Почему важно быть социально активным человеком. Подходы к определению понятия активности личности

Понятие социальной активности и его сущность

В данной статье рассмотрены позиции учёных, педагогов, социологов, философов, психологов по вопросу содержания понятия «социальной активности». На основе анализа психолого-педагогической литературы автор уточняет понятие социальная активность студентов ключевые слова

Термин «социальная активность» в условиях становления постнеклассической научной картины мира фундаментально вошел в систему понятий целого ряда социально - гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Термин «социальная активность» трактуется весьма противоречиво, несмотря на массовое распространение, в научной литературе существует неоднозначность в определении этого термина. Это связанно со сложностью самого понятия, а так же разнообразием проявления форм и видов «социальной активности».

Рассматривая проблему развития социальной активности студентов, нельзя не заострить внимание на парадигмальной цепочке «активность - социальная активность - социальная активность студента».

В.С. Мухина излагая в своей книге феноменологию и развитие самосознания личности, постулирует что, социальная активность личности основана на трех ипостасях: мировоззрение - долженствование - воля .

Н.Н. Башаев используя системный подход, изучая и раскрывая целостность феномена социальной активности личности, определил его как особое, интегральное качество человека, как высшую форму человеческой активности и как его способность изменяя окружающую действительность, мир действовать сознательно. При этом синтезировались представления о данном феномене, обеспечивающие его функционирование компоненты, заключающееся в определении сущности социальной активности, характеристики ее источников и условий функционирования .

Отсюда можно сделать вывод, социальная активность - высшая форма активности.

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя .

В.З. Коган дает следующее определение социальной активности - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно социально психологические качества, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности . На наш взгляд оно является развернутым и реализующим главный смысл социальной активности.

Существует трактовка социальной активности основанная на общефилософском понимании активной роли субъекта во взаимодействии с социумом, посредством которой субъект познает, преобразует социальную реальность и самого себя .

Педагогическая наука это понятие рассматривается с разных позиций.

За последние годы в педагогической науке понятие «социальная активность» рассматривалось с разных позиций и претерпело изменения.

Социальную активность можно рассматривать в двух полярных измерениях - как позитивную и как негативную. Традиционно психология обсуждает социальную активность как сознательную направленность на изменение обстоятельств, других людей и самого индивида для пользы общества, как ответственность за преобразование обстоятельств. Именно в такой форме проявляется позитивная активность. Однако в человеческом обществе формируются также и отчужденные от человечества вообще и от любого человека, стоящего на пути, социально опасные личности, которые тоже творят и изменяют обстоятельства, обладают рефлексией, действуют сознательно, предвосхищая результаты своих действий. Но по своей направленности они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей. Асоциальные формы воздействия на общество следует отнести к негативной социальной активности .

Так же есть социальная пассивность, как антипод активности социальной выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и активности трудовой, в равнодушии к общественно - политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Рост активности социальной в обществе осуществляется не автоматически, а предполагает целенаправленное социальное стимулирование этого процесса .

Социальная активность в психологическом аспекте может быть определена через: мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности личности быть представленной в других, продолжении себя в других. «Личность, - как отмечает A.B. Петровский, - выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе как «другом»), как его персонализация. Важнейшая особенность личности - обрести имеющую свою динамику вторую жизнь в других людях, производить в них долговечные изменения» .

Идея ученого, что представленность в других людях и есть мера личностного в человеке, а значит, и мера его социальной активности, нам понятна. Исследования психологов направлены, на раскрытие конкретных механизмов функционирования социально активной личности в зависимости от требований общества и задаваемых им критериев.

Социальная активность связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием и целеполаганием. С позиции философии - это понятие, «отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе» .

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека .

Социология рассматривает социальную активность как свойство личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой. К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует.

Н.Ф. Третьяков на основе данных социологических исследований, показал, что социальная активность личности в одном виде деятельности перестраивает свою внутреннюю структуру к овладению другими видами деятельности. Личность находит все новые сферы и формы приложения своих сил, блокируя отдельные звенья активности с целью усиления тех участков, где потребность в мере социальной активности более актуальна .

В философских, социологических, психолого - педагогических исследованиях социальная и общественная активность чаще всего выступает как синонимы (В.Ф. Бехтерев, К.А. Абульханова - Славская). Под общественной активностью В.Ф. Бехтерев понимает качество личности, проявляющееся в сознании необходимости общественно значимой деятельности и в готовности к этой деятельности, в умении действовать на общую пользу бескорыстно .

По мнению К.А. Абульхановой - Славской, общественная активность личности проявляется в ее отношении к деятельности и состоит в способности выдвигать новые общественные задачи и дела, брать на себя ответственность за их решение и т.д. .

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. Под социальной активностью в широком смысле понимается качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов. А в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее ее связи с определенной социальной общностью .

Сущность социальной активности состоит в творческом отношении к миру, которое объективируется в положительной деятельности. Данной точки зрения придерживаются многие ученые. Например, Е.А. Ануфриев в своей книге «Социальная активность личности» раскрывая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роль в становлении человеческого характера, прослеживая существенные этапы и факторы нравственного воспитания молодежи, определяет социальную активность как сознательное, творческое отношение к жизни, как глубокую и полную самореализацию личности .

Следовательно, творческое отношение к жизни предполагает наличие у личности таких черт, как высокая культура и нравственность, знания и мировоззрение.

Л.М. Архангельский, в своей книге рассматривая понятие нравственной личности, природы нравственных отношений и их роли в становлении человеческого характера рассматривает социальную активность как цель и средство развития личности и как активность творческую .

Так же социальная активность личности разными авторами определяется по - разному: как своеобразная мера деятельности в обществе; мера направленности деятельности; сама деятельность; совокупная способность субъекта к многообразию деятельных отношений с объективной действительностью .

Н.Е. Воробьев высказывает мнение, что «… социальная активность в ее общесоциологическом понимании - атрибут социального субъекта, субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств, свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия…» .

В данном случае, «социальная активность - это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».

Социологи Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов дают следующее определение: «Социальная активность - интегративная характеристика социальной, целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности» .

В своем исследовании возьмем это определение понятия «социальная активность» как базовое.

Во всех сферах жизнедеятельности общества личность может проявлять социальную активность. Социальную активность личности можно подразделить на: трудовую, политическую, социальную активность в области духовной жизни, другие виды социальной активности.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других.

Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Ученые, занимавшиеся проблемой личности: Т. Парсонс, Ч. Кули, З. Фрейд, Г. Гегель, П. Сорокин, П. Лавров, Н. Михайловский, М. Вебер и другие .

Так же понятием, близким нашему пониманию социальной активности, является социальная инициатива. Под социальной инициативой многие авторы понимают деятельность, направленную на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социокультурного поля .

В Таблице 1 представлены в обобщенном виде различные трактовки авторов понятия «социальная активность».

Таблица 1

Понятие «социальная активность» с позиции различных авторов

Определение понятия «социальная активность»

Социальная активность - особое качество , как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество , которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.

В.З. Коган

Социальная активность - атрибут социального субъекта , субъективная социальная причина, источник, основа всех ее социальных качеств , свойств, всей ее социальной структуры, более того, самого ее социального бытия.

Н.Е. Воробьев

Социальная активность - понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.

И.Т. Фролов

Социальная активность - форма диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек.

С.Л. Рубинштейн

Социальная активность - может быть определена через мотивы поведения, смысловые системы, ценностные ориентации, конкретную направленность ее на решение общественных задач, в способности

личности быть представленной в других, продолжении себя в других.

A.B. Петровский

Социальная активность - общественно-политическая активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений.

Н.В. Савин

Социальная активность проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии со средой личность изменяет и саму себя.

И.Ч. Христова

На основании обобщенных данных перечисленных определений понятия «социальная активность» представленных в таблице, мы провели контент-анализ и выделили общие тенденции (социальная активность есть интегративное качество личности, как субъекта деятельности) и предлагаем следующее определение понятия «социальная активность».

Социальная активность - это итегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Мы считаем что, сущность социальной активности невозможно определить вне рассмотрения отношения активности и деятельности.

Можно разделить на следующие группы различные мнения исследователей по поводу соотношения понятий «активность» и «деятельность»:

    социальная активность отождествляется с деятельностью;

В своем исследовании мы придерживаемся мнения что, эти категории соотносятся как целое к части, социальная активность реализуется в мировоззрении и деятельности субъекта.

Социальную активность можно рассматривать в нескольких аспектах: с одной стороны - как результат воздействия социальной среды, а с другой - как фактор, который определяет эту среду.

Социальная активность является показателем целеустремленности личности. Вместе с тем было бы неправильно рассматривать социальную активность лишь как «свойство» или «признак» отдельной личности. Это - показатель социальной сущности личности. Формы проявления и цели, и все другие особенности социальной активности порождены обществом, той социальной средой, в которой формируется личность. В этом смысле социальная активность является показателем степени социализации личности, свойственным соответствующим социальным общностям и социальным группам. Следует подчеркнуть, что социальная активность - это не просто приспособление личности к тем или иным условиям, главным образом она направлена на их преобразование, осуществляемое целенаправленно и организованно. Преобразование социальных условий является одним из важнейших показателей социальной активности личности .

Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей. Общественное значение социальной активности определяется ее содержанием и направленностью, тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества в стратегической перспективе. Важно также, в какой сфере общественной жизни человек ее проявляет. Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей. В тоже время не заменима по своему значению и сфера досуга, необходимого для развития личности.

Рассмотрев феноменологию понятий «активность» и «социальная активность» с педагогической, философской, психологической, социологическойточек зрения можно сделать вывод что, авторы часто компоненты социальной активности соотносят между собой как целое и часть: единство субъективной и объективной сторон, качество и свойство, деятельность и действие, самодеятельность и деятельность и т.д.

Как следует, из анализа литературы существуют многообразные, противоречивые точки зрения различных авторов на сущность данных понятий и выявить что, единства позиций в определении социальной активности и понимании ее сущности у ученых нет.

Это является свидетельством того, что понятийный аппарат проблемы социальной активности личности еще далек от его окончательного определения.

Под термином «активность» мы понимаем сложное, обобщённое понятие, выражающее не саму деятельность, а её уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на создание мотивации, и на выбор способов деятельности.

Под социальной активностью мы понимаем - интегративное качество и самостоятельная, инициативная, целенаправленная деятельность личности, направленные на осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социокультурной среды в соответствии с интересами общества.

Основные виды социальной активности могут подразделяться на подвиды. В отдельных сферах жизни и видах деятельности личность может проявлять большую социальную активность, чем в других. Все виды и подвиды социальной активности, как и сферы общественной жизни, связаны между собой. Социальная активность может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов тех или иных социальных общностей.

Основными сферами активности социальной являются общественно - политическая, учебно - профессиональная деятельность и трудовая деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для творческого и эффективного труда, для социальных инициатив, участия в управлении производством и обществом, в формировании новых социальных норм и ценностей.

Видов социальной активности столько же, сколько видов социальной деятельности.

Библиографический список используемой литературы

    Абрамова Н.Т. Сфера деятельности и уровень активности / Н.Т. Абрамова // Вопросы философии. - 1970. - № 9. - С. 75 - 85.

    Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: 1980. - 334 с. - с. 39.

    Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Е.А. Ануфриев. М.: Знание, 1969. - 37 с.

    Арефьева Г.С. Социальная активность / Г.С. Арефьева. - М.: Высшая школа, 1974. - 142 с.

    Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности/ Л.М. Архангельский М. :Мысль,1974. - 222 с.

    Башаев Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов:дис. … канд. пед. наук / Н.Н. Башаев.- Л., 1979. - с. 21.

    Бехтерев В.Ф. Воспитание общественной активности учащихся: Учебное пособие. Красноярск, 1985.- с. 12.

    Воробьев Н.Е. К вопросу о критериях социальной активности / Н.Е. Воробьев. - Волгоград, 1976.- с. 8-29.- с. 9.

    Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. - М.: Интер-пракс, 1995. - 320 с.

    Коган В.З. Общественная активность личности как социально-психологическая проблема: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1970. -22 с.

    Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Составители Э.М. Коршева, Н.Ф. Наумова. - Политиздат, 1989.-479 с.- с. 8.

    Купрейченко А.Б. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2012.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / Мухина В.С. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

    Никитина Л.Е. Прогнозирование развития воспитательной ситуации // Педагогика. 2006. - №10. с. 28-36.

    Олесич Н.Я., В.И. Ленин и революционное студенчество России / Н.Я. Олесич - М., 1982. - 89 с.

    Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

    Семенов. В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи / В.Е. Семенов// Социологические исследования. - 2007. - № 4. - с. 37-43.

    Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования /социологический анализ/. Киев, 1983. - с. 5.

    Социальная активность [Электронный ресурс] / Философский словарь. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/1160/# - Дата доступа: 10.09.2012.

    Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций / Е.М. Токарева. М.: МИЭМП, 2005.- 70 с.

    Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. -М.: Смысл, 2000. - 199 с.

    Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009. , с. 108

    Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В.Психологическая школа молодежных лидеров. - М., 2005. – 275с.

    Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: учебное пособие для студентов пед. институтов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности – системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?

Человек, как принято считать - существо социальное. Чтобы комфортно чувствовать себя в социуме, нужно знать, как правильно общаться с людьми. Сегодня мы поговорим о том, как стать социальным человеком и полностью реализовать себя через общение с другими людьми.

Как стать социально активным

Скорей всего, человек, который несколько лет находился в тени общества, не проявлял никакой социальной активности, в конце концов захочет проявить себя, но перед ним может встать вопрос, как стать социальным. И для этого есть небольшие советы, чтобы помочь человеку раскрыться.

  1. Не будьте консервативными: пользуйтесь современными гаджетами, следите за модными новинками - пускай в вашем гардеробе появится несколько трендовых вещей, читайте современные книги, ходите на премьеры в кино. Одним словом, будьте на волне с современным обществом.
  2. Не бойтесь заводить знакомства, ведь социальная активность возможна только среди людей. Знакомиться можно как и в социальных сетях, так и в реале. Найдите в интернете социальные группы, которые вам интересны, вступите в них, ведите активные диалоги с участниками. Сейчас знакомства через интернет совершенно обычное и естественное явление. Вас может объединить с кем-либо движение за спасение природы или какие-нибудь благотворительные мероприятия. Узнайте, где можно поучаствовать в таких благотворительных акциях. Как правило, там встречаются открытые и добродушные люди.
  3. Если вы хотите занимать активную социальную позицию, то участвуйте в жизни своего города, страны. Ходите на выборы, поддерживайте социальные акции в вашем городе. Помогайте бездомным животным, ведь можно стать волонтером в приюте вашего города. Это вполне подходящее занятие, чтобы стать социальным человеком.

Как правильно общаться

Чтобы стать приятным собеседником, нужно научиться слушать своего оппонента. Обычно люди больше любят говорить о себе, нежели слушать другого. Поэтому будьте внимательны при разговоре, не перебивайте и старайтесь не переспрашивать вашего собеседника. Будьте доброжелательным и вежливым, а также придерживайтесь основных правил:

Знание, как вести грамотный диалог и быть хорошим собеседником, поможет вам успешно устанавливать коммуникацию с обществом.

Если вы всерьез решили поработать над собой, то вам может быть интересен раздел на нашем сайте.

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация - это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация - это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.

Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый - это “первичная социализация” - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.

Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.


Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом .

Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности - это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых , как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых , активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном - её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество . Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние - те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение , по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты...” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение - это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения . К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

Реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «... Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм .

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример - Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой - как субъект социальных отношений.

Социально активный

социально активный


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Синонимы :

Смотреть что такое "социально активный" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 1 активный (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    социально активный - соци ально акт ивный … Русский орфографический словарь

    социально активный - … Орфографический словарь русского языка

    социально активный - социа/льно акти/вный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    Деятельный, энергичный, энергический, инициативный, предприимчивый, оживленный, живой, бойкий, динамичный, жаркий, бурный, кипучий, неистовый, крутежный, динамичный, боевой, боевитый, темпераментный, контокоррентный, действующий, развивающийся,… … Словарь синонимов

    Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. - Сельское хозяйство. Положение крестьян Крепостническое землевладение, как и в допетровское время, продолжало расширяться за счет царских пожалований. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс.… … Всемирная история. Энциклопедия

    ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - наиболее широкое и общеупотребительное обозначение всей совокупности свойств работника как соц. категории (квалификация, мотивы поведения, интересы, сознание, культура и др.). Употребляется в сопоставлении с технич., экономич. факторами… … Российская социологическая энциклопедия

    ДУГЛАС (Douglas) Майкл (р. 25 сентября 1944), американский актер, продюсер. Учился в военной академии, на факультете драмы в Калифорнийском университете. Был ассистентом режиссера. Снимался в телесериалах (наиболее популярен «Улицы Сан Франциско» … Энциклопедия кино

    Полное имя Ralph Christian Möbius Дата рождения 9 января 1950(1950 01 09) Место рождения Берлин Дата см … Википедия

    Меня там нет I m Not There Жанр биографический фильм Режиссёр Тодд Хейнс Продюсер Кристин Вашон Автор сценария Тодд Хейнс В … Википедия

Книги

  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772 - 1881 гг.
  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772-1881 гг. , Исраэль Барталь. Книга профессора Еврейского университета в Иерусалиме Исраэля Барталя посвящена истории восточноевропейского еврейства в период от разделов Польши в конце XVIII столетия и до волны погромов,…