Как понять, что с организмом что-то не в порядке. Диагностическая работа по русскому языку Магнитный холм, Ладакх, Индия

Существует ощутимые признаки того, что организм нуждается в вашем внимании. Следующие симптомы указывают на необходимость вносить в образ жизни и питание изменения.

Кожа

Проблемная кожа – первый сигнал. Если вы давно вышли из , а кожа до сих пор часто воспалена – обратите внимание на питание и здоровье кишечника. Сложности с кожей сигнализируют о том, что кишечник не справляется с выведением токсинов.

Иммунитет

Так же явный сигнал, что нужно пересмотреть свой распорядок жизни и питание. Изучите натуральные средства для укрепления и повышения иммунитета. Это специи, травы, напитки.

Недостаток энергии

Если вы чувствуете нехватку жизненной энергии и сил на протяжении двух недель – ваш организм бьет во все колокола. Разовая усталость, которую можно восстановить крепким сном и отдыхом, – обычное дело. Но ощущение разбитости с самого утра, апатия, нежелание браться за работу и вести активную жизнь уже не является нормой. Кроме того, обратите внимание на здоровье надпочечников.

Волосы

Чрезмерное выпадение волос может быть косвенным признаком нехватки витаминов и минералов в организме. Пересмотрите питание – добавьте в рацион больше свежих фруктов и овощей, термически необработанных блюд.

Талия

Объем талии, превышающий 80 см для женщин, и 90 см – для мужчин – сигнал менять рацион дня и очищать питание от жирных продуктов, сахара и глютена. Подобный показатель говорит о риске сердечно-сосудистых заболеваний.

Пищеварение

Газообразование, сильное и болезненное вздутие живота указывают на нездоровое состояние кишечника. А именно синдром раздраженного кишечника или рост бактерий. Данные симптомы легко излечимы. Главное обращать внимание на ощущения и состояние организма, чтобы принять своевременные меры.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман. 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 3) Миражи оптические обманы, возникающие в пустыне, являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 5) Оптические обманы миражи возникают в результате преломления перегретого воздуха.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Однако Так как Например, Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НИЖНИЙ , -яя, -ее. 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый понЯв добелА корЫсть оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы». По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПОЕЗЖАЙ быстрее молодые ОФИЦЕРЫ в ДВЕ тысячи пятом году мало ВРЕМЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)

ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2)

Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3)

Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4)

В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5)

Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6)

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7)

В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.

8)

Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9)

Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист к..сательная д..ликатес усм..рённый приг..реть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил пр..странно, пр..вык раз..грал, сверх..дея н..грузить, раз..брал под..езд, раз..яснил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать крестонос..ц обид..ться локт..вой зате..ть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подстра..вающийся неуживч..вость забывч..вый попутч..ца увид..ться

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало. Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем. МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову. В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России. Я смотрел на воду и видел, как в ней отражались два солнца: одно (С)ВЕРХУ, а другое ОТКУДА(ТО) снизу.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Обращение А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска. 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья. 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры. 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Прочитайте текст и выполните задания 20-26

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: - В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 2. Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3. Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4. Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5. В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3 9 представлено повествование. 2. В предложениях 12 13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10 11. 3. В предложениях 31 35 содержится рассуждение. 4. В предложениях 40 42 представлено рассуждение. 5. В предложениях 50 53 представлено описание. Начало формы

22. Из предложений 44 47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 34 42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)__________ (предложения 24, 29 30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём (Б)__________ (предложения 17 18, 28 29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп (Г)__________ (« головокружительной горы» в предложении 28, « коварных воронок» в предложении 29)».

1)

вводное слово

2)

книжная лексика

3)

анафора

4)

олицетворение

5)

противопоставление

6)

разговорная лексика

7)

синонимы

8)

эпитет

9)

сравнительный оборот

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 34 2. например 3. 1 4. запертый 5. эффектные 6. времени 7. 32451 8. усмирённый 9. подъездразъяснил 10. подпрыгивать 11. увидеться 12. нетерпеливого 13. впервыезато 14. 12 15. 25 16. 13 17. 1234 18. 1 19. 2345 20. 12 21. 234 22. плохоехорошее 23. 37 24. 5398

В природе иногда можно наблюдать уникальные и непредсказуемые явления, в существование которых трудно поверить. Еще с давних времен люди видели удивительные оптические миражи в виде кораблей, гор, необычных световых эффектов там, где они не могут быть на самом деле. Несмотря на то, что миражи чаще всего вызывают ассоциации с пустынями, они могут появляться в самых разных местах нашей планеты.

Нижние миражи

Нижние, или как их еще называют пустынные, миражи относятся к самым изученным и часто встречающимся, но от этого не менее удивительным эффектам. От нагретого воздуха отражаются световые лучи, поэтому проявляется оптический обман в виде кажущегося водоема там, где его на самом деле нет. В действительности иллюзорная вода – это не что иное, как отраженное изображение находящегося вдали неба. Для ее возникновения необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • сильно нагретая ровная поверхность;
  • присутствие сверху горячих слоев воздуха, над которыми будут располагаться слои с более холодной температурой.

С этой иллюзией в виде кажущейся влажной дороги, которая возникает в жаркие дни над асфальтированным покрытием, сталкивался практически каждый водитель. Она также не раз доводила до отчаяния изнывающих от жажды путников в пустыне, которым мерещилась невдалеке вода, но они никак не могли к ней добраться: она постоянно отодвигалась, а потом и вовсе «растворялась» прямо на глазах.

Верхние миражи

Эти миражи, которые также называют миражами дальнего видения, появляются реже предыдущей разновидности, но отличаются большей продолжительностью и стабильностью изображения. Удивительный оптический обман проявляется в том, что на небе становятся видны объекты, находящиеся в действительности далеко за горизонтом. Наиболее ярко верхний мираж проявляется при условии, когда:

  • возникает большой перепад температур между слоями воздуха, причем нижние слои должны иметь более низкую температуру по сравнению с верхними;
  • горизонтальная длина отражающего слоя составляет минимум 400 м.

Световые лучи, отражающиеся от объектов на Земле, описывают некую дугу и возвращаются обратно вниз, но иногда даже за сотни километров от местоположения источника.

Благодаря такому явлению в некоторых полярных широтах зачастую восход Солнца иногда наблюдается раньше на 2-3 недели, а в умеренных широтах в холодное время года можно его увидеть на 30 минут раньше настоящего.

Гало

Удивительный феномен, который имеет вид светящегося кольца, окружающего источник света, называется гало. Он связан с преломлением или отражением лучей света, когда они проходят через сосредоточенные в верхних слоях атмосферы кристаллы снега и льда. Если между гранями кристаллов и плоскостью, проходящей через Солнце, образуется прямой угол, появляется оптический обман в виде окружающего его белого ореола. В дневное время гало может появиться вокруг Солнца, в ночное – вокруг Луны и даже других ярких источников света (например, уличных фонарей).

Полярное сияние

Невероятное зрелище, которое можно часто наблюдать в Арктике и Антарктике, связано с периодическими мощными вспышками на Солнце, в результате которых к Земле с огромной скоростью летят мельчайшие светящиеся частицы (так называемый солнечный ветер) и достигают ее в течение 30 часов. Магнитное поле притягивает их к полюсам планеты, где они сталкиваются с атмосферными газами и излучают в разреженных слоях атмосферы световые частицы. Они образуют в небе разноцветные светящиеся пласты, которые динамично движутся и формируют самые невообразимые узоры и фигуры.

Паргелий

Это одна из вариаций гало, когда на небе слева и справа от солнца можно наблюдать яркие световые пятна, образующие «ложные солнца» (именно так переводится паргелий с греческого языка). Удивительный эффект может длиться часами и наблюдается, когда солнце находится невысоко над горизонтом, а в воздухе отмечается высокая концентрация микроскопических кристаллов льда, которые отражают изображение главного светила.

Чаще всего этот оптический мираж можно увидеть в полярных широтах планеты ранним утром либо поздним вечером. В некоторых случаях световые пятна становятся такими же яркими, как и главное светило. До того, как ученым удалось разгадать этот феномен, появление «ложных солнц» считалось плохим предзнаменованием.

В некоторых районах нашей планеты можно наблюдать удивительный оптический феномен: собственную тень, которая лежит на облаке или тумане в обрамлении ореола цветного света. Движение облачного слоя вызывает ее колебания, поэтому со стороны создается иллюзия перемещения темного силуэта.

Своим названием мираж обязан пику Броккен – самой высокой точке горного массива Гарц (Германия), где он был впервые зафиксирован.

Чаще всего подобные миражи можно встретить в горных местностях с влажным воздухом, когда солнце находится очень низко. Удивительные оптические обманы наблюдаются в условиях туманов и облаков, которые располагаются напротив источника света, и связаны с особым преломлением и отражением солнечного света мельчайшими каплями тумана. Еще одно условие их возникновения: свет должен исходить из-за спины наблюдателя, а он сам – находиться на возвышенности.

Яркое световое явление, которое исходит от объектов с заостренными вершинами (громоотводов, острых скал, корабельных мачт и т. д.), напоминает огонь фиолетового или голубого цвета. Мираж проявляется, когда молекулы воздуха вокруг объекта ионизируются под воздействием его электрического поля перед грозой, во время или после ее завершения. Этот процесс способствует появлению удивительного оптического эффекта в виде свечения, которое длится не дольше 1 минуты и может принимать различные формы от небольшого фейерверка до танцующего огня.

Огни святого Эльма часто возникают на Замковой скале в Шотландии, где расположен Эдинбургский замок. Кроме того, они раньше расценивались моряками как символ божественного вмешательства, поскольку появлялись во время шторма. Яркие световые пучки команда корабля видела как символическую руку Святого Эльма (считается покровителем моряков), которая считалась признаком скорого завершения ненастья.

«Магнитные» холмы

На планете Земля есть холмы, где происходят удивительные вещи: там можно увидеть, как машина, припаркованная у подножия на нейтральной передаче, катится вверх в сторону подъема. Существуют версии о присутствии в таких местах чрезвычайно мощного магнитного поля, которое заставляет автомобили двигаться вверх и даже сбивает с курса самолеты. В действительности это оптический обман: благодаря особенностям окружающего ландшафта и минимальной (либо нулевой) видимости горизонта небольшой спуск воспринимается со стороны как подъем наверх. Среди наиболее известных подобных мест:

  • деревня Карпач вблизи границы с Чешской республикой (Польша);
  • поселок Качеров в Орлицких горах (Чехия);
  • провинция Нью Брансуик (Канада);
  • Mystery Spot»(«Загадочное место») в Калифорнии (США);
  • участок шоссе Лех-Каргил-Баталик в регионе Ладакх (Индия).

Самая сложная разновидность миражей. Причины их возникновения связаны с разницей температур, когда в атмосфере появляются чередующиеся воздушные слои разной плотности, благодаря многочисленному отражению и преломлению световых лучей на небе проецируются уменьшенные копии объектов, расположенных далеко за горизонтом. Удивительные изображения иногда накладываются друг на друга и быстро чередуются, что предстает перед глазами как огромный оптический обман.

Интересный факт! Название Фата-моргана (переводится с итальянского как «Фея Моргана») связано с одноименным персонажем бретонского эпоса, которая была отвергнутой возлюбленной Ланцелота. По легенде, она переселилась на дно моря и пугала морских путешественников призрачными видениями.

Самым популярным проявлением фаты-морганы считается знаменитый образ корабля-призрака «Летучего голландца», который встречается мореплавателям даже в наши дни. Относительно недавно (в 2006 г.) Подобное явление возникло перед глазами тысяч туристов в г. Пенглай на китайском восточном побережье. Внезапно над морской поверхностью возник город с высотными домами, широкими улицами с передвигающимися машинами и людьми.

Перечисленные выше миражи – это поистине удивительные явления, которые, несмотря на существование научных объяснений, кажутся волшебными. Без малейшего вмешательства человека природа способна создавать оптические обманы, которыми человеку остается только восхищаться и пытаться разгадать их происхождение.

11 класс Контрольная работа №1 ЛЕКСИКА

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

3) Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Например,

Несмотря на это,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НИЖНИЙ, -яя, -ее.

1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.

(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».

(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит! (14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.

(По Б.П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.

2) Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.

3) Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.

4) Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.

5) Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–2 представлено описание.

2) В предложениях 4–5 представлено рассуждение.

3) В предложениях 12–13 представлено повествование.

4) Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.

5) Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19–20.

Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 17–25 найдите такое, которое связано с предыдущим

с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».

Список терминов:

1) цитирование

2)восклицательные предложения

3) лексический повтор

4) противопоставление

5) анафора

6) развёрнутая метафора

7) парцелляция

8) разговорные слова


9) контекстные синонимы







ГОТОВИМСЯ к ЕГЭ по литературе

Материалы для подготовки можно найти по этому адресу
http://5litra.ru/ege.html
11 класс ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
  1. Одно из стихотворений В. Брюсова («Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»)
  2. Одно стихотворение К. Бальмонта«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…») или Андрея Белого («Раздумье», «Русь», «Родине»)

3.Одно стихотворение Н. Гумилёва. («Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Слово»)

4.Отрывок из поэмы А. Блока «Двенадцать» (1 глава)

5.Одно стихотворение С. Есенина («Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Сорокоуст»(гл.3) «Русь советская»(от слов «Вот так страна! до конца), «Собаке Качалова»)

6.Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (от слов «Поэзия – вся езда в незнаемое… до слов «Конечно, различны…)

  1. Одно стихотворение А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить …», Творчество («Бывает так: какая-то истома…»), отрывок из поэмы «Реквием» (Эпилог гл.2).

Литература для летнего чтения