Обо всех и обо всем. Что такое клепсидра? Идея создания форта

Найти ключи, разгадать тайны и вернуться с сокровищем — на протяжении 24 лет телевизионная игра Форт Боярд имеет невероятно успешна. Каждое лето она выходит не только на телеканале Франс 2, но и далеко за пределами Франции.

Кто такой старец Фура? Что происходит с Фортом зимой? Существуют ли на самом деле темницы? В честь 24-летия передачи, мы предлагаем вам узнать некоторые тайны Форта Боярд.

Кто скрывается под маской старца Фура?

Старец Фура — хранитель форта с длинными седыми волосами и бородой, его созвучно с названием близлежащей деревушки Фура. В мифологии игры зимой он охраняет форт, а летом принимает участников и загадывает им загадки. С 1991 года его играет комик Ян ЛеГак, которому 62 года.

Перед тем как начать работу на телевидении, этот бретонец был профессиональным танцором (кстати, в труппе Мориса Бежара). А на сегодняшний день, он также является разработчиком приключений для телеигр компании Adventure Line Productions. Знаменитое испытание со стоянием на столбах — его изобретение. Впервые оно увидело свет в передаче “Koh-Lanta” (аналог российского «Последний герой»).

До Яна ЛеГак единственный сезон 1990 году роль старца Фура играл бельгиец Мишель Скурно.

Что происходит с животными вовремя съемок?

В передаче «Форт Боярд» мы постоянно видим большое количество животных, которые используются как для испытаний, так и просто для создания соответствующего антуража. В кадре появляются пауки-птицееды, скорпионы, жабы, крысы, тараканы, мухи, саранча… Во время съемок крупные животные находятся под контролем нескольких дрессировщиков и помещены в специальные клетки. После съемок животные покидают форт. Тигры, к примеру, возвращаются в Пюи-дю-Фу для участия в передаче “Гладиаторы”. Их дрессировщица, Моник Анжон, играет Фелиндру в Форте Боярд.

Тропические животные весь год находятся под присмотром Карим Дау, управляющей одного небольшого магазинчика в Париже.

Когда проходят съемки?

Для съемок выбран период с конца марта по конец июля, для того чтобы избежать штормов и застать максимум солнца. Весной техническая команда съемочной группы избавляется от ущерба, нанесенного зимой и от последствий сырости. Например, форт основательно очищают от зеленого мха, который быстро распространяется на весь пол и стены, если их вовремя не защитить.

Первыми в форт приезжаем французская команда. Как только с ней снят последний эпизод, форт начинают “осаждать” новые группы участников, на этот раз иностранные. Смена команд происходит постоянно до конца июля.

Можно ли проиграть в Форте Боярд?

За 24 года существования передачи телезрители не часто видели поражения “звездных” или не очень “звездных” команд. Однако! Был случай, когда команда возвращалась всего с… 3000 евро. Это утешительная сумма выплачивается в случае проигрыша. Такое происходит в двух случаях. Либо игроки не смогли найти кодовое слово и не могут войти в Сокровищницу. Либо команда дает неверное слово и вместо богатства, которое должно бы посыпаться фонтаном, дверь в сокровищницу закрывается. Одним из самых больших провалов, стала команда ведущего Текса в 2002 г, вернувшаяся практически ни с чем — с 700 евро и серией поражений в многочисленных испытаниях.

Платят ли знаменитостям за участие?

В течение 4-го сезона в 1991 году, участниками игры впервые стали звездные команды. Они решили принять участие с целью заработать деньги для различных благотворительных и некоммерческих организаций: Фонд Жоржа Помпиду (культурный центр), Убежище (Le Refuge, благотворительный фонд, помогающий жертвам насилия и оказывающий помощь молодежи в тяжелых жизненных ситуациях), Маленькие Принцы (Les Petits Princes, фонд, помогающий детям в реализации их заветных мечтаний, например, встретится со своим кумиром или посидеть за штурвалом). Итак нет, “звездам” не платят за участие.

Элоди Госсен — французская знаменитость, наиболее часто принимавшая участие в игре Форт Боярд с семью командами в период 2001 и 2014 гг. А команда паркурного объединения “Ямакаси” заработала самую большую сумму — более 37000 евро. На сегодняшний день это самый большой куш, сорванный в игре.

Получали ли участники травмы во время испытаний?

Некоторые испытания Форт Боярд действительно опасны.

Участие в испытаниях совсем не похоже на безмятежный отдых. За 24 года бывали случаи, когда участники получали травмы, особенно в иностранных (не французских) версиях передачи. Количество пострадавших оценивается как не менне десятка.

Один участник сломал обе ноги, неудачно упав в сеть. В 2010 шведская модель Маркус Шенкерберг испытал дикий ужас, когда оборвался трос безопасности, и он пролетел 4 метра в пустоту. В сезоне 2014 года глава команды Лоран Петигийом получил небольшую травму, выполняя задание под водой.

Существует ли на самом деле сокровищница?

Никакой сокровищницы в форте никогда не было. Созданная художником-оформителем, она была задумана в 1989 году для первого сезона игры и была смонтирована на первом этаже форта, во внутреннем дворике. Каждый год, она отстраивается заново перед новыми съемками. Стены сокровищницы обшиты пластиком, имитирующим каменное покрытие.

В 1991 сменился архитектор cокровищницы — на полу возник гигантский алфавит. Он служит для создания кодового слова финальной загадки. Тогда же появилась золотая голова тигра и aонтан. Если кодовое слово подобрано правильно, голова игра поворачивается, срабатывает специальное устройство и на площадку начинают сыпаться золотые монеты.

Кому принадлежит форт?

Разработанный при Наполеоне, а построенный только к 1859 году, Форт Бойяр должен был исчезнуть. Постоянные шторма и возраставшие расходы на его содержание вынудили правительство выставить форт на продажу. Создатель телевизионных игр и большой любитель различных строений Жак Антуан выкупил его в 1988 году, а после продал за символическую плату в 1 франк Генеральному Совету департаменту Шарант-Маритим. Начавшиеся съемки приключенческой игры с тем же названием и ее различные зарубежные версии в итоге спасли постройку.

Между 1914 и 1989 годами в форте не проводилось абсолютно никаких работ по содержанию или реконструкции строения. Состояние форта внушало серьезную опасность. В настоящее время Генеральный совет департамента выделяет от 200 до 300 тысяч евро ежегодно на поддержание его в хорошем состоянии.

Сколько загадок задал Старец Фура?

За всю историю игры Старец Фура загадал огромное количество загадок. С их помощью можно получить ключи или найти кодовое слово, которое откроет водопад золотых монет в сокровищнице. Невозможно знать наверняка точное количество заданных загадок. Оно достигает, конечно, нескольких сотен. Все они построены по единому принципу: 4 строфы объединены общим понятием.

В каких странах транслировалась передача?

Передача получила распространение в 30 странах, вплоть до Южной Кореи, Ливана, Аргентины и Швеции. Кстати, среди зарубежных стран, в Швеции передача была самой популярной на протяжении 14 сезонов.

После окончания съемок французской версии форт принимает зарубежных участников. В форте остается только французская команда техников. Правила игры и имена главных персонажей адаптированы для каждой страны. Например, в Велокобритании Старца Фура зовут Профессор. В Испании Пасс-Мюрай становится Горгорито., а в Греции Фелиндру зовут Кармен.

Бывали ли случаи романтических отношений на передаче «Форт Боярд»?

Это знаменитая история. Такая же знаменитая как и фраза: “Фелиндра, голову тигра!” Фелиндра, она же Моник Анжон, дрессировщица тигров, играет одну из главных ролей в игре. Именно она поворачивает голову статуи, которая либо запустит водопад золотых монет, либо кто-то останется без выигрыша.

В 1997, один участник норвежской команды приглянулся Моник. Она рассказывает, что это была любовь с первого взгляда. Они встретились после съемок, влюбились и, в конце концов, поженились. С тех пор они вместе. Ну что ж, как говорят французы «une belle histoire d’amour» — “прекрасная история любви”.

Сколько человек принимают участие в съемках?

Съемочная группа, работающая над передачей, довольно большая. Примерно 130 человек отправляются в форт, чтобы подготовить и отснять несколько выпусков. К ним присоединяются художники-декораторы, которые готовят клетки для испытаний. Техники проверяют механизмы, камеры и освещение. Стилисты и парикмахеры отвечают за внешний вид участников и ведущих. Всего в форте в приод съемок насчитывается до 35 различных “гильдий”.

Что происходит с фортом зимой?

Самая известная достопримечательность департамента Шарант-Маритим, Форт Бойяр никак не используется вне съемочного периода, т.е. с августа по апрель.

Форт остается пустым, без охраны, и становится прибежищем для чаек и других птиц. Мимо форта проходит морское сообщение между островами д’Э и д’Олерон. А вот до 1989 года форт можно было посещать абсолютно свободно.

Какие испытания существуют с 1990 года и по сей день?

Игра претерпела множество изменений как в правилах игры, так и в самих испытаниях. Только трех из них миновали какие-либо изменения. Первое из них — Бонто (игра с угадыванием) до сегодняшнего дня проводится в камере №220. Участник должен найти ключ, спрятанный Магистром, под одним из трех стаканов. Второе испытание — глиняные кувшины. Знаменитые горшочки, наполненные насекомыми, мышами и другими зверюшками, в одном из которых спрятан ключ. Кстати, именно это задание стало визитной карточкой передачи. И наконец, испытание с подвешенной веревочной лестницей, появившееся в 1990, причем во всех версиях за исключением французской…

Существуют ли темницы на самом деле?

Форт Бойяр был построен для защиты от вражеских рейдов между островами д’Э и д’Олерон. С 1871 года он стал тюрьмой. Строение 68 метров в длину и 20 метров высотой насчитывает 66 казематов или темниц, расположенных на трех уровнях. Площадь камеры от 20 до 30 кв.м. В передаче участники, не успевшие выйти из комнаты за отведенное время, препровождаются в камеру кем-либо из персонажей игры.

Как можно добраться до форта?


До Форта Бойяр, находящегося в открытом море в 9 км от берега, можно добраться только на лодке. Съемочная группа и участники передачи плывут на разных суднах.

После 1945 года гавань, куда могли пришвартоваться суда и которая находилась в нескольких метрах от форта, была разрушена в результате прилива, а также отсутствия какого-либо ухода за фортом.

После 1989 года была сконструирована платформа (по типу нефтяной по ширине строения) для высадки пассажиров и материалов. В случае плохой погоды и особенно штормов, волны могут достигать высоты стен форта. В таком случае доступ к форту возможен только на вертолете.

Что такое клепсидра?

Клепсидра — предмет, находящийся возле дверей каждой комнаты. Это водяные часы, отсчитывающие время, отведенное на прохождение задания. На подобие песочных. Для испытаний вне комнат используется хронометр. Когда время кончается, а участник не успевает выбраться из комнаты, он попадает в тюрьму.

В 2006 году один российский участник не успел вовремя выбежать из сокровищницы, потерял все золотые монеты и был выведен через подземные выходы.

Был ли форт знаменит до передачи?

До телепередачи форт уже удостоился чести принимать участие в съемках. В 1962 году юная Бриджит Бардо загорала на крыше форта в фильме “Отдых воина” Рожера Вадима. Но сцена была вырезана при финальном монтаже.

В 1967 году актеры Лино Вентура и Ален Делон посещают форт, и потом устраивают там перестрелку в его кулуарах в фильме “Искатели приключений” Робера Энрико. Герой Алена Делона был убит на терассе форта.

И наконец, в 1980, Жак Антуан, создатель телевизионных игр, выбрал форт для съемок пилотной серии “Охоты за сокровищами”. Там был снят один эпизод и показан по телеканалу Антенн 2 6 сентября 1981 г.

Важные даты в истории Форта Боярд

7 июля 1990 г. — первый выпуск передачи “Ключи от Форта Боярд”. Ведущими стали Патрис Лаффон, Мари Талон и Софи Даван. Имена участников были скрыты.

1993 г. — Среди участников начинают систематически появляться знаменитости.

2000 г. — Жан-Пьер Кастальди становится основным ведущим передачи.

2003 г. — Оливье Минн стал основным повествователем игры.

2010 г. — Возвращение анонимных участников, а также стартует двухкомандная концепция игры.

2011 г. — Опять возвращаются “звезды”.

2014 г. — Форт Боярд отмечает свое 24-летие.

29 Март, 2013 - 10:31

Форт был построен для защиты берегов от неприятеля, но строительство затянулось - он стал не нужен. Затем был определен под тюрьму, но почти не использовался. Форт обрел вторую жизнь, когда в его камерах стали снимать популярное телешоу "Форт Боярд". За годы съемок игры в стенах Форта побывали граждане 30 стран, а саму программу транслировали более 70 стран.

Строительство форта началось в 1801 году на уже существовавшей в проливе песчаной отмели, от названия которой и произошло название самой крепости.

При строительстве фундаментов форта каменные блоки устанавливались прямо на морское дно. Вскоре строители столкнулись с серьёзными техническими трудностями: каменные блоки уходили в грунт под собственным весом и разъезжались. В итоге в 1809 году строительство крепости было приостановлено. Возобновилось оно лишь в 1837 году, во время правления Луи-Филиппа I, когда отношения с Великобританией стали напряженными и французским берегам была необходима защита с моря.

Сооружение форта оказалось "долгостроем" - крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным - форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Однако за время, которое прошло с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в форте отпала.

Позже его начали использовать как тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, пленённые во время войны 1870 года. Их сменили политические заключённые Коммуны. Всего в форте содержалось около 300 заключённых.

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго. В 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял военно-морской флот. Таким образом, форт Боярд всё-таки получил статус военного объекта и являлся таковым вплоть до 1913 года, пока военные окончательно не оставили крепость.

Позже форт был выставлен на торги. Основная борьба развернулась между дантистом из Аворье Эриком Эртом и председателем общества друзей форта Боярд. Первый заплатил 28 тысяч франков (на три тысячи больше, чем его соперник) и приобрел Форт в свою собственность. Однако он не имел средств для восстановления Боярда, который все больше и больше приходил в упадок от природного воздействия. В 1979 году Эрт выставил его на продажу за 1,2 миллиона франков. Но цена была велика, и форд так и не нашел своего владельца.

Позже, после череды сменившихся владельцев, интерес к форту Боярд проявляет продюсер телевизионных игр Жак Антуан, который подыскивает площадку для своего нового шоу. В 1989 году он покупает форт. В этом же году начинается реконструкция Боярда, которая окончательно завершается лишь к 2004 году.

Вскоре в крепости снимают первый выпуск телеигры "Ключи от Форта Боярд". Началась новая эра истории форта - теперь уже закрытого для посещений и живущего особенной жизнью.

В 1989 году начинается реконструкция Боярда. В форте были оборудованы два зала для одноименной телеигры. В 1996 году восстановлены и артиллерийские платформы. В 1998 году производятся дополнительные реставрационные работы: очищаются внешние стены и завершается герметизация террасы. Завершающим этапом явилось восстановление центрального двора зимой 2003-2004 годов.

Один из владельцев форта Эрик Аэрт согласился продать его за 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего продюсер Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Боярда.

Начинается его реконструкция. Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Боярда был очищен от слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за много лет, а также от 700 кубометров каменных обломков.

Известно, что самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.

Сам зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, потом её показывают подбегающей ко входу в зал Совета.

Справка:
Годы строительства: с 1801 по 1857
Архитектор: неизвестен
Назначение: форт, тюрьма, киноплощадка

«Форт Байяр» (оригинальное название фр. «Fort Boyard») — популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. Впервые программа была показана на французском телеканале Antenne 2 летом 1990 года.

В российском эфире телеигра впервые появилась в начале 1990-х на Первом канале. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а так же первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Норвегии, Канады и Великобритании.

С 2002 по 2006 годы программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон, «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников (двум командам, с 2010 года) необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Цель игры — охота за сокровищами форта.
В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 4 игрока: двое мужчин и две женщины. Игру можно условно поделить на два этапа.

Этап 1

Во время первого этапа команда должна добыть ключи, отпирающие ворота сокровищницы. Обычно каждого игрока ожидают по два испытания. Команды противостоят друг другу в 3 или 4 дуэлях и 6 индивидуальных испытаниях. Во время этой части игры команды будут носить названия «Медная команда» и «Титановая команда» (относится ко всем передачам сезона).

Ключи можно добыть выполняя задания на силу, смекалку, ловкость или отгадывая загадки у старца Фура. Время в индивидуальных испытаниях в кельях отсчитывает клепсидра — водяные часы. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью по истечении времени, то дверь будет заперта, и игрок станет пленником. Если команда игрока, отправляющегося на одиночное испытание, потерпела поражение в предыдущей дуэли, то этот игрок обязан добыть ключ или подсказку, иначе он становится пленником независимо от того, успел он выйти до истечения времени или нет. Игрок из команды-победителя дуэли может покинуть испытание досрочно без каких-либо санкций. Однако если он не выйдет до окончания отведённого на испытание времени, он также станет пленником. Двух пленников быть не может, потому что, как только попадает в плен игрок команды, у которой уже есть пленник, сидящего в тюрьме участника выпускают на свободу.

Команда, собравшая больше ключей, проходит в финал игры, а их соперники выбывают из соревнования. Команда проходит в финал напрямую, если разница в ключах между ней и соперником больше или равняется 2, в противном случае проводится так называемая «арбалетная дуэль», в которой разыгрываются два ключа. При ничейном исходе дуэли дальше идёт команда, собравшая больше ключей. Если в команде есть пленники, то перед началом арбалетной дуэли они играют в своеобразную мини-дуэль. Победитель выходит на свободу напрямую, проигравший должен за определённое время пройти полосу препятствий. Если он успевает — его освобождают, иначе же он не участвует в арбалетной дуэли и в дальнейшей игре.

Этап 2

На втором этапе команда-победитель первой части (Медная или Титановая) соревнуется с командой-победителем предыдущей недели (так называемой «Командой-чемпионом»). Цель соперников — собрать как можно больше подсказок — слов, которые помогут найти ключевое слово. Подсказки спрятаны в специальных металлических патронах. Время каждого приключения ограничено. Правила такие же, как и в первом этапе — если игрок не укладывается во время, он либо становится пленником, либо просто досрочно покидает испытание (зависит от исхода дуэли). Так же, после прохождения дуэли, ведущий предлагает игрокам два приключения на выбор. Выбор делают участники команды — победителя дуэли.

Совет

Во время Совета команды сразятся в дуэлях друг с другом. Эти дуэли — настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Для освобождения пленника на Совете нужно победить в двух дуэлях. Если у каждой из команд по пленнику, освобождают того, чья команда первой одерживает две победы. Если пленник у одной команды, то вторая борется за то, чтобы помешать пленнику выйти на свободу.

Сокровищница

Ведущий опускает установленный у ворот рычаг. С этого момента начинается отсчёт времени (3 минуты 30 секунд). Когда ведущий запускает время, игроки узнают подсказки. Решётка при этом не поднимается. Игрокам нужно написать свой вариант кодового слова на доске, после чего откроются люки, ведущие в сокровищницу. Далее, команды должны за отведённое время вынести за пределы сокровищницы как можно больше золотых монет — байяров и высыпать их в ящики у входа. За минуту до окончания времени решётка поднимается, к полному истечению времени — опускается. Соответственно, игроки должны успеть покинуть сокровищницу. Если кто-то остаётся внутри, его команда объявляется проигравшей.

Команда, угадавшая кодовое слово и вынесшая большее количество золотых байяров, становится чемпионом (или, если речь идёт о команде прошлой недели, сохраняет титул), и продолжает своё выступление (на втором этапе следующей передачи). По этому сценарию развивается ход шести передач; седьмая и последняя игра сезона является особенной, «финалом», в котором сойдутся три лучших команды лета. Победитель получает приз в размере 50000 евро, к которому, само собой разумеется, будут добавлены и деньги, выигранные в предыдущих соревнованиях.

Интересные факты

Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.
Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа. Аналогично накладывается звук переворачиваемых водяных часов. На самом деле клепсидра переворачивается без какого-либо скрежета. То же самое с отсутствием стрекота после поворачивания головы тигра.
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.
Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.
В российских играх 2004 года можно увидеть много интересного: как вставить клепсидру в зажимы, как устроен пол в сокровищнице, а также карту трёх этажей форта Байяр. К сожалению, оператор не показал её настолько близко, чтобы можно было прочесть названия комнат. Зато вот здесь есть карта Форта на английском языке. Тем не менее, очень понятная и подробная.
Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры «Форт Байяр», обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет. Старая версия находится в веб-архивах. На сайте есть всё, что можно написать о форте Байяр, кроме самих записей игр.
Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении «Форта Байяр» в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008—2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.
Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak), заглавная тема так и называется «Ключи от Форта Байяр» (Les Cles De Fort Boyard)
«Форт Байяр» — это шоу, поэтому организаторы могут изменять уровень сложности почти каждого испытания или приключения незаметно для зрителей. Это могут быть трение цилиндров, скорость вентилятора, дорожки, вращающегося турникета, высота подвешивания вёдер с водой, количество камней в корзине, палок для адской лестницы, толщину каната и глубину забивки меча, естественно, сложность загадок старца Фура (или арифметических примеров) и сила игры Мэтров Теней, а также всех остальных персонажей Форта. И что самое главное — выбор следующего испытания и игрока-участника, ведь ни для кого не секрет, что в одном случае лучше подойдут высокие люди, в другом сильные, а игра «Карты» на порядок легче борьбы в грязи.
Опыт — неотъемлемая часть игры. Известно, что перед эфиром игроки смотрят версии других стран, наблюдают за самими съёмками. Но много испытаний можно пройти за несколько секунд нестандартным способом. Как-то: в кладовой гадостей нужно сразу идти к кувшинам в конце комнаты, на бегущей дорожке можно встать на боковые ограничители, на обезьяньем мосту можно кинуть подсказку игрокам, а в колонне библиотекаря достаточно просто приподнять стопку книг, взять ключ, и поставить стопку на место.

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон , «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Логотип телеигры «Ключи от форта Байяр» в 1992-1994 годах.

Логотип телеигры «Форт Байяр» 2003-2008 годах.

Цель игры - охота за сокровищами форта. В игре принимает участие команда из 6 игроков, выступающая в пользу какой-либо общественной организации (ассоциации). Игровой процесс состоит из 5 этапов.

Первый этап - Испытания

За 45 минут команда должна добыть 7 ключей, отпирающих ворота Сокровищницы. Получить ключи можно, одержав победу в испытаниях, которые в этом сезоне делятся на несколько условных категорий:

  • Традиционные испытания в кельях. За время, отмеряемое водяными часами - клепсидрой, игрок (в некоторых испытаниях - два или три игрока) должен справиться с предложенным заданием и успеть покинуть келью с ключом. В том случае, если ему не удаётся выйти до истечения времени, участник становится пленником и препровождается Лябулем в тюремную камеру в подземелье форта.
  • Испытания-приключения. В этих конкурсах, проводящихся преимущественно вне келий и ранее предназначенных исключительно для получения подсказок, игроку необходимо за отведённое время (отсчёт которого ведётся виртуальным таймером, невидимым для непосредственных участников игры) добыть код от ящика с ключом внутри. В случае превышения временного лимита ключ внутри ящика становится недоступным. В этой разновидности испытаний игроки не могут попасть в плен. Игроков, как и в традиционных испытаниях, может быть более одного.
  • Визуальная загадка Старца Фура. Это испытание, пришедшее на смену традиционным интеллектуальным поединкам игроков с мудрецом форта, проводится в так называемой интерактивной келье . В отличие от прежних сезонов, игрок не вступает в живой контакт со Старцем - древний обитатель общается с участником в стиле своеобразного «телемоста» через огромный настенный экран. На этом же экране игроку демонстрируется некий трёхмерный анимационный ролик, после просмотра которого Старец задаёт игроку вопрос по увиденному, и, в случае правильного ответа, активирует механизм, выдающий ключ. Если игрок ошибается, он имеет право на ещё одну попытку ответить на вопрос - уже по другому ролику. Строгого ограничения по времени испытание не имеет, угроза попасть в плен отсутствует.

Второй этап - Судебный Зал

Команда, лишившаяся по ходу испытаний одного или нескольких игроков, а также команда, не собравшая необходимые 7 ключей, отправляется к Судебному Залу форта на встречу с новым персонажем - Белой Судьёй Бланш. При дефиците ключей команда получает недостающие, однако в обмен выбранные самой командой игроки (количество которых равняется количеству выданных Судьёй ключей) отправляются внутрь Судебного Зала, для прохождения особых конкурсов. Ставкой в этих конкурсах является свобода игроков - выполнив предложенное задание (максимум за 3 попытки), участник получает право вернуться к остальной команде; в случае поражения он становится пленником и отправляется в тюрьму до самого конца передачи. Уже находящиеся в тюрьме пленники также играют на свою свободу - победа в конкурсе даёт им возможность присоединиться к остальной команде, поражение отправляет обратно в карцеры.

Третий этап - Приключения

За 25 минут члены команды должны поучаствовать в нескольких приключениях и попытаться выиграть как можно больше патронов с подсказками. На каждое приключение отводится определённое количество времени, по истечении которого подсказка либо самоуничтожается, либо становится недоступной. Особое приключение, присутствующее в каждой передаче и пришедшее на смену обычной загадке Старца Фура - «Заброшенная будка». Как и во время решения визуальной загадки во время испытаний, игрок общается с мудрецом форта не напрямую, а при помощи дистанционного средства связи - на этот раз обычного проводного телефона. Игроку, находящемуся в тесной телефонной кабине, с потолка которой сыплются насекомые, необходимо дать правильный ответ на загадку Старца, после чего он посредством пневмопочты получит награду в виде патрона с подсказкой.

Смотровая башня форта Байяр.

Изначально у команды есть ровно 3 минуты на вынос золотых монет из Сокровищницы. Во время Совета Теней они могут попытаться увеличить это время (максимум до 3 минут 45 секунд). В этапе участвуют 3 игрока, выбранные новым председательствующим Совета - Старцем Фура. Традиционные дуэли Мэтров игроки проходят поочерёдно. Перед началом дуэли каждый из вошедших в Зал участников должен сделать ставку на исход предстоящего состязания - поставить на кон 10, 20 или 15 секунд. В случае победы поставленное количество секунд будет добавлено к общему времени на Сокровищницу, в случае поражения - вычтено из него.

Пятый этап - Сокровищница

В финале игры команда собирается у ворот Сокровищницы. Прежде всего игроки должны вставить выигранные ранее ключи в замки ворот - что послужит сигналом укротительнице тигров Фелиндре загнать хищников в клетки. Далее ведущий раздаёт игрокам заработанные во время приключений патроны с подсказками и опускает рычаг, запуская таким образом обратный отсчёт времени, отведённого на Сокровищницу. Участники команды должны как можно быстрее вскрыть патроны, ознакомиться с подсказками, разгадать кодовое слово и обозначить составляющие его буквы при помощи собственных тел и, при необходимости, пушечных ядер на алфавитном полу Сокровищницы. Если предложенный вариант окажется правильным, игроки получат доступ к золотых монетам, и смогут попытаться вынести как можно большее их количество из Сокровищницы за оставшееся время. Если кто-либо из игроков задерживается в Сокровищнице и не имеет возможности покинуть её после того, как решётка ворот опустится, ведущий при помощи специального стоп-крана блокирует выход тигров, однако в тот же момент команда лишается всех вынесенных золотых монет. В случае поражения, каковы бы ни были его причины, команда получает утешительный приз в размере 3000 евро.

Синопсис правил игры 1990-2012 годов

Сезон Количество игр Необходимое число ключей Хронометраж Освобождение пленников Время для сокровищницы Бонус Получение недостающих ключей Получение дополнительных подсказок
1990 15 от 1 до 18 50:00 (60:00 в последних шести играх) Загадка Старца Фура 2:00 Прыжок на эластичных канатах - -
1991 17 дневных и 10 ночных 7 65:00 (70:00 в ночных играх) Автоматически 3:00 - Каменный мешок -
1992 13 дневных и 4 ночные 7 70:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1993 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1994 10 7 75:00 Ратман 3:00 - Каменный мешок -
1995 10 7 80:00 Ратман - Каменный мешок -
1996 12 дневных и 6 ночных 7 80:00 (85:00 в ночных) Ратман 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1997 12 дневных и 4 ночные 7 (6 в основных испытаниях и 1 в испытании с тиграми) 85:00 Автоматически 1:30 + 0:25 за победу на Совете Дикарка Каменный мешок -
1998 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
1999 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка Каменный мешок -
2000 10 7 85:00 Связка ключей 1:30 + 0:25 за победу на Совете Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2001 10 7 85:00 Связка ключей Цыганка и Светящаяся Каменный мешок -
2002 10 7 85:00 Связка ключей 1:40 + 0:35 за победу на Совете - Каменный мешок -
2003 7 Совет Теней 3:00 + 0/15/30/60 секунд за 1/2/3/4 победы на совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2004 9 двухдневных (вечер-ночь-утро) и 1 дневная 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:10 за победу на Совете (при отсутствии пленников) - Пленник -
2005 10 двухдневных (вечер-ночь-утро) 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет Теней 3:00 + 0:20 за победу на Совете (после освобождения пленников) - Пленник -
2006 от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Зал отпечатков - Обмен подсказок на ключи -
2007 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Криптограмма Обмен подсказок на ключи -
2008 10 дневных с окончанием ночью от 5 до 7 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 0:15 за победу на Совете Цветовой код Обмен подсказок на ключи -
2009 10 дневных с окончанием ночью от 5 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Автоматически 3:00 + 10/20/30 секунд за победу на Совете (по выбору) или - 0:15 за проигрыш на Совете Зал дуэлей Пленник При наличии 8-ми и более ключей команда получает дополнительную подсказку за каждый дополнительный ключ
2010 7 больше, чем у соперника 45:00 на испытания и 20:00 на приключения Совет 3:30 секунд - Эстафета -
2011 7 7 Зал Суда 3:00 +10/15/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -
2012 11 7 45:00 на испытания и 25:00 на приключения Зал Суда 3:00 +10/15/20 секунд за победу на Совете (по выбору) или -10/15/20 секунд за проигрыш на Совете - Зал Суда -

Правила игры с двумя командами

В таких странах, как Россия, Швеция, Болгария, Сербия и Турция, проводились сезоны с играми, в которых участвовали две команды. За основу правил берутся правила русской версии игры Форта Боярд 2006.

  • В игре участвуют две команды, что позволяет проводить испытания и приключения в форме дуэлей, в которых нет строгого ограничения по времени. Для того, чтобы определить, кто первым начнёт игру, по одному игроку от каждой команды участвует в некоей дуэли.
  • В испытаниях-дуэлях отсутствует ограничение по времени, и ключ достаётся той команде, чей игрок быстрее справится с заданием. Команда, собравшая больше ключей, первой входит в Сокровищницу Форта. Если ей удалось собрать шесть ключей досрочно, этап испытаний завершается автоматически.
  • В приключениях остаётся ограничение по времени, и в дуэли оба игрока рискуют в случае неудачи остаться без подсказки вообще. Число приключений без учёта загадки Фура сократилось до трёх.
  • В игре отсутствует возможность попасть в плен: не справившегося с заданием игрока освобождает Лябуль, и тот присоединяется к команде чуть позже.
  • В отгадывании загадок старца Фура участвуют игроки обеих команд (это также дуэль). Если игрок отвечает правильно, то он получает ключ, а в случае ошибки ключ достаётся автоматически его сопернику. В некоторых случаях, если никто из игроков не ответил, ключ не достаётся никому. В случае с подсказками старца посещают по очереди игроки каждой из команд, и он загадывает одну и ту же загадку, ответ на которую и есть подсказка.
  • После этапа приключений команды могут разыграть дополнительную подсказку, участвуя в мини-играх Мэтров Теней. Команда, у которой меньше ключей, всегда начинает игру первой.
  • Перед началом финального этапа команды должны определить, будут ли они приносить игроков в жертву. В некоторых случаях ведущий может предоставить им 30 секунд на вскрытие одной капсулы с подсказкой.
  • У обеих команд есть суммарно 4 минуты на то, чтобы открыть решётку сокровищницы, составить ключевое слово и вынести золото из Форта. Если первая команда не угадала слово, у второй остаётся возможность составить его верно и собрать золото Форта. Но если ошибается и вторая команда, то побеждает автоматически первая.
  • Если команда не успевает выбраться из Сокровищницы, то ведущий при помощи стоп-крана блокирует решётку и не выпускает тигров, но вместе с тем команда терпит поражение и теряет все собранное золото, а победителями в этом случае становятся их соперники, но без золота. Котелок с золотом проваливается в решётку, которая открывается при случае невыхода одной из команд из сокровищницы вовремя.

«Форт Байяр» в мире

Список стран, показывавших выпуски

Страны по количеству сезонов / производства (по состоянию на 2012 год): 1 сезон: Армения, Южная Корея, Испания, Грузия, Венгрия, Италия (только пилотная серия), Швейцария, Украина 2 сезона: Аргентина, Финляндия, Израиль, Ливан, Польша, Сербия, Словакия 3 сезона: Болгария, Турция, США 4 сезона: Германия, Нидерланды 5 сезонов: Греция 6 сезонов: Алжир, Бельгия, Россия Более 6 сезонов: Великобритания (8 сезонов), Норвегия (8 сезонов), Канада (9 сезонов) Более 10 сезонов: Дания (11 сезонов), Швеция (14 сезонов) Более 20 сезонов: Франция (23 сезонов)

Кроме французской версии игры снимались национальные. Всего в форте побывали граждане 30 стран. А всего «Форт Байяр» показали свыше 70 стран. В 2004 году вышел тысячный выпуск игры (с учётом всех национальных версий). Из-за большой стоимости каждого выпуска «Форта Байяр» многие страны начинали показывать переведённые французские серии, а затем уже свои. Некоторые показывали только переведённые. Ниже приведены страны и даты показа.

Страны 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Азербайджан
Алжир
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Испания
Италия
Канада
Ливан
Нидерланды
Норвегия
Польша
Россия
Сербия
Словакия
США
Турция
Украина
Финляндия
Франция
Чехия
Швеция
Швейцария
Южная Корея
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Переведённые выпуски других стран Национальные версии Повтор национальных версий Турнир «Три нации» - Болгария / Сербия / Турция Совместные игры США / Великобритания с участием подростков

Ведущие национальных версий

  • Мохамед Реда и Самира Зитуни
  • Рубен Джагинян и Тина Канделаки
  • Крис ван ден Дюпрель и Дагмар Дикенс
  • Димитар Павлов/ Иван Евтович/ Эврим Акын
  • Лесли Грэнтхем и Мелинда Мессенджер (1998-2001), Крис Эллисон и Джоди Пэнфолд (2003)
  • Лора Хэмильтон/ Джино Седжерс (2011)
  • Андраш Визи и Жужа Демчак
  • Райнер Шёне и Рита Вернер (1990), Александр Мацца и Стивен Гэтьен (2000-2001)
  • Христос Ферентинос и Орсула Пападаку
  • Томас Мюгинд (1993-2000) и Камиллас Сакс Боструп (1993-1995)/Камилла Грегерсен (1995-1997), Камилла Оттесен (1997-2000, 2009-2010) и Петер Шмейхель (2009-2010)
  • Аки Авни и Сигал Шахамон
  • Ги Монгрен и Мари-Солей Туга (1994–1997)/Сильви Бернье (1998)
  • Герард Экдом и Арт Роойаккерс
  • Йон Михелет и Лизе Нилльсен (1993), Стеффен Тангстад (1994), Нильс Оле Офтебро (1995-1995, 1999-2000) и Элиза Роттеруд (2000), Даниэль Франк (2010-2011) и Йенни Скавлан (2010)/Хенриетт Льен (2011)
  • Роберт Гонера и Катажина Глинка
  • Леонид Парфёнов и Елена Ханга (1998), Сергей Брилёв и Анастасия Чернобровина (2002), Леонид Ярмольник (2003-2004, 2006)
  • Григорий Гладий и Вита Смачелюк
  • Мерья Лариваара и Кари-Пекка Тойвонен (2010)
  • Эрик Бликс и Анне Барлинд (1990), Грю Форселл и Хенрик Йонссон (2000), Хокон Сёдерберг и Линда Нюберг (2000), Ганс Фален и Кристин Касперссен (2003-2005), Гунде Сван (1992-1998, 2010-н.в.) и Кайо Шекони (1995-1997)/Агнетта Сёдин (1992-1994, 1998, 2010-н.в.)

Персонажи французских игр

Ведущий французской версии телеигры Оливье Мин возле входа в Сокровищницу, 2007 год

Андре Буше (Проводник Паспарту) в июле 2009 года

Персонажи 1990-е 2000-е 2010-е
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
Ведущие
Патрис Лаффон
Жан-Пьер Кастальди
Оливье Мин
Соведущие
Мари Талон
Софи Даван
Валери Паскаль
Сандрин Домингез
Сара Лелюш
Анн-Гаэль Риччио
Проводники
Паспарту (Андре Буше)
Пастам (Ален Прево)
Пасмюрай (Антони Лябор)
Персонажи Испытаний
Старец Фура (Ян Ле Гак)
Пенелопа
Силач Форта
Фокусник (Жиль Артюр)
Безумный профессор
Повар
Пират Жаба
Электрическая женщина
Наяда
Гимнастка
Китаец
Леди Бу
Светлячок
Персонажи Приключений
Ариадна (Жеральдин Байяр)
Продавец Подсказок
Рыбак
Тюремные надзиратели
Сюмо (Рамон Кавмэн)
Лябуль (Ив Маршессо)
Совет
Мастера Игры
Мастера Времени
Мэтры Теней
Персонажи Бонусных Игр
Дикарка
Цыганка
Светящаяся
Белая Судья
Прочие персонажи
Укротитель Майкл
Фелиндра (Моник Анжон)
Укротитель Мажор
пёс Самсон
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
  • Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480