Не умею рассказывать истории. Невербальная подача истории тоже должна быть на высоте

1 шаг

Если Вы решили рассказать анекдот, сначала про себя удостоверьтесь, что Вы его помните до конца.
У смеющегося человека спрашивают, почему он смеется. Тот
отвечает:
- Рассказывал сам себе анекдоты, среди них попался такой, который ни
разу не слышал.
2 шаг
Рассказывайте легко, будто рассказываете просто историю, о которой слышали. Это поможет сделать манеру повествования естественной.
3 шаг
Если анекдот требует крепкого словца, то из него, как и из песни, слова не выкинешь:) Придётся говорить всё.
4 шаг
Особенно хорош анекдот тогда, когда он в тему и уместен. Если какая-то жизненная ситуация напомнила известный анекдот – расскажите его. Но вряд ли стоит травить анекдоты про начальство при начальнике;)
5 шаг
Пополняйте Вашу коллекцию анекдотов. Одна и та же шутка редко бывает смешной дважды. Анекдот должен быть свежим.
- Скажите, вы, случайно, не из Москвы?
- Нет.
- И не знали моей бабушки?
- Нет, а что?
- Просто вы рассказываете анекдоты, которые я слышал от неё пятьдесят
лет назад.
6 шаг
Если анекдот оказался непонятным, то не выдерживайте паузы в ожидании реакции. Лучше плавно продолжить разговор.
7 шаг
Если Вас просят объяснить смысл шутки, то бегите:) Нет ничего более скучного, чем растолковывать анекдоты…

1

Рассказчику следует помнить о том, что анекдот должен быть рассказан к месту, а также поддерживать общую тему разговора. Человек должен четко понимать, на какие темы в определенной компании можно острить, а на какие не желательно. К примеру, анекдоты про начальников будут не слишком уместны в присутствии начальства.
2
Во-вторых, прежде чем рассказать тот или иной анекдот, рассказчик должен убедиться в том, что он помнит его наизусть, до конца, т.е. по возможности проговорить шутку про себя.
3
Рассказывать анекдот нужно легко и непринужденно, без запинок, как бы между делом. В общем, так, как будто это простая, услышанная от кого-то история. Только в этом случае манера повествования будет естественной.
4
Некоторые анекдоты содержат в себе не слишком приличные слова и выражения. Но из такого рассказа, как и из песни, слова не выкинешь. Придется говорить все. Это еще один повод оглянуться вокруг и убедиться в том, что тема и текст анекдота подходят для собравшейся компании.
5
При рассказе анекдота не будет лишним помогать себе руками, ногами, жестами и мимикой лица. Так анекдот приобретет больше шансов на успешное его восприятие окружающими людьми.
6
Рассказчику следует помнить также и о том, что один и тот же анекдот, рассказанный дважды, очень редко может рассмешить. Свою коллекцию анекдотов нужно время от времени пополнять новыми приколами.
7
Если шутка оказалась непонятной или несмешной для окружающих, не стоит выдерживать длительной паузы и ждать положительной реакции собеседников. В этой ситуации самое правильное решение – это плавно продолжить беседу.
8
И еще, рассказчик анекдотов должен запомнить то, что объяснение смысла прикола по просьбе одного или нескольких слушателей – занятие очень скучное и утомительное.
Кто же из нас не любит прикольные истории и анекдоты? Их любят и с удовольствием слушают все, и маленькие, и взрослые! А вот хорошо рассказать анекдот, дано не каждому. Чтобы умело их рассказывать, нужно не только их знать, а еще и иметь искрометное чувство юмора. И те люди, которые обладают им, всегда являются душой любой кампании, а те, у кого чувство юмора отсутствует, практически всегда смотрят в их сторону с некоторой завистью. У людей, которые обладают прекрасным чувством юмора всегда много друзей, они всегда желанные гости в любой кампании, им всегда рады. На какие бы темы ни зашел разговор, у таких людей всегда имеется забавный случай из жизни, хорошая шутка, интересные прикольные истории или что-то еще…

И, наверное, каждый из нас хотел бы быть похожим на таких людей. И многих интересует вопрос: а можно ли научиться прекрасному чувству юмора и в чем секрет людей, обладающих им? Оказывается, все очень просто. Эти люди обладают умением легко запоминать различные интересные вещи (смешные истории, приколы и др.) и в нужный момент вспоминать и рассказывать их. Кажется, что все довольно просто, нужно прочитать анекдот и потом его рассказать. Но как назло, многие после того как начинают рассказывать анекдот, замечают, что они его просто забыли, в следствии попадают в немножко глупую ситуацию и чувствуют себя не комфортно. Оказывается, таких случаев можно легко избежать. Группой психологов было проведено исследование, по результатам которого был раскрыт основной из секретов людей, обладающих хорошим чувством юмора. Оказывается, для того чтобы запоминать приколы или анекдоты, они их "проживают". Как это делать? А вот так.

Если вы услышали понравившийся незнакомый анекдот, для того чтобы его четко запомнить, нужно сделать следующее:

1. Представьте этот анекдот себе как фильм, наслаждаясь им.

2. Прокручивайте его в своем воображении в виде фильма с ярким объемным изображением и четким звуком, добавляя при этом различные детали.

3. Корректируете в фильме окружение, внешний вид героев, фразы, сказанные ими, и т.п., добиваясь при этом положительных эмоций.

4. Этот пункт очень важный. По очереди, ассоциируясь с действующими лицами, "проживайте фильм" в их ролях, акцентируя при этом внимание на воображаемые картинки, звуки, ощущения и т.д.

5. Оценивайте фильм с позиции действующих лиц, корректируете его до тех пор, пока не достигните огромных положительных эмоций.

Проделывая все это, вы создаете у себя в сознании впечатление того, что анекдот - это реально пережитое событие, где вы были каждым из действующих лиц.
При этом возникают так званые "якоря" (это может быть ключевое слово, похожая ситуация, схожий персонаж, подобные эмоции и т.п.), которые помогут вам с легкостью вспомнить анекдот позже. Он вспоминается тогда, когда сработает один из "якорей".
Но следует учитывать, что поначалу выполнить все эти действия может быть трудной задачей, но, как и в любом другом деле, мастерство придет с практикой. Нужно все время тренироваться и уже через небольшой промежуток времени вы заметите, как становитесь отличным рассказчиком анекдотов и разнообразных забавных историй.
А найти интересный анекдот вы сможете на специальных сайтах, например www.masteraker.ru

Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

© Андрей Скворцов Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

Сторителлинг - модное слово, которым журнал Harvard Business Review назвал одну из лучших бизнес-идей 2006-го года. Смысл идеи таков: «Лучший способ сделать доклад или презентацию и передать знания - это рассказать историю». Отцом «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Однако есть данные, что важность историй люди понимали и до него.
В том, что способ хороший, мало кто сомневается. Однако, возникают вопросы. Как подобрать нужную историю? Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов? Наконец, как создать историю, если истории, как таковой, и нет, а есть только много, много информации?
Иными словами, как его сделать - сторителлинг? Чтобы найти ответ, придется разобраться в том, что же это такое - история.
Интуитивно ответ мы, да и не только мы, давно нащупали и используем истории в своей работе. Однако, теоретическую базу и «разложение по полочкам» удалось найти - угадайте где? - в учебниках для сценаристов кино. И среди таких учебников для нас наиболее полезна оказалась книга "Story" Роберта Макки (Robert McKee). Александр Митта в «Кино между адом и раем» описывает (причем намного интереснее) те же принципы, но зато у Макки все суше и «технологичнее».
Итак, перечислим компоненты истории , пользующейся успехом.
Во-первых , истории происходят с персонажем . Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
Во-вторых , история - это обязательно перемены . Изменения. Причем изменения ценностные - то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории - нет.
В-третьих , история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать , подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.
Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты » - когда оно происходило, как долго, где.
Материалом истории являются события . Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, - это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров - самое сложное, но и самое интересное занятие.
Теперь представим себе, что у нас есть задача передать некую информацию о компании, некую ее ценность, и мы хотим для этого найти или же создать историю.
Первое, что надо сделать - заняться поисками. Почитать корпоративную прессу, поговорить с людьми, порыться в интернете и в своей памяти.
Например, в фильме о крупном металлургическом комбинате поднимается тема заботы о сотрудниках. В корпоративной газете мы находим замечательную историю по теме. Там-то и тогда-то, на такого-то рабочего вылилось несколько литров расплавленного металла. Однако рабочий не пострадал, так как в полном соответствии с техникой безопасности был экипирован в защитный костюм. И после этого случая он стал рассказывать своим коллегам о важности соблюдения техники безопасности и даже стал инспектором, весьма уважаемым коллегами.
Это - история. Есть персонаж, есть событие, у которого есть дата и место, есть существенные перемены в жизни персонажа. И эта история говорит о том, как предприятие заботится о своих сотрудниках, значительно нагляднее и убедительнее, чем сколько угодно общих фраз о «повышении безопасности на производстве». И главным является вовсе не тот факт, что рабочий не пострадал, а то, что этот случай перевел его в новое качество - инструктора, что компания увидела в этом пользу и дала ему такую возможность. Фактически менеджмент уже применил «сторителлинг» - использовал счастливый случай для грамотной пропаганды техники безопасности. Нам же остается только повторить находку в фильме.
Если же совсем ничего не находится (что хоть и редко, но бывает), мы можем «создать» историю. Речь не идет о художественном вымысле (в нашей, информационной по своей сути, работе, ему нет места). Речь о том, чтобы информацию подать в виде истории.
Один из самых простых, но действенных приемов - применить схему «не знал - узнал - удивился - изменил свое отношение ». Такого рода перемены могут происходить и с ведущим фильма, и с докладчиком презентации, и с любым сотрудником компании. Такие ситуации интересны, так как позволяют зрителю испытать те же эмоции (удивление, восхищение), что и персонаж. В полной мере этот прием использован в юбилейном фильме Мострансгаза: совершенно посторонний для индустрии человек Кирилл Набутов открывает для себя то, о чем он никогда и не задумывался - сложности и интересности технологий транспорта газа. Зрителю, который «в теме» не один десяток лет, будет интересно взглянуть на свою повседневную работу глазами новичка и удивиться вместе с ним. А постороннему зрителю и подавно будет интересно узнать новое. Хороший, работающий прием.
В 2007 году лауреатом Оскара за лучший документальный фильм стал фильм об изменениях климата «Неудобная Правда» Альберта Гора. Фильм почти полностью состоит из череды историй, и каждый факт, каждое доказательство в нем подано, как детектив. Даже графики климатических наблюдений поданы как «переворачивающие сознание». И именно поэтому воспринимать их не тяжело, несмотря на их изрядное количество. В этом фильме много реальных жизненных, серьезных, удивительных историй. Но сейчас наш особый интерес вызывает полностью придуманная, и в чем-то даже дурацкая история мультипликационной лягушки. Автору надо было проиллюстрировать идею в духе нашей пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Для этого мультипликационная лягушка сначала пыталась залезть в кипяток и пулей выскакивала из него (горячо!), но она же могла довольно долго сидеть в теплой, но постепенно подогреваемой воде, и не подавать признаков беспокойства до тех пор… до тех пор… пока ее не спасут. Лягушка представляла собой образ человечества, не беспокоящегося о потеплении климата, то тех пор, пока…. А также была персонажем придуманной микро-истории.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
Остается ответить на вопрос, всегда ли необходим сторителлинг? Пожалуй, что нет. Если аудитория изначально заинтересованна в информации - нет смысла искусственно добавлять драматургию (особенно если информация негативного свойства). Ведь в этом случае участником настоящей, реальной истории является ваш слушатель, и этого ему может быть более, чем достаточно.

Умение захватывающе рассказывать истории и быть хорошим собеседником характеризует женщину как интересную, умную особу. Если и вы хотите стать центром внимания и душой компании, начинайте работу над собой, развивайте речь, совершенствуйте актерские навыки и сделайте свой язык богаче.

Вам пригодится умение рассказывать истории

Начните с письменной речи

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете

Хотите интересно рассказывать истории? За чем дело стало? Оглянитесь вокруг, включите СМИ или сходите на лекцию. Многие это умеют – отлично рассказывать , интересно повествовать, захватывающе вещать.

Вам, чтобы приблизиться к этому олимпу, нужно не так уж много.

Для начала – наблюдайте . И делайте это каждый раз, когда рядом с вами оказывается персона, которую остальные с интересом и вниманием слушают.

С чего вообще вы взяли, что оказаться в центре внимания других – страшно? Поверьте, ничто не будет угрожать вашему здоровью и безопасности, если вдруг ваше выступление не окажется успешным. Все дело в практике.

Чем чаще вы пользуетесь возможностью выступить – тем лучше у вас начинает получаться.

Итак, что же такого умеют эти волшебники-ораторы, что прочие готовы идти за ними, как крысы за Нильсом?

Во-первых, слова

На какую бы тему вам ни приходилось вещать – захватить и удерживать внимание людей можно лишь в том случае, если ваша речь будет образной. Что это значит? Люди преобразовывают услышанные слова в определенные образы – визуальные (которые можно увидеть), аудиальные (которые можно услышать) и кинестетические (которые можно ощутить).

Используйте глаголы, прилагательные и существительные, относящиеся к визуальному, аудиальному и кинестетическому восприятию в равной степени. Попробуйте составить три списка и определите, какого именно типа образов не достает вашей речи. Обогатить словарный запас поможет чтение художественной литературы. Обратите внимание, какими именно образами пользуется автор, чтобы поместить вас в придуманный им мир.

Во-вторых, что бы ни говорил вам собеседник, представьте его точку зрения, как возможную

Не нужно сразу же отказывать человеку в его собственном выстраданном мнении. Он его вряд ли тут же сменит в угоду вам, зато к вашим словам станет относиться более настороженно. Есть такой вариант – даже если вы категорически не согласны с убеждениями собеседника, попробуйте согласиться с ним не в частностях, а в общем. Например, он атлет, а вы любите йогу. Оба вы согласитесь с тем, что физические упражнения полезны для тела, а дальше уже можете развивать тему в нужном вам направлении. Одобряя убеждения и интересы собеседника, тем самым вы располагаете его к себе.

Находите общие точки соприкосновения в разговоре. Это может быть любое явление или событие, по поводу которого у него и у вас имеется определенный опыт. Это может быть фильм, книга, путешествие, место, человек, игра – все, что угодно. Таким образом, во-первых, возникает тема для обсуждения и обмен эмоциями, а во-вторых, собеседник перестает воспринимать вас как чужака, поскольку имеет опыт, сходный с вашим. Попробуйте обсудить с незнакомцем любое впечатлившее вас событие, в котором вы оба принимали участие, и вы сразу заметите, как стали ближе друг другу и как изменились ваши чувства к этому человеку.

Подстраивайтесь под тембр голоса, скорость речи, манеру говорить и интонации

Если ваш собеседник говорит тихо и невнятно или громко и с жестикуляцией – то для лучшего взаимопонимания делайте то же самое, только не переборщите. Вы даже сможете развеселить грустного человека, если начнете печальным голосом и грустными интонациями рассказывать ему о чем-то хорошем, постепенно меняя свой голос и «настроение».

Жесты – еще один отличный способ сделать ваш рассказ наглядным и образным

Показывайте руками и телом то, о чем говорите, меняйте мимику на лице, в зависимости от характера повествования. Так вы будете иллюстрировать свои слова, и люди будут не только слышать, но и «видеть» то, о чем вы рассказываете. Это поможет им лучше запомнить вашу речь и вас счесть приятным собеседником.

Ставьте слушателя на место главного героя

Чтобы удержать внимание – ставьте слушателя на место главного героя, добавляя в свою речь специальные обороты и местоимения (вот представь…, ты видишь, слышишь, идешь…). Когда человек может сопереживать, он подсознательно представляет себя в роли персонажа и ярче воспринимает рассказанное.

У всякой истории должно быть вступление, основная часть и заключение

Во вступлении сделайте привязку ко времени и к месту. Помните, как сказки начинаются? Давным-давно, в тридевятом царстве… Тогда даже самая невероятная история будет восприниматься, как то, что уже где-то и когда-то действительно было.Далее, обязательно должен быть герой повествования – вы сами, другой человек, любая вещь, город, группа… любой обособленный объект.

В основной части с вашим героем должны произойти качественные изменения – он попадает в новую ситуацию, встречает новых людей, с ним происходит нечто важное, чего не происходило ранее.

В заключении говорим о новоприобретенном опыте, о том, какие изменения произошли и как они повлияли на героя рассказа, какие выводы он сделал из случившейся ситуации.

И, главное, ничего не бойтесь. Будьте уверены и не сомневайтесь, что ваше выступление оценят по достоинству!