Понятие, свойства и функции представлений.

Представление

Ключевые понятия

Представление;

виды представлений;

зрительные, слуховые и двигательные представления;

общие и единичные представления;

произвольные и непроизвольные представления;

первичные и вторичные образы;

свойства образов представления

Прочитав эту главу, вы сможете

П онять сущность представления.

О пределить виды

и функции представлений.

У знать, чем образы представлений

отличаются от образов восприятия и памяти.


Представление

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Свойства и функции представлений. Представлениям присущи следующие основные свойства: наглядность, неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия в связи с утратой непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследованиями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены» (Веккер, 2000). Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удержать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он будет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления не возникает сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей, постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость. По своей сущности как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает В.С. Кузин (1999), представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, являясь обобщением конкретного предмета (или явления), одновременно может быть обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Л.М. Веккер рассматривает представление как вторичные образы, как следующий шаг продвижения первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющие «специально человеческий» уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, то есть в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, то есть образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями, как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Поэтому из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства (Рис. 2.1).

Первичные свойства
Пространственно-временная структура Сдвиги в воспроизведении модальностей Сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
Неустойчивость Фрагментарность Обобщенность

Рис. 2.1. Эмпирические характеристики вторичных образов

К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.

Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы. Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, допускающее, однако, из взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).

Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в не сохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаковском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива в особенности размеров отдельного объекта.

Что касается, преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.

В связи с влиянием структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта. Доминирование топологической схемы над геометрической формой обнаружено в исследованиях Н.А. Бернштейна. Поэтапность и многоуровневый характер такой «топологизации формы» в представлении выявлены в экспериментах М.В. Лещинского.

К временным компонентам вторичных образов относятся симультанность, сдвиги в отображении длительности и прочность в отображении последовательности.

Симультанность, или «временная панорамность», представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру. Так, по Б.М. Теплову, слуховые музыкальные представления воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения.

Данные о совершающихся во вторичном образе сдвигах в воспроизведении длительности обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка: «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется».

Что касается третьей временной характеристики – большей прочности сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) заключается в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в зависимости от длительности хранения образа.

Хотя степень яркости вторичного образа может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. По сути дела эти изменения интенсивной характеристики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. И те, и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в затрудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, становятся более бледными.

За этой подгруппой первичных характеристик, как в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических характеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных в своей основе общих для всякого образа параметров соответственно его данной конкретной форме: неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Производный характер второй подгруппы характеристик по отношению к первичным эмпирическим характеристикам представления выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные аналоги: константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например, «мерцание цвета» в представлении и колебание яркости. Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модально-интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как «портрет» не только класса фигур, но и класса качественно-модальных (цветов, тонов, проявления упругости) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила) свойств.

Все эти три характеристики – неустойчивость, фрагментарность и обобщенность – являются, таким образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы в деятельности человека. Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-то действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге, что бы снять психическую напряженность или даже болевые ощущения. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
Вид анализатора Степень обобщенности образов Наличие волевых усилий Информированность индивида об объекте представления
Зрительные Слуховые Двигательные Общие Единичные Произвольные Непроизвольные Памяти Воображения

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.


Похожая информация.


Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Ощущение, восприятие, представление"

План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения - с психических познавательных процессов.

Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов - представление, восприятие, воображение, мышление, память.

Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение - это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

Ощущение - это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельности, установление настройки на скорейшее вступление в умственную деятельность. В целом, встречное действие или разработанная стратегия в каждом из моментов времени есть лучший выбор из различных вариантов, которые доступны личности на тот момент, когда она принимает решение. Но также ясно, что число доступных вариантов и качество выбора различаются для разных личностей и зависят, к примеру, от: - психических свойств личности; - отчасти физического состояния; - стратегий взаимоотношений с окружающей средой; - уровня сформированности и организации высших нервных процессов; - опыта, существовании требуемых сведений в памяти, вероятности их извлечения.

Физиологический механизм ощущений - это деятельность нервных аппаратов — анализаторов. Анализаторы разделяют на три части: рецептор — часть анализатора, которая воспринимает, преобразовывает; центральная часть анализатора (проводимые или сенситивные нервы); корковые части анализатора, перерабатывающие нервные импульсы. Каждому рецептору соответствует свой участок корковых клеток. Специализация любых органов чувств построена не только на индивидуальности построения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в группу центральных нервных аппаратов к которым поступают сигналы, принимаемые периферийными органами чувств. Анализатор является активным приемником энергии, он инстинктивно изменяется под воздействованием раздражителей.

Ощущение можно описать при помощи нескольких характерных ему особенностей. Основные особенности ощущений - качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация.

Качество является своеобразной особенностью этого ощущения, которая делает отличие его от других форм ощущений и видоизменяется в рамках определенного вида.

Качества зрительной модальности - насыщенность, цветовой тон, яркость.

К качествам слуховых ощущений относят высоту, тембр, громкость.

К качествам тактильных ощущений - шероховатость, твердость и пр.

Особо распространённой считается классификация ощущений по виду (модальности) раздражителя. Модальность значится квалитативной характеристикой, в которой проявляется своеобразность ощущения как простейшего психического сигнала, что отличает его от нервного сигнала.

Обусловлено от констелляции рецепторов ощущения разделяют на три группы. Первая группа - это ощущения, связанные с рецепторами, которые находятся на поверхности тела: вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, кожные - экстероцептивные ощущения. Вторая группа - это интероцептивные ощущения, они связанны с рецепторами, которые находятся во внутренних органах. Третья группа - статические и кинестетические ощущения, их рецепторы расположены в связках, сухожилия, мышцах - проприоцептивные ощущения.

Ощущения различают соответственно модальности анализатора. Дистантные - зрительные, слуховые, и контактные - это ощущения вкусовые и осязательные.

Всякий рецептор отвечает на конкретный тип раздражителей. Выделяются такие виды ощущений: - зрительные, которые возникают под воздействием на сетчатку глаза световых лучей; - слуховые, которые возникают в следствии создания звуковых волн музыки, шума, речи; - вибрационные - это способность улавливать колебания упругой среды - воздух, вода, земля, предметы, это одна из разновидностей слуховой сенситивности, у человека она слабо развита, но используется летучими мышами, дельфинами - ультразвук, эхолокация; - обонятельные — ощущения, которые передают запахи окружающих предметов; - вкусовые; - кожные - это ощущение прикосновения, болевые, температурные.

Ладони, кончики пальцев и губы весьма сенситивны к прикосновению, ими человек осязает. Хорошо видны и слышны другому человеку болевые ощущения, которые отличаются сильной эмоциональной окраской. Чувствительность к температуре отличается, на каждом участке тела ощущения различны: к холоду спина более чувствительна, чем грудь. В зависимости от состояния организма и психики человека возникают псевдо- ложные ощущения, т.е. галлюцинации - раздражителя нет, а ощущение присутствует - мираж, видения, бред, голоса, и т. п.

Проприоцептивная чувствительность. Кинестетические ощущения - это ощущение движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений находятся в сухожилиях и мышцах. Ирритация в этих рецепторах происходит в следствии влияния сокращения и растяжения мышц.

Большая часть двигательных рецепторов располагается в пальцах рук, губах и языке, потому как данные органы необходимы для осуществления точных и тонких рабочих и речевых движений. Работа кинестетического анализатора способствует координированию и контролированию своих движений.

Речевые ощущения сформировываются с младенчества и до школьного возраста человека. При изучении иностранного языка нужна выработка речевых ощущений, несвойственных родному языку.

Вестибулярное чувство. Гравитационная, или статическая, сенситивность передает положение тела человека в пространстве. Ее рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха: вестибулярные мешочки и полукруговые, преобразовывают сигналы о силе тяжести и релятивном движении, и посылают их в участок коры височной области и мозжечок. Частая и резкая изменчивость положения тела релятивно плоскости земли - морская качка, качание на качелях - возникает головокружение — морская болезнь.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

Восприятие - процесс сформирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, напрямую влияющего на анализаторы.

Как показывают исследования психофизиологов, восприятие есть сложный процесс, который требует обширной аналитико-синтетической работы. Потому восприятие вернее будет обозначить как воспринимающую деятельность человека. Результат данной деятельности - это целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в повседневной жизни.

Значимым в восприятии является желание воспринимать предмет, осознание обязанности или необходимости воспринять его, волевые усилия, которые направленны на улучшение восприятия, настойчивость, которую человек в данных случаях проявляет. Следовательно, в восприятии предмета реального мира участвуют направленность, в данном случае желание, и внимание.

Физиологическую основу восприятия составляют процессы, которые проходят в нервных волокнах, центральной нервной системе, органах чувств. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, которые имеются в органах чувств, происходит нервное возбуждение, по проводящим путям направляется к нервным центрам и, в результате, к коре головного мозга. В коре головного мозга возбуждение попадает в проекционные, или сенсорные, зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, которые имеются в органах чувств. Далее происходит формирование определенной сенсорной информации, что зависит от связи проекционной зоны с каким-либо органом.

Механизмом возникновения ощущений и является рассмотренный выше механизм. Формирование ощущений в действительности происходит на уровне рассмотренной схемы. Таким образом, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия вступают в процесс создания целостного образа на этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается создание образов явлений реального мира. Потому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, нередко называются перцептивными зонами. Функция перцептивных зон имеет значительные отличия от функций проекционных зон.

Тесная связь восприятия с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами, двигательной деятельностью еще более усложняет его физиологическую основу. В виду этого, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, начинаются в органах чувств, перенаправляется в нервные центры и охватывая различные зоны коры, и взаимодействуют с иными нервными возбуждениями. Все эти линии возбуждения, которые взаимодействуют меж собой, широко охватывают разные зоны коры, и являют собой физиологическую основу восприятия.

Временные нервные связи, которые обеспечивают процесс восприятия, представлены в двух видах: межанализаторные и образуемые в пределах одного анализатора. Первый вид возникает при влиянии на организм комплексного раздражителя единой модальности. Нервные связи основываются в ответ на раздражители и на их отношение - временное, пространственное. В следствии чего, в коре больших полушарий протекает процесс объединения - сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, которые образуются при влиянии комплексного раздражителя, - это связи в пределах различных анализаторов. Сеченов И.М. объяснил их возникновение наличием ассоциаций - зрительные, двигательные, осязательные и пр. Ассоциациям обязательно сопутствуют слуховые образы слова, при помощи которого восприятие обретает целостный характер. Следовательно, фундаментом непростого процесса выстраивания образа восприятия являются системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют улучшению условий видения раздражителей и учету взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Основные свойства восприятия - это целостность, апперцепция, предметность, структурность, активность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия - это умение отображать явления и объекты реального мира в виде отдельных предметов. К тому же, предметность не врожденное свойство восприятия, становление и усовершенствование данного свойства протекает в процессе онтогенеза - с первого года жизни ребенка.

Целостность. Ощущением отражаются отдельные свойства предмета, восприятие же, наоборот, способствует созданию целостного образа предмета. Он базируется на обобщении принимаемой в виде разных ощущений информации о парциальных свойствах и качествах предмета. Составные части ощущения столь прочны меж собой, что единый сложный образ предмета создается даже при непосредственном действии только отдельных свойств или отдельных частей объекта. Возникновение этого объекта происходит условнорефлекторно через связи между различными ощущениями.

С целостностью восприятия связывают и его структурность. Эта особенность заключается в том, что восприятие в большей мере не есть проекция мгновенных ощущений человека и не есть простая их сумма. Человек воспринимает практически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, формирование которой занимает некоторое время.

Следующее свойство восприятия - константность. Константностью является релятивное постоянство некоторых свойств предметов при смене условий их восприятия. С помощью свойства константности, которое проявляется в праксисе перцептивной системы компенсирующего изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как релятивно постоянные. В значительной степени константность заметна при зрительном восприятии формы, величины предметов, цвета. Так, константность восприятия цвета содержится в относительной неизменности видимого цвета при смене освещения.

Также, восприятие обусловлено самим субъектом. Воспринимается не ухо и глаз, а определенный живой человек. Потому в восприятии всегда отражаются особенности личности человека. Обусловленностью восприятия от общего содержания психической жизни человека называют апперцепцией.

Проявление искаженного или ошибочного (ложного) восприятия - это иллюзия восприятия. Иллюзии наблюдают в различных видах восприятия - зрительное, слуховое и др. Характерность иллюзий распознается субъективными причинами - направленность, установка, эмоциональное отношение, а также физическими явлениями и факторами - положение в пространстве, освещенность и пр.

Еще одно свойство восприятия - его осмысленность. Восприятие создается при прямом действии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда несут определенное смысловое значение. Восприятие человека находится в тесной связи с мышлением. Связь восприятия и мышления проявляется в сознанном восприятии предмета, т.е. мысленно назвать его - причислить к определенному классу, группе, связать с определенным словом. Даже при рассмотрении незнакомого предмета человек пытается определить в нем схожесть с иными предметами.

В основании одной из классификаций восприятия расположены различия в анализаторах, которые принимают участие в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор исполняет в восприятии важнейшую роль, различают слуховое, зрительное, кинестетическое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Как правило, восприятие является итогом взаимодействия ряда анализаторов. Кинестетические ощущения в разной степени участвуют во всевозможных видах восприятия, например, осязательное - наблюдается участие тактильного и кинестетического анализаторов. Также и в зрительном, слуховом восприятии - наблюдается участие кинестетического анализатора. Различные виды восприятия довольно редкостно встречаются в чистом виде. Как правило, они соединяются, и в итоге создаются сложные виды восприятия.

В основании другой классификации типов восприятия пролегают формы наличия материи: движение, пространство и время. В связи с данной классификацией выделяют восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

Представление является наглядным образом предмета, который воспроизводится в воображении по памяти. Образы представлений не столь яркие и детальные, в сравнении с образами восприятия, но в них отражается репрезентативность данного предмета.

Представления - это конкретные образы явлений внешнего мира, предметов, их свойств, ранее воспринимаемые человеком и затем возникающие в его памяти. Основу представлений составляет предыдущий опыт человека - всякое представление является в различной своей части восприятием.

Образы восприятия неизменно имеют наглядный характер: в них отражаются внешние свойства явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Как и восприятия, представления имеют наглядный характер, отражая внешние свойства предметов, которые человек познавал в предыдущем опыте.

Но между восприятием и представлением есть некоторые различия.

Представления есть образы явлений и предметов, которые хранятся в памяти человека, при их отсутствии - явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;

Представления не такие яркие и четкие, как восприятия, к примеру, представление увиденного когда-либо дерева бледнее, чем его восприятие - оно менее отчетливо в своих размерах, формах, деталях, красках.

Представления отличает изменчивость - свободно меняется форма, цвет, размер представляемого предмета. Только что увиденный красный карандаш с круглым черенком человек может представить синим шестигранным

Представления, в сравнении с восприятиями, являются в большей степени обобщенными образами предметов, в них первичную роль играют схожие особенности предметов этого класса. К примеру, когда человеку нужно представить тополь, а не кедр, в его представлении отражаются соответствующие тополю особенности коры, ствола, формы листьев. Это обобщенный и одновременно наглядный образ тополя, образ не какого-либо дерева, а именно тополя. Иногда, при необходимости, в представлении отображается и единичный предмет, но большее количество представлений, которыми владеет человек в своем сознании, как правило, есть обобщенные наглядные образы действительности.

Физиологической основой представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

В основании представления пролегает восприятие объектов, которое имелось в прошлом. Выделяют несколько типов:

Представления памяти - возникшие на основании восприятия в прошлом какого-то явления, предмета;

Представления воображения.

Представления характеризуют:

Наглядность - чувственные наглядные образы действительности, в этом проявляется содержание их сходства с образами восприятия;

Фрагментарность - представления имеют пробелы, некоторые признаки и части представлены очень смутно, иные - ярко, а в третьем случае наблюдается их отсутствие;

Непостоянство и неустойчивость - какой-либо вызванный образ, предмет или чей-то образ, сотрется из сознания, даже, если человек постарается его сберечь.

Представления — это не только наглядные образы действительности, а чаще обобщенные образы, в этом и есть их схожесть в понятиях.

Представление, как и любые иные познавательные процессы, исполняет некоторые функции в регуляции психического поведения человека. Исследователи выделяют три важные функции: регулирующая, настроечная и сигнальная.

Сутью сигнальной функции представлений является отражение образа предмета, который до этого момента влиял на органы чувств человека, а также разнообразной информации о данном предмете, преобразующуюся при влиянии конкретных воздействий в систему сигналов, которые ответственны за поведение.

Регулирующая функция представлений плотно связана с их сигнальной функцией и находится в отборе нужной информации о явлении или предмете, который раньше воздействовал на органы чувств человека. При этом выбор делается не абстрактно, учитываются реальные условия намеченной деятельности. С помощью регулирующей функции актуализуются как раз те стороны, к примеру, двигательных представлений, на основании которых с большим успехом разрешается установленная задача.

Настроечная функция - проявляется в ориентировании деятельности человека обусловленной характером влияния окружающей среды. Настроечная функция представлений занимается обеспечением определенным тренирующим эффектом двигательных представлений, что содействует сформированности алгоритма нашей деятельности.

Обычно выделяются слуховые, зрительные, кинестетические, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические и температурные виды представлений.

Также, все представления различны по ряду проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления - создаются самопроизвольно, без активирования памяти человека.

Произвольные представления - создаются у человека при волевом усилии, в ориентации на поставленную цель.

Представления - это важнейшая форма субъективного отражения объективного мира. Они представляют собой наиважнейшую ценность в деятельности человека и его жизни. Если нет представлений, то содержимое его сознания имело бы ограничение лишь наличествующими восприятиями, было бы отражение образов предметов, непосредственно действующих на него в каждом текущем моменте.

С помощью содержащихся в них звеньях обобщения представления служат промежуточной ступенью от ощущений к мышлению, от конкретных образов к абстрактным понятиям.

Также, с помощью свойственной им широкой изменчивостью, которая допускает выстраивание новых образов, представления являются необходимой и значимой ролью в творческой деятельности человека.

5. Заключение.

Важнейшая роль ощущений состоит в быстром и своевременном доведении до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, информацию о состоянии внутренней и внешней среды, присутствии в ней биологически важных факторов.

Жизнь человека многогранна и сложна. Ее проявление видно через значительную цепь важных процессов. Условно их разделяют на деловую и социальную активность, медицину, культуру, спорт, межличностные отношения, общение, исследовательскую и научную деятельность, отдых и развлечения.

Таким образом:

Ощущение есть отражение индивидуальных свойств предметов, которые влияют на органы чувств;

Восприятие - очень сложный, и одновременно единый процесс, который направлен на познание того, что в данный момент имеет воздействие на человека;

Представление - это психический процесс отражения предметов, явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основании прежнего опыта человека.

Полноценное протекание вышеперечисленных процессов проблемно, а порой даже нереально вообразить без участия всех органов чувств человека. Потому нужно произвести оценку роли ощущений в жизни человека, поскольку иногда эти сведения помогают в организации успешного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

6. Список литературы.

1. Л.С. Выготский, Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

2. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.

4. Н.Ю. Дмитриева, Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.

5. М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Определение и основные характеристики представления. Виды представлений.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения ивосприятия . Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы.

Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых , это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых , это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

Представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики .

Прежде всего, представления характеризуются наглядностью . Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

Кроме того, представления очень текучи и изменчивы . На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образоввосприятия . Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции : сигнальную, регулирующую и настроечную .

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений - настроечная . Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений : зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием.



Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.

Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности.

Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова.

Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.

Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях.

Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений.

Представление (психология)

Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Описание

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие , псевдогаллюцинации и галлюцинации .

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Классификация

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
  • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

  • Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .

  • На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
  • На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.
  • Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность .

  • Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
  • Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Литература

  • Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Представление (психология)" в других словарях:

    - (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    Психология с эмпирической точки зрения - «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …

    психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

    психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …

    психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия

    психология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. "Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход" . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…

Представление– это создание, конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали.

Основная особенность представления заключается в том, что это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствие предмета. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. Представления – не механическая репродукция образов восприятия, это – изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые называются идеомоторными .

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.

Основными функциями представлений являются:

o настроечная.

Сущность сигнальной функции состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратились в систему сигналов, управляющих нашим поведением. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующего в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира. При этом, появившийся. например, двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений.

Представления разделяют:

а) по видам анализаторов, которые в них задействованы,

б) по степени обобщенности,

в) по степени проявления волевых усилий,

г) по продолжительности.

По видам анализаторов, которые участвуют в формировании представлений, различают следующие:

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов.

По степени обобщенности представления бывают:

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека.

По продолжительности представления бывают:

Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами.

Кратковременные представления – это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления.

Долговременные представления – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов.

Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Психологический характер процессов воображения. Функции воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество.

Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение:

Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение может быть:

o преднамеренным,
o непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Воображение может проявляться в разных формах. К ним относятся:

Одной из форм проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечта – отодвинутые во времени желания.

Мечты отличаются тем, что связаны с действительностью и. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие – фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями.

Грезы принципиально неосуществимы. Вспомним мучительную попытку гоголевской героини из "Женитьбы" выбрать жениха из четырех претендентов: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась".

Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.

Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие 6олезненные состояния. Галлюцинации – наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), Так, новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения носят аналитико-синтетический характер.

Воображение различается у людей по нескольким признакам:

Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций можно называть следующие:

1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному – воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи

Изучая человеческое сознание, необходимо помнить, что человек – общественное существо, его деятельность – общественная деятельность и сознание его – общественное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс сознательного общения между людьми осуществляется черезречь. Поэтому общественный характер человеческого сознания определяется единством речи и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека не ограничивается личным опытом и собственными наблюдениями, а посредством языка обогащается результатами общественного опыта. Таким образом, благодаря речи наблюдения и знания всех людей становятся достоянием каждого. Речь своеобразно размыкает сознание другого человека, делая его доступным для различных воздействий.

Основная функция сознания - это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого.

Речь – это сложившаяся исторически форма общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Язык – это система знаков, способ передачи социального опыта. Язык существует и реализуется через речь

Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет смысловое содержание, которое составляет его значение. Слово обозначает предмет, который оно обобщенно отражает. Обобщенное отражение предметного содержания составляетзначение слова.

Но значение – не пассивное отражение предмета самого по себе, оно определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Следовательно, значение формируется в общественной деятельности и включено в процесс общения между людьми.

Носителем всегда служит данный в восприятии или представлении чувственный образ – слуховой (звучание), зрительный (графический) и т.д. Но основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Только в поэзии звучание слова играет более существенную роль. Обычно же все наше внимание сосредоточено на смысловом содержании речи.

Чувственный носитель значения в слове выполняет по отношению к значению функциюзнака, и, следовательно, слово является единством значения и знака. В буквальном же смысле под знаком понимают нечто, что не имеет своего внутреннего значения, – некоторую внешнюю чувственную данность, которая превращается в условного заместителя или же метку чего-то другого. Таким образом, знак – это чувственная сторона, значение – смысловая.

Значение слова – это его собственное семантическое содержание, являющееся обобщенным отражением предмета. Поскольку слово – отражение предмета, между словом и предметом устанавливается внутренняя связь по существу, по общности содержания. Поэтому слово перестает быть только знаком, каким оно становится неизбежно, когда значение слова выносится за его пределы.

Значение каждого слова в своей понятийной определенности соотносится с определенным контекстом (слово может менять свое значение в окружении других слов).

Употребление слова в различных или изменяющихся контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Выделяют три основных функции речи:

1. Семантическая (обозначающая, отражающая) функция – обозначает возможность использования речи для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому.

2. Коммуникативная функция – обозначает возможность процесса общения между людьми, где речь выступает в качестве инструмента общения.

3. Эмоциональная (экспрессивная, выразительная) функция – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции и т. д. Данная функция принадлежит к генетически первичным функциям речи и сама по себе не определяет речь. Речь есть только там, где есть семантика, значение, имеющее материальный носитель в виде звука, жеста, зрительного образа и т. д. Всякая речь говорит о чем-то, т. е. имеет какой-то определенный предмет; обращается к кому-то и выражает что-то – то или иное отношение говорящего к тому, о чем он говорит, и к тем, к кому он реально или мысленно обращается. Стержнем смыслового содержания речи является то, что она обозначает. Подлинный, конкретный смысл речи раскрывается через выразительные моменты (интонационные, стилистические – жесты, мимика, ритм, паузы). Существенную роль в понимании речи играет истолкование, интерпретация этих выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывается в нее говорящим.

Звук как выразительное движение имеется и у животных. В различных ситуациях, при различных состояниях животные издают звуки, связанные с определенной ситуацией, с определенным аффективным состоянием (гнев, голод и т. д.). Эти инстинктивные выразительные движения не являются речью даже в тех случаях, когда издаваемые животным крики передают его возбуждение другим: животное при этом лишь заражает других своим эмоциональным возбуждением, а не сообщает о нем. В них отсутствует обозначающая функция. Речью звук становится лишь тогда, когда он перестает только сопровождать соответствующее аффективное состояние субъекта, а начинает его обозначать. Таким образом, эмоционально-выразительная функция речи отлична от непроизвольной и неосмысленной выразительной реакции животных.

4. Функция воздействия (регуляторная функция) – одна из первичных основных функций речи. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь, являясь средством общения, имеет социальное предназначение и служит средством воздействия.

Крик, издаваемый животным, может послужить для других животных сигналом, по которому они пускаются в бегство или нападают. Эти сигналы являются инстинктивными или условно-рефлекторными реакциями. Животное, издавая такой сигнальный крик, издает его не для того, чтобы известить других о надвигающейся опасности, а потому, что этот крик вырывается у него в определенной ситуации. Когда другие животные пускаются в бегство по данному сигналу, они тоже делают это не потому, что «поняли» сигнал и то, что он обозначает, а потому, что после такого крика вожак обычно пускается в бегство, и наступила опасная ситуация. Таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная связь.

Средством сознательного поведения, с помощью которого субъект в состоянии оказать воздействие на другого субъекта, может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенное значение. Речь является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи.

Но, несмотря на различное название, эти функции уже включены в основные четыре вышеуказанные функции, являясь их составной частью.

Таким образом, в речи человека можно выделить различные функции, но они не являются по отношению друг к другу внешними аспектами; они включены в единство, внутри которого определяют и опосредствуют друг друга.

Так речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой функции. С другой стороны, семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи. Выразительное движение из эмоциональной разрядки может стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект замечает то воздействие, которое оно оказывает на других. Ребенок сначала издает крик, так как он голоден, а затем пользуется им, чтобы его накормили.

Возникновение речи вне общества невозможно, речь – социальный продукт, предназначенный для общения и возникающий в общении.