Когда умер царь ирод. Царь ирод великий и ужасный

В один из жарких и душных дней 4-го года новой, едва начавшейся эры, территорию крепости Иродион, находившуюся в 15 км от Иерусалима, заполнили тысячи людей. Взоры всех были устремлены в сторону поднятого над землёй золотого ложа, на котором покоилось мёртвое тело того, кто в течение почти сорока лет правил Иудеей, вызывая в подданных ужас, смешанный с восхищением. Это был царь Ирод Великий, имя которого стало в наши дни неким фразеологизмом, означающим жестокого и безжалостного человека.

Предки будущего царя

По своему рождению Ирод Великий не принадлежал ни к одному царскому роду. Его отец, которого звали Антипатр, был лишь высокопоставленным чиновником, занимавшим пост римского наместника в Идумее - небольшой территории на юге Израильского нагорья. Когда-то в давние годы она была населена языческими племенами идумеев (от них и пошло название местности), к которым принадлежал дед будущего царя Ирода - отец Антипатра.

В конце I века до н. э. Идумея была завоёвана евреями, и, выразив лояльность к победителям, а главное, приняв их веру - иудаизм, благоразумный дед был поставлен править всеми своими соотечественниками. От него власть со всеми причитающимися привилегиями унаследовал его сын Антипатр - отец будущего царя Ирода.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон - видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя - Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком - тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Тетрарх Галилеи

В 73 году д. н. эры у Антипатра родился сын - будущий царь Ирод Великий. Когда тому исполнилось 25 лет, отец без труда выхлопотал ему у царя должность тетрарха (губернатора) Галилеи - северной и весьма крупной провинции Иудеи. Уже в самом начале своей карьеры молодой чиновник отличился, жестоко подавив восстание местных жителей, поднятое ими под предводительством своего вождя Хизкии.

Жители Галилеи пытались покончить с ненавистным им римским владычеством, но Ирод Великий (так его стали величать потомки) всегда помнил, из чьих рук он получил власть и золото. Разгромом и последующей казнью «галилейских мятежников» тетрарх ещё более возвысился в глазах своих римских хозяев, но в то же время заслужил ненависть иудеев.

Ключевым моментом, изменившим ход всей дальнейшей жизни Ирода, стало происшедшее в 40 году до н. э. нашествие на Галилею парфян - жителей Парфянского царства, древнего государства, располагавшегося к юго-востоку от Каспийского моря. Не в силах оказать им сопротивление, тетрарх бежал сначала в Иерусалим, а затем в Идумею. Оказавшись, таким образом, в безопасности, он тем не менее не успокоился, а решил воспользоваться сложившейся ситуацией и извлечь пользу даже из нашествия иноземцев.

Перед римским сенатом

С этой целью беглый тетрарх отправился в Рим. Поскольку его путь пролегал через Египет, он не упустил возможности получить аудиенцию у царицы Клеопатры, что впоследствии ему весьма пригодилось. Прибыв наконец в столицу величайшей в то время империи мира, Ирод Великий прежде всего заручился поддержкой консула Марка Антония. У него он снискал расположение, передав нежное послание от египетской царицы, с которой тот был в близких отношениях.

Далее, имея на своей стороне столь влиятельного союзника, Ирод без особого труда смог убедить сенат в том, что вина за оккупацию Галилеи целиком лежит на царе Гиркане II, своей пассивностью и бездействием позволившем врагу одержать столь лёгкую победу. Единственным же выходом из создавшейся ситуации он видит смещение нерадивого правителя и назначение его самого на вакантное место.

Сенаторы отнеслись благосклонно к его доводам, но, согласно их решению, прежде чем начать царствовать, он должен был (при их поддержке, разумеется) освободить Иудею от захватчиков. Войска ему в тот момент не дали, но щедро снабдили деньгами, на которые, прибыв в Птолемаиду (нынешний израильский город Акко), Ирод Великий собрал армию, состоявшую из наёмников, а также еврейских беженцев с оккупированных территорий.

Долгожданное воцарение

Освободив с их помощью большую часть территории страны, он подступил наконец к стенам Иерусалима, взять который имевшимися в его распоряжении силами было невозможно. Выручили Ирода римские сенаторы, издалека зорко следившие за ходом событий. В критический момент они выслали ему в помощь 11 легионов регулярной армии под командованием опытного военачальника Сосия.

Прибыв на место, они осадили Иерусалим по всем правилам военного искусства, и вскоре заставили его защитников сдаться. Среди прочих трофеев в руках победителей оказался правивший до той поры ставленник оккупантов царь Антигон и 45 его активных сторонников.

Так произошло воцарение в Иудее Ирода Великого, ставшего одним из самых известных исторических личностей древнего мира. Его имя неоднократно упоминается как в иудейском Священном Писании, так и на страницах Евангелия. О нём сообщают древние историки Иосиф Флавий, Аппиан и многие другие.

В их сочинениях нередко фигурирует также и жена Ирода Великого - Мариамна, приходившаяся внучкой бывшему царю и первосвященнику Гиркану II, смещённому в результате интриг её мужа. С ней он вступил в брак, чтобы обрести большую легитимность в глазах евреев, населявших страну.

Жестокий правитель Иудеи

Следует отметить, что правление Ирода Великого было отнюдь не безоблачным. Ему всё время приходилось лавировать между двумя полярными силами. С одной стороны, он должен был проявлять беспрекословное подчинение Риму, поскольку в тот период Иудея была, по существу, его дальней провинцией, а с другой - держать в беспрекословном повиновении местное население, подавляющее большинство которого ненавидело чужеземцев.

В результате покорный и подобострастный по отношению римским хозяевам царь Ирод Великий был жесток и беспощаден с собственным народом. Своё правление он начал с массовых казней защитников Иерусалима. По его приказу предали смерти даже царя Антигона, принадлежавшего к древнему и весьма уважаемому среди евреев роду Хасмонеев. Несмотря на множество петиций в его защиту, Ирод был непреклонен, и сверженный царь поднялся на эшафот вместе со своими приближёнными. Столь же бесчеловечными мерами укреплял он свой авторитет и в последующие годы.

Известно, что правитель Иудеи придавал большое значение внешним атрибутам своей власти. Одним из них стал воздвигнутый в 15 километрах от прежней границы Иерусалима дворец Ирода Великого - Иродион. Сейчас на месте искусственной горы, являвшейся его фундаментом, расположен национальный парк, а в те давние времена гигантское сооружение поражало взоры приезжих мраморными колоннами, роскошным амфитеатром и множеством всевозможных построек. Спроектировано оно было таким образом, что в случае войны могло использоваться как фортификационное сооружение. Для этого, кроме высоких стен, были предусмотрены различные тоннели и потайные ходы.

Превратности судьбы

Вскоре после воцарения Ирода Иудею ждала целая полоса тяжёлых испытаний. Началась она с землетрясения, происшедшего в 31 году д. н. эры, разрушившего многие иерусалимские здания и унесшего жизни 30 тыс. жителей страны. Не успели евреи пережить эту беду, как уже новая постучалась в их двери.

В тот же год Иудея подверглась нашествию с юга многочисленных арабских племён. Их неожиданное вторжение было следствием ослабления Рима, вызванного полыхавшей в нем гражданской войной и поражением, которое потерпел в морском сражении с Октавианом Августом главный покровитель Ирода - Марк Антоний. Арабы воспользовались этим и, предвидя возможность безнаказанных грабежей, вторглись в пределы недоступного им прежде государства. Спасти страну помогла лишь необыкновенная решительность и полководческий талант царя Ирода.

Приложив невероятные усилия и выдворив непрошенных гостей, он направил всю энергию на то, чтобы с наибольшей выгодой воспользоваться политическими переменами, происшедшими в Риме. Сразу после поражения своего недавнего патрона Марка Антония Ирод порвал с ним все отношения и начал засылать послов к Октавиану Августу. Его усилия не пропали даром: заняв вскоре императорский трон, новый покровитель обеспечил Ироду столь же прочное положение, как и его предшественник.

Царь - строитель Иерусалима

Ирод Великий, биография которого наполнена многими деяниями, оставившими след в памяти потомков, вошёл в историю и как выдающийся строитель. Толчок началу этой его деятельности дало землетрясение, о котором упоминалось выше. Чтобы ликвидировать его последствия и поднять из руин некогда цветущую страну потребовались самые энергичные меры.

Несмотря на то что недавняя война с арабами изрядно опустошила казну, Ирод нашёл средства, чтобы привлечь в столицу, где развернулись главные работы, многих иностранных зодчих. В результате этого архитектура вновь возводимых зданий во многом приобрела римские и греческие черты.

Главной же стройкой всей его жизни стала реконструкция Второго Иерусалимского храма, весьма обветшавшего за долгие века. Выполнением этого амбициозного проекта царь рассчитывал поднять свой авторитет среди евреев, относившихся к храму как к колыбели их религии и нации в целом. Кроме того, честолюбивому по натуре, ему не давала покоя слава царя Соломона, построившего Первый храм, и остаться в памяти потомков продолжателем его дела было сокровенной мечтой, которую лелеял в себе Ирод Великий.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа - нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого - Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая - одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи - той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Ирод - царь иудейский - был рождён в Иудее, расположенной в центре Палестины и захваченной во время гражданской войны сильными противниками, в 73 году до рождения нашей эры и рос там же. В это время произошёл раскол монархии Хасмонеев (Hasmonaean),управляющей Иудеей 70 лет на две части: Гиркана II и его брата Аристобула II. Сама Иудея участвовала тогда в более широких геополитических схватках римских легионов в северной и западной частях против перфян, исторических врагов Рима, в восточной части. Аристобул был изгнан римлянами из Иудеи, а Гиркана, являющийся отцом Ирода, верховным советником и очень умным и расчётливым военачальником, примкнувшим к ним, был назначен царём.

С раннего возраста Ирод придерживался своей позиции в отношении дружбы с правителями римской империи, считал выгонной дружбу с ними, что вызывало возмущение со стороны еврейской нации и расценивалось как предательство, и стал царём можно сказать благодаря этой дружбе. Во время правления он прислушивался и к запросам римлян, и к требованиям еврейского народа, придерживающихся политической и религиозной независимости, пытаясь наладить мир между ними.

Хрупкое равновесие из-за происхождения Ирода царя иудейского сохранялось с большим трудом. Отец его эдомит (Edomite),мать – этническая арабка, а сам Ирод считался евреем. Социальный статус фамилии, который в Иерусалиме доставался от влиятельных предков, имеющих право по традиции Хасмонеев на пост первосвященника, был недоступен для него, ему очень не хватало этого. Почти все подданные, как было написано в биографии, составленной еврейским воином благородного происхождения Иосифом Флавия, считали Ирода чужаком - «полуевреем», но это не мешало им воевать за теократию Хасмонеев. Отца Ирода примерно в 43 году до н. эры отравил шпион, посланный Хасмонеями. По прошествие трёх лет, во время вторжения перфян в Иудею фракция конкурентов Хасмонеев переметнулась к противникам, подвинув и изувечив Геркана и направившись к Ироду.

Кризис заставил Ирода просить римлян о помощи. Ночью он вынужден был бежать из родного Иерусалима, прихватив с собой семью. После победы над перфянами и евреями союзниками в сражении, которое проходило в месте, где позднее был построен Иродион и, которое изначально не давало никакой надежды на победу, направился в Рим. Сенат Рима назначил Ирода царём Иудейского государства, хорошо зная о его неизменной верности действующим законам. Два самых влиятельных человека вышли из сената плечом к плечу с Иродом царём иудейским: Марк Антоний (Mark Antony), великий воин и оратор, управляющий восточной частью, и Октавиан (Octavian),молодой патриций, управляющий западной частью и победивший спустя 10 лет Антония, захвативший власть над всем Римом и титулованный «Августом» ("Augustus"). На холме расположенном в Капитолии (Capitoline Hill) возле храма в честь Юпитера (Temple of Jove), который очень почитается римлянами, заранее зная о всех предстоящих уступках на дороге к управлению империей, Иродом был проведен обряд приношения жертвы языческим богам, которым поклоняется римский народ.

Ирод завладел царством, на завоевание которого было потрачено ещё около трёх лет тяжких сражений. Только около 37 года до н.эры он кое как добился политической принадлежности Иудеи и обладания Иерусалимом. Чтобы повысить религиозный и социальный авторитет, Ирод взял в жёны Мариамну (Mariamne),из рода Хасмонеев, разведясь перед этим с Дорис (Doris), которая была его первой супругой. Только вот добиться этим ослабления угрозы этого народа не удалось.

Страница 6 из 41

За пять дней до смерти царь Ирод сделал бешенную попытку покончить с собой. Лёжа в постели, он начал быстро, будто в исступлении, пилить ножом себя по горлу, а когда старый слуга стал отнимать у него нож, то попытался себя им истыкать. При этом Ирод бился в истерике и кричал, что даже в смерти своей он не волен.

Отняли нож, так хоть дайте мне яду. У вас много яду. Вы все накопили много яду для меня. Почему вы такие жадные? Я вас спрашиваю: почему? Почему? – стонал Ирод.

Тело его распухло и болело как изнутри, так и снаружи. Язвы гноились, кровоточили и смердели. Язык тоже опух, поэтому ему стало трудно говорить, а окружающим трудно понимать его. Пищу он более не принимал, но воду иногда пил небольшими порциями. Врачи постоянно дежурили рядом с ним, часто меняя повязки и смазывая раны лечебными мазями. Когда боли у Ирода усиливались, то врачи давали ему глотать странный порошок, после которого боли становились намного слабее и царь спокойно засыпал.

Вчера утром он вспомнил о сыне Антипатре, который сидел в подземелье дворца уже год и велел привести его, но не для прощания, а для последнего допроса.

Скажи мне, Антипатр – сын мой, в последний раз, но лучше соври. Неужели ты связался с зилотами и им покровительствовал? Неужели ты, наслушавшись этих краснобаев Иуду и Матфея, которых я сжёг живьём, говорил всем, что после моей смерти сорвёшь с великих ворот Иерусалимского храма золотого римского орла, установленного мной – твоим отцом?

Да! Это правда! Именно так я и говорил.

Ты говорил, что когда станешь царём, то изгонишь римлян?

Этого хотят все, кроме тебя, мой отец.

Кто все?

А ты тут при чём? Я твой отец идумлянин. Мать твоя самаритянка. Твой дед был царём Идумеи. Иудеи победили его и могли уничтожить весь идумейский народ, если бы не он. Он принял иудаизм и вошёл в состав еврейского государства, но на правах побеждённого. Ты, ведь, знал об этом?

Может ты передумал и раскаиваешься? Я прощу тебя.

Нет. Я не передумал.

Получается, что ты хочешь войны, смерти и разрушений всего того, что построил я. Какие силы ты хотел противопоставить Риму? У Рима двадцать семь легионов. В каждом легионе от восьми до десяти тысяч солдат, каждый из которых хорошо обучен. Римляне не пускают в бой солдата, который прослужил менее пяти лет. А ты кого пустишь в бой? Крестьян, сапожников, мастеровых? Подумай? Подумай ещё о том, сколько стоит вооружение и содержание одного воина? У Александра Македонского было сто тридцать тысяч воинов, и для каждого он нашёл немалые средства. Его армия имела самое лучшее оружие в мире по тем временам, а это очень дорого стоит. Вот поэтому его и называют Великим, а не потому, что ты думал. Согласен ты со мной? Скажи последнее слово.

Нет. Я не согласен.

Твоих учителей мы допрашивали с пристрастием. Это тех, которых я сжёг заживо. Мы понимали, что они глупы или… . Я давно знаю, что если где-то дураки творят глупости, то за их спинами надо искать очень умных людей. Твои учителя – Иуда и Матфей оказались пособниками шпионов. Мы выудили из них целую шпионскую сеть, которая вела к парфянам и персам. Откажись от этих людей, и я тебе всё прощу. Я воевал с парфянами и знаю, кто это такие. Я воевал и с другими врагами и знаю, кто они и чего хотят. Для нас самой спокойной и надёжной властью является власть Рима. Это наша опора и наше спокойное будущее. Это наш союзник, наш мир и процветание. Откажись от своих мыслей и не слушай больше предателей.

Это не предатели. Твои люди пытками добились этих лживых признаний.

Если бы я был простым человеком, то ничего бы тебе не сделал, но я царь. Помимо тебя у меня есть и другие дети и я хочу, чтобы они жили. Прощай!

Разговор их был коротким. Потом Антипатра увели обратно в подземелье, а через час Ирод приказал повесить его, что было сразу исполнено. Это был его третий сын, которого он приказал казнить. В то время, когда его сына убивали в подземелье дворца, Ирод уже диктовал изменения в своё завещание:

Сыну моему Ироду Архелаю оставляю Идумею и Самарею. Сыну моему Ироду Антипе оставляю Галилею, Перию. Сыну моему Ироду Филиппу оставляю Итурею, Трахонитскую область и Аверан. Иудею с Иерусалимом пусть честно поделят сами.

Не без удовольствия Ирод произнёс последние слова. Делёж Иудеи с Иерусалимом вызовет между недружными братьями вражду и на это он рассчитывал.

К вечеру того же дня во дворец приехала родная сестра Ирода Соломия. Царь попросил оставить их наедине и взял с сестры клятву, что она поможет Архелаю в исполнении его тайного завещания.

За три дня до смерти царь Ирод перестал приходить в себя. В бреду, он называл чьи-то имена, но никто из присутствующих уже не мог разобрать его слов. Некоторые из близкого окружения Ирода потом рассказывали, что перед смертью он звал свою любимую супругу Мариамну (Мариамну I), которую давно задушили по его приказу.

Смерть царя Ирода, которую уже давно ждали, была праздником, как он сам и предвидел. Вести об этом вскоре дошли до Рима, где послы Ирода теперь могли свободно пожаловаться императору Августу:

Оставшиеся в живых при нём были несчастнее даже замученных. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Потом они рассказали Августу о многочисленных зверствах Ирода и конечно не забыли сообщить о недавнем избиении младенцев в Вифлееме:

Они всех убили, кому от двух лет и младше. Говорят, что среди убитых был и незаконнорожденный сын самого Ирода.

Август выслушал послов с неподдельным интересом, а потом произнёс:

Лучше быть Иродовой свиньёй, чем его сыном.

Действительно, свинину иудей Ирод не ел и Август это знал.

Но кровь этих младенцев всего лишь маленькая струйка в огромном потоке крови, что пролил он за всю свою жизнь.

А как другие его дети? Я слышал, что за измену он казнил двух своих сыновей? – спросил император.

Уже не двух, а трёх. Перед смертью он повесил Антипатра.

А остальные, что за люди? – рассматривая представление Ирода на своих сыновей, поинтересовался Август.

Они и сами настрадались от него. Архелай моложе всех. Его Ирод тоже хотел казнить, но передумал. Антипа – человек весёлый, любит всякие увеселения и развлечения. Они с Филиппом от отца старались держаться подальше. Филипп замкнут по натуре, молчалив и непонятен, но мы его редко видели.

Хорошо! Я подумаю. Пока на царствие, согласно завещанию покойного царя, я их никого утверждать не стану, а в наследство пусть вступают. Приемником Ирода назначаю Архелая, но не царём, а этнархом, то - есть правителем народа. Утверждаю ему Идумею, Самарею и…, и Иудею с Иерусалимом. Антипе и Филиппу быть тетрархами над областями, прописанными им Иродом. Я кончил. – сказал Август завершая разговор.

Иудейские послы с поклонами удалились. В душе они были очень рады такому решению императора. Идумляне более не являются царями над Израилем. Теперь все они, потомки Ирода Идумлянина стали простыми четверовластниками (губернаторами).

В это же время ещё не утверждённый императором Августом и не вступивший в наследство царевич Ирод Архелай получал множественные поздравления. Он видел радость своих слуг, и каждый день с утра до вечера наблюдал всеобщий праздник, вызванный смертью его отца. Тоже самое наблюдали и двое других его братьев. В стране творилось безвластие. Старый царь умер, а новых царей ещё не было.