Комплексный анализ урока в начальной школе пример. Цель посещения _____________________________________________________

Тема урока: Число семь, цифра 7.

1.Организационная структура урока.

Тип урока – изучение нового материала.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний;

3. Изучение нового материала;

4. Первичное закрепление изучаемого материала;

5. Задание на дом. Итог урока.

Структура урока Даши соответствовала типу урока. Время на структурные моменты распределялось достаточно рационально, но возникла проблема: материал изложен полностью, а время до звонка еще есть. Обычно это следствие какой-либо из 3-х причин: неучтённый высокий уровень подготовленности детей, быстрый темп выдачи материала, мало подготовлено материала в содержании урока. Для такого случая всегда необходимо продумывать дополнительные задания, т. к., особенно нам – практикантам, не точно известен темп работы детей и не возможно предсказать, как они будут работать.

В ходе урока чередовались различные виды деятельности: устная работа, работа с наглядным материалом на доске, работа с учебником, письменная работа в тетради на печатной основе.

2. Анализ содержания учебного материала.

· Совершенствовался устный счет в пределах 10: счет в прямом и обратном порядке, умение называть следующее и предыдущее число, определять соседей числа.

· Велась работа над составом чисел 5 и 6 (заселение жильцов домика), над последовательностью натурального ряда чисел, уже известных детям.

· Учитель познакомила детей с числом семь и цифрой семь. В результате практических действий с геометрическими фигурами, дети вместе с учителем получили число 7. Но здесь учитель допустила серьезную ошибку: не добавила число 7 в натуральный ряд чисел, в то время, как он был на доске: 1 2 3 4 5 6 , т.е. всего-навсего нужно было поставить следующее число – 7 в этот ряд. Работа над составом числа 7 проходила в процессе заполнения этажей домика. А далее последовало задание (решение примеров на ступеньках лесенки), которое необходимо было связать с предыдущим заданием, т.е. обратить внимание детей на то, что подняться по ступенькам лесенки им поможет домик, который они только что заселили.

· Также учитель учила писать детей цифру 7. Но нельзя сказать, что задача решена полностью. Учитель продемонстрировала и прокомментировала написание цифры 7, но этого было недостаточно для подготовки детей к написанию. Можно было предложить прописать цифру вместе с учителем в воздухе, разобрать, из каких элементов она состоит. И серьезная ошибка в том, что учитель никак не оценила работу детей, не произвела разбор написанного, ведь наверное были допущены какие-то ошибки, которые требовали обсуждения. Даже в то время, пока дети писали, нужно было пройти по классу и проанализировать письмо детей, но учитель увлеклась чтением своего конспекта урока.

· При выполнении различных заданий шло развитие логического мышления (реализация развивающей задачи).

· Интересной организацией урока в форме путешествия со сказочными героями учитель воспитывала интерес к предмету. Это путешествие продолжалось на всем уроке и имело свое логичное завершение. Так же учитель воспитывала внимательное отношение к ходу рассуждения.

3. Анализ методов и приемов.

Учитель использовала такие методы и приемы:

Беседа (устно-словесный метод) присутствовала на протяжении всего урока. Учитель общалась с детьми, была налажена обратная связь. Но недостаточно работала над математической речью, не всегда сама давала образец математически грамотно оформленной речи. Грубая ошибка была допущена при выполнении №5, необходимо было составить равенства, а учитель спрашивает: «Какие неравенства мы запишем?»

Наглядный метод (оформление доски, запись решений на доске). Использование наглядности, особенно в 1 классе, просто необходимо, ведь должно работать как слуховое, так и зрительное восприятие.

Практический метод (метод упражнений). Очень важное, включающее детей в активную умственную деятельность, упражнение, когда дети совместно с учителем, в практических действиях приходят к какому-то выводу, получают результат (образование числа 7). Но здесь, как уже было сказано выше, учитель допустила ошибку: она не добавила это полученное число 7 в натуральный ряд чисел. На этапе закрепления выполнялись упражнения, направленные на отработку полученных знаний (состав числа 7, сравнение числа 7 с другими числами).

Присутствовала фронтальная и индивидуальная работа на уроке.

На 19-ой минуте была организована физкультминутка, но в 1-ом классе желательно проводить 2 физкультминутки: первую – примерно на 10 – ой минуте, а вторую – на 20-ой минуте.

Тип данного урока – урок изучения нового материала, на уроке не было как такового контроля. Учитель в ходе урока следила за ходом рассуждений детей, контролировала как их поведение, так и их понимание изучаемого. Но, к сожалению, не все дети были активны и внимательны к ходу рассуждения, поэтому затруднялись отвечать на вопросы.

4. Характер деятельности учителя.

Учитель достаточно уверенна в себе, с самого начала урока взяла высокий темп работы, эмоциональна, педагогически тактична, организовала обратную связь – общение с детьми, старается работать со всеми учениками, заставляет думать всех, но, все же, спрашивает в основном только тех, кто тянет руку.

5. Результаты урока.

План урока выполнен. Но нельзя с уверенностью сказать, что все задачи реализованы, т.к. учитель допускала в ходе урока некоторые ошибки, недочеты, что привело к недостаточному осмыслению материала. К сожалению, не подведен итог урока, а значит не ясно как учащиеся усвоили новый материал, на сколько осознанно они трудились, к чему все это привело.

Дети были активны на протяжении всего урока, но не достаточно дисциплинированны.

Разработка конспекта урока математики

В развивающей технологии

Главные положения, которые должны лечь в основу развивающей технологии, следующие.

1) Математика – это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять.

2) Каждый ребенок способен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя. Детей не сравнивают друг с другом, допустимо сравнение ученика только с самим собой, вчерашним и сегодняшним.

3) Необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности, таких, как сравнение, классификация, обобщение и др.

При построении уроков следует помнить, что:

· необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

· введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

· динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

· домашнее задание дается творческого характера и выполняется по желанию ребенка;

· урок начинается и заканчивается по звонку.

При разработке конспекта урока желательно придерживаться определенной структуры. Выделим внешнюю и внутреннюю структуры урока, акцентируя внимание на основных видах деятельности ученика.

Внешняя структура урока введения нового знания .

1. Организационный момент, общий план урока.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (частично поисковая, творческая деятельность учащихся).

3. Открытие детьми нового знания (система подводящих творческих задач).

4. Первичное закрепление (репродуктивная деятельность по образцу, по алгоритму).

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе (репродуктивная деятельность учащихся).

6. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач (репродуктивная, частично поисковая и творческая деятельность учащихся).

7. Итоги урока (оценочно-рефлексивная деятельность).

Внутренняя структура урока.

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала развивающего характера: на сравнение, анализ, классификацию и другие приемы умственной деятельности. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. Заканчивается этап постановкой частично поисковых и творческих заданий. Они выполняют и мотивационную функцию, и функцию постановки учебной задачи.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников. Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа – тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.

На этапе выполнения обучающих самостоятельных работ используются задания тренировочного характера. Регулярное выполнение небольших самостоятельных работ на 2–5 минут воспитывают ответственность за качество обучения.

На этапе повторения работа проводится по принципу "опережающей многолинейности" и предлагаются задания тренировочные, частично поисковые и творческие. Конечно, при выполнении заданий имеет место и репродуктивная деятельность, которая связана с использованием математической терминологии, с вычислениями, с применением правил и свойств арифметических действий. Но даже такие задания сопровождаются выявлением тех или иных закономерностей, связей и поэтому тоже носят развивающий характер. Заканчиваться урок должен на высоком эмоциональном уровне, чтобы, уходя с урока, ученики обсуждали интересную задачу. Поэтому последнее задание урока – это нестандартная задача.

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Так строится урок по развивающей технологии. Критериями оценки развивающих уроков являются логика их построения, направленная на достижение учебной цели, вариативность предлагаемых заданий и взаимосвязь между ними, которая обеспечивается различными методическими приемами: продуктивная мыслительная деятельность учащихся, самостоятельные высказывания детей и способы их обоснований.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формирование УУД

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития;

- недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

- содержание учебного материала;

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям класса;

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

- влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины разрыва;

- выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

- умение детей работать в парах;

- умение детей работать в малых группах;

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная э

http://0204.jimdo.com/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81/

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег

Личностно - ориентированное обучение скачать

Проектное обучение скачать

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе скачать

Системно-деятельностный подход - основа ФГОС нового поколения. (Кусова Л.А.)

Нормы отметок в начальной школе скачать

Анализ урока 1 скачать

Анализ урока 2 скачать

Самоанализ урока, вариант 1 скачать

Самоанализ урока, вариант 2 скачать

ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
НАЗНАЧЕНИЕ

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

nachalka-4.ucoz.ru/publ/urok_v_nachalnoj_shkole_v_aspekte_soderzhanija_fgos_noo/1-1-0-21

romanev.ucoz.ru/index/uchiteljam/0-48

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока:

Цели урока:

Конспект урока математики для первого класса, по ФГОС, с отображением УУД.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МАТЕМАТИКЕ

Числа 0-10.

(1 КЛАСС ФГОС)

(Образовательная система «Школа 2100»)

Урок подготовила:

учитель начальных классов

МОУ - СОШ № 1

Хлопова Марина Викторовна

Красный Кут, Саратовской области

декабрь, 2011 г.

УРОК 56.

Тема: Числа 0 – 10. (Обобщение и закрепление изученного материала).

Основные предметные цели:

Обобщить и закрепить:

Состав чисел 0 – 10;

Случаи сложения и вычитания на основе знания состава чисел в пределах 10 и связи части и целого;

Умение составлять выражения и сравнивать их;

Умение составлять математический рассказ к рисункам;

Умение работать в группе и самостоятельно.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Формулирование темы, цели урока.

4. Закрепление и обобщение изученного материала.

5. Исследовательская работа. Развитие наблюдательности.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ну – ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

1) Работа с натуральным рядом чисел.

Назовите соседей чисел: 6, 8, 9.;

Назовите предыдущее число 5, 3, 10;

Назовите последующее число 4, 7, 8;

На сколько 5 больше 3?

На сколько 10 меньше 7?

2) Состав чисел 3, 5, 4, 10.

Рассмотрите разворот учебника на странице 34 -35.

Что нового вы заметили?

Чему сегодня на уроке будем учиться?

(Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим математический рассказ).

Составление устного математического рассказа к рисункам, выбор выражения, схемы.

Как найти целое?

Как найти часть?

Сравнение выражений.

Какие выражения записаны?

Какие ещё выражения вы знаете?

Сравните выражения, если это возможно.

Объясните свой выбор.

Почему нельзя поставить знак в некоторых выражениях?

Составление выражений к рисункам.

Оценивание работы. Подведение итога урока.

Назовите ключевые слова урока?

Можете ли вы назвать тему урока?

Вам было легко или были трудности?

Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

Какое задание было самым интересным и почему?

Как бы вы оценили свою работу?

Ваша самооценка совпала с моей.

Хоровое проговаривание стихотворения, эмоциональный настрой на урок.

Устная работа.

Работа в парах, самопроверка, работа у доски (4 ученика).

Рассмотрение разворота учебника (стр.34-35).

Составление математического рассказа.

Запись выражения в тетрадь, нахождение значения выражения.

Стр. 34 № 2

Стр. 35 № 5

Работа с учебником, у доски.

Стр. 35 № 6.

Работа в учебнике (с проверкой у доски или устно).

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

Использованная литература:

Учебник «Математика», 1 класс, С.А.Козлова, Москва, 2011 г.

Полный конспект урока математики в 1 классе по теме "Уменьшение числа на несколько единиц" (система развивающего обучени...

Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика"

Урок математики в 1 классе разработан в рамках ФГОС. Показана методика формирования УУД....

Реализация ФГОС. Применение метода проекта на уроке математики.

Разработка урока по теме "Таблица умножения" с применением метода проекта и проблемно - диалогического метода. Организац...

самоанализ урока математики

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики во втором классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», у...

Конспект открытого урока математики в 1 классе "Число 3. Цифра 3"

Урок математики в 1 классе, учебник " Математика" , автор Б.Гейдман....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика", 1-й класс (программа "Школа-2100"). Тема: «Уравнение».

Тема: «Уравнение»....

Урок математики Урок математики "Угловой градус".

Предлагаю вашему вниманию конспект урока математики

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для общего и среднего образования, реализуемые российских образовательных учреждениях, предполагают новую схему анализа урока.

Теперь для успешного прохождения аттестации каждый учитель предоставлять планы-конспекты своих уроков, но выполненных уже по новому образцу.

Для одних эта задача оказалась простой, а для других - не очень.

Как правильно составить план-конспект по нормам и ничего не забыть?

Выход найден! Мы приготовили для Вас шаблон . Если у Вас есть уже подготовленные планы-конспекты уроков прошлых лет, то составление новых не составит Вам никакого труда. Ну а молодым начинающим учителям наш сервис будет просто находкой.

Схема анализа урока по ФГОС образец заполнения, которой мы предлагаем учителям на нашем портале проста и удобна для заполнения. В соответствии с требования ФГОС нами разработан электронный шаблон этого документа, который имеет все необходимые разделы для составления полноценного анализа урока по любому предмету. Вам неообходимо будет ввести только информацию в разделы и заполнить время. Общее время урока расчитывается автоматически, что облегчает планирование длительности каждого из этапов урока. После заполнения документ автоматически формируется и можно отправлять на печать.

Доступ к этому онлайн сервису имеет каждый учитель-пользователь нашего портала, создавший на его площадке свой личный кабинет. После простейшей процедуры регистрации для любого учителя откроется возможность не только быстро и правильно составить схему анализа любого своего урока, но также легко и непринуждённо создать свой собственный сайт, познакомиться с коллегами по преподаваемым предметам, опубликовать любой интересный материал или методические разработки и многое другое.

Каждый учитель в течение 3-5 минут может разместить на портале домашние задания своим ученикам и комментарии к ним.

Все услуги и сервисы предоставляются пользователям портала совершенно БЕСПЛАТНО.

Попробуйте прямо сейчас воспользоваться мастером создания образец заполнения которой (точнее основные принципы) Вы можете увидеть ниже.

Анализ урока по ФГОС.

1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.

3 Соответствие урока требованиям ФГОС:

3.1. Ориентация на новый образовательный результат.

3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД

3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)

4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.

4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.

4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

5. Методика проведения урока.

5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер)

5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).

5.5. Применение диалоговых форм общения.

5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

5.7. Осуществление обратной связи.

5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.

5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)

6. Психологические основы урока.

6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)

Ваши пожелания по совершенствованию данного онлайн-сервиса направляйте авторам проекта по форме обратной связи.

Для начала обозначим, что ФГОС — это Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, точнее свод правил и требований к современной системе обучения и знаний. Он преследует цель привести к единому виду весь учебный и подготовительный процесс на всей территории Российской Федерации.

Каждые 10 лет в нашей стране проходит перетурбация взглядов на перечень основ по просвещению населения. Познакомимся подробнее с последним выпуском ФГОС, который в корне отличается от классических методик преподавания.

Какие цели преследует новая система проведения урока?

Анализ всякого предмета сводится к проверке профессиональных навыков учителя, через призму его деятельности оценивается способность учеников овладеть принципами самостоятельного осмысления и пользования знаниями, заложенными в ходе преподавания. ФГОС стремится не усложнить работу наставника, а сделать её более систематичной, четкой и емкой. По итогам занятий студенты или школьники должны обретать качества разносторонней и инициативной личности.

Методические указания помогают учителю сформировать интересный и познавательный урок, а мягкий подход экспертной деятельности даёт возможность исправить ненужные ошибки в образовании. Для этого специалисты проводят полный анализ некоторых занятий, выявляя слабые и сильные стороны наставника, они определяют, на что именно обратить внимание, а что следует опустить в работе. Таким образом преподаватель разбирается в причинах плохой усваиваемости материала и берет ориентир на высокую результативность от мероприятия.

Какие возможности открываются перед учителями:

  • Умение правильно выбирать цели и задачи, для того чтобы ученики смогли логично к ним прийти в период урока.
  • Получение навыков выстраивания преподавания таким образом, что результат от работы будет максимальным.
  • Изучение методик емкого и познавательного донесения информации в начале предмета, получение в итоге практического применения как подтверждение усвоения материала полностью.
  • Обучение студентов/школьников гибкой адаптационной деятельности, самостоятельного характера, для дальнейшего умения применять знания в любой области.

Как должен быть построен урок согласно ФГОС?

Обратимся к схеме анализа занятия по ФГОС, в ней прописано, что каждый ученик должен научиться независимо от преподавателя формулировать тему текущего урока. Главной и приоритетной составляющей задачей наставника является выстраивание работы таким образом, чтобы дети самостоятельно пришли к пониманию материала.

Для решения имеющихся недоработок и корректного направления учителя, описывается план действий, согласно которому должно следовать занятие. Ученики в течение урока справляются с заданиями преподавателя по составленной схеме, используя общее, парное или самостоятельное исполнение прописанного.

В ходе наставления педагог выявляет сильные и слабые стороны студентов/школьников, анализирует полученную информацию и на её основании может выдать индивидуальные задания. Домашние упражнения выбираются за счёт личных возможностей каждого ученика и включает в себя как обычные, так и более сложные задачи.

Отличающейся от классического стиля проведения занятия формой проверки знаний ребят является рефлексия. Она подразумевает собой принципы самоконтроля и взаимоконтроля. Такой метод направлен на устранение ошибок, недочетов и недопониманий учениками в самостоятельной манере. Дети анализируют пробелы в знаниях одноклассников и свои собственные, тем самым закрепляя и совершенствуя умения и грамотность. На данном этапе ученики оценивают, как собственную деятельность, так и деятельность других ребят.

Во время урока педагог является для студентов/школьников звеном между теорией и практикой, отвечает на волнующие вопросы и наводит на правильные решения.

В конце занятия наставник задаёт косвенные вопросы, тем самым выясняет объем полученных знаний и степень их усвоения.

Схема анализа урока по ФГОС

Новые постулаты в системе проведения образовательного процесса прописаны в виде плана, который сильно разнится с методами классической школы знаний. Для каждого участника учебного дела анализ урока по ФГОС будет индивидуален. К примеру, имея совершенно иные мотивационные задачи, завуч должен также выделить цели проводимого с учениками мероприятия, организацию деятельности и способы убедительного влияния на школьников.

Для корректировки процесса обучения приглашается эксперты, которые по ходу проводимого урока заполняет схему анализа занятия по ФГОС. Рассмотрим основные пункты, оцениваемые специалистом:

  • Цели и задачи. В ходе уроке проверяется выполнены ли познавательные, наставнические и расширяющие кругозор мероприятия. Достигнута ли цель практического применения знаний в решении вопросов и упражнений.
  • План занятия. Оценивается структура проведения урока, из чего состоит, на сколько логично выстраивается подача материала, соответствует ли нормам ФГОС.
  • Содержание познавательного процесса. В данном случае эксперты смотрят на сопоставимость предметной темы с возрастом учеников. Подробно оценивается научный подход к донесению информации до школьников, является ли он рациональным. Приводит ли такой способ преподавания к самостоятельным действиям ребят, на сколько умело они могут применять знания на практике. Специалисты смотрят на использование педагогом методов проблемного обучения, на сколько ученики быстро находят выход из смоделированной ситуации.
  • Оценка психологической атмосферы во время урока. Для эксперта важной составляющей занятия является эмоциональный климат в коллективе и с преподавателем. Приоритеты ставятся на наличие пауз отдыха и переключение с одной деятельности на другую.
  • Мотивирующие мероприятия. Выявляется наличие в ходе урока исследовательской деятельности, практических опытов, перенос теоретической части в реальную жизнь.

Итоги

Главной задачей проведения анализа урока по ФГОС является приведение и стандартизация плана занятия под единые нормы для осуществления наиболее эффективного процесса обучения. В ходе мероприятия учителю будет легче выстраивать свою образовательную подачу, что повысит результативность познавательной деятельности и сократит число недопонимания учебного материала.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

    Анализ цели урока.

Вопросы для анализа:

    Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

    Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

    Степень достижения поставленной цели.

II . Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.

4. Рациональность использования оборудо­вания кабинета.

5. Научная организация труда учителя и учащихся.

6. Организация начала и конца урока.

7. Опти­мальный темп ведения урока.

8. Наличие плана и степень его выполнения.

Ш. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

1. Соответствие содержания урока требованиям стан­дарта.

2. Логичность изложения.

3. Доступность изложе­ния (соответствует ли уровень изложения материала учи­телем уровню понимания содержания учениками).

4. На­учность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изло­жения содержания в учебнике).

5. Выделение ведущих идей по данной теме.

6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.

7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащих­ся средствами самого урока.

IV . Анализ методики проведения урока (деятель­ность учителя).

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно-материаль­ной базы.

2. Разнообразие методов и приемов, применяе­мых на уроке.

3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил основные понятия для данной те­мы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4. Актуализация опор­ных знаний (как учитель работает с разнообразными точ­ками зрения по теме урока).

5. Качественное освоение но­вого материала (как определяется учителем качество освоения).

6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).

7. Организация учителем самостоятельной работы уча­щихся (характер тренировочных упражнений, виды само­стоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др).

8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования спе­циальной терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

V . Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

1. Активность и работоспособность учащихся на раз­ных этапах урока.

2. Интерес к теме и уроку.

3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уро­ке). Культура труда на уроке.

4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к уча­щимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех пред­метников вашей школы).

5. Наличие навыков самоконтро­ля.

6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осоз­нанность знаний, умение вычленять главное, применять знания и умения в различных ситуациях).

7. Умения само­стоятельно приобретать знания, самостоятельность сужде­ний.

8. Культура межличностных отношений.

9. Реакция на оценку учителя.

VI . Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащимися.

3. Объем до­машнего задания (чем определяется).

4. Характер домаш­него задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).

5. Посильность до­машнего задания для всех учащихся.

6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7. Методика задава­ния на дом, инструктаж.

8. Предполагаемая отдача от за­данного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: "Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?").

VII . Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2. Соот­ветствие мебели возрасту учащихся.

3. Уровень освещен­ности, чистота помещения.

4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.

5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6. Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7. Применение на­глядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.

9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

VIII . Психологический анализ урока

(проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

1. Психологическое состояние учащихся перед нача­лом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на про­исходящее на занятии).

2. Развитие внимания, устойчи­вость внимания на разных этапах урока, приемы привле­чения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произ­вольного и непроизвольного внимания.

3. Развитие и тре­нировка памяти учащихся; как организация урока способ­ствовала развитию всех видов памяти (механически-смыс­ловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, за­поминания, сохранения и воспроизведения.

4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мысли­тельных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, созда­ние условий для развития творческого мышления.

5. Раз­витие воображения учащихся через образную подачу ма­териала.

6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мысли­тельную деятельность.

8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9. Знание учителем возрастной психологии и пси­хологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами ка­ждого ученика, педагогический такт учителя.

АНАЛИЗ УРОКА

Дата посещения « ______» _____________20 ___г. Класс___________________________

Число учащихся по списку____________чел. Присутствуют________________чел.

Предмет_

Цель посещения урока ______________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________________________________

Цель урока (объявлена, не объявлена, в начале урока, в середине урока ) _____________________________

__________________________________________________________________________________________

Приемы работы учителя и учащихся

    Беседа(репродуктивная), рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, демонстрация

    ________________________________________

________________________________________

    Опрос (устный, письменный), с применением индивидуальных карточек, перфокарт, дифференцированный подход

    Использование дидактического материала (верно, с ошибками)

    Руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи

    __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

    Слушание, комментирование, объяснение, рассказ

    ________________________________________

________________________________________

    Упражнения (письменные, устные, практические)

__________________________________________

    Решение задач (логических, расчетных)

    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________
    __________________________________________

Распределение времени по этапам урока

    Организация начала занятия __________ мин.; 6. Закрепление знаний ________мин.;

    Проверка выполнения домашнего задания ______мин.; 7. Обобщение и систематизация знаний _____мин

    Подготовка к основному этапу урока ________ мин.; 8. Контроль и самопроверка знаний ______мин.;

    Усвоение новых знаний ________ мин.; 9. Подведение итогов урока _________мин.;

    Первичная проверка понимания _________мин.; 10. Домашнее задание (инструктаж) ______мин.

Тип урока

    Комбинированный урок * урок повторения узученного материала

    Урок усвоения нового материала * урок проверки и оценки знаний

    Урок закрепления изучаемого материала * урок получения практических навыков

Формы и приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся

Формы

1. Фронтальные

3. Групповые

4. Индивидуальные

5. Коллективные

Приемы

1. Самостоятельная работа над новым материалом

2. Перенос знаний

3. Элементы алгоритмизации

4. Поисковые задачи, проблемные ситуации

5. Использование ТСО

Организация выявления знаний

Методы опроса (устные, письменные, графические, автоматизированные, практические _______________________)

Виды опроса (фронтальный, индивидуальный, комбинированный __________________________________________)

Активность учащихся при опросе ______________________________________________________________________

Включение всех учащихся в опрос _____________________________________________________________________

Дифференцированный подход к учащимся (работа с сильными, со слабыми)

Показатели наличия познавательной активности учащихся

* эмоциональный отклик *активность в течение всего урока

*сосредоточенность *вопросы учителю, товарищам

*увлеченность процессом деятельности *стремление к собственному участию в обсуждении

Уровень усвоения знаний учащихся

    На уровне восприятия, осмысления и запоминания;

    На уровне применения знаний в аналогичной или сходной ситуации

Результативность урока

    Реализация обучающей цели урока (степень усваиваемости материала)

* полнота знаний, умений навыков ________________________________________________________________

* осознанность, действенность знаний______________________________________________________________

* прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке________________________________________________

    Реализация развивающей цели урока

*развитие воображения – репродуктивного, творческого

*развитие наглядно – действенного, образного, абстрактного и логического мышления ____________________

*умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать, обобщать

    Реализация воспитывающей цели урока

*нравственное воздействие, профориентация, воспитание культуры умственного труда

    Общие итоги урока

* мотивация на всех этапах урока

* соблюдение дидактических принципов

*интерес учащихся к уроку

*морально – психологическая обстановка на уроке _________________________________

*реализация принципа педагогического сотрудничества, самоуправление школьников на уроке

Были опрошены ______ чел. «5» ______ чел. «4» ______ чел. «3» ______ чел. «2» _____чел.

Задание на дом

Целесообразность Дозировка Характер Дифференциация

Сложно - большая - тренировочное - для сильных

Оптимально - оптимальная - творческое - для слабых

Упрощенно - малая - общее для всех

Выводы и предложения

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка урока : проведен на высоком методическом уровне, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный

Проверку проводил ______________________________________________________________

Подпись учителя ________________________________________________________________