К чему привело земледелие и скотоводство. Земледелие и скотоводство: появление, разделение

Примерно 10 тысяч лет назад древние люди узнали, что такое земледелие и скотоводство. Первоначально племена, жившие в каменном веке, для своего пропитания собирали плоды и ягоды съедобных растений. Среди них были злаковые культуры, похожие на рис, ячмень, пшеницу. В основном эти виды произрастали в странах Азии. А также большое внимание древние люди уделяли собиранию картофеля, томатов, кукурузы, выращиваемых в Америке.

Важно знать, что самые первые систематические собирания злаков были обнаружены в Палестине в 10 веке до нашей эры. На этой территории проживали племена охотников и рыболовов. Они перестали вести кочевой образ жизни и начали обосновываться в пещерах. Таким образом, были созданы целые поселения.

В скором времени древние люди поняли, что для сбора съедобных растений не стоит уходить далеко от своих домов, так как почва позволяет выращивать необходимые злаки прямо возле них. Вот так вот люди стали сами рыхлить землю специальными орудиями и засеивать ее семенами. Постепенно человек каменного века становился земледельцем. Затем жители поселений начали также одомашнивать диких животных. Первым домашним животным стала собака, которая была и защитником, и помощником в одном "лице". После люди приручили, диких коз, овец, свиней. Животные сами шли за человеком, так как он начал их подкармливать. Затем людьми были придуманы специальные загоны, где обитали животные. Загоны были построены на территории поселения человека. Самки овец, коз и свиней приносили потомство. Таким образом, появлялись стада животных, которые паслись на пастбищах. Вот так небольшими шагами началось развитие скотоводства у древних людей.

Земледелие и скотоводство - стали важным переворотом в жизни всего человечества. Большее развитие эти два рода деятельности получили в новом каменном веке, который назывался "неолит". В переводе с греческого "неолит" - это новый камень. Самым большим регионом, где люди начали осознанно заниматься земледелием и скотоводством стал Ближний Восток. Этот этап пришелся на 18-е и 17-е тысячелетие до нашей эры. А в Европе впервые засеивать земли и разводить животных начали в 6 - 5-м тысячелетии до нашей эры. Большим прорывом в развитии земледелия стало его выращивание в северных частях планеты. Хотя древние люди испытывали сложности посадки растений в этих районах, но все-таки им удалось "победить" природу. В Америке первые "ростки" появления скотоводства и земледелия пришлись на 6-е тысячелетие до нашей эры. Там начала произрастать кукуруза и бобовые.

Новшества, появившиеся в ведении хозяйства, значительно облегчили получение пищи. То есть люди перестали думать только о том, чтобы поесть. Племена начали постепенно превращаться в цивилизованное общество. Также люди прекращали кочевой образ жизни и начинали выстраивать постоянные места для проживания. Они обзаводились семьями и оседали на одной местности. Так возникали села и города.

Разделение земледелия и скотоводства произошло в тот момент, когда стало понятным, что один человек не может сразу охватить весь род занятий. Поэтому появились отдельно земледельцы, которые занимаются только выращиванием зерна. Затем работники, которые занимаются разведением скота и птицы.

Интересно, что таким образом древние люди добились высокого уровня производительности труда. Они пришли к тому, что невыгодно одного человека обучать многим видам деятельности, так как для этого понадобится большие затраты сил и энергии. В результате этих изменений впервые возникает такое понятие, как торговля.

В заключение данной статьи хотелось бы отметить, что появление земледелия и скотоводства на земле стали первым сильным толчком к развитию современного общества. А разделение этих двух видов деятельности привело к возникновению товарно-денежного обмена и положило начало торговому процессу.

Технический переворот, происходивший в период мезолита и в начале неолита, создал необходимые экономические предпосылки для перехода от первой фазы первобытнообщинного способа производства, когда безраздельно господствовали уравнительные отношения, заключающиеся в том, что весь добытый продукт и все орудия труда являлись собственностью коллектива, - ко второй фазе. Широкое использование составных вкладышевых и шлифованных крупнокаменных орудий привело к значительному росту производительности труда и вызвало противоречие между достигнутым уровнем производительных сил и уравнительным способом распределения. Это противоречие было разрешено в результате так называемой «неолитической революции». Это была производственная революция. Сущность ее составляет переход от присваивающей экономики к производящей, от охоты к земледелию и скотоводству. Во второй фазе развития первобытнообщинного способа производства господствующим становится трудовой способ распределения, при котором орудия труда распределяются индивидуально, а часть добываемого человеком продукта переходит в его более или менее полную собственность .

Термин «неолитическая революция» введен английским исследователем Г. Чайльдом в 30-х годах XX в. для характеристики процесса перехода от присваивающей экономики к производящей. Теперь этот термин употребляется многими историками. Акад. Б. А. Рыбаков в 1968 г. говорил об огромных изменениях в развитии человеческого общества, вызванных неолитической революцией . Наиболее обстоятельно история неолитической революции изложена в работах В. М. Массона, в частности в книге «Поселение Джейтун (проблема становления производящей экономики)». Но есть и противники использования термина «неолитическая революция». Они исходят из того, что в отдельных районах этот процесс занял несколько тысячелетий и поэтому, по их мнению, нельзя говорить о революции, а лишь об эволюции .


Каменный топор периода неолита

Большое значение освоению земледелия и скотоводства придавал Ф. Энгельс. Введение скотоводства и земледелия он связывает с периодом варварства. В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс ггисал: «...дикость - период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 33 ).

Существуют различные точки зрения по поводу происхождения земледелия и скотоводства. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие ученые утверждают, что скотоводство возникло лишь тогда, когда развившееся земледелие создало предпосылки (запас корма) для разведения животных. Последние данные археологии свидетельствуют о том, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством .


Рыхление земли палкой-копалкой а - реконструкция; б - каменный утяжелитель к палке

Выше мы показали, что технические условия, позволявшие перейти от присваивающей формы хозяйства к производящей, возникли почти повсеместно, но осуществился этот переход из-за неравномерности исторического развития неодновременно. Еще в 30-х годах XX в. выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов выделил семь самостоятельных очагов происхождения культурных растений и в то же время семь вероятных очагов самостоятельного возникновения земледельческой культуры . В первый очаг входят территории нынешней Турции, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Пакистана; во второй - Индостана, Индокитая; в третий - восточного и горного Китая; в четвертый - территории стран Средиземноморья; в пятый - горной и восточной Африки (главным образом Эфиопии). Выводы, сделанные Н. И. Вавиловым на основании палеоботанических данных, во многом подтвердились последующими археологическими открытиями.

На протяжении X-VIII тыс. до н. э. среди охотничьих племен, обитавших в Западной Азии, раньше всего начали создаваться предпосылки для перехода к земледелию и скотоводству. Селившись в основном в горных районах, эти племена занимались охотой за газелями, безоаровым козлом и т. д. Сначала собирательство и одомашнивание животных еще не играет большой роли в хозяйстве этих племен. Постепенно сбор дикорастущих злаковых растений начинает занимать, если не ведущее, то значительное место в хозяйстве первобытных племен. Одновременно со сбором злаковых растений происходил и процесс одомашнивания животных. Первым домашним животным (исключая собаку), согласно последним данным, были козы. Почти одновременно одомашнивались овцы.

Сбор дикорастущих злаков и начало одомашнивания животных привели к переходу охотничьих племен от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлому, к занятию земледелием. Наиболее ранние памятники - поселения первых земледельцев - открыты в тех районах, где складывались необходимые предпосылки для этого перехода. Археологи прослеживают определенную преемственность этих памятников с памятниками периода мезолита. Земледельческие оседлые поселения появляются на Ближнем Востоке в VIII-VII тыс. до н. э. в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и несколько позднее - свиней.


Каменные мотыги периода неолита

Расселение земледельческих племен в засушливые районы Месопотамии привело там к возникновению поливного земледелия, которое давало явные преимущества по сравнению с земледелием в горных районах. Хронологически это относится к VI тыс. до н. э. Земледельческие поселения были распространены в междуречье Тигра и Евфрата до Багдада. Вследствие продвижения земледельческих племен далее на юг в последующее время там сложилась одна из древнейших цивилизаций - шумерская. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, сказать трудно. Однако известно, что в V тыс. до н. э. в дельте Нила в Верхнем Египте существовала сложившаяся земледельческая культура.

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения VI тыс. до н. э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в V тыс. до н. э. на Балканы. С V по III тыс. до н. э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. Возможно, самостоятельно развилась земледельческо-скотоводческая культура Китая (Яншао). Датируется она поздним временем: III тыс. до н. э., но начальный период восходит к V-IV тыс. до н. э.

Развитие советской археологии привело к интересным открытиям: на юго-заладе Средней Азии в предгорьях Копет-Дага в Туркмении найдены поселения ранних земледельцев, по своему характеру напоминающие раннеземледельческие поселения Ближнего Востока. Оседло-земледельческая культура в Туркмении, датирующаяся VI-V тыс. до н. э., получила название джейтунской . В Северных районах Средней Азии, отделенных от южных земледельческих поселений Туркмении пустыней, а также на территории современного Казахстана признаки сложения производящих форм хозяйства появляются в IV тыс. до н. э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шулавери) датируются V-IV тыс. до н. э. К северу от Кавказского хребта обитали преимущественно скотоводческие племена (III тыс. до н. э.). Скотоводческие племена известны в Северном Причерноморье в VII-VI тыс. до н. э., в Молдавии в VI тыс. до н. э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются IV-III тыс. до н. э. Племена, жившие в северовосточных районах европейской территории СССР, вели охотничий образ жизни. Вместе с тем им были уже известны полированные орудия труда, глиняная посуда, которые можно отнести к эпохе неолита. Вместе с тем на этой территории не были найдены микролиты, которые являлись составной частью вкладышевых орудий.

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

  • Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей
  • Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
  • Листы самоконтроля
  • Атлас История древнего мира
  • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Учитель: З дравствуйте ребята. Садитесь. Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Чем занимались первобытные люди? Учащиеся: Занимались охотой, собирательством и рыболовством.

Учитель: Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?

Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

Технологическая карта к уроку «Возникновение земледелия и скотоводства»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1

13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север. Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Развитие человечества – постоянное движение вперёд. Расставьте данные изображения в том порядке,
в каком шло развитие облика человека,
и объясните свои действия.

Давайте ребята попробуем объяснить термин эволюция с точки зрения биологии.

Эволюция - это процесс исторического развития живых организмов, начиная с самых маленьких состоящих из одной клетки (бактерии) и заканчивая человеком Вы же знаете что такое клетка, смотрели под микроскоп и какого размера они были

Эволюция человека - это процесс его развития.

Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии?

Слайд № 2

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

Рассматривают слайд №1

Получилось слово «эволюция» - так менялся облик человека. (аргументированные ответы)

Нет. На уроках технологии мы изучаем орудия труда современного плотника, столяра, многие инструменты стали более усовершенствованные, легкие и удобные. С ними можно сделать работу очень быстро(кл.уголок)

– О скотоводстве и земледелии.

Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Объясняют смысл понятий движения вперёд, «скотоводство» и «земледелие»

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

Определять понятия.

Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 3

А почему человек перешел к производящему хозяйству? – вот и проблемный вопрос.

Записываю тему урока.

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в передней Азии (земли Турции, Ирана, Ирака и Палестины.

(работа с картой)

Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии .

Фиксирует на доске:

10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

По линии жизни покажите как давно это было?(у доски работают)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

А почему на смену этим занятиям пришли земледелие и скотоводство?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Почему человек перешел к производящему хозяйству?

– 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

В тетрадях чертят.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; определяют границы собственного знания и незнания

Понимают, что скотоводство и земледелие – результат эволюции человека, приведшей к оседлому образу жизни.

Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии.

Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд № 4 План: 1.Возникновение скотоводства. 2.Возникновение земледелия. 3.Возникновение соседской общины.

Слайды № 5-9

Экран закрывается

Фиксируют в тетради

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности

Описывают условия и образ жизни земледельцев и скотоводов.

Регулятивные: Выдвигать версии.

Оценивать степень и способы достижения цели.

Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству .

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Открывается презентация

Слайды № 5-8

Фиксирует на доске:

От охоты - к скотоводству. Всегда есть запасы еды.

– Теперь послушаем девочек.

Слайды № 9-20

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани .

3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально, самостоятельно.

Мальчики:

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.

Причина.

– Догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, их можно выращивать рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Объясняют значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Познавательные:

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Устанавливать причинно-следственные связи

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям.

Делать выводы.

Строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные: Планировать деятельность в учебной ситуации . Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели.

Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение

Слайды №21

Назовите максимальное количество новых занятий, появившихся у древних земледельцев?

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайд № 22

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин . Слайды №23-24

Фиксирует на доске:

Родовые общины, племя

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Фиксируют в тетради

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие опыта участия в совместном поиске информации.

Оценивают последствия перехода к земледелию и скотоводству

Коммуникативные: Организовывать работу в паре.

Познавательные: умение выделять главное из текста . Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: формирование умений применять новые знания при решении задачи,
вызвавшей затруднение

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайды №28-29

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. – Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. На смену родовой общины приходит соседская община

Проявляют уважение к другим народам, принимают ценности других народов

Имеют представление о процессе перехода к оседлому образу жизни.

Познавательные: анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают

Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Делают выводы.

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр. 7 определите, где зародилось земледелие.

Понимание важности учёбы и познания нового.

Показывают на карте территории расселения народов на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Регулятивные: Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

Познавательные: определять понятия, классифицировать.

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель: включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Применяем новые знания:

Сравните управление в родовой общине и племени.

– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Вывод: На возникновение земледелия и скотоводства повлияло улучшение орудия труда. (перечисляют орудия труда)

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

Аргументированно оценивают нравственные ценности.

Называют общие черты и черты различия родовой общины и племени.

Регулятивные: определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение действия и результата с готовым образцом.

Строият логически обоснованные рассуждения.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.

Слайд №26

Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Выполняют задания в тетради

Например, Земледелие. Необходимое, тяжёлое. Пахать, возделывать, питаться. Источник питания. Отрасль хозяйства.

Скотоводство. Трудное, производящее. Разводить, убирать, питаться. Разведение животных.

Записывают домашнее задание

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Объясняют смысл исторических понятий урока, устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека.

Регулятивные: соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

Познавательные: применять полученные знания при решении синквейна.

Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Останки древнейшего человека были найдены

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

6. Занятие первобытных людей:

Апогеем развития присваивающего хозяйства раннеродовой общины было достижение относительной обеспеченности продуктами природы. Это создало условия для зарождения двух величайших достижений первобытной экономики - земледелия и скотоводства, появление которых многие исследователи вслед за Г. Чайлдом называют «неолитической революцией». Термин был предложен Чайлдом по аналогии с введенным Энгельсом термином «промышленная революция». Хотя земледелие и скотоводство не стали в неолите основными отраслями хозяйства для большей части человечества и многие племена оставались охотничьими и рыболовческими, не зная земледелия даже как вспомогательной отрасли производства, все же эти новые явления в производственной жизни сыграли огромную роль в дальнейшем развитии общества.

Изготовление керамики:
1 - спирально-жгутовая техника, Новая Гвинея; 2 - налеп, Африка

Эскимосские сани и кожаная лодка — каяк

Для возникновения производящего хозяйства требовались две предпосылки - биологическая и культурная. Перейти к доместикации можно было только там, где имелись пригодные для этого растения или животные, и только тогда, когда это было подготовлено предшествующим культурным развитием человечества.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе развития которого человек научился заботиться о диких растениях и получении их нового урожая. Уже аборигены Австралии иногда пропалывали заросли злаков, а выкапывая ямс, зарывали его головки в землю. У семангов Малакки, в XIX в. стоявших примерно на той же стадии развития, что и бушмены, сбор дикорастущих плодов сопровождался начатками их культивирования - подрезкой верхушек деревьев, вырубанием мешавшего росту деревьев кустарника и т. п. Еще более тщательно заботились о новом урожае даров природы некоторые племена индейцев Северной Америки, собиравшие дикорастущий рис. Общества, стоящие на такой стадии хозяйственного развития, даже были обозначены немецким этнографом Ю. Липсом особым термином: «народы - собиратели урожая».

Отсюда было недалеко до настоящего земледелия, переход к которому был облегчен как появлением пищевых запасов, так и связанным с этим постепенным развитием оседлого быта.

На некоторых стоянках эпохи мезолита археологически прослежены признаки высокоорганизованного собирательства или, быть может, даже зарождавшегося земледелия. Такова, например, натуфийская культура, распространенная в Палестине и Иордании и названная по находкам в районе Вади эн-Натуф в 30 км к северо-западу от Иерусалима. Она датируется 9 тысячелетием до н. э. Основным занятием натуфийцев, как и других мезолитических племен, были охота, рыболовство и собирательство. Среди натуфийских орудий найдены каменные вкладыши, составлявшие вместе с костяной рукояткой серпы, своеобразные мотыжки из кости, а также каменные базальтовые ступки и песты, которые, по-видимому, служили для дробления зерна. Таковы же датируемые 11-9 тысячелетиями до н. э. культуры Переднего Востока, представленные верхним слоем пещеры Шанидар, поселением Зави-Чеми (Ирак) и др. Изобретательницей земледелия несомненно была женщина: возникнув из собирательства, этой специфической сферы женского труда, земледелие долгое время оставалось преимущественно женской отраслью хозяйства.

По вопросу о месте возникновения земледелия существуют две точки зрения - моноцентристекая и полицентристекая. Моноцентристы считают, что первичным очагом земледелия была Передняя Азия, откуда это важнейшее нововведение постепенно распространилось в Северо-Восточную Африку, Юго-Восточную Европу, Среднюю, Юго-Восточную и Южную Азию, Океанию, в Центральную и Южную Америку. Основной довод моноцентристов - последовательное зарождение земледельческого хозяйства в этих областях; они указывают также на то, что распространялись не столько различные земледельческие культуры, сколько сама идея земледелия. Однако накопленный к настоящему времени палеоботанический и археологический материал позволяет считать более обоснованной развитую Н. И. Вавиловым и его учениками теорию полицентризма, согласно которой возделывание культурных растений независимо возникло в нескольких самостоятельных очагах субтропической зоны. О количестве таких очагов имеются различные мнения, но основными из них, так называемыми первичными, по-видимому, можно считать четыре: Переднюю Азию, где не позднее 7 тысячелетия до н. э. культивировались ячмень и пшеница-однозернянка; бассейн Хуанхэ и прилегающие области Дальнего Востока, где в 4 тысячелетии возделывалось просо-чумиза; Южный Китай и Юго-Восточную Азию, где к 5 тысячелетию до н. э. культивировались рис и некоторые клубнеплоды; Месоамерику, где не позднее 5-4 тысячелетий возникли культуры бобов, перца и агавы, а затем маиса; Перу, где с 6 тысячелетия выращивалась фасоль, а с 5-4 тысячелетий - тыква, перец, маис, картофель и др.

Приблизительно к этому же времени относится первоначальное скотоводство. Начатки его мы видели уже в позднем палеолите - мезолите, но применительно к этому времени можно с уверенностью говорить только об одомашнении собаки. Приручению и одомашнению других видов животных препятствовали постоянные передвижения охотничьих племен. С переходом к оседлости эта преграда отпала: остеологические материалы раннего неолита отражают одомашнение свиньи, овцы, козы, а возможно, и крупного рогатого скота. О том, как шел этот процесс, можно судить на примере андаманцев: пойманных во время облавных охот поросят они не убивали, а откармливали в специальных загонах. Охота была сферой мужского труда, поэтому генетически связанное с ней скотоводство сделалось преимущественно мужской отраслью хозяйства.

Вопрос о месте возникновения скотоводства также еще остается предметом споров между моноцентристами и полицентристами. По мнению первых, это нововведение распространилось из Передней Азии, где, по современным палеозоологическим и археологическим данным, были впервые одомашнены рогатый скот, свинья, осел и, вероятно, одногорбый верблюд. По мнению вторых, скотоводство конвергентно возникало у различных групп первобытного человечества, и по крайней мере некоторые виды животных были одомашнены совершенно независимо от влияний переднеазиатского очага: двугорбый верблюд в Средней Азии, олень в Сибири, лошадь в европейских степях, гуанако и морская свинка в Андах.

Как правило, становление производящего хозяйства происходило в комплексной форме, причем возникновение земледелия несколько опережало возникновение скотоводства. Это и понятно: для одомашнения животных была необходима прочная кормовая база. Лишь в отдельных случаях одомашнить животных могли высокоспециализированные охотники, причем, как показывают этнографические данные, и в этих случаях обычно сказывалось какое-то культурное влияние оседлых земледельцев-скотоводов. Исключением не было даже одомашнение северного оленя: хотя о времени и центрах его доместикации еще идут споры, наиболее аргументирована точка зрения, по которой оленеводством занялись уже знакомые с коневодством народы Южной Сибири, подвинувшиеся в северные, неблагоприятные для лошади области.

С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству (воспроизводству) с помощью человеческой деятельности. Разумеется, производящее (воспроизводящее) хозяйство на первых порах так или иначе сочеталось с присваивающим, а во многих областях ойкумены высокоорганизованные охота и рыболовство надолго остались основным или даже единственным видом хозяйства. Вообще изобретение земледелия и скотоводства, связанных с определенными условиями природной среды, усилило неравномерность в историческом развитии человечества. Но результаты этого сказались позднее и главным образом уже за рамками эпохи первобытной родовой общины.

Цель урока: Научить:

Выявлять изменения в обществе, приведших к появлению первых земледельцев и скотоводов; объяснять особенности управления в племени и родовой общине, использую понятия: , совет старейшин, народное собрание; выделять причины перехода первобытных людей к земледелию и скотоводству; давать собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, произошедшим в результате перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само - и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.

Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.

Оборудование:

    Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске1 Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008 Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2012

Тип урока: формирования и совершенствования компетенций учащихся. Форма урока: урок – игра «Народное собрание».

Основные даты: около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения.

Ход урока:

Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

    Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин: род Волка, род Орла и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Проблемное задание

Род Волка


Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1


Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Медведя


Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли:

А) мотыгу

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т. л.н. в Двуречье

Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. Назовите принцип, объединяющий эти понятия: Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

10. Выберите неправильный ответ: Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (письменно – слайд 15)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла


Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство


Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля2.

(слайд 16) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство.

3.У людей стало больше , они стали заниматься ремеслом.

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Практическая направленность (слайд 17):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 18) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: . – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Зернотерка

4.Скотоводство

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________


1 См. приложение 1