Золотая Орда. История

Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. – 968 с. + 28 с. цв. вкл.
ISBN 978-5-94981-229-7

Предисловие (Рафаэль Хакимов, Мари Фаверо) ....................................................................... 3
Введение (Вадим Трепавлов) ........................................................................................................ 7

Глава I. Срединная Азия и Восточная Европа в XII – начале XIII в. ............................. 13
§ 1. Кочевые империи Срединной Азии (Николай Крадин) ..................................................... 13
§ 2. Хорезм, восточные кипчаки и Волжская Булгария в конце XII – начале XIII в.
(Дмитрий Тимохин, Владимир Тишин) ................................................................................ 25
§ 3. Кочевники Восточной Европы в начале XIII в. (Владимир Иванов) ................................ 41
§ 4. Королевство Венгрии и куманы в преддверии западного похода монголов
(Роман Хаутала) ................................................................................................................... 50
§ 5. Монгольская империя и ее роль в мировой истории (Николай Крадин) ......................... 58

Глава II. Становление Улуса Джучи...................................................................................... 72
§ 1. Джучи – первый правитель улуса (Ильнур Миргалеев) ..................................................... 72
§ 2. Завоевание Хорезма монгольскими войсками (1219–1221 гг.)
(Дмитрий Тимохин) .............................................................................................................. 77
§ 3. Завоевание русских земель в 1237–1240 годах (Александр Майоров) ............................. 89
§ 4. Завоевательный поход в Центральную Европу:
военная сила и тайная дипломатия (Александр Майоров) ............................................... 113
§ 5. Образование Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) ................................................................ 137

Глава III. Государственный строй Улуса Джучи............................................................... 148
§ 1. Административное устройство. Организация управления (Вадим Трепавлов) ............. 148
§ 2. Территориальное устройство Улуса Джучи
(территория западнее Дона) (Борис Черкас) .................................................................... 157
§ 3. Право Золотой Орды. Налогообложение.
Придворный этикет и протокол (Роман Почекаев) .......................................................... 179
§ 4. Взаимоотношения Руси с Джучидским улусом (Чарльз Гальперин) ............................. 196
§ 5. Левое крыло Улуса Джучи в XIII – начале XV века (Канат Ускенбай) ........................ 208
§ 6. Языки официального делопроизводства
и канцелярская культура Золотой Орды (Ленар Абзалов) ............................................... 217

Глава IV. Улус Джучи в период могущества...................................................................... 225
§ 1. Первые правители Улуса Джучи (Роман Почекаев) ........................................................ 225
§ 2. Расцвет Улуса Джучи: правление Узбека и Джанибека (Роман Почекаев) .................. 244
§ 3. Военное дело Золотой Орды (Эмиль Сейдалиев) ............................................................. 264

Глава V. Население Улуса Джучи и становление
средневекового татарского этноса........................................................................................ 288
§ 1. Этноним «татар» на ранних этапах истории Евразии (Рафаэль Хакимов) .................... 288
§ 2. Иноконфессиональное население Улуса Джучи.............................................................. 311
Русские (Юрий Селезнёв) ................................................................................................... 311
Народы Волго-Уральского региона (Владимир Иванов) ................................................. 316
Армяне (Александр Осипян) ............................................................................................... 322
§ 3. Католические миссионеры в Золотой Орде (Роман Хаутала) ....................................... 328 966
Глава VI. Золотая Орда и ее соседи...................................................................................... 334
§ 1. Золотая Орда и мамлюки (Мари Фаверо) ......................................................................... 334
§ 2. Золотая Орда и Анатолия (Ильнур Миргалеев) ................................................................ 353
§ 3. Золотая Орда и Юаньская династия (Чжао Чжу-Чэн) ................................................... 358
§ 4. Между степными ханствами: взаимоотношения Чагатаидов
и Золотой Орды (1260–1370) (Михаль Биран) .................................................................. 363
§ 5. Взаимоотношения с Ильханами (Ильнур Миргалеев) ...................................................... 367
§ 6. Противостояние между Улусом Джучи и католической Европой
с середины XIII до середины XIV века (Роман Хаутала) ............................................... 371
§ 7. Золотая Орда и Балканы (XIII–XIV века) (Александар Узелац) ..................................... 384
§ 8. Господство Золотой Орды в Валахии и Молдавии (Виктор Спиней) ............................ 403

Глава VII. Золотоордынская цивилизация......................................................................... 427
§ 1. Золотая Орда как цивилизация
(по материалам археологии) (Марк Крамаровский) ........................................................ 427
§ 2. Экологические и экономические критерии
цивилизованности Золотой Орды (Эдуард Кульпин-Губайдуллин) ................................ 447
§ 3. Исламская культура Золотой Орды (Эльмира Сайфетдинова) ...................................... 457
§ 4. Архитектура и искусство в Золотой Орде (Эмма Зиливинская) ..................................... 464
§ 5. Язык письменных памятников золотоордынского периода (Фануза Нуриева) ............ 502
§ 6. Литература Улуса Джучи и постзолотоордынских
татарских ханств (Хатип Миннегулов) .............................................................................. 515
§ 7. Становление историографической традиции (Эльмира Сайфетдинова) ...................... 524
§ 8. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде (Иштван Вашари) ....... 528

Глава VIII. Хозяйство, ремесла и торговля........................................................................ 541
§ 1. Кочевое население Улуса Джучи (Владимир Иванов) ..................................................... 541
§ 2. Земледелие, скотоводство, промыслы и ремесло (Леонард Недашковский) ................. 551
§ 3. Татары и торговцы на черноморской границе в XIII и XIV веках:
совпадение интересов и конфликты (Николо Ди Козмо) ................................................. 578
§ 4. Генуэзцы и Золотая Орда (Мишель Балар) ....................................................................... 598
§ 5. Международная и внутренняя торговля (Леонард Недашковский) ............................... 608
§ 6. Деньги и денежная политика Джучидов в XIII–XV вв. (Павел Петров) ....................... 616
§ 7. Города Золотой Орды (Эмма Зиливинская, Дмитрий Васильев) .................................... 633

Глава IX. Природный и социально-экономический кризисы......................................... 665
§ 1. Изменение климата в Центральной Евразии
и Золотой Орде (Юлай Шамильоглу) ................................................................................ 665
§ 2. Влияние Черной смерти на Золотую Орду: политика, экономика,
общество, цивилизация (Юлай Шамильоглу) ................................................................... 679

Глава X. Распад Улуса Джучи............................................................................................... 695
§ 1. Смута 60–70-х годов XIV века (Ильнур Миргалеев) ........................................................ 695
§ 2. Попытки возрождения Золотой Орды в конце XIV – начале XV в.
(Ильнур Миргалеев) ............................................................................................................. 698
§ 3. Борьба за власть в первой половине XV в. (Роман Рева) ............................................... 704
§ 4. Предпосылки и особенности дезинтеграции Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) ........... 729

Глава XI. Позднезолотоордынский мир.............................................................................. 735
§ 1. Джучиев улус в XV–XVI вв.: инерция единства (Вадим Трепавлов) ............................. 735
§ 2. Большая Орда (Вадим Трепавлов) ..................................................................................... 742
§ 3. Астраханский юрт (Илья Зайцев) ...................................................................................... 752 967
§ 4. Улуг Улус (Крымское ханство) (Владислав Гулевич) ...................................................... 761
§ 5. Вилаяте Казан (Казанское ханство) (Анвар Аксанов) ...................................................... 777
§ 6. «Мещерский юрт» (Касимовское ханство) (Булат Рахимзянов) .................................... 787
§ 7. Тюменский и Сибирский юрты (Денис Маслюженко) .................................................... 797
§ 8. Татарские политические образования на территории
Великого княжества Литовского: Яголдаева «тьма» (Илья Зайцев) ............................... 807
§ 9. Татары на Балканах (Тасин Джемиль) .............................................................................. 810
§ 10. Татары в Московском государстве (Андрей Беляков) .................................................... 815
§ 11. Мангытский юрт (Ногайская Орда) (Вадим Трепавлов) ................................................ 832
§ 12. Владения Шибанидов в Центральной Азии (Денис Маслюженко) .............................. 842
§ 13. Казахское ханство (Александр Нестеров) ...................................................................... 851

Глава XII. Политическое развитие татарских государств в XV–XVIII вв. .................. 854
§ 1. Правовая культура в татарских государствах XV–XVIII вв.:
золотоордынское наследие и исламские институты (Роман Почекаев) ......................... 854
§ 2. Татаро-русские отношения в XV столетии (Антон Горский) ......................................... 861
§ 3. Татаро-русские отношения (XVI–XVIII вв.) (Илья Зайцев) ............................................ 866
§ 4. Татарские юрты и Османская империя (Илья Зайцев) .................................................... 874
§ 5. Взаимоотношения татарских государств с Польско-литовской унией
(Дариуш Колодзейчик) ........................................................................................................ 895
§ 6. Наследие державы Чингиз-хана на европейских картах XV–XVIII веков
(Игорь Фоменко) ................................................................................................................. 904

Заключение. Золотая Орда и татарские юрты
в мировой истории (Вадим Трепавлов) ........................................................................... 922
Именной указатель.................................................................................................................... 927
Географический указатель........................................................................................................ 946
Сведения об авторах.................................................................................................................. 962

Первое. Пресс-релиз

В 2016 году в Казани на русском языке вышла коллективная монография “Золотая орда в мировой истории” (The Golden Horde in World history).

Это произведение было подготовлено и напечатано совместно Институтом истории имени Ш.Марджаки Академии наук Республики Татарстан (Sh.Marjani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarsan), Центром исследований Золотой орды и татарских ханств имени М.А.Усманова (Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates) Университетом Оксфорд.

В создании данной коллективной монографии приняли участие помимо известных корифеев России и Татарстана, известные учёные из Франции, Израиля, Венгрии, Румынии, Польши, Украины, Сербии, Казахстана, Финляндии, Тайваня, США – всего 47 человек из более десяти стран. Монография вышла объемом почти 1000 страниц. “Согласие дает плоды, распри ведут к беде”.

Настоящая монография объединила интеллектуальный потенциал учёных многих стран, стало их совместной деятельностью.

Третье. Краткое содержание монографии

История Средней Азии и Восточной Европы XII-начала XIII века и историческая роль Монгольской империи в мире, происхождение государства Зучи, политическая организация, обретение мощи, население, становление татарского этноса в средние века, изучение Золотой орды и ее отношений с сопредельными государствами.

Цивилизация Золотой орды, хозяйства, промыслы, торговля, природный и общественно-экономический упадок, падение государства Зучи. Конец Золотой орды, Литовское царство, политическое развитие Татарского государства в 16-18 веках, татаро-русские отношения, влияние на географическую карту Европы 15-18 веков.

Наследия Империи Чингис-хана, Золотой орды и потомков татар и вклад в мировую историю.

По этим более 50 темам были проведены исследования и предприняты попытки дать ответы. При изучении этих тем была отвергнута существовавшая в коммунистические времена концепция о “Монголо-Татарском иге”, признанная беспочвенной. Было уделено большое внимание изучению вклада в мировую историю созданной Чингис-ханом Монгольской империи, государства Цагаадай, Хулэгу, Зучи и других.

Очевидно, что новым явлением в исследованиях стали вопросы межгосударственных отношений, конкретно отношений между Золотой ордой и Мамлюками, Золотой ордой и Анатолией, Золотой ордой и династией Юань, Золотой ордой и Ильхон, Золотой ордой и Балканами.

Четвертое. Об одном аспекте монографии

В книге 12 глав, каждая содержит несколько тем, поэтому в настоящей краткой рецензии не представляется возможным охватить все темы. Возьмем для рассмотрения 5-й раздел первой главы “Историческая роль Монгольской империи в мире”. В этом разделе слишком мало внимания уделено таким темам, как татары, монголы с рек Онон и Керулена, керепты, пять видов скота, семья и кочевье, Темужин, Чингис-хан, конфликт между Бэгтэром и Чингис-ханом, Жамуха.

Как Тэмүжин стал ханом, раздел имущества и земель, рассмотрение исков, боевая готовность и военная тактика, система десяток, почитание Чингис-хана и его захоронение, другие вопросы.

Если говорить о роли Монгольской империи в мировой истории, то в монографии всего лишь на 2-х страницах изложена эта тема с акцентом на освещение веротерпимости монголов, создании новых культурных связей, изменении территориально-географической политики, создание многонациональгого государства в Китае, экономика, торговля, технологические обновления. Приведены документальные свидетельства произошедших в мире изменений. Также рассказывается об изменениях в географии, языках, словах, о монгольских словах, вошедших в русский язык, развитии и расширении сухопутной и морской торговли, преодолении препятствий в международных связях. Автор полагает правильным назвать период 18-19 веков “ Монгольской глобализацией. “ Хотя в данном разделе детально, как и в других работах, рассказывается о военных походах монголов, но ничего не сообщается о тех коренных изменениях, что произошло в мире после окончания этих войн. Война есть война. Оправдывать войну нельзя. Но надо отметить, что известный российский историк и географ Л.Н. Гумилёв научно обосновал, что войны монголов имели целью защиты от постоянно грозных соседей. Во времена Великой Монголии европейцы, кстати, постоянно вели “крестовые походы”, войны крестоносцев. Исторические документы свидетельствуют, что нападению и разорению подвергались не только страны исламского мира. Наверно, не стоит скупиться на слова в этой теме.

Самым важным и благодетельным деянием Монгольской империи в мировой истории стало прекращение междоусобных кровавых войн Средневековья, страданий народов, объединение человечества под единым управлением и обеспечение безопасной благополучной жизни. Во многих странах существует издавна сложившийся термин-понятие “ Монгольское спокойствие” .Некоторые европейские исследователи саркастически говорят что, во времена “ mongolica” даже собаки не смели лаять на кого-либо.

К сожалению, автор не обмолвился и словом о “ Монгольском спокойствии” (благоденствии). Но вот в книге профессора О. Нямдавы “ Великий властелин Чингис-хан, его наследие и монголы мира “ приведены 11 примеров вклада Чингис-хана и его наследников в мировую историю, культуру, развитие и благоденствие.

Пятое. Монгольская Империя

Знаменитый мыслитель И. Гегель писал, что “Мировая история имеет своё начало с Востока, и в том числе с монголов. И это потому, что там было государство. А раз там было государство, то произошло формирование монгольской нации. Сегодня учёные многих стран, особенно Японии не только признают этот мудрый теоретический посыл Гегеля, но в результате публикаций, монографий, глубоко изучивших эту тему, доносят до общественности эти идеи. Честные учёные, занимающиеся поиском истины в истории человечества были и раньше, есть и сейчас, будут и в будущем.

Русский, советский историк известный монголовед А.П. Окладников писал, что нашествие монголов способствовало объединению вокруг Москвы русского народа, который, будучи раздроблен на мелкие княжества сопротивлялся экспансии западных стран. После падения Монгольской империи Россия стала единой могущественной державой. Всё это соответствует исторической правде. Историческая наука помогает обретению полезного опыта и уроков из прошлого, эта наука удивительным образом освещает суть событий.

Действительно, создание мировой Монгольской империи привело к появлению Российской империи, единого китайского государства, огромных политических структур в Европе, появилось особое, самостоятельная Евразийская общность, как отражение номадической культуры.

Золотая орда – составная часть Великой Монголии. Поэтому Великую Монголию нельзя рассматривать в отрыве от истории Монгольской империи. В рассматриваемой нами работе совершенно оправдано особое внимание к определению исторической роли монгольской империи, её внешних и внутренних связей.

Шестое. Четыре страны

Золотая орда – одна из частей. Это устоявшейся термин в истории монгольской империи. Некоторые учёные добавляют пятую страну – Улус Угедея. Добавлять или нет Улус-Угедея –это дополнительный вопрос. Как бы то не было, Монгольская империя была географически поделена на четыре части, получившие свои устоявшиеся названия. В Азии эта была Империя Юань или государство Хубилая, в Средней Азии – государство Цагадая, в краю – Ильхам или Хулегу. На Руси- Улус Джучи или Золотая Орда. Во времена Монгольской империи эти четыре улуса не были самостоятельными. Все они напрямую подчинялись Императору Монголии, являлись составными частями Империи. Императора величали “ Хаан”. Во главе улусов состояли “ Ханы”. Они принимали участие в подготовке указов императора и обязательно следовали им.

Сохраняется старое представление о преувеличенном значении роли Джучи, который воспринимался не как “хаан”, а как император, а его улус- как империя. Хотя Золотая Орда находилась далеко от центра Монгольской империи и решала все внутренние дела самостоятельно, вопросы мирового порядка, мирового уровня согласовывались с Императором и осуществлялись общими силами. Посему необходимо особо отметить огромную роль Золотой Орды в мировом развитии и в процветании России и европейских стран.

Седьмое. Щёлковый и чайный пути

Одним из добрых дел Монгольской империи стало взятие под своё покровительство и управление Великого шёлкового пути и Великого чайного пути, которые до того страдали от постоянных набегов грабителей, обеспечение условий свободных, широкомасштабных коммуникаций в Азии и Европе, во всём мире. Хотя эти пути называются “шёлковый” и “чайный”, по ним по сути дела перемешались все необходимые товары человечества. Монголы создали уртонную (ямщицкую) службу, столь важную и необходимую на этих дорогах. По неполным данным действовали 1500 уртонных станций.

Перед указами монгольских ханов должны были склонять головы, все их имеющиеся, а иначе лишались головы. Перед указами ханов должны склонять колени, все их имеющие, или колена будут отрублены. Благодаря исполнению указов Хана, пути и дороги стали безопасными и удобными. Народы стали обмениваться научными достижениями, предметами культуры и искусства, расширялись государственные и кон? Связи.

В этом была особая роль в дальнейшем развитии человеческого общества, экономики, политических отношений. В рассматриваемой монографии особо рассказывается о развитии наряду с шёлковым и чайным путями и “ Пушной дороги” в Золотой Орде, что является безусловным вкладом в изучении истории развития дорог в те времена. Эти традиционные пути и сегодня не утратили для человечества своего значения, свидетельством чему является создание в КНР фонда “ Шёлковый путь”. Проводятся международные форумы “ Один пояс, один путь”, восстанавливаются старые сухопутные и морские пути, в чём Китай и Россия находят полное взаимопонимание. Есть ещё одно свидетельство восстановления древних традиций. А без традиций нет обновления.

Восьмое. Сила времени

Говорят, что сам бог как-то произнёс: “Бог силён, но время иногда сильнее. В истории время –очень существенный фактор. В отрыве с исторического времени от события пропадает истина, возникает пустота. Говорят, “всему своё время”. В 13-14 веках Русь и Монголия были опорой друг для друга, были союзниками. Монголы в те годы были не только фактором защиты Руси от западных захватчиков, но и крепостной стеной, защищавшей от захватчиков многие миллионы жителей Востока, создали условия для последующего превращения Руси в великую державу. Сегодня кое-кто может с этим не соглашаться или не верить. Но история есть история. Тогдашняя Русь была раздробленной, не могла себя защитить и для неё самым верным выходом было иметь монголов в союзнике.

Полное ознакомление со всеми текстами рассматриваемого нами произведения вольно-невольно подталкивает нас к такому восприятию.

Рассматриваемое нами известное произведение “Золотая Орда в мировой истории” посвящено не только истории Золотой Орды, но представляет собой особое в контесте времени исследование периода мощного не менее чем божественная сила составных частей на базе истории империи. Коллективная монография о временах, подвергавшихся остранизму времён коллективизма, отличается тем,что была создана. Когда ушло в прошлое постановление ЦК КПСС, запрещавшее изучение и пропаганду истории и культурного наследия.

Девятое. Старая концепция

Во времена коммунизма –коллективизма учёные были обязаны критиковать идеологию другого общественного строя. Кочевников рисовали “дикими и грубыми”. Этот обычай до сих пор не искоренен, а что касается “ Золотой Орды “, то стал ещё более применяться.

История Золотой Орды, Синей Орды, Белой Орды – это история всемирной Монгольской империи, созданной на русских и китайских землях. Всё, что касалось истории Монгольской империи затушёвывалось без следа. Но в данной монографии наследие Монгольской империи показано осязаемо и с душой.

Десятое. Взаимосвязи государства и народа

Монголы с древних времён говорили: “ Жизнь гражданина – государству, жизнь государства- гражданину “ в том смысле, что не бывает государства, для которого могут быть лишними его граждане, не бывает граждан, для которых лишним бывает государство. Это свидетельство того огромного значения связей государства и народа. Необходимо с удовлетворением отметить, что авторы книги “ Золотая Орда в мировой истории “ уделили особое внимание связям государства и народа, которые издавна имели существенное значение для монголов.

Одиннадцатое. Впечатление о прочитанном

После того, как прочитал предисловие, введение и заключительную части монографии понял, что надо продолжить чтение. Дело в том, что в 5-томной “ Истории Монгольского государства “ во 2-м томе я написал небольшую работу “ Золотая Орда “, в которую сейчас вношу дополнения и уточнения. Полное прочтение монографии подтвердило наш вывод, что исследование отвечает самым высоким современным требованиям. Эта книга должна стать достоянием монгольской общественности, поэтому я взялся за написание данной рецензии.

Двенадцатое. Принесли беды или совершили подвиг?

Произведение “ Золотая Орда “ в мировой истории чётко, рельефно демонстрирует, что существовавшим на территории современной Российской Федерации Золотая Орда, Синяя Орда, Белая Орда нельзя рассматривать лишь как сосредоточие невиданных бед и горестей, как это преподносилось во времена коммунизма и по старой традиции, эти воззрения отброшены. Речь идёт об удивительных достижениях того времени.

Тринадцатое. Теоретические традиции

Русский, советский известный учёный – монголовед В.В. Бартольд отмечал, что хотя в администрацию монголов, равно как и в других вещах имелись негативные моменты. Монголы не только среди степных народов, но и в Китае, Южной Азии, Восточной Европе установили более твёрдый политический уклад, нежели он был в этих странах до монгольских завоеваний. Это должно стать свидетельством выражения признательности потомкам Чингис-хана. Это признали в последующем известные исследователи. Здесь мы не можем не упомянуть имён географа П.Н. Савицкого, философа Н.С. Трубецкого, историка Г.В. Вернадского (1887-1973), которые не соглашались с традиционной трактовкой, что монгольское “иго” отбросило Россию назад. Проживший почти 50 лет в США и издавший пять томов Российской истории, знаменитый русский историк Г.В. Вернадский считал, что монгольское владычество принесло немало положительных моментов в культурном и хозяйственном отношении. Монголы сделали Русь частью великой мировой империи, привлекли внимание к Руси во всём мире.

Идеи произведений Вернадского о влиянии монголов на Русь последовательно поддерживали Ю.Н. Рерих, Л.Н. Гумилёв и многие другие учёные.

Историческое значение рассматриваемой нами монографии “ Золотая Орда в мировой истории” состоит в восстановлении и углублении традиций прогрессивных идей вышеуказанных учёных о влиянии монголов на историю Руси. Пусть история государства Джучи- старшего сына Чингис-хана ещё сильнее воссияет в своей истине.

Четырнадцатое. Предложения

Восприятие истории созданной монголами Великой Империи на Востоке несколько иное, нежели на Западе. Известный американский монголовед Отто Латтимор с 1960-х годов в своих произведениях привнёс в изучение истории Монголии немало положительных идей, определив разницу между Востоком и Западом, изучив многие вопросы противоречия между кочевьем и оседлостью. Известный русский историк- монголовед, имевший татарские корни Л.Н. Гумилёв в своих работах затронул много вопросов теории и методологии истории и географии Евразии, и, особенно этнографии.

Не будет излишним выразить признание идеям Л.Н.Гумилёва, полагая, что нет необходимости критиковать его теорию или спорить с ней. Очевидно, что при реализации такого масштабного проекта по изучению истории Монгольской империи использование последних достижений и открытий учёных Монголии, Китая, Южной Кореи и Японии, а также привлечение к научным изысканиям узких специалистов дало бы ещё больший эффект и объяснило бы всемирное значение проекта. Самое главное, надо понимать, что рассматриваемая нами монография имеет целью показать Золотую Орду в мировой истории. В последние годы учёные многих стран проводят весьма основательные исследования относительно вклада Монгольской империи в мировую историю, особенно в историю народов Азии. В этом контексте история Монголии и народов Евразии стоят в одном ряду с историей и культурой Китая и Европы и вклад в историю человечества у них равноценен, но отличается своими особенностями.

В монографии “ Золотая орда в мировой истории” а также избранных ЮНЕСКО произведений ведущих учёных мира. А также в материалах экспозиции “ Наследие Чингис-хана” прошедшей в Италии особая роль в обогащении исторического материала, ухода от одностороннего подхода в оценке истории и культуры монголов, ознакомлении общественности с огромным историко-культурным пластом. Указание и широкое использование этих произведений придаёт обсуждаемой монографии ещё большую ценность.

Пятнадцатое. Монголы или татары?

В книге “ Золотая Орда “ самое употребляемое слово “татары”. Переводится это слово несколько сот раз. Вместо слова “монголы” употребляется это слово. Иначе говоря, в 13 веке больше всего бедствий и несчастий принесли “татары”. Ясно, что слово “монголы” старались не употреблять. Хотя название “татары” и утвердилось, под ним всё-таки надо понимать “монголы”. Это признают и авторы истории “Золотой орды”.

Если рассматривать слово “татары” как изначальное название, то надо иметь ввиду пропавших на востоке Монголии кочевые племена из Онуц-татар, которых в 12 веке было наиболее активными и известными среди других кочевников, а так все те народы были весьма схожи между собой, то и получили общее название “татары”.

Чингис-хан разбил татар, принял их на службу в свои войска, они часто были в авангарде наступивших полков, поэтому и возможно такое понимание. Подобно этому и тюркские воины в армии Чингис-хана стали называться татарами. Так писал Л.Н.Гумилев, с этим можно согласиться, хотя нельзя забывать, что этнографические названия вещь весьма относительная.

Еще раз отметим, что в рассматриваемом нами монографии название “татары” надо понимать как “монголы” в “Золотой орде” проживали камские болгары, башкиры, мордова, черемыши, чуваши, северо-восточные русичи. Основателями государства были монголы, государственная власть была у монголов. Существует международное правило, у кого в руках государственная власть, то название и применяется для обозначения названия народа или страны.

Шестнадцатое. Мир болеет историей Монгольской империи

Сегодня в связи с процессами глобализации всё с большей силой и широтой идет изучение истории Монгольской империи, ставшей предтечей основ глобализации.

С другой стороны в современном мире уделяется большое внимание исторической истине, о чём свидетельствует стремление познания опыта и уроков империи, оставившей глубокие следы, имевшей в истории человечества самую продолжительную историю и самые обширные земли.

Во всех странах, где развито монголоведение одно за другим появляются исследования, которые даже перечислить непросто. Надо отметить, что в основном эти исследования касаются имен Чингис-хана и Хубилая. История государства Джучи больше всего изучается в России в частности в Татарстане. Достаточно отметить семитомную “Историю татар с древних времен”. Также хотелось бы с удовлетворением сказать о регулярно выходящем научном журнале “Золото-ордынское обозрение”.

Семнадцатое. Окончание

Обязанность каждого исследователя донести истину для зрения всех, кто видит до слуха всех кто слышит, до сознания всех людей. В головах людей застряли понятия, не соответствующие истине.

К примеру, существует много неверных представлений о внутренних и внешних походах монголов, о целях и результатах этих походов. Особенно это касается результатов походов, которые не понимают или не хотят понимать.

Например, надо признать, что монголы ради мирной жизни для себя о других народов, ради установления порядка и единого управления. Очень важно выделить эти результаты, их значение.

После установления единой власти прекратились междоусобные войны, люди стали жить без страха, занимались мирным трудом. Можно сказать, что так были открыты врата в прогрессивное развитие человечества. И эти врата были открыты для всех людей во всех ипостолах. Сейчас необходимо еще было основательно и глубоко, внутри и за пределами изучать эти врата, обеспечить верное понимание событий и воодушевлять народы.

Изучение истории подтверждает невозможность отрицания удивительной, величественной истории монгольского народа, добившегося великих успехов и гордых вершин.

Буурлынхан Ойдовын Нямдаваа

Перевел: Профессор Ю.Н.Кручкин

История Золотой Орды.

Образование Золотой Орды.

Золотая Орда получила свое начало, как отдельное государство, в 1224 году, когда хан Батый пришел к власти, а в 1266 году окончательно вышла из состава Империи монголов.

Стоит отметить, что термин «Золотая Орда» был придуман русскими, причем спустя многие годы после того, как ханство распалось - в середине XVI века. Тремя же столетиями раньше эти территории назывались по-другому, и единого названия для них не существовало.

Земли Золотой Орды.

Чингисхан , дед Батыя, поделил свою империю поровну между сыновьями - а в целом ее земли занимали практически целый континент. Достаточно сказать, что в 1279 году Монгольская империя тянулась от Дуная до побережья Японского моря, от Балтики до границ нынешней Индии. И ушло на эти завоевания всего около 50 лет - причем немалая их часть принадлежала именно Батыю.

Зависимость Руси от Золотой Орды.

В XIII веке под натиском Золотой Орды сдалась Русь . Правда, справляться с завоеванной страной было нелегко, князья стремились к независимости, поэтому время от времени ханы совершали новые походы, разоряя города и карая непокорных. Так продолжалось почти 300 лет - пока в 1480 году татаро-монгольское иго не было сброшено окончательно.

Столица Золотой Орды.

Внутреннее устройство Орды не сильно отличалось от феодальной системы других стран. Империя была разделена на множество княжеств, или улусов, управляемых мелкими ханами, которые подчинялись одному великому хану.

Столица Золотой Орды во времена Батыя находилась в городе Сарай-Бату , а в XIV веке была перенесена в Сарай-Берке .

Ханы Золотой Орды.


Наиболее известные ханы Золотой Орды - это те, от которых Русь понесла больше всего ущерба и разорения, среди них:

  • Батый , с которого началось татаро-монгольское имя
  • Мамай , потерпевший поражение на Куликовом поле
  • Тохтамыш , отправившийся с походом на Русь после Мамая, чтобы покарать мятежников.
  • Едигей , совершивший разорительный набег в 1408, незадолго до того, как иго было окончательно сброшено.

Золотая Орда и Русь: падение Золотой Орды.

Как и многие феодальные государства, в конце концов, Золотая Орда развалилась и прекратила существование из-за внутренних смут.

Процесс начался еще в середине XIV века, когда от Орды отделились Астрахань и Хорезм. В 1380 году начала поднимать голову Русь, разгромившая Мамая на Куликовом поле. Но самой большой ошибкой Орды стал поход на империю Тамерлана, нанесшего монголам смертельный удар.

В XV веке Золотая Орда, некогда сильная, раскололась на Сибирское, Крымское и Казанское ханства. Со временем эти территории подчинялись Орде все меньше, в 1480 году окончательно вышла из-под гнета Русь .

Таким образом, годы существования Золотой Орды : 1224-1481. В 1481 году был убит хан Ахмат. Этот год принято считать концом существования Золотой Орды. Однако полностью распалась она при правлении его детей, в начале XVI века.

Научный редактор: В. Трепавлов

Ответственный редактор: И. М. Миргалеев , Р. Хаутала

В монографии представлены материалы, связанные с историей Золотой Орды, показывающие ее место в мировой истории. В ней аккумулированы основные новейшие исследования ведущих ученых из научных центров России и зарубежья.

Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей Золотой Орды.

Главы книги

Почекаев Р. Ю. В кн.: Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Каз.: Институт истории АН РТ, 2016. Гл. XII. § 1. С. 854-861.

В параграфе прослеживаются закономерности правового развития государств - наследников Золотой Орды

Похожие публикации

Сочнев Ю. В. В кн.: Золотоордынское наследие. Материалы второй Международной научной конференции "Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды", посвященной памяти М.А. Усманова. Казань, 29-30 марта 2011 г.. Вып. 2. Каз.: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 175-180.

Статья посвящена разбору сведений актов Константинопольского патриархата о существовании в середине XIV в. на территории в бассейне Нижнего Дона православного населения и выяснению значимости рассматриваемого материала для изучения проблем, связанных с конфессиональными отношениями в Золотой Орде. Основным документом, анализу которого в статье уделяется главное внимание, является итоговое решение Константинопольского патриарха и Синода по спорному делу об имущественных правах между Донскими священниками и митрополитом Аланийским, датируемое 1356 г. По ряду вопросов автор, не соглашаясь с мнением предшествующих исследователей, предлагает новые трактовки и оценки. В целом новым подходом является его стремление анализировать информацию, извлекаемую из актов, для понимания процессов трансформации религиозной политики Золотоордынский властителей. Материал статьи на локальном примере иллюстрирует и дополняет наши представления о процессе развитии конфессиональных отношений в Золотой Орде.

Под редакцией: С. К. Сизов Н. Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2012.

И сборнике опубликованы материалы очередной научной конференции состоявшейся в Нижегородском коммерческом институте 25 апреля 2012 года. В материалах конференции нашли свое отражение как общетеоретичеекие вопросы развития исторической пауки, так и актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории. Важное место отводится истории развития отечественной экономики, государства и права. Хронологически материалы конференции охватывают период от античности до современности. В докладах и сообтцениях излагаются результаты исследовании, показываются новые подходы и делаются научные выводы. Конференция 2012 года посвящена 400-летию Нижегородского ополчения. В сборнике материалов конференции выделен особый раздел, где собраны доклады и сообщения, освещающие события 1612 г., их истрическое значение. Сборник предназначен для специалистов гуманитарного профиля, аспиратнов и студентов, изучающих исторические дисциплины.

Книга содержит полную и всестороннюю информацию по истории императорской России – от Петра Великого до Николая II. Эти два столетия стали эпохой, когда закладывались основы могущества России. Но это же время и обусловило падение империи в 1917 году. В текст книги, выдержанной в традиционной манере хронологического изложения, включены увлекательные вставки: «Действующие лица», «Легенды и слухи» и другие.

В статье рассматривается положение церкви после монгольского завоевания Руси и установления ордынского господства. Автор на основе конкретно-исторического анализа источников опровергает идеологизированные выводы и оценки советской историографии о предательской роли духовенства в этот исторический период, показывает реальную картину участия высших иерархов в политических событиях, имперские основы религиозной политики монгольских властителей, ее практическое воплощение ордынскими ханами на разных этапах в отношении русской церкви.

Статья продолжает направление исследований, обращенных к изучению ярлыка золотоордынского хана Менгу-Тимура. Автор доказывает существование двух ярлыков этого хана, выданных представителям русской церкви. Сохранился перевод второй грамоты, выданной митрополиту Кириллу, который следует дати¬ровать 1279 г. Ее содержание связанно с переписью 1273 г., и имеет уточнения к первому ярлыку, определяющие тарханные категории населения. Выявлена зависимость положений Уставной грамоты Василия Дмитриевича и Киприана (1404 г.) от ярлыка хана Менгу-Тимура.

Сочнев Ю. В. В кн.: Актуальные вопросы истории. Материалы межвузовской научной конференции 25 апреля 2012 года. Н. Новгород: Нижегородский коммерческий институт, 2012. С. 195-198.

В статье рассматривается объем привилегий, предоставленных Золотоордынскими ханами православным иерархам, на основе анализа сохранившихся ярлыков. В связи с этим выясняется изменение правового положения русской церкви в монгольский период.

Сочнев Ю. В. В кн.: ВОПРОСЫ АРХИВОВЕДЕНИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: сборник статей участников XVI Региональной научно-практической конференции (13 декабря 2018 г.). Вып. Вып. XV . Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. С. 14-19.

Статья продолжает направление исследований, обращенных к изучению ярлыка золотоордынского хана Менгу-Темира. В работе рассмотрен дискуссионный вопрос определения содержания термина «данщики», содержащегося в указанном источнике.

В изучении истории России традиционно одними из важнейших являются проблемы, порожденные монгольским завоеванием и последующим длительным господством иноземных властителей. В историческом очерке дается конкретно-исторический анализ основных событий периода монгольского нашествия и его последствий, раскрывается система господства монгольских ханов и эксплуатации ими русских княжеств. В ряде случаев автор не соглашается с выводами широко распространенных в последнее время концепций, касающихся указанного периода, и предлагает собственное видение проблемы. Читатель также найдет в издании выдержки из наиболее важных и интересных исторических источников, ставших классическими для изучения истории монголов, их завоеваний, государств и образа жизни. Издание ориентировано на преподавателей истории и студентов, абитуриентов, а также может быть полезно всем интересующимся отечественной историей.

Батый… Разоритель и завоеватель Руси или влиятельный государственный деятель, фактически возводивший на трон великих ханов Монгольской империи. Степной варвар, во главе диких орд прошедший от Алтая до Дуная, или правитель огромных территорий, удачливый военачальник и искусный дипломат, поддерживавший отношения с русскими князьями, французским королем и папой римским?

Эта книга откроет вам истинную биографию Батыя - хана, не имевшего такого титула… Хана, который никогда не был ханом.

В статье анализируются сведения о золотоордынском хане Узбеке в исторических источниках, его государственная политика, в том числе и в отношении русских земель. Автор приходит к выводу, что термин «ордынское иго» наиболее актуален именно для периода правления этого монарха.

Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.

Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Аистов А. В. , Леонова Л. А. Научные доклады лаборатории количественного анализа и моделирования экономики. P1. Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2010. № Р1/2010/04.

В работе проанализированы факторы выбора статуса занятости (на основе данных Российского мониторинга экономического состо-яния и здоровья населения 1994-2007 гг.). Проведенный анализ не отвергает предположение о вынужденном характере неформальной занятости. В работе также исследовалось влияние статуса неформально занятого на удовлетворенность жизнью. Показано, что неформально занятые, в среднем, более удовлетворены жизнью по сравнению с официально оформленными работниками.