Готовые домашние задания и решебники. Презентация на тему: "Писатели о языке К

КВН по русскому языку(5 класс).

С русским языком можно творить чудеса.

Оборудование: призы; шары надувные трёх цветов (красного, жёлтого и зелёного); головоломка - круг с названием КВН (из картона); карточки (полоски) для конкурса «Наборщик»; картинки-ребусы; грецкие орехи.

Ход КВН

I . Вводный этап.

Ведущий 1 . Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Наш КВН, девиз которого:

«Хочу всё знать!»

Ведущий 2 . Ребята, разгадав головоломку, вы узнаете название нашего КВН. «Ключ» отгадки - против часовой стрелки, пропуская все время одинаковое количество делений. (Дети отгадывают название КВН - «Занимательная Грамматика».)

Учитель. Мы начинаем КВН… (Звучит музыка из телепередачи КВН.)

Учитель . Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

В нашем КВН участвуют четыре команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!

Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:

  • Один балл - зелёный шар,
  • Два балла - жёлтый шар,
  • Три балла - красный шар.

II . Представление команд

III .РАЗМИНКА.

  • · Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам…

(Имя существительное)

  • Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

  • Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Он лицо имеет, время,

Вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит.

С другими частями речи дружит!

У существительного, числительного

И местоимения

Берёт взаймы род и число

Занимает второе место

После существительного

Как наиболее употребительный!

  • Первое - предлог.

Второе - летний дом.

А целое порой

Решается с трудом. (Задача)

  • В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс - в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  • Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне.

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале. (Оценка)

  • Корень извлечь из «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь. (Сочинение)

  • С буквой «к» я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой «п» - от вас не утаю

Тоже в школе я стою. (Карта - парта)

  • Мой корень в «просьбе» заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в «воплощение» где-то,

На целое - все ждут ответа. (Вопрос)

IV . «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» Ученики получают высказывания, нужно сделать рисунок, другая команда пишет миниатюру по заданному рисунку.

Яблоку негде упасть.

Сел в галошу.

- Как рыба в воде.

Сидеть, как на иголках.

Комар носа не подточит.

В рубашке родился.

С миру по нитке, голому рубаха.

Голова как решето

IV . Конкурс «Собери слова»

(Дети должны из слов, записанных на доске, составить новые слова.)

Везде метровка

Масло хранилище

Легко атлет

Зерно ход

Сто комбинат

Кисло рубка

V . Конкурс капитанов.

Ребусы (для болельщиков)

Учитель . Прочитайте имена мальчиков и девочек.

(Приложение)

(Вася, Витя, Вова, Надя, Валя, Наташа, Настя, Ваня

VI . Конкурс «Угадайте название»

(Дети, соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, должны угадать тему задания.)

(Приложение)

Дети. Тема задания «Непроверяемые безударные гласные».

На доске:

1 . Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, тон, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, скат, скот, ток…

2 . Год, гусар, град, грот, город, оса, овраг, сода, сорт, сор, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дот, дог, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…

3. Насос, налёт, нанос, нос, ноль, нота, насест, сан, сон, сок, сено, село, тон, сало, стон, сеть, сень, соль, оса, слёт, слон, снасть, сласть, ель, енот, лён, лес, лень, осень, осёл, тень, тёс …

VIII . Эстафета «Предмет - призрак»

На доске:

Команда 1.

Радость - …

Грусть - …

Команда 2.

Честь - …

Небеса - …

Место - …

Чудеса - …

Команда 3.

Ясность - …

Капуста - …

Опасность - …

Известие - …

Команда 4.

Сенокос - …

Молоко - …

Прелесть - …

Удача - …

Звёзды - …

(По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от одного существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)

IX . Конкурс «Переставь буквы»

(Задача каждой команды за 5-10 мин образовать новые слова, переставляя буквы,не изменяя их количество).

На доске.

Команда 1 . Жало, паркет, обвал, пони, силач.

Команда 2 . Петлица, мать, отвар, хвала, уборка.

Команда 3 . Шнурок, кольцо, урок, топор, замок.

Команда 4 Клапан, сукно, лапша, уклон, забор, разница.

X . Игра «Вертолина» (для болельщиков).

Учитель . Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На доске вы видите круг, на нём написано шесть букв. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

(Сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код.)

XI. Игра «Музыкальные слова»

(Играющим командам предлагается за 5-10 мин придумать как можно большее количество слов с таким расчётом, чтобы в каждом слове не менее двух раз повторялось название нот.

(че-ре-до-вание, фа-ми-лия, си-ре-на, до-ля, фа -соль, до -ми -к, пе-ре-ми-рие, до-ми-но, п-ре-ми-я, по-ми-до-р, аг-ре-с-си-я, пе-ре-но-си-ца, си-ре-нь, ус-ми-ре-ние, ант-ре-соль, ми-на-ре-т…)

XII .Конкурс «Сборщик»

Из разрезанных слов собери стихотворение или высказывание.

1. Грамматика, грамматика -

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

2. Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным - и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

3. Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

4 .Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

XIII. Итоги. Награждение команд.

(Побеждает команда, которая набрала большее количество красных шаров.)

Текст-рассуждение по высказыванию К. Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса!»
Русский язык бесконечно богат, необычайно красив и выразителен. Сколько гимнов пропето о силе его! Сколько стихотворений, высказываний писателей, поэтов и государственных деятелей посвящено великому русскому языку.
Русский язык – язык волшебный, язык звуков, красок, образов, которые находят точное выражение в нашем языке. В высказывании «С русским языком можно творить чудеса!» К. Г. Паустовский говорит нам, что велик, могуч и разнообразен русский язык. Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом. С помощью языка можно передать любое чувство, выразить свои эмоции. Рассказать о красоте природы, этим языком пользовались многие известные писатели и поэты.
Русский язык – язык, способный творить чудеса, во многом благодаря своей выразительности. И эти чудеса становятся доступны всем, кто владеет русским языком и умеет грамотно выражать свои мысли.

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Неделя русского языка и литературы

Цель мероприятия : пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову.

Оборудование : Компьютер, проектор, экран

Кабинет празднично украшен, воздушные шары создают настроение приподнятости. На доске вывешен девиз мероприятия “Выучи русский язык!” Также на стенах могут висеть высказывание о русском языке.

Ход мероприятия

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну русского языка. Сегодня в нашей игре встречаются сильнейшие игроки 6-х классов. Девиз нашей игры: “Выучи русский язык”.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость,
Бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт

Представляем жюри:

Председатель: Сальникова О.В.

Члены жюри:Горшенков А.В., Лебедева Н.А.

Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания, в какой команде больших знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Пожелаем им удачи!

У каждой команды есть свой девиз, название, капитан.

Просим команды представиться. Жюри объявит оценки за конкурс. Максимальная оценка 5 баллов.

Слайд 4

1-й конкурс – “Приветствие”: команды, начиная с 6 класса, исполнили заранее подготовленные приветствия соперникам и жюри:

приветствие соперникам команды 6б класса:

Вы, соперники, посторонитесь,
Характера нашего поберегитесь,
За гонор и нрав не ручаемся,
В игре победить собираемся.

приветствие жюри команды 6 б класса:

Друзья, приветствовать мы рады вас на встрече в КВН,
Другой победы нам не надо – победу мы хотим взамен.

команда 6б класса решила произнести приветствие и болельщикам:

А вы, болельщики, за нас болейте,
Хлопайте, ладоней не жалейте!
Только так и не иначе!
Пожелайте нам удачи!

команда 6а класса приготовила только приветствие соперникам:

Мы умнее вас,
Мы ловчее вас,
И докажем это
Мы сейчас.

Слайд 5

“Самореклама”: прозвучали названия и девизы команд. Итак, команда 6а класса – “Головастики”, и её девиз: “ “Головастики” умнее всех, и в игре нас ждёт успех!”. Команда 6б класса – “Почемучки”: “Читать везде, читать всегда, и будешь умным ты тогда!!!” Команды данным заданием не ограничились и изготовили себе эмблемы, очень даже оригинальные, на наш взгляд.

Слайд 6

Конкурс “Кто быстрее”

Сейчас мы узнаем название нашего корабля, на котором совершим путешествие.

Кто быстрее? (Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название корабля, например: “Непобедимый”).

Теперь в путь! Испытания будут непростыми.

Слайд 8

Конкурс “Разминка”

Угадайте, о каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (!)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (?)

Слайд 11

Конкурс “Составление предложения”

Необходимо выполнить задания прежде, чем двигаться дальше. Задания командам.

Составьте предложения.

1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.

2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.

3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.

4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.

Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.

Слайд 13

Конкурс – “Подумаешь, описка”.

Часто некоторые люди думают: “Для чего так уж обязательно соблюдать все орфографические и синтаксические правила. Подумаешь. Сделал несколько ошибок! Главное всё равно понятно!”

Но на самом деле даже одна не в том месте поставленная запятая, даже одна неправильная буква могут полностью исказить смысл написанного.

От запятой может зависеть даже жизнь человека!

Чего не хватает в этом предложении?”

После данного “тренировочного” задания следует уже “настоящее”: найти и исправить описки - ошибки.

МАЛЬЧИК ПОЛОСКАЛ СОБАЧКУ.

ОГРОМНЫЕ ВОЛЫ ШВЫРЯЛИ НАШУ ЛОДКУ ИЗ СТОРОНЫ В СТОРОНУ.

ВОТ УЖЕ СПУСТИЛИСЬ С ГОРЫ, А ВИТЯ ВСЁ СЛИЗАЛ.

МАМА ОТВАРИЛА ДВЕРЬ.

ДЕВУШКА ЛЮБИТ БРАТЦА ЗА ЛЮБУЮ РАБОТУ.

ЕЙ СЕГОДНЯ НЕ СПИЦА.

ВЫХОДНОЙ ПЕРЕНОСИЦА НА ПЯТНИЦУ.)

Пока команды работают, группы поддержки не отставали: ребята решали лингвистические ребусы и кроссворды, тем самым зарабатывая дополнительные баллы своей команде.

Слайд 17

Конкурс “ Конкурс капитанов”

Отвечает один капитан, другой выходит за дверь. Гонка за лидером. Устный блиц опрос:

1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).

2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).

4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).

5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).

6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

Слайд 18

Конкурс – “Язык жестов”

Этот конкурс развеселил всех. Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить, и вынуждены общаться жестами.

Внимание, задание! Необходимо показать с помощью жестов и телодвижений смысл пословицы. Команда “Почемучки” с пословицами “Любишь кататься – люби и саночки возить” и “Сытый голодного не разумеет” удалилась на репетицию в коридор, а “Головастики” с пословицами “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” и “Мягко стелет, да жёстко спать” остались тренироваться в кабинете.

Слайд 19

Задание для болельщиков

Пришло сообщение, попробуйте расшифровать её. Соберите пословицу

(Раздаются карточки с перемешанными слогами по ря док вре мя бе ре жжет; у стра ха гла за ве ли ки)

Каждая команда показывает по две пословицы, другая пытается их разгадать.

Слайд 22

Конкурс “Кто больше?”

За три минуты составить запись в судовой журнал.

Кто больше соберёт слов, используя буквенный состав слова благородство.

Слайд 24

Конкурс “Одним словом”

Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их закрыть. Для этого выполним следующее задание. Вопросы для команды №1.

“Одним словом”. Команды отвечают по очереди.

1. Деятельный член какого-нибудь коллектива, общества(активист).

2. Человек, начинающий какое-нибудь важное дело. (Зачинатель, инициатор).

3. Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник).

4. Тот, кто работает с кем-нибудь (сотрудник).

5. Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь (попутчик, спутник).

6. Писатель, создающий произведения для театра (драматург).

7. Участник восстания. (Повстанец).

8. Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела. (формалист, бюрократ.)

9. Человек, живущий за чужой счёт, за счёт чужого труда. (тунеядец).

10. Тот, кто завидует другим. (Завистник).

1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки, все ли присутствуют. (Перекличка).

2. Первые буквы имени и отчества. (Инициалы).

3. Территория, на которой запрещена охота. (Заповедник).

4. Памятник в виде служащегося кверху гранёного столба (Обелиск.)

5. Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком.(Жест).

6. Движение мышц лица, отражающее какие-либо чувства, переживания. (Мимика).

7. Жидкое лекарство для приёма внутрь. (Микстура).

8. Сквозное отверстие, образованное от удара.(Пробоина).

9. То, что примешано, добавлено к чему-либо. (Примесь).

10. Временное прекращение военных действий. (Перемирие).

Каждый правильный ответ по 1 баллу.

Слайд 25

Конкурс “Кто быстрее?”

Справа по борту какой-то предмет. Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем её. На листке что-то написано. Кто правильно расшифрует послание, получит дополнительное очко.

Шваа домакан натойдсо быдепо.
(Ваша команда достойна победы).

Болельщики могут принести очки для своей команды, если ответят на шуточные вопросы:

Для болельщиков 1 команды:

1. Назовите три слова, в которых по сто согласных. (Стог,стол, стой).

2. Что мы говорим в начале урока? (Звук “у”)

3. Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука).

Для болельщиков 2 команды:

1. В каком слове сорок гласных? (Сорока).

2. Как превратить высокое растение, которое растёт по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нём слоги: кА-мыш – мыш-ка.)

Во мне два “к”.
Не забывайте, таким, как я,
Всегда бывайте:
Я точный, чистый
И опрятный, иным же словом... (Аккуратный).

Слайд 27

Конкурс “Телеграмма”

Внимание!!! Телеграмма.

Телеграмм выглядит так: “Делегация выезжает утром встречайте”. Телеграмма вызвала недоумение, почему? Как можно понять её?

(Ответ: телеграмма состоит из двух предложений, которые не разделены точкой.)

Слайд 29

Задание для болельщиков

В этих словах рассыпались буквы. Переставьте их и прочтите слова.

Лёзок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца. (Козёл, утка, лошадь, осёл, корова, гусь, петух, коза, курица,овца).

Сейчас жюри подведёт итоги и объявит победителей.

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком...
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
И. Гришашвили

Где бы вы ни были - в городе или в деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге России, в лесу или на степном большаке, - всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности язык - поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. И звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум и тень садов, и сказочное - сновидения, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя. И гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

Нет таких мыслей, понятий, звуков, красок и образов - и сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть дан только великому народу.

Русский язык - народен. Он является наилучшим выражением сущности русского человека. Из народных глубин, из подчас непрослеженных и неведомых истоков расцвел этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.

С чем сравнить это впечатление? Недавно на рассвете я шел в глухих лугах вблизи Оки. Густой туман лежал над лугами и оседал росой на травах. Внезапно среди однообразной зелени этих трав в белой пелене тумана я увидел очень высокий огненный цветок. Он как бы зажег на заре свое душистое пламя и раскрывался, расцветал у меня на глазах. Он весь сверкал от росы, и только тут я заметил, что туман лежит низко, а огненный этот цветок стоит выше тумана и на него уже упал первый луч солнца.

Сейчас, когда я вспоминаю об этом, то почему-то этот цветок, выросший на простой и даже грубой нашей земле, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим живым горячим блеском над остальными языками мира.

Вслушайтесь в звучание самых простых русских слов, и вы тогда уловите звуковое богатство языка.

Образцов звукового богатства можно привести множество. Можно раскрыть наугад книгу любого русского поэта или прозаика, такого, скажем, как Чехов, Лесков или Алексей Толстой, и черпать оттуда россыпи языка целыми пригоршнями.

Но для примера надо остановиться на ком-нибудь одном, хотя бы на Лермонтове.

У Лермонтова необыкновенная торжественность языка («Бывало, мерный звук твоих могучих слов воспламенял бойца для битвы…») сменяется изумительным легким его переливом, похожим на ночное журчанье родника («Как ночи Украйны в мерцании звезд незакатных, исполнены тайны слова ее уст ароматных»). И рядом с этим почти сказочным по звучанию переливом возникает простая разговорная речь:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

На небольшом пространстве этой статьи я не могу сказать о русском языке все, что о нем следовало бы сказать.

О русском языке можно писать тома исследований, похожих на поэмы, и поэмы, похожие на исследования. Недаром чтение словарей Даля и Ушакова так увлекательно.

Во всяком случае, я уверен, что можно написать интереснейшую книгу не только о всем русском языке, но даже об одном каком-нибудь слове, особенно если это слово овеяно народной поэзией, сказанием, сказкой или определяет черты народного уклада.

Вы, ребята, снова пришли в школу. Русский язык вы изучаете с первого класса и будете заниматься им и в этом году. Это основной предмет в нашей школе.

Но иногда, нечего греха таить, занятия грамматикой и синтаксисом кажутся вам скучными и неинтересными. Некоторые ребята часто ворчат: зачем мне заниматься грамматикой, если я с детства разговариваю по-русски.

К сожалению, есть еще у нас люди, которые в силу своего невежества засоряют и калечат русский язык и превращают его в какой-то отталкивающий и мертвый жаргон.

И школьники часто не следят за своей речью и употребляют канцелярские выражения вроде «имеется», «имеем на сегодняшний день», «в общем и целом», заменяют одни понятия другими. Возьмем первый попавшийся пример, который мы часто встречаем в обычной разговорной речи, хотя бы слово «зачитать». Невежды ввели его в обиход вместо хорошего и простого русского слова «прочесть». Можно зачитать до дыр книгу, но нельзя зачитать протокол. Его можно только прочесть.

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7 Шичкова Л.В.

Урок развития речи с элементами интеграции в 7 «В» классе на тему: «С русским языком можно творить чудеса…» (урок – проект).

Цели урока : научить детей видеть, чувствовать, понимать и любить природу и выражать словами своё отношение к ней; учить работать со словом; отрабатывать элементы комплексного анализа текста.

Оборудование : фотоиллюстрации; рисунки учащихся; электронная презентация; магнитофон.

Ход урока.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

1 . Организационный момент . Приветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя о красоте природы.

Земля… Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своём роде, другой такой нет. Когда Ю.Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая », а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

Ребята, это наша Земля. Это наш дом, дом всего человечества. Земля нам мать, она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

Тема нашего урока сегодня «С русским языком можно творить чудеса…». Откройте тетради, запишите тему урока (запись темы в тетрадях).

У Николая Ивановича Рыленкова есть замечательные строки, которые будут служить эпиграфом к нашему уроку:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце (запись в тетрадях).

Вы видите рисунки, которые выполнены вами. Они наивны, но искренни, на них природа такая, какой вы увидели её когда-то.

А это картины известных художников: И. Репина, И.Шишкина, И.Левитана (на одном слайде). На них также изображена природа.

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ

А сейчас закройте глаза и попробуйте услышать весну под музыку известно П.И.Чайковского. (Звучит музыка П.И.Чайковского).

Что вы услышали?

ПРОЕКТ УЧАЩЕГОСЯ

Я предлагаю сегодня вам ещё раз всмотреться в природу, в строчки о природе, вдуматься в слова.

К.Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе…есть великое множество слов».

Как вы понимаете эти строки?

3.Работа с текстом.

Все мы бывали когда-нибудь в лесу.

Дома вы писали сочинения-миниатюры с опорными словами на тему: «Вообще всё в лесу может обернуться сказкой».

Давайте послушаем ваши работы, в которых вы попытались изобразить словами то, что вы когда-то увидели в лесу.

Интересная ли работа получилась у ….? Что вам понравилось в данной работе?

В каком стиле вы писали о лесе? (Художественном)

Какие стили ещё вам знакомы?

А какой тип речи уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание, возможно с элементами повествования)

Какой тип речи вы не использовали? (Рассуждение)

Объясните правописание опорных слов с орфограммами на тему леса. (Слова заранее написаны на доске): заросли, растения, леса, тропинка, стелиться, березняк, тишина, разгорается, родные.

Какие слова вызвали трудности при написании работы? (Объяснение правописания данных слов).

Слушая ваши работы, я вспомнила слова великого русского писателя Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Да, с русским языком можно творить чудеса.

Такое чудо сотворил Ф.И.Тютчев в стихотворении «Есть в осени первоначальной» .

4. ПРОЕКТ УЧЕНИКА.

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Какие чувства вы испытали при прослушивании?

Какая часть речи помогает нам увидеть картину «первоначальной осени», почувствовать настроение светлой и лёгкой грусти? (Прилагательные). Какое средство выразительности использует поэт? (Эпитеты)

Почему именно эпитеты создают образность? (Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, озаряющее слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный предмет).

Какие образы вас покорили?

Почему пора «короткая, но дивная»? «Вечера лучезарны»?

Как вы понимаете «день хрустальный»?

Обратите внимание на глаголы.

Что интересного заметили? (В этом стихотворении они необычные, непривычные для данных предметов действия описывают они: серп гулял, тонкий волос паутины блестит, воздух пустеет, лазурь льётся).

Как называется средство выразительности, используемое в данных словосочетаниях? (Метафора и разновидность метафоры олицетворение).

Может быть, кто-то заметил ещё что-нибудь необычное, замечательное? (Звукопись, ассонанс).

Да, надо быть большим мастером, чтобы такую картину нарисовать словами.

Это большой труд – найти нужные, точные слова.

Давайте посмотрим, как это делал великий поэт и писатель А.С.Пушкин.

5. Работа над произведениями А.С.Пушкина.

Н.Г.Чернышевский сказал когда-то: «До Пушкина…ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты».

Проект: «Контраст настроений в стихотворениях А.С.Пушкина о зиме. Удивительный снег в произведениях поэта»

(По ходу прослушивания делать запись ключевых мыслей)

Что вы можете сказать о проекте Насти, о Настиных находках и открытиях?

Очень это непросто – писать просто. Это могут великие мастера слова, произведения которых являются для нас образцами. Давайте учиться у них.

7.Домашнее задание.

А свои старания в этом направлении вы и покажете дома, где вам предстоит написать этюд «Весна пришла…».

Хочу закончить урок словами А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и выразителен…».

Я желаю вам творческих побед!

8.Рефлексия.

Закончите фразу «Сегодня на уроке я…»