Выступления TED, которые должен посмотреть каждый учитель. Лучшие лекции TED о мозге на русском

Необходимость проведения презентации перед инвесторами или на важной конференции может стать для предпринимателя серьезным испытанием. Издание Inc.com опубликовало материал , в котором собрало советы 20 спикеров проекта TED Talks о том, как следует подходить к публичным выступлениям.

Важно правильно питаться

Дофамин и адреналин являются нейромедиаторами, которые помогают регулировать эмоциональное состояние человека. Для их синтеза необходим тирозин — аминокислота, которая содержится в белковой пище. Это значит, что для того, чтобы чувствовать себя наилучшим образом и меньше нервничать перед выступлением, необходимо хорошо питаться.

Белковую диету лучше начинать соблюдать за несколько дней до важного выступления — перекус в последний момент не поможет, считает психолог и спикер TED Talks Эми Кадди.

Нужно «сжигать» кортизол

Гормон кортизол вырабатывается организмом в стрессовых ситуациях. Высокое его содержание в крови ограничивает способность человека к восприятию сложной информации. В результате выступающему становится сложнее вести презентацию и реагировать на поведение аудитории.

Эффективным способом «сжигания» кортизола являются физические упражнения. Предприниматель Нилофер Мерчант является ярым поклонником «пеших совещаний», которые практиковал еще Стив Джобс. Об этом она рассказала со сцены TED:

Должно быть два запасных плана

Публицист Саймон Синек убежден, что успешные предприниматели и лидеры умеют внушать людям чувство защищенности. Применительно к искусству публичных выступлений, почувствовать себя в безопасности нужно самому выступающему. Существует множество вещей, которые во время презентации могут пойти не так, как задумывалось — «зависнет» PowerPoint, один из зрителей начнет перебивать, в конце концов, спикер может просто забыть текст.

Синек советует выбрать два самых больших страха, связанных с публичным выступлением, и разработать план действий в таких ситуациях — как следует себя вести, если по каким-то причинам упадет проектор или предыдущие ораторы «съедят» все время, оставив на выступление всего пару минут. Усилия, потраченные на подобное планирование не пропадут зря, потому мысли о том, что может пойти не так, позволяют выработать умение справляться с неожиданностями.

Разработать ритуал до выступления

Люди часто прибегают к приметам, чтобы облегчить себе жизнь в ситуациях, когда они совсем не уверены в успешном исходе того или иного дела. Профессиональный бегун не побежит быстрее от того, что надел «счастливые» носки. Однако, они могут помочь ему чувствовать себя раскованнее. Вместо следования приметам, журналист The Wall Street Journal и автор книг о бизнесе Дэн Пинк советует установить четкий ритуал, предшествующий выступлению.

Пробежаться глазами по слайдам, проверить подключение проектора — небольшие действия помогут сосредоточиться, кроме того с каждым разом они будут приносить все больше удовлетворения и спокойствия.

Запасная цель не повредит

Не всегда выступающему удается добиться своего — инвесторы, выслушав презентацию, могут отказаться финансировать стартап, а потенциальные клиенты могут не заключить контракт. Понять, получится ли решить поставленную задачу, обычно можно еще в ходе выступления, и многие люди, видя, что все идет не так, как хотелось бы, начинают или чересчур стараться, или вообще опускают руки.

Профессор Университета Хьюсотана Брене Браун уверена, что в такой ситуации следует попытаться добиться хоть чего-то — если контракт не удастся заключить сегодня, это не значит, что подобное невозможно в будущем, поэтому следует произвести на зрителей максимально благоприятное впечатление, чтобы они запомнили выступающего и то, о чем он говорил.

В любой непонятной ситуации нужно взять паузу на 10 секунд

Известный предприниматель и эксперт по маркетингу Сет Годин использует в своих презентациях один трюк — если он сбивается с ритма или забывает, о чем хотел сказать, то выдерживает паузу длиной десять секунд.

По его мнению пауза в две-три секунды сразу выдает проблемы выступающего, после пяти секунд многим уже начинает казаться, что так и задуманно, а после десяти — аудитори затаив дыхание ждет, когда же он снова начнет говорить.

Вопросы, на которые невозможно ответить, могут быть полезными

Публицист Найджел Марш прибегает к другому способу установления контакта с аудиторией — он задает ей вопрос, на который не знает ответа и сам (люди в зале точно должны быть не в курсе). Затем он признается, что тоже не может рассказать ничего по этой теме, но взамен предлагает поговорить о том, в чем разбирается хорошо. Марш говорит, что обычно у выступающих есть ответы на все вопросы, что вызывает у зрителей скуку.

Признание в ограниченности своих знаний позволяет выступающему проявить свою человеческую сущность и вызвать симпатию аудитории, которая затем будет слушать его более внимательно.

Неожиданные факты и аналогии привлекают внимание

Никто не вспомнит качественную диаграмму Ганта, которую увидели в презентации, но никто не сможет быстро забыть какой-то необычный факт, прозвучавший в ней («а вы знали, что когда человек краснеет, то краснеет и его желудок?»), считает бывший консультант по переговорам и нынешний писатель Сюзан Кейн.

Не нужно ничего продавать аудитории

Большинство предпринимателей считают, что должны выжимать из своих выступлений максимум — привлекать новых клиентов, рекламировать свои продукты или услуги или выстраивать сеть контактов. Основатель Basecamp (бывшая 37signals) Джейсон Фрид убежден, что действовать нужно не так. По его мнению, думать о выступлении в терминах продаж не нужно, поскольку это создает повышенные ожидания от него и, как следствие, большее давление и стресс.

Вместо этого предприниматель советует сосредоточиться на донесении до аудитории выгод, которые она получит, прослушав презентацию (и, в дальнейшем, воспользовавшись продуктом). Фрид говорит, что людям не нужно ничего продавать, надо лишь помочь сделать свою личную и профессиональную жизнь лучше, тогда они сами купят столь полезный товар.

Никаких извинений

Часто люди, которые выступают перед аудиторией, начинают свою речь с извинений — «у меня не было много времени на подготовку» или «я, конечно, не специалист в этом, но меня попросили».

Это не поможет установить эмоциональную связь со зрителями, считает сотрудник Autodesk и публицист Том Вуйец. Вместо этого, люди начнут задавать себе вопрос, зачем вообще на сцену вышел человек, который не очень к этому готов, который тратит всеобщее время.

Не нужно проверять аппаратуру на сцене

Вся подготовительная работа перед презентацией должна быть проделана до её начала. Нельзя выйти на сцену и начать ковыряться с проектором и проверять громкость микрофона, убеждена COO Facebook Шерил Сандберг.

Если в процессе выступления что-то идет не так, нельзя прерываться и пытаться это поправить, следует улыбаться и продолжать выступление как ни в чем не бывало.

Нельзя откладывать ответы на вопросы

Если у кого-нибудь из зрителей появился вопрос прямо по ходу презентации — это значит, что люди слушают выступающего. Это большая удача, которой нужно пользоваться, а не говорить что-то вроде «давайте я закончу, а затем отвечу на все вопросы», убежден знаменитый журналист и писатель Малькольм Гладуэлл.

Он считает, что если ответ на вопрос содержится в одном из последующих слайдов, нет ничего зазорного в том, чтобы «прокрутить» презентацию до нужного момента. Хорошая презентация — это диалог, а не монолог, поэтому никогда не стоит пытаться ограничить аудиторию в её желании общения.

Не нужно перегружать слайды

Профессор университета епископа Уильяма Лоренса Майкл Портер пользуется простым способом определения оптимального размера шрифта на слайдах — по мнению ученого, размер шрифта должен быть в два раза больше, чем средний возраст предполагаемой аудитории.

Чаще всего, это означает, что размер будет в интервале от 60 до 80 пунктов. Портер считает, что если все нужные слова в таком случае не влезают на слайд, то это значит, что сообщение недостаточно лаконично и его можно сократить.

Нельзя читать слайды

Слайды должны быть понятны без необходимости чтения того, что на них написано. Если без необходимости чтения понять содержание невозможно, аудитория с большой долей вероятности не заинтересуется такой презентацией. И тем более выступающий не должен сам читать собственные слайды — они должны быть вспомогательным средством в ходе презентации, но само выступление не должно строиться вокруг них.

Именно такого подхода придерживается в своих выступлениях ученый и психолог Келли Макгонигал.

Внимание нужно заслужить

Сложности выступающих с привлечением внимания аудитории заключаются не в том, что кто-то забывает выключить мобильный телефон и он звонит во время презентации. Если выступление интересно, а презентация оформлена так, что на неё хочется смотреть, звуки хлопающей двери или звонки телефона не смогут помешать людям внимательно слушать то, что им говорят со сцены.

Слушатели в зале не обязаны слушать презентацию, но выступающий обязан завоевать их внимание — такой философии придерживался Стив Джобс, который уделял подготовке своих выступлений очень много времени и сил.

Важно повторять ключевые мысли

Зрители в зале часто могут расслышать далеко не все, что говорится со сцены — это вынуждает их додумывать то, что хотел сказать выступающий, самостоятельно. Поэтому необходимо строить презентацию таким образом, чтобы ключевые мысли в ней повторялись несколько раз. Помимо прочего, никто не сможет запомнить все, что было сказано в ходе выступления, а повторение главных тезисов позволит аудитории их усвоить.

Спикер TED Ричард Сент Джон в своих презентациях часто использует этот прием.

TED - это конференция, которая уже больше двадцати лет приглашает на свою сцену талантливых и умных людей, готовых делиться своим опытом.

Эта подборка видеороликов с TED-конференций - своеобразная аптечка скорой помощи для учителя. У всех из нас случаются творческие кризисы, апатия, вызванная накопленной усталостью, приступы сомнений в своих силах. Когда не работают слова ободрения и одобрения от близких и друзей, нужна порция антидепрессанта извне, и лучше обойтись без алкоголя и медикаментов. И знаете что? Вдохновенные, сокрушительные, критикующие, но полные веры в лучшее речи от своих коллег со всего мира - отличное средство борьбы с унынием.

Мы намеренно оставили выступления на английском языке с русскими субтитрами. Дубляж всё-таки забирает некоторую часть харизмы выступающего.

Возвращаем любовь к учительскому ремеслу

Кен Робинсон: Как школы подавляют творчество

Дети, поступившие в школу в этом году, выйдут на пенсию году эдак в 2070. Считается, что школа обязана готовить своих подопечных к будущему. В этом есть глубокая ирония, ведь мы не можем спрогнозировать развитие нашего мира даже на ближайшие лет пять. Но дать ученикам навыки, соответствующие нашим ожиданиям от будущего (которых нет!), мы должны. Сэр Кен Робинсон считает, что нет смысла догадываться о том, что будет дальше, ведь дети знают это гораздо лучше нас благодаря своей способности к творчеству. Блестящая и остроумная речь от истинного британца и международного советника по вопросам развития творческого мышления.

Джеффри Канада: Наши никудышные школы

Джеффри Канада 56 лет назад учился в откровенно дурной школе бедного района Нью-Йорка, в которой всегда был большой процент неуспевающих учеников. Прошло более полувека, и ситуация осталась той же. Образовательный подход - это не вино, которое с годами становится только лучше. Так почему же в школах, которые на практике год за годом ощущают, что их подход не работает, продолжают из года в год следовать той же дорогой? Кто придумал эти школьные программы, которых не волнует конечный результат? Джеффри, почётный доктор наук в трёх университетах и создатель благотворительного центра в Гарлеме, произносит импульсивную речь о проблемах современных школ.

Ден Мейер: Мы совершенно не так учим математике

Ден Мейер - американский учитель математики в старших классах, и он считает, что математика сейчас в школе преподаётся хуже некуда. Если дать сейчас каждому из вас выпускной тест по алгебре, едва ли четверть из вас справится с ним хотя бы на тройку. И это вина всей системы преподавания. Мы прививаем к ученикам нелюбовь к сложным задачам; учим их применять готовые формулы и решения; отдаём предпочтение скорости, а не вдумчивому рассуждению. Это проблема, ведь те школьники, которых мы учим сейчас, через 40 лет будут управлять страной.

В статье Кит Девлин тоже критикует существующую парадигму математического образования.

Рита Пирсон: Дети ничему не научатся у тех, кто их не любит

«Мне не платят за то, чтобы я любила детей. Мне платят за то, чтобы я вела уроки. Я преподаю, они учат. Этого достаточно», - как-то сказала Рите Пирсон одна из её коллег. На что Рита ответила: «Они ничему у тебя не научатся, а твоя работа всегда будет тяжела и мучительна». Так и есть. Настоящий учитель учит не только своей предметной дисциплине, но и умению строить взаимоотношения, находить взаимосвязи, а, самое главное - вере в себя. Рита работала в сложных классах с низкой успеваемостью и рассказывает о том, как помочь полюбить школу тем детям, жизнь которых слишком рано учит их быть взрослыми.

Возвращаем веру в будущее школы

Дафна Коллер: Чему нас учит онлайн-образование

Дафна - дочь двух профессоров, представитель счастливого меньшинства, которому повезло родиться в семье, ценящей качественное образование и имеющей достаточно желания и возможностей привить своим детям такую же любовь к науке. Во многом благодаря родителям Дафна получила научную степень, стала профессором компьютерных наук и одним из ведущих исследователей искусственного интеллекта. Однако не всем в этом мире так же повезло, как ей. Именно поэтому Дафна стала сооснователем Coursera, и именно поэтому она считает онлайн-обучение открытым окном к получению знаний для каждого человека на Земле.

Салман Хан: Изменим подход к образованию с помощью онлайн-уроков

Салман Хан - основатель крупнейшего ресурса онлайн-образования Khan Academy , уроки которого ежедневно просматривает более миллиона студентов. Хан рассказывает, почему многим видеоуроки гораздо милее сердцу, чем традиционные уроки «лицом к лицу», и как здорово, что в видеоуроке учителю не приходится задавать своим ученикам сакраментальный вопрос: «Ну что, всем всё понятно?». Откровенная история о том, как всё начиналось, и как учителя стали использовать видеоуроки Khan Academy на своих занятиях.

Питер Норвиг: Когда в классе 100 000 учеников

Наши технологии такие современные, а технологии преподавания до сих пор остаются такими же, как в XVIII веке. Всё те же книги, тетрадки, учитель в переднем ряду и засыпающий ученик за задней партой. Об этом говорит Питер Норвиг, ведущий американский учёный в области вычислительной техники и кумир многих программистов. В 2011 г. он провёл интерактивный курс по искусственному интеллекту в Стэнфордском университете, который посетило онлайн около 100 тысяч человек. Питер объясняет, почему нельзя применять стандартные подходы преподавания к аудитории такого масштаба.

Возвращаем веру в детей

Алисон Гопник: Младенцы и маленькие дети - это институт исследования человечества

Алисон Гопник - профессор психологии и философии Калифорнийского университета. Она рассуждает о том, что дети с самого малого возраста учатся тому, о чём мы даже догадываться не могли. Например, идее эмпатии. Период детства - единственный период жизни человека, в котором он чувствует себя защищённым; любые новые знания усваиваются мозгом в спокойном состоянии, а не в состоянии стресса (которому подвержены как раз взрослые); это одна из причин, по которой детство является ключевым периодом для усвоения знаний об этом мире.

В статье немного подробнее рассказано о том, почему так сложно запомнить что-либо, когда за тобой гонится саблезубый тигр или когда пытаешься заполнить годовой отчёт.

Шейн Койсзан: Каково это - быть ребёнком и быть другим

Вспомните, каково вам было в 8–10–14 лет. Вспомните школьную столовую, давку, смех сверстников над неловким толстяком-пятиклассником, вопросы от родителей «Ну как? Всё хорошо?» и свои неискренние ответы. Вспомните своё детство, которое не всегда окрашено в яркие цвета. Вас спрашивали, кем вы хотите стать, чтобы потом сказать, что вы сделали плохой выбор. От вас требовали определиться с будущим, но делали это за вас. Вы теперь взрослый человек; и всё ещё, встречая ребёнка-аутсайдера, вы опускаете глаза. Так же, как тогда, двадцать лет назад, в той столовой. Пронзительная предыстория и стихи мультимедийного поэта Шейна Койсзана в сопровождении прекрасной музыки и анимации.

На последнем видео вы как раз должны были расплакаться. Если нет - срочно бегите к врачу за таблетками.

  • TED (англ. Technology Entertainment Design; Технологии, Развлечения, Дизайн) - знаменитые ежегодные конференции, которые проводятся с 1984 года в США и других странах. Пожалуй, они представляют собой самое удачное воплощение концепции"Edutainment" (education + entertainment), представляющей собой обучение как способ весело и провести время.

Cпикеры TED - знаменитые специалисты и авторы: Стив Джобс (Apple), Джеймс Кэмерон (Avatar), Ричард Докинз ("Эгоистичный ген"), Джим Уэйлз (Wikipedia) и многие другие. Они умеют по-настоящему удивлять; при этом их теории легки для восприятия.

Миссия этого международного (недавно подключилась и Россия) движения - IDEAS WORTH SPREADING: распространении уникальных идей, которые обнаруживаются на стыке дисциплин и доктрин.Темы лекций самые разнообразные: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.

Мы отобрали 15 самых впечатляющих лекций, enjoy.

Вы можете посмотреть их в данном посте, а можете - в уютной обстановке бара Восемь, на большом экране -

1. “Держите свои планы при себе” (3m 16s)

Дерек Сиверс, музыкальный антрепренер, который, согласно журналу Esquire, изменил лицо современной музыкальной индустрии

2. “Экзоскелеты для людей” (6m 24s)

Эйтор Бендер, генеральный директор компании Berkeley Bionics, наиболее перспективного производителя робо-костюмов и экзосклетов

Эйтор Бендер из Беркли Бионикс показывает на сцене два удивительных экзоскелета, HULC и aLEGS - роботизированные устройства, которые однажды могут позволить человеку переносить без усилий до 90 килограммов или позволят прикованным к инвалидным коляскам людям стоять и ходить. Эта яркая демонстрация с важными последствиями для различных потенциальных возможностей человека.

3. “Жайме Лернер поёт о городе” (15 m 40s)

Жайме Лернер, архитектор и городской дизайнер, трижды мэр бразильского города Куритиба, он осуществил революцию в городском управлении

Жайме Лернер перестроил городскую среду в своём родном городе Куритиба в Бразилии. Параллельно он изменил взгляд городских архитекторов во всём мире на то, что возможно в планировке городов.

4. “Пора подумать о том, что происходит в биоинженерии” (19m 42s)

Пол Рут Вольп, главный специалист по биоэтике в НАСА, консультант по медицинским экспериментам в космосе

Ученый рассказывает об удивительных экспериментах в области биоинженерии, от гибридных домашних животных до мышей c человеческим ухом на спине. Не пора ли установить ряд норм и правил? - спрашивает Пол.

5. “Основы интеллекта растений” (13m 51s)

Стефано Манкузо, по признанию Wired.com, открыватель такой сферы междисциплинарных изысканий, как нейробиология растений

Растения ведут себя удивительно мудро: борятся с вредителями, извлекают максимум пользы из питательных веществ... Но можем ли мы предположить, растения на самом деле имеют свою уникальную форму интеллекта? Итальянский ботаник, Стефано Манкузо, приводит любопытные факты.

6. “Математика войны” (7m 22s)

Шон Горли, физик и теоретик военных конфликтов, обнаружил шокирующую закономерность в природе современной войны - и, возможно, модель для разрешения таких конфликтов. Его открытие было признано журналом Nature, Пентагоном и Палатой Лордов; сейчас Горли назначен советником нового иракского правительства

Собрав чистые данные из новостей, отчетов NGO и газет, а затем разместив их на графике, ученые проанализировали время атак, координаты и масштабы использованного оружия. И пришли к поразительному выводу: война - это уравнение.

7. “Сканирование мозга в реальном времени” (4m 00s)

Кристофер Дешарм демонстрирует новый способ использования функциональной магнитно-резонансной томографии для того, чтобы показать деятельность мозга - мысли, эмоции, боль - в действии. Другими словами, можно, фактически, увидеть то, что чувствуешь.

8. “Миф о насилии” (19m 18s)

Пинкер описывает снижение масштабов насилия с библейских времён до наших дней, и утверждает, что, даже если это может показаться нелогичным и неприличным, учитывая события в Ираке и Дарфуре, мы живём в самое мирное время за всю историю существования нашего вида.

9. “Как общаются бактерии” (18m 11s)

Бонни Басслер, молекулярный биолог из Принстона, которая выиграла грант Макартура “для гениев” за открытие “бактериального эсперанто”.

Бонни обнаружила, что бактерии "разговаривают" друг с другом, используя язык химии, который позволяет им координировать защиту и подготавливать атаки. Открытие имеет ошеломляющие последствия для медицины, промышленности и нашего понимания самих себя.

10. “Как архитектура способствовала развитию музыки” (16m 00s)

Дэвид Бирн, музыкант, писатель, кинорежиссер, защитник природы, теоретик цифровой музыки, велосипедист, городской дизайнер, художник, гуманист

По мере развития своей карьеры Дэвид Бирн перешел от исполнения своей музыки в клубе CBGB до выступлений в Карнеги-холле. Он задается вопросом: а не может ли быть так, что музыку создает то место, где она исполняется? Дэвид Бирн исследует традиционные африканские концерты, оперы Вагнера и стадионные рок-концерты в попытке понять, каким образом контекст подталкивал музыку к инновациям.

11. “Эра персональных роботов” (14m 04s)

Синтия Бризель, основатель отдела персональных роботов в Массачусетском Технологическом университете, создатель социальных роботов Kismet и Leonardo

Будучи выпускницей, Синтия Бризель удивлялась, почему мы используем роботов на Марсе, но не в быту. Она осознала необходимость обучения роботов взаимодействию с людьми. Теперь она придумывает и строит человеко-центричных, сверхсоциальных роботов, которые обучают, обучаются и играют.

12. “Интернет - это то, чего боялся Оруэлл?” (11m 53s)

Евгений Морозов, белорусский писатель, влиятельный на Западе блогер (Net.Effect), исследователь не самой благодарной темы - как развитие новых медиа влияет на социум не самых развитых стран

Журналист и TED-активист критикует так называемый "iPod либерализм" -- предположение, что технологические инновации всегда продвигают свободу и демократию -- отрезвляющими примерами того, как интернет помогает деспотическим режимам душить инакомыслящих.

13. "Год жизни по-библейски" (17m 36s)

Эй Джей Джейкобc прославился статьями в "Эсквайре", созданных на пересечении философии, гонзо-журналистики и искусства перформанса

Писатель, философ, юморист и журналист Эй Джей Джейкобс рассказывает о годе, проведенном им по-библейски - следуя законам Библии настолько буквально, насколько это возможно.

14. "Ящик с загадкой" (18m 05s)

Джеффри Джейкоб Абрамс - американский сценарист, продюсер и режиссёр. Первый полнометражный фильм Абрамса «Миссия невыполнима 3» стал самым дорогим режиссёрским дебютом в истории. Самый масштабный проект Абрамса - «Звёздный путь» - вышел на киноэкраны в мае 2009 года

Мировую известность ему принесли сверхуспешные телевизионные проекты компании «ABC Entertainment» - сериалы Alias и LOST, предложившие неординарные концепции захватывающего сценария и использующие потенциал формы телевизионного фильма в полной мере.

5. Бобби Макферрин показывает всю силу пентатоники (03m 04s)

Роберт «Бобби» Макферрин-младший - американский джазовый певец и дирижёр, десятикратный лауреат премии «Грэмми», автор акапелльного хита "Don"t worry, Be Happy"

В рамках конференции TED Бобби Макферрин показывает, что такое "пентатоника".
Пентатоника получится, если на рояле сыграть по одним чёрным клавишам подряд, начиная с до-диеза. На ней базируется вся восточная муз ыка.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

С 1984 года в США проходит конференция, собирающая на одной сцене ученых, политиков, предпринимателей, художников, музыкантов, инженеров и многих других. Она называется TED - Technology, Entertainment, Design, что можно вольно перевести на русский как «Наука, Искусство, Культура».

Слоган конференции - «Идеи, достойные распространения» - объясняет ее главную задачу - рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей.

сайт собрал для вас список лекций, которые способны вдохновить, мотивировать и даже раскрыть секреты великого успеха.

Почему я живу в смертельном страхе
перед публичными выступлениями

Меган Вашингтон - одна из выдающихся австралийских исполнителей и авторов песен. И с детства заикающаяся. В этом смелом личном монологе она объяснила, как справляется с этим речевым недостатком - это и избегание сочетаний звуков «с» и «т» («ст»), и обман собственного мозга, когда в последнюю минуту одно слово заменяется другим, и пение, через которое она может донести то, что хотела сказать, вместо того чтобы сказать об этом.

Ошибочные ожидания

Дэн Гилберт рассказывает о своих исследованиях по изучению счастья и делится несколькими неожиданными тестами и экспериментами, которые вы также сможете проверить на себе. Досмотрите до конца, чтобы увидеть захватывающую сессию вопросов и ответов с участием некоторых личностей, известных вам по конференциям TED.

Первые 20 часов, или как научиться чему угодно

Джош Кауфман - автор мирового бестселлера «Сам себе MBA. Самообразование на 100%» и книги «Первые 20 часов: освоение как самая трудная часть изучения чего-либо». Джош обучает людей всех сфер жизни, помогая им приобретать практические знания и навыки. В своей речи он рассказывает о том, как рождение дочери вдохновило его на создание совершенно нового подхода к обучению.

Искусство просить

«Не заставляйте людей платить за музыку, - говорит Аманда Палмер. - Позвольте им». В своей проникновенной речи, которую певица начинает с рассказа о своем опыте работы на улицах Нью-Йорка («Подайте доллар двухметровой невесте!»), она размышляет о новых отношениях между артистом и поклонниками.

Захватывающий потенциал
технологии «шестого чувства»

Пранав Мистри на конференции TEDIndia демонстрирует несколько приспособлений, позволяющих практически объединить физический и электронный мир, в том числе и устройство «шестого чувства», а также ноутбук на бумаге. В сессии вопросов и ответов Мистри говорит, что он откроет исходный код «шестого чувства», чтобы открыть его возможности всем.

Эндрю Стэнтон: Как создать
захватывающую историю

Режиссер Эндрю Стэнтон («История игрушек», «ВАЛЛ-И») делится идеями о повествовании и рассказывает свою личную историю в обратном хронологическом порядке. (Видео содержит экспрессивную лексику!)

Коллективный опыт абсурда

Чарли Тодд организует эксцентричные, веселые и неожиданные публичные сцены: 70 синхронизированных танцоров в окнах фасада здания; «охотники за привидениями», пробегающие через Нью-Йоркскую публичную библиотеку и ежегодная «Поездка без штанов в метро». В TEDxBloomington он показывает, как его группа «Импровизируй Везде» использует эти постановки, чтобы объединить людей.

Уволившись с чрезвычайно успешной работы в сфере консалтинга, Анджела Ли Дакворт стала преподавать математику семиклассникам в нью-йоркской государственной школе. Она быстро осознала, что успешные ученики отличались от неуспешных не только уровнем IQ. В своем выступлении она объясняет свою теорию твердости характера как залога успеха.

Как превратить стресс в друга

Стресс. Из-за него сердце бьется чаще, дыхание учащается, а на лбу выступает пот. В то время как стресс превратился в злейшего врага здоровья, новые исследования утверждают, что стресс не опасен, если поверить в это. Психолог Келли МакГонигал призывает нас поменять отношение к стрессу и предлагает давно забытый способ борьбы со стрессом - общение.

Я помню все так ясно, как будто это случилось вчера. Адреналиновая эйфория, а потом сразу невыразимый стыд. Два года назад меня попросили выступить на конференции TED. А потом… приглашение отменили. Сейчас я расскажу вам все по порядку, это будет похоже на исповедь отвергнутого любовника, который до сих пор читает посты своей бывшей в фейсбуке.

Сначала было письмо: мне написал один студент из Оксфорда, сын друга моего друга, которого я не видел с университетских лет. Одной этой запутанной цепочки уже было достаточно, чтобы в моей голове немедленно заиграла музыка из «Возвращения в Брайдсхед» — был такой сериал в восьмидесятых. Этот студент спрашивал меня, не соглашусь ли я выступить на TEDx Talks в Шелдонском театре, тема любая, на мой выбор. Правда, потом я узнал, что TED с добавочной буквой «x» не совсем то же самое, что просто TED. TEDx — это что-то вроде франшизы. Но эти выступления все равно выкладывают на Youtube под логотипом TED.

Прочитав письмо, я вскочил из-за рабочего стола. Я излучал чистейшее страстное самообожание. Выступить на TED — это как получить орден почета, только круче. Эта конференция — рок-н-ролльная галерея славы для ботаников. Вмиг перед глазами возникла картинка: я буду стоять на сцене, как большинство спикеров TED, в строгом темном костюме и светлой рубашке без галстука. На голову мне наденут крошечный микрофон на тоненькой пластиковой дужке, тянущейся вдоль щеки прямо ко рту. Даже если микрофон не понадобится, я нацеплю неподключенный.

Я буду расхаживать по сцене, жонглировать данными статистики и разными крутыми фактами про кино, культуру и интернет, как журналист Малькольм Гладуэлл или социолог, гений прогнозирования Нейт Сильвер. На счет раз я заставлю аудиторию трястись от смеха. На счет два они замолкнут, выпучив глаза, потому что я напрочь вынесу им мозги вскользь упомянутым кусочком моего тайного знания. Я даже уже заготовил пару шуток «для своих». Я придумал название лекции: «Эгоистичный мем» — привет Ричарду Докинзу с его «Эгоистичным геном». Разве не гениально?


А потом случилось страшное. Где- то через месяц — я все еще не сочинил свою речь, но уже набросал кое-какие идеи — я ответил организаторам. Написал, что готов, и спросил, на какие даты намечено мое выступление. Ответ последовал незамедлительно: поскольку я не отреагировал раньше, они решили, что мне их предложение неинтересно, и пригласили кого-то другого. Во всяком случае я так их понял. Может, на самом деле где-то в Массачусетском технологическом институте есть блестящий ученый-статистик, номинированный на все премии, эксперт по эмоциональному интеллекту по имени Питер Брэдшоу, и они только теперь поняли, что я — это не он. Я сдулся, как проколотый воздушный шарик.

Поводом вспомнить этот конфуз сейчас, в 2017 году, стал 60-летний юбилей писателя и предпринимателя Криса Андерсона, который придумал конференцию TED такой, какой мы ее знаем и любим. Теперь его детище разрослось до огромных размеров: в сеть выложено более двух с половиной тысяч выступлений с совокупным количеством просмотров около четырех миллиардов, а в рамках TEDx состоялось 15 тысяч выступлений.

Изначально конференция TED, аббревиатура которой расшифровывается как «Технологии, развлечения, дизайн», была задумана как разовое мероприятие — в 1984 году его модерировал архитектор и дизайнер Ричард Сол Вурмен в калифорнийском Монтерее. В 1990 году конференцию решили проводить на регулярной основе, и вскоре она стала невероятно популярной. В 2001-м проектом начал руководить некоммерческий фонд Криса Андерсона Sapling Foundation. В 2005 году с появлением YouTube в истории TED случился настоящий прорыв. Год спустя Андерсон принял решение выложить записи TED Talks в свободный доступ. Выступления Билла Клинтона, Стива Джобса, Билла Гейтса и других знаменитых спикеров TED сразу стали интернет-хитами.


Почему же формат TED стал таким востребованным? Стоит понимать, что манера изложения, принятая на TED, во многом наследует у специфических выступлений, так называемых послеобеденных речей. В те времена, когда я еще был мальчишкой, умение толкать такие речи красиво — поднять довольно серьезную тему и препарировать ее с ненавязчивым юмором — помогало некоторым умникам перескочить через пару ступеней карьерной лестницы. Кроме того, фундаментом для TED стали книги так называемых мотивационных писателей вроде Дейла Карнеги. Но больше всего проект TED позаимствовал у Рождественских лекций о науке для школьников на BBC, которые выходят с 1963 года, — лекторы старались говорить возвышенно, но популярно и подчеркнуто неформально, как и сегодняшние спикеры конференции. Еще одна важная составляющая секрета TED — аполитичность. «Технологии, развлечения, дизайн» — здесь не из-за чего ссориться. Темы стремятся к всеохватной глобальности в духе «мы есть мир» или же, наоборот, к предельно приземленным подробностям нашей жизни, в которых иногда проглядывает великая мудрость.

Проект TED Talks призван быть этаким сундуком с идеями, неиссякаемым источником мотивации. Но некоторые его выпуски на YouTube могут довести зрителя до ручки. Перед тем как написать эту статью, я просмотрел множество самых разных выступлений, одно за другим. После этого я был как в бреду. У меня случилась передозировка TED, в каждой ерунде я начал видеть знак или сложившийся пазл. Например, сидя в полупустом вагоне метро, я осмотрелся и подумал: «Ого! Люди рассаживаются так, чтобы быть подальше друг от друга. Первый — в один конец вагона, второй — в противоположный, третий — в середину и так далее. Прямо как расстановка в турнирной сетке Уимблдона!»

Но самое ужасное в TED Talks — это извержения банальностей от тщеславных, самовлюбленных знаменитостей. Худшим спикером был, пожалуй, Боно. В 2013-м он выступил с речью «Хорошие новости о бедности». Смотреть на это было невыносимо. Как многие сверхбогатые люди, он ужасно озабочен бедностью людей в развивающихся странах и в государствах Африки: во‑первых, это всегда актуально, а во-вторых, совершенно безопасно, поскольку обсуждение бедности в родной стране может заставить общественность поинтересоваться налоговой декларацией борца за процветание.


Боно говорил, что доступность антиретровирусных препаратов в странах третьего мира очень важна для борьбы с ВИЧ и СПИДом. Ну ладно, это здоровая мысль. Но при этом ему не пришло в голову сослаться на слова хотя бы одного жителя тех стран, о благополучии которых он так беспокоился. Кроме того, для своей речи Боно отобрал факты и картинки с той же претенциозностью, с какой Мадонна отбирала сирот для своего приюта в Малави. В какой-то момент он начал убеждать аудиторию, что он здесь вовсе не как Боно — рок-звезда, а как передатчик знаний. В доказательство этого он снял свои знаменитые очки и на пару секунд надел их перевернутыми, изображая, как ему кажется, прекрасного в своей рассеянности ботаника. Он отпустил шутку: «Давайте рассмотрим бразильскую модель развития… Кто ж не любит бразильских моделей?» — и выдержал паузу. Но никто не засмеялся. Затем с непереносимо показным самоуничижением он сказал, что, если все названные им проблемы решатся, никому больше не придется «слушать маленького, занудного самозваного Христа» вроде него. Он расставил руки, изображая распятие, и одновременно сделал пальцами движение, словно умоляя «ну же, аплодируйте!» Аплодировали немногие.

Серебряную медаль в конкурсе самых отвратительных выступлений на TED я отдаю Элизабет Гилберт, писательнице, которая в 2009 году выступила с речью «Ваш неуловимый творческий гений». Она, как говорят в Шотландии, многовато на себя берет. Например, Гилберт сказала, что ее суперхит «Есть, молиться, любить» неожиданно для нее самой стал международным бестселлером. Что писатели должны воспринимать вдохновение как нечто данное свыше, а не как каждодневную рутину. Что страшно нервничает, готовясь приступить к «пугающе ожидаемому сиквелу собственного хита». Одним словом, писательница достигла выдающихся успехов в умении скромно хвастаться.


Бронза достанется, на мой взгляд, Дэвиду Кэмерону. Перед тем как профукать членство Великобритании в ЕС и затем уйти из политики в предпринимательство, Кэмерон выступил с самодовольно-елейной лекцией «Новая эра государственного управления». Он говорил о том, как монолитные формы централизованного управления благодаря интернету уступят место региональным активистам, группам добровольцев, идейным одиночкам и просвещенным корпорациям. Чистая, звенящая пустота. Его выступление было таким высокомерным, таким бессмысленно напыщенным, что он, пожалуй, мог бы забрать половину «золота» у Боно.

Я не хочу сказать, что все TED Tаlks плохи. В 2017-м было прекрасное информативное выступление Рэдъярда Уильямса под названием «Почему расизм вреден для здоровья» — о том, как расовое неравенство исподволь влияет на уровень жизни и здоровья всего общества. Многие считают, что лучшее в истории TED — лекция «Как школы подавляют творчество» сэра Кена Робинсона, эксперта по образованию, который выступил с ней в 2016 году. Если бы эту тему поднял другой спикер, то, скорее всего, его речь была бы невыносимой. Но Робинсон — прирожденный комик, остроумный и при этом спокойный. Ему не присуща типичная манера других выступающих на TED бегать по сцене с указкой, пока за спиной или на экране вылезают слоганы и некрасиво нарисованные графики. Исследователь мозга Джил Болти Тейлор выступила с захватывающим рассказом о том, как она перенесла инсульт. Для нее как для ученого-невролога это жуткое событие оказалось и самым познавательным опытом в жизни.

Мой фаворит — лекция «Цена стыда» Моники Левински. В отличие от других спикеров ей удалось избежать самодовольства и самопиара. Она рассказала о том, как чье-то чувство стыда становится поводом для всеобщей истерии, как стыд превращается в продукт и монетизируется. Левински продемонстрировала собственный взгляд на травлю в интернете. Это особенно важно сейчас, когда Мелания Трамп превратила эту тему в сферу собственных благотворительных интересов — несмотря на то, что сетевая травля остается единственным инструментом общения ее мужа с миром.

В общем, во вселенной TED однозначно есть хорошие вещи. Однако, чтобы их увидеть, вам, быть может, придется сначала продраться сквозь позерство, банальности и напыщенную самопрезентацию. Но если подвести баланс, то под чертой окажется, что TED все же на светлой стороне. Жаль только, что конференция так и будет жить дальше без моего революционного вклада в ее историю — без «Эгоистичного мема».

10 примеров того, как не надо выступать на TED:

10. Саймон Синек — «Как лидеры вдохновляют к действию» (2009)

Поверхностный треп о том, что делает компанию Apple лидером рынка и почему именно Мартин Лютер Кинг руководил движением за гражданские права.

9. Кейт Хартман — «Искусство носимой коммуникации» (2011)

Безумная художница и писательница показывает глупые шапки со специальными трубками, которые позволяют разговаривать с собственным мозгом. Если это шутка, то несмешная.

8. Джейсон Сейкен — «Если PBS это может, то можете и вы!» (2012)

Рассказ шефа отдела цифровых коммуникаций PBS о том, как он сделал скучное общественное телевидение модным в новом, цифровом веке.

7. Брене Браун — «Сила уязвимости» (2010)

Самодовольная речь в стиле «помоги себе сам» о том, что не стоит бояться быть уязвимым. При этом Браун скорее умрет, чем покажет себя «во всей уязвимости».

6. Билл Клинтон — «Мое желание — восстановить Руанду!» (2007)

Над Клинтоном больше всех издевались другие спикеры TED. А его невыносимо скучная и тщеславная болтовня про Руанду и восстановление ее системы здравоохранения — гундеж, гундеж и гундеж…

5. Билл Гейтс — «Обновлять до нуля» (2010)

Я только что сказал, что Билл Клинтон скучный? Ну, один Билл стоит другого. Речь этого Билла о климатических изменениях и энергетике — это рассказ о важных вещах, сведенный к монотонному, бесцветному разглагольствованию.

4. Малькольм Гладуэлл — «Выбор, счастье и соус для спагетти» (2004)

Гладуэлл — звезда TED, но это выступление было ужасным. Он беззастенчиво рекламировал свою книгу «Озарение».

3. Дэвид Кэмерон — «Новая эра государственного управления» (2010)

С своим притворным сожалением о том, какими же непопулярными стали политики в наши дни, Кэмерон выглядел как студент Итона на дебатах.

2. Элизабет Гилберт — «Ваш неуловимый творческий гений» (2009)

1. Боно — «Хорогие новости о бедности» (2013)

В этом выступлении Боно блестяще продемонстрировал свою важнейшую особенность — абсолютную неспособность не думать о себе. Это он стоит на сцене TED, он — самое главное и интригующее, что здесь происходит. Борьба с бедностью — это его страсть. Стоило ли посвящать всю лекцию одному лишь самовосхвалению?