Формирование способностей. Способности и деятельность

Ключевые понятия темы:

способности, структура способностей, общие способности, специальные способности, задатки, одаренность, талант, гениальность

Понятие о способностях

Способности человека является его существенными свойствами.

Способности и деятельность, особенно труд, органично взаимосвязаны. Человеческие способности возникли и развились в процессе труда. Способности человека проявляются в деятельности, в труде. Способности как движущая сила имели решающее значение для развития науки и техники, создание материальных и духовных достижений, общественного прогресса.

С развитием труда и общественной жизни человеческие способности развивались, претерпевали изменения их содержание и структура, возникли и развились общие и специальные способности.

Способности - это своеобразные свойства человека, его интеллекта, оказываются в учебной, трудовой, особенно научной и другой деятельности и является необходимым условием ее успеха.

Каждый человек проявляет свои способности в определенной деятельности. Вне деятельностью это свойство человека нельзя выявить, описать и охарактеризовать. Поэтому мы и делаем выводы о способности человека по его работой и по результатам ее деятельности.

Характеризуя способности человека, мы делаем выводы о них, руководствуясь теми требованиями, которые ставит перед человеком учебная, производственная, научная и любая другая деятельность, оцениваем ее как активного деятеля, создателя материальных и духовных ценностей. Эта характеристика включает и оценку человека, готовится к предстоящей трудовой, творческой деятельности, осваивая человеческие достижения в определенной области познания.

Успех выполнения человеком определенной деятельности зависит, безусловно, не только от способностей, но и от других качеств. Например, двое друзей вступают в институт. Один сдает экзамены, второй терпит неудачу. Свидетельствует ли это о том, что один из них более способный? На этот вопрос нельзя ответить, пока не будет установлено, сколько времени потратил на подготовку каждый из них.

Таким образом, одним фактом успеха, приобретением знаний способности еще не определяются.

Каждая способность человека - это его сложная свойство, внутренняя способность отвечать тем требованиям, которые ставит перед ней деятельность, она опирается на многие другие свойства. К ним относятся, прежде всего, жизненный опыт человека, приобретенные ею знания, умения и навыки.

Известно, что чем богаче жизненный опыт, тем легче человеку достигать успеха в деятельности. Опытная, научно знающий человек шире и глубже осознает задачи, которые общество ставит перед ней, и успешно их решает, чем человек, который не имеет таких знаний.

Существенную роль при этом играет не только наличие самих знаний, но и умение применять их к решению новых учебных, практических, научных и других задач.

Поэтому нельзя рассматривать способности человека как свойства, независимые от его знаний, умений и навыков.

Способности человека опираются на имеющиеся у нее знания, умения и навыки, на те системы временных нервных связей, которые формируются и развиваются в процессе приобретения человеком новых знаний, умений и навыков.

Однако это не означает, что способности человека - это лишь ее умения, знания и навыки. Если бы это было так, то за ответом у доски или за удачно выполненной работой мы делали окончательный вывод о способности человека.

А на самом деле, как свидетельствуют данные специальных психологических исследований, отдельные люди, которые изначально не могут выполнять какую-то работу, после специального обучения начинают осваивать определенные умения и навыки и даже достигают высокого уровня мастерства.

Итак, способности не тождественны знаниям, умениям и навыкам.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит освоения знаний, умений и навыков, но которые, однако, не является знаниями, умениями или навыками.

Относительно знаний, умений и навыков способности представляют собой определенную возможность. Как брошенное в землю зерно еще не колоском, а только имеет возможность развития в зависимости от состава, влажности почвы, погоды и т.п., так и способности человека являются лишь возможностью для освоения знаний, умений, навыков. А то, превратятся эти возможности на способности, будет зависеть от многих факторов - форм и методов обучения и воспитания, покоя в семье и т.

Психология, отрицая тождество способностей и важных компонентов деятельности - знаний, умений и навыков, подчеркивает их единства.

Только после специального обучения можно установить, имеет ли человек способности к определенной деятельности. Ошибкой педагога является отнесение к неспособных тех учеников, у которых нет знаний. Игнорирование различий между способностями и знаниями в определенный момент обучения часто приводило к ошибкам в оценке возможностей.

Так, Н. В. Гоголя - гениального писателя - было оценено в свое время как человека с посредственными способностями. Молодой Суриков не был засчитан в Академию художеств как человек с посредственными художественными способностями. Его еще несовершенны рисунки были поводом к этому. За три месяца Суриков овладел техникой рисунка, получил необходимых умений и был в конце концов зачислен в Академию художеств.

Таким образом, способности и знания тесно и сложно взаимосвязаны. Способности зависят от знаний, но способности определяют скорость и качество освоения этих знаний. По знаний, умений и навыков способности скорее оказываются не в их наличии, а в динамике овладения ими, то есть в том, насколько при одинаковых условиях человек быстро, глубоко, легко и прочно осваивает знания и умения. Поэтому можно дать более точное определение способностей.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности и которые определяют различия в овладении необходимыми ей знаниями, умениями и навыками.

Способностями называются свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимаю совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

"Общие" и "специальные" способности

Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, и т.д.

Способности человека можно разделить на две группы:

1) Общие способности, т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности.

2) Специальные способности, которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности.

Понятие об одаренности

Соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии "одаренность", обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности.

Переход от эксплуататорского строя к социализму впервые открыл высокую ценность самых различных видов человеческой деятельности и снял с понятия "одаренность" ту ограниченность, от которой не могли избавить его даже лучшие умы буржуазной науки.

Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.

Итак, понятие "одаренность" не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики.

Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

В связи с этим надо решительно протестовать против отождествления одаренности с "высотой психического развития", отождествления, широко распространенного в буржуазной психологии.

Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный человек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять такие-то виды деятельности" и "данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития определенных способностей. Благодаря этому часто без достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденным его качествам.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Отсутствие способностей и одаренности еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют механизмы компенсации отсутствующих способностей. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания и умения, либо через формирование индивидуально – типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.


Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» 1 .

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.


Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б.М.Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» 2 .

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать при-

"Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - С. 32. 2 Там же. - С. 33.


родные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнореф-лекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формиро-


вания качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.


С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуко-высотного слуха - развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.


СПОСОБНОСТИ , ЗАДАТКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ

При обсуждении понятия «способности» в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались задатки. Попробуем теперь выяснить детальнее, что это такое и какая связь существует между задатками людей и их индивидуальными различиями по способностям.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различий. Откуда берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А.Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды» 1 .

Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Например, новорожденные дети-близнецы имеют не только общие черты, но и особенности, отличающие их друг от друга. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств.

^Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуаль ных различий: Тексты. - М, 1982. - С. 9.


Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют результаты исследований гомозиготных (имеющих идентичную наследственность) и гетерозиготных (обладающих разной наследственностью) близнецов. Некоторые из них, взятые из работ А.Басса и Р.Плоумина, представлены в табл. 14.

Сравнительное исследование гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что вопреки ожиданию их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной семье, причем в некоторых случаях даже уменьшаются.

Понятие о способностях

Способности – индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Б.М. Теплов выделяет три главных признака способностей:

1 . Способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2 . Способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3 . Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностей можно судить на основе:

Результативности деятельности

Скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

Оригинальности и самобытности выполнения работы

Степени легкости преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей.

1 . Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Например, эмоционально-моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2 . Способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3 . Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4 . Талант – владение сложной системой способностей, которая позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой-либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5 . Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

Виды способностей

общая структурно-уровневая организация системы способностей включает в себя пять основных макроуровней -макроуровни метаспособностей, общих способностей, интегральных способностей, частных (специальных) способностей и задатков.

Выраженность у личности способности к рефлексии во многом определяет уровень, стратегии и эффективность произвольной психической регуляции деятельности и поведения.

В частности, представленные материалы дают основания для выделения трех иерархических соподчиненных уровней в общей организации способностей - макроуровня (общие способности), мезоуровня (интегральные способности) и микроуровня (частные, специальные способности).

Действительно, как уже отмечалось, в настоящее время общепризнанной и традиционной является дифференциация способностей на две основные категории - частные (специальные) и общие. Первые также могут дифференцироваться в двух формах - в зависимости от принимаемого общего подхода - либо личностно-деятельностного, либо функционально-генетического . В соответствии с первым, они подразделяются по видам и типам деятельности, а в соответствии со второй - по основным психическим функциям и по соответствующим им основным психическим процессам.

Так, в классе общих способностей, могут, например, дифференцироваться интеллект, креативность и обучаемость; вместе с тем, вопрос о составе и, главное, о критерии дифференциации общих способностей остается до сих пор нерешенным.

Класс специальных (частных) способностей также подлежит дифференциации; при этом существуют два альтернативных подхода к их дифференциации и последующему изучению, обозначаемые понятиями личностно-деятельностной и функционально-генетической парадигм . Согласно первой из них, способности подразделяются по видам и типам деятельности, а согласно второй,- по основным когнитивным психическим функциям и соответствующим им основным когнитивным психическим процессам. точки зрения функционально-генетической парадигмы способности дифференцируются на основе критерия их соответствия с базовыми когнитивными психическими функциями и соответствующими им когнитивными психическими процессами. В результате этого выделяются сенсорные, перцептивные, имажинативные, аттенционные, мнемические и мыслительные способности. Они и образуют «ядро» специальных способностей; играют важнейшую и, более того, - определяющую роль во всей системе способностей личности.

класс интегральных психических процессов (целеобразование, антиципация, принятие решения, прогнозирование, программирование, планирование, контроль, самоконтроль). По отношению к традиционно выделяемым психическим процессам (процессам «первого порядка» или - «первичным процессам») они выступают в качестве «вторичных» психических процессов, локализуются на ином - более высоком, нежели они, уровне в общей структурно-уровневой организации системы психических процессов Итак, в системе интегральных процессов представлены такие процессы, которые: 1) ортогональны по отношению ко всем иным процессуальным образованиям психики (хотя, конечно, и тесно взаимосвязаны с ними и, более того, - производны от них); 2) дифференцируются по критерию объективного соответствия с какой-либо регулятивной функцией; 3) имеют индивидуальную меру выраженности, независимую от вида и типа деятельности, реализуемой субъектом. На основе этого можно высказать предположение, что в системе интегральных процессов проявляется столь же специфическая, как и сами они, категория способностей - интегральные способности личности

специфика природы и статуса интегральных способностей состоит в том, что они локализуются между уровнями частных (специальных) и общих способностей; они образуют поэтому ме-зоуровень в структуре способностей личности. Он расположен в континууме между макроуровнем общих способностей личности и микроуровнем ее частных, специальных способностей.

Среди различных подходов к классификации и определению общих способностей заслуживает внимания трактовка общих способностей, данная В.Н. Дружининым . Работая в рамках когнитивной парадигмы, объясняющей психические процессы в терминах процесса переработки информации, он выделяет три основных блока этого процесса: блок приема, переработки и применения информации. Соответственно трем указанным блокам, выделяются три общие способности - интеллект, обучаемость, креативность.

Виды способностей выделяются по двум критериям:

Степень сложности способностей,

Принадлежность определенному количеству людей.

На их основе выделяют четыре группы способностей:

1 . Элементарные общие способности . Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).

2 . Элементарные частные способности . Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).

3 . Сложные общие способности . Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе, например, способности к труду.

4 . Сложные частные способности. Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и не в одинаковой мере.

Общие способности.

К общим способностям относят интеллект как некоторую способность, которая определяет общую успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям путем решения задачи во внутреннем плане деятельности. Интеллект рассматривается как универсальная способность, влияющая на решение любых задач.

Модели интеллекта :

1. Модель Ч. Спирмена. Он занимался проблемой профессиональных способностей. При обработке результатов тестирования он обнаружил, что лица, успешно выполняющие тест на мышление, столь же успешно справляются с тестами на другие познавательные способности (память, восприятие и другие). Он предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяет:

Некоторый общий фактор (G) – общие способности

Фактор специфический для данной деятельности (S).

G – фактор он определял как общую умственную энергию. Далее между G и S факторами он выделил групповые факторы механических, лингвистических и арифметических способностей.

Для измерения генерального фактора используются тесты Айзенка, тесты интеллекта Кеттела.

2. Модель Л. Терстоуна. Л. Терстоун придерживался взглядов Торндайка, отрицавшего наличие общей основы интеллектуальных действий. Каждый интеллектуальный акт он рассматривал как результат взаимодействия множества отдельных факторов. Отсюда Л.Терстоун для изучения интеллекта использовал метод многофакторного анализа матриц интеркорреляций. Первоначально он вывел 12 факторов, но в исследованиях наиболее часто воспроизводились семь из них:

1. V - словесное понимание

2. W - речевая беглость

3. N - числовой фактор (скорость и тонкость арифметических вычислений)

4. S - пространственный фактор:

Успешность и скорость восприятия

Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве

5. M - ассоциативная память (механическое запоминание ассоциативных пар)

6. P - скорость восприятии:

Вербальное восприятие

Образное восприятие

7. I - индуктивный фактор. Связан с нахождением закономерностей и правил.

Дальнейшие исследования показали, что эти факторы зависимы друг от друга, что говорит в пользу существования единого генерального фактора, от которого они отказались.

3. Модель Гилфорда. Она основана на необихевиористской схеме «стимул – латентная операция – реакция». Под стимулом понимается содержание, определяемое природой материала или информацией, которую преобразует человек. Содержание включает в себя:

Изображение,

Символы (буквы, числа),

Семантика (слова),

Поведение (сведения о людях).

Латентные операции – психические процессы, к которым Гилфорд отнес: понятие, память, дивергентную продуктивность, конвергентную продуктивность, оценивание.

Реакция – результат применения операции к материалу. Результат – форма, в которой информация обрабатывается. Этих форм шесть:

1) элемент (соловей),

2) классы (птицы),

3) отношение (больше - меньше, часть - целое, причина –следствие и др.),

4) системы,

5) типы преобразований,

6) выводы.

Факторы, входящие в модель, независимы. Каждый фактор сочетается с остальными факторами. Всего таких сочетаний получается 5 х 6 х 4 = 120 факторов.

В настоящее время идентифицировано более ста факторов и для их диагностики разработаны соответствующие тесты. Эта модель используется в США при работе с одаренными детьми и подростками, создания программ обучения, направленных на развитие способностей учащихся.

Основным достижением Гилфорда считается разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Гилфорд рассматривает его как основу креативности. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата.

4. Модель Р. Кэттела. Он выделяет три вида интеллектуальных способностей: общие, парциальные, факторы операций.

Два фактора он назвал связанным интеллектом и свободным или текучим интеллектом.

Связанный интеллект определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в результате социализации. Он является мерой овладения культурой того общества и которому принадлежит индивид. Фактор связанного интеллекта коррелирует с вербальным и арифметическим факторами.

Свободный интеллект определяет первичное накопление знаний и, как предполагает Кэттел, не зависит от приобщенности к культуре. Он проявляется при решении перцептивных задач, требующих воспринять и найти отношения элементов.

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Р. Кэттел выделил лишь один парциальный фактор – визуализацию . Он определяет манипулированиие зрительными образами.

Фактор операции он рассматривал в качестве отдельных навыков, необходимых для решения конкретных задач. Факторная проверка этой модели показала, что она недостаточно обоснованна.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятиям способности и одаренности, полагая, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим.

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда.

При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические способности) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.

Вот почему способность нельзя свести к одному какому- либо свойству (хорошее цветоразличие, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.) Она всегда синтез человеческой личности.

Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

1. Понятие о способностях

Способностями называются свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Следует отметить, что слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам.

В первом случае под способностями понимаю совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

Понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение "хорошими организационными способностями", то, конечно, не думают при этом, что обладать "организационными способностями" - значит обладать "организационными навыками и умениями". Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его "организационными

способностями", предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.

Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова, ставшего в последствии знаменитым художником, поступить в академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали ему в поступлении в академию. Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие навыков от отсутствия способностей. Не смотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспеченно различными способами.

2. Структура и уровни развития способностей

Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память.

К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе, овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

3. Развитие способностей

Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. И процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6--7 лет. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития: специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха

4. "Общие" и "специальные" способности

Имеется такая структуризация, способностей, как выделение общих и специальных.

Общие способности -- это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные -- это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

На следующем рисунке наглядно представлена динамика и трансформация способностей.

Рис. 1 Динамика и трансформация способностей.

Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. Задатки на рисунке расположены в основании конуса. Далее представлены общие и специальные способности. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных. В 16--18 лет, когда происходит выбор профессии, у личности меняется и структура способностей, проявляются профессиональные способности, которые и завершают конус. На рисунке продемонстрировано, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рисунка также следует, что "конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а их разрушение идет в противоположном направлении.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

Применительно к массовым профессиям материально-производственного труда структура профессиональных способностей может быть представлена следующим образом.

Общечеловеческие способности -- в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства -- ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).

Общие способности -- "родовые" разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

Специальные способности -- требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

5. Задатки и склонности

Советские психологи считают (Г. С. Костюк, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев) считают, что под задатками следует усматривать не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овладевания деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Природные предпосылки способности стоят в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятия соответствующей деятельностью. Решающие значение имеют первые пробы сил в областях, которым соответствуют высокие сенсорно-моторные качества и склонности.

Иными словами, под задатками следует понимать первичную природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Безусловно, способность связана с какими-то врожденными анатомическими особенностями структуры мозга, в первую очередь с особенностями его микроструктуры. Эти особенности сказываются на характере процессов отражения и поведения личности.

Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности - это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличие определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной или мнимой склонности, обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

Заключение

способность гениальность психологический

Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способным и одаренным обычно называют человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Поэтому считают, что лучшая работа одних и более слабая других - явление не случайное, а обусловленное способностями.

Список использованной литературы

1. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, М., Просвещение, 2004.

2. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Вест, 2003.

3. Александров Ю.И.Психофизиология. М.: Гардарики, 2005.

4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АиСТ 2006.

5. Немов Р.С. Психология. М.: Гелан, 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие о способностях, их природа, виды и уровни. Проявление способностей у осуждённых, значение для практики исправительных учреждений. Тюремная направленность творческой деятельности. Особенности диагностики и развития способностей осуждённых.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Определение и виды способностей по их направленности, или специализации. Структура и уровни способностей, условия полноценного их развития. Экспериментальное исследование уровня проявления коммуникативных и организаторских склонностей у студентов.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Обзор природы способностей. Общая характеристика способностей человека. Раскрытие уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Исследование индивидуальных различий в способностях. Теории способностей психологов Теплова, Рубинштейна.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Общее понятие о способностях и их видах. Уровни проявления: способный, одаренный, талантливый, гениальный и их психодиагностика. Методы исследования и развития специальных способностей и одаренности. Различия в формировании способностей у мужчин и женщин.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Способности, как индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, этапы их формирования. Сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, мыслительные, коммуникативные способности. Механизм развития творческих способностей младших школьников.

    реферат , добавлен 21.10.2013

    Понятие о способностях. Виды способностей у осужденных. Способность осужденного вернуться к полезной деятельности. Проявление способностей у осужденных. Тематика художественного творчества. Особенности диагностики и развития способностей осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Понятие способностей, их структура, условия проявления, формирование и развитие, качественные и количественные особенности. Единство способностей и умений, знаний, навыков. Математические способности школьников. Свойства педагогических способностей.