Как завершилось складывание единого государства на руси. Образование централизованного государства на руси кратко

В России процесс образования централизованного государства имел три ярко выраженные особенности:

    складывание централизованного государства на феодальной, а не на индустриальной экономической основе;

    образование централизованного государства на многонациональной основе, а не как национального государства, что было характерно для Европы;

    нахождение народов, вошедших в состав Московского государства, на различных этапах цивилизационного развития и принадлежность их к различным типам цивилизаций. Это обусловило формирование в России цивилизационного конгломерата, в который входили народы, тяготевшие как к западному, так и к восточному типам развития.

К XIV в. в русских землях сложились предпосылки образования централизованного государства:

    повышение производительности, товарного характера сельскохозяйственного и ремесленного производства, приведшее к расширению экономических связей между русскими землями, усилению заинтересованности многих социальных групп, в первую очередь купцов, ремесленников, земельных собственников, в формировании единого рынка, обеспечении безопасности торговых путей;

    острая нужда в централизованной власти служилых феодалов (помещики) и черносошных (свободных) крестьян, страдавших от притеснений крупных землевладельцев - бояр;

    рост сопротивления смердов закабалению, подталкивавший феодалов к объединению своих усилий и созданию централизованного государственного механизма;

    стремление к единой государственной власти православной церкви, боровшейся против католической экспансии и являвшейся строгоиерархической структурой политической системы общества. Централизованная власть была способна защитить интересы церкви;

    необходимость освобождения от неравноправного союза с монголо-татарами (или в других концепциях - от монголо-татарского ига).

В генезисе Московского централизованного государства можно выделить три основных этапа

Первый этап. – начало объединения русских земель, продолжался с конца XIII в. до середины XIV в. В конце XIII столетия вСеверо-Восточной Руси на территории Владимиро-Суздальского княжества возник крупный феодальный центр - Московское княжество, первое упоминание о столице которого мы находим в летописи 1147 г.

В годы раздробленности русских земель объективно сложились три центра, способных стать во главе их объединения: НОВГОРОД, ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ. Гибкая, но не всегда высоконравственная политика московских князей, направленная на утверждение их единовластия, выдвинула Москву во главу объединительного процесса.

Сын Александра Невского князь Даниил Александрович (1276 – 1303 гг.). увеличил территорию княжества в 2 раза. Юрий Данилович (1303-1325 гг.) все силы отдал борьбе с тверскими князьями за великое княжение во Владимире.

Княживший с 1325 г. по 1340 гг. получил от хана право сбора дани с Руси для Орды, что сделало зависимыми от него всех других князей. Он перенес из Владимира в Москву митрополичью кафедру, (конец 20-х гг. XIV в.), стал именоваться Великим князем московским.

При Калите Москва становится политическим, экономическим и духовным центром русских земель.

Второй этап ознаменовался утверждением Москвы как центра объединения русских земель, охватывал время со второй половины XIV в. до середины XV в. Сыновья Калиты продолжили дело объединения русских земель вокруг Москвы и дипломатического сдерживания Орды, вели успешные войны с Литвой и Новгородской боярской республикой.

Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 гг.) совершил в 1375 г. успешный поход на Тверь, чем упрочил положение Москвы как общерусского центра. При Дмитрии Москва стала во главе борьбы русского народа против иноземных захватчиков, организатором победы на поле Куликовом.

После вступления на престол Василия II Васильевича Темного (14251462 гг.) на Руси началась феодальная война, шедшая с 1425 г. по 1453 гг. Василий II, победив в феодальной войне, окончательно утвердил верховенство московских князей в русских землях.

В 1441 г. Русская православная церковь провозгласила свою автокефалию незави-имость от константинопольской патриархии). Это способствовало усилению ее власти и влияния в московском обществе и вне его пределов.

Третий этап завершения объединения русских земель вокруг Москвы - середина XV в. - первая половина XVI в Иван III Васильевич (1462-1505 гг)присоединил к Москве Ярославское княжество, а в 1471 г. подчинил Новгородскую боярскую республику.

Процесс образования централизованного государства повсеместно сопровождался экспроприацией крупной земельной собственности и сосредоточением ее в руках московского государя, опиравшегося на служилое дворянство Это приводило к сужению социальной базы вассальных отношении в мире боярства и увеличению числа помещиков-дворян, которые являлись лишь владельцами, но не собственниками земли, что влекло к установлению отношений подданства.

На рубеже XV - XVI столетий под руку Москвы были взяты Тверское.Рязанское и Смоленское княжества, чернигово-северские и вятские земли, земли по р. Обь. С 1485 г. Иван III начинает именоваться князем всея Руси. Одновременно на смену Руси приходит новое наименование - Россия, или Московия. В 1480г. нар.Угра Иван III почти без боевых действий наносит поражение ордынскому войску хана Ахмата, чем ставит окончательный предел монгольскому игу на Руси (или неравноправному союзу в другой концепции).

Усилению международного авторитета Московии как преемницы лидера православного христианского мира Византии, павшей в 1453 г под ударами турок, способствовал брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог (1472 г)

В ходе войны с Литвой (1500-1503 гг.) Иван III отвоевал более 10 русских городов: Чернигов, Стародуб, Гомель, Брянск, Мценск и др.

Василий III Иванович (1505-1533 гг) освободил от литовцев Смоленск и присоединил к Москве Псковскую боярскую республику, Рязанское княжество, чем завершил формирование Российского централизованного государства.

©Медвецкий А.Ф.

Центростремительные тенденции: рост хозяйственных связей между землями; начало складывания, на основе дальнейшего языкового и культурно – бытового сближения, относительно устойчивой этнической общности – «русской народности»; церковное единство; общая историческая традиция.

Центробежные тенденции: господство натурального хозяйства; сохраняющиеся региональные языковые и культурно – бытовые различия; княжеские усобицы; политический контроль Орды.

В Западной Европе процесс складывания национальных государств базировался, прежде всего, на основе формирующейся всеобщей хозяйственной связи («национальный рынок») – следствии разложения натурального хозяйства и зарождения капиталистического уклада. Европу «объединял купец». На Руси хозяйственно-культурные факторы не были достаточно выражены. Перевес центростремительных тенденций обеспечили военно-политические факторы: усиление властного деспотизма и противостояние Орде. Русь «объединил воин», что предопределило централизованный характер единого государства.

Роль Северо-Восточной Руси. Объединительные процессы могли приобрести результативный характер только на северо-востоке, в Ростово-Суздальской земле, где сосредотачивались большинство русских княжеств и основная масса русского населения. В 1299 г. из Киева во Владимир перемещается резиденция митрополита всея Руси. Поскольку великий владимирский князь являлся первым вассалом ордынского царя, объединить Русь можно было, только контролируя владимирский стол.

Роль Москвы. На протяжении XIY века Владимирское княжение неоднократно переходило от одного стола к другому, чаще доставаясь тверским и московским князьям. Верх одержала Москва, что и определило ее историческую роль.

Преимущества Москвы: сильная княжеская власть, опиравшаяся на многочисленное служилое феодальное сословие (система, так называемого, «князебоярства»), что обеспечивало относительную военную мощь; московская дипломатия строилась на крайне осторожном отношении к Орде, дающем преимущества в борьбе за ярлык на великое княжение.

Этапы объединения. События, предопределившие формирование Московской Руси – России (с конца XY в. – от византийского наименования Руси), произошли в правление трех великих московских князей: Ивана I Калиты («кошелек») – 1325 – 1340гг, Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389гг), Ивана III Васильевича (1462 – 1505 гг.).

Калите удалось получить ярлык на владимирский стол, что было использовано для ослабления карательной практики ордынцев и для территориального и экономического роста Московского княжества. С 1326г. Москва - место постоянного пребывания митрополита.

В правление Дмитрия Ивановича произошло решающее усиление позиций Москвы. В 1380 г. собранная под эгидой Москвы объединенная русская рать нанесла сокрушительное поражение ордынскому войску в ходе Куликовской битвы, что, не смотря на последующие неудачи, повлекло необратимую деградацию Золотой Орды. Оформлением качественного изменения взаимоотношений Москвы и Сарая стало завещание Дмитрием Донским своему сыну Василию I наряду с московским владимирского стола (прежде определялось ханским ярлыком), закрепляя столичный статус Москвы. В конце XIY – начале XY вв. прежнее противостояние Орде, носившее характер борьбы за облегчение условий вассальной зависимости, начинает перерастать в борьбу за независимость.

В правление Ивана III произошло присоединение к Москве - как мирным, так и силовым путем (Новгорода) – основного массива русских земель. В 1480 г. на р. Угра сошлись московская и ордынская рать, не решившиеся вступить в сражение («стояние на Угре»), последствием чего было формальное снятие ордынской зависимости. В начале XYI в. Орда ушла в прошлое.

Василий III (1505 – 1533гг.) присоединил псковскую и рязанскую земли, завершив процесс складывания крупнейшей европейской державы – России (в 1462 - 1533гг. территория выросла с 430 тыс. до 2,8 млн. кв. км.).

Значение объединения: рождение крупнейшего государства на Востоке Европы. Складывание единой централизованной государственности явилось образующим фактором российской истории. Отражением перемены в историческом самосознании русского народа стала идеология российского великодержавия. Возникнув в церковных кругах (Москва, после гибели Западной Римской империи и Византии, - единственный оплот православия – «третий Рим»), идея преемственности России христианским империям проникла в общественное сознание и в определенной мере влияла на политику Москвы.

2. В 1547г. Великий Московский князь Иван IY Васильевич (Грозный) венчался на царство, что знаменовало оформление самодержавия – стадии в развитии русской монархии, характеризуемой внешней независимостью и внутренней неограниченностью власти монарха.

Царский титул (византийский император - кесарь, ордынский хан - царь) статусно уравнивал русского монарха с королевскими домами Европы и окончательно порывал с древней традицией понимания Руси как державы дома Рюриковичей. Царь – «помазанник божий» – становился властителем всей русской земли.

Перерастание раннефеодальной монархии в самодержавную – результат усложнения функций государства, что, вследствие утверждения деспотизма, вело к усиление прерогатив монарха.

Предпосылки самодержавия: - принятие Иваном III титула «Государь всея Руси», подчеркнувшее территориальное единство страны и замену вассалитета подданичеством;

  • - свертывание удельных столов, заменяемых прямым управлением из Москвы посредством «кормленщиков» - наместников и волостелей;
  • - зарождение «путно – приказной» системы управления, вытесняющей дворцово-вотчинную («пути», позднее – «приказы», органы отраслевого - дипломатия, земельные отношения и др. - управления), что содействовало концентрации власти в руках монарха;
  • - процесс консолидации феодального сословия путем снижения статуса удельных князей до уровня боярства и за счет роста, в особенности, начиная со второй половины XY в., дворянства, наделяемого за службу государю условной поместной собственностью на землю;
  • -начало общегосударственного формирования системы крепостного права: принятый в 1497 г. «Судебник» разрешал переход зависимых крестьян – по выплате «пожилого» прежнему хозяину – только в течение недели до и после Юрьева дня (26 ноября).

Реформы Ивана IY. Правление первого русского царя (1533 – 1584 гг.) распадается на два периода; рубежом явилась «опричнина», учрежденная в 1565 г.

В течение первого периода царь, вместе с ближайшим окружением (дворянин Адашев, князь Курбский и др.), составившим «Избранную Раду» (1549 - 1560 гг.), укрепил централизацию страны, расширил прерогативы монарха. Учреждены Земские Соборы (с 1549г.) с частично выборным составом, была завершена ликвидация уделов, сформирована приказная система, перестроена система местного управления (отмена кормлений, выборные земские и губные органы), созданы стрелецкие (полупрофессиональные) войска.

Внешняя политика. В 1552г. русское войско овладело Казанским, в 1556г. - Астраханским ханствами. Началось освоение Урала, с Западной Сибири. К концу XYI в. территория России достигла почти 5,5 млн. кв. км, что равнялось территории остальной Европы.

Присоединение государств, сформировавшихся вне пределов исторических русских земель, знаменовало начало становления России как государства имперского типа.

Империя (от латинского - власть) - государство, включающее историческое ядро (метрополия) и периферию, присоединенную к метропольному ядру. Империи, играя ведущую роль на протяжении всемирной истории, в состоянии обеспечить целостность, преобразовавшись в «органические системы», внутри которых центростремительные тенденции приобретают необратимый характер.

Особенности российского имперского государства: - присоединяемые земли входили в единый территориальный массив, что создавало условия для складывания общего экономического, правового и культурного пространства.

Ливонская война. Продолжая восточную экспансию, Россия переориентировала внешнеполитические усилия в западном направлении. Началась Ливонская война (1558 - 1583 гг.), что вызвало вмешательство Речи Посполитой (польско-литовское государство) и Швеции, приведшее к утрате временно приобретенного выхода к Балтийскому морю, формированию «враждебного пояса», отгораживающего Россию от западной Европы.

«Опричнина» (1565 - 1572 гг.). Ликвидировав «Избранную Раду (1560г.), царь учреждает «опричнину («опричь» - кроме). Страна делилась на «опричнину» и «земщину» с собственными органами управления, войском и феодально-служилыми корпорациями. Перераспределение земель между «опричными» и «земским» феодалами сопровождалось массовым террором, погубившим десятки тысяч подданных (население России - 6 - 8 млн. человек), представляющих различные сословия.

Последствия опричнины: - правительственный аппарат был полностью подчинен царю, что окончательно оформило деспотическую самодержавную власть;

  • - закрепление принципа подданичества всех сословий по отношению к монарху;
  • - хозяйственное запустение.

Необходимость мобилизации ресурсов вызвала дальнейшие шаги по закрепощению крестьян. В 1581 г. принимается ежегодно возобновляемый указ о «заповедных летах», запрещающий переходы крестьян.

Итоги правления Грозного: - в средине - второй половине XYI в. оформляется самодержавный строй, начинает складываться Российская империя;

  • - ливонская война и опричный террор осложнили геополитическое положение страны, подорвали ее ресурсы и «подготовив» «смуту».
  • 3. В XYII в. в Европе закрепляется переход к промышленному, мануфактурному капитализму (тип общественного устройства, основанный на частной собственности и рыночной экономике, свободных от феодально-сословных привилегий и ограничений), что завершило начатый в XY-XYI вв. переход в «новое время».

Для России «бунташное» семнадцатое столетие - время накапливания предпосылок модернизационного рывка первой четверти XYIII в.

«Смута». На рубеже XYI - XYII вв. Россия пережила период, в ходе которого встал вопрос о существовании государства. Верховная власть принадлежала Лжедмитрию I (1605 - 1606 гг.), Василию Шуйскому (1606 - 1610 гг.), центрами власти были подмосковный «тушинский лагерь» Лжедмитрия II (1607 - 1610 гг.), олигархическое правление - «семибоярщина» (1610), на престол приглашался польскому королевичу Владиславу I (1610-1613). В 1613 г. - Земский Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

Причины «смуты»:

  • - династический кризис. Со смертью Федора Иоанновича (1584 - 1598 гг.) закончилось правление московских Рюриковичей (младший сын Ивана Грозного малолетний Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 г). На трон был избран представитель родовитого боярства Борис Федорович Годунов (1598 - 1605 гг.). После смерти Бориса и убийства его преемника династия Годуновых пресеклась;
  • - последствия «опричнины» и Ливонской войны. Регентский совет при Федоре, правительство Годунова не сумели выправить положение. В поисках выхода из глубочайшего хозяйственного кризиса власти в 1592 г. устанавливают бессрочный запрет на крестьянские переходы, в 1597г.- указ об «урочных летах», вводящий пятилетний сыск беглых;
  • - феномен «самозванства», питаемый традиционной верой общественных низов в «чудесное» избавление благодаря справедливому властителю;
  • - польское и шведское вмешательство.

Характер «смуты» - как и любого крупного исторического акта, определяется составом и целями активных участников событий. «Смута» была комбинацией элементов гражданской войны (внутреннего конфликта, в котором общественные слои вооруженном путем отстаивают свои интересы) и иностранного вмешательства. Ответственность за «смуту» лежит на правящем слое, оказавшемся не в состоянии преодолеть противоречия. Лишь угроза потери независимости всколыхнули патриотические чувства. Возникшее по инициативе купца Козьмы Минина в Нижнем Новгороде «Второе ополчение» под руководством князя Дмитрия Пожарского в августе - октябре 1612 г. очистило столицу от польского гарнизона.

Последствия «смуты» - людские и материальные потери;

  • - ухудшение геополитического положения страны (потеря территорий на западе);
  • - закрепление форм деспотического самодержавия, соответствующего интересам дворянства, внесшего решающий вклад в преодоление «смуты».

Избрание на трон представителя родовитого московского боярства Михаила Романова означало сохранение государственного суверенитета страны - «месторазвития» российской истории.

Россия в правление первых Романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в XY - XYI вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).

Усилия правительства Михаила Федоровича (1613 - 1645 гг.) были направлены на преодоление последствий лихолетья. В правления Алексея Михайловича (1645 - 1676гг.) и Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) продолжился территориальный рост государства (присоединение в 1654 г. левобережной Украины с Киевом, выход к тихоокеанскому побережью; с середины столетия Россия стала крупнейшим государством мира), закладывались элементы перерастания самодержавной монархии в абсолютизм.

Экономика: - экономические последствия «смуты» были устранены к середине века;

  • - рост аграрного сектора за счет экстенсивного (урожайность вдвое уступала европейской) освоения новых земель;
  • - появление центров товарного (ориентированного на продажу излишков) земледелия - Среднее Поволжье, Черноземье; региональной торгово-промышленной специализации (металлообработка - в центре и на севере, солеварения - на севере и др.), ярмарок.

При сохранении доминирующей роли феодально-натурального хозяйства зарождаются элементы всероссийского рынка.

Социальные отношения : - завершается юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. вводит вечный государственный сыск беглых. Крепостное право в России, в отличие от Европы, складывавшегося по мере роста доходности барщинной (отрабатываемой на барской запашке) повинности, укоренялось по мере нарастания государственных нужд, что усиливало роль внеэкономического перераспределения продуктов производства;

Упрощается социальная структура путем принудительной консолидации сословий: минимизируются различия между боярством и дворянством за счет сближения статуса вотчин и поместий и отмены в 1682 г. местничества (распределение служебных мест по происхождению); оформляется привилегированная купеческая элита; крестьянство уравнивается в крепостном состоянии (в последней четверти века 85% - владельческие, 10% - дворцовые,5% - государственные («черносошные»), посадское население прикрепляется к городским общинам.

Социальные движения. Оформление крепостничеств вызывало всплески активности низов - стихийных бунтов (городские восстания второй половины 40 - х гг. «медный бунт» - следствие роста цен; «крестьянская война» - с элементами организованности - под руководством донского атамана С.Т. Разина в 1670 - 1671 гг.). Историческая продуктивность народных движений спорна: «пугая» правящий слой, бунты сдерживали его социальный эгоизм, но побуждали усиливать властный деспотизм.

Церковный раскол. Пришедшая из Византии русская церковная традиция основывалась на «симфонии» (согласии) между светской и церковной властями (при доминирующей роли первой).

В середине века в ходе церковной реформы патриарха Никона (связанной с видоизменением обрядовой стороны православия) происходит раскол русского православия на сторонников патриарха («никониан») и «старообрядцев» (главный идеолог - выдающийся писатель и проповедник протопоп Аввакум), приведший к жестоким гонениям последних.

Последствия раскола: - отстранив Никона и возглавив реформу, светская власть усилила контроль над церковью;

Формируется противостояние официальной светско - духовной власти и приверженцами старообрядчества.

Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:

  • - падает значение Земских соборов;
  • - завершается складывание приказной системы;
  • - кормления заменяются воеводским правлением;
  • - начинается процесс складывания русской бюрократии - корпорации профессиональных управленцев;
  • -закладываются основы вооруженных сил постоянной готовности, (солдатские полки «нового строя»).

Происходит формирование элементов абсолютизма в России.

Российский абсолютизм - в отличие от европейского, оформившегося в условиях перехода от феодальных к буржуазным отношениям - складывался на основе господства феодально-крепостнической системы. Российский абсолютизм - самодержавие с бюрократией, создающей механизм реализации неограниченной власти государя в центре и на местах.

В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства — экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла крайне важно сть в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделœению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, ᴛ.ᴇ. между городом и деревней.

Разделœение труда между отдельными районами страны требовало политического объединœения русских земель. Особенно в данном были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства. В данный период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы всœе слои общества.

В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.

Еще в XII веке, наметилась тенденция к объединœению земель под властью одного князя во Владимиро-Суздальском княжестве.

  • Первый этап (конец 13 века) – возвышение Москвы, начало объединœения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.
  • Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.
  • Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединœения Руси.

В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:

  • Объединœение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета͵ как в Европе;
  • Объединœением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;
  • В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.

Первым царем всœея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный , сын Василия 3 . Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.

Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.

Образование Российского централизованного государства

Период с конца XIII по XV век включительно был очень тяжёлым в жизни Руси. Татаро-монгольское иго отбросило Русь назад и обусловило её отставание от стран Западной Европы, оставив её на долго феодальной страной. Но развитие страны, замедленное нашествием, продолжалось: Русь вставала на ноги.

Быстрее всего развивалось сельское хозяйство в районе между Окой и Волгой, где увеличивался приток населения, росли запашки земли, вырубались леса, развивалось скотоводство и промыслы

Развивалось феодальное землевладение. Крупными собственниками земли были князья и бояре, шла борьба за землю и закрепощение крестьян. В городах росло ремесленное производство, особенно в Москве, Новгороде, Пскове и других городах северо-восточной Руси, защищённых дремучими лесами и густой сетью рек и озёр.

Подъём хозяйства, развитие городов, торговли вели к усилению общения русских земель, к их объединению, что диктовалось и борьбой против внешних врагов, прежде всего против монголо-татар. Для успешной борьбы требовалось единое государство с сильной властью.

В конце XV века появилось понятие «Россия» (а до этого – «Русь»), объединявшее русские земли

Образование Российского централизованного государства было длительным процессом, продолжавшимся до середины XVI века. Его территорию составляли земли Владимиро-Суздальского, Новгородского, Смоленского, Муромо — Рязанского княжеств. И с конца XII в. шла упорная борьба за главенство в этих землях. С XIII в эту борьбу вступило и Московское княжество. Именно Москва стала центром собирания русских земель. Кроме Москвы реальными претендентами на эту роль являлись Тверь, Рязань, Новгород. Однако уже в период правления Ивана Калиты (1325-1340) значение молодого московского княжества неизмеримо возросло.

Основными причинами возвышения Москвы стали: её относительная удалённость от Золотой Орды; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и др. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви.

Москва взяла на себя организацию борьба против ига монголо-татар. На первом этапе этой борьбы и собирания Москвой русских земель от образования Московского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сыновей были заложены основы экономического и политического могущества княжества. На втором этапе (в период правления Дмитрия донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства, растёт международный авторитет московских князей.

Наряду с военными и политическими процессами, происходившими в русских землях на протяжении XIV-XV вв. и продолжавшихся вплоть до середины XVI столетия, в них проходили значительные социально-экономические процессы, которые обусловили во многом характер, темпы и особенности образования Российского централизованного государства. Суть этих процессов заключается в том, что во-первых, катастрофические последствия монголо-татарского нашествия и 240-летие золотоордынского ига задержали экономическое развитие русских земель. Это содействовало консервации феодальной раздробленности; во-вторых, этот исторический период можно охарактеризовать в целом, как период формирования и укрепления феодально-крепостнических отношений, определивших систему феодальной иерархии, политического строя и управления. Наличие на Руси огромных земельных и людских ресурсов также способствовало наступательному развитию феодализма вглубьи вширь; в-третьих; политическая централизация на Руси должна была значительно определить начало процесса преодоления экономической разобщённости страны и была ускорена борьбой за социальную независимость.

Важной предпосылкой объединения русских земель явился тост социальных сил, заинтересованных в ликвидации феодальной раздробленности и создании единого русского государства в условиях подъёма экономики, роста общественного развития труда, выразившихся в выделении ремесла из сельского хозяйства, в развитии торговли.

Одной из таких социальных сил являлись прежде всего горожане, так как феодальная раздробленность была значительным препятствием для развития ремесла и торговли. Дело в том, что многочисленные политические перегородки между княжествами с их заставами и торговыми пошлинами значительно затрудняли обмен и свободное распределение товаров. Феодальные же усобицы резко подрывали экономику городов.

В создании русского государства были заинтересованы и основные силы феодалов. Для московского боярства, например, рост политической силы Московского княжества и расширение его территории означали рост его собственной мощи. Ещё более были заинтересованы и боролись за единое русское государство средние и мелкие феодалы, целиком зависящие от великого князя. Объединительные тенденции поддерживала и русская церковь, стремившаяся к закреплению своих привилегий в масштабах всей страны.

Тенденции к преодолению феодальной раздробленности Руси, наметившиеся в XIV веке, соответствовали поступательному ходу исторического развития, так как политическое объединение Руси являлось необходимой предпосылкой для её дальнейшего экономического подъёма и достижения государственной независимости.

Большую роль в условии Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы сыграл московский князь Иван Калита – жёсткий и хитрый, умный и упорный в достижении своих целей правитель. Он использовал в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Он накопил большие богатства, за что получил прозвище «Калита» (кошель», «денежная сумка»), и эти богатства использовал для приобретения земель в чужих княжествах и владениях, за что был прозван «собиратель русских земель». При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим влиянием. Должность Калиты способствовала тому, что была заложена основа политического и экономического могущества Москвы и начался экономический подъём Руси.

На третьем этапе (1425-1462) главной целью борьбы было стремление захватить власть в набирающем силу вес в Московском государстве. Завершающим этапом в борьбе стало время правления Ивана III(1462-1505 и Василия III (1505-1533), когда под властью Москвы объединялись основные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления, установлены экономические порядки и др.

к Московскому княжеству было присоединено Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля, в 1510 г. – Псковская республика, в 1521 г. – Рязанское княжество.

При Иване III Москва отказалась платить дань Орде, а карательным поход хана Ахмата был отбит русским войском. Так в 1480 году закончилось иго Золотой Орды.

Русское государство с самого начала складывалось как многонациональное.

С объединением земель решалась и задача создания централизованной системы управления: усиливалось значение Боярской думы (она стала постоянным верховным органом при великом князе). В конце XV века появляется первый приказ как центрального учреждения; в 1497 году был составлен Судебник – сборник законов, сыгравший большую роль в централизации государственного управления. Он положил начало созданию общегосударственной системы крепостного права.

Образование Российского централизованного государства было закономерным и прогрессивным процессом и имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского ига. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Быстрее стали развиваться народное хозяйство и культура, исчезла местная замкнутость; лучше обеспечивалась безопасность страны; расширялось влияние церкви.

Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.

Московские князья стали именоваться «государствами всея Руси» и передавать власть в государстве по наследству.

Так образовалась крупнейшая в Европе страна. С конца XV века стало широко употребляться её новое название – Россия. Это означало, что на рубеже XV-XVI веков сложилось единое Русское государство. Но его образование шло только на части древнерусских земель, той части, которая состояла из княжеств, попавших в зависимость от Золотой Орды. Процесс объединения этих земель вокруг Москвы был в то же время процессом постепенного, поэтапного освобождения (борьбы за независимость) от золотоордынского гнёта. И образование единого Русского государства опиралось не столько на экономические и культурные связи, сколько на военную мощь объединяющей силы – Великого Московского княжества.

В XIII-XV веках главными событиями, определившими развитие культуры русских земель, стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники культуры – соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угнаны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.

Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития культуры русских земель в XIII-XV веках.

Главной темой устного народного творчества стала борьба с ордынским господством. Сохранились или в переработанном виде дошли до наших дней сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляли героический былинный эпос. В XIV веке были созданы были созданы былины и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества – историческая песня, описывавшая в деталях события, современником которых был автор.

В произведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV века возобновляется общерусское летописание.

С конца XIII века началось возрождение каменного строительства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пострадавших от нашествия. Одним из центре культуры в эти годы становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы и церковь Фёдора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности. В Москве каменное строительство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор и Архангельский собор (усыпальница московских правителей).

Пострадавшая в период монгольского нашествия русская культура начала своё возрождение уже в конце XIII в. Литература, архитектура и изобразительное искусство этого времени были пронизаны идеей борьбы за свержение ордынского господства, формирование основ общерусской культуры.

Формирование русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности важное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению монархических, единовластных начал в лице князей. Важными причинами зарождения и развития новой государственной формы – единого Русского государства явились экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Нередко отмечается хронологическая близость образования единого Русского государства и централизованных монархий в 3ападной Европе. Действительно, складывание единого государства на Руси, как и во Франции, Испании, приходится на вторую половину XV века. Однако в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе в XV веке господствовали сеньориальные отношения, ослаблялась личная зависимость крестьян. На Руси же еще преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов только формировались. В отличие от Западной Европы, где активную роль в политической жизни играли города, на Руси они находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати. Таким образом, на Руси отсутствовали достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства.

Ведущую роль в его формирования играл внешнеполитический фактор – необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса обусловил особенности сформировавшегося к концу XV – XVI вв. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей.
Решающие шаги в создании единого русского государства были сделаны сыном Василия Темного Иваном III. Иван пробыл на престоле 43 года. Слепой отец рано сделал Ивана соправителем и великим князем, и тот быстро приобрел житейский опыт и привычку к делам. Иван, начинавший как один из удельных князей, стал в своей жизни государем единой народности.
Уже к середине 70-х годов к Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества. После 7-летней дипломатической и военной борьбы в 1478 г.

Образование русского централизованного государства

Ивану III удалось подчинить себе обширную Новгородскую республику. При этом вече было ликвидировано, символ Новгородской свободы – вечевой колокол был увезен в Москву. Началась беспрецедентная по своим масштабам конфискация новгородских земель. Они передавалась во владение служилым людям Ивана III. Наконец, в 1485 г. в результате военного похода к Москве было присоединено Тверское княжество. Отныне подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав великого княжества Московского. Иван III стал именоваться Государем Всея Руси. В целом единое государство было создано и окончательно утвердило свою независимость.
Уже с 1476 г. Иван III отказался ездить в Орду и посылать дать. В 1480 г. из состава Большой Орды выделилась Ногайская Орда. В конце первой четверти XV века образовалось Крымское ханство, во второй четверти – ханства Казанское, Астраханское и Сибирское. Ордынский хан Ахмат двинулся на Русь. Он заключил союз с литовским князем Казимиром и собрал 100-тысячное войско. Иван III долго колебался, делая выбор между открытой борьбой с монголами и принятием предложенных Ахматом унизительных условий капитуляции. Но к осени 1480 г. ему удалось договориться со своими мятежными братьями, да и в недавно присоединенном Новгороде стало спокойнее. В начале октября соперники сошлись на берегах реки Угры (приток Оки). Казимир не явился на поле боя, и Ахмат напрасно ждал его. Тем временем ранний снег укрывал траву, конница стала бесполезной и татары отступили. Хан Ахмат вскоре погиб в Орде, а Золотая Орда окончательно перестала существовать. 240-летнее ордынское иго пало.
Название «Россия» – греческое, византийское наименование Руси. Оно вошло в употребление на Московской Руси во второй половине XV в., когда после падения Константинополя и ликвидации ордынского ига Московское великое княжество, оказавшись единственным независимым православным государством, своими правителями стало рассматриваться как идейный и политический наследник Византийской империи.
В правление сына Ивана III – Василия III Российское государство продолжало быстро расти. В 1510 г. в его состав вошла Псковская земля, а в 1521 г. – Рязанское княжество. В результате войн с Литвой в конце XV – первой четверти XVI вв. были присоединены Смоленская и частично Черниговская земли. Таким образом, в первой трети XVI столетия совершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав великого княжества Литовского.
Значительное влияние на становление самодержавия и формирование российской политической идеологии оказала Византия. В 1472 г. Иван III взял в жены племянницу последнего византийского императора Софью Палеолог. Государственным гербом России становится двуглавый орел – символ, распространенный в Византии. Менялся даже облик государя: в руках у него появился скипетр и держава, на голове – «шапка Мономаха». Падение Византии под ударами турок османов сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определенной идеологизации верховной государственной власти. С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме», в которой особенно тесно переплелись религиозные и политические мотивы. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что «первый Рим» пал из-за ересей, «второй» – из-за унии с католичеством, «третий», истинно христианский Рим, стоит, «а четвертому не быти». Таким образом, сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи выступали хранителями веры.
Систему центральных и государственных органов управления образовывали: совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа – Государев дворец и Государева казна. Четкого распределения управленческих функций не было. В основном Дворец ведал государевыми землями. Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой. Формированию государственного аппарата, его централизации способствовал Судебник Ивана III, он был принят в 1497 г. и явился первым сводом российских законов.
Постепенно упорядочилась и система административно – территориального деления. Иван III ограничил права удельных князей, а Василий III сократил число уделов. К концу первой трети XVI века их оставалось всего два. Вместо бывших самостоятельных княжеств появляются уезды, управлявшиеся наместниками великого князя. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости, которые возглавляли волостели. Наместники и волостели получали территорию в «кормление», т.е. брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых на данной территории. Кормление было наградой не за административную деятельность, а за прежнюю службу в войсках. Поэтому стимулов к активным административным занятиям у наместников не было. Поскольку у них не было и опыта административной работы, то они часто передавали свои полномочия тиунам – помощникам из холопов.
Следует подчеркнуть, что Российское государство с самого начала своего существования продемонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ. Со вступлением на престол Ивана III и до смерти его сына Василия III, т.е. с 1462 по 1533 гг., территория государства выросла в шесть с половиной раз – с 430 000 кв. километров до 2 800 000 кв. километров.
Таким образом, при всей хронологической близости периодов образования централизованных монархий в России и Западной Европе, Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией, которая непрерывно росла, многонациональностью и некоторыми особенностями организации власти. Эти черты Российского государства были обусловлены не только его геополитическим положением, но и спецификой его создания. Вспомним, что единое государство сформировалось у нас благодаря, главным образом, внешнеполитическим факторам, а не новым элементам в социально-экономическом развитии. Поэтому русские государи, в отличие от западноевропейских монархов, опирались не на города, не на противоречия между феодалами и третьим сословием, а на военно-бюрократический аппарат и в какой-то мере на патриотические и религиозные чувства народа.
Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимого по своему значению с образованием на рубеже XV – XVI веков Московского государства. Эти полстолетия – стержневое время в судьбе русского народа. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и во многом всех народов Восточной Европы.

Особенности становления

Российского централизо-ванного государства

Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику.

На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориаль-ные государства светского типа с рациональным мировосприятием, автономией личности. Это было связано с формированием граж-данского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой по-ловине XVII века рухнула Священная Римская империя — оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат неза-висимых государств.

В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господ-ствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Как Отмечает Ключевский,объединение русских земель во-круг Москвы привело к коренному изменению политического зна-чения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обшир-нейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. Включение в состав единого госу-дарства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню эко-номикой и культурой России.

Итак, что же повлияло на создание централизованного госу-дарства в России? Рассмотрим некоторые моменты:

¨ Географическое положение

В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало бо-лее выгодное центральное положение по отношению к другим рус-ским землям. Проходившие по его территории речные и сухопут-ные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.

Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным цен-тром. Московские ремесленники приобрели известность как искус-ные мастера литейного, кузнечного и ювелирного дела. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артилле-рия. Торговые связи московских купцов протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей сте-пени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоор-дынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и люд-ских ресурсах, что6ы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы. Географи-ческое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народно-сти. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и дру-гими русскими землями и обусловило в конечном счете победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирова-ния единого Русского государства.

¨ Экономическое положение

С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, усту-пив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.

В это время начинается интенсивное развитие сельского хо-зяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного про-дукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохо-зяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ре-месла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой соз-дание местных рынков. Естественное разделение труда между от-дельными районами страны, обусловленное их природными осо-бенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства.

¨ Политическое положение

Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопро-тивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся не только эко-номически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчи-нами и поместьями, закрепостить их.

Подобная политика вызвала естественное сопротивление кре-стьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феода-лов — монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и раз бой, направленный против господ. Определенные масштабы при-нимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от поме-щиков земли. В таких условиях перед феодалами встает задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнять главную функцию эксплуата-торского государства — подавление сопротивления эксплуатируе-мых масс.

¨ Идеология

Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущест-венной Руси. Чтобы построить независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской церкви, русскому обществу нужно было укрепить свои нравственные силы. Этому посвятил свою жизнь Сергий. Он строит троичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. В религиоз-ной оболочке своеобразную форму протеста представляли ерети-ческие течения. На церковном соборе 1490 году еретики были про-кляты и отлучены от церкви.

В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Влади-мира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уе-хал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии.

Образование централизованного государства на руси кратко

В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили ка-менный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и посе-лился на новом митрополичьем подворье в Москве.

Личностный фактор

В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятель-ности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил. При нем начался быстрый рост Мос-ковского княжества. В 1301 г. Даниил Александрович захватил у ря-занских князей Коломну, а в 1302 г. к нему перешло по завещанию бездетного переславского князя, враждовавшего с Тверью, Пере-славльское княжество. В 1303 г. был присоединен входивший в со-став Смоленского княжества Можайск, в результате чего Мо-сква‑река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от ис-тока до устья в пределах Московского княжества. За три года Мос-ковское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из круп-нейших и сильнейших княжеств в Северо-Восточной Руси, и мос-ковский князь Юрий Даниилович счел себя достаточно сильным, чтобы вступить в борьбу за великое княжение Владимирское.

Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во "всей Руси", подчинению силой Новгорода и других русских зе-мель. Его поддерживала, церковь и ее глава митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию из разоренного Киева во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у Юрия Дании-ловича Переславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Пе-реславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Данииловича Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича, отомстившим за смерть отца, и ярлык на ве-ликое княжение вновь оказался в руках тверских князей.

В княжение Калиты Московское княжество окончательно оп-ределилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз московской ве-ликокняжеской власти с церковью, сыгравшей большую роль в об-разовании централизованного государства. Союзник Калиты ми-трополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Мо-скву (1326 г.), ставшую церковным центром всея Руси, что еще бо-лее укрепило политические позиции московских князей.

В отношениях с Ордой Калита продолжал намеченную еще Александром Невским линию внешнего соблюдения вассальской покорности ханам, исправной выплаты дани, чтобы не дать им по-водов для новых вторжений на Русь, которые в его княжение почти полностью прекратились. "И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истома и многие тяго-сти, о насилия татарского…", — писал летописец, оценивая княжение Калиты.

Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для пред-стоящей борьбы за свержение ига.

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г., проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4-го.

В 1471 г. Иван 3-й повел войско на Новгород и в битве на р. Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3-й окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3-й во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3-й создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15-го в. распалась на несколько независимых ханств. Иван 3-й стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды - крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г., заключив союз с литовским великим князем и польским королем Казимиром 4-м, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на р. Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига , тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3-й стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15-го в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3-й отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3-го - Василий 3-й. В 1503 г., уничтожив Псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3-й взял Чернигов и Рязанское княжество.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3-го характеризуются изменениями органов власти. становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территории.

В 1497 г. был издан - свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3-го и Василия 3-го (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель и продолжилось укрепление российской государственности.

Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров.

Из этого мы делаем вывод, что лествичный способ передачи власти был одним из камней преткновения, мешавший объединению.

Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому -- Великий Новгород. Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территории, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами. Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в многоцветье русской истории.

Период удельной Руси можно охарактеризовать как время значительного разнообразия форм общественно-политического устройства русских земель, их хозяйственно-экономических укладов.

Одним из первых добился политической независимости от Киева Новгород. Новгород был не только торговым городом, но и крупнейшим центром ремесла. В Новгороде сложилась самобытная политическая система. Высшим органом власти здесь было Вече. На нем принимались важнейшие решения, определявшие жизнь города. Исполнительные органы власти здесь были выборными. Высшим административным лицом был новгородский посадник. Новгородским ополчением командовал тысяцкий. Особое место в системе власти занимал новгородский архиепископ. Он был не только духовным лицом и иерархом Русской Православной церкви, но и выполнял ряд важных светских функций. Архиепископ ведал внешними сношениями, в его руках была общегородская казна. Он выполнял функции судьи. Под его началом был свой, так называемый «владычный полк». Важную роль в общественной жизни Новгорода играло боярство. Жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами. Период удельной Руси можно охарактеризовать как время значительного разнообразия форм общественно-политического устройства русских земель, их хозяйственно-экономических укладов.

Одним из первых добился политической независимости от Киева Новгород. Новгород был не только торговым городом, но и крупнейшим центром ремесла. В Новгороде сложилась самобытная политическая система. Высшим органом власти здесь было Вече. На нем принимались важнейшие решения, определявшие жизнь города. Исполнительные органы власти здесь были выборными. Высшим административным лицом был новгородский посадник. Новгородским ополчением командовал тысяцкий. Особое место в системе власти занимал новгородский архиепископ. Он был не только духовным лицом и иерархом Русской Православной церкви, но и выполнял ряд важных светских функций. Архиепископ ведал внешними сношениями, в его руках была общегородская казна. Он выполнял функции судьи. Под его началом был свой, так называемый «владычный полк». Важную роль в общественной жизни Новгорода играло боярство. Жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами.

То есть таким образом с распадом древнего государства, на Руси появляются различный формы власти, и в итоге из-за различий в государственном управление может вспыхнуть вооруженный конфликт, как и было уже в 15 веке (московско-новгородская война).

Так же не малую роль играло влияние иностранцев на знать, то есть на бояр. На юго-запад от Киева в районе Волыни и Карпат располагалось Владимиро-Волынское княжество. При наличии плодородных земель здесь рано стало развиваться боярское землевладение. Имея крепкий экономический фундамент, местное боярство рано стало проявлять политический сепаратизм. Значительное влияние на поведение местного боярства оказывало влияние соседних стран, Венгрии и особенно Польши, где взаимоотношения между высшей властью и аристократией имели значительные отличия от политических порядков, утвердившихся в древней Руси. Поэтому особенностью этих земель была довольно острая политическая борьба между великокняжеской властью и местным боярством.

Так же огромную роль играли иноземные захватчики, как мы знаем, феодально-раздробленное государство является легкой целью для других стран. И Русь на тот момент времени была буквально окружена внешнеполитическими врагами, кроме самого татаро-монгольского ига, нам угрожали и духовно-рыцарские ордена с севера и новое государство Литва, которое претендовало на роль “собирателя русских земель”. Естественно, нестабильная внешнеполитическая обстановка замедляло процесс объединения, даже если мы будем сравнивать со странами западной Европы, например с Францией, то мы увидим, что у французов был один внешнеполитический враг-англичане, а у Руси сразу несколько.

Но не смотря на это процесс централизации в странах Европы развился до конечной стадии в 15 веке, примерно в тоже время, что и у нас. Одновременно с созданием Русского централизованного государства такой же процесс происходил в ряде стран Западной Европы. Людовик XI, Генрих Тюдор VII, Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, при которых образовались централизованные государства во Франции, в Англии и Испании, были современниками князя Ивана III, правление которого явилось решающей вехой на пути государственной централизации Руси. К тому же времени сложилась централизованная монархия в Швеции. Процессы государственной централизации наблюдались в XV в. и в ряде стран Азии. Монархиями централизованного типа были королевство Чосон в Корее и Минская империя в Китае. Централизованные монархии выковывались в ходе острых феодальных войн, в которых королевская власть, поддерживаемая связанным с ней дворянством и обычно горожанами, заинтересованными в ликвидации политической раздробленности, преодолевала сопротивление сепаратистских кругов феодалов, противившихся делу централизации. Укрепление королевской власти в Англии произошло в XV в. в результате длительной борьбы двух феодальных группировок (война «Алой и Белой Розы»), возглавленных -- одна династией Ланкастеров, другая -- герцогами Йоркскими. Затяжная война между «старой» и «новой» партиями (между феодальной знатью и служилым дворянством) шла в XIV-XV вв. в Корее. Удельный вес горожан в феодальных войнах был неодинаков. Так например крупный города в Европе, которые являлись административными, торговыми, культурными центрами получили некую автономию от правителей и самое главное у них был диалог, то есть взаимные выгоды от обеих сторон, а на Руси шел монолог князя, где князь ставил свои условия, не обращая внимания на потребности городов, которое могли бы увеличить свою роль в государстве.

Так же в России имелись еще ряд существенных особенностей. Главная особенность заключалась в том, что Россия в это время не только еще не вступила в ту стадию позднего феодализма, на которой уже намечаются признаки его будущего разложения, но в ней продолжалось поступательное развитие и укрепление феодального способа производства, его распространение вширь и вглубь. Возникновение централизованного государства в России было связано с ростом и укреплением крепостничества в масштабе всей страны. Ведущей социальной силой в процессе складывания единого Русского государства был класс землевладельцев: на более раннем этапе -- главным образом боярство, на более позднем -- дворянство.

Второй особенностью процесса образования централизованного государства в России являлось более слабое по сравнению со странами Западной Европы развитие городов. Страна сохраняла аграрный в основном облик, и роль города в ее экономике была менее заметной, чем на Западе. Самый уровень развития городов в России XV в. был ниже, чем городов западноевропейских. Причин этому много: и незавершенность процесса феодализации на территории всей страны, и замедленность экономического развития в условиях татаро-монгольского ига, и оторванность от морских торговых путей, и т. д. И тем не менее без выяснения участия города и горожан в процессе формирования Русского централизованного государства понять этот процесс нельзя.

В общерусском летописном своде конца XV в. проводятся три основные для феодальной историографии идеи образования единого государства на Руси. Они характерны для тех представителей господствующего класса, которые были заинтересованы в ликвидации политической раздробленности.

Первая идея обосновывала непрерывность и преемственность власти русских князей, правивших сначала в Киеве, затем во Владимире, наконец, в Москве. Автор свода связывает этапы эволюции великокняжеской власти со сменой государственных центров Руси: Киев-Владимир-на-Клязьме -- Москва. Так, под 1169 г., после описания похода Андрея Боголюбского на Киев, в своде указано: «В се же лето наста княженье Володимерьское князем Андреем Юрьевичем…». Особо отмечено в памятнике время правления «великих князей володимерьских и новогородских и всея Руси от великого князя Ивана Даниловича…».

Второй идеей надо считать представление о вотчинном характере московского единодержавия. Образование единого Русского государства, согласно концепции свода, -- результат собирания московскими князьями своих наследственных владений, подчинение их своей «воле». Например, о включении Новгорода в состав единого Русского государства говорится, что Иван III «…отчину свою Великий Новгород привел в всю свою волю и учинился на нем государем, как и на Москве». Это -- применение к явлениям политической жизни характерных для господствующего класса представлений о феодальной собственности на землю.

Третьей важной идеей общерусского свода конца XV в. является мысль о том, что образование на Руси единого государства связано с борьбой против иноземных захватчиков. В памятнике указаны два наиболее важных, с точки зрения составителя, акта этой борьбы: поход в 1380 г. русского войска под руководством Дмитрия Донского против татарских полчищ Мамая и походы Ивана III на Новгород в 70-х годах XV века. Последние, согласно концепции летописного свода, вызваны изменой новгородцев, их обращением за помощью в Литву. Как Дмитрий Донской пошел войной «на безбожного Мамая», так и Иван III двинул свои силы на новгородцев, «яко на иноязычник и на отступник православна. Отсюда ясно, что в сознании составителя летописного свода конца XV в. задачи объединения русских земель связывались с их освобождением от татаро-монгольского ига, от власти Литвы, а борьба с Золотой ордой и Литвой расценивалась как борьба православной веры со всеми ее противниками.

Эти идеи общерусского летописного свода конца XV в. повторены в Воскресенской летописи -- памятнике 40-х годов XVI века