Анализ произведения астафьева царь-рыба сочинение.

С произведением Астафьева “Царь-рыба” учащиеся знакомятся на уроках литературы в 11 классе. Его проблематика особенно актуальна своей экологической направленностью. В рассказе “Царь-рыба” анализ художественного и смыслового содержания целесообразно начинать с истории создания и знакомства с мировоззрениями автора. Только после знакомства с личностью писателя и его литературными принципами можно проводить полный анализ произведения, с которым вы можете познакомиться в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания -1976 год.

История создания – тяжёлая кропотливая работа по реализации замысла автора о варварском отношении человека к природе и его нравственной ответственности перед ней.

Тема – ответственность человека перед природой, потребительское отношение к окружающему живому миру и нравственное опустошение человека.

Композиция – кольцевая композиция, классическая трёхчастная структура.

Жанр – повествование в рассказах.

Направление – реализм.

История создания

Смысл названия рассказа, который является ключевым в одноимённом цикле, раскрывается в сюжете произведения постепенно. Главный герой попадает в ситуацию, когда сам становится жертвой своего промысла. Это заслуженная участь для того, кто много лет расхищал матушку-природу, но стать кормом для рыб обессиленный человек не желает и обращается к Богу. В памяти Игнатьича всплывают слова деда, который предупреждал, что встреча с царь-рыбой может обернуться бедой, если совесть рыбака нечиста. Именно огромное безмолвное, но, определённо, обладающее разумом существо заставляет человека пересмотреть свою жизнь и раскаяться.

В старину осетра называли не иначе, как “царь-рыбой”, так же, как орла – царём птиц. Именно это слово воскресил в своём произведении Виктор Астафьев. Царь-рыба – символ величия и разума природы, которая гораздо сильнее человека. Образ “доисторического” существа напоминает читателю о том, что он лишь малая часть огромной необъятной вечной силы природы.

Работа над циклом рассказов, поиск нужной формы давались писателю нелегко. Огромная ответственность перед собой, большое количество материала, важные моменты, которые нельзя было упустить из виду – всё это делало творческий процесс титанически сложным.

Тема

Астафьев раскрывает тему отношений человека с природой, человека и общества . Потребительское отношение людей к окружающему миру стало основной проблемой двадцатого века. Человек берёт у природы больше, чем ему нужно. Это может обернуться страшной трагедией.

Главный герой рассказа Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным – это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути.

У Игнатьича – лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.

Идея рассказа в том, что человек должен жить в гармонии с природой, иначе ему грозит смерть. После прочтения рассказа приходит единственно верный вывод – чтобы ценить природу человек должен вспомнить, что он её часть. История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.

Композиция

У рассказа классическая трёхчастная композиция с экспозицией, но без эпилога . Развязка наступает неожиданно, когда Игнатьич чувствует, что рыба вырвалась и уплыла, что означает – у него есть шанс на жизнь. Последние слова рассказа звучат мудро и торжественно, главный герой преклоняется перед могущественной силой, которая дала ему возможность исправить ошибки и продолжить свой земной путь. Рассказ имеет кольцевую композицию, связанную с темой воды, как могущественной стихии: он “попадает” в воду в начале произведения и вновь “возрождается” из воды, после того, как река даёт ему второй шанс.

Жанр

По объёму и содержанию цикл новелл Астафьева претендовали на жанр романа. Но писатель не хотел брать такую масштабную ответственность в художественном плане, его больше интересовала смысловая часть будущего произведения. Автор назвал свою книгу “повествованием в рассказах” , многие литературоведы называют их новеллами из-за яркого сюжета.

Таким образом, жанр повествования в рассказах подчёркивает их обособленность, но общность героев и идеи делает книгу цельной и легкой для восприятия. Единое художественное пространство в цикле рассказов служит одной важной цели – обличить браконьерство и варварское отношение к природе, остановить масштабную экологическую катастрофу, которая грозит человечеству.

Пожалуй, нет такого писателя, который бы в своём творчестве не затронул в той или иной степени тему природы. Здесь мы имеем множество разнообразных примеров — от простых пейзажных зарисовок до возведения Природы в ранг одного из персонажей. При этом устами героев каждый писатель выражает свой взгляд на отношения природы и человека. Чаще всего сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения: одни считают, что природа — это храм, где человек всего лишь гость, и потому он должен подчиняться её законам; другие придерживаются мнения, что человек — царь природы, поэтому он должен её покорить. В сборнике новелл «Царь-рыба», обозначенном как повествование в рассказах, Виктор Астафьев предпринял попытку найти «золотую середину», ответить на вопрос века: что есть природа для человека?

Хотя каждая новелла представляет собой отдельную историю со своими действующими лицами, книга не выглядит как простая подборка тематически связанных, но в принципе самостоятельных рассказов. Сборник «Царь-рыба» — это именно повествование, повесть в рассказах, потому что идея автора о неразделимости Человека и Природы плавно перетекает из новеллы в новеллу, раскрывая всё новые и новые грани этой темы. Особенно ярко и образно авторская мысль выражена в новелле «Царь-рыба», давшей название всему сборнику.

В этом рассказе два главных героя: многоопытный, расчётливый рыбак Зиновий Игнатьич Утробин и Царь-рыба — образное воплощение Природы. Характер Игнатьича неоднозначен и противоречив — перед нами не «положительный» и не «отрицательный» персонаж, а обычный человек со своими плюсами и минусами. Астафьев так представляет нам своего героя: «Был он родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить».

Однако, развивая повествование, показывая Игнатьича в различных житейских ситуациях, сам автор противоречит такой характеристике героя: в действительности Утробин не почитает общество, не считается с ним, мнит себя выше всех. Самый зажиточный селянин, он всё делает «ладно» и разумно. Игнатьич, например, не отказывает в помощи своим землякам, но в его поступках нет искренности. Он как бы говорит: «Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить». Однако человек устроен так, что он привык отвечать добром на сделанное ему добро. Игнатьич же не позволяет своим односельчанам погасить этот моральный долг перед собой, поэтому все и чувствуют себя вечными должниками перед ним. Иначе как психологическим террором поведение Утробина не назовёшь.

Не менее высокомерно относится Игнатьич и к природе: он чувствует себя не сыном её, а царём, властителем. И действительно, в избытке обладая рыбацким чутьём и опытом, Утробин буквально покорил реку и её обитателей: ни одна рыба даже в самом удалённом и необитаемом месте реки не может уйти от его сетей.

Истребляя рыбу без счёта, герой рассказа сознаёт незаконность своего «увлечения», он боится «сраму» из-за возможной встречи с инспекторами рыбнадзора. И ладно бы нужда заставляла его заниматься столь неблаговидным промыслом! Нет, его семья достаточно обеспечена. Что же движет им? Здесь «царь природы» обнажает нам ещё одну грань своей натуры: единственное, что руководит им, это жадность.

Жадность, по народным представлениям, является тяжким грехом, а за грехи положено наказание. Оно и является Игнатьичу в образе Царь-рыбы, царицы рек, посланной для борьбы с «царем природы». Астафьев не жалеет подробностей, описывая противницу Игнатьича: рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе».

Старое рыбацкое поверье гласит: коль доведётся тебе поймать царь-рыбу, отпусти её и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего её, над себе равными. Тем не менее каждый рыбак мечтает поймать её. И в Игнатьиче при встрече с осетром-великаном борются два чувства: стремление вытащить царь-рыбу, чтобы ещё раз доказать односельчанам своё мастерство, да и поживиться при этом, а с другой стороны, его одолевает суеверный страх.

Жадность и честолюбие побеждают, и Утробин принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу. Он понимает, что в одиночку справиться с добычей будет сложно, но ни с кем не хочет делить славу и улов: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!». В первое мгновенье он и сам устыдился этих мыслей, но тут же «жадность он почёл азартом», и совесть его успокоилась. Была и ещё одна причина, заставившая героя заглушить голос разума и отказаться от помощи, — удаль рыбацкая: «А-а, была не была!.. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не “всякому Якову”».

Так и попадает царь природы в им же расставленные ловушки. А рыба так «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом», что героя пронзила суеверная мысль: раз осётр жмётся к нему, обоих ждёт смерть.

Понял Игнатьич, что случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки: за браконьерство, за жестокость к людям, за то, что он когда-то надругался над чувствами своей невесты. В первый раз просит Игнатьич помощи: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!..». Впервые он просит и прощения: «Прос-стиитееее...».

Едва Игнатьич покаялся, в тот же миг он ощутил двойное освобождение: телу стало легче, потому что рыба освободилась, уплыла и не висела больше на нём мёртвым грузом, а на душе стало просторнее, оттого что природа его простила и дала шанс на искупление греха.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек и природа в рассказе В.П. астафьева «Царь-рыба» Учитель русского языка и литературы Левшиной И.А.

Виктор Петрович Астафьев(1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский

Краткое содержание Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик!..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а, прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Словарная работа Каково значение слов «ЧЕЛОВЕК» «ПРИРОДА» «ДУША» ДУХОВНЫЙ» ДУХОВНОСТЬ» Что общего между ними? Что говорит В. Астафьев о браконьерах?

Вывод: Человек-часть природы Человек и природа- единое целое

Нестандартная книга Публикация глав « Царь-рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.

Что говорит В. Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им?

В чем смысл показа судьбы этого героя?

Что можно сказать об идее произведения? Вмешиваясь в жизнь природы, нарушая экологию, человек совершает нравственное преступление Гармония отношений может быть сохранена только благодаря опыту предшествующих поколений

Сообщение учащегося Особенности пейзажа в « Царь-рыбе » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег.

Человек Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Задумайтесь, пожалуйста, о том, На что похож стал мир, В котором мы живем. «Мир большой», - ответишь ты.«Что будет, коль не станет красоты?» «Не поубавится людей на свете» А ты уверен ли в своем ответе?

Предварительный просмотр:

Проект «Человек и природа в рассказе

В. Астафьева « Царь – рыба»».

Левшина Инна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района М О

84967606194

Цель проекта : разработка урока по творчеству В. П. Астафьева.

Предмет : Литература

Программа : В Коровина, Просвещение, 2008г.

Класс : 11класс

Учебник : «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.

Тема : «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».

Тип урока : комбинированный, урок- размышление.

Цель:

способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.

Задачи

Образовательные : проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные : развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

Оборудование : портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, компьютер.

Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».

И. В.Гёте.

Ход урока

Этап урока

Вре-

мя

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Средства обучения

Примечания

Организационный

1 мин.

Проверка готовности класса к уроку

Доклад дежурного об отсутствующих

Актуализация знаний учащихся

3 мин.

Рассказ

Вступительное слово

Восприятие рассказа

Иллюст-

рация Портрет В.П. Астафьева,

слайды1-4

Работа над новым материалом

4 мин.

Беседа

Постановка цели

Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба»

Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба»,

слайд5

Использование материалов презентации

Самостоятельная работа

5 мин.

Метод самостоятельной работы со словарём

Задание учащимся

Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради

Словарь

В. Даля,

слайды 6-7

Проверка домашнего задания

5 мин.

Метод проверки знаний

Постановка вопроса, направленного на выяснение сформированности уровня читательского суждения

Обмен читательскими впечатлениями

Слайд 8

Работа с текстом

15 мин.

Беседа

Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа

Анализ рассказа

Слайды 9-11

Закрепление знаний

5 мин.

Диспут

Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора

Обсуждение идейного содержания

Слайды 12-13

Творческая работа

5 мин.

Рассказ

Проверка творческого задания

Сообщение по теме домашнего задания

Презентация

Слайды 14-17

Рефлексия

2 мин.

Заключительное слово

Подведение итога урока, обобщение

Слайд 18

План – конспект урока

По литературе в 11 «С-Г» классе.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Царь рыба»

Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.

Задачи:

Образовательные:

Проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств:

Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

Развивающие:

Продолжить формирование развития речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и обобщений.

Продолжить формирование дискуссионных навыков.

Тип урока: Урок – размышление

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.

Эпиграф:

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

И.В.Гете.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

Сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

В «повествовании в цикле рассказов «Царь-рыба» (1976) автор говорит о необходимости безотлагательности «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

II. Работа по содержанию рассказа.

Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

III. Словарная работа.

Задание : значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»

Результат : запись в тетради:

«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

IV. Обмен читательскими впечатлениями.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.

«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

V.Анализ рассказа «Царь-рыба»

Что говорит В.Астафьев о браконьерах?

Почему так много внимания уделял им?

(Браконьерство - страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок) .

В чем смысл показа судьбы этого героя?

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно).

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?

(Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я»).

VI. Обсуждение идейного содержания.

(Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции) .

Что можно сказать об идее произведения?

(Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»)

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»

VIII.Итог урока. Слово учителя.

Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.


Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». Стр.16, 18

Почему?

Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.

3 ) Работа с текстом главы «Дамка». (А.)

Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).

- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.

Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.

Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.

Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..» (стр.71)

- Отчего эти люди так одиноки?

- Кто они, эти люди?

- Назовите героев повествования.

Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.

Что объединяет этих героев?

Почему так много внимания уделял им?

- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.

Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.

Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.

Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)

4) Работа с текстом главы «Поминки».

В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».

Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.

Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?

Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».

Как ведут себя люди после трагедии?

(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)

Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»

5) Работа над главой «Царь-рыба».

В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.

Краткий пересказ главы.

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

Кто его герой? (Стр.131-132)

Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».

Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.

Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.

Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»

Почему царь-рыба, а не осётр?

Чтение отрывка со слов : «…увидел и опешил» (стр.139)

«Царь-рыба»

В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду.

В произведении В. П. Астафьев царь-рыба - символ природы, та основа жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с её истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть. «Так зачем же перекрестились их пути? Царь реки и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».

Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)

Радовался улову, боялся упустить.

«Делить осетра?.. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”.

Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.

Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.

Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?

В чем заключается поединок?

В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.

Чтение отрывка из текста

Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.

От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

Словарная работа.

    «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

    Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

    Самоконтроль человека

    Стеснение, стыд, неловкость

А зачем совесть нужна человеку?

Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.

А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»

Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

Игнатьич вспомнил слова деда.

В чём их смысл?

Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий » поступок, лучше отпустить царь - рыбу.

Что понимает Игнатьич?

(Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

    Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.

    Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

    Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.

Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.

Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.

Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»

Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.

Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть .

Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

«Прощайте и прощены будете» ,-гласит евангельская заповедь.

Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»

Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.

Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?

Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода? (Проблема взаимоотношений человека и природы). «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» - писал В. П. Астафьев.

Составлена на основе Интернет- ресурсов.