Понятие эстетических чувств в психологии. Определение эстетического чувства в психологии

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного .

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления .

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию , в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие«психосоциальная идентичность» : устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг , один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию . Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного . По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов , которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни , неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство«коренной тревоги» . Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Психоанализ, как теория человеческой психики и вид терапевтической практики был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX века и продолжает активно развиваться психологами в настоящее время. Психоанализ имеет четыре основные области применения:

  1. в качестве теории того, как работает разум;
  2. в качестве метода лечения психических проблем;
  3. как метод исследования;
  4. как способ рассмотрения культурных и социальных явлений: литературы, искусства, кино, театра, политики.

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия рекомендован прежде всего для тех, кто чувствует себя захваченным повторяющимися психическими проблемами, которые препятствуют развитию потенциала и нарушают опыт достижения удовлетворения в отношениях с близкими людьми, семьей и друзьями, а также достижению успеха и самореализации в своей работе, решения повседневных задач.

Беспокойство, запреты и депрессии часто являются признаками внутренних конфликтов, которые приводят к трудностям в отношениях, влияя на личные и профессиональные решения. Корни этих проблем часто находятся глубже возможностей естественного осознания и поэтому оказываются неразрешимыми без психотерапии.

С помощью психоаналитика пациент может получить новое понимание о бессознательных частях этих нарушений. Разговор с психоаналитиком в безопасном атмосфере ведет пациента к все большей осведомленности о своих ранее неизвестных частях внутреннего мира (мысли, чувства, воспоминания, мечты), давая облегчение от психической боли, способствуя развитию личности, и получая опыт осознанности и самокоррекции, который помогает укрепить доверие пациента в достижении собственных целей в жизни. Эти положительные эффекты психоанализа продолжают развиваться и после завершения анализа.

Основные открытия и нововведения Фрейда

Работая с больными истерией пациентами, Фрейд пришел к пониманию, что в симптомах, от которых страдали истерики, воплощается смысл, одновременно и скрытый и явный. Со временем он обнаружил, что все невротические симптомы являются посланниками, несущие вытесненные, а значит бессознательные психические содержания. Это подтолкнуло его к разработке «лечения разговором», который произвел революцию в отношениях между пациентом и терапевтом. Фрейд видел своих пациентов шесть раз в неделю, слушал и отвечать им на то, что они говорили ему, когда они лежали на кушетке. Приглашая пациентов высказывать все, что приходило голову, Фрейд получал ассоциации, которые вели к подавленным детским переживаниям, желаниям и фантазиям, ставших источником бессознательных конфликтов. Когда эти конфликты осознавались, они могли быть проанализированы, в следствии чего симптомы растворялись. Эта процедура стала не только мощным методом лечения, но и эффективным инструментом для изучения человеческой психики, которая привела к разработке все более сложных психоаналитических теорий о том, как работает разум, а в последние годы и исследованиям на новом поле — нейропсихоанализу.

Первые открытия Фрейда привели его к некоторым новаторским концепциям:

Бессознательное . Психическая жизнь выходит за рамки того, что мы можем непосредственно сознавать, и за рамки того, что мы могли бы потенциально осознать, приложив усилия (рамки предсознательного). Большая часть нашего ума находится в бессознательном состоянии, и это часть доступна только с помощью психоанализа.

Ранние детские переживания являются сплавом фантазий и реальности; они характеризуются страстными желаниями, необузданными порывами и инфантильными тревогами. Например, голод вызывает желание поглотить все, который при этом сосуществует со страхом быть поглощенным окружающими. Желание контроля и независимости сплавлено со страхами манипулирования или бросания. Сепарация от заботливого окружения угрожает остаться покинутым, беспомощным и одиноким. Любовь одного родителя грозит риском потери любви другого. Ранние желания и страхи приводят к конфликтам, которые, когда они не могут быть решены, подавляются и становятся бессознательными.

Психосексуальное развитие. Фрейд обнаружил, что поступательное созревание функций организма, сосредоточенные в эрогенных зонах (рот, анус, гениталии), происходит параллельно с удовольствиями и страхами, получаемыми в отношениях с заботящимся окружением, и с развитием структур психики ребенка.

Эдипов комплекс является основным комплексом всех неврозов. Ребенку в возрасте от четырех до шести становится известно о сексуальном характере отношений родителей, из которых он исключен. Возникшие чувства ревности и соперничества должны быть разъяснены, вместе с вопросами о том, кто мужчина, а кто женщина, кого любить и на ком жениться, как происходит зачатие ребенка и как происходит рождение, что ребенок может делать по сравнению со взрослыми или не может делать. Решение этих сложных вопросов будет формировать характер взрослого ума и Супер-Эго.

Вытеснение сила, которая удерживает в бессознательном опасные фантазии , связанные с неразрешенными детскими конфликтами .

Сновидение как исполнение желаний . Чаще всего сновидения выражают выполнение инфантильных сексуальных желаний или фантазий, которые скрываются в абсурдных, странных и бессмысленных сценах, требующих анализа, чтобы выявить их бессознательное значение. Фрейд назвал толкование сновидений королевской дорогой в бессознательное.

Перенос является вездесущей тенденцией человеческого ума в рассмотрении и определении какой-либо новой ситуации в шаблонах предыдущего опыта. В психоанализе перенос имеет место, когда пациент рассматривает аналитика, как родительскую фигуру, с которой могут вновь воскреснуть основные инфантильные конфликты или травмы, как будто это происходит в оригинальных детско-родительских отношениях.

Свободные ассоциации описывают появление мыслей, чувств и фантазий, когда они свободны от ограничений страха, вины и стыда.

Эго, Ид и Супер-Эго . Эго — это структура психики, определяемая сознанием, осуществляющая вытеснение, интегрирующая и консолидирующая различные импульсы и тенденции прежде, чем они будут переведены в действие. Ид является бессознательной частью ума, место вытесненных и непознаваемых следов памяти о раннем периоде жизни. Супер-Эго — руководитель ума и совести, хранитель запретов, которых нужно придерживаться, и идеалов, к которым необходимо стремиться.

Развитие психоанализа после Фрейда. Современный психоанализ


Классические и современные Фрейдисты
. Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал модель психики с несколькими основными теоретическими предположениями: душевная жизнь питается энергией двух базовых влечений (в ранней теории это сексуальное влечение и влечение я или самосохранение; в последующем пересмотре это влечение к жизни и влечение к смерти, или либидо и агрессия). Эти влечения отражают определенные требования тела к психике, выраженные в желаниях и потребностях, стремящихся к определенным объектам, которые могу принести удовлетворение. Результаты этих взаимодействий (включая представления о важных объектах и отношениях) структурируют всю психику, создавая все более сложные комплексы и образования, которые в конечном счете разделяются на три основные части. В своем первой топографической модели Фрейд говорил о системах бессознательного, предсознательного и сознательного; во второй структурной модели он говорил уже об Эго, Ид и Супер-Эго. Структуры психики регулируют энергию влечений в соответствии с принципом удовольствия (гомеостаз). Метапсихология психоанализа выражает психические функции в связи с их динамическими (дисков), экономическими (энергия), топическими (структуры) аспектами.

(1873-1933) и венгерская школа психоанализа подчеркнули важность рассмотрения и признания реальной детской травматизации, специфических ранних отношений мать-ребенок, включающих «путаницу языков» (путаница между детской потребностью в привязанности и сексуальными потребностями взрослого), которые серьезно влияют на психическое развитие, а позднее и на психопатологию. Ференци сосредоточился на взаимных, интерсубъективных процессах между пациентом и аналитиком, и на важной роли честности и внутренней работы (самоанализ) аналитика в аналитическом взаимодействии.

Эго-психология . Анна Фрейд (1895-1982), Хайнц Хартманн (1884-1970) и некоторые другие аналитики сосредоточили свое внимание на деятельности сознательного и бессознательного Эго, на особой роли Эго в бессознательных защитах, влиянии защит на психические процессы. Хартманн описал бесконфликтные зоны Эго, которые выполняют такие важные задачи, как осознанность, моторная функция, логическое мышление, речь, сенсорное восприятие и проверка реальности — все это жизненно важные функции, которые могут быть повторно втянуты в невротические конфликты. Путем систематического анализа защит, психоанализ ориентируется на укрепление Эго пациента, чтобы увеличить контроль импульсов, усилить способность к разрешению конфликтов, способность переносить разочарования и болезненные аффекты. Хартманн добавил к четырем фрейдистских метапсихологическим моделям генетическую и адаптационную модели.

Классические и современные кляйнианцы . Мелани Кляйн (1882-1960) концептуализировала раннее младенчество, когда начинают проявляться примитивные импульсы, как опыт ранних объектных отношений. Направленное внутрь влечение к смерти воспринимается как атакующая сила и вызывает персекуторную тревогу (страх уничтожения). Деструктивные импульсы фантазийно помещается во вне (проекция) в разочаровывающий объект (плохая грудь), сопровождаемые страхом возмездия. С другой стороны, удовлетворяющий объект (хорошая грудь) идеализируется и отщепляется от плохого объекта. Эта первая фаза называется параноидно-шизоидная позиция, которая характеризуется расщеплением, отрицанием, всемогуществом, идеализацией, а также проекцией и интроекцией. Растущий способность Эго к интеграции приводит к депрессивным тревогам, когда деструктивные импульсы повреждающие хороший объект (грудь) вызывают желание возмещения (репарации). Эта вторая фаза называется депрессивной позицией. Современная кляйнианцы признали, что эти фазы не ограничиваются младенчеством, но образуют непрерывную динамику в психике между сменой то параноидно-шизоидной, то депрессивной позициями.

Бионовское ответвление кляйнианской школы . Уилфред Бион (1897-1979), продолжая исследования и Фрейда и Кляйн разработал новый язык для собственной теории мышления. Он выдвинул идею, что психика младенца сперва сталкивается с сырыми чувственными впечатлениями и эмоциями, которые он назвал бета-элементы. Эти элементы не несут смысла и должны быть переработаны. Важной является роль заботящегося объекта (контейнера — container), который принимает бета-элементы (content — принимать), перерабатывает и преобразует их в альфа-элементы, и возвращает ребенку. Младенец интроецирует их вместе с преобразующей альфа-функцией, таким образом развивая собственную альфа-функцию — способность к символизации, запоминанию, мечтанию и размышлению. Психические патологии рассматривались им в связи с нарушениями в этих основных функциях мышления.

Теория объектных отношения Винникотта. Дональд Винникотт (1896-1971) описал как осуществление удерживающей среды (холдинг) «достаточно хорошей матери» позволяет младенцу создавать представления о себе и других. В переходном пространстве между младенцем и матерью ребенок находит и создает переходные объекты (например, любимое одеяльце), которые осуществляют функцию матери, но не являются ею. Это переходное или потенциальное пространство между субъективной внутренней реальностью и объективно воспринимаемой внешней действительностью становится доступной в качестве внутреннего пространства, где возможно переживание жизни, создание новых идей, образов, фантазий, искусства, формирование культуры. Если мать эмпатично отвечает на спонтанные жесты младенца, у ребенка развивается истинная самость со способностью к игре и творчеству. Однако, если мать постоянно неверно истолковывает жесты младенца в соответствии с ее собственными потребностями, истинная сущность ребенка остается скрытой под щитом ложной самости, помогающая выжить, но вызывающая в последующем развитии ощущение нереализованности, неспособности быть настоящим.

Французский психоанализ бурно развивался в диспутах с Жаком Лаканом (1901-1981) и его идеями (значение языка, фаллоса, желания и Другого, концепциями воображаемого, символического и [недостижимого] реального). Его призыв к возвращению к Фрейду инициировал серьезные дебаты и разработки основных понятий Фрейда, и в конечном счете установил первостепенную роль фрейдовской метапсихологии в понимании человеческой психики. Это, в свою очередь, плодотворно повлияло на развитие новой концепции теории соблазнения, акцент на влечениях жизни и смерти, и теорию нарциссизма. Признание важности теории влечений обозначило акцент на сексуальности, субъективности, языке желания, структурирующей функции Эдипова комплекса, в частности с вниманием роли третьего в отношениях. Это привело к идее третичного процесса, в котором бессознательные (первичные) и сознательные (вторичные) процессы сосуществуют и творчески сочетаются.

Сэлф-психология была основана в Соединенных Штатах Хайнцом Кохутом (1913-1981), который исследовал индивидуальное чувство самости, в частности, в связи с развитием и регулированием нарциссизма. Он подчеркнул важную роль заботы, которую дают ребенку родители (а позднее аналитик), эмпатически отражая состояния ребенка и позволяя себя идеализировать (идеализированный, близнецовый переносы), тем самым поддерживая ребенка (позже пациента) в качестве сэлф-объекта, пока ребенок не усвоит (интернализует) свои регулирующие функции. Параллельно со структурной моделью Фрейда (Эго, Ид и Супер-Эго) и теорией влечений Кохут предложил собственную модель структуры Самости.

Психоаналитический метод

Психоанализ — лечение разговором, основан на методе свободных ассоциаций, фундаментальном правиле, когда пациента приглашают высказывать все, что приходит на ум, без таких ограничений, как: уместность, пристойность, чувство стыда или вины и других вариантов неодобрения. Придерживаясь этого правила, мыслительные процессы пациента создают удивительные связи, открывают недоступные сознанию взаимосвязи желаний и защит, приводят к бессознательным корням до сих пор неразрешимых конфликтов, которые начинают проявляться и оформляться в переносе. Прослушивание ассоциаций аналитиком происходит с помощью похожего психического процесса — свободно парящего внимания, когда аналитик следует за сообщениями пациента, замечая — порой как в грезах наяву — собственные ассоциации, в ответ на ситуацию пациента (контрпереносные реакции, то есть реакции на перенос пациента).

Интеграция всей полученной информации происходит посредством внутренней работы аналитика, оформляясь в картину переносно-контрпереносной ситуации, которая обнаруживает в терапевтических отношениях определенный гештальт (бессознательную фантазию), который в итоге совместно переживается и аналитиком и пациентом. С помощью интервенций аналитика — интерпретаций того, что происходит здесь и сейчас на сессии — возникнет новое понимание (инсайт) страдания пациента. Повторное применение нового понимания в похожих ситуациях, в которых возникают похожие конфликты, помогает пациенту в распознавании мыслительных процессов, порождающих конфликты. Разрешая эти конфликты и помещая их в перспективу, ум пациента освобождается от старых запретов, открывая место для нового выбора.

Сеттинг

Описанный выше метод лучше всего применяется в классической условиях: пациент комфортно лежит на кушетке, высказывая все, что приходит на ум, не отвлекаясь на аналитика, который, как правило, сидит позади кушетки. Это позволяет обоим участникам психоанализа погрузиться в выслушивание и вчувствование того, что происходит на сессии. Пациент погружается в свой внутренний мир, возрождая воспоминания, возвращаясь к важным переживаниям, рассказывая о снах и фантазиях — вынося все, что поможет пролить свет на жизнь пациента, его историю, работу ума.

Аналитические сессии длятся, как правило, 45 — 50 минут. Все соглашения об условиях (расписание, частота посещений, плата за сессию) обсуждаются с самого начала анализа и обязательны как для пациента, так и для аналитика.Сроки для окончания анализа трудно прогнозировать — в среднем для классического анализа можно ожидать от трех до пяти лет. Тем не менее, пациент и аналитик свободны в любое время решить, прервать или прекратить анализ.

Классическая психоаналитическая терапия предназначена для реализации потенциала взрослого пациента-невротика, который в целом адаптирован к требованиям современным жизни и работы. Для того, чтобы углубить аналитический процесс, психоаналитические сессии осуществляются три, четыре или пять раз в неделю. Высокая частота психоаналитического лечения применяется также для лечения психопатологий, например, тяжелых нарциссических и пограничных расстройств личности.

Психоаналитическая или психодинамическая психотерапия со взрослыми с более низкой частотой (один или два раза в неделю) может проводиться лицом к лицу. Цели терапии в этом случае в большей степени фокусируются на решении определенного рода проблем: трудности в отношениях или работе, депрессии или тревожных расстройства. Даже если происходят переносные и контрпереносные реакции в психоанализе, они не интерпретируются, рассмотривая и решая непосредственно текущие проблемы в жизни пациента. Иногда оба участника психоаналитической психотерапии могут решить на каком-то этапе лечения углубить работу и переходят к психоанализу с более высокой частотой.

Психоанализ – одна из наиболее известных и влиятельных психологических теорий, выдвинутая и разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским психологом и неврологом Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Основанный на теории метод лечения психических расстройств также называется психоанализом.

Основы концепции классического психоанализа Фрейда в общих чертах можно выразить следующим образом.

Сферу психического в структуре человеческой личности описывает трехкомпонентная (трехуровневая) модель (в структуру входят «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то есть подсознание, сознание и сверхсознание).

Поведение и развитие личности человека во многом обуславливаются внутренними бессознательными влечениями, которые, преимущественно, вполне иррациональны.

В результате осознания личностью этих влечений возникают попытки сопротивления, таким образом, формируются различные (вполне определенные и неплохо типизируемые) защитные механизмы.

Личности, помимо структурной взаимозависимости элементов общих для всех, определяет факультативное (то есть, индивидуальное) развитие, в основном, события раннего детства.

Внутренние конфликты между бессознательным и осознанным восприятием реальности приводит к феномену вытеснения, что создает основу для различных ментальных нарушений и впоследствии – психических расстройств, доходящих до клинических форм. Избавление от влияния, вытесненного бессознательного может достигаться через его осознание, вызываемое повторным проживанием травмирующих событий с соответствующей поддержкой специалиста-психоаналитика.

Для диагностики и воздействий, кроме анализа наблюдений и личной истории, предполагается применение методов вербализации мыслей, свободных ассоциаций и толкования сновидений.

Основные техники психоанализа Фрейда

В процессе лечения исследуются свободные ассоциации, сны и фантазии, на основании которых аналитик составляет представление о бессознательных конфликтах, определяющих причины и формы проблем и симптомов, наблюдаемых у анализируемого.

Аналитик интерпретирует наблюдаемое для пациента, и они вместе ищут пути разрешения. Специфика таких воздействий носит форму психических интервенций, что, как правило, вызывает у пациента реакцию конфронтации и попытки выстраивания защиты, иногда – в патологической форме. Между аналитиком и пациентом образуется особый вид психической связи – трансфер. В процессе развития этой связи и обмена информацией у пациента могут возникать реакции «переноса» и паталогические . Иногда такие явления могут приводить к развитию специфических ятрогений (что впрочем, бывает и при применении не психоаналитических методов лечения).

Теория Фрейда оказала серьезное влияние не только на развитие психологии и психиатрии, но и на развитие других наук и областей человеческого знания гуманитарного круга.

Современный психоанализ

Психоанализ стал и остается одной из наиболее авторитетных школ в психологии. Теория и метод расширялись, дополнялись, критиковались и развивались в различных направлениях благодаря деятельности и научному творчеству бывших коллег и многочисленных учеников (А. Адлер, К. Г. Юнг). Впоследствии возникали и развивались и более позднее течения – теории и методы нео-фрейдистов (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Ассаджиоли).

В первые годы советской власти (до сталинских репрессий) психоанализ неплохо развивался и в России под общим патронатом Л. Бронштейна (Троцкого).

В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению.

Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.