Накануне годовщины 4 августа.


1)История создания. Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» написано в 1865 году и посвящено трагической смерти любимой женщины Тютчева, Елене Денисьевой, которую он неимоверно любил.

2) Тема. Темой стихотворения является скорбь по погибшей возлюбленной.

3)Основная мысль, идея. По моему мнению, Тютчев написал это стихотворение, чтобы как-то утолить боль в своей душе, чтобы показать, что этот день он переносит очень тяжело и печально.

4) Композиция. Стихотворение, как и свойственно Тютчеву, состоит из трёх четверостиший. В первой и во второй строфе автор описывает свое состояние накануне годовщины: «вот бреду я вдоль большой дороги», «тяжело мне, замирают ноги». В третьей строфе автор вспоминает, что завтра роковой день, и он спрашивает возлюбленную, видит ли она, как он страдает и мучается.

5)Характеристика образов. Наравне с образом автора нам представлен образ природы. Этот образ кардинально отличается от тех, что мы видели в его величайших пейзажных зарисовках. Здесь нашему взору представлен «гаснущий свет», конец светлого дня и наступление тихой темной ночи. И природа, и герой в этом стихотворении мрачны, загадочны и одиноки.

6)Анализ лексики, синтаксиса, размера, рифмы.

Это стихотворение также отличается от других своим, необычным для Тютчева, размером, то есть хореем. Данный стихотворный размер Тютчев почти не использовал. Рифмовка перекрестная. В стихотворение очень много пауз, которые выражаются многоточиями. Это говорит о том, что это произведение должно читаться тихим, размеренным тоном. Разобрав стихотворение синтаксически, я могу сказать, что оно состоит из семи предложений, три из которых являются вопросительными. Это подтверждает то, что для автора очень важен данный вопрос. Лексика данного стихотворения проста в понимании для каждого.

7)Анализ тропов. Как и в других стихотворениях, автор использует художественно-выразительные средства для более детальной передачи образов. Унылые эпитеты: «гаснущие день», «последний отблеск дня», «тихий свет» - придают стихотворению темную мрачную окраску. Главной особенностью данного стихотворения являются обращения «друг мой милый», «ангел мой», которые повторяются аж 4 раза в 12 стихах произведения. Данный рефрен обращает внимание на то, что автор очень любил и дорожил этой девушкой, она была для него чем-то возвышенным и недостижимым. В конце каждой строфы Тютчев использовал повторение одного и того же вопроса: «Видишь ли меня?». Мне кажется, что автор этой мольбой-вопросом просит прощения у возлюбленной за то, что он принес ей много страданий и практически разрушил ее судьбу.

8)Мое мнение, мои чувства и эмоции. Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 года», несомненно, является в своем роде шедевром любовной лирики, так как при чтении данного стихотворения я чувствовал ту душевную боль, которую чувствовал автор при написании стихотворения. Читая данные строки:

«Завтра день молитвы и печали,

Завтра память рокового дня…»-

нельзя не проникнуться чувством сострадания к самому автору. Я считаю, что данное произведение навевает людям, да и мне в том числе, чувство одиночества, личной драмы и тоски. Я перечитывал это стихотворение много раз и каждый раз в моей душе, пусть и не в полую меру, открывались все те страдания, с которыми Тютчев жил всю оставшуюся жизнь после смерти любимой женщины.

Обновлено: 2017-09-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Летом 1850 года Ф.И.Тютчев повстречал Елену Александровну Денисьеву, и эта встреча изменила их жизни. Тогда Тютчев был женат во второй раз, однако для любимой Елены бросил семью и практически не общался с женой и детьми, хотя продолжал своеобразно любить свою бывшую жену, о чем писал в письмах к ней.

Елена Александровна была прекрасной русской девушкой, она также влюбилась в Тютчева, однако эта любовь принесла ей большие страдания – ее отец отрекся от нее, тетке пришлось уйти из института, а прежние знакомые практически все отвернулись от

Нее. Отношения Тютчева и Денисьевой повсеместно обсуждались в обществе, причем, как женщина, Елена Александровна подвергалась большим нападкам и осуждению, чем Тютчев.

Четырнадцать лет прожил поэт с Денисьевой, и все это время Елена просила любимого узаконить их отношения. Однако Тютчев этому противился. После смерти Денисьевой поэт ругал себя, что не поддался на уговоры возлюбленной о женитьбе и тяжело переживал ее смерть, виня во всем себя.

Стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” посвящено уходу из жизни возлюбленной автора, каждый год Тютчев болезненно проживал этот день, он был своеобразным

Барьером, который автор ежегодно преодолевал, как впервые. Весь стих наполнен грустью, эпитеты “отблеск дня”, “гаснущий свет” придают ему мрачную окраску, а обращения “ангел мой” переносят действие в какой-то нереальный мир.

Все повествование навевает чувство одиночества, личной драмы, душевной неполноценности в связи с отсутствием близкого и родного человека.

Буквально через два дня написано стихотворение “Как нежданно и ярко…”, однако оно наполнено уже иным настроением. Слова “воздушная арка”, “неба синева”, “нега для очей”, глаголы “воздвиглась”, “изнемогла” делают стихотворение ярким и красочным. Поэт торжественно описывает прекрасную радугу, неожиданно возникшую в небе и так же неожиданно исчезнувшую, лишь в конце стихотворения он сравнивает ее с оборвавшейся жизнью лирической героини. Однако эта грусть уже не тот всепоглощающий мрак в настроении поэта в “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.”, она другая, более светлая.

Любовь Тютчева и Денисьевой в душе поэта оставили и яркие феерические воспоминания, но в то же время, и темные мысли и раздумья о смерти возлюбленной. Читателям же это возвышенное чувство двух людей подарило цикл прекрасных стихов, написанных Федором Тютчевым, обогативших копилку мировой литературы.

(Памяти Е. А. Денисьевой)

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Анализ стихотворения Тютчева «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»

О трагической любви, неожиданно пришедшей к поэту в зрелом возрасте, считает необходимым сообщить каждый тютчевский биограф. Тому есть весомые причины: мощное чувство, расцененное окружением поэта как шокирующее, «беззаконное», стало источником вдохновения. Оно вызвало к жизни знаменитый стихотворный цикл, одну из вершин русского художественного слова. В центре образной системы произведений - пара, охваченная мучительной любовью-страданием.

Анализируемый текст появился в 1865 г., накануне скорбной даты - первой годовщины со дня смерти возлюбленной автора. Эмоциональная речь, обращенная к лирической героине, свидетельствует о том, что время не смогло притупить боль душевных страданий, терзающих тютчевского героя.

В зачине стихотворения субъект речи сообщает об обстоятельствах лирической ситуации: он идет по загородной дороге в свете заходящего солнца. Для характеристики движения используется глагол «брести». Пешеход идет медленно, прилагая видимые усилия, - такова семантика лексической единицы. Ее значение взаимодействует с упоминанием о тяжести и трудности пути. Перед читателем возникает портрет героя - немолодого, уставшего, изнуренного душевно и физически.

Первое четверостишие завершается обращением к милой, которое повторяется в двух других строфах с некоторыми изменениями. Сначала любимая именуется другом, затем - ангелом. Последняя из лексем весьма информативна: она сообщает об огромной дистанции между разлученной парой, а также определяет позицию лирического адресата, наблюдающего за происходящим сверху, из небесной «бездны голубой». Лиричность, эмоциональность и напевность рефрена поддерживаются пятистопной хореической строкой - размером, почти не встречающимся в произведениях Тютчева.

Картина окружающего мира, представленная во втором катрене, теряет конкретность. Очертания внешних деталей пропадают в сгущающихся сумерках. На первый план выходит мотив воспоминания, который развивается в финальном эпизоде. Прошлое диктует планы, охватывающие не только день грядущий, но и остаток жизни героя: удел безутешного возлюбленного - печаль, скорбь, безразличие к настоящему. Все мысли несчастного наполнены мольбами к ангельской душе лирического «ты». К робкой надежде на мимолетную встречу примешиваются отчаяние и горькое осознание невозможности былого счастья.

Анализ стихотворений “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и “Как неожиданно и ярко…”

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было “блаженно роковым”. В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что-то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!” И в этом была его драма. Но еще в большей степени угнетало “людское суесловие” вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. “Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей”, – пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей. Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти.

И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” и день спустя “Как неожиданно и ярко …”. Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, “Накануне годовщины…” написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же “р” и “с”: Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня… Тяжело мне, замирают ноги… Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты “гаснущий день”, “тихий свет”, “последний отблеск дня” придают стихотворению темную окраску. А обращения “друг мой милый”, “ангел мой” отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального. Стихотворение “Как неожиданно и ярко…” имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие “н”, “л” и “м”: Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла – Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Эпитеты “влажная синева”, “воздушная арка”, “радужное видение” делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: “воздвиглась”, “вонзила”, “изнемогла”. Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением “Накануне годовщины…”. В ней тоже много шипящих: “ушло”, “дышишь”, “живешь”. А глагол “побледнело” коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф. И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год. Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, “какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти”. Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.