Гарри поттер перевод марии спивак читать. Почему фанаты протестуют против перевода "гарри поттера" марией спивак

Ничего не имею против инженеров-математиков (наша Маша) и юристов (редактор поттерианы Анастасия) с неоконченным высшим. Но мне очень жаль, что в редактуру и переводы идут все, кому не лень. Нет профессиональных переводчиков и филологов. От этого и возникают довольно странные переводы.
Начнем, пожалуй, с заезженной темы - имена.
Герои уже были известны с теми именами, которые им дали в оригинальной истории и первых переводах. Уже по этим именам сняли фильмы... И(барабанная дробь) многие любительские истории, в которых были задействованы персонажи поттерианы, написаны с двумя эквивалентами имен (к примеру, тот же Волан-де-Морт, Невилл с его двумя фамилиями, названия факультетов и фамилия нашего несчастного Северу Снейпа (Снегг)). Есть два варианта имен - оригинал и перевод с фильмов.
Зачем менять еще раз, ума не приложу.
Воландеморта (Волан-де-Морта) трогать не будем, с теорией о французском эквиваленте, если вспомнить, что английский язык очень много заимствовал слов именно из французского. Можно читать и с мягкой л.
Можно проглотить и Муглы, Дудли... хотя, я думаю, все знают, что по-английски u читается, как а...
Профессора Белку и ту проглотим. Поймем о ком идет речь... Хотя Квиррелл звучит красивее.
Даже Уэсли... ну, ладно... будем Малфоем, который любил издеваться над Роном, поковеркаем фамилию от лица зеленого факультета. Идем на сторону зла. У него печеньки, говорят, есть.
Но вот за Северуса обидно. Какие к черту говорящие фамилии? Вы в школе хоть раз образы персонажей составляли? Или в интернете списывали, что уже давным-давно предложили?
Все прониклись к данному персонажу, стоит только узнать историю его жизни.
Злодеус Злей - новое имя любимого профессора. Если бы меняли имя, то меняли бы на более приближенное к его характеру. Идем с простого - фамилия - совмещение слов "зло" и "зелье"... Хорошо, да, он зельевар. Злой? Скорее обижен на судьбу - всю жизнь его унижали, любимая девушка ушла к человеку, который обтирал об него ноги. Да, он пошел в Пожиратели Смерти, но сумел выйти из этого. Да, он не очень тепло, с виду, относился к самому Гарри, но все же помнят, что Северус по-тихому оберегал Гарри, как сына любимой женщины? А тут уже чистая психология, что мне очень понравилось в истории Дж.Роулинг. Мужчина, если любит женщину, будет привязан и к ее ребенку, даже если он от другого мужчины. Так что злым Северуса назвать уж никак нельзя. Что касается имени "Злодеус" - все то же самое. Злодеус, как я поняла, произошло от слова "злодеяния"... Не буду повторять, все, что написала выше. Он не злой, просто скрытен характером.
Думаю, на этом с именами можно закончить, быстренько прошлись по всем известным пунктам. Перейдем непосредственно к самому тексту. Кто там говорил, что текст литературный? Мой совет, пора кому-то вновь перечитать классику или хотя бы открыть толковые словари, ибо литературный язык - это норма языка, его красивый и правильный строй. Разговорный и молодежный язык уж точно никак нельзя называть литературным. Помойный язык - так его можно назвать.
Пройдем по первой книге.
Открываем первую главу:
"....Дудли устраивал скандал: метался в стуле и отчаянно швырялся овсянкой..."
Простите? "Метался в стуле" Ребенок? В стуле? Мария, а как вы в стул ребенка запихнули?
"Швырялся" - отрываем толковый словарь. Батюшки, что я вижу, помета "разг" в первом значении - то есть разговорный язык. Ладно, такое слово простительно, с натяжкой, но простить можно.
"«Зайчик мой», прокурлыкал мистер Дурслей..." Народ, в редакцию требуется корректор. Кто-то забыл правила оформления прямой речи! Куда вы дели тире после прямой речи?
На этой же странице:
"В первое мгновение он даже и не понял, что же такое увидел – но потом рывком повернул голову назад".
Неужели тут сейчас начнут кричать про авторскую пунктуацию? Я вас умоляю, судари, оставьте этот бред. Годится только запятая.
"Мистер Дурслей поморгал и уставился на кошку. Кошка в упор посмотрела на него. Потом, когда мистер Дурслей уже завернул за угол и поехал по шоссе, он следил за кошкой в зеркальце заднего вида.На этот раз кошка читала указатель с названием улицы".
Бурум... Неоправданная тавтология. Почему бы не поставить просто местоимение "она"? В четырех предложениях и слово "кошка" есть в каждом. И только во второй части четвертого предложения вспоминает наш переводчик, а вместе с ним и редактор с корректором о местоимениях. Браво! Хотя... рано я радовалась, дальше там снова кошка.
"...а одет в изумрудно-зеленую мантию! Вот бесстыжий!" Да, давайте накажем его. И еще по попке сделаем ата-та.
Как же весело, однако, все это читать. То текст для аудитории молодежной, то резко так для трехлетнего ребенка. А если еще с интонацией мамочки прочитать...
"...но зато люди на улице это видели; они стояли раскрыв рты и смотрели..." Да не изменит мне память, но, может, все-таки здесь будет двоеточие? Или опять скажете, уважаемый переводчик на пару с редактором, а к ним третьим припишем корректора: "Я художник, я так виду!" Да на кол таких художников посадить.
И "раскрыв рты" - деепричастный оборот, он всегда выделяется запятыми. Где они?
"он решил выйти на улицу размяться,да заодно купить в булочной парочку пончиков." Перед "да" запятая не нужна, потому что "да" в данном случае приобретает значение "и", поскольку тут простое перечисление двух однородных членов.
(Это все та же первая глава).
Как такое можно давать читать детям? Корявый текст, полный ошибок? Книги должны учить еще и грамотности, а тут... Очень обидно, что Махаон пользуется услугами неквалифицированных кадров. И у меня появился неожиданно вопрос для тех, кто так встал на защиту бедной Марии Спивак. Вы вообще хотите, чтобы ваши дети, читая увлекательные книги, еще могли саморазвиваться? Или, покупая им книги, вы сами их не проглядываете? Ну, тогда разговаривать с вами не о чем, раз вы не видите орфограммы, которые (!) проходят еще в школе. Вставайте дальше на защиту таких кадров.

Умерла переводчица Мария Спивак. Почему её не любили поттероманы

В пятницу, 20 июля, умерла переводчица Мария Спивак, известная прежде всего по переводам книг Джоан Роулинг - автора саги о Гарри Поттере. Работа Спивак была отмечена литературными премиями, однако особой любовью у поттероманов она не пользовалась: они даже создавали онлайн-петицию, чтобы отстранить Спивак от перевода книг Роулинг.

Директор российского книжного издательства «Фантом Пресс» Алла Штейнман в пятницу, 20 июля, сообщила о кончине переводчицы книг о Гарри Поттере Марии Спивак.

Alla Shteynman

Сегодня умерла Маша Спивак. Моя дорогая подруга, прости, что не уберегли тебя. RIP.
Подробности про дату похорон будут позже.

Информацию о смерти Спивак также подтвердила переводчица Ольга Варшавер.

Ольга Варшавер

Сегодня умерла Маша Спивак.
Подробностей о прощании еще нет, но будут у Alla Shteynman.
И очень прошу не устраивать в такой день разбор переводческих полетов. Это совершенно неуместно.
Светлая память Маше.

Замечание по поводу «разбора переподческих полётов» относится к той неоднозначной репутации, которой Мария Спивак пользовалась у русскоязычных поклонников творчества английской писательницы Джоан Роулинг.

Спивак не была профессиональным переводчиком. Сама она так описывала свой приход в профессию в интервью порталу PotterLand .

По образованию я инженер-математик, и переводчиком стала волшебным образом – благодаря Гарри Поттеру. Наши судьбы похожи: ему внезапно открылось, что он колдун, а мне – что я переводчик. Для меня пересказывать иностранный текст своим языком – своим во всех смыслах: своим родным и своим индивидуальным – и передавать все нюансы этого текста – истинное наслаждение.

С Гарри Поттером Мария познакомилась на языке оригинала в 2000 году и тут же решила создать свой, авторский перевод книг Роулинг на русский язык. К тому времени у Спивак уже был опыт литературного перевода - она пересказала на русском языке культовый роман Дугласа Адамса «Путеводитель „Автостопом по Галактике“», и этот перевод пользовался успехом у её друзей.

В своей версии Спивак старалась переводить имена собственные почти буквально, так появились профессор Думбльдор, Невилл Длиннопоп и Злотеус Злей. При этом в официальном переводе от издательства «Росмэн» фигурировали Дамблор, Долгопупс и Северус Снегг.

С 2000 по 2002 год первые четыре книги Роулинг о мальчике со шрамом на лбу в переводе Марии Спивак были опубликованы на сайте НИИ «Гарри Поттер» . Однако после вмешательства правообладателей переводы были удалены, а Спивак продолжила работу над двумя следующими книгами серии под псевдонимом Эм. Тасамая.

В 2013 году у издательства «Росмэн» закончилась лицензия на издание произведений Джоан Роулинг на русском языке, и книги начал выпускать «Махаон», входящий в группу «Азбука-Аттикус». Новые издатели отказались от сотрудничества с переводчицей Мариной Литвиновой и её коллегами, сотрудничавшими с «Росмэном», и обратились к Спивак.

Позднее переводчица жаловалась, что некоторые из решений редакторов издательства привели к тому, что читатели невзлюбили её переводы. Вот что она рассказывала в интервью НИИ «Гарри Поттер».

Пока мой перевод лежал только в сети, я получала миллионы восторженных писем. А когда его издали, то я стала получать не только многочисленные ругательные отзывы, но и еще более многочисленные угрозы меня убить.

На сегодняшний день издано одиннадцать книг Джоан Роулинг в переводе Марии Спивак, включая «Фантастические твари и где они обитают», «Квидиш сквозь века» и «Сказки барда Бидля».

В 2017 году, когда издательство «Азбука-Аттикус» анонсировало издание новой книги о Гарри Поттере, представляющей собой печатную версию сценария спектакля «Гарри Поттер и проклятое дитя», противники переводов Спивак создали

Если коротко, то главная проблема заключается в том, что большинство критикующих перевод Марии Спивак сражаются с "соломенным переводом" (см. демагогический прием " ").

В закладки

Предыстория

В 2013 году права на издание книг о Гарри Поттере перешло от издательства "РОСМЭН" к издательству "Махаон", и с 2014 года сага издается другом переводе - самом известном "альтернативном переводе" от Марии Спивак. Так что многие поклонники уже были знакомы с этим переводом. Тем не менее, для значительной части читателей "новое прочтение" известных книг стало полной неожиданностью.

Немалую популярность получила табличка со сравнением "старого" и "нового" переводов, примеры из которой используются как главный аргумент противников перевода Спивак. Вот и в сегодняшнем новости о переводе «Гарри Поттер и окаянное дитя» всплыла ссылка пост на Пикабу с этой таблицей.

Именно эту таблицу я и хочу разобрать по пунктам.

Сравнительная таблица

"А с новым переводом они приобрели новые имена" - говорит нам пафосный пост на Пикабу

Итак, в таблице 16 пунктов (причем один из них дублируется, но кого это волнует при перепосте), где как имена, так и некоторые названия.

А теперь пришла пора применить немного магии.

Магия - сила!

1. Семейство Дурсль

В оригинале фамилия прекрасных родственников Гарри - Dursley. Почему вариант перевода "Дурслей" хуже, чем вариант "Дурсль", остается решительно не ясным.

2. Улица Тисовая

В оригинале Dursley family живут на Privet Drive. А тут ведь какое дело:

Privet, бирючина!

Таким образом, здесь перевод Спивак является более точным .

3. Рубеус Хагрид

Тут все верно, в оригинале Rubeus Hagrid, у Спивак - Рубеус Огрид

4. Маглы

Тут всё верно

5. Волан-де-Морт

В оригинале Voldemort, так что здесь перевод Спивак является более точным .

6. Северус Снегг

Тут всё верно, хотя лично мне вариант Злей нравится больше, чем Снегг (но конечно хуже, чем оригинальный Снейп)

7. Профессор Дамблдор

Тут все верно, в оригинале Professor Dumbledore

8. Тисовая улица

9. Полумна

Тут начинается самое интересное. В оригинале Полумну зовут Luna Lovegood. Ее прозвище, которое пренебрежительно дали ей однокашники, - Loony, что РОСМЭН перевел как "Полоумная" и именно для созвучия "Полумна-Полоумная" Луна и была переменована.

У Спивак эта проблема решается по-другому: для созвучия подгоняется прозвище - не очень благозвучно звучащее по-русски "Психуна". Однако это позволило оставить многострадальной мисс Лавгуд оригинальное имя.

Таким образом правильно в таблице должно было быть записано "Полумна (Полоумная) Лавгуд -- "Луна (Психуна) Лавгуд".

То есть в таблице написана просто-напросто неверная информация.

10. Профессор Трелони

Это еще более смешная ложь.

"Профессор Самогони" у Спивак - это мадам Хуч (она же мадам Трюк). А Профессор Трелони у Спивак - профессор Трелани.

11. Оливер Вуд

Тут всё верно, в оригинале Oliver Wood. Хотя здесь замена объяснима игрой слов

12. Профессор Квирелл

В оригинале он Professor Quirrell, в интернет-переводе он действительно "профессор Белка", однако же в издании Махаона он вообще оказался Страунсом. Так что таблица опять вводит в заблуждение

13. Батильда Бэгшот

С одной стороны, про Жукпук применительно к изданию "Махаон" - это ложь, но я квалифицирую это как ошибку, потому что в интернет-переводе Батильда действительно Жукпук.

14. Крестраж

В оригинале Horcrux, учитывая варианты этимологии, вариант "Окаянт" выглядит ничем не хуже, чем "Крестраж".

15. Когтевран

Здесь всё верно, хотя в "интернет-переводе" был правильный "Равенкло".

16. Пуффендуй

В оригинале - Hufflepuff, так что здесь перевод Спивак является более точным .

Итого

По итогам разбора проапдейтил таблицу, добавив два столбца: "Оригинал" (что полезно для оценки "правильности" перевода) и "Статус".

Статус может иметь три значения:

1) "Справедливо" - когда претензия к переводу обоснована.

2) "Ошибка" - когда перевод Спивак как минимум не хуже, чем перевод РОСМЭНа (плюс случаи когда представлен неактуальный вариант перевода), т. е. когда вариант Спивак имеет не большую степень вольности перевода (примеры: "Злотеус Злей" - более вольная версия перевода, чем Северус Снегг, поэтому претензия справедлива, но "Окаянт" не более вольная версия перевода, чем "Крестраж", поэтому претензия не справедлива).

3) "Ложь" - когда в таблице указано то, что не соответствует действительности.

Как всё обстоит на самом деле

Таким образом, 63% популярной таблицы с критикой перевода Марии Спивак - это либо ошибки, либо ложь.

"Соломенное чучело", как и было сказано.

Важные уточнения

1) Да, лично я считаю, что перевод Спивак "более лучший", чем перевод РОСМЭНа.

2) Да, я осознаю, что он, мягко говоря, неидеален, что с точки зрения перевода имен, что с точки зрения стиля.

3) Да, я понимаю, что большинство, знакомых и с тем, и с другим переводом, предпочитают перевод РОСМЭНа.

Главная цель этого текста - донести, что критиковать перевод Спивак стоит за реальные недостатки, а не за мутную табличку с именами, которая на две трети состоит из нерелевантной ерунды.

Написать

Несколько дней назад среди обитателей Рунета, интересующихся литературой, взорвалась небольшая «бомбочка», когда группа энтузиастов принялась собирать подписи против переводов поттерианы за авторством Марии Спивак. Понаблюдав со стороны за этой бучей мне захотелось вставить свои пять копеек.

Оговорюсь, нижеизложенное - сугубо личное мнение. Не позиция журнала «Мир фантастики», не взгляд редактора книжного раздела этого журнала. А просто мнение поклонника фантастики с очень солидным стажем чтения.

Сначала немного истории. Когда «Росмэн» только приступил к выпуску книг Роулинг в России, цикл уже был международным бестселлером, но тотальное мировое безумие вокруг него только начиналось. До нас доходили лишь отголоски, потому, похоже, в издательстве опасались, что серия «не пойдёт». Иначе невозможно объяснить, почему для перевода потенциального мега-хита не были привлечены лучшие силы. Ведь есть в России действительно выдающиеся переводчики с английского, на счету которых немало блестящих работ. Лихачёва, к примеру, или Доброхотова-Майкова. Есть и немало других. Но понятно, что работа высококлассного переводчика стоит денег. И для перевода «кота в мешке» такого привлекать просто не имеет смысла. Вероятно, книги о Поттере сочли именно таким «котом», ведь подростковое фэнтези в те времена у нас не котировалось. Достаточно сказать, что первый тираж книги составил скромные для такого хита 30 тысяч. Это потом уже были допечатки - почти полмиллиона, не говоря уже о многочисленных переизданиях.

В общем, «Росмэн» каким-то «левым» образом привлек к работе над «Философским камнем» Игоря Оранского, спортивного журналиста, который заодно баловался переводом фантастических рассказов. Сам Оранский отмечал, что остался к тексту Роулинг абсолютно равнодушен. В результате книгу просто неинтересно было читать. Совершенно непонятна была вся шумиха вокруг романа и цикла на Западе. Они что там, рехнулись? С какой стати эта унылая и наивная фигня заделалась мировым бестселлером?

С этих книжек у многих началось знакомство с «Гарри Поттером»

Уже сложившаяся поттеровская фан-база (ведь по-английски у нас читает немало людей) буквально взорвалась! О, какие бури бушевали в Сети! При большом желании (ведь интернет помнит практически всё) можно покопаться в этих древних записях 2000 года и насладиться… Перевод Оранского просто распяли, и хотя ряд ошибок в дальнейших изданиях был исправлен, «чёрная метка» прочно закрепилась за этой работой. Самое забавное, что даже этот спорный вариант имел солидный успех, хотя, вероятно, шумихе вокруг поттерианы способствовала мировая истерия.

И вот на этом фоне в Сети стали появляться «народные переводы» - как первого, так и других, уже вышедших на Западе томов. Они были ужасны - фактические подстрочники, которые редактировали все кому не лень. И одним из таких самопалов был перевод Маши Спивак, который на фоне остальных выделялся словно бриллиант среди булыжников.

Более того, поттериана от Спивак (а она принялась постепенно переводить и остальные книги) среди фэнов котировалась намного выше официальных версий от «Росмэна»! Хотя начиная со второго тома издательство привлекло солидные силы. «Тайную комнату», «Узника Азкабана» и отчасти «Кубок oгня» переводила именитый филолог-профессионал Марина Литвинова. А в работе над последующими книгами участвовал целый блестящий коллектив, среди которых были такие звезды отечественного литературного перевода, как Виктор Голышев, Владимир Бабков, Леонид Мотылев, Сергей Ильин, Майя Лахути. Хотя ляпы встречались и здесь. Например, финальный роман цикла, «Дары Смерти», получился скомканным. Ради оперативности книгу переводили сразу трое - Ильин, Лахути, Сокольская, отчего роман стилистически вышел очень разнородным. Именно ради исправления подобных недочетов и существует литературный редактор, которого, похоже, у этого издания просто не было…

«Гарри Поттер» от РОСМЭН: «чёрная серия»

К тому времени переводы Спивак были уже фактически запрещены, ведь официально они считались пиратскими. История об охоте на них - это отдельная песня! И как только фанаты не исхитрялись, борясь с системой, - «Эм. Тасамая» стала фактическим мемом…

И вот сейчас, когда права на издания поттерианы перешли в другие руки, «Махаон» и «Азбука-Аттикус» использовали именно переводы Спивак (понятное дело, сильно отредактированные в сравнении с сетевыми версиями). Пока речь шла о переизданиях книг, которые, судя по всему, были уже практически в каждом доме, особого шума это не вызвало. Однако с появлением новой книги о Поттере ситуация изменилась. Все, кто фанател от поттерианы, наверняка захотят купить новый роман, - но ведь подавляющее большинство «охвачено» именно росмэновским переводом, и версия от Спивак кажется им чуждой. Так что шумиха понятна.

Я не берусь судить о сравнительных преимуществах и недостатках росмэновской и азбучной версий в плане фактологии, к примеру. Тем более что скоро у нас выйдет обстоятельная статья на эту тему. Выскажу лишь своё мнение как человек, читавший обе версии. Лично мне поттериана от Спивак нравится гораздо больше, и вот почему.

Спивак очёнь чётко ухватила дух поттерианы. Её перевод часто упрекают в «детскости», но, помилуйте, цикл ведь и написан преимущественно для детей! В первом романе герою всего одиннадцать, с каждой книгой он взрослеет, что происходит и с его читателями. И выбранный Спивак подход совершенно оправдан. Перед нами прежде всего увлекательные сказки «со смыслом», причём с каждым новым томом сказочности становится всё меньше, а смысла всё больше. Романы о Поттере версии Спивак - это вменяемый синтез очаровательной сказочности, детской непосредственности, внешней увлекательности и вполне серьёзного смыслового наполнения. Именно этого не хватает росмэновскому переводу - авторской магии, без которой не было бы столь сумасшедшего успеха серии, там просто нет! Перевод делали серьёзные люди, работавшие профессионально и ответственно. Но не более того…

Хотя главный просчёт, пожалуй, именно в том, что росмэновскую версию суммарно переводило аж двенадцать человек! Ситуацию мог бы исправить ОДИН литредактор, который приводил бы разнобойный перевод к общему знаменателю. Ну, как это делал, к примеру, Александр Жикаренцев, в своё время курировавший в «Эксмо» переводы Терри Пратчетта - там ведь тоже работало много людей, и не все переводы были одинаково хороши. Но увы.

Переводы же Спивак в этом смысле гораздо более цельные. С первого до последнего слова серии переводом занимался один человек, который к тому же был искренне увлечён оригиналом и работал от всей души. И это тоже немаловажно… Именно «душевность» привлекает в версии от Спивак - текст Роулинг живёт и играет, дышит и блестит. Его читаешь с наслаждением, с радостью, он по-настоящему «вкусный», словно пакет разноцветных конфет из-под новогодней ёлки… На этом фоне росмэновская версия смотрится плотным и сытным обедом из первого-второго-третьего. Питательно, полезно - да, возможно. Только, увы, невесело.

В «Махаоне» вышло вот такое шикарное издание «Гарри Поттера»

Пожалуй, главный недостаток версии Спивак, который и стал камнем преткновения, - это перевод имён собственных и ряда названий. Здесь, пожалуй, отчасти можно согласиться с недовольными. Если в начальных, самых беззаботных и сказочных томах цикла «говорящие» имена ещё смотрелись пускай и экзотично, но более или менее уместно, то в более мрачных книгах их откровенная детскость выглядит уже просто нелепо. Злотеус Злей, бррр… С другой стороны, в росмэновских переводах тоже есть такие перлы, что закачаешься, - Долгопупс, к примеру. Наверное, более уместным было бы вообще не переводить имена, ограничившись сносками или подробным глоссарием. Но что сделано, то сделано - в обоих вариантах.

Однако если отрешиться от имен и терминов (тем более что многие из них довольно удачно отражают сущность персонажей, названий и предметов), остальные претензии к переводам Спивак просто рассыпаются в прах.

Более того, уверен на сто процентов: если бы «Росмэн» с самого начала выпускал поттериану именно в переводе Спивак, то все те, кто сейчас с пеной у рта кричат им «ату!», с тем же самым пылом-жаром их бы защищали. Потому что вопрос вовсе не о реальном качестве переводов. Право первородства и дело привычки - вот в чём секрет. Подавляющее большинство читателей поттерианы познакомилось с книгами именно в переводе «Росмэна» - и просто привыкли к нему. Будь он хоть в миллион раз хуже переводов Спивак - первая любовь не ржавеет…

Но тем, кто только знакомится с книгами Роулинг, от всей души советую: читайте сами и давайте своим детям этот цикл именно «от Спивак». Получите гораздо больше искреннего удовольствия! А остальным придётся смириться или пойти по проторенной дорожке фанатов «нулевых», создавая сайты с «народным переводом» восьмого тома серии…