Династия тимуридов. Тимуриды - поэты, ученые

Государство Тимура и тимуридов (XIV -- XV вв.). В XIV в. в условиях противоречий внутри монгольской кочевой аристократии сложилась сильная держава, возглавляемая Тимуром. Ее основой были земли, входившие в Чагатайское государство.

Еще в 40-е годы XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур укрепился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.

В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афганистана.

Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала* своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.

* Под суюргалом в конце XIV и в XV вв. подразумевали передачу в наследственное владение и управление определенной земли с правом частичного, а иногда и полного взимания с населения податей и налогов. Нередко вместе с землей передавались и административные права на соответствующую территорию и ее население.

После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками -- тимуридами. Былая империя постепенно распалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов -- феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц -- вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители -- беки, хакимы, арбобы.

В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

Общественный строй. Завоеватели не изменили экономической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился здесь до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашествия, сказывались и последствия междоусобиц.

Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношении. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, местная и пришлая феодальная знать, суфийско-дервишские братства. Глава государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал также и мюльковыми (частновладельческими) землями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования. Некоторые из пожалованньк земель освобождались от налогов и повинностей. Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

Мусульманское феодальное право (шариат) не содержало норм, которые регулировали бы правовое положение крепостных крестьян, но их фактическое положение ничем не отличалось от самых худших форм крепостной зависимости. Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т. д. Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство.

Государственный строй. Бухарское ханство представляло собой монархическое государство. Носителем верховной власти был хан. Государственная и ханская казна были слиты. Ханство имело свою монету.

При хане существовал совет, состоявший из представителей племен, высшей знати и духовенства, имевшего большое влияние на государственную жизнь. Главной социальной опорой хана стали узбекские феодалы. Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода. Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханства. За ним шли диван-беги -- глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т. д. Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амалдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши. Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи именовались казнями. Верховный судья назывался казикалоном. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривавших дела на основе адата (обычного права).

Династия монгольского происхождения. Род, однако, не принадлежал к Чингизидам. Отец Тимура Тарагай-бек, будучи авторитетным человеком, крупных владений не имел.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от города Шахрисябза, в первой половине XIV века. Это было время кризиса и распада государства Чагатаидов. Находилось много желающих воспользоваться сложившимися обстоятельствами, захватить чужое, пограбить, подчинить. Одним из них стал и Тимур. Молодым человеком он собрал отряд воинов (можно сказать, банду), с которым стал совершать набеги на соседей. После нескольких удачных предприятий его небольшая армия увеличилась численно, и Тимур начал постепенно подчинять себе Мавераннахр. К 1370-му году большая часть провинции оказалась в его руках. Своей столицей Тимур избрал Самарканд. Далее он предпринял многочисленные завоевательные походы в Иран, Индию, Сирию, на Кавказ, разгромил Золотую орду и государство Османов в Малой Азии. В результате многолетних войн образовалось огромное государство.

Не принадлежа к Чингизидам, Тимур не мог принять ханский титул, он довольствовался титулом гурган (зять, в данном случае зять хана), на который получил право, женившись на вдове эмира Хусейна (своего старинного друга-врага) Сарай Мульк-ханум. Она была дочерью последнего чагатаидского хана Мавераннахра, Казана. Но чтобы придать своему правлению легитимность, Тимур возводил на ханский престол подставных ханов, потомков сына Чингиз-хана Огедея.

Умер Тимур в Отраре во время начала своего последнего похода в Китай. Среди его наследников не было фигуры сравнимого с ним масштаба. Поэтому к концу XV века Тимуриды утратили свои владения.

Верховные правители в Самарканде

Тимур (Темюр) 1370-1405

Халил 1405-1409

Шахрух 1405-1447

Улуг-бек 1447-1449

Абдал-Латиф 1449-1450

Абдаллах-мирза 1450-1451

Абу Сайд 1458-1469

Окончательный распад государства Тимуридов.

Правители в Мавераннахре

Абу Сайд 1451-1469

Ахмад-мирза 1469-1494

Махмуд-мирза (с 1469 - в Бадахшане) 1494-1500

Умар Шейх-мирза (в Фергане) 1469-1494

У Умара Шейха был сын Бабур, который несколько позднее сумел завоевать Индию и основал там свою династию Великих Моголов.

Правители в Кабуле и Газне

Пир Мухаммад ибн Джахангир 1392-1407

Кайду Бахадур ибн Тимур 1407-1417

Суйургатмиш ибн Шахрух 1418-1427

Масуд ибн Суйургатмиш 1427-1441

Карачар ибн Масуд 1441-1461

Улуг-бек-мирза ибн Абу Сайд 1461-1502

Бабур Мухаммад Захир ад-дин ибн Умар-Шайх 1504-1530

Камран ибн Бабур 1530-1545

Хумайун Насир ад-дин ибн Бабур 1545-1556

Бабур, а затем его сын Хумайун завоевали Индию и создали там государство, известное в истории под названием Империя Великих Моголов. .

Правители в Хорасане

Бабур (Абу-л-Касим) 1449-1457

Махмуд ибн Бабур 1457-1459

Абу Сайд 1459-1469

Йадигар Мухаммад 1469-1470

Хусайн Байкара 1469-1506

Бади аз-заман 1506

Музаффар Хусайн 1506

Владения династии завоёваны Шибанидами.

Правители в Западном Иране и Ираке

Миран-шах 1404-1409

Халил 1409-1411

Айланкар 1414-1415

Ирак и Азербайджан захвачены государством Кара-Койунлу. Фарс, Исфахан и Хузистан присоеденены к владениям верховного тимуридского правителя Шахруха.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 572-574.

Далее читайте:

Тамерлан (Тимур) - 1336-1405, среднеазиатский государственный деятель, полководец, эмир.

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Иран (государственные образования и правящие династии).

Европа III (Europa Universalis 3): руководство и прохождение игры за различные страны

Империя Тимуридов представляет собой наследие жестокого завоевателя Тимура. Тимур был хромым полководцем турко-монгольского происхождения, который прекрасно освоил искусство войны. Как правило, главными врагами империи Тимуридов являются: Золотая Орда, представляющая собой большую угрозу доминированию Тимуридов в монгольском мире, Мамелюки Египта и Сирии, желающие стать доминирующей державой на Ближнем Востоке, Османская империя представляет собой страшную угрозу для стран Балканского полуострова. Пусть вас не смущает относительно маленький размер их державы. Османы обладают очень большими людскими ресурсами для страны такого размера, их войска лучше, чем войска империи Тимуридов. Кроме того, у Османов есть стабильное правительство, а в землях Тимура нередко бывают кризисы.

Divine Wind

Положение на старте

1399 год, Империя Тимуридов и ее соседи

Тимуриды представляют собой орду, что сильно сказывается на управлении страной. На старте вы будете в состоянии войны со всеми соседними странами и их союзниками. Чтобы закончить войну вы должны так вымотать врага, чтобы он согласился на выплату дани или признал свое поражение. Вы не можете вступить в союз со странами, которые не являются ордами. Также вам недоступны обычные дипломатические действия. Кроме того, война с соседними странами будет возобновляться сразу после истечения срока мирного договора.

На старте лидером вашего государства является Тамерлан. Это один из самых лучших правителей в мире. Тамерлан прекрасный полководец и умелый администратор. Но он уже стар и после его смерти начнутся кровавые междоусобицы. Империя представляет собой племенное государство. В таких государствах после смерти правителя возникает кризис престолонаследия. Каждый новый хан должен победить других претендентов, желающих захватить власть для себя. Это приведет к большому числу восстаний. Посмотрите статьи Племенная федерация, Племенной деспотизм, Племенная демократия, чтобы подробнее узнать о работе этого механизма.

Армия

На старте у вас есть большая армия численностью 11 000 кавалерии и 33 000 пехоты. Все силы сведены в три главные армии. Также есть отдельный батальон пехоты. 2 орды находятся на Западе на границе с Мамелюками и Османами. Максимальное количество людских ресурсов на старте – 50 000 человек. Лимит численности армии – 84 полка. При достаточном вложении денег ваша армия будет представлять угрозу даже для самых больших стран.

Экономика

На старте на вашей территории располагаются 3 ТЦ. Вы занимаете 3 место в рейтинге по доходам. Кроме того, у вас есть замечательная возможность совершать грабительские рейды на территорию более слабых соседей, чтобы потребовать выплату дани.

Стратегия

Общая стратегия

Быть ордой кочевников – не самая приятная ситуация в игре. В таком состоянии вы не сможете захватывать новые земли. Кроме того, ваши дипломатические способности сильно ограниченны. Вы принадлежите к технологической группы Кочевники, что сильно замедляет технологический прогресс (скорости исследований 20%). Плюс ко всему из-за вашей формы правления в стране будут вспыхивать крайне неприятные войны претендентов на власть. Они станут большой угрозой стабильности вашего государства. С другой стороны, вы постоянно будете находится в состоянии войны с вашими соседями не ордами. Это выгодно только в финансовом плане. К сожалению, вам не удастся присоединить новые земли, даже если вы захватите всю вражескую страну. Все же в этой ситуации есть и позитивный момент. В Divine Wind Тимуриды могут основать империю Великих Моголов быстрее и легче, чем в других частях игры. Это самый быстрый способ для вас перейти к более стабильной форме правления. Кроме того, вы перейдете в более продвинутую мусульманскую тех. группу, а также получите большое количество щитов на провинции в северной Индии.

Империя Великих Моголов

Приняв соответствующее решение, Тимуриды могут основать империю Великих Моголов. Этот шаг даст вам множество выгод. Во-первых, вы получите щиты на значительную часть провинций Индии, что облегчит ее завоевание. Во-вторых, вашей формой правления станет Деспотия. В результате, для вас закончатся многочисленные войны с соседями, прекратятся кризисы престолонаследия. Чтобы основать империю Великих Моголов вам надо контролировать провинции Джайпур, Панипат, Дели, Лакнау и Агра. Когда вы примите решение эти провинции отойдут к вам в качестве щитовых провинций, а ваша страна превратится в империю Великих Моголов.

Поскольку ваша страна является ордой, в начале игры вы уже воюете с Синдом и Дели на восточной фронте. Провинции, которые вы должны оккупировать для формирования империи Великих Моголов располагаются на территории Дели и Раджпутаны, но вы не можете объявить войну Раджпутане, поскольку у вас нет общей границы. Лучше всего оставить в покое Синд, позволить Раджпутане аннексировать его. (как правило, Раджпутана объявляет войну Синду в начале игры). Что касается Кашмира, можно либо вассализировать его, либо заставить платить дань. Оккупируйте провинции Панипат, Дели, Лакнау, и Агра. После того, как Раджупутана аннексирует Синд, объявите ей войну, чтобы оккупировать Джайпур. Теперь вы можете стать империей Великих Моголов, перенести столицу в Дели, а также завершить завоевание Дели и Раджпутаны. В результате, ваша нестабильная и ограниченная в возможностях кочевая орда превратилась в самую могущественную державу региона.

Теперь кочевые племена, которые недавно были вашими друзьями, автоматически превращаются в ваших постоянных врагов. Как можно быстрее примите меры, чтобы обезопасить границы от набегов казахов, ногайцев и войск Кара Коюнлу. Начните улучшать отношения с соседними мусульманскими странами. Заключайте династические браки. Теперь ваша основная цель состоит в стабилизации государства.

После того, как ваше государство станет достаточно стабильным, вы можете попытаться провести экспансию в сторону Индии или на территорию Османской империи. Выбор остается за вами. Вы можете также начать строить колониальную империю, ваше географическое положение благоприятствует колонизации Восточной Африки.

Heir to the Throne и более ранние версии

Тамерлан или Тимур был одним из самых талантливых полководцев в истории. Также Тамерлан был одним из самых жестоких правителей, которые когда-либо жили на этом свете. В 1399 неутомимый завоеватель достиг возраста 63 лет. Если начнете играть за Тимуридов, перед вашими глазами предстанет огромная империя, окрашенная на карте в красный цвет. Эту империю Тимур построил с нуля за 40 лет кровавых войн, во время которых Тимур строил башни из отрубленных голов своих врагов.

С первого взгляда империя Тимуридов кажется непобедимой. Она занимает обширную территорию, расположенную между Индией и полуостровом Малая Азия. На территории империи располагается 3 торговых центра. Ее доход огромен. Несколько многочисленных армий элитных войск могут быть возглавлены одним из самых лучших полководцев мира.

В начале игры ваша страна воюет сразу с несколькими противниками. Некоторые из них могут показаться вам легкой добычей. Кара Коюнлу, государство Джалаиридов, Грузия сразу попросят белый мир. Османы могут показаться крепким орешком до тех пор, пока вы не справитесь с их армией. Если вам это удастся, они также попросят мира.

Теперь вам придется столкнуться с существенной проблемой. Несмотря на могущество империи Тимуридов, она, скорее всего, распадется после смерти Тамерлана. Тимур является единственным звеном, которое соединяет вместе все части огромной империи. Как только его не станет, империя, скорее всего, тоже перестанет существовать. В этом случае Тимуридам повезет, если им удастся выжить, даже в качестве небольшого государства, центром которого будет их столица Самарканд. В 1399 году Тимуру исполнилось 63 года.

Опытный игрок должен начать готовится к хаосу, который наступит после смерти Тимура с самого начала игры.

  • Как можно скорее нужно подписать мир со всеми врагами. Пока не надо отвлекать армию на борьбу с ними. У вас еще будет время разобраться с врагами, но не сейчас, когда империя еще слаба.
  • После заключения мира с Турцией и Грузией, отведите армии на восток.
  • Необходимо расквартировать войска в восточной Персии до начала кризиса престолонаследия.
  • Рекомендуем вам нанять советников Художников, а также делать полные инвестиции в стабильность. Можете передвинуть ползунок настроек внутренней политики на 1 шаг в сторону централизации. Кроме того, в этот момент вы можете принять все религиозные решения, которые снижают стоимость стабильности и увеличивают количество миссионеров.

В качестве альтернативы игрок может реализовать план Тимура и попытаться подчинить Османов уже на ранних этапах игры. Однако после неизбежной смерти Тимура империя окажется в очень сложном положении. Если вы будете присоединять к империи ненациональные провинции, во время кризиса престолонаследия в каждой такой провинции появится отряд повстанцев.

Игра после первого кризиса престолонаследия
Чем игра за орду отличается от игры за оседлое государство?

Допустим, вы только что преодолели первый кризис престолонаследия в орде. Во время кризиса вся страна была наводнена повстанцами. Вы радуетесь, что сумели приготовиться к ситуации и вовремя отвели войска из Турции. Подавляя восстания, вы справились с сотней тысяч повстанцев. На это вы потратили 5 лет. В течение этого времени вы даже не могли подумать о чем-то другом. Но теперь ситуация стабилизировалась, повстанцы стали появляться не так часто. Вы понимаете, что вам удалось удержать империю Тимура в тех границах, в которых он вам ее оставил.

Кризис престолонаследия возникает каждый раз после смерти вашего хана. Новый хан должен доказать свою силу оружием перед тем, как взойти на трон.

Слабый хан приведет к появлению различных штрафов «неспособный правитель». Самый неприятный штраф возникает из-за низких административных способностей монарха. Этот штраф обязывает вас отдать армии большую часть дохода.

Если вы долгое время находитесь в мире и ваша усталость от войны находится на низком уровне, вспыхнет восстание претендента, который потребует от вас начать войну с кем-либо. После того, как вы пережили кризис престолонаследия и справились с повстанцами, вам надо немедленно начать войну с какой-нибудь страной с целью грабежа. Орды не могут позволить себе оборонительный стиль игры. Чтобы выжить, орда должна вести завоевательную политику. Орду можно сравнить с акулой: если акула перестанет плыть, она умрет.

Орда получает некоторые преимущества:

  • Вам не нужен casus belli, чтобы напасть на соседей. Вы можете атаковать соседей, используя постоянный casus belli (Horde vs Settler), чтобы разграбить вражеские города, получить золото и престиж. Потом надо отвести войска на территорию родной страны, чтобы перегруппировать их и напасть на кого-то еще.
  • Орде доступно случайное событие «Богатый сосед», по которому она получает щит на провинцию соседней страны. Событие может возникнуть, если провинция соседа богаче какой-либо из ваших провинций. Серия таких событий даст вам множество щитов на провинции соседей. Таким образом, у вас появляется дополнительная возможность беспрестанно увеличивать территорию вашего государства.
  • Если армия орды выиграет осаду, она грабит захваченный город. В результате такого грабежа снижается усталость от войны, а также увеличивается ваш престиж и легитимность.

Подводя итоги, скажем, что игра за орду состоит из 2-х фаз, причем одна фаза следует за другой. После смерти старого хана возникает кризис престолонаследия. Новый хан должен подавлять восстания в течение 5-10 лет, чтобы установить свою власть над ордой. Точный срок зависит от способности хана к управлению. Затем новый хан должен как можно скорее организовать военные походы в соседние страны, стараясь разграбить как можно больше провинций. После смерти хана снова разразится кризис престолонаследия, жизненный цикл орды повторится снова.

Геополитика, изучаем соседей

  • Земли на севере не имеют ценности. Они заняты другими ордами. Эти земли очень бедны, кроме того провинции на севере имеют низкий лимит снабжения войск. Вы ничего не выиграете от завоевания этих земель. Ногайская орда, Казахская орда и Чагатайское ханство могут стать целью регулярных грабительских походов на раннем этапе игры. Эти страны достаточно слабы и не окажут вам сильного сопротивления. Позже их можно вассализировать. Тогда они будут прикрывать северные границы Тимуридов, а вы сможете заняться вторжением в богатые земли Египта, Анатолии и Индии.
  • Арабский полуостров, как и территории на севере, представляет собой бедные земли, где ваши войска будут нести высокие небоевые потери. На раннем этапе игры вы можете совершать грабительские набеги на страны Арабского полуострова, чтобы побаловать орду, заработать престиж, деньги и легитимность. Позже эти страны, как и северные страны, могут быть вассализированы и втянуты в союз. Тогда они не попадут под влияние Мамелюков и Османов, и кроме того не станут отвлекать вас от войн с более сильными соперниками.
  • Похожая стратегия может быть применена в отношении Кара Коюнлу, Грузии и других кавказских государств. Сначала грабительские рейды, затем присоединение национальных провинций, затем вассализация и заключение союза. В результате, у вас появится хороший защитный буфер на границе с Золотой Ордой. Это немного отсрочит неизбежное противостояние между двумя ордами.
  • Западные территории поделены на три сферы влияния. Мамелюки удерживают Сирию и Египет. В Анатолии обосновались богатые и могущественные Османы. На севере Золотая орда удерживает богатые степные территории. Эти 3 страны являются главными соперниками Тимуридов. Вы должны сделать так, чтобы ни одна из этих стран не смогла возвыситься. В противном случае вашим территориям в Персии будет угрожать вражеское вторжение.
  • Индия. Именно там находятся настоящие богатства. Индийские государства разрозненны и слабы. Индия станет основным источником доходов Тимуридов в течение следующего столетия. Завоевание Индии можно начать с Дели. Это государство надежно прикрывает индийский север. Скорее всего, на раннем этапе игры Тимуриды получат задание аннексировать Дели. Когда-то великий Тимур разграбил и сжег Дели. Теперь пришло время завершить его работу. После падения Дели вы легко сможете захватить другие богатые провинции Индии.
  • Примерно в 1580 году в Индию приплывут европейцы. Однако в течение последующих десятилетий их присутствие в Индии будет очень ограниченным. Они будут удерживать всего несколько провинций. Тогда у вас появится хорошая возможность изучить их образ жизни и вестернизироваться. Конфликтов с европейцами следует избегать.
  • Предостережение: Как только начнется кризис престолонаследия в каждой ненациональной провинции Тимуридов вспыхнет восстание. Поэтому мы рекомендуем отказаться от присоединения ненациональных провинций. Лучше всего разграбить все города страны, получить выкуп и отступить, чтобы через 5 лет сделать то же самое. Стоит воздержаться от присоединения провинции с низким доходом и постоянным риском восстания. Случайное событие Богатый сосед даст Тимуридам достаточное количество щитов на провинции соседей, чтобы они могли проводить экспансию умеренными темпами. Кроме того, если вы будете превращать слабых и бедных соседей в вассалов, к 1600 году ваша империя может достигнуть громадных размеров.

Культура, торговля и исследования

  • В начале игры изменение настроек внутренней политики в сторону Централизации в сочетании с ориентацией на Консерватизм является очень хорошей идеей. В этом случае вы можете подготовить страну к будущим реформам и вестернизации, кроме того, у вас сохранится доступ к миссионерам и шпионам. В качестве альтернативы можно двигать ползунок в сторону Наступления (полезно при совершении грабительских рейдов) или Свободной торговли (чтобы увеличить инвестиции в исследования путем увеличения дохода от торговли в зарубежных ТЦ).
  • У Тимуридов не сильно растет бесчестье (badboy), пока они ведут образ жизни грабительской орды, используя подходящие casus belli (Возвращение, Орда, Священная война). для объявления войны и не берут по мирному договору ненациональных провинций.
  • Тимуриды могут торговать в азиатских торговых центрах. Особенно стоит обратить внимание на индийские и китайские торговые центры. Поскольку огромная территория страны и грабительские набеги в соседние страны будут приносить большой доход, Тимуриды могут позволить себе тратить большие суммы на отправку купцов в зарубежные торговые центры и развитие торговли. Не стоит также забывать направлять купцов в 3 торговых центра на родине.
  • Почему нужно заниматься торговлей? У Тимуридов низкая скорость исследования технологий. Статус орды дает штраф -50% на скорость исследования технологий. В такой ситуации вы можете поддерживать на одном уровне с европейцами только 1 технологическую ветку (при наличии хороших советников).
  • К счастью, все исламские нации могут принять решение Разработать стиль Дивани, что обеспечит достаточно быстрое развитие их культуры. Принятие решения дает: рост культурных традиций +3% в год, рост легитимности +1% в год, шанс на успешное обращение +1%, стоимость технологий +1%. В Divine Wind принятие решение даст вам только +1% к легитимности. Прирост культурных традиций позволит вам нанимать советников высокого уровня, примерно, через каждые 5 лет. Для принятия решения вам потребуется 3 магистрата. Тимуриды получают 0.10 магистратов в год. Таким образом, вам потребуется 30 лет, чтобы накопить необходимое количество магистратов. Эффект от принятия решения будет ощущаться на протяжении всей игры.
  • Даже имея продвинутых советников, и обосновавшись в торговых центрах Цзянсу, Бихара и собственных торговых центрах, Тимуриды будут отставать в технологическом развитии от других стран. Основными технологическими приоритетами на протяжении первых 200 лет игры должны стать: открытие трех слотов для национальных идей, получение доступа к строительству мануфактур, кроме того, Тимуриды не должны отставать от Османской империи в развитии армейских технологий.
  • Одна национальная идея, Рекрутские наборы (+50% к людским ресурсам), уже есть у вас в начале игры. Это отличный выбор в условиях постоянных войн (борьба с повстанцами или грабительские набеги). В качестве второй национальной идеи Тимуриды могут выбрать либо Национальный банк, чтобы повысить ежемесячные отчисления в казну, либо Великую армию, чтобы увеличить лимит численности войск. Кроме того, окажутся полезными любые идеи, которые увеличивают доходы от налогов и торговли.
  • Никакой терпимости еретикам и неверным! Все провинции, которые не исповедуют суннизм, должны быть немедленно обращены в государственную религию. Любые повстанцы, которые будут протестовать против таких мер, должны быть разогнаны. У империи Тимуридов итак слишком много проблем с повстанцами, даже если не учитывать религиозные волнения. Государственную религию необходимо навязывать любой ценой.
  • Хорошим способом повышения численности армии Тимуридов является перемещение национального центра в Багдад и постройка там зернохранилища (для этого вам понадобится 5 магистратов). Вы также можете построить великолепный монумент в одной из богатых провинций. Он будет постоянно снижать ваше бесчестье и увеличивать престиж.

Приобщение к цивилизации

  • Несмотря на все выгоды положения орды, необходимость снова завоевывать свою страну после смерти каждого правителя начинает раздражать. Кроме того, Тимуриды станут быстро отставать в технологическом развитии от других стран. Если ничего не изменится, европейцы, обосновавшись в Индии, смогут беспрепятственно захватывать владения Тимуридов. Не говоря уже о старых врагах, которые обязательно попытаются отвоевать некогда захваченные территории, когда армия Тимуридов начнет технологически устаревать.
  • Побыв ордой 100-150 лет, Тимуридам придется принять оседлый образ жизни, создать феодальное государство, вестернизироваться. Это поможет им сохранить статус великой державы.
  • Чтобы принять оседлый образ жизни, Тимуридам потребуется: стабильность +3, хан с хорошими способностями к управлению (7 и выше), технологии управления 10 уровня и армия для борьбы с многочисленными повстанцами. Став оседлой нацией, вы потеряете удобный casus belli на соседние страны, вы перестанете без труда получать щиты на соседние провинции, также вы лишитесь особого бонуса при грабеже городов. Однако ваша страна перестанет страдать от кризисов престолонаследия и технологической отсталости. Важно сказать, что реформа правления потребует от Тимуридов высокого уровня Консерватизма и Децентрализации. Сначала вам придется изменить форму правления, а потом вестернизироваться.
  • У Тимуридов есть еще один уникальный способ прийти к цивилизации. Они могут принять решение об основании империи Великих Моголов. В результате, изменится название и цвет страны на карте, а форма правления изменится на Деспотию.
  • После реформирования системы управления и принятия всех религиозных решений, которые требуют высокого уровня Консерватизма, можно двигать ползунки в сторону Инноваций и Централизации, чтобы принять западный образ жизни.
  • Став деспотией, можно изменить форму правления на империю. Это даст вам достаточное количество чиновников для принятия полезных провинциальных решений. Со временем Империю можно поменять на Абсолютную монархию. Тогда вы получите casus belli Империализм практически на любого соседа.
  • Постройка университета в Самарканде позволит вам принять несколько полезных решений на поздних стадиях игры.

Игра на поздних стадиях

Если у вас есть империя, которая простирается от Сирии до Индии, 10 и более союзных вассалов, государство, организованное по западному образцу с продвинутыми технологиями и развитой экономикой, - подчинение старых врагов в Египте, Малой Азии и на Украине не станет для вас большой проблемой. Можно улучшать отношения с врагами, а затем заявить претензии на их трон, чтобы со временем унаследовать эти страны. Это самый легкий и быстрый способ объединения мусульманского мира. В этот момент мощь Тимуридов станет практически безграничной и никакая другая страна не сможет стать на ее пути.

Тамерлан

Среднеазиатский полководец-завоеватель.

Тамерлан, самый могущественный из полководцев Центральной Азии в средние века, восстановил прежнюю монгольскую империю Чингисхана (№ 4). Его долгая жизнь полководца прошла в почти постоянных боях, так как он стремился расширить границы своего государства и удержать завоеванные земли, простиравшиеся от Средиземноморского побережья на юге до Индии на западе и до России на севере.

Он родился в 1336 г. в семье монгольских военных в Кеше (нынешний Шахрисаба, Узбекистан). Имя его происходит от прозвища Тимур Ленг (Хромой Тимур), что связано с его хромотой на левую ногу. Несмотря на незнатное происхождение и физический недостаток, Тимур, благодаря своим способностям, достиг высоких степеней в монгольском ханстве, территория которого охватывает нынешние Туркестан и центральную Сибирь. В 1370 г. Тамерлан, ставший главой правительства, сверг хана и захватил власть в Джагатайском улусе. После этого он провозгласил себя прямым потомком Чингисхана. В следующие тридцать пять лет Тамерлан вел завоевательные войны, захватывая все новые территории и подавляя всякое внутреннее сопротивление.

Тамерлан стремился вывезти богатства завоеванных земель в свой дворец в Самарканде. В отличие от Чингисхана, он не объединял вновь покоренные земли в империю, но оставлял после себя чудовищные по масштабам разрушения и воздвигал пирамиды из вражеских черепов в ознаменование своих побед. Хотя Тамерлан очень ценил литературу и искусство и превратил Самарканд в культурный центр, он и его люди проводили военные операции с варварской жестокостью.

Начав с подчинения соседних племен, Тамерлан затем стал воевать с Персией. В 1380-1389 гг. он покорил Иран, Месопотамию, Армению и Грузию. В 1390 г. он вторгся в Россию, а в 1392 г. отправился назад через Персию, подавив вспыхнувшее там восстание, убивая всех своих противников вместе с их семьями и сжигая их города.

Тамерлан был превосходным тактиком и бесстрашным полководцем, умевшим поднять боевой дух своих воинов, а войско его часто насчитывало более ста тысяч человек. Военная организация Тамерлана отчасти напоминала ту, что была у Чингисхана. Основную ударную силу составляла кавалерия, вооруженная луками и мечами, а на запасных лошадях везли припасы для длительных походов.

Очевидно, только из-за любви к войне и имперских амбиций в 1389 г. Тамерлан вторгся в Индию, захватил Дели, где его войско устроило резню, и разрушил то, что не смог вывезти в Самарканд. Лишь через столетие Дели смог оправиться от понесенного ущерба. Не довольствуясь жертвами среди мирного населения, Тамерлан после битвы при Панипате 17 декабря 1398 г. уничтожил сто тысяч пленных индийских солдат.

В 1401 г. Тамерлан покорил Сирию, убив двадцать тысяч жителей Дамаска, а в следующем году нанес поражение турецкому султану Баязиду I. После этого даже те страны, которые еще не были подвластны Тамерлану, признали его могущество и заплатили ему дань, лишь бы избежать вторжения его орд. В 1404 г. Тамерлан получал дань даже от египетского султана и византийского императора Иоанна.

Теперь империя Тамерлана могла по размерам соперничать с Чингисхановой, а дворец нового завоевателя был полон сокровищ. Но хотя Тамерлану было далеко за шестьдесят, он не успокоился. Он замыслил вторжение в Китай. Однако 19 января 1405 г., не успев воплотить этот замысел, Тамерлан умер. Его усыпальница, Гур Эмир, является сегодня одним из великих архитектурных памятников Самарканда.

По завещанию Тамерлана, империя была разделена между его сыновьями и внуками. Неудивительно, что наследники его оказались кровожадными и амбициозными. В 1420 г., после многолетней войны младший сын Тамерлана Шарук, единственный оставшийся в живых, получил власть над империей отца.

Конечно, Тамерлан был могучим полководцем, но он не был политиком, способным создать подлинную империю. Покоренные территории только обеспечивали его добычей и солдатами для разбоя. Он не оставил других свершений, кроме выжженной земли и пирамид из черепов. Но бесспорно, что его завоевания были весьма обширными, а его войско держало в страхе все соседние страны. Его прямое влияние на жизнь Центральной Азии продолжалось большую часть XIV в., а его завоевания привели к подъему воинственности, так как народам приходилось вооружаться, чтобы защитить себя от орд Тамерлана.

Тамерлан осуществил свои завоевания благодаря многочисленности и мощи своей армии и беспощадной жестокости. В нашем ряду его можно сравнить с Адольфом Гитлером (№ 14) и Саддамом Хусейном (№ 81). Тамерлан занял место между этими двумя историческими лицами, потому что жестокостью превзошел последнего, хотя далеко уступает первому.

Тимур — сын бека из тюркизированного монгольского племени барлас — родился в Кеше (современный Шахрисабз, Узбекистан), к юго-западу от Бухары. Его отец имел небольшой улус. Имя среднеазиатского завоевателя происходит от прозвища Тимур Ленг (Хромой Тимур), что было связано с его хромотой на левую ногу. С детства он настойчиво занимался военными упражнениями и с 12 лет начал ходить со своим отцом в походы. Был ревностным магометанином, что сыграло немалую роль в его борьбе с узбеками.

Тимур рано проявил свои военные способности и умение не только командовать людьми, но и подчинять их своей воле. В 1361 году он поступил на службу к хану Тоглуку — прямому потомку Чингисхана. Тот владел большими территориями в Средней Азии. Довольно скоро Тимур стал советником ханского сына Ильяса Ходжи и правителем (наместником) кашкадарьинского вилайета во владениях хана Тоглука. К тому времени у сына бека из племени барлас уже был собственный отряд конных воинов.

Но спустя некоторое время, попав в опалу, Тимур со своим воинским отрядом в 60 человек бежал за реку Амударью в Бадахшанские горы. Там его отряд пополнился. Хан Тоглук отправил в погоню за Тимуром тысячный отряд, но тот, попав в хорошо устроенную засаду, в бою был почти полностью истреблён воинами Тимура.

Собрав силы, Тимур заключил военный союз с правителем Балха и Самарканда эмиром Хусейном и начал войну с ханом Тоглуком и его сыном-наследником Ильясом Ходжей, войско которых состояло преимущественно из узбекских воинов. На стороне Тимура выступили туркменские племена, давшие ему многочисленную конницу. Скоро он объявил войну и своему союзнику — самаркандскому эмиру Хусейну и одержал над ним победу.

Тимур захватил Самарканд — один из крупнейших городов Средней Азии и активизировал военные действия против сына хана Тоглука, армия которого насчитывала, по преувеличенным данным, около 100 тысяч человек, но 80 тысяч из них составляли гарнизоны крепостей и в полевых сражениях почти не участвовали. Конный отряд Тимура насчитывал всего около 2 тысяч человек, но это были испытанные воины. В ряде боев Тимур нанёс поражения ханским войскам и к 1370 году их остатки отступили за реку Сыр.

После этих успехов Тимур пошёл на военную хитрость, которая удалась ему блестяще. От имени ханского сына, командовавшего войсками Тоглука, он разослал комендантам крепостей приказ оставить вверенные им крепости и с гарнизонными войсками отойти за реку Сыр. Так с помощью военной хитрости Тимур очистил от ханских войск все крепости противника.

В 1370 году был созван курултай, на котором богатые и знатные монгольские владельцы избрали ханом прямого потомка Чингисхана — Кобула Шах Аглана. Однако вскоре Тимур убрал его со своего пути. К тому времени он значительно пополнил свои военные силы, прежде всего за счёт монголов, и теперь мог предъявить права на самостоятельную ханскую власть.

В том же 1370 году Тимур стал эмиром в Мавераннахре — области между реками Амударья и Сырдарья и правил от имени потомков Чингисхана, опираясь на войско, кочевую знать и мусульманское духовенство. Своей столицей он сделал город Самарканд.

Готовиться к большим завоевательным походам Тимур начал с организации сильной армии. При этом он руководствовался боевым опытом монголов и правилами великого завоевателя Чингисхана, которые его потомки к тому времени успели основательно подзабыть.

Тимур начинал свою борьбу за власть с отрядом в 313 преданных ему воинов. Они-то и составили костяк командного состава созданной им армии: 100 человек стали командовать десятками воинов, 100 — сотнями и последние 100 — тысячами. Наиболее близкие и доверенные сподвижники Тимура получили высшие военные должности.

Подбору военачальников он уделял особое внимание. В его войске десятники выбирались самим десятком воинов, но сотников, тысяцких и выше стоящих командиров Тимур назначал лично. «Начальник, власть которого слабее кнута и палки, недостоин звания», — говорил среднеазиатский завоеватель.

Его войско, в отличие от войск Чингисхана и хана Батыя, получало жалованье. Рядовой воин получал от двух до четырех цен лошадей. Размер такого жалованья определялся исправностью несения воином службы. Десятник получал жалованье своего десятка и потому был лично заинтересован в исправном несении службы своими подчинёнными. Сотник получал жалованье шести десятников и так далее.

Существовала и система награждений за воинские отличия. Это могли быть похвала самого эмира, прибавка жалованья, ценные подарки, награждение дорогим оружием, новые чины и почётные звания — такие, как, например, Храбрый или Богатырь. Самой распространённой мерой наказания было удержание за конкретный дисциплинарный проступок десятой части жалованья.

Конница Тимура, которая составляла основу его армии, делилась на лёгкую и тяжёлую. Простые легкоконные воины обязаны были иметь на вооружении лук, 18-20 стрел, 10 наконечников для стрел, топор, пилу, шило, иглу, аркан, мешок-турсук (мешок для воды) и лошадь. На 19 таких воинов в походе полагалась одна кибитка. Отборные монгольские воины служили в тяжёлой коннице. Каждый её воин имел шлем, железные защитные доспехи, меч, лук и две лошади. На пять таких конников полагалась одна кибитка. Помимо обязательного вооружения имелись пики, булавы, сабли и другое оружие. Всё необходимое для походной жизни монголы везли на запасных лошадях.

В монгольском войске при Тимуре появилась лёгкая пехота. Это были конные стрелки из лука (имевшие при себе 30 стрел), которые спешивались перед боем. Благодаря этому увеличивалась меткость стрельбы. Такие конные стрелки были очень эффективны в засадах, во время боевых действий в горах и при осаде крепостей.

Войско Тимура отличалось хорошо продуманной организацией и строго определённым порядком построения. Каждый воин знал своё место в десятке, десяток — в сотне, сотня — в тысяче. Отдельные части войска различались по мастям лошадей, цвету одежды и знамён, боевому снаряжению. Согласно законам Чингисхана перед походом воинам со всеми строгостями устраивался смотр.

Во время походов Тимур заботился о надёжном боевом охранении, чтобы избежать внезапного нападения врага. В пути или на стоянке от главных сил отделялись охранные отряды на расстояние до пяти километров. От них ещё дальше рассылались дозорные посты, которые, в свою очередь, высылали вперёд конных часовых.

Будучи опытным полководцем, Тимур выбирал для сражений своей преимущественно конной армии ровную местность, с источниками воды и растительностью. Войска для битвы он выстраивал так, чтобы солнце не светило в глаза и таким образом не ослепляло стрелков из лука. Он всегда имел сильные резервы и фланги для окружения втянутого в сражение противника.

Битву Тимур начинал лёгкой конницей, которая засыпала противника тучей стрел. После этого начинались конные атаки, которые следовали одна за другой. Когда противная сторона начинала слабеть, в бой вводился сильный резерв, состоявший из тяжёлой панцирной конницы. Тимур говорил: «Девятая атака даёт победу». Это было одно из его главных правил на войне.

Свои завоевательные походы за пределы своих первоначальных владений Тимур начал в 1371 году. К 1380 году он совершил 9 военных походов, и вскоре под его властью оказались все соседние области, заселённые узбеками и большая часть территории современного Афганистана. Всякое сопротивление монгольскому войску жестоко каралось — после себя полководец Тимур оставлял огромные разрушения и воздвигал пирамиды из голов побеждённых вражеских воинов.

В 1376 году эмир Тимур оказал военное содействие потомку Чингисхана Тохтамышу, в результате чего последний стал одним из ханов Золотой Орды. Однако Тохтамыш скоро отплатил своему покровителю чёрной неблагодарностью.

Эмирский дворец в Самарканде постоянно пополнялся сокровищами. Считается, что Тимур вывез в свою столицу до 150 тысяч лучших мастеров-ремесленников из покорённых стран, которые строили для эмира многочисленные дворцы, украшая их росписями, изображавшими завоевательные походы монгольского войска.

В 1386 году эмир Тимур совершил завоевательный поход на Кавказ. Близ Тифлиса монгольское войско сразилось с грузинским и одержало полную победу. Столица Грузии была разрушена. Отважное сопротивление завоевателям оказали защитники крепости Вардзия, вход в которую вёл по подземелью. Грузинские воины отбили все попытки врага ворваться в крепость через подземный ход. Монголы сумели взять Вардзию с помощью деревянных помостов, которые они спустили на канатах с соседних гор. Одновременно с Грузией была завоёвана и соседняя Армения.

В 1388 году после длительного сопротивления пал Хорезм, а его столица Ургенч была разрушена. Теперь все земли по течению реки Джейхун (Амударьи) от Памирских гор до Аральского моря стали владениями эмира Тимура.

В 1389 году конное войско самаркандского эмира совершило поход в степи к озеру Балхаш, на территорию Семиречья — юга современного Казахстана.

Когда Тимур воевал в Персии, Тохтамыш, ставший ханом Золотой Орды, напал на эмирские владения и разграбил северную их часть. Тимур спешно возвратился в Самарканд и начал тщательно готовиться к большой войне с Золотой Ордой. Коннице Тимура предстояло пройти 2500 километров по засушливым степям. Тимур совершил три больших похода — в 1389, 1391 и 1394-1395 годах. В последнем походе самаркандский эмир шёл на Золотую Орду по западному побережью Каспия через Азербайджан и крепость Дербент.

В июле 1391 года у озера Кергель произошло самое крупное сражение между армиями эмира Тимура и хана Тохтамыша. Силы сторон были примерно равными — по 300 тысяч конных воинов, но эти цифры в источниках явно завышены. Битва началась на рассвете взаимной перестрелкой лучников, за которыми последовали конные атаки друг на друга. К полудню войско Золотой Орды было разбито и обращено в бегство. Победителям достался ханский походный лагерь и многочисленные стада.

Тимур успешно вёл войну против Тохтамыша, но присоединять его владения к себе не стал. Эмирские монгольские войска подвергли разграблению золотоордынскую столицу Сарай-Бёрке. Тохтамыш со своими войсками и кочевьями не раз спасался бегством в самые отдалённые уголки своих владений.

В походе 1395 года армия Тимура после очередного погрома волжских территорий Золотой Орды дошла до южных границ Русской земли и осадила пограничный город-крепость Елец. Его немногочисленные защитники не смогли устоять против неприятеля, и Елец был сожжён. После этого Тимур неожиданно повернул назад.

Монгольские завоевания Персии и соседнего Закавказья продолжались с 1392 по 1398 год. Решающее сражение между армией эмира Тимура и персидским войском шаха Мансура произошло близ Патилы в 1394 году. Персы энергично атаковали неприятельский центр и едва не сломили его сопротивление. Оценив ситуацию, Тимур усилил свой резерв из тяжёлой панцирной конницы войсками, которые ещё не включились в сражение, и сам возглавил контратаку, которая стала победной. Персидская армия в сражении при Патиле была разгромлена наголову. Эта победа позволила Тимуру полностью подчинить себе Персию.

Когда в ряде городов и областей Персии вспыхнуло антимонгольское восстание, Тимур вновь двинулся туда в поход во главе своей армии. Все восставшие против него города подвергались разрушению, а их жители — безжалостному истреблению. Точно так же самаркандский правитель подавлял возмущения против монгольского владычества и в других завоёванных им странах.

В 1398 году великий завоеватель вторгается в Индию. В том же году войско Тимура осадило город-крепость Мератх, который сами индийцы считали неприступным. Осмотрев городские укрепления, эмир приказал делать подкопы. Однако подземные работы продвигались очень медленно, и тогда осаждавшие взяли город штурмом с помощью приставных лестниц. Ворвавшись в Мератх, монголы перебили всех его жителей. После этого Тимур приказал разрушить мератхские крепостные стены.

Один из боев произошёл на реке Ганг. Здесь монгольская конница сразилась с военной флотилией индусов, состоявшей из 48 больших речных судов. Монгольские воины бросились со своими конями в Ганг и вплавь атаковали суда противника, поражая их экипажи меткой стрельбой из луков.

В конце 1398 года войско Тимура подступило к городу Дели. Под его стенами 17 декабря состоялось сражение между монгольской армией и войском делийских мусульман под командованием Махмуда Туглака. Сражение началось с того, что Тимур с отрядом из 700 всадников, переправившись через реку Джамма для разведки городских укреплений, был атакован 5-тысячной конницей Махмуда Туглака. Тимур отразил первое нападение, а вскоре в битву вступили главные силы монгольской армии, и делийские мусульмане были загнаны за крепостные стены города.

Тимур с боя захватил Дели, предав этот многочисленный и богатый индийский город разграблению, а его жителей — резне. Завоеватели ушли из Дели, отягощённые огромной добычей. Все, что нельзя было вывезти в Самарканд, Тимур приказал уничтожить или до основания разрушить. Потребовалось целое столетие, чтобы Дели смог оправиться от монгольского погрома.

О жестокости Тимура на индийской земле лучше всего свидетельствует следующий факт. После сражения при Панипате в 1398 году он приказал перебить 100 тысяч сдавшихся ему в плен индийских воинов.

В 1400 году Тимур начал завоевательный поход в Сирию, двинувшись туда через ранее завоёванную им Месопотамию. Близ города Алеппо (современного Халеба) 11 ноября состоялось сражение между монгольской армией и турецкими войсками, которыми командовали сирийские эмиры. Они не желали сидеть в осаде за крепостными стенами и вышли на битву в открытое поле. Монголы нанесли противникам сокрушительное поражение, и они отступили в Алеппо, потеряв несколько тысяч человек убитыми. После этого Тимур взял и разграбил город, штурмом овладев его цитаделью.

Монгольские завоеватели вели себя в Сирии так же, как и в других завоёванных странах. Все самое ценное подлежало отправке в Самарканд. В сирийской столице Дамаске, которая была захвачена 25 января 1401 года, монголы уничтожили 20 тысяч жителей.

После завоевания Сирии началась война против турецкого султана Баязида I. Монголы захватили пограничную крепость Кемак и город Сивас. Когда туда прибыли султанские послы, Тимур для их устрашения произвёл смотр своей огромной, по некоторым сведениям, 800-тысячной армии. После этого он приказал захватить переправы через реку Кизил-Ирмак и осадил османскую столицу Анкару. Это вынудило турецкую армию принять генеральное сражение с монголами под станами Анкары, произошло оно 20 июня 1402 года.

По данным восточных источников, войско монголов насчитывало от 250 до 350 тысяч воинов и 32 боевых слона, приведённых в Анатолию из Индии. Войско султана, состоявшее из турок-османов, наёмных крымских татар, сербов и других народов Оттоманской империи, насчитывало 120-200 тысяч человек.

Тимур одержал победу во многом благодаря удачным действиям своей конницы на флангах и переходу подкупленных 18 тысяч конных крымских татар на его сторону. В турецкой армии наиболее стойко держались сербы, находившиеся на левом фланге. Султан Баязид I был взят в плен, а попавшие в окружение пехотинцы-янычары полностью перебиты. Бежавших преследовала 30-тысячная лёгкая конница эмира.

После убедительной победы при Анкаре Тимур осадил большой приморский город Смирну и после двухнедельной осады взял и разграбил её. Затем монгольское войско повернуло назад, в Среднюю Азию, по пути ещё раз разграбив Грузию.

После этих событий даже те соседние страны, которые сумели избежать завоевательных походов Тимура-хромца, признали его могущество и стали платить ему дань, лишь бы избежать вторжения его войск. В 1404 году он получал большую дань от египетского султана и византийского императора Иоанна.

К концу правления Тимура его огромное по территории государство включало в себя Мавераннахр, Хорезм, Закавказье, Персию (Иран), Пенджаб и другие земли. Все они были объединены воедино искусственно, посредством сильной военной власти правителя-завоевателя.

Тимур как завоеватель и великий полководец достиг вершин могущества благодаря умелой организации своего многочисленного войска, построенного по десятичной системе и продолжавшего традиции военной организации Чингисхана.

По завещанию Тимура, умершего в 1405 году и готовившего большой завоевательный поход в Китай, его держава была разделена между сыновьями и внуками. Они сразу же начали кровавую междоусобную войну и в 1420 году Шарук, оставшийся единственным среди тимуровских наследников, получил власть над отцовскими владениями и эмирский престол в Самарканде.

Тимуриды - династия потомков Тимура, правившая в Мавераннахре, Иране и Индии.

В год смерти Тимура (1405) его сын Шахрух владел Хорасаном; из внуков Тимура Пир-Мухаммед, сын Джехангира, правил в Афганистане, Омар и Абу-Бекр (сыновья Мираншаха) - в Азербайджане и Багдаде, Пир-Мухаммед, Рустем и Искендер (сыновья Омар-шейха) - в Фарсе и Эраке Персидском; сын Мираншаха, Халиль-Султан, стоял в Ташкенте с войском, собранным для похода на Китай.

Тимур назначил своим наследником Пир-Мухаммеда, сына Джехангира; но он не был признан. Халиль-Султан овладел Мавераннахром, но добровольно признал верховную власть Шахруха, провозглашенного султаном в Герате (1405-1447).

Багдада Тимуриды лишились уже в 1405 году, Азербайджана - в 1408 году (победа Кара-Юсуфа, предводителя Кара-Коюнлу; остальные области постепенно подчинил своей власти Шахрух. Пир-Мухаммед в 1406 году был разбит Халиль-Султаном и в 1407 году убит, после чего Шахрух занял Афганистан. В 1409 году он завоевал Мавераннахр и назначил там правителем своего сына Улугбека, в 1414 году усмирил восстание Искендера и назначил правителем Фарса своего сына Ибрагима (1414-1435; после него сын его Абдаллах, 1435-1445).

Шахрух совершил несколько походов на Азербайджан и в 1436 году подчинил себе эту страну; правителем ее в качестве вассала Шахруха был назначен Джехан-шах (сын Кара-Юсуфа). Шахрух и его сыновья заботились о поднятии благосостояния своих владений и покровительствовали просвещению (восстановление Мерва в 1410 году; обсерватория и астрономические таблицы Улугбека).

В конце царствования Шахруха смуты возобновились, и после его смерти государство распалось; Улугбек в 1449 году был убит своим собственным сыном. Хорасаном овладел внук Шахруха, Абу-л-Касим Бабур (1450-1457), Мавераннахром - внук Мираншаха, Абу-Сеид (1451-1469).

Джехан-шах, отложившийся от Тимуридов, в 1452 году захватил Фарс, в 1458 году - Хорасан, но уступил эту область Абу-Сеиду, который на короткое время (1458-1468) восстановил единство государства Тимуридов. Попытка воспользоваться смертью Джеханшаха (1467) для завоевания Адербейджана была причиной гибели Абу-Сеида: он был взят в плен и убит Узун-Хасаном, предводителем племени Ак-Коюнлу.

Сын Абу-Сеида, Ахмед (1469-1494), владел только Мавераннахром; иранские владения Тимуридов перешли во власть другого потомка Тимура (через Омар-шейха), Хусайна Байкары (1469-1506), двор которого (в Герате) остался одним из центров просвещения.

Ахмед и Гусейн были последними сильными владетелями из династии Тимуридов; владения Тимуридов были завоеваны кочевыми узбеками, предводитель которых Шейбани в 1500 году захватил Мавераннахр, в 1507 году - Хорасан. Племянник Ахмеда Бабур после нескольких попыток вытеснить Шейбани-хана из Мавераннахра утвердился в Кабуле (1504), откуда в 1511 году, после смерти Шейбани, вновь завоевал Мавераннехр, но уже в 1512 году окончательно очистил страну и впоследствии основал империю Великих Моголов в Индии.

Некоторые представители династии прославились как учёные и литераторы. Улугбек был великим астрономом и математиком; Хусайн Байкара (под псевдонимом Хусайни) и Бабур - известными поэтами.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тимуриды