Федеративное устройство государства предполагает.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

УЧЕБНЫЙ ГОД ШКОЛЬНЫЙЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. ЗАДАНИЯ.

Время выполнения 1 час 20 мин. Максимальное количество баллов - 100

Задание 1 . (Максимум за задание 12 баллов)

Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Какие из характеристик, присущи любому налогу?

а) обязательность уплаты б) безвозмездность в) пропорциональность доходу

г) возвратный характер д) законодательное установление

1.2. На какие из товаров спрос будет эластичным?

а) престижный автомобиль б) хлеб в) баранина г) электрические лампочки д) фломастеры е) соль

а) профессиональные военные б) лица без определенного места жительства

в) лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда г) священнослужители

д) признанные судом недееспособными е) привлеченные к суду по административному делу

ж) проживающие за границей

Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его отличие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных

в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу наличия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования

г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение б) доступ к политической власти в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии д) национальность

Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет

г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же центру вопросы только культурного характера

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6

Задание 2 . Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы в таблицу (всего – 10б.

1. Конституция РФ предусматривает право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

2. Владелец облигации является кредитором акционерного общества

3. Косвенные налоги выплачивают только физические лица.


4. Увеличение объема гуманитарных предметов в программе обучения школьников выражает тенденцию гуманизации образования.

5. Не все кооперативы являются коммерческими организациями

6. Абсолютной истиной называется такое знание, с которым все согласны, то есть это то, что очевидно, и нельзя себе представить иначе.

7. Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.

8. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом..

9. В "ноосферной" модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.

10. Правом на альтернативную гражданскую службу обладают представители малочисленных коренных народов при условии занятия традиционными промыслами.

Задание 3. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. (всего 12 бал.)

1. Правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина

2. Семья, религия, государство, производство, образование

__________________________________________________________________________

3. Образование, церковь, армия, политическая деятельность, собственность, брак

_________________________________________________________________________

4. Свободное ценообразование, экономическая свобода участников производственного процесса, свободная конкуренция, максимизация частной выгоды как цель экономической деятельности

__________________________________________________________________________

5. право на жизнь и охрану здоровья; право на личную неприкосновенность и охрану чести и достоинства личности; право на личную свободу и свободу передвижения; равенство всех перед законом и судом; право на свободу совести и веророисповедания

__________________________________________________________________________

6. Ж.-П. Сартр, А.Камю, М. Хайдеггер, К.Ясперс, М.Бубер

__________________________________________________________________________

Задание 4. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их. (всего – 6 баллов)

«В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) культуры человек рассматривается как противостоящий обществу, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Западная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы; вектор человеческой активности ориентирован вовнутрь, на самовоспитание, включение в традицию.

В восточной культурной традиции долгое время доминировал идеал истинного знания как самоценности. Когда Сократа спрашивали, как жить добродетельно, он отвечал, что сначала надо понять, что такое добродетель. Иначе говоря, истинное знание о добродетели задает ориентиры нравственного поведения.

Иной подход характерен для западной культурной традиции. Там истина не отделялась от лжи. Один и тот же иероглиф «Дао» обозначал в древнеиндийской культуре закон, истину и нравственный жизненный путь. Когда ученики Платона спрашивали у него, как понимать «Дао», то он каждому давал разные ответы, поскольку каждый из его учеников прошел разный путь нравственного совершенствования».

(В.С. Степин, российский академик)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Установите соответствие. (Максимум за все задание 14 баллов)

Высказывания Авторы
  1. «Избежать состояния войны – главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния».
  2. Управление обществом следует передать философам.
  3. Способом создания государства является «общественный договор», посредством которого из догосударственного «естественного состояния» «войны всех против всех» создается общество.
  4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они не существуют, несуществующих, что они не существуют».
  5. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» - главный принцип рыночной экономики.
  6. «Самый бедный - это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает».
  7. «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается»
А. Т.Гоббс Б. Августин Блаженный В. Г.Гегель Г. Н. Макиавелли Д. Протагор Е. П.Буаст Ж. И. Кант З. Платон И. А. Смит К. Д. Локк

5.2. Соотнесите права и свободы человека и их проявление в современном обществе, проставив в незаполненной таблице букву (буквы), под которыми указаны их проявления (1 балл за каждое верное соответствие, всего – 7 баллов)

Тип общества Проявление
1.Аграрное общество 2. Индустриальное общество 3.Информационное общество А. «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт» Б. По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение». В. - Экономия времени и денежных средств. - Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля. Г. Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка. Е. А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

Задание 6. Решите правовые задачи (всего 12 баллов)

6.1. «Алексей Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Людмилой М.. На момент вступления в брак Алексей находился на попечительстве своей тети Марии Ивановны».

Остается ли Алексей на попечительстве Марии Ивановны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.(6 баллов)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

6.2. «После публикации статьи, содержащей негативную информацию о деятельности предприятия и его руководителя Р., тот скоропостижно скончался. Его вдова обратилась в суд с иском о защите чести и достоинства гражданина».

Будет ли суд рассматривать этот иск? Как данная ситуация регулируется законодательством? На основании какого нормативного документа будет приниматься решение? (6 баллов)

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните таблицу. (5 баллов)

Перед Вами характеристики определенных типов партий, основанные на разных подходах к их выделению. Определите их типы. Свой ответ занесите в таблицу.

1. Активисты слишком малочисленны в этих партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям.

2. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Неидеологизированная программа позволяет им привлекать в партию граждан различной социальной, профессиональной и этнической ориентации. Основная деятельность данных партий приходится на время выборов. Логика их развития заставляет искать голоса где угодно, отказываясь от какого бы то ни было специализированного подхода (классового, религиозного и т. д.).

3. Представляя интересы меньшинства, эти партии не имеют возможности реально влиять на формирование правительства. Основа их политической деятельности - критика политики действующего правительства и правящих партий.

4. Это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации их партийная деятельность не разрешается.

5. Групповая сплоченность и высокая результативность, которые достигаются благодаря принципам организации первичных звеньев, отличает партии этого типа. Для них характерно фиксированное членство, жесткая партийная дисциплина, предполагающая уплату членских взносов и оказание партии личного содействия.

Задание 8. Прочитайте текст. Выполните задание к нему. (15 баллов)

«Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями (1). Юридическая ответственность возникает только на основе норм права (2) . Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное правонарушение. Необходимо, чтобы были все элементы состава правонарушения. Правонарушение выступает в качестве юридического факта, оно предусмотрено гипотезой (3) правоохранительных норм. В санкциях(4) содержатся меры юридической ответственности». (В.В.Лазарев)

Еще совсем недавно трудно было представить столь тесное и конструктивное взаимодействие армии и церкви в нашем обществе. Ну а сегодня военные командиры и начальники осознали, что священнослужители стали помощниками в воспитании личного состава, создании в воинских коллективах атмосферы духовности и патриотизма.

Участие военнослужащих в богослужениях стало доброй традицией

«Военный человек нуждается в духовной поддержке. Потому что риски, связанные с воинской службой, настолько велики, что их нельзя компенсировать никакими материальными благами. Никакие материальные блага не могут компенсировать увечья, а тем более утрату жизни, - отметил на одной из встреч с военнослужащими Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. - И если человек принимает присягу и дает обязательства в случае необходимости отдать за Родину жизнь, это значит, что такой вид служения стране и народу требует огромной нравственной силы».

Долг - нравственное понятие. Только внутреннее осознание необходимости исполнить свой долг, упование на волю Божью и его содействие помогают человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах. «Все это является причиной, по которой церковь всегда была, есть и будет с Вооруженными Силами, делая все, чтобы духовно поддерживать, укреплять и воспитывать военнослужащих в их преданном служении Родине, безупречной верности присяге, готовности защитить свой народ даже ценой собственной жизни», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Об истоках сотрудничества Православной церкви с армией, о том, как в настоящее время осуществляются эти контакты, и о многом другом корреспонденту военного информационного агентства «Ваяр» рассказал руководитель Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями протоиерей Сергий Кузьменков.

Отец Сергий, каковы же исторические корни взаимодействия Православной церкви и Вооруженных Сил?

История взаимодействия церкви и Вооруженных Сил очень давняя. Союз служителей веры и армии начал формироваться с первых веков принятия христианства на Руси.

Русское воинство понимали не иначе как святую доблестную рать, называя его христолюбивым. Среди святых, почитаемых Православной церковью, - Феодор Стратилат, Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Наш народ всегда жил с Богом. И поэтому любому его благому деянию предшествовала молитва перед началом доброго дела. Русские дружины шли в бой с благословения церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение - она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. И тому есть немало примеров.

Перед Куликовской битвой великий князь Московский Дмитрий Донской прибыл в Свято-Троицкий монастырь, где долго молился и принял благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, пославшего с князем двух своих иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. После того сражения 16 сентября 1380 года Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем, снова посетил Троице-Сергиеву обитель, где совершил поминовение православных воинов, погибших на поле Куликовом.

Известны также факты поста и молитвы русского войска перед походами полководца Александра Суворова.

Русские воины всегда следовали словам Евангелия «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, 15:13).

Священники были рядом с солдатами и офицерами в боях и походах, разделяли с ними победы и неудачи, благословляли и воодушевляли воинство на подвиг, утешали раненых, провожали в последний путь убитых… Однако революции начала ХХ века принесли воинствующий атеизм, плоды которого мы пожинаем до сих пор.

Каким образом Белорусская православная церковь сотрудничает с Вооруженными Силами на современном этапе? Насколько сильно ее влияние в среде защитников Отечества?

В мае 1998 года состоялась первая конференция «Церковь и армия». Ее итогом стало заключение Соглашения между Белорусской православной церковью и внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

После подписания 12 июля 2003 года Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью были заключены соглашения о сотрудничестве с Государственным комитетом пограничных войск и Министерством обороны, а также разработаны конкретные программы взаимодействия. На основании постановления Синода Белорусской православной церкви от 22 октября 2003 года в целях более четкой координационной и организационной деятельности указами правящих архиереев в каждой епархии был назначен священник, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами, и закреплен постоянный священник за каждой воинской частью. Именно с того времени и началось активное сотрудничество служителей веры и защитников Родины, укрепившее ранее установленные контакты между церковью и армией.

Священнослужители добросовестно трудятся на духовной ниве, проводя индивидуальные и групповые беседы с солдатами, прапорщиками и офицерами, курсантами, воспитанниками суворовского и кадетских училищ. И я, и мои коллеги свидетельствуем, что военнослужащие очень часто просят о личной встрече со священником. О чем спрашивают? Это вопросы веры и ее поиска, о том, как выстроить свой духовный образ в армии, отношения с родителями, с девушками и многие другие.

Благочинный Слонимского церковного округа иерей Вадим Петлицкий проводит занятия с кадетами СШ № 9 г. Слонима

Священнослужитель - нейтральное лицо, которому всегда можно открыться, не боясь каких-либо последствий. И такой разговор очень часто дает возможность подругому взглянуть на возникшую проблему, найти ее решение, обрести душевный покой.

Кстати, от людей в погонах неоднократно выражалась благодарность священнослужителям, несущим пастырское служение в воинских коллективах, за мудрый совет и конкретную помощь. Не редкость также, когда человек в форме берет у священнослужителя благословение. Человека, получившего духовное напутствие, тяжело одолеть врагу, который стремится поработить его дух, волю.

С духовной точки зрения, мы зачастую становимся рабами греха. Вера способствует тому, что люди освобождают себя из рабства греха, страсти. Мы должны совершенствоваться. А совершенство может быть только в творчестве, когда человек свободен.

Протоиерей Сергий Кузьменков служит молебен об упокоении душ погибших воинов

Сейчас многие люди больны алкоголизмом, наркоманией. Бездушные наркотики, водка руководят совершенными разумными существами, которые перестают отвечать за свои действия. И это беда… Разве воины, подверженные такому одурманиванию, могут творчески совершенствоваться, брать на себя ответственность за безопасность соотечественников? Бесспорно, нет. Поэтому церковь всегда была рядом, защищая человека от пленения - прежде всего духа.

В многочисленных беседах с военнослужащими мы стараемся вложить в них осознание своего служения: защита Родины - это священный, святой долг гражданина, а не работа. Священно­служители заостряют внимание на том, что военную форму носили и наши предки, которые были героями. И нынешним ее обладателям ни в коем случае нельзя уронить их честь.

Храм святого мученика Иоанна Воина при 11-й гвардейской отдельной механизированной бригаде

Перед принятием присяги все военнослужащие проходят собеседование со священником, который напоминает молодым людям о важности предстоящего в их жизни события.

Ведь Военная присяга - это слова, которым следует оставаться верными до конца и за нарушение которых нужно нести ответ. А присяга в присутствии священника - двойная ответственность. Нарушишь данный обет - будешь осужден пред Богом и народом. Как сказано в Святом Писании: «Словом ты оправдаешься, словом - и осудишься». Не всякий способен быть защитником Отечества. Задача церкви - помочь воину совершенствоваться в духе, в крепости духовной, чтобы он понимал ту ответственность, которую возлагает на свои плечи.

Сейчас в армию призываются молодые люди, которые хорошо разбираются в сфере религии. Этому способствует проведение различных форумов соответствующей тематики, деятельность воскресных школ, открытый доступ к духовной литературе и т. д. И если раньше приходилось начинать рассказ о вере и образе жизни верующего человека с самых азов, то теперь такая необходимость отпала. Что очень отрадно.

Однако данные знания следует совершенствовать. И не только у действующих военнослужащих, но и у тех, кто готовится стать профессионалом в военной области. Например, воспитанники Минского суворовского военного училища проходят серьезную духовную подготовку. А в Военной академии этого нет… Хотелось бы, чтобы подобная практика существовала на всех ступенях военного образования.

Если говорить о других формах сотрудничества Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил, к ним относятся ритуалы освящения боевых знамен, техники и оружия, которое должно использоваться исключительно для защиты, а не нападения. Церковь благословляет только на защиту Отечества. Пока в мире существует зло, от него необходимо защищаться. Надо быть готовыми отстоять чистоту своего народа.

Кроме того, в воинских частях помещения освящаются святой водой, создаются православные уголки и библиотеки. Давно стали доброй традицией поздравления с православными праздниками, участие военнослужащих в богослужениях.

Какие шаги предполагает предпринять Белорусская православная церковь в плане укрепления своего влияния в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности?

Каждый человек, который возлагает на себя особое служение обществу, облачается в форму, которая всегда ассоциируется с доверием. Это военнослужащие, священники, спасатели, врачи. Службу данных людей невозможно ограничить временными рамками. Она накладывает на служивого человека определенный обет - пожертвовать собой ради других людей.

Если говорить о церкви и армии, у них немало общего. Армия защищает граждан от видимого врага, а церковь - от невидимого. И тот и другой враг приносит огромный вред человечеству. Причем оружие как средство борьбы отходит на второй план. Война идет за душу человека. Поэтому церковь видит свои главные цели в том, чтобы укреплять дух людей в погонах, учить их правильно разбираться в основах веры, не разделяя при этом военнослужащих по религиозным верованиям. Она объединяет воинский коллектив на духовную защиту. А священнослужитель - это своего рода духовный врач, опекун, наставник.

Возьмем дореволюционную историю: в армии действовали тогда войсковые (полковые) храмы, где постоянно присутствовал священник. Ему вменялось оказание духовной помощи служивым людям любой веры.

В настоящее время на территории Беларуси функционирует свыше 15 войсковых храмов - отдельно стоящих, строящихся, в которых несут свое послушание священники.

Первый из них был открыт на территории части внутренних войск МВД. Отрадно, что они не пустуют, военнослужащие идут сюда по собственной воле, а не по настоянию командования. Безусловно, верующий военнослужащий строит свои взаимоотношения с сослуживцами не на пике зла.

Воинский храм хранит в себе определенные духовные воинские традиции, которыми сильно воинство. Строя храмы, мы сохраняем, возрождаем традиции, позволяющие нашему народу «людьми зваться».

Еще один немаловажный момент - упрочение взаимопонимания между священнослужителями и военнослужащими. В скором времени появится документ, регламентирующий данные взаимоотношения. Священнослужители должны уметь работать с людьми в погонах. В свое время Митрополит Филарет, благословляя священнослужителей на пастырское окормление воинов, напутствовал их такими словами: «Мы должны помогать, а не навредить защитникам Отечества». В данной связи Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями предполагает организовать постоянно действующие семинары для священнослужителей, окормляющих воинство.

Священник обязан быть образцом для паствы, «стеклом», через которое можно увидеть Бога. Он предстоит от народа, являясь носителем благодати, которая дана ему в таинстве рукоположения. Священнослужитель должен учить людей пускать в душу Бога, строить свои отношения друг с другом на основе любви.

Скоро исполнится год со дня назначения нового Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Что изменилось за это время во взаимодействии Белорусской православной церкви и Вооруженных Сил Республики Беларусь?

Владыка систематически интересуется данными вопросами. Посещая епархии Белорусской православной церкви, он часто бывает в полковых храмах. Митрополит Павел выступает за то, чтобы в них постоянно находились священники, которые будут удовлетворять духовные потребности воинского коллектива. На сегодняшний день 99 священнослужителей несут на постоянной основе пастырское послушание по взаимодействию на территории воинских частей.

Освящение знамени Слонимского кадетского корпуса в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси обозначил также немало задач в плане выполнения и совершенствования программ сотрудничества церкви и армии. Синодальный отдел Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями периодически проводит их анализ. Наша задача - создать основу, на которой можно строить плодотворное двустороннее взаимодействие.

Подчеркну, что руководство Белорусской православной церкви постоянно находится в тесном контакте с руководителями Министерства обороны Беларуси, пограничного ведомства и внутренних войск, что свидетельствует о взаимном уважении и общности интересов.

Что вы пожелаете защитникам Отечества - читателям «Белорусской военной газеты. Во славу Родины»?

Я хочу пожелать им крепости духовных и телесных сил, быть верными своему слову, коим является Военная присяга. А еще помнить: кто, если не они, защитит на дом?!

Всех нас объединяет общая цель - сохранять мир и спокойствие на родной земле. Божье благословение да сопутствует нам всем в этих благих и добрых намерениях.

Беседовала ОКСАНА КУРБЕКО, фото Елены Затирки и из архива Синодального отдела Белорусской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами Республики Беларусь и другими воинскими формированиями

Думаю, все согласятся со мной, если я скажу, что Россия за годы безбожия в
духовно-нравственном отношении потеряла очень многое из того, что скопила за
века своего существования. Ныне, чтобы наше государство могло возродиться -
нужно возродить в нем религиозный дух, и прежде всего в Армии.

Вспомним,
что такой труднооцениваемый политик, как Сталин, ничего лучше не нашел, как в
1943 году восстановить Патриаршество. В течение двух суток был подготовлен
Собор, на который из лагерей и тюрем съехались архиереи, чтобы начать духовное
возрождение в разгар войны, в начале коренного перелома. И этот перелом
свершился. Мне могут возразить: Сталин воспитывался в семинарии, а мы были
советскими людьми, у нас другое воспитание. Однако нельзя не согласиться с тем,
что его отношение к коммунистической идеологии было все же более трепетным, чем
наше.

Весь опыт нашей жизни подтверждает, что идеология безбожия у нас
не приживается. Несмотря на то, что прошли годы, что пришли поколения, которые
не слышали о Боге, не читали религиозной литературы, даже чисто статистически
религиозность нашего народа гораздо выше, чем в Европе, где никаких гонений ни
на Церковь, ни на мечеть, ни на синагогу не было. Это говорит о том, что дух
веры неистребим.

Если это понимал такой руководитель нашего государства,
как Сталин, я думаю, что и каждый может сообразить, что религия играет огромную
роль в жизни народа. Она - хранительница духовных ценностей, нашей исторической
памяти.

Если бы у нас не было Церкви, мы с вами не помнили бы ни об
Александре Невском, ни о Димитрии Донском. Они остались в памяти народа
благодаря летописям, которые составлялись церковными людьми, которые читались в
храмах и в домах на протяжении семисот лет становления нашего народа. Поэтому
эти святые имена, эти события, в которых явился победоносный русский дух,
хранились как предание и дошли до наших дней.

На что еще хотелось бы
обратить внимание? Когда Император Петр Великий решил переделать Россию на
западный лад - это оказало существенное влияние на все стороны жизни народа.
Этот европейский подход принес, безусловно, положительные результаты, но
некоторые элементы его носили деструктивный характер. Была создана новая
государственная идеология, которая сначала была усвоена верхушкой общества,
затем его слоями. Согласно ей, военные образуют одну общественную среду,
чиновники - другую, ученые - третью, и так далее. Такое деление на сословия,
между которыми возникают противоречия, ни в коей мере не соответствует
исторической реальности нашего государства, его духу.

Как-то, в
офицерском собрании, я обратился к аудитории: «Господа офицеры! Есть ли среди
вас некрещеные?» Из полного зала поднял руку один человек. Что это значит? Это
значит, что и сейчас мы присутствуем, хотя и при военном, но, одновременно, и
при церковном собрании. Каждый крещеный человек есть член Русской Православной
Церкви. Поэтому он не может воспринимать духовенство этой Церкви как «вы», а
себя - как «мы». Если ты крещеный, член Церкви - это значит «мы», и если я строю
храм - я его строю себе, своей Церкви, в том числе своему священнику, своему
митрополиту и так далее. То же и в Армии. Практически у нас нет россиянина,
независимо от национальности, вероисповедания, который так или иначе не
относился бы к Армии. Либо он является военнослужащим, либо в армии служит
кто-то из его родственников, либо он работает в военно-промышленном комплексе,
либо его ребенок учится в одной школе с сыном солдата или офицера. То есть Армия
- это не значит «они», Армия - это тоже «мы».

Дальше. Если посадить
российскую армию на жалованье, чтобы она была профессиональная - хотя кто
скажет, что у нас армия непрофессиональная? - она не станет чем - то отдельным
от народа. Поэтому говорить о единстве Церкви и Армии в этом смысле даже смешно.
Это все равно, что говорить о единстве русской отечественной школы, образования
и науки. Армия и Церковь - это совершенно, абсолютно пересекающиеся области.

Лозунг об отделении Церкви от государства - это лозунг французской
революции. И мы вслед за Лениным его повторяем. А что это значит? Вот я люблю
свою Родину, и я готов ей служить. Готов служить и нашей Армии, не получая
жалованья от Министерства обороны, и делаю это с энтузиазмом, и нахожу людей,
которые готовы нашей Армии помогать. Тогда в чем заключается это отделение -
совершенно непонятно. Во всех европейских странах в армии присутствуют
капелланы, и это в порядке вещей. Никто не говорит о слиянии Церкви с
государством. От такого слияния, прежде всего, пострадала бы она сама. Слава
Богу, Церковь свободна от этого. Церковь не может быть ведомством по
православному вероисповеданию, как это стало при царе Петре I и продолжалось 200
лет.

Сейчас в России для Церкви сложились самые благоприятные условия за
всю тысячелетнюю историю нашей страны. И каждый гражданин должен усвоить две
вещи: Армия - это моя Армия, Церковь - это моя Церковь. Если у нас не будет
Армии - мы не сохраним свою территорию, даже если у нас и будет достаточно
населения. Хотя, если наши женщины по-прежнему будут отказываться рожать детей -
нам придется еще и еще отдавать огромные территории другим народам. От Армии, от
ее боеспособности, эффективности зависит, быть ли нашему государству.

Независимо от того, кто это государство защищает - буддист, мусульманин
или православный. И буддист ведь защищает наши храмы, наши мечети, наши
синагоги!

В государстве Израиль, которое возникло после войны и имеет
демократический строй, конституцию, парламент, особым образом относятся к людям,
которые являются хранителями религиозных традиций. Они не работают, их
государство кормит за счет налогоплательщиков только для того, чтобы они были.
Эти люди живут совершенно иначе, чем все остальные граждане. Они молятся Богу,
исполняют все предписания, они многодетны. И государство осознает, что
присутствие этих людей в народе воспроизводит самоидентичность. Не будь этих
людей - и еврейский народ забудет свою историю, свой язык, забудет своих
мудрецов. А у нас Церковь зачастую воспринимают только лишь как хранительницу
своих сословных интересов. Это крайне неверно.

Журналисты нам часто
задают вопросы: «Вы благословляете, освящаете танковые колонны. А как же
заповедь «не убий»? Но русский солдат никогда не идет на войну убивать. Он идет
умирать. У него совершенно иное отношение к войне и к ратному подвигу. Армия
должна восприниматься не как место, где надо убивать, а как место, где можно
счастливо послужить своему Отечеству. Надо осознать, что наше Отечество
находится в реальной опасности! И если мы не вернемся к подлинному
патриотическому воспитанию, которое основано на знании традиций, исторического
пути России, ее религиозности, - то мы не сможем реализовать наши планы, и
произойдет катастрофа. Поэтому сейчас нам не время разъединяться. Тем более, что
политическая задача современности перед нами поставлена, это - интеграция в
европейскую жизнь. Но если в Европе присутствие священников в Армии
воспринимается как совершенно необходимое, то в России, к сожалению, иначе.

Семь лет существует факультет православной культуры в Академии ракетных
войск имени Императора Петра Великого. За семь лет его существования среди
курсантов Академии, которые посещают занятия на этом факультете, где параллельно
происходит воцерковление, не было ни одного нарушителя дисциплины. Разве это ни
о чем не говорит?

В заключение хотелось бы кое о чем напомнить. Все мы
учились в советской школе, проходили разные идеологические дисциплины. Нас
учили, что Церковь всегда была служанкой государства. Отлично! Возьмите нас, и
мы будем служить государству и его Армии.

Сейчас оно находится в
состоянии системного кризиса. Однако, согласно опросам населения, Церковь и
Армия - по - прежнему самые здоровые, самые надежные институты в государстве.
Так считают россияне. Будем надеяться, что в умах людей, принимающих решения,
вопрос о необходимости всестороннего взаимодействия нашей Армии и нашей Церкви
дозреет и принесет плод, давно ожидаемый народом.

Прот. Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела
по
взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

В рамках социальной структуры происходит постоянное перемещение как индивидов, так и групп - из одной страты в другую, а также и в пределах той же казни. Социальная мобильность проявляется при движении инд индивида и групп от одного социального статуса к другому. В социологии различають:

вертикальную социальную мобильность - перемещение из одной страты в другую. Различают восходящую социальную мобильность (например, доцент стал профессором или заведующим кафедрой) и нисходящую (доцент стал так ксистом или мусорщиком);

горизонтальную социальную мобильность - переход из одной социальной группы в другую, но в пределах одной страты (например, переход из одной семьи в другую, такую??же по своему социальному статусу, или переиз зд с одного места жительства в другое без изменения своего социального статуса, как: доцент. Львовского университета становится доцентом. Днепропетровского университета.

Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую (групповая, как правило, является следствием серьезных социальных сдвигов, таких как революции или экономические преобразования, иностранные интервенции или смены политических режимов и др.). Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое времясу

занимали очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, которая из-за поражения на выборах или в результате революции потеряла реальную власть. Согласно образному выражению. С. Сорокина, случай нисходящей индивидуальной социальной мобильности напоминает падение человека с корабля, а групповой - корабль, затонувший со всеми людьми, которые были на борту.

В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступеням социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды. В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока. Процессы индустриализации, затем - сокращение доли неквалифицированных ра ков, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побудивших людей менять свой социальный статус. Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стр а тамами.

Питирим. Сорокин описал своеобразные каналы вертикальной мобильности, которые функционируют в каждом обществе, каким бы закрытым оно не было. Он считал, что между стратами всегда существуют своеобразные"лифты", как кими индивиды едут вверх-вниз, такие, например, какриклад, як:

Армия.

Питирим. Сорокин исследовал, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начиная с низших чинов, с 66 византийских императоров - 12. Кромвель,. Вашингтон,. Будьонниы - примеры выдающегося социально ого аванса благодаря военной карьері.

Церковь

Питирим. Сорокин изучив биографии 144 римских пап, обнаружил, что 28 из них вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Папа. Григорий VII был сыном столяра, а. Геббон, архиепископ. Рейнский, в прошлом был рабом. Вместе с тем, церковь была серьезным каналом нисходящей мобильности: еретики, язычники, враги церкви, среди которых были и обладатели и знать, - стали банкротами и были уничтоженияні.

Школа, образование.

Примером здесь могут стать хорошо известны биографии. Тараса. Шевченко,. Михаила. Ломоносова.

Собственность.

Сорокин установил, что не все, а только некоторые профессии способствуют накоплению богатств. В 29% случаев это позволяет сделать дело фабриканта, у 21% - банкира и биржевика, у 12% - торговцы что право удается, во времена. Сорокина еще не существовало многих новых профессий и видов деятельности, характерных для современного постиндустриального обществва.

Религиозные убеждения военнослужащих, пастырская, воспитательная работа, проводимая с ними священнослужителями, могут играть важную позитивную роль в деле формирования идейной, психологической основы консолидации военнослужащих, мировоззренческого обоснования необходимости исполнения воинского долга. Большинство традиционных для России конфессий рассматривают воинское служение как одну из разновидностей добросовестного служения нуждам ближних — обществу, народу, Родине. Известно, например, что многие военнослужащие, выполняющие боевые задания в «горячих точках», получают большую духовную поддержку от православных священнослужителей. Положительный идейный потенциал взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных организаций должен быть реализован государством в интересах общества, эффективно и деликатно, с учетом поликонфессиональности России, с заботой об обеспечении конституционных прав всех военнослужащих, по-разному относящихся к религии.

Правоотношения в области реализации военнослужащими прав на свободу совести и свободу вероисповедания, действия командования воинских частей и религиозных объединений регламентируются федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих».

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения своих обязанностей время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Согласно ст. 16 п. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» оговаривает также, что религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (ст. 8, п. 5).

Законодательство запрещает создание религиозных объединений в воинских частях (ст. 6, п. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 8, п. 5 ФЗ «О статусе военнослужащих»), но не наличие культовых зданий на территории воинской части. Не запрещается также деятельность на территории воинской части религиозной организации, имеющей официальное местонахождение за пределами воинской части. (На практике это выражается в посещении воинских частей священнослужителями из таких религиозных организаций для совершения богослужений, религиозных обрядов, духовной работы с верующими военнослужащими). Уже сложилась практика (преимущественно в Русской Православной Церкви), когда учредителями религиозной организации выступают лица, не служащие в воинской части, но принадлежащий такому приходу храм находится на территории части или рядом с ней и посещается военнослужащими. Кроме того, Закон не препятствует военнослужащим быть членами религиозной организации.

Как уже отмечалось нами ранее в главе 6 при обсуждении правового положения религиозных групп, неопределенность соответствующих положений законодательства позволяет утверждать, что более или менее регулярное совместное отправление религиозных обрядов военнослужащими, в том числе совместное посещение культового здания, действующего на территории воинской части, означает, что фактически возникла религиозная группа, т. е. религиозное объединение военнослужащих без регистрации в качестве юридического лица. Между тем запрет на создание в воинских частях религиозных объединений распространяется и на религиозные группы.

Очевидно, что такое жесткое толкование указанных правовых норм привело бы к полному запрету коллективных богослужений и совместных молитв в воинских частях. Это означало бы существенное умаление свободы вероисповедания военнослужащих, противоречащее курсу современной государственной вероисповедной политики. Между тем вводимый ныне официально институт должностных лиц по работе с верующими военнослужащими (см. далее) предполагает регулярное совершение богослужений и религиозных обрядов в воинских частях. Поэтому представляется необходимым отредактировать нормы законодательства, чтобы действие запрета распространялось только на создание в воинских частях религиозных организаций.

Таким образом, однозначно противоречащим конституционным принципам светскости и отделения религиозных объединений от государства является только создание религиозных организаций, устав которых прямо указывает на их связь с воинской частью. В то же время военнослужащие имеют право быть членами (участниками) религиозных организаций, занимать в них должности, а также выступать учредителями религиозных организаций (при условии местонахождения религиозной организации за пределами воинской части). Ст. 9 Федерального закона

«О статусе военнослужащих» устанавливает, что «военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

Согласно ст. 8 п. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально. Конечно, данная норма не должна трактоваться как запрет на коллективное пользование военнослужащими иконой, Библией и т. п. или на совместное посещение храма. Указанное положение следует трактовать в смысловом единстве с п. 4 той же статьи, устанавливающим, что государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Поэтому они должны индивидуально, самостоятельно, своими силами обеспечивать себя литературой, символикой, предметами культа.

Военнослужащие не вправе использовать свои служебные полномочия для формирования того или иного отношения к религии (ст. 4, ч. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Аналогичная норма присутствует в ст. 8 ч. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Это возлагает большую ответственность на командиров, располагающих значительными полномочиями в отношении своих подчиненных и имеющих, как показывает весь мировой опыт армейской жизни, широкий спектр возможностей для того, чтобы повлиять на характер прохождения службы любым из них. Публичное проявление командиром расположения или неприязни к какой-либо религии, несомненно, способно оказать сильное влияние на военнослужащих. С другой стороны, закон не может запретить командиру всякое публичное проявление своих религиозных убеждений, отказав ему самому в праве на свободу совести. В таких ситуациях правильный выбор линии поведения во многом зависит от уровня опыта и культуры командира.

Европейский Суд по правам человека рассмотрел вопрос об использовании военнослужащими-офицерами, принадлежащими к протестантам-пятидесятникам, служебного положения для пропаганды религиозных взглядов среди подчиненных в деле Лариссис и другие против Греции. Суд подчеркнул, что

«… иерархические структуры, которые являются одной из особенностей Вооруженных Сил, придают особый оттенок всем аспектам отношений между военнослужащими, затрудняя для подчиненного отпор старшему по званию или уклонение от завязанной последним беседы. Так, то, что в гражданском мире могло бы считаться безобидным обменом мнениями, которые собеседник волен принять или отвергнуть, может в рамках военной жизни рассматриваться как форма преследования или оказания недопустимого давления в злоупотреблении властью. Необходимо подчеркнуть, что не всякая дискуссия на религиозные или иные деликатные темы между лицами разного звания подпадает под эту категорию. Тем не менее, когда этого требуют обстоятельства, может быть оправдано принятие государствами мер для защиты прав и свобод подчиненных в Вооруженных силах» .

Кроме того, часть 4 ст. 8 ФЗ «О статусе военнослужащих» установила, что «военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии». Это требование понятно, так как любая армия утратит боеспособность в случае, если военнослужащие будут иметь возможность в любой заранее непредсказуемый момент не выполнять приказы и иные обязанности военной службы, ссылаясь на религиозные запреты. Если гражданин предполагает, что при прохождении военной службы он может попасть в ситуации, когда исполнение обязанностей военной службы окажется несовместимым с его убеждениями, ему следует заблаговременно заявить о желании реализовать свое право на прохождение альтернативной гражданской службы.

Основными направлениями взаимодействия армейских формирований и религиозных организаций являются:

  • пастырские встречи и беседы духовных лиц с военнослужащими — своими единоверцами в расположении воинских подразделений, совершение ими коллективных богослужений и некоторых обрядов;
  • участие представителей религиозных организаций в мероприятиях, направленных на воспитание у военнослужащих нравственной мотивации исполнения своего гражданского долга, формирование нравственно-психологической устойчивости в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях;
  • акции милосердия в госпиталях, проводимые религиозными организациями по согласованию с командованием, помощь в психологической реабилитации воинам, получившим ранения и травмы;
  • сотрудничество в осуществлении мероприятий по социальной защите военнослужащих и членов их семей, ветеранов войн.

Возможность удовлетворения верующими военнослужащими своих религиозных потребностей, включая совершение религиозных обрядов, соблюдение религиозных запретов и предписаний в повседневной жизни, определяется особыми условиями и характером военной службы, зависит от выполнения служебных обязанностей. Они не всегда могут соблюдать предписания своей религии о времени молитвы, о пищевых ограничениях и запретах, об особо чтимых днях праздничного календаря и т. д. В этой связи взаимодействие армейских формирований и религиозных организаций должно быть направлено на предупреждение или смягчение негативных переживаний верующих военнослужащих по данному поводу.

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащих предполагает учет многообразия их мировоззренческих ориентаций и конфессиональной принадлежности. Это означает необходимость создания равных возможностей для всех военнослужащих удовлетворять религиозные потребности или быть защищенными от навязывания им определенной религии или безрелигиозного мировоззрения. Это предполагает также обеспечение равного доступа для духовных лиц различных конфессий в воинские коллективы, где имеются их единоверцы. Недооценка серьезности данных требований способна привести к возникновению межмировоззренческой или межконфессиональной неприязни и нетерпимости, которая, порой накладываясь на национальные различия между военнослужащими, может оказаться катализатором конфликтов в подразделениях.

Оптимальное решение данной проблемы предполагает всестороннее изучение как отечественного — исторического и современного, — так и зарубежного опыта и его глубокой научной проработки.

Многие воинские части и подразделения расположены в местах, где нет культовых учреждений. Однако сооружение на их территориях культовых зданий различной конфессиональной принадлежности практически нереально. Формирование же воинских частей по конфессиональному, как и по национальному признаку имело бы негативные политические последствия, вело бы к дезинтеграции российского общества. Если в воинской части большинство военнослужащих относится к одному вероисповеданию, это не должно отражаться на положении меньшинства. В то же время защита интересов меньшинства не должна вести к ограничению объема реализации прав большинства. Если, например, в удаленном гарнизоне объективно нет никакой возможности предоставить религиозному меньшинству военнослужащих посещать храм своей конфессии из-за отсутствия такового, это не значит, что «для равноправия» надо лишить большинство возможности посещать действующую в данной местности церковь или права построить своими силами в свободное от служебных обязанностей время церковь или часовню. Большинство не должно подавлять меньшинство, меньшинство не должно под предлогом защиты своих прав блокировать осуществление прав большинства. Этот принцип в полной мере применим и к проблемам свободы совести в Вооруженных Силах.

Взаимодействие религиозных организаций с армейскими коллективами способно обогатить практику патриотического и нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей. Однако оно должно осуществляться на добровольной основе, без вмешательства в сферу компетенции командования. Искусственное, механическое насаждение религиозных убеждений, организация «добровольно-обязательных» богослужений в воинских частях и т. п. не только противозаконны. Казенная пропаганда любых убеждений всегда и неизбежно оборачивается их профанацией и дискредитацией. Поэтому усердие не по разуму, иногда проявляемое при сотрудничестве воинских частей с Русской Православной Церковью, не менее опасно для искренне верующих, чем рьяный антиклерикализм (практически утративший позиции в современной России).

Свое отношение к военной службе и к взаимодействию с Вооруженными Силами крупнейшие российские религиозные организации изложили в принятых ими социальных концепциях и программах:

Русская Православная Церковь. «Основы социальной концепции РПЦ», раздел VIII, «Война и мир».

«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). (…)

Церковь имеет особое попечительство о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, заключенные РПЦ, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Православные пастыри… призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии» .

«Основные положения социальной программы российских мусульман» , изданные Советом муфтиев России.

«Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности — одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины. (…) Религия Ислама всегда воспитывала сильную личность, воспитывала в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих. (…)

Государственная символика России (герб, гимн) и государственные награды должны соответствовать многонациональному и многоконфессиональному характеру нашей страны. Если гражданин России не сможет получить заслуженную им награду, как и какой-либо обязательный государственный документ, только по причине наличия в них неприемлемой для его веры религиозной символики, то это станет фактором разрушения единства нации. (…)

Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина РФ. (…) Мусульмане рассчитывают на то, что руководство Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и других силовых структур РФ будут учитывать светский характер самого государства, его многоконфессиональность как в воинской деятельности, так и в проведении различных мероприятий воспитательного, патриотического характера. (…)

В соответствии с Конституцией РФ, идеологическая работа в силовых структурах должна оставаться внерелигиозной, однако воспитательная работа в армейских коллективах может учитывать некоторые особенности мусульман. Та часть военнослужащих, которая нуждается в духовном окормлении, должна иметь возможность посещать мечеть и совершать необходимые религиозные обряды во внеслужебное время» .

«Социальная позиция протестантских церквей России» (Документ совместно разработан и принят Евангельскими христианами-баптистами, Адвентистами седьмого дня, Христианами веры евангельской, Христианами веры евангельской-пятидесятники, Союзом Христианских Пресвитерианских Церквей).

«Не желая войны и стремясь к миру, мы тем не менее осознаем необходимость наличия Вооруженных Сил для обеспечения безопасности государства и его граждан. Считаем, что служба в Вооруженных Силах христиан (как проходящих срочную службу, так и офицеров-профессионалов) является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках. Вместе с тем, мы с уважением и пониманием относимся к тем, кто, исходя из христианских и иных убеждений, предпочитают службу без оружия. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма «наказания» за нежелание служить в армии по убеждениям совести. Отдавая приоритет духовнонравственному воспитанию, считаем, что правовая, финансовая и социальная защищенность военнослужащих будет способствовать улучшению морального климата в войсках и их боеспособности. Считаем обоснованным и правильным переход к профессиональной армии.

Мы стремимся развивать сотрудничество с Вооруженными Силами РФ по следующим основным направлениям: духовное наставничество военнослужащих — членов христианских Церквей, содействие воспитательной работе в среде военнослужащих. В воинских частях возможны различные формы сотрудничества, которые должны соответствовать библейским принципам, Конституции и законодательству РФ» .

Вплоть до недавнего времени деятельность священнослужителей в воинских частях осуществлялась без официальной государственной поддержки и финансирования, «на общественных началах». Священнослужители, посещавшие воинские части, осуществлявшие попечение о верующих военнослужащих, не получали денежного содержания от государства, их деятельность обеспечивалась религиозными организациями. Между тем даже в светской Франции, строго блюдущей принцип отделения религиозных объединений от государства, непрерывно функционирует институт военного духовенства (капелланов), содержимых за счет бюджетных средств. Это объясняется необходимостью принять на счет государства расходы по обеспечению свободы вероисповедания военнослужащих, которые ограничены в своих правах и свободах условиями прохождения военной службы.

С 2009 г. в Российской Федерации началась деятельность по созданию в воинских частях института, который хотя формально и не именуется «военным духовенством», но фактически представляет собой введение штатных должностей для священнослужителей. В апреле 2010 г. в структуре Минобороны создано управление по работе с верующими военнослужащими.

Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждено Министром обороны Российской Федерации 24 января 2010 г. Положение определило, что должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений (п. 5 Положения). Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации (п. 8).

Положение устанавливает:

«9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.

10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:

  • должен быть гражданином Российской Федерации;
  • не иметь двойного гражданства;
  • не иметь судимости;
  • иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
  • иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
  • иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организация и проведение духовно-просветительной работы;
  • участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
  • участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.

14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.

15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;
  • участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительной работы с военнослужащими;
  • содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительной работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;
  • участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
  • оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.

16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.

19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учебы войск (сил). Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).

20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.

21. Обеспечение религиозной утварью, другими культовыми предметами для осуществления деятельности должностных лиц по работе с верующими военнослужащими на командира (начальника) воинской части (учреждения) не возлагается».

До 2006 г. пункт 4 ст. 3 ФЗ «О свободе совести…» содержал норму, согласно которой решением Президента РФ священнослужителям предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу. Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 г. № 24 «О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. № 51 «Об утверждении Положения о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу» были регламентированы вопросы предоставления священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу.

Положение об отсрочке от призыва на военную службу для священнослужителей было исключено из ФЗ «О свободе совести…» Федеральным законом от 06.07.2006 г. № 104-ФЗ.

Однако, в соответствии с п. 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», «право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане… в) которым это право дано на основании указов Президента РФ». Таким образом, Президент имеет право предоставить отсрочку от призыва на военную службу тем категориям граждан, которые он определяет самостоятельно.

«1. Предоставлять по просьбе религиозных организаций право на получение отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям (до 150 человек в год), получившим духовный сан (звание) и занимающим:

а) должность в религиозных организациях;

б) должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими — на время исполнения обязанностей по указанной должности.

2. Установить, что право на получение отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям, названным в пункте 1 настоящего Указа, предоставляется с 1 октября 2012 г. при условии, что священнослужители прошли (проходят) специальную подготовку, необходимую для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими» (…).

Следует констатировать, что из-за несовершенства формулировки первого пункта Указа в нем содержится неясность — предоставляется ли отсрочка священнослужителям, удовлетворяющим хотя бы одному из двух условий а) и б) или только двум условиям одновременно. В смысловом единстве с п. 2 Указа следует истолковать п. 1 так, что речь идет исключительно об отсрочке для священнослужителей, назначенных или проходящих подготовку для назначения на должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими.

Призыву на военную службу подлежат граждане до 27 лет (в соответствии с п. 1 статьи 22 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»). Автор настоящей книги сомневается, что юные священнослужители, не достигшие 27 лет и получившие отсрочку от призыва, смогут стать авторитетными духовными наставниками для военнослужащих.

Для обеспечения процесса реализации предусмотренного ст. 59 ч. 3 Конституции права гражданина, убеждениям или вероисповеданию которого противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой был принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», регламентирующий ее прохождение военнообязанными гражданами.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется Федеральным законом. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Как установлено ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», ее срок в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев.

Заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подается гражданином в военный комиссариат и рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Законом установлен перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Приказом Минздравсоцразвития от 15 февраля 2010 г. № 84н утвержден Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Это, как правило, медицинские и исправительные учреждения, различные унитарные предприятия и т. п.

Заместитель главы Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Алексей Вовченко сообщил , что по состоянию на 20 мая 2012 г. АГС проходит 971 гражданин. В ходе весеннего призыва 2012 г. на военно-альтернативную службу планируется направить 400 граждан.

Перечень работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, сегодня содержит 130 позиций. Из направленных на АГС граждан около 80% получили такое право в связи с вероисповеданием, 17% по личным убеждениям и 3% в связи с их принадлежностью к коренным малочисленным народам. Из числа граждан, направленных на АГС, почти 40% вообще не имеют специальности, а 21% имеют специальности, которые не востребованы работодателем.

Подавляющее большинство граждан (более 60%) проходит АГС в учреждениях социальной сферы: больницах, домах престарелых и инвалидов на должностях санитаров, подсобных рабочих, уборщиков. Наибольшее количество граждан проходит АГС в Краснодарском и Ставропольском краях, Московской и Смоленской областях, а также в Москве и Петербурге.