Где воевал колчак. Все реформы Колчака провалились

Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 г., в Санкт-Петербурге. Сперва он получил домашнее образование, затем его определили в гимназию. По вероисповеданию Александр был православным, что он неоднократно подчеркивал.

На экзамене, при переводе в третий класс, он получил “3” по математике, “2” по русскому и “2” по французскому, за что чуть было не оказался второгодником. Но вскоре он исправил “двойки” на “тройки” и был переведен.

В 1888 г. юный Колчак стал студентом Морского училища. Там ситуация изменилась до неузнаваемости. Бывший двоечник буквально “влюбился” в будущую профессию и стал относиться к учебе очень ответственно.

Участие в полярной экспедиции

В 1900 г. Колчак присоединился к полярной экспедиции, возглавляемой Э.Толлем. Целью экспедиции было исследовать район Северного ледовитого океана и попытаться найти полумифическую Землю Санникова.

По мнению руководителя экспедиции, Колчак был энергичным, деятельным и преданным науке человеком. Он назвал его лучшим офицером экспедиции.

За участие в исследовании лейтенант А. В. Колчак был награжден Владимиром четвертой степени.

Участие в войне

В конце января 1904 г. Колчак подал прошение о переводе в Морское ведомство. Когда оно было удовлетворено, он подал ходатайство в Порт-Артур.

В ноябре 1904 г. за службу он был награжден орденом Св. Анны. В декабре 1905 г. – Георгиевским оружием. Вернувшись из японского плена, он получил орден Станислава второй степени. В 1906 г. Колчаку торжественно вручили серебряную медаль в память о войне.

В 1914 г. его, участника обороны Порт-Артура, наградили нагрудным знаком.

Дальнейшая деятельность

В 1912 г. Колчак получил звание фланг-капитана. Во время Первой мировой войны он активно работал над планом минной блокады немецких баз.

В 1916 г. он получил звание вице-адмирала. В его подчинении находился Черноморский флот.

Убежденный монархист, после Февральской революции он, тем не менее, присягнул Временному правительству.

В 1918 г. он присоединился к “Директории”, тайной антибольшевистской организации. К этому времени Колчак был уже военным министром. Когда руководители движения были арестованы, он получил пост Главнокомандующего.

Сперва судьба благоприятствовала генералу Колчаку. Его войска взяли Урал, но вскоре его стала теснить Красная армия. В итоге он потерпел поражение.

Вскоре он был предан союзниками и выдан большевикам. 7 февраля 1920 г. А. Колчак был расстрелян.

Личная жизнь

Колчак был женат на С. Ф. Омировой. Потомственная дворянка, воспитанница Смольного института, Софья была сильной личностью. Их отношения с Александром Васильевичем были непростыми.

Софья Федоровна подарила Колчаку троих детей. Две девочки умерли в раннем детстве, а сын Ростислав прошел Вторую мировую войну и умер в Париже в 1965 г.

Личная жизнь адмирала не была богатой. Его “поздняя возлюбленная”, А. Тимирева, после его казни несколько раз была осуждена.

Другие варианты биографии

  • Именем Колчака называется один из островов Таймырского залива, а также мыс в том же регионе.
  • Сам Александр Васильевич дал имя другому мысу. Он назвал его мысом Софьи. Это название сохранилось до наших времен.

Биография и эпизоды жизни Александра Колчака. Когда родился и умер Александр Колчак, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты адмирала и политического деятеля, фото и видео.

Годы жизни Александра Колчака:

родился 4 ноября 1874, умер 7 февраля 1920

Эпитафия

«И каждый год Седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все́ давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день -
Для них такой же, как и все́, -
Оторванный листок календаря».
Из стихотворения Анны Тимирёвой, возлюбленной Колчака, «Седьмое февраля»

Биография

Человек со сложной и трагической судьбой, один из лучших адмиралов в истории флота по свидетельствам современников, Колчак отличался благородством и прямотой. Он воплощал понятие о чести русского офицера. Бесстрашный полярный исследователь, всей душой преданный морю и родине, Александр Васильевич Колчак заслужил при жизни огромный авторитет у соотечественников и уважение даже врагов. Увы, судьба этого незаурядного человека оборвалась трагически, как и сотни других судеб в то роковое время, когда ему довелось жить…

Александр родился в дворянской семье потомственных военнослужащих. В гимназии мальчик учился из рук вон плохо, был едва не оставлен на второй год, и по окончании трёх классов отец принял решение перевести его в Морское училище. Вот там-то раскрылось истинное призвание будущего адмирала. Он стал лучшим учеником и ментором для своих однокашников. А увидев однажды море, Колчак навсегда отдал ему своё сердце.

Характер будущего адмирала всегда был пылким и страстным. Колчаку претила рутина, как впоследствии раздражала его и штабная служба. Он рвался в бой, на дело, и в конце концов был отправлен в полярную экспедицию. На Крайнем Севере Колчак проявил себя как увлечённый и грамотный учёный и бесстрашный командир, а его научные работы внесли значительный вклад в развитие отечественной науки.

Александр Колчак — командующий Черноморским флотом (1917 г.)


Получив командование Черноморским флотом, Колчак вновь проявил себя: многим не нравился жёсткий нрав командующего, но вместе с тем его уважали и матросы, и офицеры. Благодаря Колчаку в смутные годы войны и революции на Черноморском флоте не происходило тех ужасов, которые творились на Балтийском. Известие об отречении и гибели царя стало для адмирала ударом. Но первейшей своей целью он считал служение России, спасение её из омута смутного времени. Колчак принял звание главнокомандующего и возглавил белое движение, став его символом и знаменем.

Но движение это было обречено. Внутренние раздоры, двуличие иностранных союзников, общая растерянность в борьбе с собственным народом - немало исторических работ описывают те страшные годы. Колчак не был политиком; он был солдатом, и ему непросто давалась необходимость управления. Сперва собственные люди, а затем и союзники, на слово которых Колчак полагался, предали его. После недолгого заключения адмирал был без суда расстрелян. Тело его было сброшено в речную прорубь, и сегодня только символический крест на берегу Ангары отмечает место гибели достойного сына России.

Линия жизни

4 ноября 1874 г. Дата рождения Александра Васильевича Колчака.
1885-1888 гг. Обучение в Шестой петербургской классической гимназии.
1888 г. Поступление в Морское училище.
1890 г. Первый выход в море.
1892 г. Получение звания младшего унтер-офицера.
1895 г. Обучение штурманскому делу.
1897-1898 гг. Плаванье в Корею и Японию.
1898 г. Получение звания лейтенанта.
1899 г. Публикация первой научной статьи.
1900-1901 гг. Участие в Русской полярной экспедиции под руководством Толля.
1903 г. Колчак становится членом Императорского Русского географического общества.
1903-1904 гг. Командование спасательной экспедицией и поисками Толля на острове Беннетта.
1904 г. Женитьба на С. Омировой.
1904-1905 гг. Участие в Русско-японской войне. Получение ордена Святой Анны 4-й степени.
1906 г. Получение Константиновской медали географического общества.
1908 г. Получение звания капитана второго ранга.
1909 г. Публикация самого крупного научного труда Колчака о гляциологии.
1909-1910 гг. Участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
1913 г. Получение звания капитана первого ранга и назначение исполняющим на должность оперативного отдела штаба командования Балтийского флота.
1915 г. Назначение командующим Минной дивизии Балтийского флота. Знакомство с Анной Тимирёвой.
1916 г. Получение звания контр-адмирала, затем - вице-адмирала и командующего Черноморским флотом.
1917 г. Отбытие в составе русской военно-морской миссии в Англию и США.
1918 г. Поездка в Сингапур, Китай и Японию. Назначение военным и морским министром Временного Всероссийского правительства.
1918 г. Присвоение Колчаку звания адмирала и Верховного правителя России.
1919 г. Великий Сибирский Ледяной поход.
1920 г. Предательство союзников и выдача Колчака.
7 февраля 1920 г. Дата смерти Александра Колчака.

Памятные места

1. Троицкая церковь «Кулич и пасха» (проспект Обуховской Обороны, д. 235), где был крещён Александр Колчак.
2. Морской кадетский корпус (ранее - Морское училище), где учился Колчак (Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17).
3. Нагасаки, где Колчак провёл зиму 1897-1898 гг. на крейсере «Крейсер».
4. Таймыр, где Колчак побывал во время Русской полярной экспедиции в 1900 г.
5. Остров Беннетта, куда Колчак отправился со спасательной экспедицией в 1903 г.
6. Люйшунькоу (ранее - Порт-Артур), в обороне которого Колчак участвовал во время Русско-японской войны в 1904 г.
7. Лиепая (ранее - Либава), где Колчак жил во время довоенной службы на Балтийском флоте.
8. Хельсинки (ране - Гельсингфорс), где Колчак познакомился с Анной Васильевной Тимирёвой.
9. Севастополь, где Колчак жил в 1916-1917 гг. во время командования Черноморским флотом.
10. Вашингтон, где в 1917 г. Колчак встречался с президентом США Вудро Вильсоном.
11. Пекин, куда Колчак прибыл в 1918 г.
12. Омск, где располагался штаб Колчака с 1918 г.
13. Иркутская тюрьма (ул. Баррикад, 63), где Колчак содержался перед расстрелом. Ныне в тюрьме расположен исторический музей с экспозицией в камере адмирала.
14. Крест на месте упокоения Колчака на берегу Ангары.

Эпизоды жизни

Всероссийская известность пришла к Колчаку во время его командования Черноморским флотом. Колчак считался признанным мастером минной войны, и ему удалось практически очистить Чёрное море от неприятельских судов Германии и Турции.

История любви А. Колчака и А. Тимирёвой остаётся одним из наиболее щемящих сердце эпизодов жизни адмирала. Анна Васильевна была женой флотского офицера, но в последние годы перед гибелью Колчака они не разлучались: Тимирязева последовала за возлюбленным и под арест.

В конце Гражданской войны и затем в эмиграции несколько лет в день расстрела Колчака служили панихиды в память о нём и всех погибших в Сибирском Ледяном походе 1919-1920 гг.

Заветы

«Не мне оценивать и не мне говорить о том, что я сделал и чего не сделал. Но я знаю одно, что я нанёс большевизму и всем тем, что предал и продал нашу Родину, тяжкие и, вероятно, смертельные удары. Благословит ли Бог меня довести до конца это дело, не знаю, но начало конца большевиков положено всё-таки мною».

«Отцы социализма, я думаю, давно уже перевернулись в гробах при виде практического применения их учений в нашей жизни. На почве дикости и полуграмотности плоды получились поистине изумительные».

«Многие люди делают их бессознательно и потом сожалеют о сделанном, я обыкновенно делаю глупости совершенно сознательно и почти никогда об этом не сожалею».


Передача Никиты Михалкова из серии «Русский выбор», посвящённая А. Колчаку

Соболезнования

«Лучший сын России погиб страшной, насильственной смертью… Будет ли для нас священно то место, где навсегда смежились эти суровые и страдальческие глаза, с их взглядом смертельно раненного орла? <...> Когда-нибудь, очнувшись, Россия воздвигнет ему памятник, достойный его святой любви к Родине».
Александр Куприн, русский писатель

«Адмирал Колчак был одним из самых компетентных адмиралов Российского флота и пользовался большой популярностью как среди офицеров, так и среди матросов…»
Александр Керенский, военный и морской министр Временного правительства

«Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
Генрих Цывинский, командир крейсера «Крейсер», где Колчак служил в чине мичмана

Александр Васильевич Колчак родился 1 ноября 1874 г. В 1894 г. он окончил Морской кадетский корпус, а затем, продолжив традицию своих предков, избрал военную карьеру. В течение 1895-1899 гг. Колчак побывал в нескольких дальних плаваньях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». В 1900 г. он был произведен в лейтенанты, по приглашению Э.В. Толля участвовал в русской полярной экспедиции в качестве гидролога и магнитолога.

В Иркутске 5 марта 1904 г. он обвенчался с Софьей Омировой, но уже через несколько дней молодые супруги расстались. Колчак направлен в действующую армию, где был назначен вахтенным начальником на крейсере «Аскольд». Позже ему было доверено руководство эскадренным миноносцем «Сердитый». Его карьеру на флоте прервала пневмония тяжелой формы. Колчак вынужден был просить о переводе в сухопутные войска, где затем стал командовать батареей морских орудий.

За отвагу Александр Васильевич Колчак был награжден Орденом св. Анны 4-й степени. Но скоро после этого снова оказался в госпитале из-за полученного в северной экспедиции ревматизма. За проявленную храбрость в битве при Порт-Артуре награжден Орденом св. Станислава 2-й степени с мечами и золотой саблей с гравировкой «За храбрость». Некоторое время после этого восстанавливал пошатнувшееся здоровье на водах.

Активно участвовал в деятельности гидрографического управления Московского ведомства. В 1912 г. стал начальником Первого оперативного отдела МГШ и начал заниматься подготовкой флота к приближающейся войне. Первым его заданием была блокировка Финского залива мощным минным полем. Наиболее сложной оказалась задача перекрыть минными полями вход в Данцигскую бухту. Она была блестяще выполнена, несмотря на крайне сложные погодные условия.

В 1915 г. под начало Колчака перешли все сосредоточенные в Рижском заливе морские силы. Он получил высочайшую награду - Орден св. Георгия 4-й степени, а весной 1916 г. был удостоен звания адмирала. В этом же году Колчак познакомился с Анной Тимиревой, ставшей его последней возлюбленной. С 1920 г. Анна Тимирева и Колчак жили как муж и жена. Анна не покидала его вплоть до дня расстрела. Вскоре после получения нового звания и знакомства с Тимиревой в биографии Александра Васильевича Колчака произошел крутой поворот.

Отстраненный от командования после Февральской революции , адмирал Колчак уехал в Петроград, а оттуда (по санкции Керенского) в качестве военного советника отправился в Англию и США. От партии кадетов он баллотировался как депутат Учредительного собрания. Но из-за октябрьских событий до осени 1918 г. оставался в Японии.

В ходе вооруженного переворота в Омске Колчак стал военным и морским министром «Совета пяти», или «Директории», возглавляемой Керенским, а после ее падения - Верховным Главнокомандующим и Верховным Правителем России. Но успехи Колчака в Сибири сменились поражениями.

В это время появились первые сведения о золоте Колчака. Руководители белого движения, одним из лидеров и основателей которого был Колчак, решили перевезти золото в более надежное место. Существует немало предположений о том, где именно спрятан клад Колчака. И в советский период, и позднее предпринимались серьезные попытки поиска, но ценности до сих пор не найдены. Впрочем, имеет право на существование и версия о том, что российские ценности уже давно находятся на счетах зарубежных банков.

Приняв управление Сибирью, Колчак сделал ее столицей Иркутск, а ставку перенес из Омска в правительственный эшелон, который вскоре в результате поражений, нанесенных большевиками армии Колчака, был блокирован чехами в Нижнеудинске. Хотя Колчаку и была дана гарантия личной безопасности, он был выдан эсерам и меньшевикам, взявшим власть в Иркутске. Позже адмирал оказался в руках большевиков. Колчак был расстрелян по указу Ленина 7 февраля 1920 г. недалеко от р. Ушакова. Его тело было выброшено в воду.

Авторы: Член Союза журналистов России, участник и инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы, гвардии подполковник в отставке Ульянин Юрий Алексеевич;
Председатель Общественного совета по защите и сохранению мемориала и памятников у храма "Всех Святых на "Соколе", участник и инвалид 2-й группы ВОВ, участник обороны Москвы Гицевич Лев Александрович;
Генеральный директор Православного похоронного Центра Русской Православной церкви Московского Патриархата, участник ВОВ, бывший партизан Кузнецов Вячеслав Михайлович;
Председатель Коллегии РЕВИСТОО "Добровольческий корпус", внук штабс-капитана Виноградова Дмитрия Сергеевича - участника 1-го Кубанского "Ледяного" похода Добровольческой армии 1918 г. Ламм Леонид Леонидович.


Александр Васильевич Колчак родился 4 (16) ноября 1874 года. Его отец - Василий Иванович Колчак стал героем обороны Севастополя в годы Крымской войны. Выйдя в отставку в чине генерал-майора артиллерии он написал известную книгу "На Малаховом кургане".

А.В. Колчак закончил Морской Кадетский Корпус с премией адмирала Рикорда. В 1894 г. он был произведен в мичманы. В 1895 г. - в лейтенанты.

КОЛЧАК - ПОЛЯРНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (начало карьеры)

С 1895 по 1899 гг. Колчак трижды бывал в кругосветных плаваниях. В 1900 г. Колчак принял участие в экспедиции по Северному Ледовитому океану с известным полярным исследователем Бароном Эдуардом Толлем, пытавшимся найти легендарную затерянную "Землю Санникова". В 1902 г. А.В. Колчак добивается от Академии Наук разрешения и финансирования экспедиции по розыску оставшихся зимовать на Севере барона Толля и его спутников. Подготовив и возглавив эту экспедицию, Колчак с шестью соратниками на деревянном китобое "Заря" обследовал Ново-Сибирские острова, нашел последнюю стоянку Толля и установил, что экспедиция погибла. Во время этой экспедиции Колчак тяжело заболел и едва не скончался от воспаления легких и цинги.

КОЛЧАК В ГОДЫ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

Александр Васильевич Колчак, как только началась Русско-японская война (не вылечившись до конца) - в марте 1904 г. отправляется в Порт-Артур служить под началом адмирала Макарова. После трагической гибели Макарова - Колчак командует миноносцем "Сердитый", совершившим ряд смелых нападений на сильнейшую эскадру противника. В ходе этих боевых операций было повреждено несколько японских кораблей и потоплен японский крейсер "Такосаго". За это он был награжден орденом Св. Анны 4-й степени. В последние 2,5 месяца осады Порт-Артура Колчак успешно командует батареей морских орудий, которые нанесли самые большие потери японцам. За оборону Порт-Артура Колчак был награжден Золотым оружием с надписью "За храбрость". Уважая его храбрость и талант, японское командование одному из немногих оставило Колчаку в плену оружие, а потом, не дожидаясь окончания войны, предоставило ему свободу. 29 апреля 1905 г. Колчак вернулся в Санкт-Петербург.

ВОЕННАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЧАКА С 1906 по 1914 гг.

В 1906 г., с образованием Морского Генерального Штаба, Колчак стал начальником его Статистического отделения. А затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов в случае войны на Балтике. Назначенный военно-морским экспертом в 3-й Государственной Думе, Колчак вместе с коллегами разработал Большую и Малую судостроительные программы воссоздания Военно-морского флота после Русско-японской войны. Все выкладки и положения Программы были настолько безупречно выверены, что власть без проволочек ассигновала нужные средства. В рамках этого проекта Александр Васильевич Колчак в 1906-1908 гг. лично курировал постройку четырех броненосцев.

В 1908 г., по предложению известного полярного исследователя Вилькицкого, Колчак организует морскую экспедицию вдоль берега Сибири. Эта экспедиция положила началу освоения Северного Морского пути. Для этого при активном участии Колчака в 1908-1909 гг. разрабатывается проект и организуется строительство знаменитых ледоколов "Вайгач" и "Таймыр". В 1909-1911 гг. Колчак снова в полярной экспедиции. В результате им были получены уникальнейшие (не устаревшие до сих пор) научные данные.

В 1906 г. за исследования Русского Севера Колчак награждается орденом Св. Владимира и "Большой Константиновской медалью", которой были удостоены всего три полярных исследователя, включая Фритьофа Нансена. Его имя было присвоено одному из островов в районе Новой Земли (ныне остров Расторгуева). Колчак стал действительным членом Императорского Географического общества. С этого момента его стали называть "Колчак-полярный". Картами Русского Севера, составленными Колчаком, пользовались советские полярники (включая военных моряков) вплоть до конца 50-х годов.

В 1912 г. Колчак был приглашен контр-адмиралом фон Ессеном на службу в Штаб Балтийского флота. Фон Эссен назначает Колчака на должность флаг-капитана оперативной части Штаба. Вместе с фон Эссеном Колчак разрабатывает планы подготовки к возможной войне с Германией на море.

КОЛЧАК В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Блицкриг на суше против Франции кайзеровское верховное командование рассчитывало начать внезапным вероломным и сокрушительным ударом по Российской Столице - Санкт-Петербургу с моря. Огромный германский флот на Балтике под командованием Генриха Прусского готовился в первые дни войны (как на параде) войти в Финский залив. Германские корабли, неожиданно подойдя вплотную к Санкт-Петербургу, должны были обрушить на Правительственные и военные учреждения ураганный огонь 12-дюймовых крупповских сверхмощных орудий, высадить десанты и в течении нескольких часов захватить все важнейшие объекты Столицы и вывести Россию из войны.

Этим наполеоновским планам Кайзера Вильгельма не суждено было сбыться. В первые часы Первой мировой войны, по приказу адмирала фон Эссена и под непосредственным руководством Колчака, минный дивизион выставил 6 000 мин в Финском заливе, которые полностью парализовали действия Германского флота на подступах к Столице. Этим был сорван вражеский блицкриг на море, спасены Россия и Франция.

В 1941 г. по инициативе Наркома ВМФ адмирала Николая Герасимовича Кузнецова (изучавшего действия Балтийского флота в ходе Первой мировой) этот план был повторен в первые дни Великой Отечественной Войны для организации обороны Финского залива и Ленинграда.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана уникальнейшая (не имеющая аналогов в мире) операция по минной блокаде немецких Военно-морских баз. Несколько Русских эсминцев пробрались к Килю и Данцигу и выставили на подходах к ним (под носом у немцев) несколько полей минных заграждений.

В феврале 1915 г. уже капитан 1-го ранга Колчак, как командир полудивизиона особого назначения, лично предпринял повторный дерзкий рейд. Четыре эсминца вновь подошли к Данцигу и выставили 180 мин. В результате этого, на минных полях (выставленных Колчаком) подорвалось 4 германских крейсера, 8 эсминцев и 11 транспортов. Позже историки назовут эту операцию Русского флота самой удачной за всю Первую мировую войну.

Во многом благодаря таланту Колчака, потери Германского флота на Балтике превышали наши потери в боевых кораблях в 3,5 раза, а по числу транспортов в 5,2 раза.

10 апреля 1916 г. Колчаку присваивается чин контр-адмирала. После этого его минная дивизия разгромила караван германских рудовозов, шедших под мощным конвоем из Стокгольма. За этот успех Государь произвел Колчака в вице-адмиралы. Он стал самым молодым адмиралом и флотоводцем России.

26 июня 1916 г. Колчак назначается командующим Черноморским флотом. В начале июля 1916 г. эскадра Русских кораблей (в ходе операции, разработанной Колчаком) настигает и в ходе боя тяжело повреждает германский крейсер "Бреслау", который до этого безнаказанно обстреливал русские порты и топил транспорты на Черном море. Колчак успешно организует боевые операции по минной блокаде угольного района Эрегли-Зонгулак, Варны и др. турецких вражеских портов. К концу 1916 г. турецкие и германские корабли были полностью заперты в своих портах. Колчак записывает в свой актив даже шесть вражеских подводных лодок, подорвавшихся возле Османских берегов. Это позволило Русским кораблям совершать все необходимые перевозки по Черному морю, как в мирное время. За 11 месяцев своего командования Черноморским флотом Колчак добился абсолютного боевого господства Русского флота над вражеским.

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Адмирал Колчак начал подготовку Большой Босфорской десантной операции, с целью захвата Константинополя и выведения Турции из войны. Эти планы прерывает февральская революция. Приказ №1 Совета солдатских и рабочих депутатов отменяет дисциплинарную власть командиров. Колчак пытается активно бороться против революционной пораженческой агитации и пропаганды, ведущейся левоэкстремистскими партиями на деньги Германского Генерального Штаба.

10 июня 1917 г. Временное правительство (под давлением леворадикальной оппозиции) отзывает опасного адмирала в Петроград, чтобы сплавить подальше инициативного и популярного флотоводца. Члены Правительства выслушивают доклад Колчака о катастрофическом развале армии и флота, возможной будущей потере государственности и неизбежности установления в этом случае прогерманской большевистской диктатуры. После этого, Колчака направляют в США, как эксперта с мировым именем по минному делу (подальше от России). В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в свое удовольствие в коттедже на берегу океана. Колчак сказал "нет". Кругосветным путем он двинулся в Россию.

ОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В Иокогаме Колчак узнает об Октябрьском перевороте, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами. Адмирал едет в Токио. Там он вручает британскому послу просьбу о приеме в Английскую действующую армию хоть рядовым. Посол советуется с Лондоном и Колчака направляют на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигает телеграмма русского посланника в Китае Кудашева. Колчак едет в Пекин. В Китае он создает Русские вооруженные силы для защиты КВЖД. В ноябре 1918 г. Колчак прибывает в Омск. Ему предлагают пост Военного и морского министра в Правительстве Директории.

Спустя две недели Белые офицеры совершают переворот и арестовывают левых членов Директории - социалистов-революционеров (которые после февраля 1917 г. в союзе с большевиками, левыми эсерами и анархистами активно участвовали в организации развала Императорских армии и флота, богоборческой антиправославной агитации и пропаганде). После этого, был сформирован Совет Министров Сибирского Правительства, который предложил Колчаку титул "Верховного Правителя России".

КОЛЧАК И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В январе 1919 г. Святейший Патриарх Тихон благословил Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака на борьбу с безбожными большевиками. При этом, Патриарх Тихон отказал в благословении командованию Добровольческой армии Юга России, так как среди них были главные виновники отречения от престола и последующего ареста Государя Николая 2 в феврале 1917 г., включая генералов Алексеева и Корнилова. Адмирал Колчак был фактически непричастен к этим трагическим событиям. Именно поэтому в начале января 1919 г. (перейдя линию фронта) к адмиралу Колчаку приехал священник, посланный Патриархом Тихоном. Священник привез Адмиралу личное письмо Патриарха с благословением и фотографию образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля, которые были зашиты в подкладке крестьянской свитки.

ТЕКСТ ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА К АДМИРАЛУ КОЛЧАКУ

"Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству," - говорилось в этом письме, - "перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением "Спаси Господи люди Твоя" всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: "Спаси Господи." Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, было отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.

В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: "Смерть вере - опиуму народа". На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь "Спаси Господи!" - флаг спал с Образа Чудотворца. атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые. и.место было очищено.

На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве. Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич - Благословение - на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России".

Адмирал Колчак, прочитав письмо Патриарха, сказал: "Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга. Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе - против чудовища насилия!"

По настоянию сибирских епископов в Уфе было создано Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил архиепископ Омский Сильвестр. В апреле 1919 г. Омский Собор Духовенства Сибири единогласно конституировал Адмирала Колчака временным главой Православной Церкви на освобожденных от большевиков Сибирских территориях - до времени освобождения Москвы, когда Святейший Патриарх Тихон сможет (не стесняемый безбожниками) полноценно приступить к своим обязанностям. При этом, Омский Собор постановил упоминать имя Колчака во время официальных церковных богослужений. Эти постановления Собора не отменены до сих пор!

По личному указанию Колчака следователем по особо важным делам Соколовым было организовано расследование злодейского убийства Императорской семьи Романовых в Екатеринбурге.

Адмирал Колчак объявил крестовый поход.У него собралось более 3,5 тысяч православных священнослужителей, в том числе 1,5 тысячи военного духовенства. По инициативе Колчака были сформированы отдельные боевые части, состоящие только из церковнослужителей и верующих (включая старообрядцев), чего не было у Корнилова, Деникина и Юденича. Это Православная дружина "Святого Креста", "333-й имени Марии Магдалины полк", "Святая Бригада", три полка "Иисуса Христа", "Богородицы" и "Николая Чудотворца".

Создавались воинские части из верующих и духовенства других конфессий. Например, мусульманские отряды "Зеленого знамени", "Батальон Защитников Иудейской Веры" и др.

УРАЛЬСКИЕ РАБОЧИЕ В АРМИИ КОЛЧАКА

Армия Колчака насчитывала всего 150 тысяч человек на фронте. Ее основной ударной силой были Ижевская и Воткинская дивизии (под командованием генерала Каппеля), сформированные целиком из мастеров и рабочих, поднявших в конце 1918 г. восстание против политики военного коммунизма, экспроприации и уравниловки. Это были самые лучшие в России и в мире высококвалифицированные рабочие военных заводов Уральских городов Ижевска и Воткинска. Рабочие шли в бой против большевиков под красным знаменем, на котором было написано "В борьбе обретешь ты право свое". Патронов у них почти не было. Их добывали у противника в психических штыковых атаках. Уральские рабочие ходили в штыковые атаки под залихватские звуки гармошек и музыку "Варшавянка", слова к которой они сочинили собственные. Ижевцы и Воткинцы буквально наводили ужас на большевиков, сметая целые полки и дивизии.

ЗИНОВИЙ СВЕРДЛОВ (ПЕШКОВ) НА СЛУЖБЕ У КОЛЧАКА

В борьбе против большевиков у Колчака участвовал Зиновий Свердлов (Пешков) - родной брат Якова Свердлова, который был председателем ВЦИК у большевиков и правой рукой Ленина. В начале 1919 г. Зиновий направил телеграмму своему брату Якову: "Яшка, когда мы возьмем Москву то первым повесим Ленина, а вторым - тебя, за то, что Вы сделали с Россией!"

ПОДЛИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КОЛЧАКА С ИНТЕРВЕНТАМИ

Александр Васильевич Колчак никогда не был "марионеткой интервентов", как утверждал советский агитпроп. Отношения с "союзниками-интервентами" у него были крайне натянутые. В начале 1919 г. французский генерал Жанен приехал в Омск. От имени Ллойд Джорджа и Клемансо он предъявил Колчаку ультиматум о подчинении ему (Жанену) не только союзных, но и всех Русских Белых войск в Сибири и объявлении его (Жанена) Верховным Главнокомандующим. В противном случае Колчак не получит никакой помощи от Франции и Англии. Колчак резко ответил, что скорее откажется от поддержки извне, чем согласится на подчинение всех Русских войск иностранному генералу и АНТАНТЕ.

В сентябре 1919 г. союзники стран АНТАНТЫ потребовали удалить все Русские части из Владивостока. Колчак ответил телеграммой командующему Русским гарнизоном генералу Розанову: "Повелеваю Вам оставить все Русские войска во Владивостоке и без моего повеления их никуда не выводить. Требование союзников - есть посягательство на суверенные права России.".

В это же время генерал Маннергейм предложил Колчаку помощь 100-тысячной Финской армии в обмен на передачу Финляндии части Карельского перешейка и размещение оккупационных финских войск в Петрограде. Колчак ответил: "Я Россией не торгую!"

Адмирал пошел только на экономические уступки АНТАНТЕ. Его Правительство разрешило размещение иностранных концессий в Сибири и на Дальнем Востоке (включая создание там свободных экономических зон) на 15-25 лет, создание промышленных предприятий и разработку природных богатств, с целью использовать капитал стран АНТАНТЫ для восстановления экономики России после Гражданской войны. "Когда Россия окрепнет и придет срок - мы их выкинем отсюда" - сказал Колчак.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ КОЛЧАКА

Адмирал Колчак восстановил в Сибири законы Российской Империи. Он сам и его Правительство никогда не ставило своей целью уничтожение целых социальных групп и слоев населения. До сих пор не найдено ни одной директивы А.В. Колчака на массовый Белый террор в отношении рабочих и крестьян. Ленинские большевики (еще в начале Первой мировой) обещали "перевести войну империалистическую в гражданскую", а захватив власть в октябре 1917 г. открыто провозгласили массовый революционный террор и полное уничтожение всех "контрреволюционных классов" - генофонда Российской нации - офицеров, юнкеров, священнослужителей, купцов, дворян, высококвалифицированных рабочих-мастеров и зажиточных крестьян.

После завершения Гражданской войны Сибирское правительство рассчитывало добиться классового, гражданского, межнационального и межрелигиозного примирения различных слоев населения и политических партий (без крайне левых и без крайне правых). Поэтому, в 1919 г. правительство Колчака запретило деятельность, как крайне левых экстремистских партий (большевиков и левых эсеров), так и крайне правых черносотенных организаций. Была разработана уникальная экономическая программа регулируемой государством рыночной экономики, в том числе создание индустриальной базы в Центральной и Западной Сибири, освоение пахотных земель и природных богатств, приращение населения Сибири к 1950-70 гг. до 200-400 миллионов человек.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА КОЛЧАКА

В 1919 г. (осознав грозящую Советской власти катастрофу) большевики вынуждены были отказаться от экспорта мировой революции. Все боеспособные части Красной армии, предназначенные для революционного завоевания Центральной и Западной Европы, были брошены на Восточный Сибирский фронт против Колчака. К середине 1919 г. против 150-тысячной Колчаковской армии действовала более полумиллионная группировка Советских войск, включая 50 тысяч "красных интернационалистов": китайцев, латышей, венгров и др. наемников. Правительство Ленина через своих тайных эмиссаров в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке начало секретные переговоры с Антантой. Большевики вынуждены были пойти на секретное компромиссное соглашение с АНТАНТОЙ о сдаче в аренду и предоставлении концессий иностранному капиталу после Гражданской войны, создания Свободной экономической зоны в виде т.н. Дальневосточной республики. Кроме того, эсерам и меньшевикам было обещано создать коалиционное с большевиками Правительство.

В самый разгар боевых действий в войсках адмирала Колчака началась страшная эпидемия тифа. Было выведено из строя более половины всех войск. В это же время "союзники" полностью прекратили поставки вооружения и медикаментов, негласно аннулировав все прежние соглашения и уже оплаченные золотом военные заказы за границей. С согласия генерала Жанена Чехословацкий корпус в самый отчаянный момент полностью перекрыл стратегическую железнодорожную магистраль Николаевск-Иркутск. Единственную артерию, связывающую тыл с фронтом. С согласия АНТАНТЫ, командование Чешским корпусом передало 6 января 1920 г. Иркутскому большевистско-левоэсеровскому Политцентру адмирала Колчака (к этому времени сложившему с себя все полномочия и передавшему их атаману Семенову и генералу Деникину). За это генерал Жанен (с согласия Ленинского правительства) передал Чехам часть золотого запаса России. Шедшие к Иркутску на выручку Колчаку Ижевская и Воткинская дивизии (под командованием генерала Каппеля) подошли к городским предместьям слишком поздно.

7 февраля 1920 г. по приговору Иркутского Ревкома адмирал А.В. Колчак был расстрелян без суда на берегу притока Ангары речки Ушаковки. Убийство Адмирала было санкционировано (с ведома АНТАНТЫ) архисекретной телеграммой лично Ульяновым-Лениным Иркутскому Ревкому. Перед расстрелом Колчак отказался завязать глаза повязкой и подарил свой серебрянный портсигар командиру расстрельной команды

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».