Описание стертой формы дизартрии. Стёртая дизартрия

Стертая форма дизартрии.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.

Стертая форма - одна из форм дизартрии.

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии (дислалия – недостаток звукопроизношения), но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений:

Нарушения двигательной сферы,

Пространственного гнозиса,

Фонетической стороны речи (в частности, просодических характеристик речи),

Фонации,

Дыхания

и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто сложно диагностировать легкие формы дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

Легкие (стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

Токсикоз беременности;

Хроническую гипоксию плода;

Острые и хронические заболевания матери в период беременности;

Минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери и плода;

Легкую асфиксию;

Родовые травмы;

Острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.

Воздействие этих неблагоприятных факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей.

В ранний период развития у детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится настоящей проблемой.

В раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей: становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Анамнез детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1-2 лет наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинативность речевых нарушений при стертой форме дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И, конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.


Сегодня мы попытаемся понять суть явления, называемого «дизартрия». Что это такое? По каким причинам возникает патология? Это особенно важно, так как у детей с нормальным умственным развитием данное заболевание составляет до 6% случаев, и наблюдается тенденция к росту этого показателя.

Дизартрия - это нарушение произношения звуков, вызванное поражением участков головного мозга и, соответственно, расстройством иннервации мышц, задействованных во время речи.

Тяжелая дизартрия - что это такое?

Наблюдается дизартрия в легкой и тяжелой форме. Последняя рассматривается как одно из проявлений Такие дети получают как логопедическую, так и врачебную помощь в комплексе. Ее обеспечивают специализированные детские учреждения (сады и школы для детей с проблемами речи или нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Стертая дизартрия - что это такое?

Дети, имеющие легкую степень дизартрии (по-другому ее называют «стертой»), обучаются, как правило, в общих детских заведениях.

Она проявляется в легком нарушении функций органов артикуляции, а также Речь таких детей нечеткая, но понятна окружающим, так как в основе заболевания лежат лишь точечные поражения коры мозга. Это приводит к парезам только некоторых мышц, используемых для артикуляции, например, только одной стороны языка или его кончика.

При сравнении с дислалией (нарушением произношения звуков при нормальной иннервации артикуляционного аппарата) рассматриваемые нарушения имеют совсем иную причину и

Симптомы дизартрии

Диагностика дизартрии, несмотря на то что дети, пораженные нею, чаще всего не сильно выделяются среди сверстников, происходит по некоторым общим признакам:


Кроме перечисленных проблем, дети даже при легкой степени дизартрии страдают повышенной возбудимостью и истощаемостью нервной системы. Уже с первого года жизни это проявляется плаксивостью и постоянным требованием внимания от близких, нарушениями сна, предрасположенностью к частой рвоте, желудочным расстройствам. Состояние таких деток нередко зависит от метеорологических изменений.

Лечение дизартрии

Лечится дизартрия комплексно, при участии как психоневролога, так и логопеда. Но значительная роль в этом отводится родителям, поэтому им крайне важно знать: диагноз «дизартрия» - что это такое, для чего проводятся те или иные процедуры и упражнения, а также четко представлять себе возможные результаты.

В процессе лечения используются как терапевтические процедуры (лекарственные препараты, физио- и иглотерапия для нормализации мышечного тонуса, так и логопедическое воздействие (артикуляционная гимнастика, исправление голоса и исправление произношения и т. п.).

Стертая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике.

Основные жалобы при стертой дизартрии:

1) невнятная невыразительная речь,

2) плохая дикция

3) искажение звуков

4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

В специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления « », которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Стертая дизартрия

- речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии.

Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно.

Проблемы , организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

Медицинское воздействие;
- психолого-педагогическую помощь;
- логопедическую работу.

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения.

Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка.

Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.);
  • асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды.

Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло НЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Показатель Проявления стёртой дизартрии
ОБЩАЯ МОТОРИКА Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д.Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены.Многие не любят рисовать.Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики.Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук.Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи.Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный.При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам.Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков.Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др.Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок.Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта.

Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.

В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому.

Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому.

У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д.

При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др.

Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает.

Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии.Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны.Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность.Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка.При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить.Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь.Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих.Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки.Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена.Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох.Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок.Темп речи чаще ускорен.При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает.Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы. Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики.Эта группа очень похожа на детей с дислалией.Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической работы, когда нет положительной динамики при автоматизации звуков, возникает подозрение, что это стертая дизартрия.Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога.Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов.Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различении и использовании приставочных глаголов.Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры (например, сковорода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.).Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу-вверху» и т.д.).Вторая группа.

Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха.

В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошибки.

Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторений слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать нужную картинку (мышка-мишка, удочка-уточка, коса-коза и т.д.).

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков.

Словарь детей отстает от возрастной нормы.

Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др.

Дефекты звукопроизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения.

Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликлиники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа.

Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха.

В результате при обследовании отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного высказывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дети этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференциации.

Показательно игнорирование в речи предлогов.

Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специализированные группы детского сада) в группы ОНР.

Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа.

В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

  • с фонетическими нарушениями;
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  • с общим недоразвитием речи.

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устой (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи.

Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, недописывание окончаний.

Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно.

Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполноценность оптико-пространственных представлений.

(23 понравилось, средний балл: 4,78 из 5)

Нарушения речевого развития – это довольно распространенная проблема среди детей. Такие патологические состояния далеко не всегда проявляются выраженной симптоматикой, и в этом случае родители не обращают на них пристального внимания. И совершенно зря, ведь при отсутствии адекватной коррекции такие нарушения могут принести много неприятностей в дальнейшей жизни. К самым распространенным логопедическим нарушениям относится дизартрия у детей дошкольного возраста в стертой форме, темой нашего сегодняшнего разговора станет симптоматика стертой дизартрии и ее лечение.

Стертая дизартрия – это довольно распространенная патология, которая с трудом поддается коррекции. Такое нарушение касается произносительной стороны речи, и обычно наблюдается у деток дошкольного, а также младшего школьного возраста.

Симптомы стертой дизартрии

При стертой форме дизартрии у маленьких пациентов фиксируется недостаточная подвижность ряда мышечных групп в речевом аппарате, которые могут быть представлены губами, мягким небом либо языком. В ряде случаев наблюдается общая слабость во всем периферическом речевом аппарате по причине поражения определенных участков нервной системы.

При стертой дизартрии малыши могут произносить большинство изолированных звуков правильно, однако в общем речевом потоке они слабо автоматизируют эти звуки и в то же время недостаточно их дифференцируют. Недостатки произношения могут быть самыми разными. Чаще всего при стертой дизартрии наблюдается смазаность и размытость, а также некоторая нечеткость артикуляции. Такие симптомы особенно заметны в потоке речи.

При стертой форме дизартрии у детей не наблюдается выраженных полиморфных нарушений звукопроизношения, у них также не фиксируются нарушения тонуса и проблемы в сократительной способности артикуляционных мышц.

Классическими симптомами дизартрии становятся многие патологические особенности артикуляционного аппарата. У маленьких пациентов может наблюдаться паретичность мышц артикуляционных органов, что выражается в вялости мышц лица и губ, опущенности углов губ, отсутствием возможности задержать позу закрытого рта. Наблюдается вялость языка, его кончик недостаточно активный. Упражнения приводят к увеличению мышечной слабости.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста иногда сопровождается спастичностью мышц, что проявляется в напряжении мышц лица, постоянной полуулыбке губ, верхняя губа при этом прижимается к деснам. При речи губы никак не участвуют в артикуляции, так детки со спастичностью мышц лица просто не могут вытягивать губы вперед. Язык становится толстым, у него не наблюдается выраженного кончика, также этот орган становится малоподвижным.

Также стертая форма дизартрии у детей может проявляться гиперкинезами (дрожанием языка и голосовых связок), апраксией, отклонением языка от средней линии и гиперсаливацией ().

Как корректируется стертая дизартрия, лечение заболевания какое эффективно?

Устранение стертой дизартрии подразумевает проведение комплексного воздействия, которое включает в себя медицинское, психолого-педагогическое, а также логопедическое направление.

Успешное лечение такого патологического состояния зависит от полноценного сотрудничества специалистов и родителей. Важную роль играет правильное развитие артикуляционной моторики.
И отличный эффект дают правильные упражнения, подобранные с учетом специфики выявленного нарушения. Могут подбираться комплексы занятий, как для расслабления, так и для увеличения тонуса проблемных участков. Логопед обучает правильному выполнению упражнений, а родители должны заниматься их отработкой.

Коррекция стертой дизартрии может подразумевать проведение дыхательной гимнастики. Так отличный эффект дает выполнение комплекса , он эффективно развивает речевое дыхание и способствует установлению плавности речи.

При некоторых разновидностях дизартрии рот у ребенка может быть постоянно приоткрыт. При этом родителям необходимо обучать малыша контролю над положением рта.

Успешная коррекция стертой формы дизартрии включает в себя и принятие мер по развитию моторики. Маленьким пациентам необходимо выполнять упражнения по преодолению моторной неловкости и по развитию пальчиковой моторики. Отличный эффект дает гимнастика, особенные упражнения на координацию, а также на равновесие. Детям рекомендуют собирать пазлы, мозаику и шнуровки, а также выполнять прочие аналогичные задания.

Стертая форма дизартрии требует коррекции звукопроизношения. Специалист-логопед помогает дошкольнику овладеть методом правильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. Кроме того терапия включает в себя и развитие речи со всех сторон. При этом корректируется фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи: развивается фонематический слух, навыки звукового анализа, расширяется словарный запас, также проводится обучение по грамотному построению высказываний.

Отличный эффект при стертой дизартрии дает проведение логопедического массажа. Его выполняет сертифицированный логопед. Такой метод коррекции подразумевает проведение массажа губ, языка и щек для оптимизации мышечного тонуса, а также для стимуляции мышц речевого аппарата.

В ряде случаев коррекция стертой дизартрии должна включать в себя занятия с психологом, к примеру, при необходимости коррекции наличествующих у дошкольника эмоциональных нарушений.