Кто такой богатырь илья муромец. Богатырь Илья Муромец? Биография богатыря Ильи Муромца

Молодецкая удаль издревле ценилась на Руси. Богатыри славились силой и отвагой, их мужество вселяло веру в то, что зло будет наказано. Легенды об их жизни передавались из уст в уста, обрастая новыми деталями.

Со временем стерлась грань между вымыслом и правдой. Современным историкам остается только спорить о реальности существования этих героев, строить догадки, кто же стал их прототипом. Одно понятно, что в старых сказках, есть доля правды.

Илья Муромец

Илья Муромец – древнерусский богатырь, один из главных героев былинных сказаний. Его можно назвать воплощением мужества, отваги и преданности. Вопрос о том, вымышленным ли является этот персонаж – предмет споров многих ученых. Одни исследователи считают, что богатырь – реальная историческая личность (прототипом считают Илию Печерского), другие историки опровергают эту гипотезу, в связи с отсутствием каких-либо летописных упоминаний о герое-воине Ильи Муромце.


Где родился Илья Муромец?

Считается, что Илья Муромец родился во второй половине 12-го века неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово.

Известно, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Ученые проведя исследование мощей святого Ильи Печерского, обнаружили искривление позвоночника, которое могло стать причиной паралича. В сказаниях есть две версии излечения. По одной из них богатырю помогли калики перехожие, которые могли быть знахарями, по другой - исцеление связывают с божественной благодатью. Рост былинного богатыря был всего 177 см, для своего времени это был очень высокий человек.


Богатырь принимал участие во многих битвах. У Ильи Муромца было прозвище - Илья «Чоботок» (сапожок). Это связывают с тем, что однажды на него напали, когда он обувался. Богатырю пришлось отбиваться тем, что было под руками, то есть сапогами.


В конце жизни Илья Муромец стал монахом, но погиб, защищая обитель, с мечем в руках в возрасте от 40 до 55 лет. Ученые обнаружили множество колотых ран. Мощи Святого Ильи Муромца покоятся в Пещерах Киево-Печерской лавры, их часть (средний палец левой руки) был перенесен в Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром. Ежедневно в храмы поклониться святому приходят десятки людей.

Земля героев. Илья Муромец

Когда родился Илья Муромец?

1 января (19 января по старому стилю) на Руси чтят память былинного богатыря Ильи Муромца. По традиции, в этот день наши предки кланялись родной земле, вспоминали святого и ставили свечи за упокой тех, кто погиб защищая свою страну.


Добрыня Никитич

Добрыня Никитич – один из богатырей русского народного эпоса, который, предположительно, служил при князе Владимире. В былинах Добрыня Никитич предстает перед нами храбрым и ловким воином, умным дипломатом, человеком, не лишенным музыкального таланта. Богатырь обладал нереальной физической силой и безграничным мужеством. Кроме этого, согласно преданию, Добрыня знал 12 языков и умел разговаривать с птицами. Знаменитым противником героя был Змей Горыныч.

Земля героев. Добрыня Никитич

Где родился Добрыня Никитич?

Родиной былинного богатыря признана Рязань. По преданию, Добрыня Никитич - дядя князя Владимира Красного Солнышка. Прототипом персонажа считают воеводу Добрыню, служившего при князе.


Алеша Попович

Алеша Попович – собирательный образ русского героя-богатыря, который присутствует во многих народных сказках. Согласно легендам, Алеша Попович не отличался особой физической силой и искусным владением оружием. Младший из богатырей славился своим умением грамотно обыгрывать жизненные ситуации, хитрить и выходить «сухим из воды». Самым главным подвигом стала победа над богатырем Тугариным.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец.

В 1188 году в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная церковь празднует 1 января. В народе этот святой более известен как русский богатырь - Илья Муромец. В глубокой старости он стал насельником монастыря, увенчанный славой героя и победителя супостатов. Как пишет журнал Московской патриархии: «Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были они великие, если мощи его через много лет обнаружились нетленными». Православная церковь причислила народного любимца к лику святых в 1643 году.

А в 1594-м посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев и Софийский собор, увидел «там гробницу Илии Муромца, о котором рассказывают много басен. Гробница его ныне разрушена».

Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Илиаду русского эпоса.

Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Для русского героя был сооружен специальный богатырский придел в киевском храме. После канонизации останки Ильи перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 году эти мощи были описаны иноком Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец преставился в 1188-м.

Любопытное описание мощей Ильи, которым он поклонялся в 1701 году, оставил московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в Святую Землю». По словам Иоанна, это был крупный и сильный человек (рост около 180 сантиметров), облаченный в монашескую одежду. Кроме глубокой округлой раны на левой руке, видно такое же значительное повреждение в левой части груди.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Илья Муромец - самый известный герой русского эпоса, но в то же время самый загадочный. Наши далекие предки не сомневались в том, что Илья - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Однако русские летописи не упоминают его имени.

Тем не менее древнерусский эпос, народные песни, былины - необыкновенно ценный исторический документ, считал Д.С. Лихачев. «Древнерусская литература, - говорил он, - не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в свое повествование чудесное, это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость написанного».

По одной из версий, Илья родился в селе Карачарове под городом Муромом. От рождения он был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. Сила далась ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих». Они пришли к нему в дом, где он привычно сидел один, и повелели: «Поди и принеси нам напиться». Не желая ослушаться старцев, Илья вдруг встал и принес им целое ведро воды. «Выпей сам», - велели старцы. Он выпил. «Что ты в себе слышишь?» - «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли». - «Принеси еще ведро». Илья принес. «Выпей и это ведро, - сказали ему старцы. - Что в себе слышишь теперь?» - «Если бы кольцо ввернуть в землю, - ответил Илья, - я бы повернул землю». - «Это много. Принеси третье ведро». Илья принес третье ведро, выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», - сказали старцы и ушли.

Илья же отправился в стольный град Киев к великому князю Владимиру. Время было тревожным, прямой дорогой в Киев ехать никто не решался. Встретив на этом пути разбойников, Илья драться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в дуб, отчего дуб изломался «в черенья ножевые». Он показал Разбойникам свою силу и они с поклоном пропустили его.

Но народная память слила воедино двух великих князей - святого равноапостольного Владимира и Владимира Мономаха, перенеся события, случившиеся при Владимире Мономахе, во времена святого князя Владимира.

Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125), и это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси, глубоко вросло в народную душу и даже в быт, что, конечно, не могло осуществиться при святом Владимире. Сам Илья - христианин, сидит за столом с Владыкой Черниговским, а в Ростове Великом стоит собор, где давно служит отец сидящего рядом Алеши Поповича.

Усилиями русских богатырей, главой которых был Илья Муромец, борьба с половцами переместилась в глубь степей. Русские богатыри дошли до Азовского моря, завоевали половецкие города на Северном Донце, заставили половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала…

«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках»,– писал А.С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П.В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П.В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К.С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа. Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец,– подчеркивал он,– не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила».

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 году. В ту атеистическую эпоху комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами Лавры. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава СССР вновь провела экспертизу. При этом применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст мужчины - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича ног; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели очень приблизительная - XI-XII: вв. Но и это не расходится с вышеупомянутым временем жизни Ильи Муромца. Подтвердилось мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное Солнышко, как повествуется в былинах.

В родном селе Карачарове всегда хранили память о любимом богатыре. Здешние предания рассказывают о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы. Местные жители особо почитали родники, которые, по преданию, возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Таких родников насчитывалось множество.

Особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил сам Илья. Троицкая церковь в селе Карачарове, по преданию, также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Муромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сюжета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А.А. Епанчин в конце 1960-х записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице-дочери муромского князя Глеба.

В газете «Муромский край», издававшейся в 1914 году, была опубликована «Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце», где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Прозвище - Гущины - стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор считают себя потомками славного богатыря. В XIX веке бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются его потомками.

В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и распространилось по всей стране. В Карачарове был восстановлен храм, где 1 января 1993 года была торжественно установлена икона святого с частицей его мощей. Образ исполнил муромский художник-иконописец И. Сухов по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея.

В 1994 году на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря. Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изображается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В 1869 году вышло первое фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера, положившее начало научному изучению образа центрального героя русского эпоса. Об Илье Муромце писали Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А.И. Соболевский, А.В. Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи. А из работ советского времени следует назвать в первую очередь известную книгу В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М. Астаховой к осуществленному ею изданию «Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец,– пишет А.М. Астахова,– это образ огромной, осознающей себя разумной, целесообразно направленной силой. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего как сберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».

Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо результатов. А причина одна: в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим, Путята – Путятичка, Тугор-хан – Тугарин, Ставр Гордятинич – Ставр Годинович… Поэтому в данном случае исследователи оказались лишенными возможностей для сближений, сопоставлений, гипотез. Но сам фольклор – тоже документ истории, одна из самых достоверных летописей внутренней жизни самого народа, его идеалов. И в этой летописи Илье Муромцу суждено было стать главным героем.

Однако существует вот такая версия:

По былинам записи XIX в. богатырь Илья — крестьянского происхождения. Родители Ильи — земледельцы, поднимающие новь, очищающие площадку от дубья-колодья под пашню. Исцеленный каликами, Илья идет в поле и быстро кончает начатую его отцом работу. Таково происхождение Ильи по былинам позднейших записей. Былины старой записи ничего не знают о крестьянском происхождении Ильи. Из этого следует, что Илья Муромец сделан крестьянином уже в новейшее время, когда киевские старины, после разгрома класса скоморохов-певцов, попали в крестьянскую среду. Этот вывод подкрепляется и тем соображением, что получение Ильей силы богатырской до сих пор излагается двояко: по одним былинам, Илья получил силу от калик перехожих — версия весьма подозрительная, потому что передающие ее былины нескладны и отличаются плохим стихом, а по другим — Илья выступает с самого начала богатырем, причем его силы увеличиваются благодаря той богатырской школе, которую он проходит под руководством иноземного прикавказского богатыря Святогора — версия, наиболее соответствующая начальным моментам нашей истории: русская сила, действительно, развивалась и крепла под протекторатом прикавказской хазарской силы, наследниками которой становятся русские князья, в том числе каган киевский — Владимир. Кроме того, крестьянское происхождение Ильи ровно ничем не выражается в других былинах.

Илья, как богатырь крестьянского происхождения, прикреплен к городу Мурому и селу Карачарову, т.е. к Ростово-Суздальской области. Отсюда и прозвище Ильи — Муромец. Но если мы обратимся к старым записям былин, то найдем достаточно указаний на то, что такое приурочивание — плод позднейшего творчества той эпохи, когда вместе с колонизационным движением из Киевской Руси в Ростово-Суздальский край киевские старины попали на северо-восток и имена лиц, названия местностей Киевской Руси стали приближаться и смешиваться с именами деятелей и названиями местностей в Ростово-Суздальской области. Кмита Чернобыльский (XVI в.) называет Илью не Муромцем, а Муравленином, Эрих Лассота (XVI в.) — Моровлином; в записях былин XVII в. — Мурович и Муровец, у испанца Кастильо, который жил в России в конце XVIII в. — Ilia Muravitz, в финских отголосках наших былин — Muurovitza. Все эти формы более древнего прозвища Ильи, с XVI в. и до конца XVIII в., заставили исследователей изучить названия разных городов и местностей в Киевской Руси. Изучение привело к констатированию существования целого рода названий весьма близких к старому прозвищу Ильи. На Волыни есть местности под названием Моровеск и Муравица. Но особенно прочно можно установить существование мест с названием, близким к старому прозвищу Ильи, в Черниговской области. В Черниговской губ. есть село Моровск, соответствующее древнему городу Моровийску, первое упоминание о котором встречается в летописях под 1139 г. Именно в этом городе Ярополк Киевский заключает мир с Всеволодом Ольговичем. В 1152 г. Изяслав по дороге в Чернигов, осажденный Юрием Долгоруким и половцами, останавливается у Моровийска; в 1154 г. Юрий Долгорукий во время похода на Чернигов останавливается у этого же города; Святослав Черниговский под 1159 г. перечисляя принадлежащие ему города, называет, между прочим, Моровийск; в 1160 г. в Моровийск приехали Святослав Мстиславович для заключения союза; в 1175 г. Олег Святославич Новгород-северский в борьбе с Святославом Всеволодовичем сжигает его город Моровийск. «Книга Большому Чертежу» знает даже и описывает Муравский шлях (дорогу) от Куликова поля мимо Тулы, между реками Упой и Соловой — до Крыма.

На границе Черниговского княжества и Новгород-Северского находился город Карачев, упоминаемый в летописях впервые с 1146 г.: во время усобицы с черниговскими князьями Новгород-Северский князь Святослав Ольгович, не надеясь удержаться в своем городе, направился к Карачеву, разорил его и бежал далее к вятичам; заключив мир около 1155 г., Святослав выменял себе Карачев. Затем Карачев становится достоянием Святослава Всеволодовича киевского (действующего в «Слове о полку Игореве») и служит для киевских князей базой в борьбе с половцами и Рязанью. В 25 верстах от Карачева протекает река Смородиная, а на берегу ее находится село Девятидубье и «Соловьев перевод». По местному преданию, здесь именно жил в древности Соловей-разбойник.

Эти данные заставляют предполагать, что до Ростово-Суздальской эпохи в русской истории деятельность Ильи связывалась с Черниговской областью и приурочивалась к городам Моровийску и Карачеву. Такое предположение находится, во-первых, в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI-XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе; Черниговская область является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Былины, изображающие освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является несомненно отголоском исторических событий, связанных с именем этого города. В одной из нынешних былин родным городом Ильи называется Моров, напоминающий по своему звуковому составу — Моровийск. По другой былине Илья просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Во-вторых, при этом предположении устраняется ряд недоразумений, возбуждаемых нынешней редакцией былин о первом выезде Ильи: Илья выезжает из Мурома и села Карачарова с целью попасть в Киев; Чернигов стоит значительно в стороне от пути в Киев; между тем Илья Муромец попадает под Чернигов, делая таким образом значительный крюк, ничем не объясняемый. Если же предположить, что Илья выезжает из Моровийска, то тогда действительно Илья неизбежно должен был по пути в Киев проезжать мимо Чернигова.

Но и приурочение начальной деятельности Ильи к Черниговской области было, по всей вероятности, плодом творчества в эпоху системы очередного княжения. Между тем Илья Муромец настолько ярко выступает, как богатырь, охваченный идеей служения русской земле и ее представителю князю Владимиру, что его образ не мог возникнуть в эпоху системы очередного княжения, когда общерусские интересы отступили перед интересами местными. Образ Ильи Муромца должен был возникнуть первоначально в великую эпоху Владимира св., когда впервые у русского правящего класса с князем во главе возникли интересы культурно-государственного характера. Об этом первоначальном периоде, пережитом старинами об Илье Муромце, мы находим некоторые замечательные отголоски в германской поэме «Ортнит» (начало XIII в.) и в норвежской «Тидрек-саге» (половина XIII в.)

Сопоставляя данные из поэмы «Ортнит» и «Тидрек-саги» с нашими летописными преданиями, приходится заключить, что Илья западноевропейских поэм — никто иной, как дядя Владимира, известный в летописях под именем Добрыни. Это неожиданное заключение возбуждает ряд вопросов.

Во-первых, откуда в скандинавскую «Тидрек-сагу» и в ее отголосок — германскую поэму «Ортнит» могли попасть факты из русской истории? Этот вопрос разрешается очень просто: между Скандинавией и древней Русью существовали деятельные сношения, которые поддерживались варягами, отправлявшимися на службу к русским князьям и затем возвращавшимся назад. Возвратившись на родину, они должны были рассказывать своим близким о собственных приключениях на Руси, о тех лицах, у которых они служили, о событиях, свидетелями и участниками которых они были. Если среди вернувшихся варягов были певцы-поэты, то они об этих лицах и событиях рассказывали в форме песни. Таким образом, ничего нет удивительного в том, что в скандинавских песнях мы находим отголоски древнерусской истории. А из скандинавских песен с русским содержанием мог почерпать содержание и родственный скандинавскому — германский эпос. Возвращавшиеся на родину варяги, знавшие хорошо отношения, существовавшие в русских правящих кругах, не могли не знать Добрыни и его роли в жизни и княжении Владимира.

Во-вторых, в поэме «Ортнит» Илия-Добрыня изображается заезжим иностранным богатырем из Руси. Почему? По всей вероятности, это является отражением следующего, вероятно, действительно бывшего факта. Под 977 г. наша летопись сообщает, что Владимир, услышав о том, что Ярополк убил Олега, испугался и бежал из Новгорода к варягам за море. Владимиру в то время было около 16-17 лет; его руководителем, по летописи, был дядя Добрыня. Ясно, что Владимир бежал не один, а с дядей. В Скандинавии Владимир с Добрыней пробыл до 980 г., т.е. около трех лет. Трудно предположить, чтобы такой даровитый человек, как Добрыня, за это время не проявил себя какими-нибудь действиями, обратившими на себя внимание туземных скандинавских общественных групп: не даром через три года Добрыне удалось увлечь за Владимиром и собою отряд варягов, благодаря которому Владимир завладел всей русской землей.
В-третьих, если летописный Добрыня и Илиас — одно и то же лицо, то почему Добрыня в «Ортните» и «Тидрек-саге» выступает под именем Илиаса, т.е. Ильи большинства наших былин, Этот вопрос — самый трудный для разрешения. Ответом может послужить только ряд предположений, одинаково вероятных.

Первое предположение состоит в том, что имя Добрыня постепенно вытеснялось в песнях об этом деятеле именем Илья, принадлежавшим какому-нибудь позднейшему деятелю. Это предположение находит себе опору в некоторых летописных данных. В первой Новгородской летописи упоминается князь Илья, сын Ярослава Мудрого. Вот это место из летописи: «И родися у Ярослава сын Илья и посади в Новгороде и умре. И потом разгневася Ярослав на Коснятина Добрынича и заточи и (его); а сына своего Володимира посади в Новгороде». В этих отрывочных сведениях любопытно то, что у Ярослава был сын по имени Илья, который даже управлял Новгородом; в свое время этот Илья был лицом очень известным: по крайней мере, в сагах он, под именем Гольти, т.е. ловкого, быстрого, фигурирует рядом с Вальдимаром (Владимиром) и Висиволодом. Замечательно в приведенных сведениях и то, что в них упоминается Коснятин Добрынич, сын Добрыни, чем-то навлекший гнев Ярослава, быть может, какими-либо отношениями к умершему князю, или своими притязаниями.
Второе предположение состоит в том, что имя Добрыня вытеснылось созвучным с словом Иля именем какого-нибудь предшествующего русского деятеля. Вариант имени Илиаса — Eligas — указывает, имя какого именно деятеля могло иметь здесь влияние. Форма Eligas, с ударением безразлично на первом от конца или на втором от конца слоге, соответствует древнерусской форме Ольг и народной Вольга. Эрих Лассота имя Ильи Муромца передает в форме Elia, соответствующей варианту Elias в поэме «Ортнит». В некоторых списках поэмы «Ортнит» прямо встречаются формы Yllias, Illias, Ilias. Итак, по-видимому, имя Добрыни могло вытесняться именем древнерусского князя Олега вещего. Для такого вытеснения были важные в процессе устной передачи песен причины: 1) Олег при Игоре играл такую же роль, как и Добрыня при Владимире: он управлял за Игоря государством, совершил ряд блестящих походов и завоеваний, перенес столицу в Киев, победил греков; 2) Олег, по некоторым летописным сведениям был брат жены Рюрика, следовательно, находился в таких же отношениях родства к Игорю, как Добрыня к Владимиру. По этим причинам песни о Добрыне невольно должны были смешиваться и спутываться с песнями об Олеге вещем, причем имя Добрыни могло легко заменяться именем Олега; а так как некоторые формы этого имени близко подходят к имени Ильи, то замениться в конце концов этим именем. Предположение о вытеснении имени Добрыни именем Илья через посредство имени Олег, благодаря смешению двух исторических лиц и их деятельности, находит себе подтверждение в следующем факте. В одном проложном житии св. Владимира в рассказе о походе Владимира на Корсунь сообщается, что Владимир, взяв Корсунь, «посла Олга воеводу с Жьдеберном в Царьград в царям просити за себе сестры их». Из этого сообщения видно, что Добрыню, воеводу Владимира, устные предания, записанные автором проложного жития, уже смешивали с Олегом, который превратился в воеводу Владимира.

Второе предположение, т.е. вытеснение имени Добрыни именем Олега в формах, близких к имени Илья, бросает свет и на прозвище Ильи — Муромец. В одном «Торжественнике» рассказывается о завоевании новгородским русским князем Бравленином, или Бравлином, южного берега Крыма от Корсуня и до Корчева. Взяв город Сурож (Судак) князь Бравленин-Бравлин ворвался в церковь св. Софии и стал грабить гроб св. Стефана Сурожского. Но здесь произошло чудо: князь упал и стал источать пену, крича, что великий человек ударил его по лицу. Это был св. Стефан, который сказал, что не выпустит его, пока не крестится. Князь крестился. Далее рассказываетс об исцелении корсуньской царицы Анны. В этом сказании прежде всего интересно упоминание о корсуньской царице Анне, тезке той царицы Анны, на которой полтора века спустя после похода князя Бравлина женился в Корсуне Владимир. Далее обращает на себя внимание имя, точнее, прозвище князя Бравленин, или Бравлин. Слово Бравлин, по-видимому, образовалось из Мравлин (как Бохмит из Магомет, бахрома из махрама); краткогласная форма Мравлин, Мравленин соответствует полногласным Моровлин, Моровленин. Слова Мравлин, Мравленин и Моровлин, Моровленин, в свою очередь, могли возникнуть параллельно словам Мурмонин, Нурманин, Урманин, соответствующих германскому Normannen, т.е. названию скандинавов. Итак, Бравленин, Бравлин, вероятнее всего, означает Мурманин, Урманин, Норманн. Так называемая «Иоакимовская» летопись называет Олега князем Урманским, т.е. Норманнским.

Прозвище Ильи «Муромец», как известно, представляет позднейшее осмысление следующих форм: Мурович (XVII в.), Моровлин и Муравленин (XVI в); последние формы, в свою очередь, суть искажение первоначальных форм: Мурманин, Урманин, что значило — Норманин, норманнский. Итак, Илья Муромец означает — Илья Норманн. На Добрыню-Илью, «храбора и нарядна мужа», перенесено было из древних песен об Олеге не только имя последнего, но и прозвище, обозначавшее племя из которого происходили удалые вожди-завоеватели, и получившие потом нарицательное значении. Такое толкование не противоречит исторической теории княжеско-дружинного эпического творчества и находится в полном согласии с историческими фактами древнерусской жизни.


Прп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве

Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989-1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.

«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», - рассказывает профессор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, ныне заведующий кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Одной из главных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.

Предоставим слово Борису Валентиновичу: «Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост, -177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры -160- 165 см. Далее - на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Эти изменения, характерные для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят - «косая сажень в плечах», по-украински их называют «кремезні». У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!


Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно же рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание - спондилоартроз.

В описании рентгенологов указано: «уплощение тела пятого поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, а также дугообразные соединения отростков пятого и четвертого поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек страдал спондилоартрозом». По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается или частично не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, - скорее всего, гипербола. Но то, что он какое-то время он не двигался, - это точно. А потом пришли эти деды, судя по всему - костоправы. И тогда он поднялся. В наше время такие заболевания лечат массажами, расслабляющими процедурами, но хороший костоправ может вправить позвонки и даже вылечить человека.

И еще один аргумент - это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».

В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином.

Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества - из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году).

Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню - в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева - примерно 90 километров, тогда как от Мурома - около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области.
Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками.

Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем.

Многое в жизни Ильи Муромца до сих пор остается загадкой. К примеру, очень трудно определить точные годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец умер за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книгу. Поэтому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель умер в 1015 году, а Владимир Мономах - в 1125 году?

Остаются открытыми и многие другие вопросы. Более точно можно говорить не о жизни богатыря, а о его смерти. Профессор Михайличенко считает, что Илья умер во время боя. «У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. То есть эти переломы были получены еще при жизни, в каких-то боях, а потом зажили. Именно в таких случаях образовываются костные мозоли. Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия - плоско-колющего предмета».

Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скептицизма Церкви относительно того или иного святого.

«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания», - объясняет Владислав Дятлов. Так и произошло с Ильей Муромцем - традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию.

Это мнение разделяет и архимандрит Нестор (Соменок): «В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих древних святых, в частности, и у митрополита Илариона, автора «Слова о законе и благодати»».

Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед Отечеством. «То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», - говорит архимандрит Нестор.

Но самым главным итогом проведенных исследований историки считают развенчание мифа о том, что Церковь якобы использует авторитет народного героя. «Долго считалось, что эти мощи - результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», - вспоминает Владислав Дятлов первые впечатления ученых после работы в лаврских пещерах.

источники
http://www.vseprokosmos.ru/istoria16.html
http://www.istorya.ru/referat/referat2/21364.php
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/bogatyri1h.htm#obraz
http://www.to-online.ru/article/a-66.html
http://tainy.net/8123-a-byl-li-muromec.html

Предлагаю ознакомиться еще и с или например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Богатырь Илья Муромец?

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры на протяжении восьми столетий бережно сохраняются нетленные мощи преподобного Ильи из града Мурома . Все, кто побывал здесь, задумываются: тот ли это знаменитый былинный богатырь Илья Муромец?

Несмотря на то, что Илья Муромец - самый главный герой богатырского эпоса и ему посвящено большое количество научных статей, этот образ по-прежнему окутан плотной пеленой тайн и загадок.

Имя богатыря до сих пор не найдено в летописях. Не известно точное место его рождения, временной интервал жизни и подвигов, время канонизации преподобного Ильи .

До сего дня не написано каноническое житие святого Ильи Муромца. На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах книги Хведченя Сергея Борисовича «Илья Муромец - святой богатырь»: Киев, 2005 г. (С благословения блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины.. )

Для ее написания использовались неизвестные ранее исторические документы и сенсационные результаты современных научных изысканий.

Я взялся за сей титанический труд, так как в моих руках, волею судьбы, оказались материалы, которые ранеее никогда и нигде не публиковались.Они открыли новые горизонты, позволили по-новому взглянуть на известные факты, подвердить или опровергнуть существовавшие ранее гипотезы и версии.

К своему 50-летнему юбилею я решил издать часть собранных мной материалов отдельной книгой. В данной работе я поставил перед собой задачу на основе большого фактического материала постараться восстановить историческую биографию святорусского богатыря Ильи Муромца , создать его исторический портрет.

Мне понадобилось докопаться до первоисточников, вновь перечитать все исторические документы. Оказалось, что некоторые, неоднократно цитируемые документы, утратили свой первоначальный смысл или сильно искажены. Именно поэтому я привожу в своей книге все основные цитаты на языке оригинала.. Сделано это умышленно, чтобы начатое мною дело могли продолжить следующие поколения исследователей и еще ближе подобраться к раскрытию тайны Ильи Муромца.
Сергей Хведченя

Богатыри существовали в различных областях Русской земли, но главным их сосредоточием несомненно был Киев . Слава былинных богатырей, воспетых в народном эпосе, зародилась на могилах этих «божьих человеков». Они силой своей отстояли Святую Русь от поганой Степи.

Борьба с кочевниками началась еще при правлении князя Владимира, и поэтому былины причислили всех последующих богатырей к его времени. «Местная сага, историческая былина и религиозный миф являются только на почве истории».
Былинную биографию Ильи Муромца открывает «Исцеление Ильи» («Илья и калики перехожие»).

Анкетные данные богатыря Ильи достаточно хорошо известны широкому кругу читателей: по происхождению он крестьянский сын, отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна (иногда Епистимия). Лишь под старость послал им Бог сына.

Радость появления первенца в семье была омрачена тенью печали: сын-то - калека, «сиднем сидел цело тридцать лет». В разных вариантах былин по разному описывается его болезнь. «С печи не вставал 30 лет», «30 лет был больной, сидел на гноище», «сидел седуном».

В одном из вариантов былины записано, что Илья не имел ни рук, ни ног 33 года, таким образом он был наказан за грехи своего деда. Согласно якутской сказке, отцу Ильи было 82 года, а матери - 70 лет, а самому Илье на момент исцеления минуло 19 годков.

Крестным отцом будущего защитника земли Киевской был знаменитый богатырь Самсон Самойлович (Колыванович). Место действия былины про исцеление Ильи очень часто не определено или географические названия сильно искажены, имена его родителей не названы, описание очередности подвигов нарушено.

В белорусской сказке Илья Мурывич родом из села Карачива , города Мурова . Калики-старцы, застав Илью Муромца одного дома, попросили напоить их ключевой водой (пивом ядреным, хлебной брагой). Илья ответил, что нет ему «во ногах хождения». Калики велели встать на резвы ноги: «Встань и иди».
Будущий богатырь выполнил приказ, впервые в своей жизни встал на ноги и принес странникам напиться. Старцы напились и напоили Илью. Спросили его:
- «Что чувствуешь?».
- «Силу великую», - ответил богатырь: «Кабы было в сырой земле колечко, повернул бы земелюшку на ребрышко».
Тогда старцы велели Илье выпить из ковша еще раз, силы у него от этого поубавилось ровно наполовину.

Калики предрекли Илье Муромцу богатырские деяния: «Быть тебе, Илья - воином! Смерть тебе в бою не писана». Тем не менее, они предостерегли его от боя со Святогором, Самсоном, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем. Пророчество старцев не было заклятьем, так как тогда бы терялся смысл его беспримерной храбрости. Это означало, что для Ильи смерти в бою не должно существовать, он ее может не бояться.

Бой Ильи с сыном. Былины уделяют аспектам личной жизни богатыря Ильи ничтожно мало внимания. Вернее будет сказать, что, согласно былинам, у него не было никакой личной жизни.

Эпические сказания настойчиво указывают на постоянное одиночество витязя и отсутствие у него семьи: «Нет у меня да молодой жены, да любимой семьи». Правда, в составе киевского цикла былин имеются сведения о любви Ильи к полянице-богатырке Златогорке (Маринке, Латымирке, царице Заорданской), родом с берега моря, от камушка Латыря.

От этой внебрачной связи родился сын , нареченный Сокольником . Повзрослев, сын приехал на Русь отомстить Илье за честь матери.

В этом эпизоде Илья показан как беспощадный воин. Иногда он был готов помиловать врагов, сдавшихся в плен (татар под Черниговом или лесных разбойников), но, убедившись в неисправимости черных намерений сына, представляющего реальную угрозу для Руси, отец недрогнувшей рукой убивает его.

В некоторых вариантах этой былины в роли мстителя выступает внебрачная дочь Ильи - «поляница удалая, родом из земли да из Тальянской». Тогда же мы узнаем, что богатырь служил у тамошнего короля три года.

Свои подвиги былинный богатырь совершал не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Много времени он проводил вне стольного града, на заставе богатырской, охраняя границы Киевской Руси.

Однажды на заре Илья Муромец увидел как к их богатырскому стану приближается незнакомый молодец с соколом на руке. Илья разбудил витязей и послал навстречу незнакомцу Алешу Поповича, но тот вернулся ни с чем. Тогда Илья послал Добрыню Никитича, своего крестового брата. Вернувшись, тот сообщил, незнакомый богатырь едет завоевывать Киев.

Пришел черед самому Илье ехать на битву с неприятелем по имени Сокольник (Жидовин, Нахвальщик, Соловник, Королевич, Бориска). Долго бились-сражались они. Онемела правая рука Муромца, поскользнулась его левая нога, упал он наземь. Насел на него Сокольник, хотел вспороть белые груди богатыря, но Илья сбросил с себя врага и набросился на него сверху.

Стал расспрашивать он у побежденного, какого тот роду-племени. Оказалось, что это незаконнорожденный сын самого Ильи от «бабы Салыгорки». Илья вспомнил, как однажды он встретил в чистом поле удалую поленицу-богатырку (воительницу). Муромец победил ее в единоборстве, но не убил, а остался жить с ней. Через некоторое время он покинул ее, оставив свой нательный крест для сына или кольцо для дочери. Сын вырос и отправился искать отца, чтобы отомстить ему за поруганную честь матери.

Признав в незнакомом богатыре сына по своему подарку, Муромец повел его в свой шатер, славно угостил и уложил спать. Поздно ночью Сокольник бросился на Илью с копьем, коварно пытаясь заколоть его спящим, но лезвие попало в нательный крест. Илья Муромец убил своего только что обретенного сына, вынашивающего тайный замысел полонить Киев.

Жизнь и смерть Ильи Муромца. Согласно церковной традиции, богатырь-монах Илья Печерский умер в 1188 г. (по А. Кальнофойскому).
Возраст преподобного Ильи Муромца, по результатам современных научных исследований, составлял 40-45 лет, возможно, даже 55 лет.

Тогда год рождения нашего героя попадает в интервал между 1133-1148 гг . Кстати, если принять во внимание достаточно молодой возраст богатыря (40 лет), и что до 33 лет он был парализован, то на все его богатырские и церковные подвиги остается всего 7 лет.

Этого времени явно недостаточно, чтобы прославиться в веках и быть похороненным в святейшем месте Киевской Руси. Одновременно, православная церковь считает, что монашеские подвиги преподобного Ильи Муромца, хотя и укрыты от нас мраком столетий, тем не менее, были великими. Это подтверждают его святые мощи, которые на протяжении многих веков сохранялись нетленными.

Ученые установили, что преподобный Илья Муромец умер не от старости или болезни, а погиб от смертельного удара в область сердца . На этом основании можно сделать вывод, что богатырь-монах погиб в бою.

Ближайшая к 1188 г. битва за Киев с разорением и разрушением Печерского монастыря произошла в 1203 г. Именно этот год автор считает годом гибели былинного богатыря. Если от этого года отнять возраст богатыря, то получим временной диапазон его рождения 1148-1163 гг.

Поэтому, жизнь былинного богатыря Ильи Муромца приходится на период с 1148 по 1203 гг.
Определив хронологический диапазон жизни преподобного Ильи, попробуем шаг за шагом восстановить его жизненный путь на фоне исторических событий.

Илья Муромец родился в 1148 г. в селе Карачарове, возле города Мурома, на территории современной Владимирской области России. Его родители происходили из крестьян.

Не вызывает сомнения тот факт, что Илья Муромец с раннего детства страдал от тяжелой болезни суставов и костей. По преданиям, болезнь Ильи Муромца случилась из-за какого-то греха его деда. Замаливать свои грехи дед Ильи подался в Киев, в монастырь. Возможно, этим монастырем был Киево-Печерский, а приходить туда в конце земной жизни, была семейная традиция.

Тем не менее, весьма сомнительным кажется былинный сказ о параличе богатыря до 33 лет. Не случайно эта цифра совпадает с возрастом Иисуса Христа.

Существует былинная версия, по которой Муромец встал на ноги под Пасху, когда в храме запели «Христос воскрес». Более вероятно, предположить, что будущий богатырь тяжело болел до 20 лет, после чего получил чудесное исцеление от народных лекарей. Это событие произошло около 1168 г.

Именно тогда Илья Муромец осуществил свой первый подвиг - освободил от разбойников большой торговый путь к Киеву. Это произошло близ современного села Девять Дубов, которое расположено около города Карачева, на границе современных Брянской и Орловской областей России.

Дальнейший маршрут Ильи Муромца пролег через Чернигов, в котором тогда княжил Святослав Всеволодович (1164-1176) и дальше вдоль реки Десны к стольному Киеву.
Илья Муромец свои подвиги совершил на территории Киевской земли. Именно ее он так самоотверженно защищал на протяжении всей своей жизни.

Год рождения Ильи Муромца совпадает с княжением Изяслава II на киевском престоле (1146-1154). Его правление было наполнено междоусобными войнами. После смерти Изяслава II наступили тяжелые времена. Киев постепенно терял значение столицы большого государства, но оставался культурным и церковным центром, был объектом стремления князей, которые мечтали завладеть киевским престолом. В короткой борьбе за Киев победил Юрий Долгорукий, который княжил с 1154 по 1157 гг.

Во время правления Ростислава I (1158-1167) княжеские междоусобицы немного утихли, и он возглавил борьбу с половцами. В этой борьбе на стороне русских князей сражались черные клобуки (каракалпаки) - тюркоязычные племена (торки, берендеи, печенеги), которые поселились на южной границе Украины-Руси.
Не смотря на свой высокий авторитет среди князей, Ростислав не смог организовать походы, подобные тем, что велели Владимир Мономах и Мстислав I.

Во время приезда в Киев Ильи Муромца княжеский престол занимал Мстислав II (1167-1170). Этот князь продолжил начатую борьбу против половцев и богатырь Илья Муромец мог принимать непосредственное участие в боевых походах княжеской дружины.

В 1168 г. Мстислав II собрал черниговских, волынских и переяславских князей, разгромил половцев под Орелью и взял много пленных. Князь организовал охрану торговых караванов, которые проходили Железным, Соленым и Греческим путями, где их нещадно грабили половцы. Таким образом, датирование освобождения былинным богатырем пути из Мурома в Киев (1168) прямо подтверждается историческими фактами.

Некоторые исследователи попробовали привязать жизнь Ильи Муромца к периоду правления князя Владимира Мономаха. Они основывали свои предположения на том, что жизнь былинного богатыря должна быть неразрывно связана с именем если не князя Владимира Святославича (980-1015), то хотя бы Владимира Мономаха (1113-1125). Тем не менее, дата жизни богатыря по А.Кальнофойскому (1188) и его возраст по данным современных исследований опровергают это предположение. Жизнь и подвиги преподобного Ильи Муромца не совпадали во времени ни с одним из великих киевских князей по имени Владимир.

Илья Муромец мог быть не только свидетелем, но и непосредственным участником драматических событий 1169 г. и храбро защищать жителей стольного города от чужеземцев.

В начале того года сын Юрия Долгорукого, Андрей, князь суздальский и владимирский на Клязьме выслал во главе с сыном Мстиславом большое войско на Киев. К нему присоединились черниговские Олеговичи, смоленские Ростиславичи, Глеб Переяславский и еще несколько мелких князей.

Силы Киева были слишком малы, войско Мстислава пошло на помощь сыну Роману в Новгород и в городе осталась лишь небольшая часть дружины. Хотя и без достаточных сил, Мстислав решил обороняться. Однако измена черных клобуков позволила неприятелю обойти Киев. Мстислав оставил столицу и подался на Волынь.

В марте 1169 г. войска под предводительством Мстислава, сына Андрея Боголюбского взяли Киев «на щит»: «Смоляне, суздальцы, черниговцы ограбили Подол, Гору и монастыри, Софию, Десятинную Богородицу и не было никому, ниоткуда милосердия: церкви горели, христиан убивали и брали в неволю.
В церквях обдирали из икон ризы, книги и колокола все позабирали». Так описывает летописец разграбление Киева.

Новый поход на Киев Андрей Боголюбский совершил летом 1173 г. Летописец уделил этому походу большое внимание, насчитав в суздальском войске более 50 тысяч воинов. Андрей был слишком уверен в своей победе и отдал приказ своим воеводам привести киевского князя живым. Но Мстислав Ростиславович встретил врагов близ Вышгорода: «Был бой великий, и стоны раненых, и голоса нечеловеческие. И можно было видеть, как ломались копья, слышать, как бряцало оружие, а от пыли не был видно, где всадник, а где пеший воин». Осада Вышгорода продолжалась целых два месяца и закончилась поражением суздальцев.

Постепенно Великое Киевское княжество становилось номинальным титулом, лишенным реальной силы и власти. Киевские князья в своей борьбе за престол входили в соглашение с другими претендентами и уступали в их пользу киевские земли, отдавали им один город за другим. В конце концов, Киев остался почти без земель.

В особенности донимали половцы, которые в 1170-1180 гг. часто нападали на Киевщину и Переяславщину. Князья были вынуждены защищать от половецких набегов торговые караваны и охранять границы от нападений врагов.

Основные свои подвиги Илья Муромец осуществил в период с 1175 по 1185 гг. Святорусский богатырь вел борьбу не против татар, которые пришли на киевскую землю в 1240 г. (то есть после смерти Ильи Муромца), а против половецких захватчиков.

В это время на киевском престоле сидел Святослав III Всеволодович (1175-1194), но почти вся Киевщина досталась Рюрику Ростиславовичу, поэтому летопись называет обоих «великими князьями».

Киевские князья совместно бились против половцев, и богатырь Илья Муромец не остался в стороне от этой борьбы. На это время приходилось большее двадцати нападений и походов с обеих сторон, главным полем боя этой военной кампании стали земли по реке Роси на Киевщине и вся Переяславщина.

В битвах обрели славу князья Святослав, Рюрик Ростиславович с сыном Ростиславом, Владимир Глебович и Игорь Святославич. С половецкой стороны против них выступали хан Кобяк, Кончак и его сын.

Кампания началась с неудачного похода Кончака на Украину-Русь в 1184 г. Князья захватили половецкие кочевья и сильно их опустошили. В июле того же года князья пошли походом и за речкой Орелью разгромили половцев, захватив много добычи и половецкого хана Кобяка.

Весной 1185 г. Кончак двинулся на Переяславщину, но возле речки Хорол его разгромили князья Святослав и Рюрик. За беглецами пустились черные клобуки, которые разорили половецкие кочевья.

Противополовецкая кампания началась довольно удачно, и, если бы князья в дальнейшем выступали совместно и при полном согласии, она бы закончилась окончательной победой.

К сожалению, каждый князь желал личной славы и добычи на половецком поле. Игорь Святославич, договорился с несколькими князьями и в апреле 1185 г. пошел походом в половецкие степи. Удача была на стороне Игоря и в первой встрече он победил половцев. Но враги в скором времени мобилизовали «всю половецкую землю» и заступили Игорю дорогу на реке Каяле. Здесь состоялся бой, который лег в основу жемчужины древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве» .

Илья Муромец мог быть участником битвы, которая описана в «Слове» . Возможно, именно тогда богатырь получил тяжелое ранение, которое заставило его прийти в Печерский монастырь и постричься монахом.

Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжелых травмах (перелом правой ключицы и двух правых реб страшного удара боевой палицей). Не исключено, что Илья Муромец даже утратил левый глаз, за что потом получил прозвище «Полифем», о котором упоминал А.Кальнофойский в 1638 г.

Крайне неудачный поход Игоря Святославича, князя новгород-северского с Всеволодом, князем трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Рыльским на половцев в 1185 г. стал темой «Слова». К сожалению, в его текстах не посчастливилось найти прямые сведения об Илье Муромце. Тем не менее, в них воспета храбрость князей, в частности, Буйтура-Всеволода: «Куда он поскачет, сверкая своим золотым шлемом, везде катятся неверные головы половецкие».

Но геройство князей не помогло: «С утра до вечера, и с вечера до рассвета летят стрелы каленые, звенят сабли об шлемы, трещат копья булатные в неведомом поле. Черная пашня копытами изрыта, костями засеяна, кровью полита». Бились день, бились второй, а на третий день, в полдень поникли флаги Игоря. Князья были не в состоянии победить половцев. На реке Каяле тьма покрыла свет. Половцы разбежались по Киевской земле, как хищные волки из логова.

Поражение Игоря открыло половцам дорогу на Украину-Русь. С того времени не было и года, чтобы половцы не опустошали украинские земли. Ослабленные князья ограничивались только обороной своих владений и никогда не решались заходить в глубину половецких степей.

Теперь последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. После успешной воинской карьеры, получив тяжелое ранение в битве с половцами 1185 г., Илья Муромец решил закончить свои дни монахом, и принял постриг в Киево-Печерском монастыре .

Многие отмечают, что это был традиционный шаг для православного воина - сменить меч стальной на меч духовный и проводить дни в боях не за земные блага, а за небесные.

Преподобный Илья - не первый и не последний воин, который поступил так. В этой связи можно вспомнить великого полководца, преподобного Александра Невского, а также православных воинов Пересвета и Ослябю, которые были послушниками, преподобного Сергея Радонежского , и героически погибли на Куликовом поле.

В Киево-Печерской Лавре, в Дальних пещерах есть погребение преподобного Тита, известного воина XIV в. Он также был храбрым дружинником и после тяжелого ранения пришел в Печерский монастырь, где постился и молился Богу до конца своих дней.

Богатырь Муромец принял постриг под именем Ильи , но сделал это не ради своей гордыни, а, возможно, в честь Ильи Пророка.

Отсутствие в «Киево-Печерском патерике» жития преподобного Ильи косвенно свидетельствует о том, что в монашеских подвигах святой воин успел провести немного времени. Некоторые исследователи предположили, что постриг Ильи Муромца приходился на время игуменства Поликарпа (1164-1182). Под началом этого великого подвижника будто бы происходило духовное возрастание нового воина Христова.
Известно, что преподобный Поликарп пользовался большим уважением великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий Пост князь имел обыкновение каждую субботу и воскресенье приглашать к себе на трапезу Печерского архимандрита вместе с двенадцатью старцами для душевных бесед. В Лазореву субботу к князю приглашались все Печерские старцы, они щедро наделялись милостынею.

Возможно, преподобный Илья также присутствовал на этих беседах. Однако, в 1168 г. архимандрит Поликарп попал в немилость Киевскому митрополиту Константину II и был осужден на заточение. Освобожден он был лишь после смерти митрополита, а умер в 1182 г.

Илья Муромец пришел в монастырь при игумене Василии (1182-1198), который упоминается в Киевской летописи под 1184 и 1197 гг. Василий из церкви на Щекавице был поставлен на игуменство в 1182 г. Его постриг митрополит Никифор в присутствии епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

Во времена игуменства Василия Печерский монастырь со всех сторон огородили высокими каменными стенами. Это было сделано согласно монастырскому уставу для защиты обители от нападений иноверцев и соблазнов светской жизни.

С самого начала своего существования Киево-Печерский монастырь был окружен деревянным частоколом. Тем не менее, довольно далекое местонахождение обители от укрепленного города и постоянная половецкая угроза требовали быстрейшего сооружения каменных стен.

В конце XII в. на верхней территории монастыря сосредоточилось большое количество сооружений, которым была крайне необходима защита в виде каменных стен. Первое упоминание о них встречается в послании Туровского епископа Кирилла к архимандриту Василию: «Тебе Бог даровал построить каменную стену вокруг Лавры, где жилища святых, келий преподобных». «Киевский синопсис» сообщал, что «монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища, в толстоту же, или в ширину каменна стена бяше на сажень, и врата каменны еже, идеже ныне Церковь Троицы Пресвятой». В подтверждение этих слов в 1951 г. в старом монастырском саду обнаружили остатки фундаментов крепостной стены, разрушенной татаро-монгольским нашествием в 1240 г. Стену исследовали на 135 м, ее ширина составляла 2,2 м.

В смиренной обителе преподобный Илья молился, вел размеренный, аскетический образ жизни. Это подтверждается записью в рукописи 1667 г.: «Здесь лежат мощи преподобного Илии Муромца, богатыря и воина великого, который, пришовши потом в чувство, вспомнил себе иж воинство есть ремесло неспасенное... постригся в иночество, если его кто утешал лишь абы не плакал, отповедал - много я крови пролил невинной, треба ей слезами омети» (История русской литературы. - М., 1902. Т. III. - С. 103.).

Впрочем, целиком отречься от мира ему не удалось, так как вражеские нападения на стольный Киев в конце XII в. были довольно частым явлением. Монахам не раз приходилось с оружием в руках становиться на защиту своей обители и города. Богатырская сила не оставляла преподобного Илью до последнего дня.

Примером этому может служить подвиг, записанный Э.Лясотой, за который Муромец получил Чоботка. Не впервые Илье обороняться таким необычным оружием. В одной из былин, схватил он с головы шапку (шлем) и разбил ею разбойников без числа: И стал он тут шлемом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Как в другую махнет - так тут и переулочек.

Преподобный Илья Муромец погиб в 1203 г. во время нападения объединенных войск Рюрика Ростиславича и половцев на стольный Киев..

Былинный богатырь верой и правдой служил киевскому князю, отдал жизнь за стольный Киев, за родную обитель. Последний его подвиг - еще одно доказательство безграничной преданности православной вере, своему народу, родному городу.

Трудно себе представить, что народная память оставила о нем только эпические сказания и не зафиксировала имя героя в топонимике древнего города.

К.Аксаков (Собрания сочинений. Т. 1. - С. 336.) писал, что память о богатырях Владимирова цикла сохранилась в названиях острова Муромца на Днепре и урочища Чуриловщина под Киевом. Подтверждение уважения минувших поколений киевлян к образу Ильи Муромца можно найти на старинных и современных картах Киева. Его именем был назван целый остров и урочище на нем. Сейчас это любимое место отдыха киевлян.

Преподобный Илья Муромец погиб более 800 лет назад, но память о нем жива по сей день на безкрайних просторах православного мира. В Украине и России вы не найдете ни одного человека, который бы не слышал о святорусском богатыре, его знают и стар, и мал. Очередным признанием заслуг святого Ильи Муромца перед Православием стало учреждение церковного ордена его имени.

Там, на верху бушуют страсти XXI века; здесь, под толщей земных пород, время навсегда остановилось. Тут властвует XII столетие, золотой век Киевской Руси.

Вот и цель моего визита в катакомбы Киево-Печерской Лавры. Снова останавливаюсь перед гробницей, надпись у изголовья которой гласит: «Илья из града Мурома». В мозгу мгновенно возникает до боли знакомый с детства образ могучего былинного витязя.

Сомнений больше нет, есть только твердая уверенность, что передо мной тот самый святорусский богатырь Илья Муромец .

Богатырь Илья Муромец является, пожалуй, одним из самых популярных героев русского эпоса. Причём этого персонажа прекрасно знают абсолютно все поколения. Этому отчасти способствовало и создание современной серии российских мультфильмов, рассказывающих о ратных подвигах Ильи Муромца.

В 1643 году он был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи находятся в Киево-Печерской лавре. Но точных сведений о жизни Ильи Муромца сохранилось крайне мало. Все помнят легенду о том, что он родился в крестьянской семье и до 30 лет не мог ходить. В народных сказаниях даже иногда встречалось имя его отца - крестьянина Ивана Тимофеевича - и информация о том, что якобы недуг мальчика стал наказанием за поведение его деда - он был язычником, не признавал христианство и однажды разрубил икону.

А чудесное исцеление случилось, когда в дом пришли "калики перехожие" - странники, поющие духовные стихи и былины. Они попросили мальчика поднести воды, но он сказал, что не сможет этого сделать, так как не умеет ходить. После повторных просьб странников он внезапно почувствовал силы и впервые встал на ноги.

Родился Илья, предположительно, между 1150 и 1165 годами. Местом рождения называют село Карачарово, расположенное близ Мурома. Ещё в ХVII веке в Муроме появилась Ильинская улица и другие, названия которых так или иначе были связаны с подвигами богатыря. А рядом с селом Карачарово в том же веке воздвигли Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца, разрушенный в 1930-е годы.

В XIX веке была историческая школа по изучению былин, они пытались под каждого исторического героя подобрать в летописи подходящего персонажа, - отметил Королёв. - Так, Добрыня Никитич - это дядя князя Владимира, Алёша Попович - ростовский боярин. А под Илью никого не нашли, и единственной зацепкой было прозвище, потому что в ранних вариантах он называется не Муромец, а Моровьянин, поэтому начался поиск - Муров, Моров. Существовал древнерусский город Моровийск, вот за него и попытались зацепиться.

Но это фантазия украинской стороны - она порождена желанием затащить всё на свою территорию. Это национальный комплекс небольшого народа, который пытается увеличить значимость собственной истории. Одна из их идей: любого исторического, культурного и литературного персонажа, который побывал в Малороссии или родился там, сделать украинцем. Вообще, в XIX веке понятия украинца не существовало. Что касается Ильи Муромца - это ещё одна попытка сделать себе знатного земляка, оторвать его от России

историк Александр Королёв

Одно из древнейших письменных упоминаний об Илье Муромце как русском богатыре относится к 1574 году, однако ещё в начале ХIII века в древнегерманском эпосе был герой Илия Русский, в связи с которым упоминались Смоленск, Киев, Полоцк. В конце XVI века оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский использовал образ Ильи в письме к Троицкому кастеляну Остафию Воловичу. Он жаловался на то, что терпит нужду, и сравнивал себя с русскими богатырями - в том числе с Ильёй Муромцем, - к которым также зачастую пренебрежительно относились до тех пор, пока не требовалась их помощь.

В русском эпосе первые подвиги Ильи Муромца были связаны с работой землепашца: он расчищал землю от огромных корней и камней, помогая людям возделывать её и получать урожай.

После он собирается отправиться в путь, чтобы совершать другие подвиги. Но прежде просит благословения родителей. Этот сюжет очень распространён в русских былинах - многие сказы об Илье Муромце начинаются именно с эпизода благословения родителей, а иногда ему посвящены и отдельные былины.

Одна из подобных былин, записанная в 1903 году в станице Клетской (нынешняя Волгоградская область), приведена в сборнике Листопадова "Песни донских казаков".

Как сказано в былинах, Илья Муромец отправился в Киев. Он, возглавив других богатырей, сражался с врагами Руси, защищая её границы. Например, в летописях сказано, что русские богатыри, в частности, вытеснили половцев за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

В одной из былин говорится, что после ратных подвигов богатыри вернулись в Киев, где они разошлись по монастырям и стали монахами. В их числе был и Илья Муромец, принявший постриг в Печерском монастыре. В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - Чоботок, то есть "сапожок". Согласно преданию, однажды в монастырь пришли враги, а Илья в тот момент обувался. Он успел надеть лишь один сапог, а вторым стал обороняться. В итоге этим сапогом он и разогнал врагов.

Точные обстоятельства смерти богатыря также трудно установить. По одной из версий, он был ранен острым орудием в грудь во время боя. Считается, что он скончался около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Судя по дошедшим письменным свидетельствам, сначала мощи Ильи Муромца были захоронены в храме Святой Софии в Киеве, но со временем их перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.

По мнению историка Александра Королёва, Илья Муромец - это былинный персонаж, а о его могиле заговорили только в начале XVII века.

В основе моей книги история литературного образа, но с учётом того, что у этого образа есть прототипы, это симбиоз многих людей, которые оказывали какое-то воздействие на протяжении столетий на этот образ. Есть материальные вещи, например могила в Киево-Печерской лавре - на ней указание, что инок был родом из Карачарова. На самом деле, в общем-то, это литературный персонаж, но в его основе лежат истории о многих героях, - отметил Королёв. - Что касается могилы в Киеве - это поздняя инновация, и до начала XVII века эту могилу указывали как захоронение другого человека. Потом в Великороссию пришла популярность Ильи Муромца, и, чтобы привлечь внимание к лавре, вот такая работа была проведена. Всё очень условно.

Несмотря на то что достоверность многих сказаний не доказана, Илья Муромец стал настоящим национальным героем. Его почитают как покровителя русского воинства, с особым трепетом к нему относятся казаки.

Здесь, на Дону, на южной окраине рус­ского государства, в постоянной, тревожной борьбе с враждебными на­родами идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака - защитника родины и её границ являлись богатыри: Добрыня-Дончак, Илья Муромец ("старый казак"), Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич. А за ними казацкие богатыри - Степан Разин, Емельян Пугачёв, Некрасов, Булавин, Ермак Тимофеевич, Иван Матвеевич Краснощёков. Значительная часть былин долго сохранялась в памяти казаков и дошла до наших дней; большинство же, нужно полагать, бесследно исчезло, забытое и утерянное, без надежды на восстановление, - писал Листопадов в предисловии к сборнику "Песни донских казаков".

В его книге собраны десятки былин, где упоминается Илья Муромец. Например, в 1908 году он записал б ылину "Ай да как во славном было во городе" в станице Распопинской, где упоминается Киев.

Похожий текст про речку Смородинку бытовал в начале XX века в станице Марьянской, но там упоминается и Киев, и село Карачарово. В 1911 году Листопадов в Марьянской записал былину про богатыря, которая начиналась словами:

По словам Александра Королёва, Украина, в отличие от России, не может похвастаться столь богатым фольклорным наследием, связанным с Ильёй Муромцем, и это, по его мнению, только подтверждает безосновательность заявлений о черниговском происхождении богатыря.