Артикуляция гласных и согласных звуков. Устранение недостатков произношения гласных звуков

Артикуляцией (от лат. articulatio- произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Каждый произносимый звук имеет три артикуляционные фазы: приступ (экскурсию), выдержку и отступ (рекурсию). Все фазы связаны между собой как компоненты произнесения звука.

Приступ артикуляции заключается в переходе органов речи из спокойного состояния или артикулирования предшествующего звука в положение, требуемое произносимым звуком. Выдержка - это сохранение положения артикулирующих органов, необходимого для произнесения данного звука. Отступ артикуляции состоит в выходе органов речи из положения выдержки или в приступе к артикуляции следующего звука. В процессе речи четкой границы между фазами нет, так как при переходе от одной фазы к другой происходит как бы их наслаивание друг на друга в речевом потоке.

При произнесении некоторых звуков выдержка практически приближается к нулю - это так называемые мгновенные звуки. Таковы, например, русские и белорусские смычные согласные [п], [б], [т], [д], [к], [г]. При произнесении русских и белорусских гласных, сонорных, некоторых других согласных акустически выдержка воспринимается довольно четко - это длительные звуки. Их длительность может и не всегда проявляться, однако при желании эти звуки можно протягивать.

 Конец страницы 53 

 Начало страницы 54 

Всю совокупность артикуляций, необходимых для свободного образования звуков какого-либо языка, называют артикуляционной базой этого языка. Артикуляционные базы языков отличаются друг от друга. Например, в образовании звуков русского языка практически не участвуют глубокие произносительные органы - язычок и глотка. Поэтому в русском языке нет язычковых (увулярных), глоточных (фарингальных) и гортанных (ларингальных) согласных. И, напротив, в артикуляционной базе грузинского языка глубокие произносительные органы играют значительную роль в образовании согласных звуков. В русском языке также работа голосовых связок сочетается с ротовыми артикуляциями, что приводит к образованию звонких согласных. В финно-угорских языках работа голосовых связок редко сопровождается ротовыми артикуляциями, чем и объясняется отсутствие в этих языках звонких согласных.

Артикуляционная база языка - явление историческое. Составляющие ее артикуляционные навыки постепенно могут меняться. Это оказывается одной из причин развития системы звуков в том или ином языке. Например, потеря носовых гласных в определенный исторический период русским языком или приобретение им согласного звука [ф]. Однако процесс развития артикуляционной базы носит очень длительный характер: звуковая система языка, как правило, сохраняется неизменной на протяжении ряда эпох. В причинах звуковых изменений, как и в связанных с ними изменениях артикуляционной базы языка, до сих пор многое остается неясным.

4.4. Классификация звуков речи

Гласные и согласные звуки. Количество звуков речи, встречающихся в различных языках мира, достаточно велико. Количество же типовых звуков (фонем) колеблется в пределах от 12 до 80. Несмотря на различный набор звуков в разных языках, во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. Совокупность гласных звуков образуетвокализм (от лат.vocalis- гласный) фонетической системы того или иного языка, а совокупность согласных - ееконсонантизм (от лат. соn-

 Конец страницы 54 

 Начало страницы 55 

sonāns, род. п.cōnsonantis- согласный). Классификация звуков может исходить как из акустических, так и артикуляционных признаков. При делении звуков на гласные и согласные и их внутренней классификации чаще всего учитываются те и другие признаки.

Гласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях не встречается преград на пути воздушной струи: струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через речевой канал. Для гласных звуков типична так называемая разлитая напряженность мускулов всего произносительного аппарата, когда напряжены все речевые органы, принимающие участие в звукообразовании. Степень напряженности может меняться: при большей напряженности произносимый гласный имеет более четкий характер (например, ударный гласный в русском языке). При характеристике гласных отмечают обычно и другие особенности: гласные - это тональные звуки. Для них характерно наличие музыкальных тонов (голоса), которые образуются работой голосовых связок.

Согласные - это звуки, при образовании которых в надгортанных полостях или в гортани обязательно возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи). Согласные характеризуются сосредоточенным мускульным напряжением в месте образования преграды и более сильной воздушной струей, чем гласные. Кроме того, согласные звуки характеризуются наличием шума, который возникает при преодолении преграды. Примесь музыкальных тонов (голоса) может быть большей или меньшей.

Акустическая классификация звуков речи. Особенности акустической классификации состоят в том, что она описывает одним и тем же набором терминов гласные и согласные звуки. При этом акустическая классификация строится, как правило, на бинарном принципе, то есть двучленных противопоставлениях. Другими словами, применение бинарного принципа в акустической классификации при каждом членении дает два класса звуков речи. Например, признаквокальность - невокальность, основанный на наличии или отсутствии четко выраженной формантной структуры звука, разделяет звуки речи на сонорные (от лат.sonorus- звучный) и шумные. К сонорным (вокальным) относят-

 Конец страницы 55 

 Начало страницы 56 

ся гласные и сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [j]. К невокальным - шумные согласные [б], [п], [д], [т], [г], [к], [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ц], [ч]. Сонорные звуки характеризуются наличием резонаторных тонов, шумы в них или вовсе отсутствуют (гласные), или участвуют минимально (например,в р разного типа). В шумных согласных тембр определяется характерным для данного звука шумом.

По признаку консонантность - неконсонантность, основанному на низком или высоком общем уровне энергии звука, все звуки делятся на консонантные (все согласные) и неконсонантные (все гласные). По уровню энергии неконсонантные являются сильными звуками, консонантные- слабыми звуками. Данный признак не дублирует предыдущий, поскольку в первом случае некоторые согласные обладают признаком "гласности". Это хорошо видно на следующей табличке, где + обозначает наличие признака, а - (минус) его отсутствие:

Еще один бинарный признак звонкость - глухость, основанный на наличии или отсутствии гармонических колебаний в низких частотах, позволяет разделять все звуки на звонкие и глухие. К звонким звукам относят все вокальные - а это гласные, сонорные согласные и звонкие шумные, к глухим- невокальные, то есть глухие шумные. Как уже отмечалось, гласные звуки характеризуются наличием только голоса, в сонорных, или сонантах, голос преобладает над шумом. Звонкие шумные [б], [в], [г], [д], [з], [ж] образуются с преобладанием шума над голосом, а глухие шумные [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] - без участия голоса.

Акустическая характеристика звуков базируется на экспериментальных данных электроакустики. Она основана как на собственно частотных характеристиках формант, так и на расположении формант в спектре звука. Для описания фонетических систем языков мира обычно используют 12 пар признаков. Кроме отмеченных пар, это такие признаки, как компактность - диф-

 Конец страницы 56 

 Начало страницы 57 

фузность, прерывность - непрерывность, напряженность - ненапряженность, резкость - нерезкость, назальность - неназальность, абруптивность - неабруптивность, бемольность - небемольность, диезность - недиезность, высокий тон - низкий тон.

Форманты компактных звуков на спектрограмме занимают центральную часть спектра, формантыдиффузных - располагаются по краям спектра. Например, русские с согласные [ж], [к], [р] относятся к компактным, а [б], [с], [ф] - к диффузным звукам.Прерывные звуки на спектрограммах характеризуются резко оборванным краем волны, в то время как у непрерывных существуют переходные тоны. Примером может служить противопоставление русских смычных (прерывные) и щелевых согласных (непрерывные). Унапряженных звуков общее количество энергии выше, а длительность звучания больше, ч чем уненапряженных, например, у немецких согласных [ä-а, ö-о, ü-u]. В акустическом отношениирезкие и нерезкие звуки оттличаются интенсивностью шума. При образовании резких звуков в в ротовой полости возникают турбулентные воздушные потоки- завихрения струи, когда часть воздуха идет поперек общего потока, возмущая его. В русском языке к резким звукам относятся аффрикаты [ц, ч"] и дрожащие [р-р"].Назальность обусловлена участием в образовании звука носового резонатора. К назальными звукам относятся носовые гласные и согласные. Подабруптивностью имеется в виду образование согласных, сопровождаемое гортанной смычкой. Абруптивные, или глоттализованные, согласные встречаются во многих языках Америки, Кавказа, Дальнего Востока. В акустическом отношении абруптивные характеризуются большей скоростью расходования энергии, чем неабруптивные. Убемольных звуков по крайней мере одна из формант понижена по сравнению снебемольными. Так, в русском языке гласные [а-э-ы-и] - небемольные, а гласные [о], [у] - бемольные, что связано с огубленностью этих звуков. Удиезных звуков, в отличие от бемольных, по крайней мере одна форманта в выше, чем унедиезных. Примером диезных звуков могут служить мягкие согласные славянских языков. Противопоставлениенизкий тон -высокий тон основывается на концентрации энергии в нижних или высоких частотах спектра звука. В русском языке низкую тональность имеют, например, гласные [у, о], твердые согласные, а высокую -гласные [и, э], мягкие согласные.

 Конец страницы 57 

 Начало страницы 58 

Для описания фонетической системы русского языка считается достаточным 9 пар признаков. При этом некоторые из них для отдельных звуков оказываются в ряде случаев несущественными, дублирующими, так как их наличие или отсутствие следует из других признаков, предсказывается ими. Например, вокальность [а] предсказывает его неконсонантность; из отсутствия вокальности [с] следует его консонантность.

Артикуляционная классификация звуков речи. Особенности артикуляционной классификации заключаются в том, что гласные и согласные звуки описываются в ней отдельно и, как правило, в разных терминах, что обусловлено спецификой артикуляции этих звуков речи.

Классификация гласных. В разных языках количество гласных не совпадает: например, в современном русском и белорусском языках их по шесть, в современном немецком тринадцать, а в современном английском двадцать один. Таблица гласных звуков Международной фонетической ассоциации (МФА) представлена 25 гласными звуками. Вокализм русского языка считается достаточно простым, в отличие, например, от вокализма английского и французского языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Артикуляционные классификации гласных строятся на степени подъема языка по вертикали (подъем), степени его продвинутое™ вперед или назад по горизонтали (ряд), на участии или неучастии губ (наличие или отсутствие лабиализации; от лат. lаbium- губа), на положении мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные делятся: на звуки верхнего подъема (рус. [и], [ы], [у]), при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; звуки нижнего подъема (рус. [а]), при их артикуляции язык занимает максимально низкое положение в полости рта; звуки среднего подъема (рус. [э], [о]), при их образовании язык занимает среднее положение в полости рта; средних подъемов может быть достаточно много.

При образовании гласных переднего ряда (рус. [и], [э]) язык продвигается вперед в полости рта, заднего ряда (рус. [у],

 Конец страницы 58 

 Начало страницы 59 

[о]) - назад, среднего ряда (рус. [ы], [а]) - язык вытянут вдоль полости рта.

По участию или не участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Огубленные звуки образуются при округлении и вытягивании губ. В русском языке это [у], [о]. При произнесении неогубленных звуков губы пассивны.

В речевом потоке гласные звуки, помимо своего основного вида, существуют в разнообразных оттенках, которые зависят от различных фонетических условий: от места по отношению к ударению, от соседства с твердыми или мягкими согласными, от места в слове.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ротовые, или ртовые, и носовые. При образовании ротовых мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость. При образовании носовых гласных мягкое нёбо опущено и воздушная струя свободно проходит в полость носа. В современном русском языке носовых гласных нет. В древности носовые гласные у славян были, они сохранились до сих пор в польском языке.

Гласные различают также и степенью раствора рта. Например, русский гласный [и] принадлежит к "узким" звукам, поскольку при его произнесении рот почти не раскрывается. И, напротив, звук [а] принадлежит к числу самых "широких" звуков, так как при его произнесении образуется самый широкий раствор рта. Простейшая таблица русских гласных выглядит следующим образом:

Подъем

передний

средний

задний

нелабиализованные

лабиализованные

В языках мира существуют и сложные гласные, состоящие из двух элементов, произносимых в один слог и выступающих как одна фонема. Это так называемые дифтонги. Они делятся на нисходящие, или падающие, и восходящие. В нисходящем ди-

 Конец страницы 59 

 Начало страницы 60 

фтонге сильным выступает первый элемент звука. Например, в в английском дифтонге [оu] в словахgo - идти,home - домой,по - - нет таким является начальный [о]-образный призвук, тогда как второй элемент произносится менее четко. В восходящем ди-фтонге сильным, или слогообразующим, является второй элеменлт звука. Например, в испанских диффтонгах , в словахbi еп - хорошо,b иепо - хороший таким выступает конечный [э]-образный призвук.

Классификация согласных. Артикуляционная классификация согласных звуков более сложная, так как согласных звуков в языках мира больше, чем гласных. В отдельных языках количество согласных колеблется от 50 % до 90 % от общего количества звуков. Например, в английском языке 24 согласных и 21 гласный, во французском языке 21 соогласный и 13 гласных, в литовском - 45 согласных и 12 гласных, в армянском соответственно - 30 и 6, в грузинском - 28 и 5, в узбекском - 24 и 6, в эстонском - 16 согласных и 9 гласных звуков (данные В.И. Кодухова). В русском языке насчитывается 36 соглласных и 6 гласных (иногда при-водят и другие цифры).

Основанием классификациии согласных служат следующие артикуляционные признаки: 1) активный орган, образующий пре-граду; 2) место образования преграды; 3) способ образования преграды; 4) работа голосовых связок; 5) положение мягкого нёба.

По активному органу согласные делятся на губные, языч-ные, увулярные, фарингальные и гортанные.

При образовании губных звуков преграда создается смыч-кой нижней губы с верхней или сближением нижней губы с; верхними зубами. В первом случае получаются губно-губные (билабиальные) звуки [п-п", б-б", м-м"], во втором - губно-зубные (лабиодентальные - от лат.labium- губа,dens(dentis) - зуб) [в-в", ф-ф"].

Язычные согласные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.Переднеязычные согласные по месту образования разделяются на зубные и передненёбные. При образовании зубных звуков преграда создается сближением передней части и кончика языка с зубами, зубами и альвеолами или альвеолами. Подавляющее большинство переднеязычных звуков

 Конец страницы 60 

 Начало страницы 61 

относится к категории зубных: [д-д", т-т", з-з", с-с", н-н", л-л", ц]. Передненёбные образуются поднятием передней части спинки языка или его кончика по направлению к альвеолам и передней части твердого нёба. В русском языке к ним относятся [ж, ш, ч", р-р"].

Артикуляции переднеязычных согласных имеют разнообразие по языкам. В зависимости от положения кончика языка их делят также на дорсальные (от лат.dorsum- спина), апикальные (от лат.apex- верхушка) и какуминальные (от лат.cacumen-острый конец, вершина). Дорсальные образуются приближением передней части спинки языка к верхним зубам и альвеолам (например, рус. [т, н, с]), при этом кончик языка опущен к нижним зубам. При образованииапикальных звуков вместе с передней частью спинки языка к верхним зубам и альвеолам приподнимается и кончик языка (например, англ. ). При образованиикуминальных звуков кончик языка приподнят, а передняя часть спинки языка несколько вогнута внутрь (например, рус. [р]).

Среднеязычные согласные образуются сближением средней части спинки языка с твердым нёбом - палатумом, поэтому их иногда называютпалатальными (например, рус. [j]).

При образовании заднеязычных звуков преграда создается сближением задней части спинки языка с мягким нёбом, поэтому их также называютвелярными (от лат.velaris), илизадненёбными. К заднеязычным относятся звуки [г-r", к-к", х-х"].

Образование увулярных звуков характеризуется сближением мягкого нёба и язычка (увулы) с задней частью языка (например, нем. [х] в словахach,Buch).

При образовании фарингальных, или глоточных, звуков преграда создается сужением глотки, связанным с движением корня языка назад и сокращением мускулов глотки. Фарингаль-ные звуки встречаются в немецком ([h] в словахHeld - герой,ha -еп - иметь), арабском и некоторых других языках.

Гортанные, илиларингальные, звуки образуются при смычке или сближении голосовых связок. Гортанные звуки очень близки к фарингальным и часто их не различают (те и другие именуют гортанными).

 Конец страницы 61 

 Начало страницы 62 

Таким образом, деление согласных по активному органу наслаивается на их деление по месту образования, что закономерно, так как при образовании звука проявляются все его артикуляционные признаки, выступающие в комплексе, во взаимосвязи. Это относится и к способу образования преграды органами речи, и к работе голосовых связок, и к положению мягкого нёба.

Под способом образования понимается характер преграды и прохода для струи воздуха (свободный, суженный, сомкнутый) при образовании звука речи. По этому артикуляционному признаку все согласные в одном из вариантов классификации делятся на смычные, щелевые, смычно-щелевые, смычно-проходные и дрожащие.

При образовании смычных происходит полная смычка органов речи, которая затем заканчивается "взрывом" под напором воздушной струи, чем объясняется другой термин для этих согласных - "взрывные". Артикуляция смычных имеет три элемента - смычку (имплозию), выдержку и взрыв (эксплозию). Смычка, выдержка и взрыв происходят очень быстро, поэтому эти звуки называют также мгновенными, подчеркивая быстроту их произнесения: рус. [б-б", п-п", д-д", т-т", г-г", к-к"], англ. и др.

Щелевые согласные создаются прохождением воздуха через щель, образуемую органами речи. Щель возникает в ротовой полости - между губами и зубами или между языком и зубами или нёбом. Через нее с трением проходит воздушная струя, поэтому щелевые звуки иначе называютфрикативными (от лат.fricare- тереть): рус. [в-в", ф-ф", з-з", с-с", ж, ш,j, х-х"], англ. и др. Щелевые согласные могут быть однофокусными и двухфокусными. При образовании однофокусных согласных воздушная струя проходит через одно препятствие, то есть один фокус, в полости рта. При артикуляции двухфокусных препятствие образуется одновременно в двух местах, то есть в двух фокусах, проходя через которые воздушная струя и создает сложный специфический шум. Примером двухфокусных согласных являются русские [ш, ж].

Смычно-щелевые согласные возникают в результате полного смыкания органов речи и последующего перехода затвора в Щель: рус. [ц, ч]. Иными словами, приступ аффрикаты- смыч-

 Конец страницы 62 

 Начало страницы 63 

ный, а отступ - щелевой. Смычно-щелевые звуки по-другому называют аффрикатами (от лат.affricata- притертая).

Смычно-проходные звуки образуются, когда воздушная струя обходит возникшую смычку органов речи. В зависимости от пути прохождения струи воздуха смычно-проходные делятся на носовые и боковые. При образовании носовых мягкое нёбо опускается и закрывает проход в ротовую полость, воздух проходит через нос: рус. [м-м", н-н"]. Боковые, или латеральные (от лат.lateralis- боковой), возникают при просачивании воздуха по бокам языка: рус. [л-л"].

Дрожащие согласные образуются ритмическим колебанием кончика языка, то есть вибрацией, поэтому иначе они называются еще вибрантами. В русском языке это звуки [р-р"].

Как уже отмечалось при акустической классификации звуков, по соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные; последние в свою очередь разделяются на звонкие и глухие.

Наряду с основной артикуляцией при образовании звуков в каждом языке есть дополнительная, создающая специфическую окраску тембра. По дополнительной окраске среди согласных выделяют палатализованные, или мягкие, и непалатализованные, или твердые.

Палатализация заключается в дополнительном поднятии передней или средней части спинки языка к твердому нёбу. Согласный [j] в этой системе занимает особое место: он всегда мягкий - палатальный, так как при его образовании есть только основная артикуляция средней части спинки языка к твердому нёбу и нет добавочной. В разных языках степень палатализованности согласных звуков различна. Существуют языки, которым палатализация неизвестна.

Процесс противоположный палатализации называется веляризацией (от лат.velumpalati- нёбная занавеска). При веляризации задняя часть спинки языка продвигается к мягкому нёбу.

Предложенная классификация очень неполно отражает реальное многообразие звуковых различий согласных, существующих в фонетических системах языков мира. Простейшая таблица русских согласных может быть представлена следующим образом:

 Конец страницы 63 

 Начало страницы 64 

Способ артикуляции

Место артикуляции

губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

передненебные

Смычно-щелевые

Смычно-проходные

Дрожащие

Отсутствие или наличие палатализации

Таким образом, акустическая и артикуляционная классификация звуков речи показывает, что каждый звук обладает рядом признаков, которые сохраняются или не сохраняются, когда звук оказывается в соседстве с другими в потоке речи.

Литературное произношение в русском языке

контрольная работа

7. Артикуляция каждого звука в русском языке

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Согласные

Одним из главных артикуляционных признаков согласных является наличие преграды, т.е. фокуса образования, или места, где возникает напряжение речевых органов (П, Т). Если преграда находится в одном месте, согласные называются однофокусными (это большинство согласных - Т, Д, П, Б, С, З, В, Ф, Г, К, Х, Л, Н, Р, М, J). Согласные с двумя преградами (в передней и задней части спинки 10 языка) называются двухфокусными (Ж, Ш, Ш:,Ч). Наличие второй преграды создает специфический, шипящий тембр звука.

По характеру преграды, т.е. по способу образования согласных, выделяют три типа преград (смычка - плотное сжатие активного и пассивного органа, щель - сближение активного и пассивного органа, вибрация - смыкание и размыкание органов речи) и соответственно - три группы согласных: смычные - Б, Б, Г, Г, Д, Д, К, К, Л, Л, М, М, Н, Н, П, П, Т, Т, Ц, Ч; щелевые - В, В, Ж, З, З, С, С, Ф, Ф, Х, Х, J, Ш, Ш:; дрожащие - Р, Р. При характеристике согласных важным является не только вид преграды, но и способ её преодоления, поэтому смычные согласные подразделяются на три группы: а) эксплозивные, или взрывные (резкое размыкание, разрыв смычки) - Б, Б, П, П, К, К, Г, Г, Т, Т, Д, Д; б) аффрикаты (смычка постепенно переходит в щель) - Ц, Ч; в) смычно- проходные (при сохранении смычки воздух проходит иным путем - через носовую полость - М, М, Н, Н (носовые) - или между языком и внутренними сторона- ми щек - Л, Л (боковые). Некоторые лингвисты относят звуки Л, Л к щелевым согласным, другие считают их разновидностью аппроксимантов, т.е. полугласных, глайдов.

Взрывные согласные в конце слова и перед последующим взрывным выступают обычно как имплозивные, т.е. в виде хлопка (лоб, подпорка).

Щелевые согласные по форме щели подразделяются на круглощелевые, у которых язык приобретает форму желобка (С, З), и плоскощелевые (В, Ф, Ш, Ж, Х,). Плоскощелевыми согласными являются также все мягкие щелевые согласные, так как подъем средней части спинки языка к нёбу образует всегда плоскую щель (В, Ф, С, З, Ш:, Х, J).

По месту образования, т.е. в зависимости от того, какой орган является активным в образовании согласного, выделяют губные и язычные согласные. Губные, в свою очередь, подразделяются на губно-губные, или билабиальные - при активной нижней губе и пассивной - верхней (М, М, П, П, Б, Б), и губно-зубные, или лабиодентальные - при активной нижней губе и пассивных верхних зубах (В, В, Ф, Ф).

Язычные согласные делятся на переднеязычные (преграда образуется передней частью спинки языка и твердым нёбом), среднеязычные (J - активной является средняя часть спинки языка, поднимающаяся к твердому нёбу), заднеязычные (задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу - К, К, Г, Г, Х, Х). Переднеязычные по пассивному органу подразделяются на зубные (передняя часть языка образует преграду с нижними или верхними зубами - Т, Т, Д, Д, С, С, З, З, Н, Н, Л, Л, Ц) и нёбные (язык поднимается к твердому небу - Ш, Ш:, Ж, Ч, Р, Р). По положению кончика языка выделяют: а) дорсальные (Д, Д, Т, Т, Ц, Н, Н, З, З, С, С) - преграда образуется спинкой языка при опущенном к нижним зубам кончике языка; б) апикальные (Л, Л, Р, Ч, Ш:) - кончик языка поднимается к верхним зубам и альвеолам; в) какуминальные (Р, Ж, Ш) - кончик языка поднимается и слегка загибается назад к твердому нёбу. Заднеязычные согласные подразделяются по пассивному органу на задненёбные (К, Г, Х) и средненёбные (К, Г, Х).

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные согласные, при образовании которых преобладает голос (Р, Р, Л, Л, М, М, Н, Н, J), и шумные, при образовании которых преобладает шум (все остальные согласные). Шумные согласные подразделяются на звонкие согласные, в образовании которых участвует голос (Б, Б, В, В, Г, Г, Д, Д, Ж, З, З), и глухие, в образовании ко- торых участвует только шум (П, П, Ф, Ф, Т, Т, Ш, Ш:, К, К, С, С, Ц, Ч, Х, Х). Звонкие и глухие согласные образуют пары: Б - П, Г - К, З - С, Ж - Ш, Д - Т, В - Ф. Не имеют пары по звонкости-глухости в русском литературном языке шумные глухие согласные Ц, Ч, Х, Х, Ш:. Необходимо отметить, что сонорные согласные в позиции конца слова, особенно после шумных глухих согласных, могут произноситься с частичным оглушением (метр, театр, пар).

Согласные в русском языке характеризуются и так называемой дополнительной артикуляцией - палатализацией и веляризацией согласных. Палатализация связана с подъемом средней части спинки языка к твёрдому нёбу и с продвижением спинки языка вперед. Веляризация связана с незначительным подъемом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По этому признаку выделяются две группы согласных - твердые (веляризованные) и мягкие (палатализованные). Эти две группы согласных также образуют ряды согласных, где каждый твердый согласный имеет парный мягкий согласный (Б - Б, Т - Т, Л - Л и др.). Не имеют пары по данному признаку твердые Ж, Ш, Ц и мягкие Ч, Ш: . Вне корреляции стоит согласный J, у которого палатализация не является дополнительной артикуляцией, а связана с основным признаком - местом образования.

Как отмечают некоторые лингвисты, палатализация в современном русском языке является не столько дополнительной артикуляцией, сколько основной, так как она влияет на весь уклад речевых органов: круглощелевые С, З, например, коррелируют с плоскощелевыми С, З; какуминальный Р коррелирует с апикальным Р и т. п.

Делись добром;)

Артикуляция гласных

Хорошая дикция - качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.

Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука.

Задание по дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

137. 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

138. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губ ы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

139. 3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.

140. 4. Чередовать движения верхней и нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

141. 5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

142. 6.И.п .: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.

143. 7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика для языка

144. 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

145. 2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение.

146. 3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение.

147. 4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение.

148. 5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем открывать его со щелканьем.

149. 7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

(В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.)

Ежедневная тренировка в течение 5-7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи.

Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда - движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение мышц.

Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками.

Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный гласный звук.

В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а, о, у, ы и 4 йотированных звука: е (йе ), я (йа ), ё (йо ), ю (йу ).

(Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет - есть только мягкие согласные.)

Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (пел, мял - в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе ), ё (йо ), я (йа ), ю (йу ) (ел, яма, ёлка, пью ). Первый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], является согласным звуком.

В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализованные. В русском языке два лабиализованных звука: о-у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются вперед), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных, звуков и согласного звука й .

150. И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

151. Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и , зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

152. А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

153. О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

154. У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о . Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

155. Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и ; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.

156. И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и . Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у .

При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.

Для приобретения более полных и глубоких знаний о гласных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмитриев Л.Б. Гласные в пении//Вопросы вокальной педагогики. - М., 1962. - Вып. Л; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, помогут вам с первых же дней занятий по технике речи научиться следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением.

Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звуками, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляционного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Необходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало напряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин.

Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальнейшем и согласными, необходимо следить за дыханием и звучанием голоса.

При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правильного посыла звука; необходимо устранять так называемое открытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гортань была свободной.

Для самых занятых | | | | | | |

ЗВУКИ «С» И «СЬ»
Губы растянуты и слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута,посредине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. При мягком «сь» спинка языка дополнительно приподнята, весь язык больше напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.



ЗВУК «Ц»
Звук «Ц» образуется при слиянии двух звуков «Т» и «С».
Губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты или сближены.
Кончик языка, как при произнесении звука «С», упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с небом у альвеол. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с небом. Кончик языка слегка отдергивается от нижнихзубов.



ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ «Ш, Ж, Ч, Щ»
Шипяшие звуки «Ш, Ж, Ч, Щ» одного места образования: во время их произнесения широкий кончик языка поднимается к передней части неба и находится за верхними резцами – это «верхние» шипящие. Шипящие звуки могут быть и «нижними», что менее желательно. При нижних шипящих кончик языка отодвигается от нижних резцов, а к переднему небу поднимается спинка языка. При произнесении шипящих края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам. При произнесении шипящих воздух проходит по щели (желобку), которая образуется между языком и твердым небом.

ЗВУК «Ш»
Губы немного округлены и вытянуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный кончик языка приподнят к верхним алльвеолам (бугоркам за верхними резцами), но не касается твердого неба, с которым образует щель. Боковые края языка плотно прижатыы к верхним коренным зубам. Выдыхаемая воздушная струя обильная и теплая.



ЗВУК «Ч»
Губы слегка выдвинуты вперед, но меньше, чем при «Ш». Расстояние между губами 1 мм. Возможно верхнее и нижнее положение передней части языка. При «верхнем» положении кончик языка находится в положении близком «верхнему» «Ш», при нижнем в положении близком нижнему «Ш». В обоих случаях края языка прижаты к верхним коренным зубам. Напряжение тока воздуха сильное.



ЗВУК «Щ»
Звук «Щ», подобно другим шипящим может быть «верхним» и «нижним». Положение органов артикуляции (губ, языка, голосовых связок) такое же как при звуке «Ч». Обычно «верхнему» «Ч» соответствует и верхний «Щ», а «нижнему» «нижний».



ЗВУКИ «Л» И «ЛЬ»
Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка приподнят и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. При мягком «ЛЬ» задняя часть языка опущена, а передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.

ЗВУКИ «Р»
Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними резцами) и соприкасается с ними вов ремя вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

Звук «РЬ»
Передний край языка передвигается вперед и опускается ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Пинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Слышится короткий одноударный звук «РЬ».

Русский язык очень красивый и многогранный, но огромную роль играют не только слова,
но и само произношение - как человек говорит, насколько правильно и точно выражать свои мысли.

Сегодня начинаем небольшую серию замечательных уроков по развитию техники речи.

Урок первый — Артикуляция, в котором мы узнаем, как добиться отчетливой и красивой речи и натренировать артикуляционный аппарат.

Практические упражнения

Расслабление челюсти.

Сжимаем левую руку в кулак, подставляем кулак под челюсть и пытаемся открыть рот. После нескольких неудачных попыток убираем кулак и челюсть падает вниз.

Указательными и большими пальцами обеих рук поднимаем и опускаем челюсть, двигаем ее взад и вперед без помощи челюстных мышц.

Разминка для губ.

Покусываем верхнюю губу. Покусываем нижнюю губу. Покусываем обе губы.

С силой втягиваем губы в себя, расслабляя «делаем» улыбку и показываем зубы, вытягиваем губы трубочкой вперед. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Верхняя губа наверх, нижняя свободна. Нижняя губа вниз, верхняя свободна. Главное сохранить неподвижность всего лица. Верхняя губа наверх, нижняя вниз.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Вытягиваем губы трубочкой вперед и расплываемся в улыбке, но не показываем. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Разминка языка.

Аккуратно покусываем кончик языка. Аккуратно покусываем середину языка. Достаем языком до подбородка и аккуратно покусываем корень языка.

«Чистим» зубы языком. Важно чистить зубы везде, и снизу и сверху и в труднодоступных местах. Язык должен быть очень активен.

Язык бьется попеременно то об одну, то о другую внутреннюю сторону щеки.

Делаем упражнение «болталка». Очень быстро высовываем и прячем язык назад.

Садимся, кладем руки на колени, корпус опускаем вперед, высовываем язык и активно трясем головой.

Практические упражнения для развития артикуляции смотрим в видео, а ниже, как всегда, немного теории (для особо любознательных:)

Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.

Для начала в общих чертах ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков.

Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя часть остается свободной и переходит в язычок.
Пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. За зевом идет полость глотки, разделяющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхательного горла.
На первом кольце дыхательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием гортани и остается неподвижным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других хрящей.
На узкой, обращенной вперед части перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ.
По обе стороны задней расширенной части находятся два меленьких черпаловидных хряща.
Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами таким образом, что между связками остается голосовая щель.

Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпаловидные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голосовые связки натягиваются и расслабляются.
Высота тона зависит от напряжения и длины голосовых связок (у женщин голос выше, так как у них связки короче, чем у мужчин).
За гортанью следует дыхательное горло или трахея, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчивающиеся пузырьками - альвеолами.
Легкие представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости.
Легкие ограничены снизу диафрагмой - мышечным колоколом, отделяющую грудную полость от брюшной.


Артикуляция гласных звуков

Когда мы произносим гласные звуки, выдох должен быть совершенно беззвучным и теплым.

Артикуляция звука У - рот складываем трубочкой. Воздух выдыхаем в узкое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскрываем, зубы раздвигаем на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выдыхаемый воздух не должен стлаться по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в середину отверстия между зубами.

Артикуляция звука И - расстояние между зубами - кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней (правильный прикус). Во время выдоха следим, чтоб воздух шел прямо в отверстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе будет свист.

Звук О - рот в кольцо, более широкое, чем на У. Воздух выходит теплой, широкой струёй.

Прежде чем приступить к артикуляции звуков А и Э, следует научиться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем губы, зажмем пальцами нос и произнесем несколько раз звук М (м-м-м).
Ясно ощущается поднятие нёбной занавески, расширение гортани и если обхватить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед.
Проделывайте эту гимнастику в течении двух недель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-настоящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый.

Когда усвоена артикуляция гласных звуков в отдельности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы

У - У - И - И

У - У - О - О

У - У - Э - Э

У - У - А - А

Следим за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя выдыхать толчками) и за точностью открытия рта и разжимания зубов. Нужно обратить в привычку правильное движение диафрагмы.
С каждым днем делайте упражнение быстрее и быстрее. Требуется довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной легкости.



Артикуляция согласных звуков

Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи.
Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Согласный звук надо произносить ярче и сильней, чем в разговорной речи.

Механизм вбирания воздуха при произношении гласных, остается таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не задевал связок (при сильном выдохе) и не стлался по полости рта (при слабом выдохе).

Звук П - образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, пользуясь нижним дыханием, подведите его к сомкнутым губам и разорвите их силой воздушного потока.

Артикуляция звука Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движением языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воздуха язык отрывается вниз.

Звук Х - образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Если произносить звук Х на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук.

Звук К - происходит при смыкании тех же органов речи, у маленького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально выбрасывается из гортани.

Звук Г - также происходит при смыкании задней спинки языка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы ясно ощутите то место, откуда исходит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чистый, без примеси К или Х.

Артикуляция звука Н - язык сильно прижимаем к нёбу. Кончик языка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образуют горизонтальную щель. Легкую струю воздуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пальцами ноздри и зафиксируйте положение речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открытым носом, не усиливая и не ослабляя звука, иначе Н будет с примесью гнусавости.

Звук М - произносите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расширение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слегка разрывая их. Зафиксируйте положение рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым носом, не ослабляя губ и не усиливая звука, чтобы звук не стал гнусавым.

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.

При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.

Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.

Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.

Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.

Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.

Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.

Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней, это вызовет шепелявость.

Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.

Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.

Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.

В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.

Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч).
Все остальные - мягко или твердо, все зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее.

Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.

ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.

РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.
avernus.ru

Небольшой мастер-класс от преподавателя курсов Искусство речи в Санкт-Петербургской школе телевидения Юлии Вяловой.


Удачи и успехов Вам!!!