Ослик иа, декаданс и надломленная жизненная позиция - записки одного программиста.

Термин « », введенный Карлом Леонгардом ещё в 60-х годах XX века, означает выраженное усиление отдельных особенностей характера или их совокупности, не достигающее степени психопатии. Акцентуированные личности, в отличие от больных психопатией, хорошо ориентируются в большинстве социальных ситуаций, достаточно адаптированы к жизни в обществе.

Конфликтные ситуации и яркие проявления характерологических особенностей у них возможны только в небольшом количестве ситуаций, называемых «местом наименьшего сопротивления». При этом в других сферах жизни они могут быть даже более приспособленными, чем не акцентуированные личности.

«Описана «психопатическая триада» признаков, которые характерны только для тяжелых нарушений личности и позволяют отличить акцентуацию личности от психопатии. Это неизменность проявлений характера во всех жизненных ситуациях, его постоянство во времени и нарушение социальной адаптации.»

Часто максимальные проявления акцентуации характера приходятся на подростковый возраст и сглаживаются по мере взросления. традиционно разделяют на явные и скрытые. Явная акцентуация характера – крайняя граница нормы, сопровождающаяся постоянными проявлениями акцентуированных черт, но не приводящая к социальной дезадаптации. Люди со скрытой акцентуацией могут вообще не проявлять характерных черт в обычной жизни. Скрытая акцентуация становится явной только в кризисных ситуациях, затрагивающих уязвимые стороны личности. Эти типы акцентуаций могут переходить один в другой в зависимости от жизненных ситуаций.

Чистые типы акцентуации характера встречаются редко, в большинстве случаев проявления нескольких типов смешиваются, формируя индивидуальную картину личности. Подробнее с характеристиками акцентуированных личностей вы можете ознакомиться в нашей статье на эту тему.

В связи с тем, что вопросом акцентуированных личностей занималось множество психологов, существует несколько вариантов их типологий. У нас наиболее распространена типология А.Е. Личко. Типология Карла Леонгарда используется немного реже. Выяснить, имеется ли у вас акцентуация и какого типа поможет соответствующий тест. Тип акцентуации характера в разных классификациях может иметь разное название, однако его характеристики и «места наименьшего сопротивления» будут неизменны. В зависимости от полученных результатов вы сможете выбрать способы более эффективного реагирования в неблагоприятных ситуациях.

Факторы формирования акцентуаций характера

В формировании акцентуированного характера несомненно влияние врождённых особенностей личности и наследственных факторов. Однако даже при наличии генетической предрасположенности акцентуация возникает далеко не всегда. На появление выраженных личностных особенностей оказывают влияние следующие факторы:

  • Характеристики социального окружения. Особенно важно это в детстве, когда ребёнок слепо копирует поведение взрослых, перенимая свойственные им способы реагирования.
  • Условия воспитания. К деформирующим типам воспитания можно отнести гиперопеку и недостаточное уделение внимания, избыточность требований к ребёнку, жестокое отношение, недостаточность эмоционального контакта с ним, выполнение всех прихотей ребёнка, создание «культа болезни», противоречивые требования в воспитании.
  • Кризис общения у подростков. В этом возрасте широта взаимодействий с окружающими значительно превосходит психологическую компетентность личности, что может приводить к психологическому дискомфорту и его компенсации путём акцентуации характера.
  • Невозможность удовлетворения личных потребностей. Препятствия в их достижении, авторитарный стиль управления в школе или семье повышают вероятность появления акцентуаций.
  • Дисгармоничные представления о себе. К ним относятся несформированность мнения о себе, комплекс неполноценности, неадекватный уровень требований.
  • Отсутствие интересов, целей, отсутствие сформулированных идей о потребностях и социальных нормах, а также способах их достижения. Этот фактор очень актуален в подростковом возрасте.
  • Состояние здоровья. Хронические заболевания, особенно патология нервной системы, врождённые или приобретённые физические дефекты.
  • Профессиональная деятельность также может оказывать сильное влияние на особенности личности. Часто замечают профессиональные деформации характера у врачей, педагогов, актёров, военных.

Акцентуации характера на примере литературных персонажей и героев фильмов

Видео акцентуаций мультгероев:)

Акцентуациия- это предельно выраженные (на грани нормы), особенности характера. Конечно, это не абсолютно точные примеры, но очень похоже на типичных представителей этих типов акцентуации.

Я составила этот список с характерными чертами этих персонажей, для того, чтобы можно было посмотреть на себя со стороны. На примере персонажей, можно увидеть как выражаются акцентуации, и хорошие и плохие черты.

Акцентуация характера в примерах героев и персонажей мультфильмов.

Истероид- Карлсон, Тигра (из американского Вини-Пуха). Хвастлив. "Я самый лучший, у меня все самое лучшее". Хочет выделиться всегда, художник по жизни, творит яркую картину мира.Всегда должен быть в центре внимания, если не может обратить на себя внимание обижается, или закатывает истерику. Трусоват, но легко затевает драки, и разборки, легко меняет друзей.

Шизоид- Белый Рыцарь, Г.Пирельман. Ребенком любит играть один, любит больше общество взрослых, малоподвижен, богат интеллектуально. Чаще всего отсутствует понимание и любовь к поэзии. Его мир - схемы и числа, нелюдим. Интуиция отсутствует. Как правило является белой вороной, отгорожен от окружающих.

Параноид- Человек- Паук, Доктор Дред Всегда энергичный, даже если болеет, не может долго лежать, и ничего не делать. Не сомневается в своей правоте, действует решительно. Целеустремлен не любит болтать и философствовать. Стиль жизни -борьба.Тяжел в ревности.

Лабильный тип акцентуации настроения - царевна Несмеяна, Масяня. Настроение плохое и все вокруг плохо. Человек оставшийся, застрявший в детстве. Искренен, наивен, капризен. Легко теряет сон и спокойствие, часто плачет. Жизнь- сплошные переживания. Меняется настроение и меняется мир. Хорошо развита интуиция, хорошо чувствует отношение к себе, благодарен.

Эпилептоид- Матроскин. Знающий жизнь, реалист, всегда прав по его мнению, и часто прав оказывается на самом деле. Он единственный хороший. Общителен, бережлив, но любит азартные игры. В любви и отношениях собственник, ревнив. Всегда знает как правильно, и как лучше. Разумен, справедлив, но не терпит мнения других, резко отличающегося от его мнения. Очень дорожит собственным.

Астенический тип акцентуации-ослик Иа. Боится окружающего мира, того, что люди принесут ему боль и огорчения. Больное самолюбие, постоянно думает о себе и близких и анализирует состояние здоровья их и свое. Негативное слово в его адрес ранит его как по живому, сверхчувствителен, пуглив, в детстве часто такие дети заикаются. Подвержен влиянию.

Возбудимый тип акцентуации- здоровый оптимист (возбужденный оптимист)- обычно в мультфильмах ассоциируется с мишкой. Можно еще привести в пример Лоло из "Лоло и Пепе". Не понимает, как слушаться взрослых, делает все по своему, поэтому часто попадает в неприятностные ситуации. Люди одаренные, талантливые, щедрые душевно и финансово. Кране недисциплинированные. Навести порядок везде: в делах, в доме, мыслях - большая проблема для них. Часто все делают наоборот. Не обращают внимания и не прислушиваются к критике.

Неустойчивый, депрессивный тип акцентуации, сильно подвержен влиянию из вне. В мультфильмах и фильмах обычно абсолютно депрессивные персонажи не встречается, но тревожные, неустойчивые, вполне. Хотя, есть одно исключение - Пинокио. Хотя частично соответствует ослику Иа, и периодически Несмеяне и Масяне, но он постоянно пребывает в таком подавленном состоянии, в зависимости от Пятачка. Живет без радости. Сон плохой: тревожный, часто просыпается. Настроение обычно, от так себе до плохого. По жизни пессимист и ценит в себе это. Энергии нет. Часто ему просто не везет.

Тревожно-ответственный (тревожно-педантичный) тип акцентуации. Гайка, из "Чип и Дейл спешат на помощь", Леонардо (Лео) из "Черешашек ниндзя". Ответственен, всегда переживает за процесс и результат. Ну, подумаешь, надо сделать еще раз, надо так надо. Всегда готов к катастрофе. Интеллектуален, но верит в приметы и ритуалы. Немного авантюрен. По складу характера, честен, не злоблив, и не завистлив. У взрослых представителей этого типа акцентуации увеличивается чувство ответственности, пунктуальность. Старается исполнять закон и не попадает в милицию.

Консультант - дианалитик, педагог - психолог Быкова Светлана Викторовна.

Уважаемый клиент, Вам доступны индивидуальные, брачные и семейные консультации. Своевременное обращение к специалисту, сможет обеспечить Вам наиболее быстрое решение возникших вопросов.

Личностные проблемы, конфликты решаем с помощью здравомыслия.

Желаю Вам успешного и своевременного решения вопросов, возникших в диалоге с собой и близкими Вам людьми!

Благодарю Вас за Вашу оценку полезности данной статьи, в форме нажатия клавиши "спасибо", расположенной чуть ниже.

Классификация, факторы формирования и лечение при акцентуации характера

Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Термин «акцентуация личности» был введен в 1968 году психиатром из Германии К. Леонгардом, который описывал это явление в качестве излишне выраженных индивидуальных личностных черт, имевших тенденцию к переходу в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Позднее данный вопрос был рассмотрен А. Е. Личко, который на основе работ Леонграда разработал собственную классификацию и ввел в обиход термин «акцентуация характера».

И хотя акцентуированный характер ни в коем случае не отождествляется с психическим заболеванием, важно понимать, что он может содействовать формированию психопатологий (неврозов, психозов и т.д.). На практике очень трудно отыскать грань, чтоб отделить «нормальных» от акцентуированных личностей. Однако психологи рекомендуют выявлять подобных людей в коллективах, ведь акцентуация практически всегда обуславливает особые способности и психологическую расположенность к конкретным видам деятельности.

Классификации

Акцентуации характера по степени выраженности могут быть явными и скрытыми. Явная акцентуация – это крайний вариант нормы, когда определенные черты характера являются выраженными в течение всей жизни. Проявление скрытых акцентуаций обычно связано с какими-либо психотравмирующими обстоятельствами, что, в принципе, является обычным вариантом нормы. В течение жизни человека формы акцентуаций могут переходить одна в другую под воздействием различных внешних и внутренних факторов.

Классификация Личко

К наиболее распространенным и понятным классификациям типов характеров относятся вышеупомянутые системы, разработанные Леонгардом и Личко. Личко в большей степени изучал акцентуации характера, которые можно наблюдать в подростковом возрасте, а в его классификации выделяются следующие типы:

Классификация Леонграда

В многом схожа классификация типов характера, предложенная Леонграда, который изучал акцентуации характера преимущественно у взрослых людей и выделил следующие типы:

Одной из модификаций классификации Леонгарад является система Шмишека, который предложил поделить типы акцентуаций на акцентуации темперамента и характера. Так, к акцентуациям темперамента он отнес гипертимность, дистимность, циклотимность, тревожность, экзальтированность и эмотивность. А вот возбудимость, застревание, демонстративность и педантичность автор причислил непосредственно к акцентуациям характера.

Примеры

В качестве ярчайших примеров типов акцентуаций характера могут выступать популярные герои современных мультипликационных фильмов и литературных произведений, наделенные выраженными личностными особенностями. Так, неустойчивый или дистимный тип личности хорошо проиллюстрирован в герое известного детского произведения «Приключения Буратино» Пьеро, настроение которого обычно безрадостное и подавленное, а отношение к окружающим событиям – пессимистическое.

К астеничекому или педантичному типу лучше всего подходит Ослик Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Этот персонаж отличается необщительностью, боязнью разочарований, озабоченностью собственным здоровьем. А вот Белого Рыцаря из знаменитого произведения «Алиса в стране чудес» смело можно отнести к экстравертированному шизоидному типу, характеризующемуся интеллектуальной развитостью и нелюдимостью. Сама Алиса относится, скорее, к циклоидному типу, для которого характерно чередование повышенной и пониженной активности с соответствующими перепадами настроения. Аналогичным образом раскрывается и персонаж Дон Кихота Сервантеса.

Акцентуация характера демонстративного типа явно проявляется в Карлсоне – самовлюбленном персонаже, любящем похвастаться, стремящемся всегда быть объектом всеобщего внимания. Винни-пуха из одноименного детского произведения и кота Матроскина смело можно отнести к возбудимому типу. Эти два персонажа во многом похожи, так как оба отличаются оптимистичным складом, активностью и невосприимчивостью к критике. Экзальтированный характер можно наблюдать у героя современного мультфильма «Мадагаскар» Короля Джулиана – он эксцентричен, склонен преувеличенно демонстрировать собственные эмоции, не терпит невнимания к себе.

Лабильный (эмоциональный) тип акцентуации характера раскрывается в Царевне-Несмеяне, а вот рыбак из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» является характерным представителем конформного (экстравертированного) типа, которому проще приспособиться к мнению окружающих, чем отстоять свою точку зрения. Параноидный (застревающий) тип характерен для большинства целеустремленных и уверенных в себе супер-героев (Человек Паук, Супермен и т.д.), жизнь которых представляет собой постоянную борьбу.

Факторы формирования

Акцентуированный характер формируется, как правила, под воздействием совокупности различных факторов. Не вызывает сомнений тот факт, что одну из ключевых ролей в этом играет наследственность, то есть некие врожденные личностные особенности. Помимо этого на появление акцентуаций могут влиять следующие обстоятельства:

  • Соответствующее социальное окружение. Так как характер формируется с раннего детского возраста, наибольшее влияние на развитие личности оказывают люди, окружающие ребенка. Он неосознанно копирует их поведение и перенимает их особенности;
  • Деформирующее воспитание. Дефицит внимания со стороны родителей и других окружающих людей, чрезмерная опека или строгость, отсутствие эмоциональной близости с ребенком, завышенные или противоречивые требования и т.д.;
  • Неудовлетворение личных потребностей. При авторитарном типе управления в семье или школе;
  • Дефицит общения в подростковом возрасте;
  • Комплекс неполноценности, завышенная самооценка или иные формы дисгармоничного представления о собственной личности;
  • Хронические заболевания, в особенности, поражающие нервную систему, физические недостатки;
  • Профессия. Согласно статистике, акцентуации характера чаще наблюдаются у представителей таких профессий, как актеры, педагоги, медицинские работники, военные и т.д.

По мнению ученых, акцентуация характера чаще проявляется в пубертатном периоде, но по мере взросления переходит в скрытую форму. Что касается генеза рассматриваемого явления, ряд проведенных ранее исследований показывает, что, в целом, само по себе воспитание не может создать условий, в которых бы мог сформироваться, к примеру, шизоидный или циклоидный тип личности. Однако при определенных отношениях в семье (излишнее потакание ребенку и т.п.), вполне возможно, что у ребенка разовьется истероидная акцентуация характера и т.д. Очень часто у лиц с наследственной предрасположенностью наблюдаются смешанные типы акцентуаций.

Особенности

Акцентуации характера встречаются не только в своем «чистом» виде, легко поддающемся классификации, но в смешанной форме. Это так называемые промежуточные типы, становящиеся следствие одновременного развития нескольких различных черт. Принятие во внимание подобных особенностей личности очень важно при воспитании детей и построения общения с подростками. Учитывать особенности акцентуированного характера также необходимо при выборе профессии, при выявлении предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

Очень часто акцентуированный характер сравнивается с психопатией. Здесь важно учесть явное различие – проявление акцентуаций не является постоянным, так как со временем они могут менять степень выраженности, сглаживаться или вовсе исчезать. При благоприятных жизненных обстоятельствах личности с акцентуированным характером способны даже раскрывать в себе особые способности и таланты. К примеру, личность с экзальтированным типом может открыть в себе талант художника, актера и т.д.

Что касается проявлений акцентуаций в подростковом возрасте, то дана проблема на сегодняшний день является весьма актуальной. По статистике, акцентуации характера имеются почти у 80% подростков. И хотя эти особенности рассматриваются в качестве временных, психологи говорят о важности их своевременного распознавания и коррекции. Дело в том, что часть выраженных акцентуаций под воздействием неких неблагоприятных факторов может трансформироваться психическое заболевание уже в зрелом возрасте.

Лечение

Чрезмерно выраженная акцентуация характера, приводящая к явной дисгармонии личности, действительно может потребовать определенного лечения. Важно подчеркнуть, что терапия при рассматриваемой проблеме должна быть неразрывно связано с основным заболеванием. К примеру, доказано, что при повторных черепно-мозговых травмах на фоне акцентуированного характера возможно формирование психопатических расстройств. Несмотря на то, что сами по себе акцентуации характера в психологии не рассматриваются в качестве патологий, они довольно близки к психическим расстройствам по целому ряду признаков. В частности, акцентуированный характер – это одна из психологических проблем, при которой не всегда удается поддерживать нормальное поведение в социуме.

Явные и скрытые акцентуации характера диагностируются при проведении специальных психологических тестов с использованием соответствующих опросников. Лечение назначается всегда индивидуально в зависимости от конкретного типа акцентуации, ее причин и т.д. Как правило, коррекция проводится с помощью психотерапии в индивидуальной, семейной или групповой форме, но иногда может назначаться дополнительная медикаментозная терапия.

Мои будни

Акцентуации характера по степени выраженности могут быть явными и скрытыми. А вот возбудимость, застревание, демонстративность и педантичность автор причислил непосредственно к акцентуациям характера. К примеру, личность с экзальтированным типом может открыть в себе талант художника, актера и т.д. Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией.

При данной особенности некоторые черты характера человека являются заостренными, непропорциональными по отношению к общему складу личности, приводящими к некой дисгармонии.

Данный тип характеризуется как «сверхактивный», со свойственным ему повышенным жизненным тонусом и настроением. Эмоциональная лабильность выражается в частых и беспричинных сменах настроения.

Акцентуация характера в примерах

Так, к акцентуациям темперамента он отнес гипертимность, дистимность, циклотимность, тревожность, экзальтированность и эмотивность. А вот Белого Рыцаря из знаменитого произведения «Алиса в стране чудес» смело можно отнести к экстравертированному шизоидному типу, характеризующемуся интеллектуальной развитостью и нелюдимостью. Сама Алиса относится, скорее, к циклоидному типу, для которого характерно чередование повышенной и пониженной активности с соответствующими перепадами настроения.

Акцентуация характера демонстративного типа явно проявляется в Карлсоне – самовлюбленном персонаже, любящем похвастаться, стремящемся всегда быть объектом всеобщего внимания. Параноидный (застревающий) тип характерен для большинства целеустремленных и уверенных в себе супер-героев (Человек Паук, Супермен и т.д.), жизнь которых представляет собой постоянную борьбу.

Типы акцентуаций и соционические типы

Акцентуированный характер формируется, как правила, под воздействием совокупности различных факторов. Так как характер формируется с раннего детского возраста, наибольшее влияние на развитие личности оказывают люди, окружающие ребенка. Профессия. Согласно статистике, акцентуации характера чаще наблюдаются у представителей таких профессий, как актеры, педагоги, медицинские работники, военные и т.д.

Очень часто у лиц с наследственной предрасположенностью наблюдаются смешанные типы акцентуаций. Учитывать особенности акцентуированного характера также необходимо при выборе профессии, при выявлении предрасположенности к тому или иному виду деятельности.

При благоприятных жизненных обстоятельствах личности с акцентуированным характером способны даже раскрывать в себе особые способности и таланты. Что касается проявлений акцентуаций в подростковом возрасте, то дана проблема на сегодняшний день является весьма актуальной. По статистике, акцентуации характера имеются почти у 80% подростков.

Дело в том, что часть выраженных акцентуаций под воздействием неких неблагоприятных факторов может трансформироваться психическое заболевание уже в зрелом возрасте. К примеру, доказано, что при повторных черепно-мозговых травмах на фоне акцентуированного характера возможно формирование психопатических расстройств. Несмотря на то, что сами по себе акцентуации характера в психологии не рассматриваются в качестве патологий, они довольно близки к психическим расстройствам по целому ряду признаков.

Типы личности по Леонгарду

Явные и скрытые акцентуации характера диагностируются при проведении специальных психологических тестов с использованием соответствующих опросников. Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию.

Склонен к фантазерству, позерству и притворству. Усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму. Склонен к затяжным конфликтам, четко определяет круг врагов и друзей. Для данного типа характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность.

Леогард выделял следующие типы акцентуации характера, темперамента, личности: - Демонстративный тип. Чрезмерно выраженная акцентуация характера, приводящая к явной дисгармонии личности, действительно может потребовать определенного лечения.

/ 1й курс / вп 1й курс / акцентуация

Акцентуа́ция (от лат. accentus - ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ - находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках - личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни (Z73.)

Личко А. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии

Прошло более четверти века с появления книги Карла Леонгарда об акцентуированных личностях . Эта монография переиздавалась и на немецком и на русском языках . Ее автор противопоставлял акцентуированные личности как варианты нормы психопатиям как проявлениям патологии. К.Леонгард считал, что в развитых странах около половины популяции относится к акцентуантам. Однако описанные им типы акцентуированных личностей по сути представляли варианты типов характера . Личность в психологии – понятие более широкое, чем характер, оно включает также способности, наклонности, интеллект, мировоззрение. К.Леонгард лишь для части из описанных типов использовал название «акцентуированные характеры». Но при каждом типе акцентуации личность может быть весьма различной. Например, при эпилептоидном типе можно быть и фанатичным католиком, и воинствующим атеистом, обладать и выдающимися музыкальными способностями и не иметь никаких, стать аморальным преступным стяжателем или бесстрашным борцом за правду и справедливость. Все это побудило нас развить положение об «акцентуации характера» и, кроме того, попытаться отграничить их не только от психопатий (расстройств личности), но и от «средней нормы» и постараться дать возможно четкое определение . Как известно, в русской психиатрии к психопатиям относят аномалии характера, которые «определяют весь психический облик» (тотальность характера), «в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» (относительная стабильность характера) и «мешают приспособляться к окружающей среде» (служат причиной социальной дезадаптации) . «Акцентуации характера – это варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенных психогенных факторов при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» . Явные и скрытые акцентуации характера. Если психолог или психиатр обратит свой взор на окружающих, то среди них лишь около 10% при непродолжительном контакте, судя по манере вести себя, по поступкам и высказываниям в обыденной жизни, смогут быть отнесены к одному из типов акцентуации, описываемых далее. Это – явные акцентуации характера . В подростковом возрасте, когда характер еще формируется и его черты еще не сглажены и не отшлифованы жизненным опытом, или в период инволюции, когда эти черты могут заостряться, этот процент может оказаться большим. У большинства других лиц тип характера отчетливо проявляется лишь в особых условиях, когда судьба ударяет по месту наименьшего сопротивления данного типа, по его ахиллесовой пяте. Например, в ситуации, когда надо быстро установить тесные неформальные контакты с новым окружением, один проделает это с интересом и удовольствием, легко включится в новую среду и даже займет в ней лидерскую позицию, т.е. проявит черты гипертима, тогда как другой замкнется в себе, отгородится от других, окажется неспособным интуитивно вчувствоваться в новую атмосферу, предпочтет одиночество и «внутреннюю свободу» минимально необходимому конформизму, т.е. раскроется как шизоид. Зато первый при вынужденной изоляции, лишении широкого круга контактов, ограничении свободы действий, да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию, наносящую ему же ущерб и отнюдь не способствующую изменению ситуации к лучшему для него, тогда как второй перенесет эти условия достаточно стойко, погрузившись во внутренний мир фантазий и размышлений. Это – скрытые акцентуации характера . Именно к ним относится большинство популяции. Возможно, что часть акцентуаций, будучи явными в подростковом возрасте, становятся скрытыми при повзрослении. Для выявления скрытых типов акцентуаций характера в подростковом возрасте нами был разработан специальный метод, пригодный для массовых обследований – Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО). Посредством этого метода разные типы акцентуаций характера были обнаружены у около двух третей популяции подростков . В маргинальных подростковых контингентах, как относящихся к асоциальным (делинквентные, злоупотребляющие наркотиками и другими дурманящими веществами и др.) или страдающих непсихотическими психическими расстройствами (склонность к острым аффективным реакциям, психогенным депрессиям и т.п.) и хроническими соматическими болезнями и даже среди элитарной части подростков (учащиеся престижных математических, художественных и английских школ), доля акцентуантов, выявленных с помощью ПДО, превышала 80%, а иногда достигала почти 100% . Соотношение типов акцентуаций характера и типов расстройств личности. В англоязычной психиатрической литературе отсутствует понятие, аналогичное акцентуированным личностям или акцентуациям характера в немецкой и русской психиатрии. Однако можно провести частичную аналогию с типами расстройств личности в DSM-III-R и МКБ-10 . Отличие состоит прежде всего в том, что акцентуации характера – варианты нормы, выраженность черт характера не достигает такой степени, чтобы стать причиной социальной дезадаптации и может не быть ни тотальности, ни стабильности характера, отмеченных ранее. Сопоставление типов дано в таблице, где также приведено сравнение нашей классификации с систематикой К.Леонгарда .

Сопоставление типов акцентуаций характера и типов расстройств личности по DSM-III-R и МКБ-10

Типы акцентуаций характера

Personality disorders (DSM-III-R, ICD-10)

Гипертимный Циклоидный Эмоционально-лабильный Сенситивный Психастенический Шизоидный Паранойяльный Эпилептоидный Истероидный Неустойчивый Конформный

Гипертимический Аффективно-лабильный Эмотивный Тревожный Педантичный Интровертированный Застревающий Возбудимый Демонстративный Нет аналога Нет аналога

Analogy is absent Analogy is absent Analogy is absent Avoident Obsessive-compulsive Schizoid Paranoid Partially; antisocial, impulsive Histrionic Dissocial Dependent

Типы акцентуаций характера. Наши прежние описания были основаны на изучении подростков , у которых типы акцентуаций выступают особенно ярко. Дальнейшие катамнестические исследования, когда подростки через 5-10 лет стали уже взрослыми, позволили внести дополнения в характеристики каждого из типов. Гипертимный тип сохраняет почти всегда приподнятое настроение, активность, предприимчивость и общительность, разговорчивость, быструю речь, выразительную мимику. Его представители, благодаря хорошей ориентировке в меняющейся ситуации, нередко сперва успешно подымаются по социальной лестнице. Но очень часто рано или поздно наступает крах карьеры из-за неумения предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надежд, неразборчивости в выборе сотоварищей, склонности к авантюрам. Но при неудачах не отчаиваются – ищут новое поприще для применения кипучей энергии. В семейной жизни умудряются сочетать легкость измен супругам с привязанностью к ним, если только те смотрят сквозь пальцы на их похождения. В целом о гипертимах можно сказать, что они хорошие тактики и никуда не годные стратеги. У части из них с возрастом появляются короткие депрессивные фазы – они из гипертимов превращаются в циклоидов. Наиболее конфликтные и неприязненные отношения у гипертимов складываются с эпилептоидами. Плохая совместимость случается и с представителями своего же типа из-за борьбы за лидерство, а наилучшая с эмоционально-лабильными и конформными, охотно принимающими лидерство гипертимов. Циклоиды при повзрослении ведут себя по-разному. У части из них фазность сглаживается, у другой части, наоборот, становится еще более очевидной. Наконец, небольшая часть как бы на многие годы «застревает» на одной фазе, превращаясь в гипертимов или меланхоликов – редкий «конституционально-угнетенный тип» по П.Б.Ганнушкину . Последние случаи могут сопровождаться стойкой астено-невротической симптоматикой с ипохондризацией. У некоторых циклоидов выступает связь фаз с временем года. У одних «спады» приходятся на зиму – наступает нечто аналогичное «зимней спячке» с постоянной вялостью, падением активности, снижением ко всему интереса, избеганием шумных компаний и предпочтением привычного узкого круга общений. В эти периоды тяжело переносится крутая ломка стереотипа жизни – переезд на новое место жительства, новая работа, появление новых членов семьи, меняющих привычный уклад. У других субдепрессивные состояния обычно приходятся на весну, а «подъемы» на осень. Они сами это хорошо отмечают. Ярким примером этой группы может послужить А.С. Пушкин: «Я не люблю весны. весной я болен, Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены. . . . . . . . . . . . . . . . . . . И каждой осенью я расцветаю вновь. К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят – я снова счастлив, молод. » «Осень» написана Пушкиным в 34-летнем возрасте. Использование трициклических антидепрессантов во время легких депрессий у циклоидов, видимо нерационально. Может обнаружиться склонность к «раскачиванию» фаз, которые становятся более выраженными. Коррекцию лучше осуществлять с помощью транквилизаторов или эглонила (догматила, сульпирида). Лабильный (эмоционально-лабильный) тип акцентуации характера также с годами претерпевает различные изменения. Часть его представителей как бы приближается к циклоидам: у них появляются короткие субдепрессивные фазы, длящиеся по несколько дней. У других черты эмоциональной лабильности сглаживаются, у третьих остаются, как в юности. Обычно сохраняется быстрое интуитивное восприятие отношения к себе окружающих, чрезмерная чувствительность к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и постоянная потребность в сопереживании. Представители этого типа часто сохраняют некоторую инфантильность, многие годы остаются очень моложавыми, выглядят моложе своих лет. Но признаки постарения появляются рано и почти внезапно. У них как бы не бывает периода настоящей зрелости – из юности они переходят в старость. В жизни они трудно совмещаются с представителями эпилептоидного и сенситивного типов акцентуации, более всего предпочитают общение с гипертимами, которые подымают им настроение. Сенситивный тип акцентуации в зрелом возрасте претерпевает мало изменений, хотя в силу гиперкомпенсации некоторые черты стараются маскировать. Тем не менее сохраняется постоянная озабоченность отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Легко развиваются психогенные депрессии и фобии. Если удается обзавестись семьей и детьми, то сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться. Особенно это видно у «старых дев», вечно опасающихся быть заподозренными во внебрачных сексуальных контактах. Но лишь изредка дело доходит до «сенситивного бреда отношения» по Э.Кречмеру . Психастенический (ананкастный) тип акцентуации также мало меняется с возрастом. Все также живут постоянной тревогой за будущее, склонны к рассуждательству, самокопанию. Нерешительность сочетается с неожиданной скоропалительностью действий. Легко возникают обсессии, которые, как и педантизм, служат психологической защитой от тревоги. Но если в подростковом возрасте психастеники, как и сенситивы, отрицательно относятся к алкоголю и к другим дурманящим средствам, то при повзрослении спиртные напитки могут стать более привлекательными как способ подавления внутренней тревоги, постоянного напряжения. В отношении к близким и подчиненным может выступать мелочный деспотизм, который, видимо, питается той же внутренней тревогой. Отношения с другими порою портит мелочная принципиальность. Шизоидный тип акцентуации также отличается устойчивостью основных черт характера. Замкнутость с возрастом может отчасти маскироваться внешними формальными контактами, но внутренний мир по-прежнему остается за семью печатями для других, а эмоциональные контакты затрудненными. Выступает сдержанность в проявлении эмоций, невозмутимость в волнующих ситуациях, хотя умение владеть собою у шизоидов может быть не столько связано с силой воли, сколько со слабостью темперамента. Ощущается недостаток эмпатии, способности к сопереживанию. В социальной жизни с возрастом не ослабевает юношеский нонконформизм: склонны искать нешаблонные решения, предпочитают непринятые формы поведения, способны на нежданные эскапады, без учета вреда, который наносят ими самим себе. Обогащение жизненным опытом мало меняет слабую интуицию в контактах с окружающими, неспособность понять невысказанные другими чувства, желания, опасения, что было отмечено еще Г.Аспергером у шизоидных детей. Судьба шизоидных акцентуантов в значительной мере зависит от того, в какой степени им удается удовлетворять свое хобби. Иногда они нежданно обнаруживают недюжинные способности постоять за себя и свои интересы, заставить других соблюдать дистанцию. У супругов и детей нередко вызывают недовольство своей молчаливостью. В профессиональной деятельности могут быть даже многоречивы, хотя писания обычно предпочитаются устным высказываниям. В своих симпатиях шизоиды иногда тяготеют к эмоционально-лабильным, может быть чувствуя в их характере то, что им самим не хватает. Эпилептоидный тип акцентуации также с годами сохраняет основные черты, особенно сочетание медлительной инертности в движениях, действиях, мыслях с аффективной взрывчатостью. В аффекте способны терять контроль над собой, разразиться потоком брани, наносить побои – в эти моменты от медлительности не остается следа. В одних случаях с годами все более проявляется «гиперсоциальность» с властолюбием, установлением «своих порядков», нетерпимостью к инакомыслию, злопамятностью в отношении обид. Злоупотребление алкоголем сопровождается тяжелыми формами опьянений с агрессивностью и выпадением из памяти отдельных отрезков времени. Если развивается алкоголизм, то протекает он злокачественно. У некоторых особенно выступают мстительность и садистические склонности. В группах стремятся стать властелином, в контактах – подчинить, подмять под себя других, хотя к начальству и сильным мира часто угодливы, особенно если ждут для себя выгод и поблажек. Педантичная аккуратность видна по одежде, прическе, предпочтению порядка во всем. Сексуальным партнерам сами легко изменяют, но неверности себе не переносят, крайне ревнивы и подозрительны. Истероидный тип акцентуации отличается беспредельным эгоцентризмом, ненасытной жаждой постоянного внимания окружения к себе. При повзрослении социальная адаптация в значительной мере зависит от того, насколько профессия или общественное положение позволяют удовлетворить эту жажду. На исключительное положение претендуют и в семье, и при сексуальных контактах. Неудовлетворенный эгоцентризм в зрелом возрасте приводит к тому, что стихией истероида в социальной жизни становится яростная оппозиционность. Упиваются собственным красноречием, своей «выдающейся» ролью. Выигрывают в переходные моменты в обществе, в ситуации кризиса и неразберихи. Именно тогда крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность – за решительность, стремление быть у всех на виду – за организаторские способности. Оказавшись у власти – большой или малой – истероиды не столько управляют, сколько играют в управление. Лидерский час истероидов скоро проходит, как только окружение разбирается, что трескучими фразами проблем не решить . Неустойчивый тип акцентуации нередко выявляется в подростковом возрасте. Судя по катамнезам, судьба большинства оказывается печальной: алкоголизм, наркомании, преступность. В асоциальной компании неустойчивые остаются на роли «шестерки» – подчиненных, раболепных перед вожаками, но готовых на все. Лишь трусость способна удерживать от тяжких преступлений. В случаях удовлетворительной социальной адаптации основные черты – отвращение к труду, жажда постоянных развлечений, безответственность – сглаживаются, чаще под влиянием сильной личности, от которой оказываются зависимыми, и жестко регламентированного режима. Конформный тип акцентуации характера, описанный нами , до сих пор остается мало признанным. Его главными особенностями являются слепое следование обычаям своей среды, некритичность ко всему, что черпается от привычного окружения и предубежденное неприятие всего, что исходит от людей не своего круга, нелюбовь нового, перемен, непереносимость ломки стереотипов. Но все это позволяет адаптироваться в условиях, когда жизнь не требует большой личной инициативы, когда можно плыть по руслу, проложенному привычным окружением. Но и в эпоху социальных катаклизмов конформные начинают вести себя так, как многие из привычного окружения – например, проявлять безудержную агрессивность. Паранойяльная акцентуация как особый тип характера. Это – наиболее поздно развертывающийся тип характера: он отчетливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30-40 лет. В подростковом и юном возрасте эти лица бывают наделены эпилептоидными или шизоидными чертами, иногда истероидными и даже гипертимными. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности – своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят – всегда истина, на что претендуют – безусловно имеют право. Именно эта основа служит для сверхценных идей, которые П.Б.Ганнушкин считал главной чертой этого типа. Но паранойяльная акцентуация, покуда она не достигла патологического уровня – паранойяльной психопатии, паранойяльного развития личности – также является вариантом нормы, хотя обычно и крайним. Сверхценные идеи отличаются от бредовых тем, что воспринимаются непосредственным окружением, во всяком случае его частью, как вполне реальные или возможные и допустимые. Претворяя сверхценные идеи, паранойяльный акцентуант не станет наносить себе явный ущерб или ставить себя в крайне опасное положение . Отсутствие бредовых идей отличает паранойяльную акцентуацию от паранойяльного психоза. Но при паранойяльной психопатии картина также обычно ограничивается сверхценными идеями, хотя при тяжелых декомпенсациях они могут трансформироваться в бредовые. Другие черты паранойяльной акцентуации те же, что при паранойяльной психопатии – параноидном расстройстве личности по DSM-III-R . А именно – все люди, которые несогласны со сверхценными идеями – либо невежды, либо завистники. Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих идей пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные и мнимые права, не считаясь ни с чем. Злопамятность сочетается с подозрительностью, склонностью всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор. Но все эти черты при акцентуации не достигают такой степени, чтобы стать причиной социальной дезадаптации, особенно стойкой. Да и сами эти черты могут выступать не постоянно, а лишь в определенных ситуациях, когда либо ущемляются интересы, либо, наоборот, в руках паранойяльного акцентуанта оказывается большая власть . Паранойяльная психопатия отличается от акцентуации прежде всего стабильностью сформировавшегося характера и его тотальностью – проявлением его черт всюду и всегда и постоянной социальной дезадаптацией . При тяжелых декомпенсациях паранойяльных психопатий, как указывалось, развивается паранойяльный психоз, когда сверхценные идеи превращаются в бредовые. Тогда даже ранее доверчивое и подпавшее под влияние паранойяльной личности окружение начинает понимать болезненность этих идей, а действия параноика способны наносить ему же самому очевидный вред. Различия почвы, на которой формируется паранойяльная акцентуация и психопатия, сказываются на особенностях характера. Предшествующая эпилептоидность способствует агрессивности, склонности к физическому садизму, бурным аффективным вспышкам при противодействии со стороны, ипохондричности с обвинениями других в нанесении вреда их здоровью («мстительные ипохондрики»), фанатизму с нетерпением к инакомыслию. Шизоидный преморбид оборачивается эмоциональной холодностью, безразличием к страданиям других («ментальный садизм» по Э.Фромму ), сдержанностью, умением соблюдать дистанцию в отношениях с другими, безоговорочной отдачей себя своей сверхценной идее (эпилептоидный преморбид скорее толкает к тому, чтобы эта идея приносила ощутимую выгоду). Гипертимная акцентуация вносит в паранойяльное развитие безудержность, брызжущую энергию, несдержанность, полное небрежение к реальной оценке ситуации, ни на чем не обоснованную убежденность в своем грядущем успехе. Истероидные черты проявляются позерством, демонстративностью, жаждой привлекать к себе восхищенные взоры, требованием поклонения, склонностью к самодраматизации и нарочитой экзальтации. Смешанные типы акцентуаций характера и частота разных типов.Смешанные типы составляют большинство. Однако существуют и частые, и никогда не встречавшиеся сочетания. Например, гипертимность может сочетаться с истероидностью или неустойчивостью, но не с шизоидностью или сенситивностью или психастеническими чертами. При повзрослении у смешанных типов на первый план может выступать один из компонентов сочетания в зависимости от условий, в которых субъект окажется. Разные типы акцентуаций встречаются с неодинаковой частотой. Популяционные нормы были установлены для подросткового возраста на когорте 70-х годов . Гипертимный тип определялся в 4-12%, циклоидный – 3-8%, эмоционально-лабильный – 2-14%, сенситивный – 2-7%, психастенический – около 1%, шизоидный – 1-8%, эпилептоидный – 2-9%, истероидный – около 2%, неустойчивый – 1-14%, конформный – 1-11%. Диапазон колебаний зависел от пола и возраста. Генез акцентуаций – наследственность или воспитание? Никаким особым воспитанием невозможно вырастить гипертима, циклоида или шизоида. Видимо, эти типы акцентуаций обусловлены генетическим фактором. Однако среди кровных родственников у эпилептоидов, истероидов нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Тем не менее воспитание с детства как «кумира семьи» – потворствующая гиперпротекция с обережением от трудностей, вседозволенностью, удовлетворением малейших желаний и капризов способна привить истероидные черты многим, за исключением, пожалуй, тех, кто уже наделен сенситивными или психастеническими чертами. Те же, кто растет в условиях жестких взаимоотношений с постоянной агрессивностью вокруг приобретают выраженные эпилептоидные свойства. Труднее всего они прививаются эмоционально-лабильным, сенситивным и психастеническим подросткам. Гипопротекция до безнадзорности, асоциальные компании с детских лет способны культивировать черты неустойчивой акцентуации, которые могут также наслаиваться на ядро других типов, за исключением сенситивного и психастенического. Сенситивность, вероятно, может быть как генетической, так и последствием физических недостатков, например, заикания. Эмоциональная лабильность бывает результатом инфантилизирующего воспитания или сочетается с конституциональным инфантилизмом. Смешанные типы, с точки зрения роли наследственности и воспитания, можно разделить на две группы – промежуточные и амальгамные. Сочетания при промежуточных типах обусловлены генетически (например, у отца – эпилептоидная акцентуация, у матери – истероидная, их потомок наделен чертами обоих типов). При амальгамных типах на генетическое ядро одного типа под влиянием среды, в особенности воспитания, наслаиваются черты другого типа. Роль акцентуаций характера в развитии психических расстройств и значение для психотерапии. Акцентуации характера как варианты нормы не следует относить к области «предболезни» прежде всего потому, что каждый из типов создает не только повышенный риск определенных психических (а возможно, и некоторых соматических) расстройств, именно тех, которые являются следствием удара по его ахиллесовой пяте. Но каждый тип акцентуации обладает повышенной устойчивостью к ряду других психогенных воздействий. Представитель сенситивной акцентуации легко даст и психогенную депрессию, и фобический невроз при неблагоприятном к нему отношении ближайшего окружения, но окажет высокую сопротивляемость соблазну и понуждению употребления алкоголя, наркотиков и других дурманящих средств. Эпилептоид в неблагоприятном окружении вступит в борьбу, но алкоголь для него крайне опасен и алкоголизм нередко протекает злокачественно. При возникновении психических расстройств акцентуации характера привлекают внимание прежде всего как определенная систематика преморбидного фона . При психогенных расстройствах акцентуации играют роль почвы, предрасполагающего фактора. С одной стороны, от типа акцентуации зависит какое из психогенных неблагоприятных воздействий скорее всего вызовет срыв. Для истероида это – утрата внимания значимых лиц, крах надежды на удовлетворение завышенных притязаний. Эпилептоид тяжелее перенесет ущемление его интересов, самим себе присвоенных «прав», утрату ценного имущества, а также протест против его безраздельного властвования со стороны тех, кто, с его точки зрения, должен безропотно его сносить. Шизоид окажется в кризисной ситуации при необходимости быстро установить неформальные эмоциональные контакты с новым окружением. Ударом для него может быть лишение излюбленного хобби. Психастенику тяжко бремя ответственности, особенно за других. Для эмоционально-лабильных наиболее болезненно эмоциональное отвержение со стороны близких и значимых лиц, как и вынужденная разлука с ними или утрата их. Акцентуация характера выступает также в качестве патопластического фактора, накладывая сильный отпечаток на картину психических расстройств. Например, преморбидная сенситивность способствует развитию идей отношения, депрессии, а эпилептоидность – идеям преследования, дисфориям, аффективным взрывам. Гипертимность, циклоидность, эмоциональная лабильность в преморбиде способствует аффективным нарушениям в картине разных психических расстройств. При острых психозах влияние преморбидной акцентуации может мало сказываться, но типы последующих ремиссий тесно связаны с акцентуациями . Выбор наиболее адекватных методов психотерапии и психотерапевтических программ также в значительной мере зависит от типа акцентуации характера как при непсихотических расстройствах, так и при психозах. Например, гипертимы на сеансах групповой психотерапии чувствуют себя как рыба в воде, но для сенситивной личности сама ее обстановка может стать психической травмой, а эпилептоид с его стремлением к властвованию, обидчивостью и злопамятностью может оказаться тяжелым для группы. Гипертимы не переносят директивный тон, эмоционально-лабильные тяготеют к аутотренингу, ищут эмпатии и сопереживания. Они и сенситивы получают временное облегчение от катарсиса. Психастеники охотно воспринимают рациональную психотерапию, но всегда имеется опасность, что она для них может превратиться в пустую словесную жвачку, никак не корригирующую поведение. Более действенными для них могут оказаться невербальные методы групповой и поведенческой психотерапии. Психотерапия у шизоидов бывает удачной, если пациент почувствует симпатию и доверие к психотерапевту. Хобби для шизоида являются и психологической защитой и могут послужить ключом для контакта. Эпилептоид ценит внимание к своей особе, к своему здоровью в частности. Рациональная психотерапия воспринимается как советы компетентного специалиста и как способ принятия самим обстоятельно обдуманного решения. Истероиды охотно лечатся суггестивными методами, но эффект сказывается только устранением отдельных симптомов, которые вскоре заменяются другими. Их компенсация зависит от ситуации – от возможностей удовлетворения своего эгоцентризма. При неустойчивой акцентуации психотерапия неэффективна. Может подействовать включение в группу с сильным лидером. Таким образом, акцентуации характера могут послужить в психиатрии и медицинской психологии систематикой преморбидного фона при психических и психосоматических расстройствах. От типов акцентуации могут зависеть особенности клинической картины, уязвимость и толерантность к разным психогенным факторам, прогноз в отношении социальной адаптации и выбор психотерапевтических программ. В частности, при многоосевой диагностической классификации типы акцентуации характера были предложены как особая патохарактерологическая ось .

Примеры акцентуация характера

Каждый человек имеет свой неповторимый характер – уникальное сочетание существенных и устойчивых особенностей личности, приобретенных ею в процессе формирования и развития.

По характеру человек может быть жестоким, добрым, критичным, требовательным, эгоистичным, вежливым, ответственным, лживым, аккуратным, бережливым и т.д., эти черты проявляются в отношении к другим людям и к себе, к делам или вещам.

В силу врожденных индивидуальных особенностей, ситуации развития и приобретенного жизненного опыта одни качества могут быть выражены сильнее, чем другие. Эти яркие, заостренные черты, которые в определенных условиях затрудняют отношения с другими людьми и приводят к дисгармонии взаимоотношений с миром, называют акцентуациями характера. А людей с такими особенностями личности - акцентуантами.

Расширенная статья об акцентуациях характера и психопатиях доступна тут.

Но акцентуации – это не патология и не болезнь, это вариант психического здоровья. В отличие от психических заболеваний, акцентуации вызывают специфические реакции только в определенных ситуациях, более отчетливо проявляются лишь в какой-либо период жизни и не приводят к социальной дезадаптации. То есть акцентуация характера – это некоторая уязвимость человека в каких-то жизненных условиях, «слабое звено» личности. Примерами могут служить возбужденно-радостное настроение, постоянный оптимизм Доктора Ливси из известного мультфильма «Остров сокровищ» или, напротив, подавленное настроение, пессимизм и угрюмость ослика Иа из детской сказки про Винни-Пуха.

Расстройствам личности (психопатиям) посвящена отдельная статья тут.

Акцентуации различают по типам. Наиболее известные типологии представлены у К. Леонгарда, который ввел этот термин и у А.Е. Личко.

Согласно А.Е. Личко, выделяют следующие типы акцентуаций характера:

1. Истероидный тип. Характерны такие черты, как постоянная жажда внимания, эгоцентризм, демонстративность в поведении и общении, потребность в почитании и одобрении.

2. Гипертимный тип. Характеризуется подвижностью, шумностью, чрезмерной общительностью, повышенным настроением, склонностью к озорству.

3. Астеноневротический тип. Характерные черты: раздражительность, тревожность, постоянные опасения, повышенная утомляемость в общении и труде.

4. Психастенический тип. Такие люди мнительны, нерешительны, склонны к самоанализу и самокопанию.

5. Шизоидный тип. Характеризуются замкнутостью, необщительностью, отстраненностью, скрытностью.

6. Эпилептоидный тип. Люди этого типа склонны к тоскливо – мрачному настроению, консервативны, скрупулезны, педантичны.

7. Сенситивный тип. Характерные черты: повышенная стеснительность, обидчивость, впечатлительность, робость, чрезмерная чувствительность.

8. Лабильный тип. У таких людей крайняя изменчивость настроения, которое колеблется очень резко и по любому поводу.

9. Неустойчивый тип. Характеризуется стремлением к развлечениям, безделью, праздности, удовольствиям, отсутствуют волевые усилия в труде и быту.

10. Конформный тип. Такие люди не переносят больших перемен и любят быть «как все».

11. Циклоидный тип. Совмещает в себе состояния гипертимности и астеничности, которые сменяют друг друга.

Конечно, у одного и того же человека могут быть несколько заостренных черт, кроме того, степень их выраженности отличается у разных людей. Каждая из акцентуаций может развиться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Например, демонстративность как акцентуированная черта может быть полезной актеру или эстрадному певцу, а скрупулезность и тщательность поможет не упустить важные детали в расследовании преступлений.

Определить наличие или отсутствие акцентуаций характера можно с помощью специально подобранных психологических методик. Зная свои особенности, свои «слабые стороны» можно избежать жизненных ситуаций, которые делают нас наиболее уязвимыми в силу нашего индивидуального характера.

В рамках нашего проекта, выявить акцентуации характера помогут аналитические модули «Личность» и «MMPI СМИЛ» .

Удивительна концовка этой истории: Иа не может отличить дом, построенный Пятачком и Пухом от своей собственной "кучи веток". При том, что и Пух и Пятачок прекрасно видят различие.

Этот феерический эпизод прекрасно демонстрирует два тезиса:

Во-первых, такие люди не способны (не могут или не хотят) различать и ценить качества вещей и предметов, которыми пользуются. Корни этого явления находятся там же, где и корни домашнего срача - в абсолютном безразличии к качеству собственной жизни - лишь бы не перетрудиться.

Во-вторых, таким людям обычно везёт с помощью окружающих, так как помогать убогим - это добродетель. Но они и этого не замечают, а думают, что всё это получается само по себе, с неба падает - в прямом смысле, как в рассказе, или же вообще, является их собственной заслугой:

Они вышли на опушку, и там стоял дом Иа - с виду уютный-преуютный.
- Вот он, - сказал Пятачок.
- Внутри не хуже, чем снаружи, - с гордостью сказал Пух.
Иа вошел в дом и снова вышел.
- Странное явление, - сказал он. - Это мой дом, и я сам построил его там, где я говорил, так что, очевидно, его сдуло сюда ветром. Видимо, ветер перенес его прямо через рощу и тут опустил. И он стоит здесь целый и невредимый. Пожалуй, местами он даже лучше!
- Гораздо лучше! - хором сказали Пух и Пятачок.
- Вот вам пример того, что можно сделать, если не полениться, - сказал Иа. - Тебе понятно, Пух? Тебе понятно, Пятачок? Во-первых - Смекалка, а во-вторых - Добросовестная Работа. Ясно? Вот как надо строить дом! - гордо закончил Иа.

3. Иа и еда

Обычно, наш герой всем говорит, что очень любит готовить. Только вот практически никогда себе этого не делает. Потому что готовка для него - это подвиг. А подвиги совершать надо тогда, когда есть кто-то, кто их оценит. Кто будет восхищаться и дарить аплодисменты. Без зрителя необходимость в подвиге отпадает.

Поэтому питается Иа в одиночном вольере обычно тем, что не нужно готовить: хлебом, зелёным горошком, реже бутербродами и дошираком. Естественно, что денег на поддержание жизнедеятельности при этом расходуется существенно больше, чем на нормальной пище. Но даже этот факт не способен заставить его себе готовить.

Хотя готовить умеет, и для другого вполне способен замутить какой-нибудь суп или кашу под аккомпанемент стонов о значимости совершаемого им действия / тяжести собственной доли (в зависимости от возраста). Главное, чтобы аплодисменты были погромче.

В быту Иа нещадно эксплуатирует тезисы "мне тяжело", "я устал", "я больше не могу". Во-первых, они полностью соответствуют взятой на себя роли нищего духом, во-вторых - позволяют экономить силы, не предпринимая никаких бесполезных или нецелесообразно трудоёмких по мнению ослика действий - типа уборки пола, мытья посуды или приготовлении еды.

Тем самым каждое его действие превращается в подвиг, и это обосновывается в некие "правила игры", которые зачастую даже принимаются близкими. Ещё бы, а куда им деваться?

Чтобы сбросить с себя ослиные чары - достаточно просто внимательно посмотреть вокруг себя. Всегда можно увидеть несколько человек, которые молча, без воплей несут существенно более тяжёлые нагрузки, обладая объективно худшим здоровьем . Правда, после этого открытия вы не сможете без тошноты смотреть на выкрутасы вашего ослика.

4. Иа и спорт

Подтверждением необоснованности ослиной "усталости" служит и тот факт, что Иа способен хорошо заниматься спортом, особенно в молодости. И даже делает вид, что ему это нравится. Это позволяет нам догадываться, что не смотря на его стоны, на ослике можно ещё пахать и пахать.

В спорте Иа больше всего притягивает околоспортивная тусовка, которая не считает его изгоем - так как спорт - сильно регламентированное и структурированное времяпрепровождение, а значит возможностей разглядеть рядом с собой брюзгу и нытика практически нету. Поэтому Иа любит спорт: он чувствует себя частью группы , группы, которая его принимает.

Спорт позволяет так же сказать, что Иа восприимчив к эндорфинам - а это важный вывод.

5. Иа и здоровье

Здоровье - это конёк ослика. После 30-ти годов взрослым людям уже перестаёт хватать пальцев одной руки для пересчёта собственных недугов и недомоганий. При этом большинство людей предпочитает молчать о них в тряпочку, чтобы не нанести ущерб своему рейтингу в стае имиджу - но только не ослы.

Если у Иа заболит палец на ноге - об этом тут же узнают в лучшем случае все домочадцы, в худшем - соседи, коллеги и сослуживцы. А уж если ослика постигнет насморк - это будет непременный повод лечь в постель, и нанести тем самым неблагодарному окружающему миру непоправимый удар. И погрозить оттуда: "вот умру я - посмотрим, как вы тогда все заплачете!"

Но самое страшное для окружающих и желанное для Иа зрелище - это если кто-то в такой момент будет нуждаться в его помощи. От стонов и воплей о судьбе бедного ослика, которого эксплуатируют даже больным, и не дают спокойно умереть - уши будут сворачиваться в трубочку. Хотя попросили-то всего на всего поставить чайник. Иногда правда встречаются молчаливые особи - они не вопят, но способны швырнуть чайник на плиту с таким выражением лица, что вам самим захочется залезть в петлю, лишь бы этого больше не видеть.

И что самое интересное, не смотря на регулярные цирковые представления с маханием перед носом родственников справками и врачебными заключениями, не смотря на регулярные публичные составления завещаний и заказы гроба в ближайшей мастерской - ослы живут гораздо дольше коров, лошадей, и прочих полезных животных.

Потому что не утруждают себя ничем, кроме истерик. Потому что эгоизм - залог долголетия. Потому что туско тлеть, зловонно смердя - можно гораздо дольше - чем гореть, ярко освещая окружающий мир.

6. Иа и учёба

Учится Иа хорошо, выше среднего. Дома проводит много времени уткнувшись в книжки - ещё бы: нытика никто не зовёт играть. По-факту, в его детстве, кроме школы обычно нет ничего - а в школе всё плохо, из-за характера нашего подопечного.

В отдельных предметах Иа даже достигает успехов, чем очень гордится потом всю оставшуюся жизнь. Приложить бы тут правильную цель - и можно было бы достичь высот карьеры или науки. Но с целеполаганием у Иа всё плохо, поэтому большинство успехов разбиваются о различные глупые доводы: типа "нет настроения", "я болею", "это бессмысленно".

Поэтому Иа всегда считает себя "непризнанным гением", а его демонстративно эксцентричное поведение и узость мировоззрения - дают повод так думать другим. Лучше всего этот процесс можно отразить фразой: "Говорите всем, что вы великий человек - и рано или поздно вам поверят".

Зачастую такие люди слывут "образованными", "философами" и "загадочными", но в основном за счёт того, что они просто слишком много думают и слишком мало делают:

Когда мы видим, что человек не моется, живёт в коммуналке и цитирует наизусть всего Гумилёва - мы думаем, что он "тонкая художественная личность". Хотя на самом деле, он просто ленивая свинья. А Гумилёв ему нравится. И одно с другим никак не связано .

Я считаю, это очень важный тезис.

7. Иа и работа

С точки зрения эгоизма чувство собственного превосходства над другими и самоуничижение - одного поля ягоды. Просто для того, чтобы быть лучшим - нужно прикладывать силы, поэтому проще убедить себя, что ты худший, и упиваться этим .

Попробуйте прилюдно наступить Иа на хвост в том вопросе, в котором он считает себя лучшим (а такая тема всегда есть, даже если осёл заявляет противоположное). По уровню гнева, масштабу ответных действий и той лёгкостью, с которой самолюбование переходит в самоуничижение - становится понятно, что у обоих этих проявлений один единственных корень - эгоизм:

Большой карьеры у Иа тоже не получается. Управление людьми несовместимо с любимым занятием ослика - самоуничижением (не важно, публичным или молчаливым). Гораздо легче всегда сидеть в оппозиции и говорить "Ха, какой-то начальник думает, что всё знает!" - чем день за днём, прилагая нечеловеческие усилия, доказывать, что ты прав.

С таким острым уровнем эгоизма Иа мог бы задаться целью удовлетворения собственного тщеславия, и стать руководителем - но для этого нужно прикладывать усилия - долго и много. Поэтому сил у ослика Иа хватает только на то, чтобы стать тираном-узурпатором домашних, этаким серым кардиналом, постоянно третирующим своих домочадцев, и выплёскивающим свой внутренний негатив на сослуживцев. Типичный пример - образ бабушки из повести Павла Санаева "

Внимание! Перед вами устаревшая версия сайта!
Чтобы перейти на новую версию - щелкните по любой ссылке слева.

Винни-Пух и Все-Все-Все... (продолжение)

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ,
в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит

Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинёшенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьёзных Вещах. Иногда он грустно думал: “Почему?”, а иногда: “По какой причине?”, а иногда он думал даже так: “Какой же отсюда следует вывод?” И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чём же он, собственно, думает.

Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжёлые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

Как самочувствие? - по обыкновению уныло спросил он.

А как твоё? - спросил Винни-Пух. Иа покачал головой.

Не очень как! - сказал он.- Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

Ай-ай-ай,- сказал Пух,- очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.

Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошёл вокруг него.

Ой, что это случилось с твоим хвостом? - спросил он удивлённо.

А что с ним случилось? - сказал Иа-Иа.

Его нет!

Ты не ошибся?

Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.

А что же тогда там есть?

Ну-ка, посмотрим,- сказал Иа-Иа.

И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удаётся его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:

Кажется, ты прав.

Конечно, я прав,- сказал Пух.

Это вполне естественно,- грустно сказал Иа-Иа.- Теперь всё понятно. Удивляться не приходится.

Ты, наверно, его где-нибудь позабыл,- сказал Винни-Пух.

Наверно, его кто-нибудь утащил...- сказал Иа-Иа.- Чего от них ждать! - добавил он после большой паузы.

Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

Иа-Иа,- торжественно произнёс он,- я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.

Спасибо, Пух,- сказал Иа.- Ты настоящий друг. Не то, что некоторые!

И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.

А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и потрёпанной рядом с берёзками, надевшими новые зелёные кружева. Винни шагал мимо сосен и ёлок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьёв и речек, шагал среди груд камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошёл в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

“А если кто-нибудь что-нибудь о чём-нибудь знает,- сказал медвежонок про себя,- то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух,- сказал он.- А я - он,- добавил Винни-Пух.- Значит, всё в порядке!”

Сова жила в великолепном замке “Каштаны”. Да, это был не дом, а настоящий замок. Во всяком случае, так казалось медвежонку, потому что на двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком. Под звонком было приколото объявление:

А под колокольчиком другое объявление:

Оба эти объявления написал Кристофер Робин, который один во всём Лесу умел писать. Даже Сова, хотя она была очень-очень умная и умела читать и даже подписывать своё имя - Сава, и то не сумела бы правильно написать такие трудные слова.

Винни-Пух внимательно прочёл оба объявления, сначала слева направо, а потом - на тот случай, если он что-нибудь пропустил,- справа налево.

Потом, для верности, он нажал кнопку звонка и по стучал по ней, а потом он подёргал шнурок колокольчика и крикнул очень громким голосом:

Сова! Открывай! Пришёл Медведь. Дверь открылась, и Сова выглянула наружу.

Здравствуй, Пух,- сказала она.- Какие новости?

Грустные и ужасные,- сказал Пух,- потому что Иа-Иа, мой старый друг, потерял свой хвост, и он очень убивается о нём. Будь так добра, скажи мне, пожалуйста, как мне его найти?

Ну,- сказала Сова,- обычная процедура в таких случаях нижеследующая...

Что значит Бычья Цедура? - сказал Пух.- Ты не забывай, что у меня в голове опилки и длинные слова меня только огорчают.

Ну, это означает то, что надо сделать.

Пока она означает это, я не возражаю,- смиренно сказал Пух.

А сделать нужно следующее: во-первых, сообщи в прессу. Потом...

Будь здорова,- сказал Пух, подняв лапу.- Так что мы должны сделать с этой... как ты сказала? Ты чихнула, когда собиралась сказать.

Я не чихала.

Нет, Сова, ты чихнула.

Прости, пожалуйста, Пух, но я не чихала. Нельзя же чихнуть и не знать, что ты чихнул.

Ну и нельзя знать, что кто-то чихнул, когда никто не чихал.

Я начала говорить: сперва сообщи...

Ну вот, ты опять! Будь здорова,- грустно сказал Винни-Пух. л

Сообщи в печать,- очень громко и внятно сказала Сова.- Дай в газету объявление и пообещай награду. Надо написать, что мы дадим что-нибудь хорошенькое тому, кто найдёт хвост Иа-Иа.

Понятно, понятно,- сказал Пух, кивая голо вой.- Кстати, насчёт “чего-нибудь хорошенького”,- продолжал он сонно,- я обычно как раз в это время не прочь бы чем-нибудь хорошенько подкре...- И он покосился на буфет, стоявший в углу комнаты Совы.- Скажем, ложечкой сгущённого молока или ещё чем-нибудь, например, одним глоточком мёду...

Ну вот,- сказала Сова,- мы, значит, напишем наше объявление, и его расклеят по всему Лесу.

“Ложечка мёду,- пробормотал медвежонок про себя,- или... или уж нет, на худой конец”.

И он глубоко вздохнул и стал очень стараться слушать, то, что говорила Сова.

А Сова говорила и говорила какие-то ужасно длинные слова, и слова эти становились всё длиннее и длиннее... Наконец она вернулась туда, откуда начала, и стала объяснять, что написать это объявление должен Кристофер Робин.

Это ведь он написал объявления на моей двери. Ты их видел, Пух?

Пух уже довольно давно говорил по очереди то “да”, то “нет” на всё, что бы ни сказала Сова. И так как в последний раз он говорил “да, да”, то на этот раз он сказал: “Нет, нет, никогда!” - хотя не имел никакого понятия, о чём идёт речь.

Как, ты их не видел? - спросила Сова, явно удивившись.- Пойдём, посмотрим на них.

Они вышли наружу, и Пух посмотрел на звонок, и на объявление под ним и взглянул на колокольчик и шнурок, который шёл от него, и чем больше он смотрел на шнурок колокольчика, тем больше он чувствовал, что он где-то видел что-то очень похожее... Где-то совсем в другом месте, когда-то раньше...

Красивый шнурок, правда? - сказала Сова.

Пух кивнул.

Он мне что-то напоминает,- сказал он,- но я не могу вспомнить что. Где ты его взяла?

Я как-то шла по лесу, а он висел на кустике, и я сперва подумала, что там кто-нибудь живёт, я позвонила, и ничего не случилось, а потом я позвонила очень громко, и он оторвался, и, так как он, по-моему, был никому не нужен, я взяла его домой и...

Сова,- сказал Пух торжественно,- он кому-то очень нужен.

Иа. Моему дорогому другу Иа-Иа. Он... он очень любил его.

Любил его?

Был привязан к нему,- грустно сказал Винни-Пух.

С этими словами он снял шнурок с крючка и отнёс его хозяину, то есть Иа, а когда Кристофер Робин при бил хвост на место, Иа-Иа принялся носиться по Лесу, с таким восторгом размахивая хвостом, что у Винни-Пуха защекотало во всём теле и ему пришлось поскорее побежать домой и немножко подкрепиться.

Спустя полчаса, утирая губы, он гордо спел:

Кто нашёл хвост? Я, Винни-Пух! Около двух (Только по-правдашнему было около одиннадцати!) Я нашёл хвост!