Возникновение государственности у славян. Образовательный портал
















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.









Назад Вперёд
















Назад Вперёд










Назад Вперёд













Назад Вперёд




















Назад Вперёд

Цель урока:

  • рассмотреть процесс становления Древнерусского государства,
  • сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, познакомить с причинами и значением принятия христианства на Руси.
  • Оборудование: пособие “История России в портретах и иллюстрациях с IX века до 30-ых гг. XII века” представлено на каждую парту, учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов “Окружающий мир” 3 класс. (“Моё Отечество”) интерактивная доска, презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент: Настрой учащихся на работу.

    Прозвенел звонок, и мы начинаем урок. Давайте постараемся сделать так, чтобы нам было комфортно от нашего общения, приятно за наши знания, удивительно за наши старания.

    2 слайд – План урока

    1. Актуализация знаний.

    Слайд № 3 – “Славяне пришли и сели по Днепру”

    Вопросы к классу

    Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    Что нового мы узнали из этой темы?

    Теперь мы знаем, что нашими предками были восточные славяне.

    Рассматриваем карту расселения славянских племен.

    Учащиеся отвечают на следующие вопросы (умение извлекать информацию из исторической карты):

    Покажите на карте места расселение древлян, полян, дреговичей, кривичей и радимичей, и объяснить, почему так назывались эти племена.

    В летописи записано: “Славяне пришли и сели по Днепру”.

    Как вы понимаете это высказывание летописца? (Ответ детей основывается на знаниях о природных зонах, географическое положение и значение реки из курса “Окружающего мира” за 2 класс)

    Как вы думаете, существовал ли торговый путь по Днепру до прихода славян?

    (За долгодо прихода славян по Днепру уже проходило торговое сообщение между варягами и греками)

    Как вы считаете, славяне включились в эту торговлю или остались равнодушными?

    Путь “из варяг в греки” - торговый путь из Балтийского моря в Чёрное море.

    Давайте рассмотрим “путь из варяг в греки”.

    Совместно с детьми находим торговый “путь из варяг в греки” . (показываем путь по карте на интерактивной доске)

    Находим Варяжское море (Балтийское) и начинаем путешествие на ладье варягов.

    Слайд №5 – Путешествуем по карте

    Прослеживаем: По каким рекам, озерам и морям проходит водный торговый путь.

    Почему приходилось плыть вверх по течению? (Работа по карте)

    Ответ учащихся: река Волхов впадает в Ладожское озеро, река Ловать впадает в озеро Ильмень

    Какой город – племенной центр ильменских славян возник на берегах Волхова? (Новгород)

    Учитель: Как попасть заморским гостям из одной реки в другую?

    Учащиеся находят подсказку – “волок”.

    Волок – участок между двумя судоходными реками, через который в старину перетаскивали судно для продолжения пути.

    Слайд №6 – Почему город Смоленск так назвали?

    Ладьи после переволакивания надо было ремонтировать?

    (Там, где древние купцы смолила свои суда, перед тем как плыть к Киеву, находится Смоленск, главный город славянского племени кривичей)

    Какой самый южный город восточнославянского мира расположен на Днепре?

    По карте учащиеся находят Киев.

    Учитель: Киев был ключевым сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые ладьи отовсюду с Волхова, с Западной Двины, Верхнего Днепра и его притоков.

    Слайд № 7 – Как вы думаете, почему варяги-купцы считали трудным путь после Киева вниз по течению Днепра?

    Наводящий вопрос-подсказка: Что препятствовало передвижению ладьи на севере в бассейне рек: Ловать и Западная Двина. (Работа по карте) (Волок)

    Пояснение учителя:.

    После Киева Днепр течет по степи и в нижнем течении Днепра были пороги.

    Днепровские пороги – каменистое возвышение речного дна, ускоряющее течение и затрудняющее судоходство.

    Это место, где степняки-кочевники часто нападали на купеческие караваны судов.

    Кто сможет сказать, какое значение имел торговый путь для Руси?

    Русские купцы часто бывали в Константинополе и видели устройство государства в Византийской империи.

    Вывод. Проходивший по Днепру торговый “путь из варяг в греки” стал источником богатства и процветания русских городов, находившихся на перекрестках оживленных дороги прошлого. Возникает необходимость охраны от врагов.

    Постановки проблемы урока.

    Предпосылки для создания государства у восточных славян.

    Что такое государство? (Опора учащихся на знания темы № 3 “С чего начинается Родина”)

    Слайды № 8–9 – Почему на славянской территории не возникло подобное государство в VII–VIII вв.?(Подводим учащихся к мысли, что создания государства необходимы определенные условия)

    Работа по группам (заполнение таблицы) (Приложение 1)

    Проверка заполнение таблицы по группам

    Слайд № 10 – Общественное расслоение восточных славян.

    Начинаем рассматривать условия образования государства на земле Древней Руси.

    Мы знаем из учебника, что славянское племя состоит из родов или по-другому родовых общин.

    Выделяется князь и бояре.

    В начале IX в. в южных степях появились грозные кочевники печенеги.

    Для защиты от набегов кочевников-степняков, что должно было делать славянское племя? (Появление военной дружины)

    Кто стал во главе этой военной дружины?

    В IX в. в жизни славян все больше стала играть торговля.

    Как назвали людей, главным занятием которых стала торговля? (Купцы)

    Чем могли торговать русские купцы?

    Кто производил русские товары – ткани, посуду, оружие, ювелирные украшения? (Ремесленники)

    Учитель: В городах власть перешла к князьям, которые устанавливали и поддерживали порядок. Постепенно города подчинили себе окрестные территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. Так возникли княжения, которые признавали власть единого князя.

    Слайд №11 – Физ. минутка

    Слайд №12 – Общая военная угроза исходила

    Общая военная угроза, которая исходила от степняков- кочевников на юге и викингов на северо-западе, от угров на юго-западе, и междоусобицы среди племен заставляло князей объединяться, создавать государство.

    Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

    Слайды № 13 – Основатель княжеской династии

    Слайд № 14 – Княжение Аскольда и Дира в Киеве

    Слайды № 15 -16 – Образование двух государственных центров

    Чтобы доказать, что в IX в. сформировались два государственных центра: в Киеве и Новгороде мы по группам будем заполнять схему. Одна группа представляет Новгород, а другая – Киев.

    Каждая группа заполняет свою графу на карточке. Учащимся предлагается открыть пособие и найти ответ по карте

    Групповая работа по карточкам.(Приложение 2)

    К какому выводу мы пришли?(Высказывание учащихся)

    Вывод: Что на земле восточных славян в IX веке сформировались два государственных центра. В IX веке мире восточных славян сложились предпосылки для перехода на новую ступень цивилизации и создания государства.

    Слайд № 17 – Образование Древнерусского государства - Киевская Русь

    В 879 г. Рюрик умер. Его сын Игорь был еще слишком мал, поэтому власть в Новгороде принял родственник Рюрика – Олег.

    Олег решил завладеть “путем из варяг в греки” и объединить все восточнославянские племена.

    В 882 г. Олег взял малолетнего Игоря и во главе дружины двинулся в поход на юг по Днепру.

    Хитростью, захватив Киев и убив Аскольда и Дира, Олег объединил Новгород и Киев. Так в 882 году были объединены в составе единого государства северные и южные земли Руси, простиравшиеся от Ладоги до низовьев Днепра.

    Запись в тетради.

    В 882 г произошло образование единого древнерусского государства – Киевская Русь. Столицей стал город Киев. Правителем Древнерусского государства стал Великий киевский князь Олег.

    Слайд № 18 - Почему возникает государство на Руси?

    1. Развиваются орудий труда

    2. Развивается торговля. (Торговый путь “из варяг в греки”)

    3. Развитие орудий труда приводит к появлению социального, или общественного, неравенства.

    4. Развитие определенного уровня жизни людей.

    5. Государство почти всегда возникает там, где необходима защита границ от каких-то внешних угроз

    Слайд № 19 – Почему Олег объявил столицей государства – Киев?

    Слайд № 20–21 – Первичное закрепление

    Теперь ученикам раздаются карточки с таблицей, которую они заполняют. После это идет обсуждение между группами. (Приложение 3)

    Слайд № 22 – “И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами”.

    Слайд № 23 – Как первые князья управляли Русью?

    Князь, управляя Киевской Русью, опирался на какую военную силу? (Дружина)

    Кто ему помогал управлять Древней

    Слайд № 24 – Признаки государства IX–X вв.

    Групповая работа по таблице. (Приложение 4)

    Слайд № 25 – Что такое государство?

    Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.

    Слайд № 26 – “Пути большого полюдье”

    Что такое полюдье?

    Полюдье – ежегодный сбор дани киевскими князьями с подвластных земель.

    Какое время года сбора дани? (Зима)

    Что такое дань?

    Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

    Какие продукты и изделия и товары отдавала князю русские люди?

    (Лен, меха, мед, воск, рыба….)

    Слайд № 27 – Поход Великого князя Олега с дружиной на Царьград и заключение договора о беспошлинной торговле с Византией.

    Управляя Киевской Русью, Олег опирался, на какую воинскую силу? (Дружину)

    За счет чего жила дружина князя? (военной добычи, торговли и полюдья)

    В чем причина похода Олега с дружиной на Царьград?

    Дружина – вооруженный отряд князя.

    Царьград - так на Руси называли столицу государства Византии КонстантинопольРусью.

    Слайд № 28 – Физ. минутка

    Дружно встали.
    Раз! Два! Три!
    Мы теперь богатыри!
    Мы ладонь к глазам приставим,
    Ноги крепкие расставим.
    Поворачиваясь вправо
    Оглядимся величаво,
    И налево надо тоже
    Поглядеть из-под ладошек.
    И направо и ещё
    Через левое плечо.

    Слайд № 29 – Судьба князя Игоря.

    Сколько совершил походов Игорь на Византию?

    Назовите даты походов. (1 поход в 941 г. – закончился неудачей, 2 поход в 944 г. – заключением взаимовыгодного договора.)

    Почему князь Игорь вернулся в город Искоростень?

    В летописи записано: “Если повадился волк к овцам, то выносит все стадо”. Кому принадлежит это высказывание?

    Что произошло между жителями г. Искоростень и дружиной князя Игоря?

    Слайд № 30 – Мудрая правительница Ольга”

    Месть Ольги древлянам.

    “Хочу мстить за обиду мужа своего”.

    В летописи говорится: “Пошла Ольга с сыном своим и дружиной по древлянской земле, устанавливая распорядок дани и налогов”. Отныне все племена, подчинявшиеся Киеву, стали платить строго определенное количество дани.

    Погост – место сбора налогов при первых русских князьях.

    Подати – платежи продуктами, деньгами.

    Урок – для каждой общины был установлен определенный размер дани.

    В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь. Константинопольский патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный

    Слайд № 31 – Князь Святослав – настоящий древнерусский витязь

    Кто был первым знаменитым правителем-завоевателем на Руси? (Домашнее задание – расскажи о военных походах князя Святослава, и как они повлияли на развитие Древнерусского государства)

    К началу княжения Святослава Киевская Русь представляла собой вполне оформившееся государство – с разработанной системой сбора дани.

    Какой русский князь, начиная войну, посылал врагам предупреждение: “Иду на Вы”?

    Что обозначало выражение “Иду на Вы”?

    С какими кочевниками в 964-967 гг. вел войну Святослав?

    Где погиб Святослав?

    Слайд № 32 – Борьба за престол

    Князь Святослав разделил землю между своими сыновьями.

    В 972 г. Святослав умер, и скоро братья перессорились между собой, и пошли друг на друга войной.

    Началась первая усобица на Руси. В борьбы Олег и Ярополк погибли.

    В 980 г. Владимир становится единовластным правителем Руси.

    Слайд № 33 – Укрепление обороны Руси

    Русь испытывала все более сильный натиск кочевников – печенегов.

    Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках.

    Слайд № 34 – Укрепление Обороны Руси

    Когда пришли впервые грозные кочевники-печенеги на Русскую землю? (В 968 году осада печенегами Киева)

    Как князь Владимир укрепил границу государства, чтобы предотвратить набеги печенегов? (Построил крепости и заставы)

    Как шло сообщение между заставами? (сигнальные костры на башнях)

    В какой сказке Пушкина это описано? (“Сказка о золотом петушке”)

    Слайд № 35 – Укрепление Древнерусского государства при правлении князя Владимира

    Почему с именем князя Владимира связано большинство русских былин?

    В былинах Владимир предстает как борец против кочевых племен, покровитель богатырей, щедрый правитель. Это связано с теми огромными организационными мероприятиями по защите границ, которые предпринял Владимир, что и отложилось в народной памяти.

    Каких русских богатырей вы знаете из русских былин?

    Где вы считаете, на данном рисунке изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович?

    Слайд № 36 – Религиозные реформы

    Укрепление языческой веры (986 г.)

    Какой религии поклонялись славяне?

    Каких языческих богов вы знаете?

    По приказу Владимира у княжеского дворца были поставлены языческие идолы. Но укрепить язычество пантеоном главных богов не удалось.

    Заставить по-новому верить в старых богов было трудно, а в прежнем виде язычество не устраивало власть. Почему?

    Пантеон языческих богов (980) не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Слайд № 37 – Религиозные реформы

    Православное христианство. Католическое христианство. Ислам. Иудаизм.

    Слайд № 38-39 – Почему князь Владимир отказался от язычества и выбрал именно православное христианство?

    Слайд № 40 – Почему князь Владимир отказался от язычества и выбрал именно православное христианство? (Высказывание детей)

    Единой стране требовалось и единая религия. До 10 века восточные славяне покланялись языческим богам. В Европе в это время повсеместно утвердилось христианство. На Руси тоже появились христиане, и даже великая Ольга, бабка Владимира приняла новую веру и крестилась. Учитывая все это, Владимир Святославич по совету многих своих приближенных тоже решил стать христианином и крестить своих подданных.

    Слайд № 41 – Укрепление Древнерусского государства при правлении князя Владимира

    В каком веке языческая Древняя Русь стала православной страной - христианской?

    Как проходило крещение Руси? (Рассматриваем иллюстрацию)

    Найдите князя и княгиню во время крещения киевлян?

    Какие священники осуществляли крещение русских людей? (Греческие)

    Запись в тетради.

    988 г. принятие христианства на Руси.

    Слайд № 42 – Значение принятия христианства на Руси

    1. Укрепило государство и власть князя;

    3. Способствовало приобщению Руси к византийской культуре

    На Руси началось каменное строительство

    Десятинная церковь является первой каменной церковью Киевской Руси, которая была возведена византийскими и русскими мастерами в честь Рождества Богородицы в 988-996 годах. Князь Владимир выделил на содержание и строительство храма десятую часть своих доходов – десятину (отсюда и произошло название Десятинной церкви). Владимир перенес прах своей бабушки княгини Ольги в Десятинную церковь.

    Слайд №43 – Итог урока

    Теперь вы знаете, что в конце X века во время княжения Владимира на Руси было принято христианство. Это новая религия пришла на смену язычества. После её принятия много хорошего вошло в жизнь людей, стремившихся соблюдать заповеди православной веры. Итоги правления Владимира: при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.

    Слайд № 44 – Домашнее задание

    Слайд № 45 – 47 список использованной литературы

    Слайд № 48 – справка

    Презентация № 1 Когда на Руси появилось государство?

    Презентация № 2 Главные события в жизни первых князей

    Презентация № 3 Первые князья

    Презентация № 4 Правители Руси кроссворд

    Презентация № 5 Древняя Русь кроссворд

    Презентация № 6 Термины

    Образовательные - выявить разницу в жизни восточных славян до появления государства и после его образования, определить время образования Древнерусского государства.

    Развивающая - продолжить работу по формированию умения анализировать исторический текст, делать выводы, выделять главное и второстепенное, расширять и углублять знания учащихся, развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся.

    Воспитательная - формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

    Задачи урока:

    • Закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии их свойств, действий, отношений;
    • Развивать умственные действия в процессе анализа объектов;
    • Развивать информационную культуру, представлять информацию в разных видах;
    • Сформировать представление о Древнерусском государстве и времени его образования;
    • Научить соотносить историческое событие с определённым этапом в развитии государства;

    Используемые педагогические технологии, методы и приемы : урок построен на проблемно - диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся (основные технологии ОС «Школа 2100»).

    Применены разнообразные формы работы : индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, таблица «Река времени Российской истории», «Волшебные линеечки» для оценивания знаний учащихся.

    Ход урока:

    I .Организационный момент.

    Ребята, сегодня на уроке истории у нас присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку истории?

    II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

    В какой стране мы с вами живём? (Россия )

    Можно ли нашу страну назвать государством? Почему?

    Так что же такое государство?

    - Как раньше называлась наша страна?(Русь)

    А когда на Руси появилось государство?

    III. Сообщение темы урока .

    Вот сегодня на уроке истории мы и узнаем, когда на Руси появилось государство.

    IV. Объяснение нового материала.

    - На территории нашей Родины жили восточные славяне, которые являлись нашими предками. Посмотрите на карту, где зелёным цветом обозначена территория, которую занимали племена, входящие в группу восточных славян. Располагалась эта территория между Балтийским и Чёрным морями.

    А что такое племя? (Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка)

    А что такое род? (Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками)

    Какие племена изображены на карте? (Древляне, поляне, кривичи, вятичи, радимичи и др.)

    Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне? (По берегам рек и возле леса)

    Что давал лес людям? (Дрова для отопления, брёвна для строительства, добыча пищи-охота, добыча мёда диких пчёл - бортничество)

    А река? (Рыбу - рыболовство )

    Для чего ещё была нужна река? (Для того чтобы передвигаться по ней: зимой по льду, а летом на лодках)

    Чем ещё заняты славяне на иллюстрации? (Пасут скот, значит, развито скотоводство)

    А где ещё брали пищу славяне, как вы думаете? (Выращивали сами, значит, развивалось земледелие)

    А теперь зайдём в гости к одной славянской семье. Посмотрите, чем заняты члены семьи? (Девочка готовит пищу.)

    А в чём она готовит? (В посуде)

    Откуда они её брали? (Изготавливали сами )

    Кто изготавливает посуду из глины? (гончар)

    Чем ещё заняты члены семьи? (Глава семьи рубит дрова топором, хозяйка несёт в дом еду)

    Обратите внимание, у топора и сохи есть металлические части, значит, какое ремесло развивалось? (кузнечное)

    А во что они одеты? (В одежду ) Откуда они её брали? (Сами шили ) Из чего? (Из ткани, которую сами ткали ) Совершенно верно, возле женщины мы видим ткацкий станок.

    Откройте свои рабочие тетради на странице 10 и выполните задание 1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    Проверяем.

    -«… Текла река в лесах, в лугах,

    Ладьи скользили по теченью

    А на высоких берегах

    Виднелись тут и там селенья…

    Н.Кончаловская.»

    Куда могли плавать восточные славяне? (На рыбалку )

    Для рыбалки такая ладья была великовата. А перевозили на них товары для продажи. Торговля была делом опасным и прибыльным. Поэтому для охраны своих судов торговцы или гости стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Торговля способствовала появлению городов. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. И для усиления могущества своих городов князь с дружиной собирал дань с этих территорий, которое называлось полюдье.

    Внимательно посмотрите на карту и назовите соседей восточных славян. (Варяги и хазары )

    Правильно. Это были достаточно воинствующие соседи, и они постоянно нападали на территорию славян. Как вы думаете, почему они это делали? (Чтобы захватить территорию, поживиться добром )

    Какой вывод мы можем сделать? (Общая военная угроза, которая исходила от хазаров на юге и варягов на северо-западе заставляла князей объединяться, создавать государство.)

    Одним из крупных городов был Новгород, в котором княжил князь Олег.

    Ответ на вопрос, чем знаменит великий князь Олег, вы найдёте в учебнике на странице 30.

    V. Итог урока.

    Когда на Руси образовалось Древнерусское государство? (В 882 году )

    VI. Домашнее задание.

    К огда на руси появилось государство

    работу выполнил ученик 4-б класса Жестовский Дима 10.02.10

    Р усские далеко ни сразу сложились в единую нацию. Их предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы. Каждое племя называлось по-своему: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др.

    10.02.10 4 В древности восточные славяне обитали в лесных областях между реками Днестром и Днепром. Затем они стали продвигаться на север, вверх по Днепру. Земля эта была покрыта дремучими лесами, а среди лесов текли глубокие реки. По берегам этих рек и любили селиться славянские племена.

    Славяне жили племенами - союзами родов, т. е. в одном поселке жители были связаны родственными узами и происходили от одного и того же предка.

    Главным занятием славян было земледелие. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Нелегко было возделывать землю, особенно в лесной полосе: здесь ее надо было сначала отвоевать у леса.

    Кроме земледелия древние славяне также занимались разведением домашнего скота - овец, коров и свиней, охотились на разных зверей, ловили рыбу. Очень важным в хозяйственном отношении занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.

    Жили они в наземных столбовых домах или полуземлянках, где устраивались каменные или глинобитные очаги и печи. В полуземлянках обитали в холодное время года, а в наземных постройках - летом.

    Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности, а устраивали среди жилищ очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Скамьи, столы и вся домашняя утварь делались из дерева.

    Из звериных шкур делали одежду для студеных зим. На ноги обыкновенно надевали лапти, позже научились делать и кожаную обувь. А летом, когда было тепло, мужчины носили только рубахи да штаны. Если приходилось им в жаркую пору сражаться, то снимали и рубаху, бились полунагие. Вместо рубахи часто накидывали на плечи кусок грубой ткани вроде плаща. Женская одежда - более длинные рубахи и такие же плащи, как у мужчин.

    Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой. Бог солнца назывался Даждьбогом, бог ветра - Стрибогом, бог грозы- Перуном. Богов надо было задобрить, принести им жертву.

    Древние славяне поклонялись своим богам и приносили им жертвы на специальной круглой площадке – капище. Посередине капища стояли идолы – деревянные изображения богов.

    Постепенно в общественной жизни славян происходят важные изменения. Более тысячи лет назад славянские племена начинают объединяться, появляются богатые, защищенные крепостными стенами города.

    В каждом городе власть переходит в руки военных вождей - князей.

    Не было мира между племенами, притесняли их соседи,князья обороняли свои земли и воевали друг с другом.

    В 882 году новгородский князь Олег, у которого была самая сильная дружина, объединил большинство племён. Своей столицей он избрал город Киев. Так возникло Древнерусское государство.

    Один князь – одна вера. Ещё через сто лет,в 988 году великий князь Владимир Святославич повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру в единого бога Иисуса Христа. Этот шаг был им сделан для сплочения разноплемённых жителей своего государства.

    По всей стране стали уничтожать старых идолов, а на их месте возводить новые храмы. В столице государства – Киеве – был построен храм Святой Софии – Премудрости Божьей, самый красивый в то время храм Древнерусской земли.

    Согласно распространенной версии, основы государства на Руси были заложены варяжской дружиной Рюрика, призванной славянскими племенами на княжение. Однако норманская теория всегда имела много противников.

    История вопроса

    Считается, что норманская теория была сформулирована в XVIII веке немецким ученым при Петербургской академии наук Готлибом Байером. Однако столетием ранее впервые ее озвучил шведский историк Петр Петрей. В дальнейшем этой теории придерживались многие крупные российские историки, начиная с Николая Карамзина.

    Наиболее убедительно и полно норманская теория была изложена датским лингвистом и историком Вильгельмом Томсеном в труде «Начало Русского государства» (1891), после чего скандинавские истоки русской государственности считались фактически доказанными.

    В первые годы советской власти норманская теория утвердилась на волне роста идей интернационализма, однако война с гитлеровской Германией повернула вектор теории происхождения Русского государства от норманизма к славянской концепции.

    Сегодня преобладает умеренная норманская теория, к которой вернулась советская историография в 1960-е годы. В ней признается ограниченный характер влияния варяжской династии на зарождение Древнерусского государства и акцентируется внимание на роль народов, проживавших к юго-востоку от Балтийского моря.

    Два этнонима

    Ключевые термины, которыми оперируют «норманисты» – «варяги» и «русь». Они встречаются во многих летописных источниках, в том числе в «Повести временных лет»:

    «И сказали себе [чудь, словене и кривичи]: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву» И пошли за море к варягам, к руси».

    Слово «русь» для сторонников норманской версии этимологически связано с финским термином «руотси», которым традиционно обозначались скандинавы. Так, лингвист Георгий Хабургаев пишет, что из «Руотси» может чисто филологически образоваться название «Русь».

    Филологи-норманисты не проходят мимо и других похожих по звучанию скандинавских слов – «родсов» (швед. «гребцы») и «Рослагена» (название шведской провинции). В славянской огласовке, по их мнению, «родсы» вполне могли превратиться в «русов».

    Однако существуют и другие мнения. Например, историк Георгий Вернадский оспаривал скандинавскую этимологию слова «рус», настаивая на том, что оно происходит от слова «рукхс» – названия одного из сармато-аланских племен, которое известно как «роксоланы».

    «Варягов» (др. скан. «Væringjar») «норманисты» также идентифицировали со скандинавскими народами, делая акцент то на социальном, то на профессиональном статусе этого слова. Согласно византийским источникам варяги это, прежде всего, наемные воины без точной локализации места проживания и конкретной этнической принадлежности.

    Сигизмунд Герберштейн в «Записках о Московии» (1549) одним из первых провел параллель между словом «варяг» и названием племени балтийских славян – «варгов», которые, на его взгляд, имели общие с русскими язык, обычаи и веру. Михаил Ломоносов утверждал, что варяги «от разных племен и языков состояли».

    Летописные свидетельства

    Одним из основных источников, донесших до нас идею о «призвании варягов на княжение» является «Повесть временных лет». Но далеко не все исследователи склонны безоговорочно доверять изложенным в ней событиям.

    Так, историк Дмитрий Иловайский установил, что Сказание о призвании варягов было позднейшей вставкой в Повесть.

    Более того, являясь сводом разных летописей, «Повесть временных лет» предлагает нам три отличающихся друг от друга упоминания о варягах, и две версии происхождения Руси.

    В «Новгородской летописи», вобравшей в себя предшествующий Повести «Начальный свод» конца XI века уже нет сопоставления варягов со скандинавами. Летописец указывает на участие Рюрика в закладке Новгорода, а затем поясняет, что «суть людие новгородстии от рода варяжска».

    В составленной Василием Татищевым «Иоакимовской летописи» появляются новые сведения, в частности, о происхождении Рюрика. В ней основатель Русского государства оказался сыном неназванного варяжского князя и Умилы – дочери славянского старейшины Гостомысла.

    Лингвистические свидетельства

    Сейчас точно установлено, что целый ряд слов древнерусского языка имеет скандинавское происхождение. Это как термины торговой и морской лексики, так и слова, встречающиеся в быту – якорь, стяг, кнут, пуд, ябедник, варяг, тиун (княжеский управляющий). С древнескандинавского в русский язык перешел и ряд имен – Глеб, Ольга, Рогнеда, Игорь.

    Важным аргументом в защиту норманской теории является работа византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949), в которой даются названия Днепровских порогов на славянском и «росском» языках.

    Каждое «росское» название имеет скандинавскую этимологию: например, «Варуфорос» («Большая заводь») отчетливо перекликается с древнеисландским «Barufors».

    Противники норманской теории хоть и соглашаются с присутствием в русском языке скандинавских слов, но отмечают их незначительное число.

    Археологические свидетельства

    Многочисленные археологические раскопки, проводимые в Старой Ладоге, Гнёздове, на Рюриковом городище, как и в других местах северо-востока России, указывают на следы пребывание там скандинавов.

    В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологи обнаружили предметы с изображением падающего сокола позднее ставшего гербом Рюриковичей.

    Интересно, что похожее изображение сокола отчеканено на монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона, относящихся к середине X века.

    Известно, что в 992 году арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса с сжиганием ладьи и возведением кургана. Российскими археологами были обнаружены могилы такого типа под Ладогой и в Гнёздове. Предполагается, что подобный способ захоронения был перенят от выходцев из Швеции и распространился вплоть до территорий будущей Киевской Руси.

    Однако историк Артемий Арциховский отмечал, что, несмотря на скандинавские предметы в погребальных памятниках Северо-Восточной Руси, захоронения производились не по скандинавскому, а по местном обряду.

    Альтернативный взгляд

    Вслед за норманской теорией Василием Татищевым и Михаилом Ломоносовым была сформулирована другая теория – о славянском происхождении русской государственности. В частности, Ломоносов считал, что государство на территории Руси существовало задолго до призвания варягов – в форме племенных союзов северных и южных славян.

    Свою гипотезу ученые выстраивают на другом фрагменте «Повести временных лет»: «от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской». Об этом писал еще арабский географ Ибн Хордадбех, отмечая, что русы – славянский народ.

    Славянскую теорию развили историки XIX столетия Степан Гедеонов и Дмитрий Иловайский.

    Первый причислял руссов к балтийским славянам – ободритам, а второй подчеркивал их южное происхождение, отталкиваясь от этнонима «русый».

    В 2007 году Newsweek опубликовал результаты исследований генома ныне живущих представителей дома Рюриковичей. Там отмечалось, что результаты анализов ДНК Шаховского, Гагарина и Лобанова-Ростовского (род Мономашичей) скорее указывают на скандинавское происхождение династии. Заведующий лабораторией генетики Института биологических проблем Севера Борис Малярчук отмечает, что такой гаплотип часто присутствует в Норвегии, Швеции и Финляндии.

    Профессор химии и биохимии Московского и Гарвардского университетов Анатолий Клёсов с такими выводами не согласен, замечая, что «шведских гаплотипов не бывает». Принадлежность к Рюриковичам он определяет двумя гаплогруппами – R1a и N1c1. Общий предок носителей этих гаплогрупп, согласно исследованиям Клёнова, действительно мог жить в IX веке, однако его скандинавское происхождение ставится под сомнение.

    «Рюриковичи – либо носители гаплогруппы R1a, славяне, либо носители южно-балтийской, славянской ветви гаплогруппы N1c1», – заключает ученый.

    Два полярных мнения пытается примирить профессор института Всемирной истории РАН Елена Мельникова, утверждая, что еще до прихода Рюрика скандинавы хорошо интегрировались в славянское сообщество. По мнению ученого, ситуацию может прояснить анализ образцов ДНК из скандинавских захоронений, которых на севере России немало.

    Сложившееся к IX в. древнерусское феодальное государство (называемое историками также Киевской Русью) возникло в результате очень длительного и постепенного процесса раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего I тысячелетия нашей эры. Русская феодальная историография XVI - XVII вв. стремилась искусственно связать раннюю историю Руси с известными ей древними народами Восточной Европы - скифами, сарматами, аланами; имя Руси производили от саоматского племени роксаланов.
    В XVIII в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых, высокомерно относившихся ко всему русскому, создали предвзятую теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на недостоверную часть русской летописи, передающую легенду о поизвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора)- варягов, норманнов по происхождению, эти историки стали утверждать, что норманны (отряды скандинавов, разбойничавших в IX в. на морях и реках) были создателями Русского государства. «Норманисты», плохо изучившие русские источники, полагали, что славяне в IX -X вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими будто бы ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела, ни правовых норм. Всю культуру Киевской Руси они приписывали варягам; самое имя Руси связывали только с варягами.
    М. В. Ломоносов горячо возражал «норманистам» - Байеру, Миллеру и Шлецеру, положив начало двухвековой научной полемике, по вопросу о возникновении Русского государства. Значительная часть представителей русской буржуазной науки XIX и начала XX в. поддерживала норманскую теорию, несмотря на обилие новых данных, опровергавших ее. Это проистекало как в силу методологической слабости буржуазной науки, не сумевшей подняться до понимания закономерности исторического процесса, так и в силу того, что летописная легенда о добровольном призвании князей народом (созданная летописцем в XII в. в период народных восстаний) продолжала и в XIX - XX вв. сохранять свое политическое значение в объяснении вопроса о начале государственной власти. Космополитические тенденции части русской буржуазии также способствовали преобладанию в официальной науке норманнской теории. Однако ряд буржуазных ученых уже выступал с критикой норманнской теории, видя ее несостоятельность.
    Советские историки, подойдя к вопросу об образовании древнерусского государства с позиций исторического материализма, занялись изучением всего процесса разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодального государства. Для этого пришлось значительно раздвинуть хронологические рамки, заглянуть в глубь славянской истории и привлечь целый ряд новых источников, рисующих историю хозяйства и общественных отношений за много веков до Оформления древнерусского государства (раскопки деревень, мастерских, крепостей, могил). Потребовался коренной пересмотр русских и иноземных письменных источников, говорящих о Руси.
    Работа по изучению предпосылок образования древнерусского государства еще не закончена, но уже сейчас объективный анализ исторических данных показал, что все основные положения норманнской теории неверны, так как они были порождены идеалистическим пониманием истории и некритическим восприятием источников (круг которых был искусственно ограничен), а также тенденциозностью самих исследователей. В настоящее время норманнскую теорию пропагандируют отдельные зарубежные историки капиталистических стран.

    Русские летописцы о начале государства

    Вопрос о начале Русского государства живо интересовал русских историков-летописцев XI -XII вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем города Киева и Киевского княжества. Князя кия сопоставляли с другими основателями крупнейших городов- Ромулом (основателем Рима), Александром Македонским (основателем Александрии). Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до XI в., так как она уже в VII в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия - это период славянских походов на Дунай и в Византию, т. е. VI -VII вв. Автор «Повести временных лет»- «откуда есть пошла Рус(с)кая земля (и) кто в Киеве нача первее княжити...», написанной в начале XII в. (как думают историки, киевским монахом Нестором), сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «Повести» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в VI -VII вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине IX в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись). Эти сочинения, тенденциозность которых была доказана уже давно, и были использованы сторонниками норманнской теории.

    Восточнославянские племена и союзы племен накануне образования государства на Руси

    Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцу. Около Киева издавна жили поляне. Их землю летописец считал ядром древнерусского государства и отметил, что в его время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу, сохранившему в своем названии память о северянах. Вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, переселившиеся в середине X в. в междуречье Днестра и Буга. На западе соседями полян были древляне, часто враждовавшие с киевскими князьями. Еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан и дулебов. Крайними восточнослазянскими областями были земли тиверцев на Днестре (древнем Тирасе) и на Дунае и белых хорватов в Закарпатье.
    Севернее полян и древлян находились земли дреговичей (на болотистом левобережье Припяти), а на восток от них, по реке Сожу, - радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими мерянско-мордовскими племенами Средней Оки. Северные области, соприкасавшиеся с литовско-латышскими и чудскими племенами, летописец называет землями кривичей (верховья Волги, Днепра и Двины), полочан и словен (вокруг озера Ильменя).
    В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена» («племя полян», «племя радимичей» и т.п.), не употреблявшийся, однако, летописцами. По своим размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Тщательное изучение этих областей показывает, что каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках по истории Руси не сохранились. У западных славян русский летописец упоминает точно так же только такие крупные области, как, например, землю лютичей, а из других источников известно, что лютичи- это не одно племя, а объединение восьми племен. Следовательно, термин «племя», говорящий о родственных связях, следует применять к значительно более мелким подразделениям славянства, уже исчезнувшим из памяти летописца. Области же восточных славян, упоминаемые в летописи, надо рассматривать не как племена, а как федерации, союзы племен.
    В глубокой древности восточное славянство состояло, по-видимому, из 100- 200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40 - 60 км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы общественной жизни; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина из молодежи и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). В пределах племени был свой «град». Там собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище, куда собирались представители всего племени.
    Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них, являвшиеся в течение нескольких веков центрами племенной округи, с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.
    Следствием крупных изменений в структуре родовых общин, сменяемых соседскими общинами, явился процесс формирования союзов племен, особенно интенсивно протекавший с V в. Писатель VI в. Иордан говорит, что общее собирательное имя многолюдного народа венедов «изменяется теперь в зависимости от различных племен и местностей». Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.
    Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или же, наконец, необходимость борьбы с общей внешней опасностью содействовали созданию союзов племен. У восточных славян сложение упомянутых выше пятнадцати крупных племенных союзов можно отнести примерно к середине I тысячелетия н. э.

    Таким образом, на протяжении VI - IX вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.
    Закономерное внутреннее развитие славянского общества осложнялось рядом внешних факторов (например, набегами кочевников) и непосредственным участием славян в крупнейших событиях мировой истории. Это делает изучение дофеодального периода в истории Руси особенно сложным.

    Происхождение Руси. Формирование древнеруссной народности

    Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь». о котором говорят летописцы. Принимая без особой критики летописную легенду о призвании князей, историки стремились определить происхождение той «руси», к которой эти заморские князья будто бы принадлежали. «Норма-нисты» настаивали на том, что «русь»- это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности по имени «русь» давно уже поколебало этот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории.

    Земли и государства славян:

    Восточных

    Западных

    Границы государств на конец IX в.

    Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д. Только небольшая часть ученых, опираясь на прямые свидетельства источников, отстаивала славянское происхождение руси.
    Советские историки, доказав, что летописную легенду о призвании князей из-за моря нельзя считать началом русской государственности, выяснили также, что отождествление в летописи руси с варягами является ошибочным.
    Иранский географ середины IX в. Ибн-Хордадбех указывает, что «русы суть племя из славян». В «Повести временных лет» говорится о тождестве русского языка со славянским. В источниках имеются и более точные указания, помогающие определить, среди какой части восточного славянства следует искать русь.
    Во-первых, в «Повести временных лет» сказано относительно полян: «яже ныне зовомая русь». Следовательно, древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье, близ Киева, возникшего в земле полян, на которых впоследствии перешло имя руси. Во-вторых, в разных русских летописях времени феодальной раздробленности замечается двоякое географическое название слов «Русская земля», «Русь». Иногда под ними понимают все восточнославянские земли, иногда слова «Русская земля», «Русь» употребляются в земли следует считать более древним и очень узком, географически ограниченном смысле, обозначая лесостепную полосу от Киева и реки Роси до Чернигова, Курска и Воронежа. Это узкое понимание Русской земли следует считать более древним и возводить его к VI-VII вв., когда именно в этих пределах существовала однородная материальная культура, известная по археологическим находкам.

    К середине VI в. относится и первое упоминание руси в письменных источниках. Один сирийский автор - продолжатель Заха-рии Ритора - упоминает народ «рос», живший по соседству с мифическими амазонками (местоприбывание которых обычно приурочивают к бассейну Дона).
    На территории, очерченной летописными и археологическими данными, размещалось несколько издавна живших здесь славянских племен. По всей вероятности. Русская земля получила свое название от одного из них, но достоверно неизвестно, где это племя находилось. Судя по тому, что древнейшее произношение слова «русь» звучало несколько иначе, а именно как «рось» (народ «рос» VI в., «росьские писмена» IX в., «Правда Росьская» XI в.), по-видимому, первоначальное размещение племени «рось» следует искать на реке Роси (притоке Днепра, ниже Киева), где к тому же обнаружены наиболее богатые археологические материалы V -VII вв., в том числе серебряные вещи с княжескими знаками на них.
    Дальнейшую историю руси надо рассматривать в связи с образованием древнерусской народности, охватившей в конце концов все восточнославянские племена.
    Ядром древнерусской народности является та «Русская земля» VI в., которая, по-видимому, включала славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. В ее состав входили земли полян, северян, руси и, по всей вероятности, уличей. Эти земли и составили союз племен, принявший, как можно думать, имя наиболее значительного в то время племени русь. Русский союз племен, прославившийся далеко за своими пределами как земля рослых и сильных богатырей (Захарии Ритора), был устойчивым и длительным, так как на всем его пространстве сложилась сходная культура и имя руси прочно и надолго закрепилось за всеми его частями. Союз племен Среднего Приднепровья и Верхнего Дона складывался в период византийских походов и борьбы славян с аварами. Аварам не удалось в VI-VII вв. вторгнуться в эту часть славянских земель, хотя они завоевали живших западнее дулебов.
    Очевидно, сплочение днепровско-донских славян в обширный союз способствовало их успешной борьбе с кочевниками.
    Формирование народности шло параллельно со складыванием государства. Общегосударственные мероприятия закрепляли связи, устанавливавшиеся между отдельными частями страны, и способствовали созданию древнерусской народности с единым языком (при наличии диалектов), со своей территорией, культурой.
    К IX - X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, сложился древнерусский литературный язык (на основе одного из диалектов первоначальной «Русской земли» VI -VII вв.). Возникла древнерусская народность, объединившая все восточнославянские племена и ставшая единой колыбелью трех братских- славянских народов позднейшего времени - русских, украинцев и белорусов.
    В состав древнерусской народности, жившей на территории от Ладожского озера до Черного моря и от Закарпатья до Средней Волги, постепенно вливались в процессе ассимиляции мелкие иноязычные племена, подпадавшие под воздействие русской культуры: меря, весь, чудь, остатки скифо-сарматского населения на юге, некоторые тюркоязычные племена.
    Сталкиваясь с персидскими языками, на которых говорили потомки скифо-сарматов, с угро-финскими языками народов северо-востока и другими, древнерусский язык неизменно выходил победителем, обогащаясь за счет побежденных языков.

    Образование государства Руси

    Образование государства является закономерным завершением длительного процесса формирования феодальных отношений и антогонистических классов феодального общества. Феодальный государственный аппарат как аппарат насилия приспособлял для своих целей предшествующие ему племенные органы управления, совершенно отличные от него по существу, но сходные с ним по форме и по терминологии. Такими племенными органами были, например, «князь», «воевода», «дружина» и др. КI X -X вв. ясно определился процесс постепенного вызревания феодальных отношений в наиболее развитых областях восточного славянства (в южных, лесостепных землях). Родовые старейшины и предводители дружин, захватывавшие общинную землю, превращались в феодалов, князья племен становились феодальными государями, союзы племен перерастали в феодальные государства. Складывалась иерархия землевладельческой знати^ устанавливалось. соаод^-чинение князей разных рангов. Молодой формирующийся класс феодалов нуждался в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить за собой общинные крестьянские земли и закабалить свободное крестьянское население, а также обеспечил бы защиту от внешних вторжений.
    Летописец упоминает ряд княжеств- федераций племен дофеодального периода: Полянское, Древлянское, Дреговичское, Полоцкое, Словенбкое. Некоторые восточные писатели сообщают, что столицей Руси являлся Киев (Куяба), а кроме него, особенную известность получили еще два города: Джерваб (или Артания) и Селябе, в которых, по всей вероятности, нужно видеть Чернигов и Переяс-лавль - стариннейшие русские города, всегда упоминаемые в русских документах рядом с Киевом.
    Договор князя Олега с Византией начала X в. знает уже разветвленную феодальную иерархию: бояр, князей, великих князей (в Чернигове, Переяславле, Любече, Ростове, Полоцке) и верховного сюзерена «великого князя русьского». Восточные источники IX в. называют главу этой иерархии титулом «хакан-рус», приравнивая киевского князя к владыкам сильных и могущественных держав (аварский каган, хазарский каган и т.д.), соперничавших иногда с самой Византийской империей. В 839 г. этот титул попал и в западные источники (Вертинские анналы IX в.). Столицей Руси все источники единодушно называют Киев.
    Уцелевший в «Повести временных лет» отрывок первоначального летописного текста позволяет определить размеры Руси первой половины IX в. В состав древнерусского государства вошли следующие племенные союзы, имевшие ранее самостоятельные княжения: поляне,северяне, древляне, дреговичи, полочане, новгородски словене. Кроме того летопись перечисляет до полутора десятков финно-угорских и балтийских племен, плативших дань Руси.
    Русь этого времени представляла собой обширное государство, объединившее уже половину восточнославянских племен и собиравшее дань с народов Лрибалтики и Поволжья.
    Княжила в этом государстве, по всей вероятности, династия Кия последними представителями которой (судя по некоторым летописям) были в середине IX в. князья Дир и Аскольд. О князе Дире арабский автор Х в. Масуди пишет: «Первый из славянских царей есть царь Дира; он имеет обширные города и многие обитаемые страны. Мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Позднее Новгород завоевал варяжский князь Рюрик, а Киев захватил варяжский князь Олег.
    Другие восточные писатели IX- начала X в. сообщают интересные сведения о земледелии, скотоводстве, пчеловодстве на Руси, о русских оружейниках и плотниках, о русских купцах, путешествовавших по «Русскому морю» (Черному морю), а другими путями пробиравшихся на Восток.
    Особый интерес представляют данные о внутренней жизни древнерусского государства. Так, среднеазиатский географ,пользовавшийся источниками IX в., сообщает, что «у русов существует класс рыцарей», то есть феодальной знати.
    Деление на знатных и бедных знают и другие источники. По данным Ибн-Русте (903 г.), восходящим к IX в., царь русов (т. е. великий князь киевский) судит и иногда ссылает преступников «к правителям отдаленных областей». На Руси существовал обычай «божьего суда», т.е. решения спорного дела поединком. За особо тяжелые преступления применялась смертная казнь. Царь русов ежегодно объезжал страну, собирая дань с населения.
    Превращавшийся в феодальное государств во Русский племенной союз подчинял себе соседские славянские племена и снаряжал далекие походы по южным степям и морям. В VII в. упоминаются осады русами Константинополя и грозные походы русов через Хазарию к Дербентскому проходу. В VII - IX вв. русский князь Бравлин воевал в хазарско-ви-зантийском Крыму, пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). О русах IX в. среднеазиатский автор писал: «Они воюют с окрестными племенами и побеждают их».
    Византийские источники содержат сведения о русах, живших на берегу Черного моря, об их походах на Константинополь и о крещении части русов в 60-х годах IX в.
    Русское государство сложилось независимо от варягов, в результате закономерноro развития общества. Одновременно с ним возникли и другие славянские государства-Болгарское царство, Великоморавская держава и ряд других.
    Поскольку норманисты сильно преувеличивают воздействие варягов на русскую государственность, необходимо решить вопрос: какова же в действительности роль варягов в истории нашей Родины?
    В середине IX в., когда в Среднем Приднепровье уже сложилась Киевская Русь, на далеких северных окраинах славянского мира, где славяне мирно жили бок о бок с финскими и латышскими племенами (чудь, корела, летьгола и др.), стали появляться отряды варягов, приплывавших из-за Балтийского моря. Славяне и чудь прогоняли эти отряды; мы знаем, что киевские князья того времени посылали свои войска на север для борьбы с варягами. Возможно, что именно тогда рядом со старыми племенными центрами Полоцком и Псковом вырос на важном стратегическом месте у озера Ильмень новый город - Новгород, который должен был преградить варягам путь на Волгу и на Днепр. На протяжении девяти столетйй вплоть до постройки Петербурга, Новгород то оборонял Русь от заморских пиратов, то был «окном в Европу» для торговли северорусских областей.
    В 862 или 874 г. (хронология сбивчива) варяжский конунг Рюрик появился под Новгородом. От этого искателя приключений, возглавившего небольшую дружину, без особых оснований велась генеалогия всех русских князей «Рюриковичей» (хотя русские историки XI в. вели родословную князей от Игоря Старого, не упоминая о Рюрике).
    Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепления-лагеря рядом с ними. Под Новгородом они жили в «Рюриковском городище», под Смоленском - в Гнездове, под Киевом - в урочище Угорском. Здесь могли быть и купцы, и нанятые русскими варяжские воины. Важно то, что нигде варяги не были хозяевами русских городов.
    Археологические данные показывают, что количество самих варяжских воинов, живших постоянно на Руси, было очень невелико.
    В 882 г. один из варяжских предводителе; Олег пробрался из Новгорода на юг, взял Любеч, служивший своего рода северными воротами Киевского княжества, и приплыл в Киев, где ему обманом и хитростью удалось убить киевского князя Аскольда и захватить власть. До сих пор в Киеве на берегу Днепра сохранилось место, называемое «Аскольдовой могилой». Возможно, что князь Аскольд был последним представителем древней династии Кия.
    С именем Олега связано несколько походов за данью к соседним славянским племенам и знаменитый поход русских войск на Царьград в 911 г. По-видимому Олег не чувствовал себя хозяином на Руси. Любопытно, что после успешного похода в Византию он и окружавшие его варяги оказались не в столице Руси, а далеко на севере, в Ладоге, откуда был близок путь на их родину, в Швецию. Странным кажется и то, что Олег, которому совершенно неосновательно приписывается создание Русского государства, бесследно исчез с русского горизонта, оставив летописцев в недоумении. Новгородцы, географически близкие к варяжским землям, родине Олега, писали, что, по одной известной им версии, после греческого похода Олег пришел в Новгород, а оттуда в Ладогу, где он умер и был похоронен. Согласно другой версии, он уплыл за море «и уклюну (его) зим в ногу и с того (он) умре». Киевляне же, повторив легенду о змее, ужалившей князя, рассказывали, что будто бы его похоронили в Киеве на горе Щекавице («Змеиной горе»); возможно, название горы повлияло на то, что Щекавицу искусственно связали с Олегом.
    В IX - X вв. норманны играли важную роль в истории многих народов Европы. Они нападали с моря большими флотилиями на берега Англии, Франции, Италии, завоевывали города и королевства. Некоторые ученые полагали, что и Русь подверглась такому же массовому вторжению варягов, забывая при этом, что континентальная Русь была полной географической противоположностью западным морским государствам.
    Грозный флот норманнов мог внезапно возникнуть перед Лондоном или Марселем, но ни одна варяжская ладья, вошедшая в Неву и плывущая вверх по течению Невы, Волхова, Ловати, не могла остаться незамеченной русскими сторожами из Новгорода или Пскова. Система волоков, когда тяжелые, глубокосидящие морские суда нужно было вытаскивать на берег и десятки верст катить по земле на катках, исключала элемент внезапности и отнимал у грозной армады все ее боевые качества. Практически и в Киев могло попасть лишь столько варягов, сколько разрешал князь Киевской Руси. Недаром в тот единственньй раз, когда варяги напали на Киев, им пришлось притвориться купцами.
    Княжение варяга Олега в Киеве - незначительный и недолговременный эпизод, излишне раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и позднейшими историками-норманистами. Поход 911 г. - единственный достоверный факт из его княжения- стал знаменит благодаря той блестящей литературной форме, в которой он был описан, но по существу это лишь один из многих походов русских дружин IX - Х-вв. на берег Каспия и Черного моря, о которых летописец умалчивает. На протяжении X в. и первой половины XI в. русские князья нередко нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы; им нередко поручались убийства из-за угла: наемные варяги закололи, например, князя Ярополка в 980 г., они убили князя Бориса в 1015 г.; варягов нанимал Ярослав для войны со своим родным отцом.
    Для упорядочения взаимоотношений наемных варяжских отрядов с местной новгородской дружиной в 1015 г. была издана в Новгороде Правда Ярослава, ограничивавшая произвол буйных наемников.
    Историческая роль варягов на Руси была ничтожна. Появившись как «находники», пришельцы, привлеченные блеском богатой, уже далеко прославившейся Киевской Руси, они отдельными наездами грабили северные окраины, но к сердцу Руси смогли.пробраться только однажды.
    О культурной роли варягов нечего и говорить. Договор 911 г., заключенный от имени Олега и содержащий около десятка скандинавских имен Олеговых бояр, написан не на шведском, а на славянском языке. Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли.
    Короткий период Олегова «княжения» - 882 - 912 гг. - оставил в народной памяти эпическую песню о смерти Олега от своего собственного коня (обработанную А. С. Пушкиным в его «Песни о вещем Олеге»), интересную своей антиваряжской тенденцией. Образ коня в русском фольклоре всегда очень благожелателен, и если уже хозяину, варяжскому князю, предречена смерть от его боевого коня, значит, он того заслуживает.
    Борьба с варяжскими элементами в русских дружинах продолжалась до 980 г.; следы ее есть и в летописи, и в былинном эпосе - былина о Микуле Селяниновиче, помогавшем князю Олегу Святославичу бороться с варягом Свенельдом (черным вороном Санталом).
    Историческая роль варягов несравненно меньше, чем роль печенегов или половцев, действительно влиявших на развитие Руси на протяжении четырех веков. Поэтому жизнь только одного поколения русских людей, терпевших участие варягов в управлении Киевом и несколькими другими городами, не представляется исторически важным периодом.