Как выглядит реставрация, которой гордится московская мэрия. Проект реставрации усадьбы фон мекк в хрусловке

Каким образом спасти от неминуемой гибели те объекты, которые имеют «серьезный» охранный статус на региональном и федеральном уровне, но при этом - разрушаются на глазах и не могут быть спасены государством? Этот вопрос на протяжении многих лет обсуждался государственными органами и заинтересованным сообществом. И вот, руководство страны предложило один из вариантов решения этой непростой проблемы. Речь идет о законопроекте, который в узких кругах уже успели окрестить «Ропшинским».

Инициатива предполагает установить на законодательном уровне возможность передачи объектов культурного наследия в частные руки для последующего восстановления, но при двух условиях: посредством концессионной сделки и только в том случае, если объект находится в аварийном состоянии. Государственная дума РФ одобрила законопроект во втором чтении. Судя по всему, инициатива вступит в законную силу.

Примечательно, что на создание законопроекта Министерство культуры вдохновила печальная усадьбы Ропшинского дворца. На протяжении многих лет бывший дворец Романовых разрушался. Сейчас некогда роскошный ансамбль представляет собой печальное зрелище: руины, «зарастающие» мусором, сорной растительностью и вульгарными граффити.

С 2017 года в СМИ периодически появлялась информация о том, что дворцом интересуется компания «Роснефть». Однако в условиях тогдашнего законодательного фона передача дворца для реставрации частной компании не представлялась возможной. Сейчас об интересе «Роснефти» к восстановлению Ропшинского дворца заговорили более предметно. О том, что эта информация правдива, сообщили сразу несколько источников со ссылкой на сотрудников Министерства культуры. По оценке специалистов, восстановление дворца обойдется Роснефти примерно в 5 млрд. рублей. Эта, казалось бы, астрономическая сумма, окажется для нефтяной компании вполне посильной - ведь она составляет всего 0,06% от годовой выручки «Роснефти». О том, как именно «Роснефть» планирует приспособить дворец после реставрации, пока не говорится. Однако, в прессе озвучивалась теория о том, что компания, вероятно, разместит в Ропшинском дворце дом приемов.

Как и следовало ожидать, «Ропшинский» законопроект, расколол заинтересованное сообщество на две части. Одни считают, что иного способа спасти исчезающие российские достопримечательности просто нет, и законопроект непременно должен вступить в законную силу. Другие же называют эту инициативу катастрофой, которая уничтожит памятники культуры и отнимет их у россиян. А как вы оцениваете «Ропшинский» законопроект? Нужен ли он? Как вы относитесь к тому, что владельцами ропшинского дворца может стать компания «Роснефть»?

На фотографии маленький цесаревич Алексей.

Знаменитую колокольню в Калязине, которую часто называют «русской Атлантидой», передадут в региональную собственность и восстановят. Информацию об этом сообщили федеральные СМИ со ссылкой на пресс-службу Правительства Тверской области. Ожидается, что помимо реставрации, колокольня…

February 19th, 2019 , 01:00 pm

Хорошая новость пришла к нам из старинного города Мышкина, что в Ярославской области. Там вскоре начнется реставрация городской усадьбы купца Чистова, построенной во второй половине XIX века. Восстановительные работы начнутся летом. Они будут проведены на средства федерального гранта, выделенного в рамках Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. Усадьба купца Тимофея Чистова построена во второй четверти XIX века. В главном здании с 1991 года располагалась Опочининская библиотека. В другом здании находилась мельница, самая большая в городе. Она работала вплоть до 70-х годов прошлого века, и сейчас ее механизмы достаточно хорошо сохранились. В настоящее время здесь располагаются музейные экспозиции. На территории усадьбы сохранились также два деревянных флигеля традиционной для Мышкина начала XIX века архитектуры.

- «Усадьба купца Чистова и ее окрестности - место для маленького Мышкина знаковое. И по итогам реализации проекта ему будет возвращен исторический облик. Запланированы ремонт кровли, фасада, восстановление старинной ограды с воротами. Также предусмотрены организация туристических входов на территорию комплекса, озеленение и благоустройство, установка освещения и многое другое. До начала работ на объекте будут приведены в порядок коммуникации. Это позволит избежать прорывов на сетях в обновленной усадьбе. Решением задачи занимается Северный водоканал. Наши специалисты провели обследование, составлен план необходимых мероприятий, - рассказал генеральный директор ГП ЯО «Северный водоканал» Станислав Маклаков. - Здесь надо будет переложить 70 метров дворовой канализации, 83 метра уличной и более 212 метров уличной водопроводной сети. Работы планируем завершить до 1 июня», - сообщает главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов.

Друзья, а вы были в Мышкине? Запомнились ли вам старинные достопримечательности этого города? И если да, то какие?


()

November 30th, 2018 , 10:34 am

Заместитель губернатора Брянской области Галина Петушкова сообщила о том, что уже к концу 2019 года родовое имение Тютчевых - Овстуг, существенно преобразится. На восстановительные работы в усадьбе из регионального бюджета будут выделены 22 миллиона рублей.

Субсидирование восстановления усадьбы пройдет в рамках областной программы по поддержке учреждений культуры. Ожидается, что менее, чем за год, брянские власти приведут в порядок как сам главный дом усадьбы, так и территорию около него.

Друзья, а когда вы последний раз бывали в Овстуге?


October 12th, 2018 , 12:53 pm

В настоящее время специалисты разработали "дорожную карту" по спасению Митридасткой лестницы, однако, этот документ не был подписан. Тем временем, российские историки и краеведы ведут ожесточенные споры о том, в чем основная проблема восстановления достопримечательностей в республике Крым. А что вы думаете по этому поводу? И считаете ли вы справедливым такое распределение федерального бюджета, при котором на восстановление памятников этого курортного региона выделются столь большие средства, в то время, как другие регионы тоже хотят реализовать свои готовые проекты по восстановлению ОКН?

October 11th, 2018 , 03:05 pm

Сегодня реальность, сложившаяся вокруг реставрации усадеб в России складывается таким образом, что пока в одних регионах годами ждут средств на реализацию готовых проектов и идей, в другие регионы вкладывают большие средства, которые местные компетентные органы, по разным причинам, не могут освоить. На днях редакция «РИА Новости» опубликовала большой аналитический материал , посвященный реставрации достопримечательностей Крыма и освоению бюджетных средств на эти цели. Выяснилось, что средства федерального бюджета, выделенные на реконструкцию объектов культурного наследия, к концу сентября 2018 года оказались освоенными только на 17,3 процента. Такие данные, по сообщению "РИА Новости" приводит министерство финансов региона. Это немногим более 165 млн рублей из почти что 954 млн перечисленных в Крым Москвой.

На типичный вопрос «Кто виноват в этом?» нет однозначного ответа. Одной из глобальных проблем, препятствующих восстановлению достопримечательностей, стало отсутствие понятных проектов их восстановления и дальнейшего приспособления. Кроме того, зачастую властям республики не давали конкретных сроков реставрации.

- "Объекты в Программу включались с весьма приблизительными суммами финансирования, чаще всего без четкого их обоснования с одной стороны, и отсутствием понимания плана действий с другой. В итоге, на объектах культурного наследия продолжались процессы разрушения, которые могли привести к необратимым последствиям и утрате предметов охраны", - сообщил «РИА Новости» генеральный директор АНО "Дирекция по управлению ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года" Андрей Никитченко.

В 2017 году повезло 11 известным достопримечательностям. В их числе Ливадийский дворец, дом А.П. Чехова в Ялте, здание офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, комплекс сооружений Судакской крепости. В текущем году список был продолжен. Восстановительные работы пройдут на Ласточкином гнезде, в Воронцовском дворце, на Даче Стамболи, "Мемориальном комплексе "Аджимушкай", здании Дворянского собрания, "Особняка Динцера", вилле "Ксения".

Но эту, казалось бы, позитивную картину явно омрачают и те объекты, реставрация которых затянулась или вовсе - отсрочилась на неопределенный срок. Первым в этом списке стоит знаменитый «Херсонес Таврический», там объем реставрации оказался поистине колоссальным, а сама работа - сложной. Еще более печально обстоят дела с Митридасткой лестницей в Керчи. Этот памятник архитектуры первой половины XIX века потерпел частичное обрушение в 2015 году. Начало реставрационных работ он встретил в ужасном состоянии: декоративные вазы и грифоны - утрачены, большинство из сохранившихся - разбиты, а ступени, каменная кладка и ограждения нуждаются в восстановлении. Левая часть второго яруса лестницы также разрушена из-за подмыва грунтовыми водами.

На реставрацию лестницы выделили 15,6 миллионов рублей, но эксперты заключили, что этих средств на укрепление конструкции явно не хватает. Тогда ситуация сдвинулась с места благодаря личному участию президента. А затем вокруг лестницы разгорелся скандал: последовала череда увольнений за непрофессионально выполненные восстановительные работы. А потом, и вовсе, выяснилось, что под лестницей находится культурный слой, который необходимо тщательно исследовать перед выполнением реставрации. Ряд градозащитников и специалистов подняли тревогу и заявили о том, что реставрационные работы на лестнице проходили с нарушением всех мыслимых и немыслимых требований к данному процессу. В итоге, глава Республики Сергей Аксенов распорядился провести служебное расследование и выяснить, по чьей вине провален ремонт лестницы (реставрационные работы должны были завершиться в 2018 году) и отстранил от должности первого зампредседателя Госкомитета по охране культурного наследия РК Александра Диденко. На объект назначен новый технический подрядчик. Материалы о ранее проведенных работах направлены в прокуратуру, как сообщает источник.

В настоящее время специалисты разработали "дорожную карту" по спасению Митридасткой лестницы, однако, этот документ не был подписан. Тем временем, российские историки и краеведы ведут ожесточенные споры о том, в чем основная проблема восстановления достопримечательностей в республике Крым. А что вы думаете по этому поводу? И считаете ли вы справедливым такое распределение федерального бюджета, при котором на восстановление памятников этого курортного региона выделются столь большие средства, в то время, как другие области тоже хотят реализовать свои готовые проекты по восстановлению ОКН?


September 4th, 2018 , 09:22 pm

Друзья, я хочу познакомить вас с новым проектом выпускников Британской школы дизайна. Проект "Метаморфоза" предполагает бережную и разумную реставрацию усадьбы Покровское-Стрешнево и ее последующее приспособление под отель. Сейчас проект реставрации и возвращения усадьбы к жизни готовит ее новый собственник, ПБУ «Мосприрода». А между тем, выпускницы Британской школы дизайна Елена Медведникова и Анастасия Терехова предложили свой вариант - с помощью относительно небольших средств превратить усадьбу в востребованное место. Так и появился выпускной проект молодых дизайнеров, созданный под руководством дизайнеров и преподавателей Школы Екатерины Григорьевой и Елены Бабкиной.

Дизайнерский тандем предлагает превратить усадьбу Покровское-Стрешнево в отель с интересной концепцией. Как и в проектах восстановления усадеб и , все дизайнерские решения Школы учитывают особый статус усадьбы как памятника культурного наследия и не предполагают никаких перепланировок и прочих фундаментальных изменений.

- "Важной темой сегодня является кастомизация. В интерьерах номеров нам хотелось уйти от ощущения гостиницы. Так, как будто вы остановились погостить у хозяина усадьбы, среди предметов мебели и искусства, которыми он и его семья любовно обставляли свое жилое пространство. Мы хотели создать пространство, где стерты грани между функциональным и художественным", - подчеркивают Елена Медведникова и Анастасия Терехова.

Итак, ниже я в подробностях покажу вам проект приспособления усадьбы Покровское-Стрешнево от выпускниц Британской школы дизайна. Что скажете? Хотели бы видеть в усадьбе нечто подобное до тех пор, пока не встанет вопрос о ее научной реставрации?

()

September 1st, 2018 , 02:44 pm

Счастливые примеры спасения старинных домов и усадеб все чаще можно встретить не только на европейской территории нашей страны, но и в Сибири. Так, в Иркутске бывший вице-мэр города Дмитрий Разумов решил на собственном примере вдохновить жителей региона на спасение разрушающихся исторических памятников. Семья Разумовых полностью восстановила из руин дом купца Винтовкина и приспособила его под собственное жилище. Недавно местная редакция «Московского комсомольца» посвятила этому событию большую статью. А я хочу вкратце рассказать вам о таком потрясающем примере с надеждой самому оказаться в Иркутске и подготовить большой материал о доме Винтовкина и его владельцах.

Имя купца Винтовкина в Иркутске знает подавляющее число горожан. Этот трудолюбивый и щедрый человек родился 1876 году. Юный Володя Винтовкин начал работать «мальчиком на побегушках» при местных мастерах уже с 13 лет. Постепенно, впитывая опыт и приобретая собственные предпринимательские навыки, ему удалось основать собственное торговое дело и сделать его весьма прибыльным. Значительную часть своего состояния купец Винтовкин жертвовал на благотворительность и нужды города. Скончался Владимир Винтовкин в 1918 году, в тюрьме, мучаясь от тифа. До последнего своего вздоха он противился коммунистическому режиму и не мог принять новую власть.

В качестве зримого напоминания о жизни купца Винтовкина в Иркутске сохранился дом, в котором жила его большая и дружная семья. Усадьба купца Винтовкина состояла из жилого двухэтажного дома с флигелями, больших двухэтажных складских помещений, одноэтажной кирпичной гостиницы-флигеля, погреба с подклетью. Также на участке были одноэтажный дом для управляющего, дом для прислуги, конюшня, курятник, сарай для хранения телег и саней, ремонтной мастерской. Участок был огорожен плотным забором, а территория усадьбы - застелена толстыми деревянными плахами. Во время строительства был разбит садик с плодовыми деревьями, кустарниками и цветами.

В советские годы усадебный комплекс подвергся серьёзнейшим испытанием. Второй, деревянный этаж дома сгорел, первый был практически полностью разрушен. В какой-то момент краеведы и небезразличные жители города уже смирились с тем, что, скорее всего, дом Винтовкина погибнет. Однако, в 2009 году вице-губернатор Иркутска принял решение о том, что он восстановит старинный дом. Возрождение дома купца можно назвать полностью профессиональным проектом. Все работы по его восстановлению велись в строгом соответствии с историческими документами. Благо, к тому моменту внук купца передал музею истории подробное описание всех построек усадьбы и внутреннего убранства дома. А непосредственное восстановление дома было осуществлено по проекту архитектора Романа Шаргина.

Благодаря имеющимся в архивах фотографиям и описаниям я полностью восстановил практически все внутреннее убранство здания, - говорит Дмитрий Разумов. - К счастью, фото показывали и печи с изразцами, и полы, и даже обои, не говоря уже о ставнях, дверях, крыльце, наличниках, расположении окон. По словам Дмитрия Разумова, на восстановление дома Винтовкина, а также - приведение в порядок его территории, у него ушло около 18 миллионов рублей.

Сейчас старинный дом Винтовкина стал домом для семьи Разумовых. Однако, глава семейства подчеркивает: проект восстановления этой достопримечательности - это не просто желание спасти памятную постройку и мечта о собственном старинном доме. Своим примером он хотел, прежде всего, показать состоятельным жителям города то, что вместо того, чтобы построить новый дом, можно восстановить старинную постройку и внести свой вклад в сохранение городской истории. К слову, по словам «МК-Иркутск», пример вице-губернатора вдохновил жителей Иркутска. Сейчас в городе в отреставрированных старинных домах живут уже 10 семей.

Как вы думаете, влияют ли такие положительные личные примеры на менталитет горожан? Вдохновил ли вас пример вице-мэра Иркутска?


Фото: Нина Писаренко, "Московский комсомолец"

()

August 30th, 2018 , 10:30 pm

Когда-то они были руинами, которыми интересовались, разве что, краеведы и любители походить по "заброшкам". Когда-то усадьба Талицы одиноко стояла за забором, а ее разрушающиеся стены, которые от времени приобрели ржавый цвет, стерегли от незваных гостей большие собаки. Когда-то о доме Круминга в Люберцах практически никто не знал, усадьбу Филатово окружали лесные дебри, а на старинный дом управляющего Балашихинской мануфактуры было просто больно взглянуть.

Однако, спустя несколько лет участь этих и иных изменилась. В отреставрированных Талицах вот-вот откроется культурно-рекреационное пространство, в возрожденном Доме Круминга недавно с успехом открылась арт-выставка "Антиквариат и искусство", в Филатово можно приехать, чтобы неспешно пройтись по облагороженному парку, а в старинном балашихинском доме Управляющего уже совсем скоро завершатся восстановительные работы.

Все эти объекты объединяет одно - они были сданы в аренду и спасены новыми собственниками в рамках программы "Рубль за метр". В этом году этому законодательно-практическому решению по спасению памятников исполняется пять лет. Пожалуй, это самое время для того, чтобы подвести первые, предварительные итоги этой программы. Показала ли она себя эффективной? Как обстоят дела с каждым из сданных в аренду объектов? Будут ли участниками программы "Рубль за метр" усадьбы Ляхово и Виноградово? И распространилась ли практика применения программы в других регионах?

Я подготовил для вас подборку всех усадеб, участвующих в подмосковной программе "рубль за метр".

()

August 22nd, 2018 , 10:10 pm

«…больше всего на свете Владимир Федорович любил, чтобы все было миром и ладом, а не любил больше всего, когда ругаются»


Это невероятно простое, а оттого - совершенно искреннее воспоминание принадлежит жительнице села Каргашино в Рязанской области И. Лаптевой. Именно так ее родители, работники местной усадьбы, отзывались о Владимире Федоровиче фон дер Лаунице, выдающемся государственном деятеле, истинном патриоте, благодетеле и человеке, который много трудился на благо православной церкви. За свою долгую жизнь он был главой нескольких губерний, где снискал славу народного любимца и человека чести. Он был одним из главных приближенных последнего русского императора Николая Второго. Он внес огромную лепту в прославление Серафима Саровского, лично общался с Иоанном Кронштадтским, строил храмы и богадельни. Владимир Федорович, будучи человеком благородного происхождения, с детства дружил с деревенскими ребятишками и поэтому всю жизнь старался общаться с народом. Он помогал сиротам и вдовам, кормил нищих, утешал страждущих.

Владимир Федорович фон дер Лауниц был одним из тех, кто мог подавлять очаги революционных восстаний бескровно, грамотно используя политику увещевания и контроля. Исследователи считают, что только благодаря его деятельности в Петербурге революция не началась еще в 1906 году. В «черном списке» большевиков фон дер Лауниц был третьим: после Николая Второго и Столыпина. Он был убит террористом. А спустя несколько лет коммунисты осквернят его могилу, превратив гроб, в котором покоилось тело Владимира Федоровича, в…корыто для стирки белья.

Но история все расставляет на свои места, и сегодня имя Владимира Федоровича снова начинает почитаться среди наших соотечественников. Завтра, 23 августа в России будут отмечать очередную годовщину со дня рождения этого выдающегося человека. И именно в этот день по инициативе Министерства культуры РФ и владельца Михаила Лермонтова, который приходится правнуком Владимиру Федоровичу, пройдет совещание, где обсудят вопросы о создании в Каргашино музея-заповедника и восстановлении усадьбы. Ранее, Михаил Юрьевич Лермонтов в рамках частной инициативы уже на свои средства .

Откуда берет свое начало род фон дер Лауницов? Когда в Каргашино сложился нынешний эффектный архитектурный комплекс? Какое отношения к постройкам усадьбе имеет гениальный Баженов? В чем состояла особая связь между Владимиром Федоровичем и Каргашино? Каковой была участь усадьбы после революции? Какие действия по ее возрождению совершаются сегодня? И как можно помочь возрождению храма уже сегодня?

А вы были знакомы с биографией Владимира Федоровича фон дер Лауница? Хотели бы вы посетить Каргашино?

()

July 31st, 2018 , 09:00 am

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников намерен обратиться к полномочному представителю Президента России в Северо-Западном федеральном округе Александру Беглову за поддержкой в восстановлении после пожара усадьбы Строгановых в селе Волышово Порховского района, сообщает АУИПИК со ссылкой на пресс-службу главы региона.

Михаил Ведерников также добавил, что попросит полпреда создать рабочую группу по сохранению и восстановлению таких памятников в Псковской области: «Проблема кричащая, их много, и нам надо комплексно подойти к вопросам их сохранения и восстановления». На совещании с губернатором присутствовали «Ленпроектреставрации» из Санкт-Петербурга. Они заявили о готовности за счёт собственных средств разработать концепцию сохранения и современного использования усадьбы. Эта работа может быть завершена уже до конца 2018 года.

Председатель государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева отметила, что возможны два варианта развития событий: передать усадебный ансамбль одному инвестору или использовать мультипликативный подход, при котором восстановлением каждого отдельного здания будут заниматься разные люди. Руководитель межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях Татьяна Пайвина заявила о готовности рассмотреть возможность консервации старинного дома, чтобы сохранить здание, сейчас идёт поиск финансирования на его восстановление.

Напомню, что в ночь с 1 на 2 июля в усадьбе Волышево . Старинное поместье сильно пострадало в окне. Но особая горечь произошедшего состоит в том, что в июле в усадьбе началась работа волонтерского лагеря, участники которого своими силами намеревались проводить первичные реставрационные работы. Несмотря на беду, волонтеры не стали отменять работу лагеря и оказали огромную поддержку в устранении последствия пожара в усадьбе Волышово.

По инициативе волонтеров и всех небезразличных к истории усадьбы людей был открыт счет, на который можно .

Как вы думаете, как будут разворачиваться дела в усадьбе в ближайшее время? Какой из предложенных подходов в спасении Волышово кажется вам оптимальным: реставрация усадьбы усилиями нескольких инвесторов или восстановление силами единоличного владельца?


Усадьба в советские годы.

July 29th, 2018 , 07:43 pm

Знаменитая усадьба Каршагино в Рязанской области, до революции принадлежавшая семье фон дер Лауницов, начала возрождаться из руин. Одним из стимулов к восстановлению столь масштабного усадебного комплекса стала частная инициатива меценатов. Благотворитель, владелец усадьбы Середниково и Президент МООО «Ассоциация Лермонтовское наследие» Михаил Юрьевич Лермонтов взял на себя все расходы по восстановлению старинного храма в Каргашино. Эта усадьба представляет огромную память для всего семейства Лермонтовых - ведь члены этой фамилии находились в тесных родственных узах с владельцами Каргашино.

- «Отец Владимира, Федор Федорович служил в одном полку с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, а впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за одного из представителей рода - Владимира Михайловича Лермонтова - моего деда, и Владимир Федорович приходится мне прадедом. Выполняя свой долг перед предками, наша семья взяла на себя труды по восстановлению мемориального храма в память о Владимире Федоровиче. И теперь мы предлагаем на условиях частно-государственного партнерства возрождение, сохранение и использование усадебного комплекса как историко-культурного заповедника. 23 августа 2018 года в день рождения Владимира Федоровича мы от имени Координационного совета планируем проведение совещания по реализации нашего предложения, на котором предполагается обсудить проект соглашения о частно-государственном партнерстве и план возрождения имения, а также - механизмы вовлечения объекта в индустрию культурно-познавательного и паломнического туризма», - рассказал о планах по возрождению усадьбы Каргашино член Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Юрьевич Лермонтов.

Напомним, что усадьба Каргашино - одно из красивейших имений России, к настоящему времени подвергшееся значительному разрушению. Усадьба расположена в Сасовском районе Рязанской области. До революции ее владельцами были представители семейства фон дер Лауниц. Одним из самых известных представителей этого рода был Владимир Федорович фон дер Лауниц.

В 1903 году Владимир Федорович на посту Тамбовского губернатора был одним из инициаторов и организаторов торжеств по прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. Церковь высоко оценила заслуги Владимира Федоровича, благословив его крестом с частицей мощей Святого Серафима Саровского, частью его мантии и камня, на котором молился великий пастырь русского народа. Когда Российской столице потребовалась твердая рука в защите от революционной смуты, 31 декабря 1905 г. Государь назначил генерал-майора В.Ф. фон дер Лауница Санкт-Петербургским градоначальником, где он был в теплых отношениях со Святым Праведным Иоанном Кронштадтским - их связывали тесное сотрудничество на церковной ниве и в служении Отечеству. Владимир Федорович был злодейски убит террористами-революционерами по окончании Литургии на пороге храма 21 декабря 1906 года. Государь Император Николай II по достоинству оценил заслуги Владимира Федоровича - над склепом с хрустальным гробом по его повелению был установлен трехметровый крест черного гранита в виде Голгофы.

Вчера в Москве состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской православной церкви с участием Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, центральным вопросом которого стало обсуждение мер по спасению старинных .

- «Спасение русского пейзажа, это спасение нашей страны, это спасение нашего культурного пространства», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В ходе заседания председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин выступил с сообщением, посвященным проблемам реставрации храмов. Комментируя это выступление, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что вопросы реставрации старинных церквей в малонаселенных районах очень важны и должны решаться во взаимодействии с Министерством культуры и другими ведомствами, поскольку усилий Церкви и волонтеров для комплексного решения этой задачи недостаточно, сообщает пресс-служба Московского Патриархата.

По словам Его Святейшества, возрождение храмов порой влечет за собой заселение территории вокруг них, появляются люди, которые готовы жить рядом постоянно или хотя бы часть года. «И пускай там служба будет четыре раза в год, но если отреставрирован храм — он спасен», — отметил Святейший Владыка. «Поэтому я попросил бы Патриарший совет по культуре иметь в качестве приоритета консервацию, спасение закрытых храмов, особенно в тех местах, где нет населенных пунктов», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.

Очевидно, что прошедшее событие даст стимул большому централизованному процессу восстановления старинных храмов в глубинке. Слова Патриарха дают нам огромную надежду на то, что наши архитектурные жемчужины обретут вторую жизнь.

Расскажите, а какие заброшенные старинные храмы находятся рядом с вашим населенным пунктом? Какие церкви, по вашему мнению, особенно остро нуждаются в спасении?
, - эта фраза принадлежит очень великодушному и сильному человеку. Проделав непростой путь, он смог осуществить заветную мечту - восстановить усадьбу своих великих предков. Автором этой цитаты, как многие из моих читателей уже могли догадаться, стал Сергей Александрович Леонтьев, предприниматель и меценат.

Если бы не было революции 1917 года, то он, вероятнее всего, жил бы в с самого раннего детства. Но история распорядилась иначе. Чтобы восстановить историческую справедливость и память о своих предках, Сергею Леонтьеву пришлось перестроить распорядок своей жизни, направить огромные средства на возрождение усадьбы и начать самую настоящую борьбу: борьбу за право на восстановление имения, на борьбу с деятельностью вандалов и на борьбу за будущее каждого сантиметра исторической территории Воронино. Тяжело ли далось Сергею Александровичу превращение Воронино в уголок Рая на земле? Как он узнал о существовании своей фамильной усадьбы? Что он увидел перед собой, познакомившись с Воронино? Какие сложности пришлось преодолеть ему, восстанавливая парк и дом? И как в нелегком реставрационном деле Сергею Александровичу помогали заветы его великого предка, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова?
June 2nd, 2018 , 06:00 pm

Прийти в гости к поэту. Возможно ли? Конечно, если вы решили заглянуть в колыбель творчества Александра Александровича Блока, классика русской литературы XX столетия. Для этого достаточно приехать в подмосковную усадьбу Шахматово, куда на протяжении всей своей жизни приезжал великий поэт.

Как часто Блок бывал в усадьбе? Связано ли название усадьбы с игрой в шахматы? Какие романтические и жизненные истории связаны с пребыванием Александра Блока в усадьбе? В каких строках поэта мы можем узнать Шахматово? Что стало с усадьбой в советские годы? Кто помогал ее восстанавливать? И что находится в Шахматово в наши дни?

()

Стартовала в регионе четыре года назад. За это время в аренду по льготной ставке сдали более 30 объектов, что составляет десятую часть всех подобных объектов. Какова судьба усадеб, которым дали вторую жизнь, во сколько обходится реставрация, и почему бизнес не спешит вкладывать средства в памятники архитектуры, выяснял обозреватель РИАМО.

Отели вместо руин

Заинтересовать частных инвесторов решили долгосрочной льготной арендой «рубль за метр». Согласно закону, такую выгодную арендную ставку меценат получит на 49 лет после того, как отреставрирует архитектурный объект.

По данным Министерства имущественных отношений Московской области, всего с 2013 года в аренду под восстановление сдана 31 усадьба. На двух объектах реставрация уже успешно завершена, еще 11 находятся в процессе восстановления.

Первым объектом, успешно восстановленным по программе «Усадьбы Подмосковья», стала усадьба Аигиных в Пушкинском районе. Сегодня она работает как отель и проводит экскурсии для гостей. Посетители могут не только полюбоваться ухоженным домом, флигелем и каретником, но и пожить в старинной усадьбе. Арендатором и реставратором объекта выступила инвестиционная группа компаний ASG, которая вложила в восстановление более 250 миллионов рублей.

В минувший понедельник сертификат на льготную аренду получил еще один инвестор - Галина Ярыгина из Люберец. После трехлетней кропотливой работы она закончила реставрацию «Дома Круминга» - уникального здания в стиле модерн, где в начале 20-х останавливался Ленин. Предприниматель и меценат вложила в восстановление усадьбы все свои накопления.

Старинное здание находилось в удручающем состоянии, долгое время служило приютом для бомжей.

«Главной сложностью при реставрации усадьбы оказался подбор команды. Чтобы восстановить объект культурного наследия, нужны узкие профессионалы. Обычная строительная организация здесь не справится. Мы работали с производственными мастерскими из разных российских городов. Каждая деталь изготавливалась индивидуально, вручную», - рассказала РИАМО Ярыгина.

На сегодняшний день основной этап работ завершен, впереди - благоустройство территории. В следующем году гостинично-рекреационный комплекс сможет принять гостей. На первом этаже усадьбы разместится кафе и семь гостиничных номеров, на втором - резиденция фонда «Культурное наследие детям».

Реставрация дороже строительства

К сожалению, далеко не всем подмосковным усадьбам так везет. Всего на территории региона насчитывается более 320 объектов культурного наследия, 20% из них находятся в плачевном состоянии.

Как рассказал РИАМО член Общества изучения русской усадьбы, автор экскурсионного проекта «Усадебный Экспресс» Вадим Разумов, множество зданий стремительно разрушается, теряются уникальные интерьеры.

В частности, остро нуждаются в восстановлении такие крупные усадьба, как Гребнево в Щелковском районе, Быково - в Раменском, Петрово-Дальнее - в Красногорском районе, а также усадебный комплекс Никольское-Урюпино, уточнил эксперт.

По его словам, желающих вкладываться в аренду без права собственности немного. Инвесторы хотят владеть тем, за что платят. Их также отпугивают огромные суммы, которых требует восстановление зданий. Ведь реставрация, как правило, обходится в 5 дороже строительства.

«Чтобы возродить среднюю усадьбу, нужно потратить от 100 до 300 миллионов рублей. Такие большие суммы инвесторам выгоднее вкладывать в акции, ценные бумаги или недвижимость. Усадьба - это совершенно другая история. Ведь отдачу за вложенные деньги ты получаешь, в лучшем случае, через 15-20 лет», - объясняет Разумов.

Купить нельзя построить

Подмосковные усадьбы не только сдаются в аренду, но и продаются. Как рассказал РИАМО генеральный директор ОАО "Распорядительная дирекция Минкультуры России" Вадим Соловьев, небольшие усадьбы покупают довольно охотно, а вот найти покупателя для крупного объекта - большая проблема.

Так, уже более года выставлена на торги усадьба Гребнево, которой в разное время владели князья Трубецкие и Голицыны. По словам эксперта, объектом часто интересуются, но покупателя пока найти не удается. Стоимость реставрации объекта оценивается примерно в 600 миллионов рублей, окупаемость проекта займет не менее 10 лет.

Как отмечает эксперт, усадьбы создавались с единственной целью - проживания, так что в них невозможно «зашить» другую функцию - например, производственную или сельскохозяйственную.

«В отреставрированной усадьбе можно жить, оборудовать отель, дом престарелых или детский лагерь. Доходность такого мероприятия очень невысока, по сравнению с теми затратами, которые нужно вложить в руинированную усадьбу», - объясняет Соловьев.

Кроме того, например, в Гребнево - 40 гектаров земли, которые тоже нужно содержать, при этом строить на них нельзя в соответствии с законодательством.

Парадокс, по словам Соловьева, заключается в отсутствии адекватной методики оценки земли применительно к объектам культурного наследия. Сегодня земля, на которой стоят усадьбы, оценивается по аналогии с соседними рыночными объектами. Так, например, 17 Га только одного из участков на территории усадьбы "Никольское-Урюпино", которую основали в XVII веке князья Одоевские, оценены в 900 миллионов рублей. Такая грандиозная сумма обоснована расположением: соседние участки по Новорижскому шоссе, где можно строить, стоят очень дорого.

«Мешает инвесторам и то, что усадьбы не могут быть предметом договора в государственно-частном партнерстве. Такое несовершенство законодательства - большая препона на пути к возрождению памятников культуры», - считает Соловьев.

«Историческая ипотека»

В распорядительной дирекции Минкультуры России уверены, что адаптировать законодательство под нужды усадеб нужно как можно скорее.

«Руинирование усадьбы - не поступательное движение. Историческоестроение может долгие годы стоять без существенных изменений, но достаточно одного дождливого лета, подобного нынешнему, чтобы произошло промокание, подмывание. И все - памятник рухнул, мы его потеряли», - объясняет Соловьев.

По мнению Разумова, хорошим подспорьем инвесторам стали бы беспроцентные государственные кредиты на восстановление - так называемая «историческая ипотека». В этом случае, рисков у меценатов будет меньше, и они охотнее станут вкладываться в усадьбы.

Эксперты сходятся во мнении, что наиболее эффективный путь спасения архитектурных жемчужин - передача их в частную собственность.

Удачным примером такого подхода является частный британский фонд «Нэшнл траст», в собственности которого - около 500 исторических объектов - церкви, деревни, исторические здания, береговые линии. Фонд охраняет памятники культуры и занимается их реставрацией. 6 миллионов граждан Великобритании имеют абонементы стоимость 60 фунтов в год на право пользования интерактивными программами в музеях, посещение залов, в которые нет доступа обычным посетителям. Собранные средства позволяют компании развивать экскурсионную программу и реставрировать здания, рассказал Разумов.

По мнению эксперта, сегодня ситуация с заброшенными памятниками в Подмосковье такая же, как была в Великобритании 100 лет назад.

«Думаю, лет через 20 у нас тоже изменится менталитет. Сегодня на экскурсии по усадьбам приезжает много молодых людей. Они интересуются архитектурными памятниками, их волнует вопрос реставрации. Усадьбы становятся все более модными с туристической точки зрения. Уверен, восстановленные усадьбы будут пользоваться большой популярностью. Главное - не дать им погибнуть», - заключил Разумов.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика:

Нынешний год стал переломным в судьбе уникального культурно-исторического феномена - дворянских подмосковных усадеб. Принятое в 2013 году правительством Московской области постановление о льготной аренде рубль за квадратный метр способствовало привлечению инвесторов в дело спасения объектов культурного наследия региона. В настоящее время уже семь «дворянских гнёзд» находятся в процессе реставрации. По мнению российского бизнесмена, председателя совета директоров Инвестиционной группы компаний ASG Алексея СЁМИНА, который взялся за это непростое дело, «усадебный комплекс – это очень мощное капиталовложение». Об этом наш сегодняшний разговор.

– Алексей Владимирович, вы – один из немногих бизнесменов, которые решились взяться за восстановление подмосковных усадеб. С чем связан такой интерес именно к Московской области?

– С 2013 года наша компания начала формировать долгосрочный инвестиционный проект сети усадеб в различных регионах России. Он стартовал с Московской области, где в рамках программы «Усадьбы Подмосковья» были созданы оптимальные условия для инвестиций, но до этого мы наработали значительный опыт в Татарстане, восстановив 27 исторических особняков в центре Казани. Инвестиции в культурные ценности – одно из основных направлений деятельности нашей компании. ASG реализует масштабную программу по сохранению объектов культурного наследия, которая характеризуется проявлением социальной ответственности компании и надёжностью вложений.

Власти Московской области не раз доказали, что настроены на плодотворную работу и регулярно подтверждают это не словом, а делом. Во-первых, все аукционы проходят на высоком уровне, обеспечивается прозрачность всех действий, поэтому и результат получается объективным. Во-вторых, мы видим поддержку со стороны Министерства культуры и Министерства имущественных отношений во время прохождения бюрократических процедур. Возникающие вопросы обсуждаются на месте, проводятся выездные совещания и рабочие обходы.

– У вас есть опыт реставрации памятников старины, но каждая усадьба индивидуальна и неповторима, а потому требует такого же индивидуального подхода. Каких специалистов вы привлекаете для восстановления исторического облика объектов культурного наследия и как согласовываете свои действия с Министерством культуры Московской области?

– Очень важно, что в нашу инвестиционную группу входят все необходимые подразделения, которые с момента проектирования и до воплощения замысла в жизнь включают практически все реставрационные направления, объединённые общей собственностью. И, соответственно, выстроить систему взаимоотношений между ними намного проще, чем между не связанными между собой структурами. И в материальном, и в организационном плане.

Каждый реставрируемый нами объект отличается не только индивидуальностью, но и уникальными, присущими только ему проблемами и сложностями. Безусловно, для решения таких вопросов нами привлекаются сторонние узкопрофильные специалисты и эксперты, знания и опыт работы которых помогают нам в реализации сложных архитектурных решений.

Что касается прохождения согласований и получения разрешений в Министерстве культуры Московской области, то эти процедуры вполне стандартные и регулируются административными регламентами. Все необходимые этапы мы проходим наравне с другими заявителями. При этом необходимо отметить высокий уровень профессионализма сотрудников министерства и их энтузиазм.

– Как будут использоваться отреставрированные усадьбы?

– В существующих экономических условиях есть единственная модель, которая вернёт усадьбе первоначальные функции, – это туризм. И здесь не нужно изобретать велосипед, надо лишь заимствовать то, что практикуется в Европе. А мы можем сделать это намного разнообразнее и качественнее. Туристический потенциал – это мощный стимул для экономического развития русской усадьбы. После реставрации комплексы, переданные ASG, станут совмещать в себе несколько функций – гостиничную, агротуристическую, музейную, досуговую. Каждый объект будет отличаться инфраструктурой и своей спецификой. При этом у каждой усадьбы появится своя программа развития при общей тенденции самообеспечения всем необходимым, то есть активной роли аграрного направления.

К примеру, в усадьбе Пущино-на-Наре разместится бутик-отель, который, по предварительным расчётам, сможет принимать до 60 гостей одновременно. Здесь будут и стандартные двуместные номера, и люксы. На первом этаже главного дома разместится ресторан, второй этаж станет многофункциональным пространством, где будут проходить встречи, конференции и иные мероприятия. На третьем – планируется оборудовать номера. Все интерьеры будут выполнены в аутентичном историческом стиле с использованием настоящих предметов искусства из собственной коллекции инвестора. Особенностью возрождённого усадебного комплекса станет производство собственных экологически чистых продуктов, животноводческий комплекс.

– Когда будет восстановлен первый объект и станет ли он доступен для туристов?

– В основу концепции дальнейшего использования всех объектов ляжет принцип «открытых дверей», чтобы обеспечить доступ всем желающим. Особенностью данной концепции является наличие у объектов музейной функции, которая дополняет коммерческое использование научно-исследовательской деятельностью. В парадных залах главного здания каждой усадьбы будут восстановлены исторические интерьеры с использованием предметов искусства из собственной коллекции компании. Номера концептуальных бутик-отелей будут выдержаны в аутентичном стиле и рассчитаны на различную целевую аудиторию от эконом до премиум-класса.

Первым объектом, переданным нашей компании, стала усадьба Аиги­ных в Талицах Пушкинского района. Документы все согласованы, проект реставрации получил одобрение в областном Министерстве культуры, и нам дано разрешение на проведение всех видов реставрационных работ, которые планируем завершить уже в следующем году. Восстановлен усадебный комплекс будет максимально полно в его исторических границах – не только здание, но и парк, места для прогулок и отдыха.

Сейчас в помещениях главного дома уже ведётся внутренняя отделка: штукатурят стены, проводят коммуникации. Согласно проекту реставрации началось возведение камина, проложен дымоход. Наши лучшие мастера реставрируют декор оконных наличников, штукатурный венчающий карниз.

– Насколько, на ваш взгляд, выгодно вложение средств в памятники старины?

– Сегодня доходность в несколько процентов, которую может обеспечить усадебный комплекс, будет меньше, чем доходность от инвестиций в современные торговые и гостиничные комплексы. Но в ближайшем будущем они могут если не сравняться, то по крайней мере не так разительно отличаться. Причём это произойдёт достаточно быстро. Уникальный восстановленный усадебный комплекс – это очень мощное капиталовложение, тогда как быстро возведённую гостиницу или торговый центр через десять лет, возможно, придётся разбирать и строить снова.

Основная проблема, почему эта ниша не интересует девелоперов, – в низкой доходности инвестиций, в отсутствии проработанных регламентов. Сегодня средства инвесторов направляются в проекты, где есть согласованный бизнес-план, написанный по экономическим законам. Банки финансируют только те проекты, которые соответствуют принятым направлениям инвестиций, где легко просчитать экономическую отдачу и риски. А поскольку в настоящее время такой системы в России нет, то просчитать стоимость восстановления усадьбы, учитывая, что там может быть множество сюрпризов, влекущих удорожание, и получить под это кредит практически невозможно. В нашей стране очень ограниченно предоставление подобных услуг, хотя во всём мире в этом сегменте уже переизбыток предложений. У нас же недвижимость требует огромных вложений, поэтому конкуренция очень небольшая.

Позволить себе инвестиции в объекты культурного наследия могут только финансово состоятельные структуры, располагающие достаточными собственными средствами. Если это социально значимый проект и основная прибыль идёт с других проектов, то можно удовлетвориться и низким процентом доходности. Но представители малого бизнеса в погоне за быстрыми деньгами могут поступиться архитектурными изысками и пойти на нарушение требований охранных обязательств. Поэтому для спасения архитектурного наследия России крупные институциональные инвесторы должны возрождать объекты культурного наследия, а малый бизнес развивать в них комфортную, ориентированную на динамичные потребности людей среду.

– Все ли условия программы правительства Московской области по восстановлению исторических усадеб с последующей льготной арендой вас удовлетворяют?

– Основное условие программы «Реставрация объекта культурного наследия с последующим переходом на льготную арендную плату 1 руб. за 1 кв.м площади» вполне чёткое и понятное для инвестора. Более того, на наш взгляд, это наиболее оптимальное решение существующей проблемы сохранения объектов культурного наследия, учитывающее интересы не только властей Подмосковья и его жителей, но и инвестора.

Разумеется, на стадии своего становления проект «Усадьбы Подмосковья», как и любой другой, будет со временем корректироваться, а его условия изменяться и дополняться – это нормальный процесс. Необходимо понимать, что рассматриваемая программа затрагивает огромные пласты нормативной базы, а круг вопросов, который должен быть решён, включает в себя экономические, правовые, социальные, земельные, инфраструктурные и многие другие.

Уже сейчас можно говорить о том, что проблем не миновать (незаконная варварская застройка исторической территории и приусадебных парков, отсутствие коммуникаций и инфраструктуры, высокая арендная плата за земли, занятые памятниками архитектуры, заброшенность усадеб в муниципальных районах, игнорирование частными собственниками требований о сохранении объектов). Все эти вопросы обозначены и переданы на рассмотрение в курирующие министерства.

К настоящему времени часть из них рассмотрена, и правительством Московской области были приняты принципиальные решения, благодаря которым программа «Усадьбы Подмосковья» получила новый виток развития. В частности, разработан проект законопроекта о льготной аренде земель, занятых объектами культурного наследия, с областным Министерством энергетики достигнуто соглашение о взаимном сотрудничестве и помощи в обеспечении реставрируемых объектов коммуникациями. Также проведено расширенное совещание с представителями муниципальных образований Московской области о ходе реализации губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья», итогом которого стала выработка чёткой программы действий в отношении разрушающихся усадеб, находящихся на территории муниципальных образований.

И это только первые шаги, которые не только формируют интерес инвесторов, но и раскрывают весь потенциал реализуемой программы.

– Алексей Владимирович, планируете ли вы и дальше в ней участвовать?

– Да, наша компания будет принимать участие в аукционах по передаче подмосковных памятников в аренду на льготных условиях, чтобы выстроить системный проект. В результате победы на нескольких аукционах по льготной аренде усадеб ASG уже переданы пять старинных усадеб – Аигина, Черкизово, Пущино-на-Наре, Зенино и Тарасково. Причём последняя усадьба находится в ведении муниципальных органов власти. Каширский район Московской области (в частности, муниципальное образование «Сельское поселение Колтовское») первым из регионов присоединился к программе губернатора Московской области «Усадьбы Подмосковья».

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРИНА

» реализуется на территории Московской области с 2013 года. Ее необходимость обусловлена тем, что из 320 объектов культурного наследия региона порядка 30% находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении..

Условия программы

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Суть программы состоит в том, что объекты культурного наследия, которые находятся в плохом состоянии, выставляются на торги и по рыночной ставке достаются частному инвестору для последующего восстановления. Инвестор заключает договор аренды на 49 лет и обязуется в течение семи лет провести реставрацию объекта.

После того как усадьба будет восстановлена, ее арендная ставка составит 1 рубль за один квадратный метр в год.

Важно, что арендатор усадьбы выбирается только в ходе аукциона, и все реставрационные работы он проводит за свой счет. После того, как объект будет приведен в порядок, инвестор может на его территории не только сделать музей, но и открыть, например, ресторан или отель. Это позволит ему в будущем окупить затраты.

Участники


Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

С 2013 года, когда был дан старт программы, Подмосковью уже удалось сдать в аренду под последующее восстановление – 15 областных и 16 муниципальных. Причем девять из этих объектов культурного наследия арендованы группой компаний ASG, и один уже восстановлен.

До конца 2018 года планируют найти инвесторов для восстановления еще пять усадеб: усадьбы Соллогубов в Серпухове, усадьбы Мамонтовых в Пушкинском районе, усадьбы в Рузском городском округе, Виноградово и усадьбы Бергов. Ближайшие торги пройдут по усадьбе Любвино в середине ноября.

«Усадьбы, которым мы ищем хозяев, восстановить силами государства практически невозможно. Это многомиллионные затраты. От многих остались только остовы стен, некоторые, особенно деревянные, горели несколько раз, начиная с 1990-х годов. К сожалению, бюджетные ресурсы небезграничны. Есть и другие задачи – детские сады, школы, дороги. С помощью проекта «Усадьбы Подмосковья» мы дали таким объектам новую жизнь», – рассказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев.

Первые итоги


Источник:

С начала реализации программы отреставрировано уже два объекта: в селе Талицы Пушкинского района и в Люберцах. Следующим восстановленным объектом станет Дом управляющего Балашихинской мануфактурой – здесь планируют завершить работы в IV квартале 2018 года.

Будет работать как отель, также там планируют проводить экскурсии для гостей. Инвестор Дома Круминга разместит на своем объекте с гостиничным фондом и музеем, которые откроют уже . Примечательно, что арендатор Дома Круминга – Галина Ярыгина – первая участница программы «Усадьбы Подмосковья», которая взялась за восстановление объекта культурного наследия за счет собственных средств и довела его до завершения.

Также уже разработана проектная документация по пяти усадебным комплексам – Черкизово, Пущино на Наре, Спасское, Кузьминское, Ляхово. Этот проект перед началом реализации должен быть одобрен органом по охране культурного наследия. Эти усадьбы сданы в аренду группе компаний ASG, которая уже восстановила усадьбу Аигиных и ведет работы еще на нескольких объектах.

Виктория Кулагина