенческой группы. Так как студенческий возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, свободе выбора жизненного пути и идеалов, независимости, обучение в вузе является мощным фактором социализации личности студента.

Характеристика студенческого возраста во многом зависит от социально – экономического уровня развития страны и условий, сложившихся на данный момент на рынке труда. Угроза остаться невостребованными на рынке труда характерна для всœех студентов нашего поколения. Образование студенты понимают как ресурс для освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса. Основными мотивами выбора какой-либо специальности являются: успех, образованность, престижность будущей профессии. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Молодежь пытается, как можно раньше, опробовать эти жизненные стратегии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, востребованность тех или иных специальностей на рынке труда во многом обуславливает мотивацию и специфику выбора выпускниками школ будущей профессии . Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в данном возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целœеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юноши и девушки в данном возрасте пытаются разобраться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях возможностях .

Юность – пора самоанализа и самооценок. На данном этапе происходит сравнение ʼʼЯ идеальногоʼʼ с ʼʼЯ реальнымʼʼ. Отсутствие объективности в данном сравнении может вызвать у юноши внутреннюю неуверенность в себе, чувство непонятности, которые могут сопровождаться внешней агрессивностью или развязностью. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределœений. В случае если юноше на данном этапе не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, что может вызвать ряд проблем в последующем развитии личности .

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта͵ и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения базовых социогенных потребностей человека, ᴛ.ᴇ. благоприятный период для развития человека как личности .

По этой причине в современной педагогике и психологии начинает преобладать подход к воспитанию не как к формированию личности в соответствии с господствующим идеалом в обществе, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта͵ устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек и особенности других референтных групп. Поведение людей в группе отличается от их индивидуального поведения. За счёт формирования и подчинœения групповым нормам и ценностям поведение членов группы становится схожим, однако возможно и обратное влияние. Отдельный член группы, как личность, может оказывать мощное влияние на всю группу в целом. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, выдвижения лидеров, распределœения групповых ролей и т.п. Все эти процессы оказывают сильное влияние на личность студента͵ на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. По этой причине очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности.

Исследователями выявлено, что уровень успеваемости и положение студентов в учебной группе зависит от уровня сформированности межличностных отношений в ней. Доказано, что студенту легче учиться в группе с более дифференцированной и более устойчивой структурой взаимоотношений. Деятельность студенческой группы выступает той основой, на которой складываются взаимоотношения между ее членами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, знание индивидуальных особенностей студента͵ на базе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. По этой причине очень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив, и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.

Студенческая группа, как и любая другая малая группа, может расти и развиваться. В своей концепции группового развития Л.И. Уманский выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; групповая подготовленность в определœенной деловой сфере и психологическое единство группы. По данным параметрам так же можно выявить уровни развития студенческой группы.

С точки зрения Ю.М. Кондратьева, говоря о становлении студенческой группы, крайне важно, главным образом охарактеризовать первый, третий и пятый курсы. Это обусловлено тем, что группы первокурсников бывают оценены как группы ʼʼстановящиесяʼʼ, учебные группы третьекурсников – как группы относительно ʼʼзрелыеʼʼ, а учебные группы пятикурсников бывают условно обозначены как группы ʼʼумирающиеʼʼ, ᴛ.ᴇ. окончательно завершающие свою жизнедеятельность .

По мнению же С.А. Багрецова большую роль в развитии группового субъекта играет общение. Общение и деятельность – самостоятельные формы групповой активности, но они тесто связаны между собой.

Отмечается, что ʼʼсубъективность группы в сфере общения проявляется в стремлении её членов принадлежать к ней не формально, а психологически иметь близкую психологическую дистанцию друг с другом, свою общность, участвовать в совместных действиях, испытывая при этом положительные эмоции.

Становление учебной группы, как субъекта общения создает внутренние предпосылки для дальнейшего ее превращения в субъект деятельности и взаимоотношений. ʼʼВзаимоотношения в малой группе – сложное образование. В их структуру входят формальные и неформальные, деловые и личные, лидерские, референтные отношенияʼʼ . И на этой базе выделяются свойства группового субъекта взаимоотношений: сплочённость, как приверженность к группе ее членов, референтность и соподчинœенность.

Основываясь на подходах Ю.М.Кондратьева и С.А. Багрецова, можно дать следующую характеристику базовых этапов развития учебных групп в вузе :

Первый курс. Группа выступает как субъект общения. На высоком уровне развиты эмоциональная и волевая стороны. Проявляется направленность на формирование кооперативного типа взаимодействия. Начинает формироваться групповое сознание и самосознания, а также перцептивное единство. Наблюдаются средние показатели психологической дистанции. Ещё не сформированы целœенаправленность и мотивированность, то есть отсутствуют единые цели, нет общего побуждения к совместной деятельности. Отсутствует чёткое распределœение задач, функций, обязанностей, прав и ответственности. Наблюдается отсутствие лидеров, но большое количество аутсайдеров (это объясняется недостаточным знанием ценностных ориентаций и личностных особенностей друг друга). Деловое лидерство преобладает над эмоциональным .

Высокостатусные первокурсники при оценке и сравнении своих соучастников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. Среднестатусные первокурсники стараются не различать себя с высокостатусными, но в это время подчёркивают свою несхожесть с аутсайдерамиʼʼ. Низкостатусные первокурсники, легко различают статусное неравенство между высокостатусными и среднестатусными, не признают своё несходство с неофициальными лидерами.

Второй курс. Группа выступает как сформированный субъект совместной деятельности. Адаптационные процессы уже завершены, но целœенаправленность и структурированность ещё развиты недостаточно. Доминирует не общение, а взаимоотношения, что является характеристикой групп с низкой эффективностью. При этом взаимоотношения не обязательно благополучны.

Факт поступления в вуз укрепляет веру студентов в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределœении. При этом случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности .

Третий курс. В это время начинается делœение на специализации, что способствует усилению учебного процесса, увеличению групповых форм учебной работы. В группах доминируют интегративные процессы, что создаёт психологическое и организационное единство в группах. Теперь доминирует фактор общения. На этом этапе группу можно охарактеризовать как сформировавшийся субъект совместной деятельности. Снижается референтность учебных групп для их членов. Складывается авторитет официальных лидеров.

Высокостатусные третьекурсники, так же как и высокостатусные первокурсники, при оценке и сравнении своих участников между собой жестко ориентируются на своё статусное превосходство. В то же время в ряде случаев неофициальные лидеры и условиях ʼʼзрелыхʼʼ групп при оценке соучастников подчёркивали свою схожесть с некоторыми среднестатусными студентами (группа поддержки конкретного неофициального лидера) и низкую несхожесть с конкретными, такими как они высокостатусными членами группы – конкурентами. Среднестатусные студенты третьекурсники являются явными приверженцами способа оценивания соучастников через призму их принадлежности к тому или иному интрагрупповому статусному слою. ʼʼАутсайдерыʼʼ проявляют ещё большую готовность рассматривать своих соучастников через призму статусной принадлежности, чем их среднестатусные одногрупники .

Четвёртый курс. Доминируют взаимоотношения, перестраиваются отношения по симпатиям, носящее более индивидуальный характер, что связано с приближающимся окончанием обучения в вузе. Субъектность групп в сфере деятельности выражена слабо.

Пятый курс . Субъектность групп в общении выражена слабо. Направленность на общение отсутствует. Перцептивное единство, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность снижены. Наблюдается выраженная критичность в самовосприятии групп пятикурсников, что выражается в занижении групповых самооценок. Система взаимоотношений в группах постепенно распадается. Повышается привлекательность собственных групп, пятикурсников удовлетворяют группы, не предъявляющие к ним высоких требований, допускающую низкую сплочённость, позволяющие каждому из них достигать собственные цели и реализовать собственные интересы, независимо от своей общности, обеспечивающие психологическую независимость .

Высокостатусные и среднестатусные пятикурсники, являясь членами завершающих свою жизнедеятельность студенческих сообществ, ориентируются на интрагрупповую статусную иерархию, оценивая своих соучастников лишь в тех случаях, когда дело касается ʼʼаутсайдеровʼʼ. Низкостатусные студенты этих групп вообще не учитывают при одиночном сравнении соучастников наличие интрагрупповой неформальной статусной иерархии.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нужно подчеркнуть, что на каждом уровне развития, студенческая группа обладает определœенными психологическими особенностями, которые, несомненно, влияют на успешность совместной деятельности группы, взаимоотношения в ней. Группа может проявлять себя либо субъектом общения, либо субъектом взаимоотношений, либо субъектом деятельности, а также возможны сочетания.

Также отношения между членами группы во многом зависят от климата в группе, в связи с этим важно изучить социально-психологический климат каждой группы и узнать по каким параметрам определяется его благоприятность.

Психологические особенности студенческой группы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психологические особенности студенческой группы." 2017, 2018.