Как хорошо рассказать о. Секреты применение голоса и языка тела

Тот, кто умеет весело и задорно рассказывать истории. Таких любят, таких ценят, таких зовут на вписки, а потом, когда ты постареешь и обрастешь жирком на юбилеи в ресторан.
Однако дар этот дан далеко не всем, разве что избранным. Но этим самым избранным очень легко стать, ибо есть правила, которые позволят тебе стать первым краснобаем на селе. А если поднатореешь, то можно и в клуб, шутить перед псевдоинтеллектуальной публикой.

Выбери историю, которая важна тебе самому

Проблемы начинаются с самого начала - какую историю выбрать? Все очень просто, бери ту, что тревожит и будоражит непосредственно тебя. Можно углубиться в дебри собственного прошлого, и выудить нечто, что отложило отпечаток на твоем будущем. Скорее всего, история, которая кажется забавной тебе, покажется таковой и твоим друзьям.

Раздели на части и грамотно преподнеси каждую

Твое повествование не должно сильно отличаться от литературного рассказа. Так что мысленно, разбей свой рассказ на несколько частей. Не забудь указать вначале те подробности, которые необходимы для нормального восприятия повествования. Можно даже начать с пресловутого «Однажды…», восходящее действие всегда воспринимается гораздо проще.


Главное, не забывай придавать краски деталям сюжета по ходу повествования. Есть такой кинематографический прием - навалить красок и спецэффектов на провисающие фрагменты сценария и малоинтересные детали. Так и здесь, не стесняйся добавлять красок тем моментам, которые на твой взгляд нельзя обделить вниманием.
Заключительная часть рассказа должна быть самой эффективной. Именно концовка дает понять зрителю, почему он был вынужден все это слушать. Разумеется, эти правила подходят не ко всем историям, но они гарантированно
эффективны.

Сосредоточься на нужных деталях

не все любят читать Бальзака, который страстно любил описывать все, от загогулины на асфальте, до морщин в уголках глаз. Такая насыщенность, быть может и помогает более подробно представлять рассказ, но только самым стойким личностям. Слушать слишком перенасыщенные информацией байки - очень сложно. Поэтому настоятельно рекомендуем сосредоточиться на действительно интересных и сочных моментах.

Цель твоего рассказа - заставить людей испытать те же эмоции, которые испытал ты. Поэтому, если хочешь напичкать свой рассказ яркими деталями - добавь в него своих личных переживаний. Это универсальный материал, людям гораздо интереснее узнать о твоем личном состоянии и отношении, чем про дефекты в гофрированной трубе. Человеку из природного любопытства интересно и полезно наблюдать за поведением других людей, ведь эту модель поведения он может использовать в дальнейшем.

Говори правду

Ты не рыбак, не дровосек в глухой деревне, не зэк, не супергерой, и даже не путешественник, ты обычный человек, ты не видел всего того, что мог увидеть Федор Конюхов, но разве это значит, что слушать тебя совершенно не интересно? Жизнь забавами полна, с каждым может произойти интересная история. Поэтому, всегда говори правду, не нужно приукрашивать. Потому как, люди, которые начинают выдумывать в истории какие-то детали, чтобы показаться лучше, весь акцент переносят на свою волшебную крутость, отчего у слушателя возникает вопрос: «а о чем история была?». Особенно это смешно, когда все знают, что ты чмырь и трус, а в рассказах прям Ли Брюс.
На самом деле, самые интересные истории те, в которых рассказчик искренен и не скрывают своей уязвимости, глупости, странности. Правда ведь гораздо веселее и интереснее, так что не нужно пытаться украсить ее лишними выдуманными деталями. Когда ты начинаешь выдумывать по ходу - это бросается в глаза, как и слаженный искренний рассказ.

Практикуйся и работай над мелочами

Везде нужна практика, даже таким простым на первый взгляд вещам. Проговаривай эти истории сам с собой, ставь дыхание, записывай подробности, которые хотел бы донести, ибо такие мелочи напрочь забываются, вылетают из головы. А без них рассказ словно парусник без парусов - какая-то ерунда. Рассказ в стиле: «Я пришел в огород, меня избил крот. Было больно. Ну все» - успехом пользоваться не будет.

Мы говорили про искренность, но везде есть детали, которые стоит опустить. Некоторые потому, что они бессмысленны и неинтересны, а некоторые опорочат тебя. Вот поэтому, важно продумать свою речь до того, как она станет достоянием общественности.
И что еще самое главное, твоя история должна и в первый, и в сто двадцать первый раз звучать одинаково интересно и бодро, так что, будь добр, постарайся. Если тебя просят рассказать ее еще и еще раз, то поздравляем, это успех.

Изучи аудиторию, и не бойся провала

Не бойся что твоя история не будет принята или понята. Люди разные. Интересы у всех разные, это всего лишь история - ни больше ни меньше. Но впредь, подметь, на каких моментах люди оживлялись, на каких смеялись, а на каких зевали. И самое главное, если возможно, учитывай особенности публики. Если и ты точно знаешь, что какие-то люди не переносят шутки про члены, или категорически против любого упоминания шуток из интернета - то это нужно учесть.

Безусловно, существуют мастера экспромта, которым, чтобы поведать что-то интересное, подготовка не нужна.

Они знают, как рассказывать истории интересно, чуть ли не с рождения. У них припасена байка или быль на каждую тему – остается только найти благодарного слушателя. Большинству же из нас, чтобы выдать на-гора что-то воистину занимательное, желательно заранее прорепетировать – подумать, как именно построить рассказ, и на чем сделать акцент.

Как говорил гуру остроумия Марк Твен: «Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую импровизированную речь».

Чистая правда

Иногда, чтобы рассказ возымел больший эффект на аудиторию, появляется соблазн его немного приукрасить – сделать рыбу на 10 сантиметров больше, количество нападающих удвоить, количество воздыхателей, которые добивались руки и сердца, – утроить… Это не совсем верный путь.

Лгать и приукрашивать – конечно, если речь о реальной истории, а не байке – не рекомендуется даже в мелочах.

Потом легко самому запутаться и выставить себя на смех. Жизнь полна реальных историй, настолько необычных, что не придумал бы самый талантливый романист.

Суть и детали

В хорошем рассказе наиболее запоминаются две вещи: его мораль и небольшие, но важные детали. Думая, как научиться рассказывать интересно, важно помнить об этом:

Суть истории должна быть близкой публике, ее возрасту и интересам.

В течение рассказа важно упоминать удивительные мелочи, которые подчеркивают происходящее, стимулируют воображение, позволяют более полно представить картину. Скорее всего, слушатели не запомнят имена и даты – но в память врежется тот факт, что у дамы была родинка в форме сердечка на предплечье, а у начальника, перебравшегося шампанского и исполняющего танцы на барной стойке, – белье с Микки Маусом.

Только важно не переборщить – слишком отягощенный деталями рассказ утомляет. Они должны быть рассыпаны по истории ненавязчиво и уместно.

В хорошем рассказе желательно использовать яркие сравнения – они дают более красочную картинку происходящего.

Голос

Безусловно, это ключевой инструмент рассказчика. В нем важно все: громкость, умение расставлять акценты и делать многозначительные паузы, если они уместны. Развивать умение управлять голосом можно и нужно.

Мимика и жесты

Шутят, что если итальянцу или испанцы связать руки, они не смогут разговаривать.

Активность мимики и жестов при разговоре существенно варьируется у людей – это зависит от национальных традиций, темперамента и привычек.

  • Чтобы слушателям было любопытнее, важно уметь управлять не только голосом, но и невербальными проявлениями своего тела: выражением лица, движением рук и корпуса.
  • Если история длинная, нужно менять свое положение относительно слушателей. То стоять на месте (но не прикидываться статуей), то прохаживаться (но не мельтешить). Это помогает поддерживать уровень интереса.
  • Иногда в рассказе вполне уместны более активные движения, нежели осторожные мановения рук – например, если вам нужно показать, как вы мчались на лихом коне вдоль бескрайних полей.

Лучший способ учиться управлять мимикой и жестами – тренировать перед зеркалом и записывать себя на видеокамеру.

Эмоции

Хороший рассказ воздействует на эмоции. Продумывая историю, важно подбирать средства в соответствии с тем, что оратор планирует сделать: рассмешить людей, озадачить или заставить задуматься?

Произвести впечатление на собеседовании, провести презентацию, привлечь новых клиентов, заразить аудиторию идеей - умение рассказывать истории полезно каждому. Но не каждый представляет себе, что для этого нужно. ЧТД собрал несколько советов и примеров.

Хорошего рассказчика мы узнаем с первых слов. Иногда кажется, что он не говорит ничего существенного, но его хочется дослушать. Рассказ обладает гипнотической силой, которая приковывает наше внимание и не отпускает. По сути, им является и пост в соцсети. Его могут пролистнуть, а могут дочитать до конца, лайкнуть и сделать репост. Как разбудить в себе рассказчика, если он не пробудился естественным путем?

1. Определитесь с целью

Жизненный опыт - кладезь историй. Каждый день мы попадаем в ситуации, которые нам что-то сообщают о том, как устроен мир, о поведении людей, стране. Писатели, сценаристы, комики и коучи подмечают их и используют их, чтобы рассказать о жизни в целом. Например, история о мужчине, нашедшем телефон незнакомой девушки, превращается в романтическую притчу о роли случая, а сцена на собрании жителей дома становится метафорой общества.

Но у истории должна быть цель, чтобы у слушателей осталось ощущение ценности потраченного времени. Точнее, она должна быть у того, кто рассказывает. Если вы знаете, зачем говорите, будет проще продумать все остальное.

Крис Андерсон в книге «TED Talks. Слова меняют мир», предлагает несколько вариантов целей для рассказчика:

Создать связь

Если выступаете перед незнакомой аудиторией или хотите завоевать расположение человека, с которым встретились впервые, хорошая история может помочь. Она снимет напряжение, сократит дистанцию и сделает вас более понятным. Не бойтесь быть уязвимыми. Людей отпугивают высокомерие, эгоцентризм и категоричность суждений, расслабляет человечность.

Не бойтесь рассказать о ситуациях, в которых вам было неловко, вы чувствовали себя неуверенно, были сбиты с толку, попали впросак.

Здесь важна конгруэнтность - соответствие самому себе. Когда кто-то играет несвойственную ему роль, это всегда бросается в глаза. Рассудительный человек вдруг начинает говорить с интонациями, затверженными после сотни просмотров видео с Тони Роббинсом. Душевный в общении бизнесмен, выходя к трибуне, превращается в кислого бюрократа. Это создает впечатление фальши и обмана и разрушает доверие.

Крис Андерсон в своей книге предлагает несколько способов «вжиться в себя», вырастить в себе рассказчика со своей индивидуальностью:

Протестируйте себя

Простой тест: порепетировать перед небольшой знакомой аудиторией и спросить их, что они думают о вашем поведении. Можете записать себя на видео и посмотреть, как вы себя ведете.

Сосредоточьтесь на своей теме и отношении к ней

Комик Мейсун Зайинд, которая страдает церебральным параличом, вышла на сцену, дрожа. Свое выступление она начала со слов: «Я не пила сегодня... но врач, который принимал роды у моей матери, был пьян». Аудитория мгновенно прониклась к ней сочувствием: у каждого в жизни был опыт отвержения.

Не бойтесь продемонстрировать индивидуальность

Подчеркните это с помощью аксессуаров, чтобы закрепить эффект. Выступая на конференции TED, философ Данил Разеев вышел на сцену с куклой-марионеткой, которую использовал как собеседника и наглядное пособие, выступление было посвящено свободе воли.

Копируйте тех, кто вам близок

Найдите харизматичного героя, который похож на вас, у кого те же интонации, жесты и мимика. Это полезно и вот чем: благодаря кино и телевидению мы помним образы неказистых, но по-своему интересных и сложных людей - Форреста Гампа, Уолтера Митти, еврея-парикмахера из фильма «Великий диктатор». Обратите внимание, как вдохновляюще они выглядят на экране, когда говорят от сердца.

3. Заставьте слушателя споткнуться

Вы идете по улице, думаете о чем-то своем, вдруг задеваете ногой бордюр и чуть не падаете. Внимание переключилось мгновенно. Так же действуют громкие звуки или что-то абсурдное, скажем, овца, которую хозяин беспечно выгуливает на поводке в городском сквере.

Задача рассказчика - подбросить то, обо что внимание может споткнуться.

Эмоциональный разговор, который ведут соседи в транспорте. Вы невольно подслушиваете и заражаетесь чужой эмоцией. Это тоже подножка: нам становится любопытно, что происходит в жизни людей, как мы могли бы перенести эту ситуацию на свой опыт. Несколько примеров, как можно сделать начало запоминающимся.

Атмосфера

«Взметнувшиеся в воздух самолетики... Падающие и вновь взлетающие. Белые, голубые, даже черные... Так Москва отстаивает свободу слова в интернете». Это начало речи Григория Баженова «Борьба с Левиафаном». Фраза, которая вводит тему, стоит чуть позже картинки. Таким приемом одновременно задается настроение разговора, тема «заземляется», а рассказчик настраивает слушателей на романтический лад.

Интрига

Интрига создает напряжение, которое должно разрешиться. Пример из книги Криса Андерсона: «Как четырнадцатилетняя девочка, у которой на счету меньше двухсот долларов, сумела помочь своему городу совершить гигантский скачок в будущее?» Мы тоже заинтригованы: история обещает быть интересной.

Яркий факт или говорящая деталь

Иногда затягивать интригу недопустимо, если вы хотите сразу ударить в больное место, ввести контекст. «В России 25 млн бедных. Это и есть суть вопроса» - начинается одна из речей Григория Явлинского. Главная трудность здесь: подобрать точную и красноречивую реплику, которая бы не нуждалась в пояснении.

Вызов (пощечина)

Вот как начинает свою лекцию о Чехове Дмитрий Быков: «Есть один парадокс в русской литературе: Чехова называют самым депрессивным писателем, самым унылым и даже иногда однообразным». Парадокс - слово сильное, потому что пробуждает любопытство. Провокативное, смелое, нетривиальное начало разговора о знаменитом писателе заставляет прислушаться.

4. Не забывайте о динамике

Еще одна причина, по которой речь оказывается скучной: в ней нет эмоционального ландшафта. Речь обращена непонятно к кому, она кажется перечислением фактов или потоком сознания. В этот момент возникает мысль о телефоне в кармане, неоплаченных счетах или покупках в выходные.

Как создать эмоциональный ландшафт? Писательница Ванесса Эдвардс предлагает метафору американских горок: если мы едем в поезде, который идеально скользит по рельсам, поездка кажется спокойной, эмоционально ровной.

Но если нас постоянно подбрасывает, если мы чувствуем каждый поворот, как на американских горках, это невольно заставляет быть начеку.

В хорошей истрии важны повороты, подъемы и спуски, небольшая встряска, смена темпа. Некоторые приемы, которые создают эти эффекты:

Метафора. Инструмент, который делает мысль афористичной, запоминающейся. С ее помощью удается эффектно донести главную мысль, на которую нанизываются остальное. Например, из речи Дмитрия Быкова: «Чехов - самый мощный антидепрессант в русской литературе».

Гипербола. Сильный образ, который придает пафос речи. Часто используется для того, чтобы призвать к действию, заострить тему: «Завтра мы потеряем миллионы жизней из-за того, что сегодня топчемся на месте». Можно использовать ее и как шутку.

Градация. Постепенное сгущение красок, наращивание выразительности с каждой следующей фразой: «Когда у вас тоска, когда вам не хочется вообще смотреть на людей, когда вы не можете выйти на улицу».

Лексический повтор. Средство, которое закрепляет идею, создает якорь в сознании слушателя и задает «маршевый» ритм рассказа: «Цель всегда понятная, цель всегда простая, и цель всегда одна».

Риторический вопрос. Средство, которое помогает вступить в диалог со слушателем, даже если диалога нет. Другие варианты диалога - например, ответы на незаданные вопросы, реакции на невысказанные реплики («и вы будете правы», «знаю, не для всех это актуально»).

Хороший рассказ не терпит монотонности, и в этом он похож на хороший фильм, заключает Крис Андерсон. Мы видим, что на экране сменяются планы, музыка становится громче и тише, камера «окидывает взглядом» окрестности и погружается в жизнь героев. Попробуйте в качестве упражнения описать любимый фильм так, чтобы получился живой и атмосферный рассказ.