«Культурные преобразования советской власти».

>>История: Политическая система в 30-е гг.

Политическая система в 30-е гг.

1.Особенности политической системы СССР в 30-е гг. Роль партии в жизни государства.

2.Государственная идеология. Система массовых организаций.

3.Формирование культа личности Сталина.

4.Массовые репрессии.

5.Показательные судебные процессы.

6.Конституция «победившего социализма».

Особенности политической системы СССР в 30-е гг.

Роль партии в жизни государства. Поставленные перед страной грандиозные задачи потребовали централизации и напряжении всех сил. Они привели к формированию особою политического режима, при котором государственная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии , уничтожившей в стране демократические свободы и возможность появления политической оппозиции. Правящая группа полностью подчинила жизнь общества своим интересам и сохраняла власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному подчинению населения.

Ядром политического режима в была большевистская партия. Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов различных уровней. Только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без предварительного одобрения его в Политбюро. Многие государственные и хозяйственные функции были переданы партийным органам. Политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, решало вопросы планирования и организации производства. На нужды партии тратились не только партийные средства, но и деньги из государственного бюджета, в том числе часть из них направлялась за границу на нужды мировой революции.

В 30-е гг. в стране сложилось положение, когда было совершенно невозможно разграничить, где начинается государство и где кончается партия (и наоборот). Даже партийная символика приобрела официальный статус - красное знамя и партийный гимн «Интернационал» стали государственными.

К концу 30-х гг. изменился и облик ВКП(б). Она окончательно утратила остатки былого демократизма. Исчезли бурные дискуссии, характерные для 20-х гг. В партийных рядах воцарилось полное «единомыслие». При этом рядовые члены партии и даже большинство членов ЦК были отрешены от выработки партийной политики, которая стала уделом Политбюро и партийного аппарата.

Государственная идеология. Система массовых организаций.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией. На практике это означало усиление борьбы с инакомыслием. Если до середины 20-х гг. иногда еще издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков , то с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек.

Особую роль играл партийный контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи железного занавеса была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.

Изменениям подверглась и система образования . В основу обучения теперь была положена марксистско-ленинская теория не только в общественных науках, но порой и в естественных. Партия взяла под свой контроль воспитание детей как в школе, так и в семье. Все средства массовой информации, литература, кино и другие виды искусства внушали, что интересы коллектива, государства выше интересов семьи и личности, что человек без колебаний должен разоблачать членов своей семьи, друзей, если кто-либо из них будет заподозрен в отступлении от линии партии.

Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой наряду с партийными органами осуществляли специально созданные творческие союзы. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей... Провести аналогичные изменения но линии других видов искусства». В августе 1934 к состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд принял устав и избрал правление Союза во главе с М. Горьким.

Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех профессионально работавших и этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За «духовную» поддержку со стороны творческой интеллигенции власть предоставляла членам союзов различные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем, пенсией и пр.).

Помимо творческих работников, массовыми организациями были охвачены и другие категории населения. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет состояла в единой организации - Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), объявленном резервом и помощником партии. Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения. Дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.

В 30-е гг. усилился нажим на церковь . По всей стране прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В сельской местности, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Формирование культа личности Сталина.

Одним из элементов политического режима СССР в 30-е гг. стало формирование культа личности Сталина.
21 декабря 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. До этого все члены Политбюро назывались «вождями партии» и перечислялись в алфавитном порядке. С этого дня «институт вождей» был ликвидирован, а Сталин был публично объявлен «первым учеником Ленина» и единственным «вождем партии». Сталина начали называть организатором Октября, создателем Красной армии и выдающимся полководцем - победителем армий белогвардейцев и интервентов, хранителем ленинской «генеральной линии», вождем мирового пролетариата и великим стратегом пятилетки. Его стали именовать «мудрым», «великим», «гениальным». В стране появился «отец народов» и «лучший друг советских детей». Академики, артисты, рабочие и партийные работники оспаривали друг у друга пальму первенства по восхвалению Сталина. Но всех превзошел народный казахский поэт Джамбул, который в «Правде» писал, что «Сталин - глубже океана, выше Гималаев, ярче солнца. Он - учитель Вселенной».

Массовые репрессии.

Наряду с идеологией сталинский режим имел и другую опору - систему карательных органов для преследования инакомыслящих.

В начале 30-х гг. прошли последние политические процессы над прежними оппонентами большевиков - бывшими меньшевиками и эсерами. Почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря.

В конце 20-х гг. Шахтинское дело послужило толчком для развертывания борьбы с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции во всех отраслях народного хозяйства.

С начала 30-х гг. развернулись массовые репрессии против кулаков и «подкулачников». 7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «о пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался длительный срок заключения или расстрел.

С ноября 1934 г. при наркоме внутренних дел было образовано Особое совещание, которое наделялось правом в административном порядке отправлять «врагов народа» в ссылку или в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. Особому совещанию предоставлялось право рассматривать дела в отсутствии обвиняемого, без участия свидетелей, прокурора и адвоката.

Поводом для развертывания массовых репрессий в стране стало убийство 1 декабря 1934 г. в Ленинграде члена Политбюро ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградскою губкома ВКП(б) С. М. Кирова. Через несколько часов после этого убийства был принят закон о введении «упрощенного порядка» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Согласно ему следствие должно было вестись ускоренным порядком и заканчивать свою работу в течение десяти дней; обвинительное заключение вручалось обвиняемым за сутки до рассмотрения дела в суде; дела слушались без участия сторон - прокурора и защитника; просьбы о помиловании запрещались, а приговоры о расстреле приводились в исполнение немедленно после их оглашения.

Появились и другие законы, ужесточающие наказания и расширяющие круг лиц, подвергающихся репрессиям. Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1935 г. предписывало «несовершеннолетних начиная с 12-летнею возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания», включая смертную казнь.

Показательные судебные процессы.

В 1936 г. состоялся первый из крупных судебных процессов над лидерами внутрипартийной оппозиции. На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники Ленина - Г. Зиновьев, Л. Каменев и др. Их обвиняли не только в убийстве Кирова, но и в попытках убить Сталина и его ближайших соратников, а также свергнуть советскую власть. Прокурор Л. Вышинский в заключительном слове заявил: «Взбесившихся собак я требую расстрелять - всех до одного!» Суд удовлетворил это требование.

В 1937 г. состоялся второй процесс, в ходе которого была осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». В том же году по решению закрытого суда была репрессирована большая группа высших офицеров во главе с маршалом М. Н. Тухачевским.

В марте 1938 г. прошел третий судебный процесс. Были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин. Каждый из таких процессов вызывал волну репрессий по отношению к десяткам тысяч людей, прежде всего к родственникам и знакомым, сослуживцам и соседям по дому репрессированных. Только в высшем руководстве армии были уничтожены:

из 5 маршалов - 3;
из 5 командармов I ранга - 3;
из 10 командармов II ранга - 10;
из 57 командиров корпусов - 50;
из 186 комдивов - 154;
из 16 армейских комиссаров I и II ранга - 16;
из 26 корпусных комиссаров - 25;
из 64 дивизионных комиссаров - 58;
из 456 командиров полков - 401.

Всего было репрессировано около 40 тыс. офицеров Красной армии.

Тогда же был создан Секретный отдел в НКВД, занимавшийся уничтожением политических противников власти, оказавшихся за рубежом. В августе 1940 г. в Мексике был убит Л. Троцкий. Жертвами сталинского режима стали многие деятели Коминтерна и даже белого движения за рубежом.

В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.

По официальным данным, в 1930 - 1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано 3,8 млн. человек, из них 786 тыс. расстреляно.

Конституция «победившего социализма».

Несмотря па массовые репрессии, официальная советская пропаганда продолжала называть СССР самым демократическим государством в мире. Огромное значение имело принятие 5 декабря 1936 г. на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР.

Сталин, обосновывая необходимость новой Конституции, заявил, что советское общество «осуществило то, что у марксистов называется первой фазой коммунизма, - социализм». Экономическим критерием построения социализма сталинская Конституция провозглашала ликвидацию частной собственности (а значит, и эксплуатацию человека человеком) и создание двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся. Коммунистической партии отводилась роль руководящего ядра общества, марксизм-ленинизм был объявлен официальной государственной идеологией.

Конституция предоставляла всем гражданам СССР независимо от их пола и национальности основные демократические права и свободы - свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища, а также прямое равное избирательное право.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. В перерывах между его сессиями исполнительную и законодательную власть должен был осуществлять Президиум Верховного Совета СССР. В составе СССР было закреплено 11 союзных республик: Российская, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Грузинская, Армянская, Туркменская, Узбекская, Таджикская, Казахская, Киргизская Советские Социалистические Республики.

Новая советская Конституция была удивительным по своей двойственности документом. К реальной жизни многие ее нормы, связанные прежде всего с демократическими правами населения, не имели никакого отношения. С другой стороны, вполне реальными для советских граждан были некоторые записанные в Конституции социальные права: право на труд, на бесплатное здравоохранение и т. д. Однако главной целью социализма «по-сталински» являлось не создание экономических, политических и культурных предпосылок для свободного развития каждого члена общества, а наращивание мощи государства, зачастую за счет ущемления интересов болынинства его граждан. Функции по распоряжению «социалистической» собственностью и политическая власть сосредоточились в руках Сталина и партийно-государственного аппарата и оказались отчужденными от народа. Тем не менее демократизм содержания Конституции оказал большое воздействие на общество.

Таким образом, в 30-е гг. XX в. в СССР государственная власть полностью оказалась в руках узкого круга партийных деятелей во главе с И. В. Сталиным, в стране утвердился жесточайший политический режим, характеризовавшийся полным свертыванием демократии, утверждением единомыслия, массовыми репрессиями.

Документ

Из книги Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936 г.)

В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Впрочем, сознание людей сформировано таким образом, что этот конформизм им не в тягость, он для них естественен, они его не ощущают, и не думаю, что к этому могло бы примешиваться лицемерие... Каждое утро «Правда» им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить... Получается, что, когда ты говоришь с каким-нибудь русским, ты го-воришь словно со всеми сразу. Не то, чтобы он буквально следовал каждому указанию, но в силу обстоятельств отличаться от других он просто не может... Надо иметь в виду также, что подобное сознание начинает формироваться с самого раннего детства... Отсюда странное поведение, которое тебя, иностранца, иногда удивляет, отсюда способность находить радости, которые удивляют тебя еще больше. Тебе жаль тех, кто часами стоит в очереди, - они же считают это нормальным. Хлеб, овощи, фрукты кажутся тебе плохими - но другого ничего нет. Ткани, вещи, которые ты видишь, кажутся тебе безобразными - но выбирать не из чего. Поскольку сравнивать совершенно не с чем - разве только что с про-клятым прошлым, - ты с радостью берешь то, что тебе дают. Самое главное при этом - убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достигнуть, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром (я имею в виду с заграницей).


Вопросы и задания:

1. В чем вы видите объективные причины утверждения в СССР жесткого политического режима?

2. Какие субъективные факторы способствовали этому?

3. Докажите, что ВКП(б) являлась стержнем советской политической системы.

4. Какая роль в государстве отводилась общественным организациям?

5. Каковы были особенности массового сознания в 30-е гг.? Какими способами оно формировалось? (При ответе используйте документ.)

Положение с историческим образованием меняется в 30-х гг. ЦК партии дает указание отказаться от лабораторно-бригадного метода. Основной формой организации учебной работы становится урок с группой учащихся со строго определенном расписанием занятий. Предполагалось восстановить систематический курс истории в школе. Ставилась цель - вооружи школьников прочными знаниями основ наук. Для подготовки кадров учителей восстанавливались исторические факультеты в вузах, появились кафедры методики. Летом 1933 г. Наркомпрос РСФСР издал программы по истории. В основу их была положена марксистская теория общественно-экономических формаций. Программы строились «послойно»: за несколькими темами по всеобщей истории шла тема по истории СССР.

В соответствии с программами были написаны первые учебники по истории древнего мира и средних веков. В мае 1934 г. появляется постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школе СССР». В основу построения курсов был положен принцип хронологической последовательности в изложении исторических событий линейности (изучение курсов один раз без повторений); вводились самостоятельные курсы отечественной и всеобщей истории. С 1935 г. по 1941 г. в школах увеличивается количеств часов на изучение истории: с 14 до 25.5 в неделю. Начинается интенсивная подготовка новых программ и учебников.

3 марта 1936 г. появились постановления «Об учебниках по истории» и «Об организации курса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории». Созданием конкурсных учебников занимались коллективы под руководством И.И. Минца, А.В. Шестакова, С.М. Дубровского, П.О. Горина

В учебниках появились цветные иллюстрации и карты, шрифтовые выделения имен и понятий; в конце параграфов были сделаны обобщения, однако им по-прежнему были при­сущи конспективное изложение, сухость и лаконичность, перегруженность фактическим материалом. Роботу учащихся затрудняло отсутствие вопросов и заданий, схем и таблиц. В 1939 г. вышли обновленные программы по истории.

В годы Великой Отечественной войны на первое место в обучении истории выдвига­ется воспитательная цель. На уроках учителя пытались внушить учащимся твердую уверен­ность в победе в Великой Отечественной войне, раскрыть условия победы.

С конца 30-х гг. ученые историки и методисты провели значительную работу по оп­ределению методологических и методических основ школьного курса истории. Ее продол­жением явилась подготовка разного рода методических руководств, созданных в годы войны под руководством и с участием A.M. Панкратовой, Н.М.Дружинина, Е.А.Косминского и др.


В послевоенные годы большой вклад в развитие методики внесли В.Н. Вернадский, Н.В. Андреевская. М.А. Зиновьев, В.Г. Карцев, Н.Г. Тарасов, А.И. Стражев, Д.Н. Никифо-ров, И.В. Гиттис и др.. В их трудах рассматривались дидактические требования к уроку ис­тории; наглядность в обучении истории; психология усвоения учащихся исторических знаний; методика повторительно-обобщающих уроков; система формирования фактических и понятийных знаний; методическая система обучения истории.

В советское время на преподавание истории накладывали отпечаток идеологические установки. В 50-е гг. пытались актуализировать проблему связи прошлой истории и совре­менности. Часто это были искусственные связи по аналогии или по ассоциации. Ставилась цель, особенно при элементарном обучении истории, выработать у учеников определенное отношение к изученным фактам. Учащиеся должны были стремиться подражать народным героям и иметь твердое убеждение в том, что «наша страна лучше всех». Появляются учеб­ники нового поколения. В 1954 г. издан учебник С.И.Ковалева по истории древнего мира, в 1957 г. на смену ему пришел учебник Ф.П. Коровкина с цветными иллюстрациями, вопроса­ми и заданиями к параграфам и главам. В 1973 г. этот учебник, а также учебник по истории средних веков Е.В. Агибалова и Г.М. Донского были удостоены государственной премии.

В конце 50-х гг. в учебники начинают включать документы, предназначенные для са­мостоятельной работы учащихся, издавать тетради по истории древнему миру и средних ве­ков М.И. Тененбаума, а также контурные карты. Вместо линейности вводят принцип кон-центризма. Связано это было с тем, что заканчивая семь классов, ученики не знакомились с историей нового и новейшего времени зарубежных стран. 8 октября 1959 г. вышло поста­новление ЦК КПСС и СМ СССР «О некоторых изменениях в преподавании истории в шко­лах». В соответствии с ним вводился частичный концентризм исторических курсов. Изуче­ние отечественной истории строилось по принципу концентризма, а всеобщей истории, за не­большим исключением, - на основе линейности. Обязательным, становится 8-летнее образо­вание и только для желающих 11-летняя школа.

В конце 50-х гг. историко-методическая мысль шла по линии укрепления связей с психолого-педагогическими науками. Совершенствовались приемы обучения и преподава­ния.

Тоталитарная политическая система в СССР в 30 годы сформировалась вокруг единственной фигуры - Иосифа Сталина. Именно он последовательно, шаг за шагом уничтожал конкурентов и неугодных, устанавливая в стране режим личной беспрекословной власти.

Предпосылки репрессий

В первые годы существования лидирующую роль в партии занимал Ленин. Ему удавалось контролировать различные группировки внутри большевистского руководства за счет своего авторитета. Сказались и условия гражданской войны. Однако с наступлением мира стало ясно, что СССР больше не может существовать в состоянии военного коммунизма, сопровождавшегося бесконечными репрессиями.

Незадолго до смерти Ленин стал инициатором новой экономической политики. Она помогла восстановить страну после нескольких лет военной разрухи. В 1924 году Ленин умер, и вновь оказался на перепутье.

Борьба внутри партийного руководства

Тираническая политическая система в СССР в 30 годы сложилась именно такой, потому что большевики не создали легитимных инструментов по передаче власти. После началась борьба его сторонников за верховенство. Самой харизматичной фигурой партии был опытный революционер Он являлся одним из непосредственных организаторов Октябрьского переворота и важным военачальником во время гражданской войны.

Однако Троцкий проиграл аппаратную борьбу Иосифу Сталину, которого сначала никто не воспринимал всерьез. Генеральный секретарь (тогда эта должность была номинальной) по очереди расправился со всеми своими конкурентами. Троцкий оказался в эмиграции, но даже за границей он не был в безопасности. Его убьют много позднее - в Мексике в 1940 году.

В Союзе же Сталин начал организовывать первые показательные которые демонстрировали, какими будут репрессии в СССР в 30-е годы. Позже были осуждены и расстреляны большевики первого призыва. Они были ровесниками Ленина, много лет находились в эмиграции при царе и приехали в Россию в знаменитом пломбированном вагоне. Были расстреляны: Каменев, Зиновьев, Бухарин - все, кто были в оппозиции или могли претендовать на первое место в партии.

Плановая экономика

На рубеже 20-30-х годов были введены пятилетки. Планы по развитию народного хозяйства СССР жестко регулировались государственным центром. Сталин хотел создать в стране новую тяжелую и военную промышленность. Началось строительство ГЭС и другой современной инфраструктуры.

В то же время Сталин организовал несколько политических процессов, связанных с так называемыми вредителями, т. е. людьми, специально портившими производство. Это была кампания по репрессированию класса «технической интеллигенции», особенно инженеров. Прошел процесс Промпартии, затем Шахтинское дело и т. д.

Раскулачивание

Процесс индустриализации был крайне болезненным. Он сопровождался погромами в деревне. Политическая система в СССР в 30 годы уничтожила мелкое зажиточное крестьянство, работавшее на своих участках, с помощью которых оно и кормилось.

Вместо этого государство создало в селах колхозы. В коллективные хозяйства начали сгонять всех крестьян. Недовольных репрессировали и отправляли в лагеря. В деревне частым стало доносительство на «кулаков», прятавших свой урожай от властей. В Сибирь и Казахстан ссылали целыми семьями.

ГУЛАГ

При Сталине все лагеря для заключенных были объединены в ГУЛАГ. Расцвет этой системы пришелся на конец 30-х годов. Тогда же появилась знаменитая 58-я политическая статья, по которой в лагеря попадали сотни тысяч людей. Массовые репрессии в СССР в 30-е годы были необходимы, во-первых, для устрашения населения, а во-вторых, чтобы обеспечить государство дешевой рабочей силой.

Фактически заключенные становились рабами. Условия их труда были нечеловеческими. С помощью зеков было реализовано множество индустриальных строительных проектов. Особенный размах в советской печати приняло освещение создания Беломорканала. Итогом подобной форсированной индустриализации стало появление мощного ВПК и обнищание деревни. Разрушение сельского хозяйства сопровождалось массовым голодом.

Большой террор

Сталинский тоталитарный режим в СССР в 30 годы нуждался в регулярных репрессиях. К этому времени партийный аппарат полностью заменил собой государственные органы власти. Политическая система в СССР в 30 годы была сформирована вокруг решений ВКП(б).

В 1934 году в Ленинграде был убит один из партийных руководителей Сергей Киров. Сталин использовал его гибель как повод для чистки внутри ВКП(б). Начались расправы над рядовыми коммунистами. Политическая система СССР в 30 годы, кратко говоря, привела к тому, что органы госбезопасности расстреливали людей по разнарядкам сверху, в которых было указано необходимое количество смертных приговоров за государственную измену.

Аналогичные процессы происходили в армии. В ней расстреливались руководители, прошедшие Гражданскую войну и обладавшие большим профессиональным опытом. В 1937-1938 гг. репрессии приняли еще и национальный характер. В ГУЛАГ отправлялись поляки, латыши, греки, финны, китайцы и другие этнические меньшинства.

Внешняя политика

Как и прежде, внешняя политика СССР в 30 годы ставила себе главную цель - устроить мировую революцию. После Гражданской войны этот план провалился, когда была проиграна война с Польшей. Первую половину своего правления Сталин в иностранных делах опирался на Коминтерн - содружество коммунистических партий по всему миру.

С в Германии внешняя политика СССР в 30 годы стала ориентироваться на сближение с рейхом. Было усилено экономическое сотрудничество и дипломатические контакты. В 1939 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа. Согласно этому документу государства договорились не нападать друг на друга и разделили Восточную Европу на сферы влияния.

Скоро началась советско-финская война. К этому времени Красная Армия была обезглавлена репрессиями ее руководства. Например, из первых пяти советских маршалов трое были расстреляны. Фатальная ошибочность этой политики вновь сказалась еще через два года, когда началась Великая Отечественная война.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению культурной политики, призванной создать новую культуру, базирующуюся на марксистско-ленинской идеологии и общественной собственности на средства производства. В соответствии с декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам просвещения был назначен А. В. Луначарский (1874-1933). В Наркомпросе был образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР.

На местах под контролем местных Советов были образованы отделы народного образования.

Советской властью были упразднены функционировавшие до революции различные общественные, профессиональные и творческие организации - Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной культуры, Союз деятелей искусств и др. Возникали новые организации культуры, такие, как «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общество друзей радио и т.п. Большевистская партия повела решительную борьбу против идеологов Пролеткульта - культурно-просветительской организации пролетарской самодеятельности при Наркомпросе. Она возникла осенью 1917 г., имела более 200 местных организаций, деятельность которых могла быть в общем оценена положительно. Однако распространяемые Пролеткультом «буржуазные» взгляды на культуру не могли быть восприняты советской властью положительно1.

С образованием СССР координация руководства культурой в масштабе всей страны осуществлялась совещаниями наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отходить органы управления отдельными отраслями культуры общесоюзного статуса.

Политика Советского государства и большевистской партии в области культуры получила название культурной революции. Ее важнейшими задачами явились: формирование подлинно народной, социалистической культуры; ликвидация неграмотности населения, создание новой системы народного образования, всеобщее обязательное обучение на языках народов России, приобщение широких масс к достижению общечеловеческой культуры, подготовка кадров народной интеллигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Это были прогрессивные и благородные задачи.

Культурное строительство началось в сложных условиях. Российская интеллигенция в зависимости от ее отношения к Октябрьской революции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.П. Павлов, А.П. Карпинский, И.М. Губкин, И.Р. Александров, Н.Е. Жуковский, поэты В.В. Маяковский и А.А. Блок, режиссеры Е.Б. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд и др. Часть интеллигенции вначале отказывалась от какого-либо сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство же не ограничилось попытками привлечь интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, а перешло к репрессиям. В 1922 г. большая группа ученых, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были ученые, философы Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, H.О. Лосский, С.Н. Булгаков.

Тяжелое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старины. Неприязнь маргинальных1 слоев общества к интеллигенции, дворянству также привела к разрушению культуры: в пожарах гибли книги, произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы.

Советская власть должна была энергично взяться за восстановление и развитие культуры.

Первоочередной задачей культурного строительства была ликвидация безграмотности (ликбез). 26 декабря 1919 г. СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот декрет обязывал все неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых грамоте обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920 гг. ликвидировали неграмотность около 7 млн. чел., в том числе 4 млн. женщин.

В 1920 г. при Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК л/б), которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка квалифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей и укреплением материальной базы образования.

После ряда экспериментов к концу 20-х гг. система народного образования была радикально перестроена: образование стало доступным для рабочих и крестьян, утверждена идеологическая основа образования - марксистское учение.

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них - на 1,7 млн. чел. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приема в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодежи в институты в 1919 г. при вузах начали работать рабфаки. В 1920/21 учебном году насчитывалось 244 вуза.

Наука

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 чел., среди которых преобладали представители гуманитарных -наук. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в восстановлении научного потенциала страны и привлечении ученых к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подверглась изменениям: сохранялись традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и университетская база науки и возникали новые учреждения - специализированные научно-исследовательские институты. В 1917-1922 гг. число научных учреждений увеличилось в три раза по сравнению с 1913 г., возросло количество научных работников, составив 25 тыс. чел. к 1927 г. К концу 30-х гг. в СССР было около 1800 научно-исследовательских учреждений, а число научных работников достигло почти 100 тыс. чел.

Крупными достижениями были отмечены естественные и точные науки, связанные с именами И.П. Павлова (1849-1936), В.И. Вернадского (1863-1945), АН. Крылова (1879-1955), Н.Е. Жуковского (1847-1921), АЛ. Карпинского (1887-1943), Н.И. Вавилова (1887-1943), С.В. Лебедева (1874-1934) и Б.В. Вызова (1880-1934). Позитивное значение для развития науки имело восстановление связей советских ученых с международными научными центрами.

Литература

В первые послереволюционные годы творчество С.А. Есенина (1895-1925) находилось под влиянием группы поэтов-имажинистов1. Это выражалось в его склонности к созданию затейливых, замысловатых образов и сравнений, к протесту против города, наступающего на мирную деревню («Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний...» и др.). Вместе с тем драматическая поэма «Пугачев», написанная в 1920-1921 гг., свидетельствовала, что по своим творческим и идейным позициям поэт был далек от имажинистов. Чувство красоты жизни, ее быстротечности, чувство прощения обид и зла, отзывчивость на человеческое горе - все это с огромной силой звучало в поэме.

Есенин приходит к полному разрыву с имажинистами и в его творчестве все большее место занимают современные темы, темы новой, революционной России («Русь Советская», «Возвращение на Родину», «Анна Онегина»).

Тема любви к Родине на протяжении всей его жизни составляла внутренний пафос поэзии, была источником вдохновения и составляла главную черту творчества Есенина.

Ведущей темой творчества В.В. Маяковского (1893-1930) становится тема революции и строительства социалистического общества. В поэзии появляется новый лирический герой, отличающийся богатством эмоций и гармоничностью.

Первый советской пьесой, поставившей современные вопросы, была «Мистерия-Буффо Маяковского, в которой поэт показал величие и героизм простого человека, а в поэме «150000000» - русский народ как провозвестника социалистической революции.

Во второй половине 20-х гг. Маяковский создал свои лучшие произведения: поэму «Хорошо», сатирические пьесы «Клоп», «Баня», стихи «Товарищу Нетто, пароходу и человеку» и др., свидетельствующие о многогранном творчестве Маяковского, не укладывающиеся в каноны социалистического реализма, основоположником которого он был объявлен.

Искусство - не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло, - писал В. Маяковский.

Социальные потрясения, пережитые Россией, обусловили большие изменения и в художественной жизни. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А. И. Куприн, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.П. Павлова, С.В. Рахманинов.

Советскую литературу создавали писатели Л. Леонов (роман «Барсуки», 1924; «Вор», 1929), М. А. Шолохов («Донские рассказы», 1926; «Тихий Дон», 1928- 1940), Л. Н. Сейфуллина (повести «Правонарушители» 1922, «Виринея», 1924), А.А. Фадеев (роман «Разгром», 1927; «Последний из Удэге», 1929-1940), поэты В. В. Маяковский, Н.Н. Асеев, Н.С. Тихонов, А.А. Жаров.

20-е гг. связаны с деятельностью Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая представляла левое течение в культуре. Группа «Перевал» (М. А. Светлов, М. М. Пришвин, А. К. Воронский, Э. Г. Багрицкий и др.), выступающая оппозиционной силой в РАППе, боролась за преемственность современной культуры рабочего класса с отечественной и мировой классикой. Другие члены РАППа выступали за утверждение новых форм в литературе.

В 1934 г. возникла профессиональная организация литераторов - Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшийся в СССР М. Горький, пользующийся непререкаемым авторитетом в литературной и общественной жизни. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (1925-1936) он показал широкую картину социальной, политической и духовной жизни предреволюционной России.

В 20-30-х гг. получил развитие исторический роман. Вернувшийся из эмиграции в 1924 г. А.Н. Толстой (1882-1945) писал роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945). К исследованию русского национального характера, наиболее полно проявившегося в переломные моменты истории, обратились С. Н. Сергеев-Ценский (1875-1958) - роман «Севастопольская страда»; С. А. Чапыгин (1870- 1937) - романы «Разин Степан», «Гулящие люди»; А. С. Новиков-Прибой (1877- 1944) - историческая эпопея «Цусима»; О. Д. Форш (1873-1961) - романы «Одеты, камнем», «Радищев», «Первенцы свободы».

Быстро обновили свой репертуар драматические театры, стремившиеся показать героя, осознавшего величие революции: «Броненосец 14- 6% Be. В. Иванова (1895-1963), «Любовь Яровая» К. А. Тренева (1876- 1945), «Разлом» Б.А. Лавренева (1891- 1959).

А. А. Дейнека. На стройке новых цехов

Хотя театральное искусство, казалось, не испытывало потрясений и радикальных изменений, но и здесь были поиски новых форм обращения к зрителю. В 1920 г. В. Э. Мейерхольд (1874-1940), выступая за революционное преобразование театра, выдвинул программу полной переоценки эстетических ценностей и политической активизации театра и возглавил

движение «Театрального Октября». Он хотел сделать театр политическим и агитационным, в котором и зрители должны были стать участниками спектакля. Однако поиск талантливого режиссера не увенчался успехом. Он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства. В театре преобладали традиции дореволюционного театрального искусства. В 1939 г. В. Э. Мейерхольд был репрессирован.

В 1918 г. в ведение государства перешли крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы. В годы Гражданской войны были написаны песни как самодеятельными авторами, так и профессиональными композиторами.

Репертуар музыкальных театров составляли в целом классические произведения. В 1927 г. Р. М. Глиэр (1875-1956) написал балет «Красный мак», ставший классикой советской балетной музыки.

В 20-х гг. успешно работал Д.Д. Шостакович (1905-1975): Вторая симфония «Октябрь», Третья симфония «Первомайская», балеты «Золотой век», «Болт» и опера «Леди Макбет Мценскоео уезда».

Огромный интерес у советских слушателей вызвали такие произведения С. С. Прокофьева (1891-1953), как опера «Любовь к трем апельсинам» на сюжет К. Гоцци и балет «Ромео и Джульетта» - выдающееся произведение советского и мирового музыкального искусства.

В 30-е гг. советская музыкальная культура обогатилась замечательными произведениями Б. Асафьева (1884-1949) - балеты «Пламя Парижа», «Бахчисаранский фонтан»; А. М. Баланчивадзе (1806-1958) - балет «Сердце

гор», Ф. 3. Яруллина - балет «Шурале»; И. И. Дзержинского (1909-1978) - опера «Тихий Дон».

Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 г. фотографическая и кинематографическая промышленность была национализирована. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 г. преобразованный в Госкино, а в 1926 г.- в Совкино.

В 1925 г. на экраны вышли историко-революционные фильмы С. М. Эйзенштейна (1898-1948) «Стачка» и «Броненосец Потемкин», ставший шедевром советского и мирового киноискусства. В 30-е гг. патриотическая тема была им воплощена в фильме «Александр Невский».

Ведущей темой советской кинематографии была революционная: «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфец), «Человек с ружьем» (реж. С. Юткевич) и др. С возникновением звукового кино открылись огромные возможности обращения к сложным вопросам и глубокого их разрешения, к экранизации произведений классической литературы, а также к раскрытию таланта актеров.

Значительным событием в культурной жизни советского общества был выход на экраны страны кинокомедий Г. Александрова (1903-1983) «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

В годы индустриализации и первых пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Сталинградский, - Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения и т д. Строились жилые дома, общественные здания новых типов (дворцы культуры, клубы, детские ясли и сады).

В архитектуре 20-х - начале 30-х гг. выделялись направления «конструктивистов» (братья Л. и В. Веснины, М. Гинзбург) и «рационалистов» (К. Мельников, Н. Лазовский).

Во второй половине 30-х гг. возникла необходимость разработки генеральных планов реконструкции городов, прежде всего Москвы и Ленинграда, что было связано с индустриализацией страны и ростом городского населения.

Широкое развитие получило строительство жилых, административных, транспортных, культурно-бытовых и других сооружений. Началось строительство Московского метрополитена, канала Москва - Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Около 2 млн. россиян, покинувших родину после Октябрьской революции, оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20-х гг. образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Харбине, Софии. С учетом условий той или иной страны здесь формировались основы культурной жизни русской диаспоры. Культура русской эмиграции базировалась на традициях классической культуры. Своей задачей русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. В налаживании духовной жизни эмиграции заметную роль играли русские газеты. В 1923 г. издавалось около 100 новых газет. В таких странах, как Чехословакия, Болгария, Югославия, открылись учебные заведения русской диаспоры. В Берлине сложились хорошие условия для издания произведений эмигрантских авторов. В среде зарубежной интеллигенции возникали различные идейно-политические течения, в которых отражались поиски путей возрождения России и ее культуры. Одним из таких течений было евразийство.

20-30-е гг. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. В 1933 г. лауреатом Нобелевской премии стал И.А. Бунин. В 30-е гг. В.В. Набоковым (1899-1977) были написаны романы «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»; Д.С. Мережковский (1866-1941) опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам», «Данте» и др.

Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы, находившиеся в эмиграции. С неизменным успехом в странах Европы и Америки проходили гастроли композитора и пианиста С. В. Рахманинова, виртуозно исполняющего собственные произведения и произведения западных композиторов. Ф.И. Шаляпин (1873-1938), выдающийся русский бас, удачно сочетающий в себе дар певца и драматического актера, выступая на сценах лучших театров мира, пропагандировал русское искусство и прежде всего творчество М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, А.Г. Рубинштейна.

Осложнение международной обстановки в 30-х гг. способствовало возобновлению в среде эмигрантов споров о судьбе России и возможности возвращения на родину. Вернулись в Советский Союз писатель А.И. Куприн, поэтесса М. И. Цветаева, художник И.Я. Билибин. Но укреплявшаяся советская тоталитарная система заставляла многих отказаться от мысли о возвращении на родину.


Похожая информация.


1. Тоталитарный режим в СССР.

Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.

Россия в течение столетий благодаря определенным природным и историческим условиям шла по экстенсивному пути развития. Этот путь имеет свои пределы, и рано или поздно должен был наступить кризис. Болезненная модернизация, которую переживала страна, ускорила наступление этого кризиса. Последовала сначала эпоха реформ, потом эпоха революций. В Октябрьской революции 1917 г. возникло массовое движение, которое возглавила подпольная и вследствие этого немногочисленная партия большевиков, вооруженная «единственно верным учением», вскоре превратившимся в своеобразную религию. Постепенно в ходе первых социалистических экспериментов, кровавой гражданской войны и трудного послереволюционного десятилетия сформировался тоталитарный режим, окончательно сложившийся к началу 30-х гг. Для него, как и для режимов, возникших в Италии и Германии, характерны две особенности.

Во-первых, тоталитарные режимы отличались объемом власти, стремлением контролировать не только действия, но даже эмоции и мысли населения, как в политической, так и в частной сфере. Конечно, в той или иной мере такое стремление присуще любому политическому режиму; разница лишь в степени этого стремления, в тех средствах, которые применяются для его реализации.

Высшей властью в СССР считался Верховный Совет. Он собирался дважды в год и покорно голосовал за предложения свыше. Гораздо важнее были партийные съезды, но и там все основное было сказано в руководящем докладе. Фактически вся власть в стране сосредоточивалась в партийной верхушке, в частности в Политбюро и в Секретариате Центрального Комитета партии.

Под контролем партийно-государственного аппарата оказались все отрасли и уровни экономики, все общественные организации, начиная с комсомола и кончая обществом филателистов. Профсоюзы, вместо того чтобы защищать интересы наемных работников от нанимателя - государства, служили его «приводными ремнями», лишь изредка вступаясь за них в случае явной несправедливости, допущенной каким-либо представителем администрации. Любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения, могло повлечь тяжелые последствия.

Во-вторых, режимы такого типа возникают в результате массовых движений и способны в течение определенного срока создавать себе массовую поддержку, мобилизуя общество или значительную его часть во имя единой - тотальной - цели, имеющей общенациональное значение. В советской истории это построение первого в мире справедливого, счастливого и богатого, социалистического, а затем коммунистического общества, цель, может быть, и недостижимая, но привлекательная.

На первых порах тоталитарный режим оказался эффективным орудием ускоренной модернизации. В 20 - 50-е гг. Россия пережила самую масштабную революцию в своей истории. Аграрная, деревенская страна превратилась в мощную индустриальную державу. Но какой ценой это было достигнуто! Речь идет даже не о тех трудностях и лишениях, которые пережили миллионы людей; достаточно вспомнить о терроре, достигшем апогея в 1937 - 1938 гг., но который не прерывался ни раньше, ни позже и стоил обществу - вместе с коллективизацией, депортациями, страшными голодовками 20-х, 30-х, 40-х гг. - миллионов жизней

Но уже в 50-е гг. проявилась неспособность режима приспособиться к изменившимся экономическим и социальным условиям. В 30-е гг. главным аргументом в пользу сталинского «социализма» были быстрые темпы развития. В 60-е гг. наметилось сначала отставание в развитии, а затем и медленно нараставший кризис. Это сопровождалось заметным смягчением режима, начавшимся после смерти его создателя, И. В. Сталина, и постепенным «отмиранием» всесильной когда-то идеологии. К середине 80-х гг. режим, давно уже переставший быть тоталитарным в точном смысле этого слова, окончательно пережил себя и «скончался» после недолгой агонии.

Карл Фридрих и Бжезинский выделили 6 признаков тоталитаризма:

1) одна единственно верная идеология (в случае СССР - коммунизм);

2) одна партия во главе с харизматическим лидером;

3) партийный контроль над СМИ;

4) партийный контроль над вооруженными силами;

5) массовый террор;

6) централизованное бюрократическое управление экономикой.

2. Массовые политические репрессии 30х гг

В начале 30-х годов было окончательно покончено с партиями меньшевиков и эсеров. Почти все оппоненты после громких процессов были либо расстреляны, либо сосланы в тюрьмы и лагеря. В политической сфере установилась монополия компартии. Она захватила и монополию на власть. Фактически страной управляли не органы власти, а высшие партийные органы, которые и утверждали главные экономические, социальные и политические задачи страны. Партийные структуры на местах принимали основные решения для регионов и управляли ими – в соответствии с установками вождя и Политбюро.

Установился культ личности Сталина. Его стали возносить как «отца народов», вождя мирового пролетариата, хранителя ленинских заветов, «учителя Вселенной».

Марксизм-ленинизм стал официальной государственной идеологией. В соответствии с этим была изменена система образования в стране, перестроены учебные планы и содержание учебных курсов. Труды идейных оппонентов большевиков изъяты из библиотек. Советские люди с рождения получали «правильное» идеологическое воспитание.

В средствах массовой информации и в сфере искусства введена жесткая цензура.

Создана мощная карательная система. Любое инакомыслие преследовалось как тягчайшее преступление.

После Шахтинского дела, прошедшего в конце 20-х годов, началась борьба с «вредителями» из числа научно-технической интеллигенции.

Развернулись массовые репрессии против кулачества и середняков. Миллионы крестьян были вырваны из родной земли, сосланы в лагеря и необжитые районы страны.

Начался новый виток репрессий против церкви. В начале 30-х годов прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов. В деревнях массово закрывались церкви, их превращали в колхозные склады или клубы. Священников отправляли в ссылку вместе с кулаками.

Карательная система обрела прочную законодательную и организационную основу. В 1932 году вышел закон, согласно которому даже за незначительные хищения полагался расстрел.

В 1934 году при наркоме внутренних дел образовано Особое совещание, которое наделялось правом рассматривать дела без прокурора, адвоката и свидетелей и отправлять «врагов народа» в ссылку и исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет.

В декабре 1934 года в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского губкома ВКП(б) С.М.Киров. Это стало поводом для новой волны репрессий. Через несколько часов после убийства был принят закон об «упрощенном порядке» рассмотрения дел о террористических актах и организациях. Он вводил ускоренное рассмотрение дел без прокурора и адвоката. Все дела должны были рассматриваться в течение 10 дней. Просьбы о помиловании запрещались. Приговоры о расстреле приводились в исполнение сразу после их оглашения.

В 1935 году вышло постановление правительства, снизившее возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Теперь дети с 12 лет подвергались уголовному преследованию наравне со взрослыми. Для них вводились все меры уголовного наказания – вплоть до смертной казни.

В 1936 году в Москве начались показательные судебные процессы над основными оппонентами Сталина. Первым был процесс над лидерами внутрипартийной оппозиции – Зиновьевым, Каменевым и их соратниками. Их обвинили в убийстве Кирова, попытках убить Сталина, других лидеров партии, стремлении свергнуть советскую власть. По приговору суда они были расстреляны.

9 марта 1936 года Политбюро ЦК ВКП (б) издало постановление "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". В соответствии с ним был усложнён въезд в страну политэмигрантов и была создана комиссия для "чистки" международных организаций на территории СССР.

В 1937 году состоялся второй процесс. Осуждена еще одна группа лидеров «ленинской гвардии». Расстреляно большинство высшего командного состава Красной Армии во главе с маршалом Тухачевским. Уничтожено большинство командиров полков, репрессировано 40 тысяч командиров.

21 мая 1938 приказом НКВД были образованы "милицейские тройки", которые имели право без суда приговаривать "социально-опасные элементы" к ссылке или срокам заключения на 3-5 лет. Эти тройки вынесли различные приговоры 400 тыс. чел. В категорию рассматриваемых лиц попадали в том числе уголовники - рецидивисты и скупщики краденого.

В 1938 году прошел третий процесс. Расстреляны «любимец партии» Бухарин и бывший глава правительства Рыков.

В ходе этих процессов репрессированы десятки тысяч человек – родственники и знакомые осужденных, их сослуживцы, соседи по дому.

В 30-х годах более 700 тысяч человек были приговорены к расстрелу.

Разгул государственного террора («большого террора») пришелся на 1937-1938 гг. Он привел к дезорганизации государственного управления, к уничтожению значительной части хозяйственных и партийных кадров, интеллигенции, нанес серьезный ущерб экономике и безопасности страны (накануне Великой Отечественной войны были репрессированы 3 маршала, тысячи командиров и политработников). В СССР окончательно оформился тоталитарный режим.

В 1940 году секретным отделом НКВД по приказу Сталина убит Троцкий, эмигрировавший в Мексику. Та же участь постигла многих деятелей белого движения, монархической эмиграции.

В 30-е годы были ликвидированы все, кто мог составить Сталину политическую конкуренцию. В СССР надолго утвердилась безраздельная и практически неограниченная власть вождя и коммунистической партии.