Оценка уровня воспитанности школьников. Изучение и анализ результатов и эффективности воспитательного процесса

Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

Конкретизировать цели воспитательной работы;

Дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

Обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

Обосновать выбор содержания и методов воспитания;

Соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

Видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Предлагается выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

Отношение к учению;

Отношение к людям;

Отношение к самому себе;

Отношение к природе;

Отношение к труду;

Отношение к действительности.

Безусловно, можно использовать различные тесты и средовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки . В мониторинге воспитанности основу составляют наблюдение за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявление и анализ мотивации.


Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого. В то же время высокий результат, может быть, достигнут различного рода усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательного процесса мы понимаем степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния воспитательного процесса; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспитательной работы с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;

б) анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе. Изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;

в) выявление возможностей развития воспитательного процесса; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;

г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Нецелесообразно устанавливать единые для всех школ, коллективов критерии и показатели эффективности воспитательного процесса, потому что они могут быть разработаны самими участниками с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы. Эти критерии служат прежде всего инструментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов, родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность воспитательного процесса? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или использовании методик исследования, а с другой - периодически посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос педагогов, учащихся и родителей или создаются специальные педагогические ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не только в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, сплоченности коллектива и отношений в нем, исследование организационных аспектов.

Как уже отмечалось, эффективность воспитательной работы школы определяется в какой-то мере воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть, что определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Выделяют три главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения исследователей, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Какой комплекс качеств может выступать как показатель воспитанности школьника?

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

Для осуществления более эффективного руководства процессом воспитания большое значение имеет выявление достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных (имеется в виду какой-то рубежный этап, например момент выпуска ученика из школы и т.п.). Определяя эффективность воспитательного процесса, педагогика оперирует понятием "воспитанность".

Воспитанность – умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под воспитанностью, как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п. Воспитанный человек характеризуется знанием правил культуры поведения, этикета. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении. В этом смысле воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности. Воспитанность проявляется не только но отношению к людям, но и животным, окружающей природе. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.

Поскольку воспитательные воздействия всегда преломляются в индивидуальном восприятии каждого воспитанника, то в конечном итоге может отмечаться разная степень полноты и сформированности отдельных черт и качеств у разных людей, даже находящихся в примерно одинаковых условиях и подвергающихся одинаковым воспитательным воздействиям.

В отечественной педагогике показатели успешности деятельности педагога связываются с физическим, психическим здоровьем ребенка, адекватной самооценкой, развитым чувством собственного достоинства ребенка, его стремлением к свободе и способность сочувствовать людям.

Стремясь к достижению главных конечных результатов, воспитатель ставит перед собой ряд промежуточных целей и воспитательных задач, выполнение каждой из которых необходимо проверить, т.е. выявить, установить, а также оценить достигнутый уровень в ее реализации (или степень сформированности того или иного качества, требуемой формы поведения и т.п.) в соответствии с определенными критериями.

Критерий в широком смысле означает то, на что следует равняться, с чем сверять те или иные достижения и результаты, в данном случае – воспитательной работы.

Критерий должен иметь как содержательную характеристику (т.е. соотноситься с определенной целью или конкретной воспитательной задачей), так и отражать уровень достигнутых результатов. Критерий всегда связан с выделением каких-то показателей и разработкой методики их использования для определения достигнутого уровня. Критерий, являясь средством диагностики, прежде всего нужен для того, чтобы дать в руки воспитателя определенные ориентиры, помогающие ему в разработке тактики дальнейших воспитательных действий по отношению к отдельному ученику или коллективу учащихся.

Критерии в воспитании можно разделить на две большие группы, первая из которых связана с выявлением характеристики личности в целом, а вторая касается проверки промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия.

В основу критериев первой группы, используемых для анализа результатов воспитательного процесса на каком-то рубежном или завершающем этапе, могут быть положены общие требования к личности, отраженные в формулировке цели воспитания.

В ряде школ, где поддерживается в течение многих лет связь с выпускниками, коллективу учителей удается проследить жизненный путь и становление личности своих воспитанников и убедиться в том, что у большинства из них все, заложенное школой, дало свои плоды, и выпускники сумели проявить в жизни активную позицию.

Для целей практического руководства воспитательным процессом чрезвычайно важно осуществление воспитателем повседневного контроля за его ходом, за развитием отдельных черт и качеств у каждого воспитанника на отдельных этапах формирования направленности его личности. Для этого нужно знание таких критериев, которые могли бы помочь в определении и оценке степени сформированности отдельных черт, качеств и форм поведения. Эти критерии можно разделить на критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в суждениях, оценках, действиях, и критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, т.е. мотивами, внутренней позицией человека, которые не всегда могут совпадать с внешними проявлениями – словами, поступками, действиями.

Рассмотрим прежде всего критерии, связанные с проявлениями во внешней форме, вместе со способами их выявления, оценивая одновременно и диагностирующую значимость полученных с помощью этих методов данных.

Начнем с рассмотрения простейших показателей, проявляемых во внешней форме. Знание норм – важнейшее условие формирования ряда качеств, предопределяющее их развитие и проявление в действии. Простейшее средство выявления этих знаний – анализ ответов на прямо поставленные вопросы: "В чем, по-твоему, должна проявляться настоящая дружба?", "Что такое героизм?" Или: "Какой поступок можно назвать героическим и почему?" Такие вопросы, задаваемые как в письменной, так и в устной форме, дают возможность выявить в известной мере круг представлений учащихся о той или иной области поведения человека.

Более диагностически значимый показатель – выявление отношения учащихся к тем или иным поступкам, событиям, т.е. их оценочные суждения. Методы выявления: специально задаваемые вопросы, устные или в письменной форме, тематически ориентированные сочинения, организация диспутов и дискуссий.

Ценность сочинения на свободную (но специально выбранную воспитателем) тему в том, что они большей частью действительно отражают внутренние позиции ребят, их сомнения и колебания, их раздумья.

Диспуты, дискуссии или любая другая форма коллективных обсуждений, где ученик должен открыто занять определенную позицию, позволяют судить о взглядах и убеждениях учащихся. Диагностическое значение имеет и "позиция умолчания" – стремление отдельных учеников остаться в стороне от жарких споров, уклониться от ответа на прямо поставленный вопрос, занять нейтральную позицию.

Личная беседа воспитателя с учащимся, нацеленная на выявление его позиций и отношений, может удаться и дать очень многое воспитателю при условии, что он хорошо подготовится к беседе, если она будет проходить без спешки, в неформальной обстановке (например, на прогулке, по дороге из школы, после уроков, в процессе выполнения каких-либо внеурочных дел и т.п.).

За последнее время в связи с исследованиями позиции личности в коллективе получили распространение в школах различного вида социометрические методики, основанные на свободном выборе учащимися партнеров в определенных ситуациях, на основе оценки тех или иных качеств своих одноклассников.

Однако наиболее ценным и надежным критерием является действие. Основной метод узнавания человека в действии – наблюдение за ним в различных ситуациях и проявлениях. Ситуации, в которых находится изучаемый воспитателем ученик, можно подразделить на естественно возникающие и создаваемые воспитателем специально в диагностических целях. Естественные ситуации – это ситуации повседневной жизни на уроке, в процессе внеклассной работы, внеучебного общения ребят, общения учащихся с разными группами и категориями сверстников, младших и более старших ребят, взрослых. Конечно, далеко не все виды деятельности и общения школьников могут оказаться в поле зрения воспитателя, о некоторых действиях, поступках, формах или линиях поведения воспитатель узнает косвенно, получая устную или письменную информацию от других лиц.

В действиях, совершаемых учащимися в процессе обычной повседневной жизни, проявляется их отношение к учению (прилежание, аккуратность, честность), дисциплинированность и культура поведения, а также их отношение к труду, насколько оно ответственно. Наблюдения за спортивной игрой дают возможность увидеть проявления чувства товарищества и коллективизма, умение сдерживать свои эмоции, достойно реагировать на поражения, изучается восприимчивость учащихся к прекрасному, их вкусы и направленность интересов.

Нс довольствуясь данными, полученными путем наблюдения, воспитатель часто сам старается поставить того или иного ученика или группу учащихся в такое положение, когда наиболее ярко и отчетливо должна проявиться та или иная черта или свойство характера учащегося, его личность, т.е. используется метод создания специальных ситуаций. Такие ситуации носят название воспитательных, так как, хотя они создаются в диагностирующих целях, они должны быть таким образом организованы, чтобы оказывать определенное воспитательное воздействие на всех вовлекаемых в них учащихся. Специальные диагностирующие воспитательные ситуации воспитатель может создать, например, используя систему поручений. Воспитатель может, к примеру, оказать доверие тому, кто пока этого не заслужил, в расчете на то, что это задание поможет учащемуся поверить в свои силы или открыть какие-то новые стороны его личности. Иногда эти поручения могут ставить учащегося в ситуацию выбора между личным и общественным.

Большое диагностирующее значение имеет поведение учащихся в остроконфликтных, но естественно возникающих ситуациях: совершение какого-либо проступка отдельными учащимися или группой учеников, реакция на него других учащихся; внезапность возникновения снижает у человека способность маскировать свои чувства и мысли.

Нельзя не указать на еще один вид действий и поступков, которые, по мнению А. С. Макаренко, дают весьма точное представление о личности человека, – это поступки для себя, но велению своей совести, вне контроля и принуждения, когда человек знает о том, что его никто не увидит, не услышит, никогда не узнает о том, что он сделал. К этому можно добавить совершение человеком благородных действий и поступков, когда он старается остаться в неизвестности, скрывает свое имя. Если эти факты становятся все же известными воспитателю, он получает также весьма надежные и точные данные о важных и весьма значимых качествах личности своего воспитанника.

Мотивация действий и поступков. Наибольшее значение во многих случаях имеет выявление внутренних мотивов и побуждений, приводящих человека к высказыванию суждения, проявлению того или иного отношения, совершению того или иного поступка, к отстаиванию своей позиции.

В основе мотивации могут лежать как прямые потребности (физические, материальные, духовные), т.е. мотивы непосредственного побуждения, так и более тонкие личные мотивы. Это могут быть мотивы, связанные со стремлением подражать какому-либо авторитетному для ребят человеку (родители, старшие брат или сестра, учитель, товарищ, герой книги или фильма или реальное лицо, встреча с которым произвела сильное впечатление на ученика).

Большую роль играют мотивы, перспективно побуждающие, связанные с планами ученика на будущее, его целеустремленностью, желанием следовать выработанным для себя принципам, правилам и нормам поведения, в особенности, если он осознает, что данные качества необходимы в избранной им области труда или профессии, к овладению которой он стремится.

Могут быть мотивы, основанные и на отрицательных эмоциях, когда ученик будет поступать правильно из-за боязни наказания, осуждения товарищей или старших, а иногда из-за желания похвастать или показать себя с лучшей стороны перед теми, чьим мнением он дорожит. Нередко в основе поступка лежит просто желание отличиться, выделиться, чтобы заслужить одобрение окружающих товарищей. Иногда это желание отличиться, привлечь к себе внимание приводит к поступкам, которые, особенно у неуравновешенных подростков, могут быть безрассудными, бессмысленными (например, прыжок из окна для доказательства своей храбрости).

Наиболее высокими мотивами поведения и поступков являются мотивы правильных действий во имя осознанных и усвоенных норм и принципов без расчета на похвалу или вознаграждение, а просто по велению сердца, совести, в силу осознания долга перед собой, перед людьми, перед Родиной.

В реальной жизни редко бывает так, чтобы человек поступал так или иначе в силу действия лишь одного какого-либо мотива. Чаще всего мотивы переплетаются и выступают в самом разном сочетании. Нередко главный мотив складывается в результате внутренней борьбы, например, между сознанием и желанием, чувством и долгом, стремлением проявить истинное отношение и необходимостью совершить действие напоказ и т.п.

Разобраться в истинных мотивах поступков и поведения детей, учеников является важнейшей задачей воспитателя. Как же узнать об этом воспитателю? Тут возможны некоторые прямые методы (например, прямо задаваемые вопросы, естественно, в весьма тактичной форме, целенаправленное наблюдение за реакцией учащихся в определенных воспитательных ситуациях), а также косвенные (расспросы товарищей, других людей). Большую, если нс решающую, роль играет мысленный анализ, сопоставление, сравнение и суммирование различных (и часто в разное время собранных) данных и наблюдений, в результате чего воспитатель выдвигает определенную гипотезу, предположение или прямо по догадке приходит к пониманию тех или иных черт и качеств или даже общей направленности личности учащегося.

Следует, однако, сразу же подчеркнуть, что выявление истинных мотивов поведения или поступков – дело очень тонкое. Не всякому воспитателю удается это сделать, применяя прямые (и даже косвенные) методы: здесь важнейшим условием является проявление такта, деликатности, умение устанавливать контакт с учащимися, их родителями, строгое сохранение в тайне полученной информации, недопустимость использования ее во вред учащемуся и т.д.

Конечно, наиболее надежным способом изучения учащихся для получения данных о сформированности у них тех или иных качеств и о мотивах их действий и поступков является длительное общение с ними, наблюдение за ними в школе и в обстановке вне школы, дома, в отношениях с учителями, товарищами, родителями и другими людьми.

Оценка результатов воспитания. Особое место в вопросе о критериях оценки результатов воспитания занимает поиск способов их измерения.

В теории и практике воспитания родилось такое понятие, как уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности следует понимать степень сформированности у школьника, в соответствии с его возрастными возможностями, важнейших качеств личности, являющихся показателями воспитанности. Уровней сформированности но каждому качеству может быть как минимум два и как максимум – неограниченное количество. Обычно используют следующие содержательные названия: высокий, средней, низкий. М. И. Шилова обозначает следующие уровни воспитанности.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще не устойчивым опытом положительного поведения, который регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная жизненная позиция еще не вполне сформировалась.

Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в поведении на основе активной общественной гражданской позиции.

Уровни можно выделить и для каждого качества личности. Уровневый подход имеет очевидные плюсы, поскольку позволяет качественные показатели проиллюстрировать в каких-либо количественных выражениях.

Понятно, что требования к личности со стороны общества меняются и перечень тех качеств, которые оцениваются со стороны общества как значимые, не может оставаться неизменным. На данном этапе Закон РФ "Об образовании" ориентирует педагогов на создание условий для самоопределения, самореализации личности. В свете этих государственных ориентиров Η. Е. Щуркова предлагает отказаться от такого понятия, как уровень воспитанности, и взять за основу успешности учебно-воспитательного процесса динамику личностного роста. При этом она подчеркивает, что анализ эффективности воспитательного процесса должен быть не поверхностный, а глубинный и включать в себя изучение следующих "слоев": внешний вид учащихся, физическое и психическое здоровье, качество деятельности, взаимоотношения школьников, ценностные ориентации, отношение школьника к себе.

Развитые ценностные ориентации являются показателем зрелости человека. Они определяют сущность его деятельности: ради чего он организует тот или иной вид деятельности, какие ставит цели, какие выбирает способы и средства достижения поставленных целей.

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова в числе параметров, которые отражают личностное развитие, называют следующие: ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, "самостроительство".

Различия, которые наблюдаются в педагогических исследованиях в отношении критериев успешности воспитательного процесса, говорят о сложности и неоднозначности этого процесса. Особенность современного момента заключается в том, что учителя школы должны включаться в творческий процесс прогнозирования и анализа успешности воспитательной деятельности: конкретизировать цели, обозначенные в государственных документах, ставить их диагностично, владеть различными методиками диагностики, учиться интерпретировать результаты исследования.

Проблема диагностики успешности воспитательного процесса. Оценивая качества личности, мы сталкиваемся с рядом проблем.

  • 1. Специалисты подсчитали, что для описания свойств личности только в словаре С. И. Ожегова используется более полутора тысяч слов, поэтому в принципе невозможно всесторонне изучить личность и необходимо ограничиваться, выделяя качества личности, которые отвечают поставленной цели.
  • 2. В настоящее время педагогическая паука не располагает данными для четкого выделения каких-либо конкретных "единиц измерения" соответствующих фактов и явлений.
  • 3. Сложно фиксировать качественные показатели количественными замерами: как, например, можно замерить чувство долга? В любом случае есть значительная доля условности, когда мы определяем уровень сформированности того или иного качества.
  • 4. В педагогической практике при оценке личности с точки зрения ее воспитанности всегда присутствует момент субъективности. Педагог всегда включает себя в ситуацию воспитательной деятельности и через размышления над собственными переживаниями, ощущениями получает необходимую информацию. В процессе взаимодействия воспитателя с воспитанником у педагога складывается мнение, которое зачастую является мерилом воспитанности. Оценочные характеристики, которыми в своей педагогической практике пользуются учителя, далеко не всегда носят научный характер и отражают сущность личности учащегося. Отсюда и появляются определения "неорганизованный класс", "вечный троечник", "подающий надежды" и т.д.
  • 5. Результат воспитательной деятельности отодвинут во времени, поэтому сложно определить эффективность сегодняшнего дня.

Диагностика успешности воспитательного процесса осуществляется с помощью различных методик, как педагогических (включенное наблюдение), так и психологических (тесты), социологических (анкетирование, опросы), медицинских (показатели здоровья) и др. Общая картина диагностики складывается на основе определения эмоционального состояния личности, ее мнений, суждений, мотивов и результатов деятельности, повторяющихся поступков и т.д.

В настоящее время получила развитие практика мониторинга. Педагогический мониторит – это целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния учебно-воспитательного процесса, его субъектов или отдельных сторон.

В основе проведения мониторинга лежат следующие принципы: непрерывность, разносторонность и целостность, адресность, гласность. Мониторинг проводится в несколько этапов: уточнение критериев оценки; определение показателей; подбор методов отслеживания результатов; интерпретация результатов; разработка рекомендаций.

Проводя те или иные замеры, необходимо рассматривать воспитательный процесс в динамике, фиксировать тенденции, выявлять противоречия, с тем чтобы проектировать и планировать дальнейшее развитие как системы в целом, так и каждой личности в отдельности. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на раскрытие жизненных сил всех субъектов воспитательного процесса: и учителя, и ученика.

  • Педагогический энциклопедический словарь. С. 43.

№ 21. Диагностика уровня воспитанности школьника. Характеристика методов изучения уровней воспитанности.

Воспитанность – это свойство личности, которое характеризуется совокупностью достаточно сформированных социально-значимых качеств, которые отражают систему отношений человека к обществу, людям, к себе, к деятельности, природе, к искусству и т.д.

Воспитанность – обобщающий результат социализации, воспитания и самовоспитания

Воспитанность – определенный уровень развития возможностей человека

Воспитанность – это совокупность достаточно сформированных социально значимых качеств (знаний, взглядов, отношений, качеств, действий человека)

Воспитанность предполагает гармонию количества знаний, творческих действий, проявления чувств и общения.

Уровень воспитанности – степень соответствия свойств, качеств, отношения личностей к требованиям культуры и общечеловеческим ценностям.

Уровень воспитанности определяется знанием правил и обязанностей ребенка и стремлением их выполнить. Воспитанность связана с поиском человеком путей самоанализа, самоорганизации. Воспитанность школьника определяется возрастными особенностями и возможностями, реальными условиями жизни, индивидуальными способностями.

Критерии воспитанности :

    поведение, действие личности

    мотивы поступков (выявление внутренних мотивов, в основе мотивации может лежать: прямые потребности – физические и духовные; тонкие личные – подражание кому-либо)

    стремление к самоанализу, самооценке, самоорганизации, самосовершенствованию

Критерии воспитанности (с проявлением во внешней форме):

1. знание норм учениками – важное условие формирования качеств

метод : анализа ответов на поставленные вопросы

2. выявление отношения учащихся к поступкам , событиям и их оценочные суждения

методы :

    специально задаваемые вопросы;

    тематически ориентированные сочинения;

    организация диспутов и дискуссий – позволяют судить о взгляде;

    личная беседа;

    социометрические методики)

3. действие

методы :

    наблюдение – можно оценить отношение к учебе, труду, качество поведения

    наблюдение за игрой – чувство товарищества, коллективизм, умение сдерживать эмоции

    посещение театров и выставок – направленность интересов

    создание специальной ситуации

    распределение поощрений и наград

    остроконфликтные ситуации – снижается способность маскировать чувства и мысли (недопустимо преднамеренное создание конфликта)

    поступки для себя (без чужих глаз)

Можно выделить 4 группы воспитанности :

1. Невоспитанность – отрицательный опыт поведения, потому что нет стремления ни к самоанализу, ни к само регуляции.

2. Низкий уровень воспитанности – неустойчивый, положительный опыт поведения, поведение регулируется только внешним стремлением, должно стимулироваться.

3. Средний уровень воспитанности – характеризуется положительным опытом поведения, стремлением к самоанализу, к саморегуляции, самоорганизации, но все это делается для того, чтобы видеть, думать об окружающих людях.

4. Высокий уровень воспитанности – положительный опыт поведения связан с высоким уровнем стремления к самоанализу, самоорганизации, совершенствованию и помощи другим людям.

Уровни воспитанности по Щурковой :

    нижний – простое усвоение элементарных норм человеческого общежития.

    средний – эмоциональный уровень сопричастности обществу, деятельности в нем, людям, природе, миру и т.д.

    высокий – осознание личностного смысла и общественного значения социальных ценностей и реализации их в жизненном опыте школьника.

Показатели уровня воспитанности :

1. неясное представление о нравственных нормах

2. знает нравственные нормы, но они не являются мотивом его поведения

3. имеет четкое представление о нравственном поведении, но его поведение не устойчиво

4. устойчивое проявление осознанных нравственных норм и качеств

Диагностика :

    Сравнение, сопоставление полученных в ходе изучения данных с описанием типичного, стандартного для данного возраста поведения.

    Анализ. Выявление причин отклонения поведения от индивидуальной нормы и от ожидаемого поведения.

    Интерпретация. Обобщение и систематизация полученных данных в ходе сравнения и анализа с позиции современных педагогических теорий и взглядов.

    Прогнозирование. Предположение о возможном поведении ученика в будущем в аналогичных ситуациях.

    Сообщение результатов диагностики родителям, учителям, людям, которые работают с этим школьником.

Критерии диагностики :

    целостное изучение личности школьника (в семье и коллективе)

    сравнение успехов и недостатков с его личным опытом

    учет возрастных особенностей

    ориентировать внимание на положительные, а не отрицательные проявленные качества личности

    систематичность изучения (постоянно)

Диагностика не сама цель, а изучение для дальнейшего использования.

Методы исследования :

    наблюдение

    интервью

    эксперимент

    статистические методы

  • ранжирование

Принципы :

    объективность

    надежность

    достоверность

Этапы изучения уровня воспитанности :

1. постановка целей, задач воспитания, анализ предполагаемой программы и процесса действий

2. составление предварительной характеристики воспитанности школьников

3. привлечение к анализу воспитанности учителей, учащихся и родителей

№ 22. КТД, ее специфика и технология

Коллективная Творческая Деятельность – совместная деятельность детей и взрослых, характеризующаяся общими целями, сотрудничеством, положительным эмоционально-нравственным микро коллективом, анализом всех действий на всех этапах деятельности и коллективной оценки результата деятельности.

Деятельность – активность человека, направленная на удовлетворение потребностей и интересов. Деятельность – специфический способ отношения человека к миру, способ осуществления поведения, складывающийся из операций, действий, умений и навыков, накапливающих личный опты.

Виды деятельности :

    познавательная

    художественная

    спортивная

    трудовая

    политическая

    экономическая

    педагогическая

    экологическая

Любая деятельность имеет цель, мотив действия, операции, результат. Любая КТД – взаимодействие. КТД формирует личность, которая умеет жить и работать в гармонии с другими людьми.

Особенности КТД :

1. главная цель – делать добро людям, приносить им радость

2. цель деятельности едина и требует усилий всего коллектива

3. добровольное разделение функций и обязанностей между всеми участниками деятельности. В школе используются разные способы разделения функций:

    назначений

    коллективный выбор ответственных

    очередность выполнении функций

    конкурс на право выполнить поручение

    жеребьевка

4. сотрудничество между всеми членами коллектива

Если есть отношения ответственности и зависимости, когда каждый осознает свои обязательства. Все сотрудничают без умаления достоинств каждого, без надменности. Каждый уважает право каждого на самостоятельное мнение, высказывание, ошибку помощь. Мнения каждого обсуждаются. Взаимопонимание и взаимопомощь. Идея КТД : работа над микро коллективом (звено, группа, бригада). В таком маленьком коллективе создаются условия для появления самостоятельности, творчества, инициативы каждого.

5. искрения нравственные отношения всех членов коллектива: доброта, забота, доверия

6. деятельность должна быть окрашена (шутки, юмор, музыка. оформление)

7. вариативность (может быть много вариантов поведения  поиск наилучшего варианта и выбор), учиться высказывать свое мнение, защищать его

8. КТД осуществляется в несколько этапов

9. КТД сопровождается анализом коллективных действий и действий каждой личности

Формы КТД :

    творческие праздники

    ролевые, деловые и другие творческие игры

  • коллективная организация дел

Условия, при которых деятельность становиться коллективной и творческой:

    создание ситуаций выбора

    участие каждого

    наличие реальной ситуации, в которой надо что-то решить (даже если игровая) для себя, других, в помощь товарищам.

    сотрудничество между всеми участниками деятельности

Методы возбуждения КТД :

    Методы товарищеского побуждения: воздействие на чувство (вызывание радости и веры, увлечение радостно перспективой, добрым делом, творческим поиском); одобрение, похвала, награда

    Порицание, критика (развернутая и обоснованная), ирония, насмешка и наказание

Технология КТД совокупность способов осуществления КТД и действий тех, кто в ней участвует с целью формирования умений и навыков.

Этапы КТД :

    предварительный. Учитель ставит цель, определяет роль данного КТД в жизни коллектива, основные задачи, намечаются различные варианты дел, идет разведка дел. Например, микрорайон, родная природа, малыши, библиотека, досуг

    коллективное творческое планирование. Происходит деление на микрогруппы, планирование деятельности на определенный период и планирование процесса проведения КТД, Вопросы: для кого провести? как лучше провести? кому участвовать? кто будет руководить? где лучше провести? когда?

    коллективная подготовка задуманного. Выбирается по одному человеку на совет, делятся задания на каждого ученика в группе

    проведение. Осуществляется конкретный план, совет дела должен иметь в запасе сюрпризы, в случае если кто-то не готов, возникли какие-то проблемы. Необходимо избежать упреков в случае неудач, стремление преодолеть любые трудности.

    подведение итогов. Анализ проведенного дела

    последствия. Учитель оценивает решены л были воспитательные задачи.

Идея коллективного поиска на всех этапах деятельности:Реферат >> Психология

... педагогика . Педагогика третьего возраста. Сравнительная педагогика . Межнаучные связи педагогики ... на дому самостоятельно или с помощью педагогов и сдача экзаменов и других форм отчетности государственной ... Если же попытаться ответить на вопрос о педагогических...

  • Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ

    Шпаргалка >> Психология

    Я. работал в области педагогики и считал: "необходимо... возникающих в ответ на разнообразные экстремальные... кратковременный, с использованием психодиагностики, экзамен ; б) пролангированный (протяженный)- ... определенных государственных образовательных уровней...

  • Педагогика для студентов педагогических учебных заведений

    Книга >> Педагогика

    Общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты... позволяет находить ответы на актуальные вопросы, возникающие сегодня в педагогике . 5.3. Задачи... и свойственно большинству экзаменующихся . Поэтому экзамен остается эффективной формой...

  • Основы психологии и педагогики

    Учебное пособие >> Психология

    Нерешитель­ности и скованности на семинарах, экзаменах , зачетах; умение предупреждать... Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики : от­веты на экзаменац. вопр. - Минск: ... условия: общность принципов государственного государствен­ной политики в области...

  • Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

    Для того чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

    О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

    Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

    К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее информированность прежде всего в нравственной, культурной, эстетической и других областях.

    Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое их подразделение носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки его эффективности.

    Общий анализ процесса воспитания складывается из оценки его результативного и процессуального компонентов. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

    К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

    Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое, и пр.

    Для того чтобы успешно использовать наблюдение как способ изучения воспитанности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями оценки ее воспитанности.

    Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

    Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

    Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые проясняют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры к их быстрому и умелому разрешению. При составлении опросников следует соблюдать определенные правила, например: не следует ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать взаимо-проверяемые сведения и т.п. Требования к опросникам содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

    Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства, педагогической коллегиальности.

    Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

    При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умения использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, а также учитывать участие учителя в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер взаимодействия учителя и учащихся.

    О результативности воспитания свидетельствуют следующие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.

    Исходя из целей, задач и содержания воспитательной работы учителя - классного руководителя, можно выделить две группы обобщенных критериев эффективности воспитания.

    Первая группа - процессуальные критерии, позволяющие оценить управленческие функции воспитателя: как осуществляются педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда его личность, каковы его работоспособность и здоровье, какие процессы деятельности и общения он организует.

    Вторая группа - результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально- психологические функции. Результативные критерии отражают тот уровень, которого достигают воспитанники в своем социальном развитии.

    Процессуальные критерии и показатели отражают характер взаимодействия и той атмосферы, которые способствовали достижению тех или иных результатов. К сожалению, в школьной практике продолжает оставаться доминирующей оценка работы классного руководителя по внешним и формальным признакам - успеваемость, документация, оформление кабинета и т.д. По-прежнему недооцениваются педагогическая культура, авторитет учителя у детей, родителей, коллег.

    От стиля руководства классом, от стиля общения классного руководителя с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, учитывается его мнение в принятии решений, поощряется самостоятельность суждений, способствует созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

    Приоритетом в оценке работы классного руководителя, безусловно, являются результативные, позитивные изменения в уровне воспитанности учащихся и в их взаимоотношениях. Поэтому особое внимание в деятельности классного руководителя уделяется его диагностической функции, направленной на систематическое, объективное изучение изменений, происходящих в уровне воспитанности школьников.

    Педагогическая диагностика не самоцель. Данные диагностики, которые получены с помощью различных методов, позволяют организовать воспитательный процесс, исходя из реального состояния воспитанности классного коллектива и отдельных учащихся.

    Эффективность воспитательной работы классного руководителя понимается как соответствие полученных результатов поставленным целям в сравнении с прошлыми достижениями. Однако оценка результатов уровня воспитанности школьников осложняется рядом обстоятельств. Во-первых, отсутствием надежных, устойчивых критериев и показателей измерения уровня воспитанности; во-вторых, отсроченностью результатов воспитания во времени; в-третьих, влиянием большого числа объективных и субъективных факторов: общества, природного и социального окружения, школы, семьи, средств массовой информации, детских общественных организаций и т.д.

    Диагностическая (оценочная) деятельность классного руководителя складывается из определенной последовательности практических действий, обеспечивающих целостность, системность, динамичность воспитательного процесса. Эта последовательность предполагает: постановку конкретных задач изучения воспитанности; подбор критериев и показателей для определения эффективности процесса воспитания учащихся: выбор методик и процедур изучения; проведение обследования; обработку, анализ и интерпретацию полученных результатов.

    На этапе определения задач изучения воспитанности важно понять, что мы хотим изучать: проявление каких-либо личностных характеристик; отношение ребенка к учебе, к одноклассникам, к самому себе; межличностные отношения в классе; степень удовлетворенности ребенка своим пребыванием в классе и т.д.

    Подбор критериев и показателей - наиболее сложный этап в диагностической процедуре. В зависимости от намеченных задач изучения определяются своеобразные индикаторы - критерии и показатели, позволяющие делать обоснованные выводы о результатах процесса воспитания. В качестве обобщенных критериев и показателей могут выступать интеллектуальная, нравственная, эстетическая и другая воспитанность или сформированность интеллектуального, нравственного, эстетического, коммуникативного и другого потенциала личности. Каждый отдельный критерий раскрывается в ряде своих показателей. Большое число показателей может затруднить процесс обработки и анализа данных, поэтому чаще используются три показателя. Это объясняется тем, что можно будет судить о высоком, среднем или низком уровнях воспитанности по числу зафиксированных показателей.

    Выбор методик изучения возможен после определения задач, критериев и показателей. В настоящее время накоплен достаточный банк диагностических методик, которыми могут пользоваться практические работники. Выбор методик требует и соответствующего диагностического инструментария - протоколы наблюдений, бланки для испытуемых, бланки для экспертов и т.п. В качестве экспертов могут выступать директор и завучи школы, школьный психолог, социальный педагог, учителя, классные руководители, родители, старшеклассники.

    На этапе проведения исследования создаются необходимые условия, обеспечивающие чистоту, достоверность и объективность результатов. Использование нескольких методик, сравнительный анализ данных, полученных с их помощью, повышает достоверность результатов, их взаимопроверяемость.

    Обработка, анализ и педагогическая интерпретация предполагают обобщение данных, подготовку таблиц, схем, графиков, показываюших динамику роста или снижение изучаемых характеристик. Анализ и интерпретация результатов исследования позволяют выявить наиболее характерные тенденции, зависимости, наблюдаемые в течение нескольких лет. Информация, полученная об отдельных учащихся, классных коллективах или в целом о состоянии воспитательной системы школы, позволяет намечать новые цели и способы их достижения.

    Поскольку сегодня наибольшую трудность вызывает определение совокупности критериев и показателей, выбор методик, рассмотрим несколько возможных и уже апробированных в воспитательной практике вариантов их комплексного использования.

    В разных концепциях воспитания разные авторы разрабатывают свои критерии и показатели, отражающие их целевые установки. Так, В.А. Караковский, JI.И. Новикова, Н.Л. Селиванова в качестве основных критериев эффективности воспитательной системы предлагают две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Такой критерий, как уровень воспитанности школьника, признается важным критерием оценки эффективности воспитательной системы в целом. Для определения уровня воспитанности школьника, его личностного развития рассматриваются ориентации личности на общечеловеческие ценности - человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир, а также такие качества, как интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках.

    В работах О.С. Газмана и его концепции к основным критериям результативности воспитательного процесса относятся: готовность ребенка к самоопределению, самореализация, самоорганизация и самореабилитация; развитость индивидуальных способностей ребенка; нравственная направленность личности; физическое и психическое здоровье ученика; сформированность базовой культуры учащегося; защищенность ребенка в социальном окружении.

    По мнению Н.Е. Щурковой, критериями воспитанности личности являются истина, добро, красота, которые могут быть дополнены более конкретными показателями, такими как внешний облик ребенка, физическое и психическое развитие школьника, поведение ребенка в школе и вне школы, участие детей в разнообразных видах деятельности и качество мероприятий; способности и самочувствие детей, отношение ребенка к своему "Я".

    В концепции Е.В. Бондаревской не отрицается подход, при котором результаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности, выявленным на основе личностных характеристик. Вместе с тем автор концепции считает, что такой подход не отражает направленности личности на саморазвитие природных задатков, личностного потенциала. Поэтому предлагаются следующие критерии воспитанности учащегося: уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности; способность к нравственной саморегуляции поведения; мера педагогической помощи, необходимая ребенку в его саморазвитии.

    Обращаясь к проблеме оценки воспитанности учащихся, М.И. Рожков и Л.В. Байбородова полагают, что не обязательно иметь единые для всех образовательных учреждений критерии и показатели. Они определяются педагогами и воспитанниками, исходя из состояния воспитательной системы, ее целей и задач. В качестве основного критерия воспитанности школьников предлагается изучать направленность личности, проявляющуюся в ее взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях.

    На основе потребностной концепции воспитания, разработанной В.П. Созоновым в качестве своеобразных критериев и показателей, рассматриваются свойства (качества), характеризующие внутренний мир человека, его отношения, установки. К ним относятся: самоприятие и убежденность перед собой в законности и ответственности собственного бытия; способность к рефлексии, владение своими чувствами, своим поведением; знание себя, своих особенностей; признание других; способность к пониманию, сочувствию, эмпатии; чувство собственного достоинства; готовность к преодолению жизненных проблем; эмоциональная и интеллектуальная независимость; способность получать удовлетворение от жизни, быть счастливым.

    Представленные подходы к определению критериев и показателей свидетельствуют о том, что их систематическое использование на протяжении длительного времени позволяет отслеживать динамику происходящих изменений в контексте целостной авторской концепции воспитания. В основу разработки рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы должны быть положены результаты сравнительного анализа по разным направлениям воспитания, проведенного с помощью единого исследовательского инструментария.

    В процессе изучения уровня воспитанности школьников учителя и классные руководители используют разнообразные и доступные им методы. При выборе методов не следует увлекаться сложными психологическими тестами, методиками, которые требуют специальной психологической подготовки для проведения квалифицированной психолого-педагогической интерпретации и консультации со школьным психологом. К сожалению, в школьной практике часто недооценивается возможность методов наблюдения, беседы, консультации, хотя именно они позволяют собрать важный эмпирический материал, требующий внимательного, вдумчивого осмысления. Наблюдение за школьниками в естественных или в специально создаваемых воспитательных ситуациях позволяет в течение продолжительного времени фиксировать особенности поведения, отношения детей в различных условиях. Включение детей в различенные виды деятельности, выполнение индивидуальных и коллективных поручений в пределах класса или школы, анализ качества их выполнения предоставляют ценные сведения о личностных особенностях детей.

    Использование методов опроса, рейтинга, обобщения независимых характеристик и др. предполагает привлечение учителей и классных руководителей к непосредственному участию в оценке уровня воспитанности школьников или классных коллективов. Полученные данные обогащают знания педагогов о детях, помогают понять причины негативного или позитивного поведения.

    В оценке уровня воспитанности школьников важно знать мнение учащихся о самих себе, предоставлять им возможность оценить себя, свое отношение и поведение в рамках рассматриваемой проблемы. Это может быть осуществимо с помощью метода самооценки. По мнению ученых, оценка человеком собственных качеств выступает мощным стимулом к самовоспитанию, саморазвитию личности. В педагогической литературе (Н.Е. Щуркова, М.И. Шилова и др.) представлены разнообразные методы, позволяющие получить достаточно полную информацию об уровне воспитанности школьников.

    Знание критериев, показателей, использование адекватных им методов составляют основу диагностики уровня воспитанности школьников.

    В таблице 3 вариант сочетания указанных параметров при изучении воспитанности учащихся. Содержание воспитанности школьников в данном варианте составляет сформированность потенциалов личности (познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического).

    Таблица 3

    Диагностика уровня воспитанности школьников

    Критерии воспитанности школьника

    Показатели

    Методики изучения

    I. Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося

    1. Освоение обучающимися образовательной программы.

    2. Развитость мышления.

    3. Познавательная активность обучающихся.

    4. Сформированность учебной деятельности

    1. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

    2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

    3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

    4. Метод экспертной оценки педагогов.

    5. Метод самооценки обучающимися.

    6. Педагогическое наблюдение.

    II. Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося

    1. Нравственная направленность личности.

    2. Сформированность отношения ребенка к Родине, обществу, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, труду.

    3. Проявление самостоятельности

    1. Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" (может быть использован адаптированный вариант для младших школьников).

    2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы".

    3. Методики "Акт добровольцев", "Ситуация свободного выбора" (Л.В. Бай- бородова), методика изучения социализированности личности (М.И. Рожков), методика определения общественной активности учащихся (Е.Н.Степанов).

    4. Метод ранжирования.

    Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

    1. Коммуникабельность.

    2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

    3. Знание этикета поведения

    1. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова).

    4. Педагогическое наблюдение.

    Методика определения уровня развития культуры общения и саморегуляции (В.П. Сергеева)

    IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

    1. Развитость чувства прекрасного.

    2. Сформированность других эстетических чувств.

    3. Участие в художественно-эстетической деятельности

    1. Методика Торренса.

    2. Метод экспертной оценки педагогов.

    3. Метод самооценки учащимися.

    4. Педагогическое наблюдение

    V. Сформиро- ванность физического потенциала личности учащегося

    1. Состояние здоровья выпускника школы.

    2. Развитость физических качеств личности.

    3. Участие в спортивной жизни класса, школы

    1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика.

    2. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств.

    Педагогическое наблюдение

    VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе

    1. Комфортность ребенка в школе.

    2. Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе).

    Особенности межличностных отношений

    1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью".

    2. Методики "Наши отношения" (Л.М. Фридман), "Психологическая атмосфера в коллективе" (Л.Г. Жедунова).

    3. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников (В.П. Сергеева).

    4. Анкета "Ты и твоя школа".

    Оценки – это хороший способ объективизировать знания ученика. Но как же быть с такими сложными вещами как воспитанность, интеллигентность? Ведь, для дальнейшей жизни детей это не менее важные аспекты. В последнее время, в учебных учреждениях большой акцент ставится на определении уровня воспитанности учащихся.

    Определение уровня воспитанности учащихся

    Диагностика уровня воспитанности учащихся проводится в зависимости от возраста школьников и выбранной методики. Существуют разные способы изучения уровня воспитанности, но наибольшей популярностью пользуется методика Н.П. Капустина.

    Как же проходит диагностика? Преподаватель раздает анкеты с вопросами, которые, по очереди заполняет ребенок, а потом и классный руководитель. То есть, для начала ученик сам себя оценивает по пятибалльной шкале (5-всегда, 4-часто, 3-редко, 2-никогда, 1- другая позиция), ну а далее, ту же процедуру проделывает и классный руководитель. То есть, посредству этой анкеты, он высказывает свое мнение об уровне ребенка.

    Анкета для ребят с 1-го по 4-ый класс содержит следующие разделы: «Любознательность», «Прилежание», «Отношение к природе», «Я и школа», «Прекрасное в моей жизни». Каждый раздел состоит из нескольких утверждений, которые, говорят об уровне воспитанности ребенка.

    Предлагаем вам пример такой анкеты:

    По каждому разделу выводится средняя арифметическая отметка. Потом, все оценки суммируются и делятся на пять – это и есть условное определение уровня воспитанности. Результаты делятся на 4 уровня – высокий (5-4,5), хороший (4,4-4), средний (3,9-2,9), низкий (2,8-2).

    Далее, итоги проходят проверку администрации, по результатам которой выстраивается работа с детским коллективом с целью повышения уровня воспитанности учащихся. Так же, наблюдается и динамика в течение всей учебы в школе (с первого по одиннадцатый класс).

    Для старших классов, тестирование проходит по тому же принципу, но с некоторыми корректировками. Критерии воспитанности учащихся меняются – появляются более сложные понятия: «Долг и ответственность», «Бережливость», «Дисциплинированность», «Ответственное отношение к учебе», «Отношение к общественному труду», «Коллективизм, чувство товарищества», «Доброта и отзывчивость», «Честность и справедливость». Расчет так же производится по каждому пункту, потом суммируется и выводится результат.

    Считается, что чем выше уровень воспитанности у ребенка, тем больше вероятность того, что он успешно выстроит отношения в обществе, карьеру, и свою дальнейшую жизнь. Поэтому, если ваш ребенок не достиг хорошего результата, не жалейте времени, работайте вместе с ним над его характером. Это вам окупится сполна!