Зкр в подготовительной группе. Картотека игр на развитие звуковой культуры речи (подготовительная группа)

Задачи.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.

Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударение в словах, определять место нахождение звуков «р» и «рь» в словах и делать звуковой анализ слов.

Связная речь - закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать творчество, воображение.

Грамматика: учить использовать в речи глаголы в сослагательном наклонении. (Если бы я был художником)

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать память в игре » Мама купила в магазине…»

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, какой сегодня день недели?

Какой этот день по счёту?

Сколько всего дней в неделе?

Правильно, среда, и 1 занятие мы проведём занятие

» Развитие речи и обучение грамоте.»

Сегодня мы с вами будем:

1. Говорить о звуках, о том что они бывают твёрдыми и мягкими, определять их местонахождение

2. Будем делить слова на слоги, ставить ударение в словах, составлять схемы звукового анализа слов.

3. Составим рассказ на тему » Если бы я был художником «.

4. Поиграем в игру на развитие внимания и памяти » Мама купила в магазине…»

5. Проведём графический диктант - т.е. закрепим умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Воспитатель: Вчера я была в гостях у художника и попросила его нарисовать картинку для нас, но ему позвонили и он срочно уехал в город. Я сначала огорчилась, но потом решила » Возьму ка я её в садик» - ведь вы тоже любите рисовать. Любите?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она - незаконченная картинка. Скажите, что успел нарисовать художник? Что это? Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?

Дети: Домик!

Воспитатель: Вот и сейчас, ребята, Вы будете художниками и вы дорисуете этот дом. Но дорисуем мы те части дома, в которых встречается звук «р».

Для начала скажите, какие звуки бывают?

Дети: Гласные, согласные.

Звук «р» какой звук? (согласный)

Почему? (он не поётся)

А согласные, какие бывают? (твёрдые и мягкие)

Воспитатель: Ребята, назовите, какие части дома мы будем дорисовывать, но чтобы в этих словах слышался звук «р» или «рь». Назвать слово нужно чётко произнося звук «р» и определить какой он в этом слове твёрдый или мягкий.

Что нарисуем сначала?

Саша: Крышу: в слове крррыша - звук «р» - твёрдый, согласный.

Воспитатель: Молодец Саша! (получает счётную палочку)

Кто пойдёт нарисует крышу? Иди Ирина.

Воспитатель: Что ещё нарисуем?

Дети: - труба - звук «р» - согласный, твёрдый.

Дверь - звук «рь» - согласный, мягкий.

Раму - звук «р» - согласный, твёрдый.

Крыльцо - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А теперь подумайте: из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? Не забывайте про звуки «р» и «рь».

Дети: дерревянный - звук «рь» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: А ещё какой может быть?

Дети: киррпичный - звук «р» - согласный, твёрдый.

Воспитатель: Подумайте, какой краской можно покрасить дом? Используйте в ответах звуки «р» и «рь».

Дети: кррасной - звук «р» - согласный, твёрдый.

Серрой - звук «р» - согласный, твёрдый.

Корричневой - звук «рь» - согласный, мягкий.

(если дети называют другие краски, где нет звуков «р» и «рь» - воспитатель просит быть внимательными и поощряет тех детей, которые правильно назвали слова и даёт им счётные палочки)

Воспитатель: Дом готов! А теперь подумаем и назовём с Вами какую мебель поставим и другие предметы необходимые в доме. Вы должны назвать слова со звуком «р» и «рь» и определить, где находится звук. (в начале слова, в середине, в конце)

Дети: сервант - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

кровать - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

телевизор - звук «р» - твёрдый, находится в конце слова.

картина - звук «р» - твёрдый, находится в середине слова.

Воспитатель: Подумайте, кто будет жить в доме?

Дети: рребята - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

рродители - звук «р» - твёрдый, находится в начале слова.

Воспитатель: назовите имена со звуками «р» и «рь» и определите местонахождение.

Дети: Маррина, Иррина, Ррома и т.д.

Воспитатель: Ребята, скажите - что можно нарисовать около дома (со звуком «р» и «рь»), назовите слово и определите количество слогов и на какой слог падает ударение?

Дети: тррава - 2 слога, ударение падает на 2 слог.

деррево - 3 слога, ударение падает на 1 слог.

доррожка - 3 слога, ударение падает на 2 слог.

И т.д. (даются счётные палочки).

Воспитатель: А сейчас ребята, такое задание: нужно на доске составить схему звукового анализа слова «трава». Иди Дима.

Дима составляет и анализирует. (в слове 5 звуков: 1 звук «т»-согласный, твёрдый, 2 звук «р»-согласный, твёрдый, 3 звук «а»-гласный, 4 звук «в»-согласный, твёрдый, 5 звук «а»-гласный.

Аналогично слово «дорога».

Подводится итог 1 части.

Воспитатель: Ребята, кем вы были в 1 части занятия? (художниками). Что делали? (придумывали слова со звуками «р» и «рь», определяли их местонахождение, делили слова на слоги, определяли ударение, составляли схему звукового анализа слов).

Определяется самый активный ребёнок (подсчитываются палочки).

Физкультминутка.

2 часть.

Воспитатель: Во 2 части занятия ребята, вы должны придумать рассказ на тему «Если бы я был художником…». Вы должны составить сложный рассказ, но помните чтобы в рассказе было начало, середина и концовка.

Выслушивается 2-3 рассказа и оцениваются самими детьми. (чем понравился? Что можно изменить? Почему?)

Итог 2 части занятия. Поощрение детей.

3 часть.

Воспитатель: А сейчас ребята мы с Вами поиграем в игру на развитие памяти «Мама купила в магазине…». Ребята в 1 части занятия мы рисовали дом, в котором живут ребята и родители. Представьте, что к ним в гости едет бабушка и мама пошла в магазин за покупками. Она купила…

(каждый ребёнок называет по одному слову - 10 слов. Затем 1 ребёнок должен назвать все слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт названных слов)

Воспитатель: Поощряем детей.

Воспитатель: Ребята, помните Ксюша составила рассказ о зверях в зимнем лесу. Вот сейчас мы поиграем в игру «Угадай какой зверь спешил домой?». Для этого у каждого из вас на столе лежит лист бумаги в клетку, где нарисованы, что?

Дети: дерево, конура, нора.

Воспитатель: Вы знаете, что у каждого зверька своё жилище:

В конуре живёт?

В дупле?

Но в своё жилище придёт только один зверёк. А кто это? Вы должны догадаться сами, если правильно выполните графический диктант.

Графический диктант.

Итог 3 части.

Итог всего занятия.

Воспитатель: Ребята, что мы делали на занятии.

1. Составляли словесный рассказ «Если бы мы были художниками…»

2. Говорили о том, что звук «р»- бывает твёрдым и мягким.

3. Делили слова на слоги, ставили ударение, составляли звуковой анализ слов.

4. Играли в игру «Мама купила в магазине…»

5. Писали графический диктант.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9 «Росинка»

Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)

Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.

г. Краснокаменск.

Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.

Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?

Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)

·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)

5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).

6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)

7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.

8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)

9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.

Открытый показ для студентов.

Программное содержание:

  • развитие речевого дыхания;
  • закрепить умение различать на слух и в произношении звуки [в] и [в’] ;
  • закрепить умение четко произносить звуки [в] и [в’] , в словах и фразе; продолжать дифференцировать изолированные звуки, по твердости-мягкости, закрепить умение находить место звуков в заданных словах; воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

Методы и приемы:

игровой - сюрпризный момент, словесный, наглядный.

Оборудование:

Раздаточный материал:

картинки на звуки [в] и [в’] , картинки деревьев, смайлики, синие и зеленые квадраты.

Демонстрационный материал:

конверт с заданиями.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. И послушайте стихотворение.

«Хорошо в лесу в апреле»

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;

На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;

Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились? Какими словами можно определить, что стихотворение о весне? «Пахнет лиственною прелью…» , чем же это пахнет, вы знаете? Это запах прелой листвы. Так вот

«Хорошо в лесу в апреле:

Пахнет лиственною прелью…»

Дети:

1. Развитие речевого дыхания.

Воспитатель: Давайте скажем все вместе, но на одном дыхании. 3 раза

Сейчас только девочки… 2 раза

Василиса, Саша, Арина.

Воспитатель: Очень хорошо.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Мы ведь однажды уже помогли ему. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. Для этого, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети: Да, готовы!

Первое задание.

2. Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Послушайте рассказ про весну, в котором поселилась песенка ветра, и Лесовичок просит вас найти все эти слова. Как звучит песенка большого ветра?

Дети: В-В-В

Воспитатель: А маленького?

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Если услышите песенку маленького ветра – показываете зеленый квадрат, а большого – синий.

Читаю рассказ …

«Пришла весна»

Пришла весна. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца апрельского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

В садах пухнут почки на ветках. Они покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.

И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим.

В весеннем лесу дышится легко и свободно. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Воспитатель: Вы меня порадовали.

Следующие задание.

3. Дифференциация изолированных звуков.

Воспитатель: Посмотрите, это большое дерево, какая песенка?

Показываю картинку большого дерева

Дети: В-В-В

Воспитатель: А это маленькое дерево.

Показываю картинку маленького дерева

Дети: В’ В’ В’

Воспитатель: Давайте споем все вместе. 3 раза

Поем песенку, то большого ветерка, то маленького.

Сейчас только девочки… 2 раза

Теперь только мальчики… 2 раза

Ваня. К, Полина, Ваня. Р… по 1 разу

Третье задание.

4. Дифференциация в словах.

Воспитатель: Посмотрите на доске 4 картинки в названии которых поселилась песенка ветра. В этом слове песенка какого ветра?

Дети: Большого

Воспитатель: Правильно. Напомните мне песенку.

Дети: В-В-В

Воспитатель: Какой фишкой обозначим, цветом?

Дети: Синей фишкой.

Воспитатель: А здесь?

Дети: Маленького

Воспитатель: Правильно. Напомните мне и эту песенку.

Дети: В’ В’ В’ зеленой фишкой

Воспитатель: Очень хорошо. Сейчас вы, на своих местах вспомните слова, в которых поселилась песенка ветра большого или маленького, и по одному подойдете, произнесете ваше слово, чтобы все услышали вашу песенку, которая поселилась в вашем слове, возьмете фишку нужного вам цвета и прикрепите к нужному дереву...

Воспитатель: Замечательно. Давайте отдохнем, к нам ветерок прилетел…

Физминутка

Ветер дует нам в лицо. (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (покачаться из стороны в сторону)

Ветер тише, тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревцо всё выше, выше. (потянуться вверх)

И последнее задание.

5. Дифференциация во фразе.

Воспитатель: Давайте произнесем все вместе чистоговорку медленно, потом быстро.

«У Вали - ваза, у Вени – венок»

Воспитатель: Произносим все вместе медленно, потом быстро.

Воспитатель: Хорошо, произносите с разной интонацией.

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси грустно Миша, Настя, Аня Ж.
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси радостно Диана, Даша
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси удивленно Ваня Р., Ира
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси сердито Кирилл, Дима

У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси задумчиво Саша, Арина, Ваня К
У Вали - ваза, у Вени – венок – произнеси спокойно Василиса, Полина, Мариям

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, мы весну выручили. Ветер, наконец, ее отпустит и наступит долгожданная весна. А вот вам подарок от нашего Лесовичка. Что это? Да, это вертушка, будем ловить наш ветерок и большой и маленький. Спасибо…

Подготовительная группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе. Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина. Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей.)

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог воспитатель хлопает). (Ответы детей.)

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

Упражнение «Найди товарища»

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг, курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай, зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят, называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под верхними, чтобы первые звуки составляли пару «звонкий—глухой согласный».

Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

В игре принимают участие все дети.

Игра «Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель называет глухой согласный, а дети — его пару.

Упражнение «Куда ударит молоточек? »

Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других: назовите его в слове «лунааа» {«а»). Я могу это слово сказать по-другому: «Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове «вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно? {Нет.)

— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто «ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на ударный звук) ; вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших словах ударный звук «а».

— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах ударный звук.

Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка, часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.

Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога; ребенок ловит мяч, называет ударный звук и перебрасывает мяч воспитателю.

Упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя обратной стороной) .

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

Игра «Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Отгадай загадку»

На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам, объясняют, как они это сделали. На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая картинка — луна. Задание то же.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Коммуникация» Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Программное содержание :
- формировать умение называть слова с заданным звуком;
- упражнять детей в умении выделять звук [ ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове;
- формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении.
- совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей;
- развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
- воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.
Оборудование:
Демонстрационный материал : карты схемы, фишки, магнитная доска, схемы предложения.
Раздаточный материал : карточки с цифрами от 1 до 5, карты схемы, фишки; смайлики.
Ход:
1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на столах.
2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.
- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.
- Итак, ребята, за работу!
3. Работа по теме занятия.
-Ребята я сейчас буду произносить слова, а вы, если услышите слова со звуком Ч, хлопнете один раз в ладоши.
Чайник, цапля, журавль, качели, печь, заяц, часы, жук, пчела, обруч, дочь, ночка, ваза, чашка, речка.
Педагог берет на заметку тех детей, которые ошибаются, или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину): Он зеленый, попрыгучий , совершенно неколючий , на лугу весь день стрекочет .
-А теперь вы придумайте слова со звуком ч.
-Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.
-Послушайте загадку:
Что за чудо ? Вот так чудо :
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
голова торчит да ноги.
(черепаха)
-Ребята определите, сколько в тексте загадки слов со звуком Ч. (5)
4. Физминутка
Если я произнесу звук С вы имитируете мытье рук. Если я произнесу звук З вы имитируете полет пчелы. Если я произнесу звук Ж вы имитируете полет жука.
5. Продолжение работы по теме занятия. Самостоятельная работа.
-Ребята, возьмите, пожалуйста, карты – схемы. Я буду читать вам слова со звуком ч, а вы должны определить место звука в словах:
Часы, ключ, ручка, калач, чай, дача, чайка, грач.
Дети, используя фишку, отмечают позицию звука в слове. Один ребенок выполняет работу у доски.
-Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием предложение. Что же такое предложение?
- Предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Сегодня мы продолжим работу по данной теме, и познакомимся со строением схемы предложения. Предложение состоит из слов, в конце каждого предложения ставится точка, восклицательный знак, если предложение полно призыва, восклицания, вопросительный знак, если в предложение есть вопрос и многоточие, если предложение не закончено. У каждого предложения есть основа и на письме она отмечается вот так

Каждое слово отмечается отдельной полоской ____ ____.
Эта схема обозначает, что в этом предложении три слова в конце стоит точка.
А теперь ребята давайте с вами попробуем придумать предложение по схеме (даются схемы с тремя, четырьмя, пятью словами).
Молодцы ребята.
6. Работа в тетради.
(если будет время)
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?
- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?
- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!
- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!