«А сколько дивизий у Папы Римского? Сколько человек в роте, батальоне, взводе и так далее.

Леонида Бершидского, в которой тот жаловался на попытки Владимира Путина изображать из себя юмориста, которые в последнее время якобы стали настолько безвкусными и несмешными, что быстро превращают страну в «государство-изгой». Честно говоря, я не уверен, что способен дать оценку сценическим качествам Путина, хотя, если судить по последнему опросу «Левада-центра», показавшему, что рейтинг российского президента составляет 63%, он явно не выглядит - по крайней мере, в глазах россиян - Дейном Куком (Dane Cook) мировой политики.

Я хотел бы поговорить о другом - о странной фиксации Бершидского на мнениях различных западных звезд. Возьмем, например, несколько отрывков из его колонки:

«Наступление на НКО, которое глава “Голоса” Григорий Мелконьянц назвал “политическим заказным убийством”, заставило поддерживающего Amnesty International основателя группы Dire Straits - стареющего рокера Марка Нопфлера (Mark Knopfler) - отменить намеченные концерты в Москве и Санкт-Петербурге.«Я всегда любил выступать в России и горячо люблю эту страну и ее народ. Надеюсь, что нынешний климат скоро сменится», - сообщил Нопфлер на своем сайте...

Но пока репрессивную политику Путина осуждают многочисленные знаменитости вроде Нопфлера и Мадонны, его собственные комические гастроли вряд ли помогут России улучшить собственную репутацию на мировой арене»

Если оглянуться на последние 20 лет и попытаться понять, как в западных столицах принимались наиболее значимые экономические и политические решения - решение воевать в Ираке, решения спасать крупные финансовые институты, решение продолжать войну с терроризмом, решение внедрять в Европе «экспансионистскую экономию», - одна из вещей, о которых даже не придет в голову спрашивать, это: «А что же думал о происходящем Марк Нопфлер?»

Западные знаменитости чуть не охрипли от крика, выступая против политики Джорджа Буша-младшего, но ничего не добились, потому что, как все понимают, у звезд нет политической власти. Они не способны оказывать значимое влияние на политиков и почти никогда не формируют общественное мнение. Если вы попробуете составить «список вещей, против которых выступали западные звезды и которые все равно произошли», это будет все равно, что составлять «список ошибок президентской кампании Ромни» - у вас просто получится «список всего».

Я уверен, что Марк Нопфлер - очень хороший и честный человек, который любит свою жену, заботится о своих детях и не обижает свою собаку (или кошку или кого он там держит дома). Но нужно понимать, что его мнение о Владимире Путине ни в коей мере не может сказаться на положении России в мировой системе и, уж тем более, оно само по себе не способно превратить Россию в «государство-изгой». Когда речь идет о политике - тем более о политике на международном уровне - знаменитости ничего не значат. Фактически, чтобы понять, насколько они ни при чем, достаточно слегка поинтересоваться новейшей историей на чуть более глубоком, чем поверхностный, уровне. Очень странно, что об этом приходится специально говорить, однако Бершидский - не первый и бесспорно не последний автор, готовый тратить кучу времени на то, чтобы писать о такой абсолютно неинтересной вещи, как мнения звезд. «[Впишите любую знаменитость] осуждает Путина!» - обычный заголовок для западной прессы примерно последних 13 лет, и он наверняка еще долго не утратит популярности.

Однако даже если бы знаменитости каким-то волшебным образом могли влиять на положение России в мировой системе, далеко не факт, что они влияли бы на него отрицательно. В конце концов, российские олигархи любят приглашать на свои частные вечеринки перворазрядных (да и второразрядных) голливудских звезд, и список актеров, музыкантов и шоуменов, с готовностью выступающих в России, - намного длиннее списка тех, кто не хочет этого делать. Не нужно этому удивляться, потому что в основе индустрии развлечений, в сущности, лежат деньги, а россияне их сейчас охотно тратят. Если человечество вдруг чудесным образом не изменится, знаменитостей, готовых слетать в Москву за пару миллионов долларов, всегда будет больше, чем тех, кто откажется от такого предложения.

Означает ли это, что путинское «комедиантство» заслуживает похвалы или что это хорошо, что он сумел разозлить несколько известных эстрадников? Разумеется, нет. Если кто-то хочет выступить против Путина или отменить концерт в России - милости просим. Единственное, что я пытаюсь доказать - что мнения таких людей, как Марк Нопфлер, просто не имеют значения. Если вы хотите что-то понять о вероятном будущем курсе России, вам стоит просто с ходу игнорировать любую статью, которая объясняет вам, почему именно позиция такой-то знаменитости обязательно станет последней соломинкой, которая сломает хребет Путину.

Дольше, чем Иоанн Павел II, возглавляли Ватикан только святой Петр и Пий IX. Он взошел на Святой престол больше четверти века назад - 16 октября 1978 года. Философ-теолог, поэт и драматург, спортсмен, один из самых авторитетных, тонких и сложных политиков, Иоанн Павел II играет особую роль на международной арене. Но очередной день рождения понтифика - несколько дней назад ему исполнилось 84 - вновь вызвал разговоры о его здоровье и возможной отставке.

Трудно ли быть папой римским?

Трудно ли быть Папой Римским? - спросил я.

Иоанн Павел II улыбнулся:

Трудно, но можно. А за деталями обращайтесь к моему пресс-секретарю. Хоакин Наварра Валлс знает все и во всех нюансах...

Иоанн Павел II интервью журналистам не дает. Сведения о жизни и деятельности понтифика имеют право предоставлять только пресс-секретарь Папского престижа монсиньор Хоакин Наварра Валлс и аппарат его сотрудников. Воспользовавшись высочайшей рекомендацией, я стал частым гостем в пресс-службе Святого престола.

География и политика

Папа римский - абсолютный монарх в Ватикане. Городе-государстве, расположенном на одном из римских холмов, карликовом по территории (0,44 кв. км) и населению (около 2 тысяч человек, из которых всего 554 имеют ватиканское гражданство), но великом по религиозно-политическому могуществу. Самом посещаемом по количеству туристов - и самом закрытом для постороннего глаза. В остальном всё, как положено быть в современном независимом государстве: своя история, флаг, гимн, собственная монета - ватиканские евро, капиталы в иностранных банках, охранное войско (106 швейцарских гвардейцев), радиостанция, сеть университетов и даже футбольная команда (которая никогда ни с кем не играла). В этом государстве клерикальные обычаи и юридические законы - назначаемое правительство, сенаторы - кардиналы, фискальная служба, которую ведет конгрегация по экономической деятельности - так называемый "YOR" (Институт по религиозным делам). Ватикан поддерживает дипломатические отношения со 174 странами и предоставляет агреманы послам около 80 зарубежных государств. У представительств России и Организации освобождения Палестины в Ватикане особый статус специальных миссий.

Ватикан умело приложил свой "перст" к развалу коммунистической системы. Ищет пути к взаимопониманию всех церквей. Выступает за деятельность без "крестовых походов" и без инквизиции, публично реабилитировал Галилео Галилея и Джордано Бруно, Савонароллу и Дарвина. Готов к диалогу и компромиссам. Считает категорически неприемлемыми любые формы агрессии, терроризма. Решительно осудил теракты 11 сентября 2001 года в США и 11 марта 2004 года в Испании, захват заложников в Ираке.

"Ватикан? А сколько у него дивизий?"

Отношения между государствами определялись главным образом звоном монеты и "весом милитаризованного кулака". Характерен пассаж из беседы Сталина с французским министром иностранных дел в 1935 году: "Ватикан? А сколько у него дивизий? А есть ли у Ватикана танки и самоходки? По крайней мере хотя бы одна пушка или миномет? Ах, нет?!" У Сталина был свой аршин, у Ватикана - свой (вспомнить хотя бы антикоммунистическую энциклику "Divini Redemptoris" 1937 года).

Лишь в 1963 году на встрече в ходе сессии Генассамблеи ООН министра иностранных дел А. Громыко с Павлом VI прозвучали слова о вероятной возможности установления дипломатических отношений. Но произошло это только в марте 1990 года - при Иоанне Павле II.

Мессы и аудиенции Понтифика

Каждый приезжающий в Рим может дважды в неделю (по средам и воскресеньям) с 10 утра увидеть папу римского на мессах и литургиях. С апреля по ноябрь (кроме второй половины августа, когда папа проводит отпуск в летней резиденции Кастелгандольфо в тридцати километрах от Ватикана) - на площади Святого Петра, с декабря по март - в Зале Нерви.

Папская кафедра защищена пуленепробиваемым стеклом, но это не мешает 20-25 тысячам присутствующих на площади Святого Петра видеть и слышать Иоанна Павла II. На необходимости этой меры защиты настояли спецслужбы Италии после покушения 13 мая 1981 года, когда турецкий террорист Али Агджа с нескольких метров стрелял в папу римского и тяжело ранил понтифика. (Всего против Иоанна Павла II было совершено 17 заговоров и покушений.) Али Агджа был приговорен к пожизненному заключению, отбывал наказание в итальянской тюрьме в Асколи Пичено, писал мемуары, но так и не раскрыл "тайну века": кто "вложил в его руку" револьвер. Али Агджа прощен папой римским, с позволения президента Италии вывезен в Турцию, где по другому делу находится в стамбульской тюрьме. Теперь ясно, что ни болгарин Антонов, ни Лубянка к покушению на папу римского никакого отношения не имели.

Как живет хозяин Ватикана

Рабочие помещения папской квартиры - 12 комнат на предпоследнем этаже Апостольского дворца, где папы обосновались с 1870 года. В папской библиотеке хозяин Святого престола удостаивает чести быть принятыми самых известных и почетных лиц. Здесь бывали М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, главы государств и правительств, послы.

"Секретность" остается одним из основных требований к персоналу папского двора. Лишь однажды папа Лев XIII (1878-1903) решил открыть секретные архивы Ватикана "для ученых и лиц разных профессий". Началась "архивная лихорадка". Особенно усердно потрудились англикане, стремившиеся обнаружить доказательства, что папа Джованни был не папой, а папессой. Это был результат интриги, политической............религиозной борьбы. Архивы были спешно закрыты. Сейчас тоже муссируется архивная секретная тема: мог ли Муссолини в марте 1938 года обратиться к папе римскому с просьбой предать анафеме Гитлера за захват Австрии?

Иоанн Павел II предполагал в 2003 году - к столетию ухода......с трона папы Льва XIII - открыть часть тайных архивов Ватикана. Но этого не произошло.

"Я уйду, когда прикажет Бог..."

За годы пребывания на престоле Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок, около 700 раз выезжал в "свой город Рим", где посетил 274 церковных прихода. Дал около 900 аудиенций. На его мессах на всех континентах присутствовало более 14 миллионов верующих.

Иоанн Павел II руководил работой 14 обычных, специальных и чрезвычайных заседаний Синода, пишет 14-ю папскую энциклику, 33-е апостолическое письмо, произносит ежегодно 700 официальных речей. Собрание всех его работ насчитывает около 50 томов (около 80 тысяч страниц). Такого количества печатных работ не издавал за четверть века пока ни один мыслитель, проповедник, писатель.

Иоанн Павел II произвел в "блаженные" за 134 церемонии 1300 религиозных лиц. До папы Войтылы с 1588 года "блаженных" было всего 1310. В 2003 г. в лик святых возведена мать Тереза из Калькутты.

Ватикан признал Израиль. Понтифик увеличил более чем вдвое (с 85 до 178) количество папских нунциев за рубежом, чем усилил престиж Ватикана. Сумел оздоровить бюджет государства.

"Рим, мой Рим! Я благодарю тебя и всех твоих сыновей, которые служат твоему величию и славе!" - эти слова Иоанна Павла II повторяют в Ватикане. Масштаб изменений, которые внес в мир Иоанн Павел II, впечатляет. Но годы берут свое. Кто станет следующим, 265-м папой римским? Вопрос более чем деликатный. Думает ли об этом сам Иоанн Павел II? Кто осмелится спросить... Может ли папа римский уйти с трона по состоянию здоровья? Иоанн Павел II говорит: "Да, я устал. Но уйду тогда, когда прикажет Бог..."

Папы римские заместителей не имеют и наследников не назначают. Попытка была: Бонифаций II (530-532) возжелал посадить (указом) папой Вигилия (537-555). Кончилось большой смутой, кандидатура была провалена клириками (номенклатурой того времени) и народом. Бонифаций умер, а Вигилий все-таки стал папой спустя пять лет. Но бесславно: после смерти его захоронили вдали от Рима, в Сиракузах.

Каково нынешнее положение в Синоде?

Две трети кардиналов не итальянского происхождения. За четверть века введены новые лица из стран "третьего мира". На голосование при избрании будущего папы римского будут допущены только те кардиналы, кому на день выборов не исполнилось 80 лет. Остальные могут присутствовать, но без права голоса. В выборах должны принять участие не менее 120 кардиналов. А их уже как минимум 130 из 180. В 1978 г., на конклаве при избрании нынешнего понтифика, требовалось две трети плюс один голос кардиналов, допущенных до голосования. Тогда это означало 75 из 111 выборщиков. Карол Войтыла прошел при восьмом голосовании, набрав 99 голосов.

За тем, кто из кардиналов претендует на папский престол, внимательно следят наблюдатели и эксперты. Фигурируют следующие кандидаты: Кристоф Шенберн (Вена), Годфрид Даннелс (Брюссель), Пьер Ейт (Бордо), Жан-Мари Люстижер (Париж), Диониджи Теттаманци (Милан), Норберто Ривера Каррера (Мехико), Лукаш Морейра Невеш (Рио-де-Жанейро), Фрэнсис Аринзе (Нигерия). Сам папа римский никому предпочтения не отдает.

Соратники и оппозиционеры

В нынешнем руководстве римско-католической церкви есть те, кто безоговорочно поддерживает любой акт папы, и те, кто осмеливается не соглашаться и даже подвергать критике. Союзники Иоанна Павла II и, так сказать, диссиденты, оппозиция, о которых прежде никогда не сообщалось - любые намеки приравнивались к крамоле, отступничеству. Но теперь это - факт: их десять на десять. Вот их имена.

За: кардинал Анджело Содано - госсекретарь, второе лицо в Ватикане после понтифика, "правая рука" Иоанна Павла II; кардинал Камилло Руини - папский викарий в Риме с 17 января 1991 г.; председатель высшего исполнительного клерикального органа - Итальянской епископальной конференции, кардинал Ратцингер; кардинал Джованни Баттиста Рэ, назначенный в сентябре 2001 г. главой конгрегации по делам епископов; кардинал Диониджи Теттаманци - архиепископ Милана, а в прошлом - Генуи, проявивший себя во время саммита "большой восьмерки" ("G-8") в июле 2001 г. как сторонник твердого порядка, борец против антиглобалистов и международного терроризма; монсиньор Алессандро Маджолини - епископ города Комо (Ломбардия); монсиньор Рино Физикелла - второй епископ Рима и капеллан дворца Монтечиторио - палаты депутатов итальянского парламента; монсиньор Эннио Антонелли - кандидат на пост епископа Флоренции; монсиньор Флавио Роберто Карраро - епископ Вероны и кандидат на пост патриарха Венеции (патриарх - единственный сан среди всех религиозных рангов, существующих в римско-католической церкви, и дарованный только венецианскому епископу - кардиналу со времен первых дожей Венецианской республики), монсиньор Северино Палетто - архиепископ Турина, доверенное лицо госсекретаря Анджело Содано, хранитель христианской реликвии - Туринской плащаницы.

Против: кардинал Курт Леманн, которого Иоанн Павел II трижды не утверждал на пост главы дисциплинарной конгрегации - он возглавляет оппозицию. Бывший миланский кардинал Карло Мария Мартини - один из богатейших религиозных деятелей, идейный противник Карола Войтылы с давних времен. Он - иезуит, сторонник права женщин занимать руководящие посты среди иерархов римско-католической церкви. Дон Паоло Туртурро - его имя, как и имя судьи Джованни Фалконе, стало символом борьбы с мафией. Дон Паоло - сторонник "модернизма" в католическом учении и практической деятельности священников, постоянно критикует консерватизм как возрастной недостаток папы римского. Генуэзец дон Андреа Галло, его главный "конек" - свобода нравов, разрешение абортов, признание свободной любви и союзов однополых партнеров. Монсиньор Вальтер Брандмюллер - президент папского Совета исторических наук, один из оппонентов И. Ратцингера и его конгрегации по вопросам вероучения. Дон Атос Риги - "мушкетер", как его называют, самый рисковый из священников, готов преодолеть тысячелетний разрыв между римско-католической и православной церквями. Гораздо "левее" самого папы римского, чем вызывает недовольство в Ватикане. Кардинал Эрсилио Тонини - почетный архиепископ Равенны. Он не устает напоминать, что папа тратит много энергии, но не всегда плодотворно: например, всего 10 западных стран откликнулись на яркий призыв Святого престола простить долги молодым государствам. Тонини приветствует инициативу, учитывая при этом, что сам Ватикан никому из этих стран кредитов не давал. Мать Клариче Дженгароли - лидер так называемого "постфеминистского движения", готова к диалогу с Ватиканом, но ее туда не приглашают. Святой отец Инноченцо Гаргано возглавляет движение крайне левых монахов. В юности был другом Пабло Пикассо, отпустил ему все грехи, но коммунизм не простил. Дон Леонардо Цеге - директор журнала "Фамилья Кристиана" ("Христианская семья"), сторонник новых этических течений.

Противоборство этих двух религиозных "крыльев" не проявляется открыто, о нем знают лишь эксперты-ватиканологи, чье мнение становится все более весомым и востребованным по мере старения главного персонажа на Святом престоле - Иоанна Павла II, которому рано или поздно придется все-таки уйти... Вопрос в том - как? В соответствии с пунктом 2 статьи 332 Кодекса католической церкви папе римскому предоставляется возможность подать в отставку по состоянию здоровья или по другим веским причинам. Лишь однажды, в XIII веке, папа отрекался от престола. Иоанн Павел II этот путь для себя раз и навсегда отсек.

Сценарий нового понтификата

Претендентов на престол при действующем папе римском оказалось множество. Как из числа сподвижников, так и из состава оппозиции. Иоанн Павел II почти полностью обновил кардинальскую рать, делал ставку на представителей государств "третьего мира" и Восточной Европы, значительно подорвал позиции итальянских и французских кардиналов, которые в 50-х годах, до восшествия Войтылы, составляли 75% от всего общего числа "пурпурных шапочек", а сегодня их едва 30%. Однако сокращение числа итальянцев-кардиналов не говорит о снижении их амбиций и отказе от стремления вновь видеть уроженца Италии на папском престоле. И противостоять этому Иоанн Павел II никак не может.

Никто с уверенностью не предскажет, как и за кого проголосуют кардиналы на конклаве в Сикстинской капелле Ватикана. Пока можно с допуском 10% погрешности констатировать, что на будущий конклав будут допущены до 135 кардиналов. Точное количество заседаний непредсказуемо. История Ватикана знала случаи, когда кардиналы переголосовывали десятки раз, пока кто-либо победит.

Все кандидаты будут жить в 5-звездочной новой гостинице Святой Марты. Верно ли то, что там, в отеле, кандидаты пройдут скрупулезное медицинское обследование с целью исключить возможность избрания на пост папы римского человека со слабым здоровьем, как уже неоднократно бывало? Хоакин Наварра Валлс напомнил, что Иоанн Павел II, ставший папой римским в 58 лет и отличавшийся тогда отменным здоровьем, такое предложение о тщательном обязательном медицинском освидетельствовании не пропустил, счел унизительным для кардиналов. В отеле Святой Марты не только предусмотрены все меры безопасности кандидатов, но и исключены любые формы их встреч и контактов. В номерах отсутствует телефонная, телефаксная и другая связь, отсутствуют телевизоры и радиоприемники, стены исключают возможность "перестукивания" - все сделано так, чтобы у голосующего оставалась одна цель-задача: решить, кому из кандидатов, по велению Бога, отдать свой голос.

Рим-Ватикан

За год музеи Ватикана посетили почти 3 миллиона человек

Ватикан - богатейшее хранилище культурных ценностей мировой цивилизации. В музеях Ватикана можно увидеть сокровища античных времен - греческую, египетскую, римскую скульптуру, керамику этрусков. В картинной галерее собраны уникальные коллекции от Джотто, Симоне Мартини, Фра Анджелико, Беллини, Микеланджело, Рафаэля, Перуджино, Тициана, Гвидо Рени, Луки Джордано, Креспи, Пьетро да Кортона до Гуттузо, Де Кирико, итальянских и зарубежных художников наших дней. Все это - собственность хозяина Ватикана.

Святилище Ватикана - собор Святого Петра. Среди 40 капелл собора - справа от главного алтаря - капелла святых равноапостольных Владимира и Ольги. Здесь, как рассказывают, стоял на коленях перед образами император Николай II во время своего единственного двухдневного приезда в Рим.

Гитлер требовал вывезти сокровища Ватикана из Рима. Кто и как спас их, точно до сих пор не известно. Считается, что по просьбе папы Пия XII это сделал дуче Бенито Муссолини.

В 2003 году музеи Ватикана посетили почти 3 миллиона человек. Кассовый сбор музеев - около 20 миллионов евро в год.

В XX веке правили восемь римских пап:

Лев XIII (1878- 1903);

Пий Х (1903-1914);

Бенедикт XV (1914-1922);

Пий XI (1922-1939);

Пий XII (1939-1958);

Иоанн XXIII (1958-1963);

Павел VI (1963-1978) - первый посетил Иерусалим;

Иоанн Павел I (1978 г.).

На случай смерти понтифик застраховался на 65 миллионов долларов

Грешен ли папа римский?

Сам понтифик признает себя грешным в четырех грехах - и главный в том, что до сих пор не достигнуто единство христианской церкви.

Каковы капиталы Иоанна Павла II?

Точная цифра никогда не сообщалась, но на случай смерти понтифик застраховался на 65 миллионов долларов, которые пойдут в фонд пожертвования бедным и больным.

Что ест папа римский?

Понтифик обладает нормальным аппетитом. Предпочитает рыбу. Крепких напитков не пьет.

Во что одевается папа римский?

Лучшие рясы для папы шьет 35-летний римский портной Гай Маттиоло. Ботинки - мокасины 43-го размера, только черного цвета.

Есть ли у папы римского прислуга?

Обслуживают папу римского пятеро приближенных, все итальянцы, и пять женщин-монахинь польского происхождения.

ЕСЛИ следовать церковной истории, умерший понтифик был 264-м преемником апостола Петра. Обладая скромной территорией всего в 44 гектара (15 из которых занимают дворцы, а остальное - роскошный сад), Ватикан - серьезный фактор политической жизни мира. И дело не только в том, что христианское вероучение в течение вот уже 2000 лет оказывает сильное влияние на умы и сердца людей. Когда в присутствии Сталина Молотов однажды упомянул о Ватикане, тот спросил: "А сколько дивизий у Папы Римского?"

Папские "дивизии" - это более 1 млрд. верующих католиков и 1 млн. католических священников. Передовым разведотрядом Христова воинства являются 2 тыс. монашеских орденов, из которых самыми активными считаются иезуитские (около 30 тыс. членов).

После краха коммунизма и возникновения "идеологического вакуума" Ватикан активно двинулся в Россию. И хотя при Иоанне Павле II католические иерархи любили называть Русскую православную церковь (РПЦ) "церковью-сестрой", Ватикан настойчиво ведет охоту на "канонической территории православия". Ватикан стал назначать в Россию католических епископов без согласования с Московской патриархией. Как правило, поляков. В большом секрете от Москвы готовилась и реформа церковного управления католическими приходами в России. Патриархию особенно оскорбило, что объединение католических епархий в России было названо "церковной провинцией Ватикана". Центром "провинции" объявлена православная Москва.

По подсчетам Московской патриархии, сегодня в России насчитывается примерно 700 тыс. католиков. В основном это живущие в России немцы, поляки, прибалты. Однако Ватикан завышает число католиков и называет цифру в 1,3 млн. Делается это для обоснования строительства новых католических храмов.

Ушедший из мира папа Иоанн Павел II сделал очень много для распространения христианства в мире. Но именно во время понтификата папы-славянина отношения между Ватиканом и Русской православной церковью ухудшились. "Русская православная церковь чувствует свою пастырскую слабость и поэтому боится католического присутствия", - сказал недавно один из самых влиятельных кардиналов Ватикана В. Каспер. Ответ Москвы был тоже достаточно резок. По словам митрополита Кирилла, сотрудничество РПЦ и Ватикана отброшено на 40 лет назад, в худшие времена "холодной войны". Удастся ли митрополиту Кириллу, который будет представлять православную Москву на похоронах понтифика, начать склейку "разбитых горшков"?

Кто будет новым папой, трудно предугадать. Но в Риме по поводу избрания пап любят говорить: "Тот, кто приходит на конклав претендентом на папский престол, уходит простым кардиналом". Так, кстати, было и при избрании умершего папы. Кароль Войтыла (гражданское имя папы) был аутсайдером и победил после труднейших пяти туров голосования. Выбрали поляка, полагая, что он будет слабым папой и на престоле не задержится. Кстати, может быть, и не случайно имеет хождение версия, что к покушению на папу турка Мехмеда Али Агджи причастны итальянские кардиналы.

Но, несмотря на покушения - а всего их было четыре, - Иоанн Павел II правил в течение 26 лет. Он доказал, что великими папами не рождаются, а становятся.

Кстати

В 1995 году меня отправили в почетную ссылку - послом в Ватикан и Мальтийский орден. Иоанн Павел II при встречах со мной всегда старался затронуть "личную струнку". Расспрашивал о родителях, детях, дарил свои книги. Когда узнал, что внучка живет с нами в Риме, предложил прийти на аудиенцию с ней. Его жесты, улыбка (сказывалось увлечение в молодости театром) были всегда продуманны. По-русски (вопреки легенде) он не говорил, но всегда держал наготове несколько русских фраз. В последние годы он, видимо, уже понимал, что в Москву (несмотря на приглашения Горбачева, Ельцина и Путина) путь ему заказан. И тем не менее настойчиво говорил о своем желании приехать. Об Алексии II он всегда отзывался с большой теплотой, называл его великим пастырем. Готов был встретиться с ним, если не в Москве, то на нейтральной территории. В мою бытность послом в Ватикане предпринимались попытки организовать встречу вначале в Вене, потом в Словакии. Не срослось...

Многим памятна фраза Иосифа Сталина, ставшая почти притчей. Но Иосиф Виссарионович не просто притчи сочинял. Эту фразу он произнес в мае 1935 года в ответ на просьбу главы МИДа Франции Пьера Лаваля, способствовать улучшению положения католиков в СССР.

История не лишена иронии. Были времена, когда у пап имелись не только «дивизии», но и целые государства. Соблазн силы и власти часто брал верх над альтернативой евангельского призыва к непримиримому, но мирному противостоянию злу. Для многих из нас, людей XXI века, живущих под эгидой всяческих прав и свобод, трудно представить, что источником тех самых прав и свобод и самой возможности иметь основание утверждать о ценности каждой человеческой личности, мы, в первую очередь, обязаны Сыну Человеческому.

История христианства довольно противоречивая штука. И если попробовать пробраться через толщу (небезосновательного) антиклерикального снобизма и взглянуть (насколько это возможно) на чистый образ Евангельского Иисуса, то невозможно остаться равнодушным. Этот Человек разделил нашу историю на «до» и «после» Своей уникальной и неповторимой жизни. Ведь если вдуматься серьезно: родился Он в глухой деревне. Родители Его простые крестьяне. Жить ему пришлось в другом, «не менее» примечательном месте. До 30 лет он работал в мастерской своего отца плотника. Затем, в течении трех с небольшим лет, резко сменив образ жизни, он стал странствующим проповедником. Но при этом Он не оставил никаких письменных памятников. У него никогда не было семьи и собственного дома, ни официального представительства. Радиус его странствий не превышал и 100 километров. Словом в Его делах и жизни не было ничего, что обычно ассоциируется с величием и силой. Никаких почетных грамот и официального признания. Наоборот, в самом рассвете сил, в 33 года, общественное мнение обернулось против Него. Все друзья сбежали. Его пригвоздили к Кресту и пока Он умирал палачи бросали жребий о Его одежде - единственное, что Он имел от этого мира.

И вот прошло двадцать столетий и сегодня Он остается Альфой и Омегой всей человеческой истории. Никакие дивизии, парламенты и государства вместе взятые, не могут идти в сравнение с Его влиянием на человечество. Ничья жизнь не сотрясает небо и землю так, как жизнь Сына Человеческого.

Христос совершил революцию в отношении героев и жертв. Известный французских антрополог и социолог Рене Жирар отмечает, что теперь героями стали невинные жертвы. Методику силы и принуждения сполна применили на Христе и это привело к неожиданным последствиям. Священное Писание недвусмысленно говорит, что Своей добровольной смертью Христос «отнял силы у начальств и властей, властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собою » (Кол. 2:15). Власть, которой так гордились люди была публично разоблачена Им. Самая глубокая религия того времени обвинила Его в богохульстве, самая совершенная судебная система вынесла своей приговор и привела его в исполнение.

Факт Креста изменил ценностную систему координат во всем мире. Невинная жертва приобрела новый онтологически нравственный статус и авторитет. Достаточно даже взглянуть на нобелевских лауреатом премии мира (сам факт наличии такой премии - уже большое свидетельство): Чернокожий архиепископ из ЮАР , руководитель польского профсоюза , бывший узник нацистского концлагеря, епископ непризнанного Восточного Тимора . По мнению Жирара такое уважение к обездоленным - прямое следствие распятия Иисуса Христа. Теперь все они: женщины и старики, дети и бедняки, защитники природы и даже сомнительные меньшинства, своим моральным весом «обязаны» обезоруживающей силе Креста Христова.

Добровольно страждущий Бог стал полной неожиданностью для мира. Это был антропологический взрыв, поднявший человеческую жизнь, его ценность и достоинство, до самого Неба. Теперь с воскресением Христа, каждый человек, со всеми своими жизненными перипетиями, оценен не масштабом и уровнем культуры, традиций, собственных талантов и достижений века сего, а ценой Крестной смерти и воскресения Богочеловека!

Десмонд Мпило Туту. Награжден в 1984 г. за мужество и героизм в борьбе против апартеида.

Лех Валенса. Награжден в 1983 г. как «борец за права человека» впоследствии президент Польши

Карлуш Белу. Награжден в 1996 году.

10 декабря 2009 года

"РОССИЯ": "Сколько дивизий у Папы Римского"

Если визит президента Медведева в Италию был, в общем-то, рутинным, хотя и весьма плодотворным, то посещение Ватикана и встреча с, как считают католики, 265-м по счету наместником Бога на земле Бенедиктом XVI открыли новую страницу в наших отношениях со Святым Престолом

Утверждают, что в мае 1935 года министр иностранных дел Франции Пьер Лаваль попросил Сталина улучшить положение католиков в СССР, чтобы не ссориться с могущественным Папой Римским, на что Сталин со свойственным ему брутальным юмором поинтересовался: "Папа? А сколько у него дивизий?".

По другой версии, эта реплика была адресована Черчиллю. Вот как описывает эту сцену в своих воспоминаниях переводчик Сталина Валентин Бережков:

"В 1944 году в обстановке, когда СССР нес главное бремя борьбы против гитлеровской Германии, важно было убедить Сталина в том, что его приняли в компанию западных демократий.

В будущем мире, ради которого наши солдаты проливают кровь на бесчисленных фронтах, - говорил британский премьер своим рассчитанным на историю высокопарным слогом, - наши три великие демократии продемонстрируют всему человечеству, что они как в военное, так и в мирное время останутся верны высоким принципам свободы, достоинства и счастья людей. Вот почему я придаю такое исключительное значение добрососедским отношениям между возрожденной Польшей и Советским Союзом. Из-за свободы и независимости Польши Британия вступила в эту войну. Англичане чувствуют моральную ответственность перед польским народом, его духовными ценностями. Важно и то, что Польша - католическая страна. Нельзя допустить, чтобы внутреннее развитие там осложнило наши отношения с Ватиканом...

А сколько дивизий у Папы Римского? - внезапно прервал Сталин рассуждения Черчилля.

Британский премьер осекся. Он никак не ожидал такого вопроса. Ведь речь шла о моральном влиянии Папы, причем не только в Польше, но и на всем земном шаре. А Сталин, еще раз подтвердив, что уважает только силу, вернул Черчилля на землю из заоблачных далей".

Сталин любил повторять свои шутки. Но вряд ли ему посмели передать ответную остроту Пия ХII:

"Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах".

Однако и Сталин, и тем более Папа Римский прекрасно знали, что Ватикан силен и в миру. Недаром обращения понтификов в свое время начинались Urbi et Orbi - "К Городу и Миру". И даже если считать, что речь идет только о католическом мире (хотя, разумеется, амбиции Святого Престола им не ограничиваются), то это самая многочисленная из христианских церквей, насчитывающая более миллиарда человек. В то время как православных по разным подсчетам - 250-300 млн.

Католики могли бы быть и еще многочисленнее, если бы князь Владимир в 986 году в ходе знаменитого "испытания вер" не отверг западный вариант христианства из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке (тогда же, если верить летописям, Владимир Красное Солнышко произнес свою сакраментальную отповедь мусульманам, расхваливавшим преимущества ислама: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти...")

Креститель князь Владимир сделал выбор в пользу византийско-греческого обряда, но контакты с Римом находил полезными и важными. Небесным покровителем Руси был полумифический четвертый Папа Римский Климент, мученически погибший в Крыму. Его мощи, открытые в Херсонесе святым Кириллом, считались главной христианской святыней государства.

Отношения Руси и Рима необычайно оживились в 40-50-е годы XIII века в связи с татарским нашествием. Инициатором консолидации перед лицом общей угрозы под эгидой Святого Престола стал князь Даниил Галицкий. Он принял от Папы Иннокентия IV королевский титул и был коронован венцом, присланным из Рима. Состоял в дипломатических сношениях с папской курией и Александр Невский, желавший по примеру Даниила добиться от Папы запрета для крестоносцев на территориальную экспансию в северо-западных землях.

В 1438-1439 годах сначала в Ферраре, а затем во Флоренции прошел Вселенский собор, итогом которого стало подписанное Папой Евгением IV и восточными иерархами соглашение о церковной унии. На соборе присутствовала внушительная делегация Русской православной церкви во главе с митрополитом Киевским и всея Руси Исидором. Возвращаясь из Италии, Исидор возвещал клиру и мирянам благую весть о воссоединении латинской и греческой церквей. Однако в Москве он встретил более чем холодный прием. На третий день после прибытия он был арестован по приказу великого князя Василия II, обвинен в ереси и сослан в монастырь, откуда впоследствии бежал в Литву.

В 1472 году в римском соборе Святого Петра состоялось бракосочетание по латинскому обряду греческой принцессы Софьи Палеолог с московским князем Иваном III, которого на церемонии представляло доверенное лицо (процедура, отсутствующая в православном каноне). Когда кортеж великой княгини приблизился к Москве, митрополит Филипп I заявил, что покинет город, если сопровождающий Софью папский легат явится на шествии с латинским крестом. А в 1523 году старец Псковского монастыря Филофей написал письмо Василию III, в котором выдвинул концепцию Третьего Рима - им стала Москва после завоевания Константинополя крестоносцами.

В "Православном противокатолическом катехизисе" (1916 год) так излагаются главные расхождения двух церквей: "католики учат, будто Римский Папа есть глава всей Церкви и наместник Бога на земле, утверждают, что Папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере, и потому называют его непогрешимым, веруют, будто Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, признают непорочное зачатие Пресвятой Богородицы".

Дипломатические отношения России с Ватиканом были установлены в 1816 году. После польского восстания 1863 года они были разорваны почти на 30 лет. Вторично их прервала Октябрьская революция.

Восстановление дипотношений было результатом личной договоренности Папы Иоанна Павла II и Горбачева 1 декабря 1989 года. Но на уровне представительств, а не посольств. И лишь нынешний визит президента Дмитрия Медведева открыл качественно новую страницу в долгой истории контактов самой большой в мире страны с самым маленьким по территории, но, быть может, самым влиятельным государством на Земле.

Это событие, естественно, усилило интерес к возможности встречи глав двух Церквей. Она возможна лишь при условии, если это мероприятие "будет хорошо подготовлено". С таким заявлением выступил "министр иностранных дел" РПЦ, глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион.

Межцерковные проблемы, как напомнил архиепископ Илларион, нужно разрешать "иными средствами, которые не решатся просто путем установления дипломатических отношений". В первую очередь это проблема Западной Украины, где до сих пор существует напряженность во взаимоотношениях православной и униатской церквей.

"Мы ожидаем от Ватикана, от Римско-католической церкви конкретных шагов, которые показали бы, что есть желание идти навстречу, есть желание залечить те раны, которые были нанесены тяжелейшим периодом начала 90-х годов, когда более 500 православных храмов были насильственно захвачены грекокатоликами, а православные верующие были оттуда изгнаны, - озвучил официальную точку зрения РПЦ владыка Илларион. - И мы предлагаем конкретные пути решения тех проблем, которые существуют".

Вместе с тем православные иерархи отмечают, что некоторые подвижки в отношениях Москвы и Ватикана все же налицо. Если о разрешении канонических споров на Украине говорить пока рано, то в самой России Ватикан приостановил свою "экспансию" - напомним, что в конце 90-х - начале 2000-х в России были учреждены епархии католической церкви без предварительного согласования с РПЦ. В таких условиях российская власть "поступала мудро, воздерживаясь от дипломатических отношений с Ватиканом", отметил замглавы ОВЦС иеромонах Филипп Рябых. Теперь же ситуация, "которая характеризовалась наличием католического прозелитизма, переломилась, и католические структуры на территории России открыты к взаимодействию с Русской православной церковью - с церковью большинства", констатировал отец Филипп. Он призвал не забывать и о том, что позиции двух церквей по общегуманитарным вопросам, будь то социальные проблемы или "общее понимание концепции образования в современном мире", зачастую совпадают. Не следует забывать и о том, что нынешние главы католической и православной церквей в отличие от их предшественников уже встречались, будучи "простыми" кардиналом и митрополитом.