Проект принудительной продажи наследуемых квартир – эксперты выступают против. Освобождение крестьян

Временнообязанные крестьяне, категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп (см. Выкупная операция ). Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй В. к. несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся «попечителем» сельского общества В. к., получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. К 19 февраля 1870 перешли на выкуп 66,59% В. к. К 1 января 1881 из 10 169 725 ревизских душ бывших помещичьих крестьян насчитывалось 1 552 403 (15,3%) В. к. Наибольшее число В. к. находилось в Ставропольской (68,4%), Астраханской (64,4%) и Курской (48,7%) губерниях; наименьшее - в Оренбургской (1%), Харьковской (2,3%), Херсонской (5,2%) губерниях. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов В. к. с 1 января 1883.

Лит.: Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Временные работники
Временные работники, по советскому трудовому праву рабочие и служащие, принимаемые на работу либо на определённый (в пределах 2 мес), либо на неопределённый (но не свыше 2 мес) срок. В. ...

Временный комитет Государственной думы 1917
Временный комитет Государственной думы 1917, сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 в России Советом старейшин...

Временный Народный комитет Северной Кореи
Временный Народный комитет Северной Кореи, центральный орган народной власти в Северной Корее, созданный в Пхеньяне в феврале 1946 на совещании представителей провинциальных, уездных и г...

05.04.2016

Новая законодательная инициатива стала предметом широкого обсуждения в СМИ – появился законопроект, который усложнит процедуру наследования. Предлагается принудительно выставлять на торги квартиры, доставшиеся гражданам в наследство долями.

Сейчас, получая долю в наследстве, россияне могут распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению: можно проживать в наследуемой квартире, можно продать или подарить ее другим собственникам или третьим лицам. Безусловно, не всегда удается решить вопрос с наследством миром, иногда из-за пресловутых «кусочков» квартиры развязываются целые семейные войны. Случалось, что доля в квартире становилась инструментом давления на родственников, отношения с которыми дали трещину — один из наследников передавал свою долю мошенникам, которые затем пытались завладеть всей квартирой. Это часто называют «квартирным рейдерством». По задумке авторов нового законопроекта, квартира или дом, которые наследуют двое или более лиц, должны будут обязательно продаваться, а вырученные деньги делиться между наследниками.

Таким способом авторы законопроекта хотят защитить соотечественников от мошенничества. Вот как комментирует задумку сам автор — депутат Андрей Свинцов: «Когда идет наследование, всегда присутствует нотариус. Нотариус дает всем наследникам право в течение 3 месяцев найти покупателя на эту квартиру. Если в течение 3 месяцев (это уже наше предложение) такой покупатель не находится, то данную квартиру выставляют на публичные площадки. Если же все члены семьи согласны, то этот 3-месячный срок может быть продлен до 6 месяцев».

Корреспонденты радиостанции «Вести ФМ» разбирались в тонкостях законодательной инициативы. Прокомментировать идею депутатов попросили члена Правления Федеральной нотариальной палаты Александру Игнатенко. Александра Владимировна отметила, что спорные вопросы, касающиеся наследства, можно решить в суде. А нотариусы, которым авторы законопроекта хотят предоставить право выставлять наследуемые квартиры на торги, не видят необходимости вносить изменения в Гражданский кодекс: «Когда наследники наследуют в долевую собственность какое-либо имущество, очень часто они добросовестно пользуются ею совместно. Определяют порядок пользования. Если они не достигают соглашения, тогда раздел имущества происходит по решению суда. Одно дело, когда наследники имеют возможность договориться самостоятельно и добровольно, а здесь будет принудительное изъятие наследственного имущества. На мой взгляд, это не соответствует ни духу закона, ни духу Конституции», — сказала Александра Игнатенко.

Мнение представителей нотариального сообщества разделяет и зампред думского комитета по жилищной политике Александр Сидякин, который сомневается, что предложенный депутатом Свинцовым законопроект получит поддержку парламента: «Эта инициатива противоречит нашему пониманию гражданского права. Я не считаю возможным такую норму. Если это не микродоля, то обязательная продажа противоречит Конституции. Надо тогда менять Конституцию. По наследству человек получает собственность. Он вправе ею самостоятельно распоряжаться. И даже если такая норма будет принята, я не думаю, что Конституционный суд признает ее соответствующей Конституции».

Главное в решении любой проблемы — своевременное принятие мер. Законодатель уже сделал недавно серьезный шаг в борьбе против «квартирного рейдерства», поручив нотариату участвовать в обеспечении законности и прозрачности сделок, в ходе совершения которых чаще всего происходят правонарушения.

29 декабря 2015 года был подписан Федеральный закон № 391-ФЗ, в соответствии с которым с 2016 года обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу. Также нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже земельной доли и недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам или гражданам, признанным ограниченно дееспособными, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки.

Это большой шаг к цивилизованному решению проблем долевой собственности.

Теперь, удостоверяя сделку по отчуждению доли в квартире, нотариус проверит, было ли предложено остальным сособственникам воспользоваться правом преимущественного выкупа по цене, не превышающей фигурирующую в удостоверяемой сделке. Тем самым ликвидируется механизм продажи доли по заниженной цене, чем и пользовались квартирные рейдеры. Конечно же, этот закон не убирает все лазейки, которыми могут воспользоваться мошенники, но он открывает дорогу дальнейшему регулированию этих непростых отношений, не нарушая при этом конституционных прав собственника.

: Выговский - Гальбан . Источник: т. VIIa (1892): Выговский - Гальбан, с. 513-517 ( · индекс )


Выкупная операция - государственно-кредитная операция, которая была организована правительством, в связи с уничтожением крепостного права, с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян (см. Временнообязанные крестьяне). Сущность ее состоит в том, что «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая Положения о выкупе), именно на 49½ лет, причем для получения средств на ссуды правительство делает выпуск особых процентных бумаг аналогично тому, как это бывает при обыкновенном долгосрочном кредите. Право на выкуп усадебной оседлости было предоставлено крестьянам общим положением, независимо от согласия на то помещика; но при выкупе одной усадьбы выкупную сумму, исчисленную на основании 13 - 19 статей Полож. о вык., должны были внести сами крестьяне сполна. Выкупная ссуда имела место только при приобретении крестьянами усадебной оседлости вместе с полевыми землями и угодьями. С заключением выкупной сделки обязательные поземельные отношения крестьян к помещикам прекращались. Правительство принимало на себя уплату процентов и капитала по выданным помещикам процентным бумагам, а крестьяне делались из временнообязанных крестьянами-собственниками и становились в непосредственное отношение к правительству по уплате процентов и погашения по выданным выкупным ссудам. Выкуп земли, как общее правило, был поставлен в зависимость от взаимного добровольного соглашения между помещиком и крестьянами. Рядом с этим, выкуп мог быть для крестьян также и обязательный, по требованию помещика; но в последнем случае размер вознаграждения определялся только выкупной ссудой, и помещик терял право на дополнительные платежи. О дополнительных платежах, которые всецело зависели от соглашения между помещиками и крестьянами, статистических данных нет, а потому в настоящее время нельзя выяснить точно действительную стоимость выкупленных крестьянами наделов. Для определения размера выкупной ссуды и выкупных платежей делалась выкупная оценка следующим образом. Годовой оброк, установленный в пользу помещика за отведенный в постоянное пользование крестьян надел, капитализировался из шести процентов, т. е. помножался на шестнадцать и две трети. Из исчисленной таким образом капитальной суммы, которую называли выкупною оценкою, помещику выдавалось 80% (при приобретении крестьянами полного по уставной грамоте надела) или 75% (при уменьшенном наделе); иногда же допускалась и ссуда полностью (ст. 67 Пол. о вык.). По выкупной ссуде крестьяне должны были вносить ежегодно 6% в течение 49½ лет со дня выдачи ссуды, причем ½% предназначалось правительством для покрытия расходов по организации и ведению выкупной операции, а остальные 5½% - на уплату процентов по выданным помещикам процентным бумагам и на погашение выкупного долга. Таким образом, больший или меньший размер выкупных платежей за землю зависел от относительных размеров оброка в различных местностях. Но В. платежи, как можно видеть по способу их исчисления, были меньше оброчных платежей. Поэтому для оценки значения выкупной операции не следует упускать из виду, что тягость выкупных платежей была производная, вытекавшая из установленного высокого оброка, и что развитие В. операции было равносильно замене бессрочных, возвышаемых через каждые 20 лет оброчных платежей за землю, находящуюся только в постоянном пользовании, относительно умеренными срочными платежами за ту же землю, переходящую в собственность крестьян. Статистические сведения о ходе В. операции показывают, что наибольшее число В. сделок было заключено в первое время по освобождении. Именно, к 1864 г. из всего числа бывших крепостных приступило к выкупу 16,7%. Между причинами, которые оказали решительное влияние на ход В. операции, на первом месте следует поставить несоразмерность выкупных платежей за землю с ее ценностью и доходностью, что в особенности имело значение в нечерноземных промысловых губерниях. Здесь требование помещиками выкупа представляло для них прямой экономический расчет, так как помещик, несмотря на сопряженный с этим отказ от дополнительных взносов и потерю на курсе в процентных бумагах (если он желал реализовать в деньгах выкупную ссуду), в сущности как бы продавал крестьянам землю за цену, далеко превышавшую действительную ее стоимость. Правда, при этом он уменьшал свой доход от имения, отказываясь от высокого оброка, но зато гарантировал себя от недоимок, неудовольствий с крестьянами и, наконец, риска понижения оброчных платежей по прошествии 20-ти лет. По 1-е января 1877 г. в 39 губерниях, состоящих на общем положении, число утвержденных В. сделок было 61784; из них состоялось по соглашению с помещиком 21598 (35%) и по одностороннему требованию помещиков 40186 (65%). Таким образом, число сделок по требованию помещиков почти вдвое превышает число сделок по обоюдному соглашению, а это несомненно доказывает, что оброчные платежи и основанная на них выкупная стоимость наделов были, в общем, гораздо выше действительной ценности и доходности земли и что В. операция была весьма выгодною для помещиков. По относительному проценту выкупных сделок, совершенных по требованию помещиков, на первом месте стоят все промысловые губернии, где более половины выкупных сделок совершены по требованию помещиков. Другой крупный фактор в ходе В. операции - это потребность помещиков в денежных средствах. С реформою 19-го февраля было связано коренное изменение в способе хозяйничанья или извлечения дохода из земли. Даровой труд отменялся, надо было рассчитывать на наемных рабочих, которые не могли довольствоваться одною натуральной платой. К этому присоединялась еще прежняя задолженность русского землевладения, с одной стороны, и ликвидация, с 1859 года, старых кредитных учреждений - с другой. Ко времени крестьянской реформы в государственных кредитных установлениях состояло в залоге 44166 имений, на которых числилось долгу 425503061 р. При такой громадной задолженности, свидетельствующей о большой нужде помещичьего класса в деньгах, приостановление Высочайшим повелением 16 апреля 1859 г., в видах преобразования государственных кредитных установлений, выдачи из них ссуд под залог помещичьих населенных имений, вызывало настоятельную нужду в новом источнике займов. Устройство частных земельных банков началось только с 1864 г., а до этого времени, с 1861 г., выкупная операция представляла единственный изобильный источник удовлетворения потребности помещиков в капитале. Это естественно вело к тому, что даже многие из противников освобождения были вынуждены соглашаться на выкуп, ради развязки прежних долговых отношений или для получения вновь потребных денежных средств. Правда, положение допускало перевод долга прежним кредитным установлениям на надельные земли крестьян, состоявших на оброке, причем с остальной земли снималось запрещение; но этот способ был все-таки менее удобен с точки зрения получения под залог имения возможно большей ссуды, потому что перевод долга допускался лишь в размере 70% выкупной ссуды. Задолженность дворянского землевладения значительно облегчила финансовую сторону В. оп., так как при переводе помещичьих долгов кредитным установлениям на крестьянке наделы не требовалось выпуска процентных бумаг на всю сумму выкупной ссуды. По балансу В. операции по 1-е января 1881 года, на 748531385 р. 29 к. выкупной ссуды приходилось 302666578 р. 88 к. долга помещиков бывшим кредитным установлениям.

Несоответствие В. платежей действительной ценности и доходности крестьянских наделов вело за собой накопление недоимок и расстройство крестьянского хозяйства; между тем, несмотря на недоимку в 16 - 17 милл. по выкупным платежам, В. операция в целом не только не дала дефицита, но уже за первые 20 лет дала избытка не менее 40 милл. р., вследствие превышения платежами расходов по операции. Ввиду таких обстоятельств, правительство решило понизить выкупные платежи (Высочайший указ 28 декабря 1881 г.). Понижение было установлено двоякое: 1) общее понижение - для всех бывших помещичьих крестьян, как состоявших в то время на выкупе, так и имевших перейти на выкуп, в силу изданного одновременно указа о прекращении обязательных отношений крестьян с 1 января 1883 г., и 2) добавочное, или специальное понижение, для тех селений бывших помещичьих крестьян, хозяйство которых вследствие неблагоприятных обстоятельств пришло в упадок. Общее понижение было определено в один рубль с душевого надела - в губерниях и местностях «великороссийского положения» и в 6% с годового оклада выкупного платежа - в местностях, состоящих «на малороссийском положении». По г. Могилевской и белорусским уездам Витебской губ. первоначально было повелено произвести понижение только для тех селений, которые перешли на выкуп до издания указа 2 ноября 1863 г. об обязательном выкупе и не воспользовались, притом, сбавкою в платежах впоследствии, при исправлении выкупных актов; но указом 24 февраля 1884 года общее и специальное понижение было распространено также на прочие селения этих губерний. Совокупное, общее и специальное понижение выкупных платежей по 49 губерниям определилось в 10965474 руб., что составляет 27% годового оклада этих платежей до понижения; но по отдельным губерниям, а тем более по уездам и селениям, этот процент колеблется в весьма широких пределах, от 16% (Херс. губ.) до 92% (Олонец. губ.). В 25 уездах выкупные платежи были понижены наполовину и более против прежнего оклада, а в 57 понижение составляет не более 16%. Из общей суммы понижения выкупных платежей 58% (6382204 р.) пошло на общее понижение, а 42% (4583270 р.) на понижение специальное. Отношение специального понижения ко всему понижению естественно выше там, где вообще понижение значительнее. В Олонецкой губ., напр., специальное понижение составляет 81% всей суммы понижения, а в Херсонской - только 8,9%.

По указу 28 декабря 1881 г. понижение выкупных платежей было предположено в размере 12 милл. р. в год, которые предполагалось покрыть: 2 милл. - из общих средств выкупной операции, 7 милл, р. - из свободных сумм по ликвидации бывших государственных кредитных установлений и 3 милл. - пособием выкупной операции на счет казны.

Кроме понижения платежей, «Положение о выкупе» со времени издания подверглось еще другому, очень важному изменению. Благодаря отмеченным выше причинам, добровольный выкуп в первые 10 - 15 лет шел весьма успешно. Но действие причин, заставлявших помещиков соглашаться на выкуп или требовать его, с течением времени постепенно ослабевало, так что к 1880-м гг. временнообязанных крестьян оставалось еще свыше 15%. Весьма естественно, что наибольшее число временнообязанных крестьян должно было удержаться в тех местностях, где помещику казалось невыгодным требовать выкупа или согласиться на выкупную сделку при условиях, желательных для крестьян. Положение временнообязанных крестьян, по собранным правительством сведениям, оказывалось крайне неудовлетворительным и в общем гораздо худшим, чем положение крестьян-собственников в той же местности, - а между тем надеяться на добровольный выкуп с каждым годом становилось труднее. Временнообязанные отношения крестьян грозили в некоторых местностях превратиться в вечнообязательные. Ввиду такого положения дела, правительство установило, законом 1881 г., обязательный выкуп, с 1 января 1883 г., для всех крестьян, остававшихся еще к тому времени во временнообязанных отношениях.

Кроме бывших помещичьих крестьян выкуп земель, в силу особых законов и на несколько иных основаниях, был распространен и на две другие обособленные группы: на крестьян удельных и государственных. По полож. 26 июня 1863 г. о поземельном устройстве крестьян государевых, дворцовых и удельных имений, все находившиеся в пользовании этих крестьян земли были предоставлены им не в постоянное пользование, как при наделении помещичьих крестьян, а в собственность, с применением обязательного выкупа. Удельное ведомство предоставило крестьянам в собственность те земли, которые находились в их пользовании, не увеличивая прежних платежей, а обращая их в выкупные, платимые в течение 49 лет. Итак, принцип обязательного выкупа надельных земель, в интересах крестьян завершивший развитие крестьянской реформы, был впервые применен в великороссийских губерниях при поземельном устройстве удельных крестьян, и притом не по политическим соображениям, как это отчасти имело место несколькими месяцами раньше (указ 1 марта 1863 г.) при обязательном выкупе для крестьян Западного края, а единственно в видах попечения о благе сельского населения. Для определения выкупной суммы, следующей с удельных крестьян, их прежний оброк за отведенные им земли капитализировался из 6%; с полученной таким образом выкупной суммы крестьяне должны вносить в течение 49 лет в доход удельного или дворцового ведомства по 6 коп. с рубля. Таким образом, выкуп земель бывшими удельными крестьянами совершен без посредства В. операции, т. е. без выдачи уделу капитальной суммы процентными бумагами. Сумма, следующая удельному ведомству по указанному выше расчету, поступает к нему из государственная казначейства полностью, а крестьяне вносят выкупные платежи в казну, на счет которой падают недоимки по выкупным платежам. В 9 Западных губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Подольской и Волынской) обязательный выкуп был введен указами 1863 г. Применение его началось для некоторых местностей этой области с мая и сентября 1863 г., для других - с 1 января 1864 г.

В 1932 году выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен совершенно окончиться. Но в разных местностях крестьяне перешли на выкуп в разное время, начинал с 1861 г.; поэтому прекращение выкупных отношений будет совершаться в период с 1910 по 1932 г. Кроме постепенного, амортизационного погашения выкупного долга, положение о выкупе допускает также досрочное погашение (статьи 165, 169, 162; 161, 162 и 115). Из этих статей в особенности большое практическое значение имеет 165 ст., по которой каждый отдельный домохозяин имеет право внести выкупную сумму, следующую с него по расчету, за находящейся в его пользовании надел, и требовать затем выдела ему соответственного участка, который становится его личною частною собственностью. Эта статья, как показывают специальные исследования, расшатывает общинное землевладение и вообще очень вредно отражается на мобилизации крестьянской поземельной собственности. Выкуп по 165 ст. прогрессивно возрастает: до 1882 г. было выкуплено 47735 душевых наделов в количестве 178 тыс. десятин, а к 1887 г. цифра эта поднялась до 101413 душевых наделов, в количестве 394504 дес., т. е. за 6 лет (1882-1887) выкуплено больше чем вдвое наделов и земли против того, сколько было выкуплено за 20 предшествовавших лет.

а) Выкупных сделок и актов, состоявшихся на общем основании положений 19 февраля 1861 г. и 28 декабря 1881 г., поступило в главное выкупное учреждение 94528; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

б) Выкупных сделок и актов в губерниях Северо-западного, Юго-западного и Белорусского края, на основании законов 1863 г. и других специальных законов, поступило 28751; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

Всего поступило в главное выкупное учреждение сделок и актов 123279; из них было утверждено:

По этим сделкам и актам:

Назначено дополнительных выкупных ссуд по 14039 сделкам 5959815 руб. Кроме того, рассмотрено учреждением, но не утверждено, по разным причинам, 1940 сделок и актов, не считая тех, по которым затребованы разные дополнительные сведения.

1. Из 92893 утвержденных сделок по группе а.

Душевой участок (около 3½ дес.).

2. Из 23199 утвержденных актов, вошедших в группу б.

Душевой участок (около 3¾ дес.)

Выкуп надельной земли с содействием правительства, установленный для бывших помещичьих и удельных крестьян в 1861 и в 1863 гг., был распространен с 1887 г. и на бывших государственных крестьян, причем сразу был сделан обязательным. По положению 24 ноября 1866 г. о поземельном устройстве бывших государственных крестьян, за этими крестьянами были закреплены в постоянное пользование их наделы, с платежом так называемой оброчной подати (и лесного налога за лесные наделы), устанавливаемой в неизменном размере на каждые 20 лет. Таким образом, первая переоброчка должна была наступить в 1886 г.; но с приближением этого срока было решено оброчную подать превратить в выкупные платежи. Высочайше утвержден. мнением государственного совета 28 мая 1885 г. было постановлено преобразовать оброчную подать на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в сорокачетырехлетний срок, с 1 января 1887 г., с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более чем на 45 процентов нынешнюю общую сумму этой подати и чтобы распределение выкупных платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов. На министра финансов было возложено безотлагательно выработать подробности предложенного преобразования оброчной подати. В представлении об этом государственному совету (Высочайше утверждено 12 июня 1886 г.) министр финансов полагал, оставаясь в пределах 45% повышения общей суммы подати, в частности по отдельным губерниям, уездам и селениям, ограничиться меньшим против среднего размером повышения окладов, с распределением соответствующей суммы на другие. При этом установлены были пределы, выше которых не может быть допущено увеличение оброчной подати по отдельным селениям; а именно, было принято, что увеличение оброчной подати по отдельным селениям не должно, вообще, превышать суммы подушной подати, которая слагается с каждого из них, и подесятинные оклады бывших государственных крестьян не должны превышать таковых у бывших помещичьих, в селениях, близких друг к другу и находящихся в сходных условиях поземельного владения. Итак, по закону 12 июня 1886 г., суммы выкупных платежей установляются в законодательном порядке для каждой губернии в неизменном размере на весь срок выкупа, который оканчивается к 1 января 1932 г., т. е. к тому же времени, когда в силу закона об обязательном выкупе земель временнообязанных крестьян, должны будут прекратиться выкупные платежи для последней из приступивших к выкупу групп бывших помещичьих крестьян. Сумма выкупных платежей, назначенная на губернию, распределялась предварительно между уездами, по соглашению министров финансов, внутренних дел и государственных имуществ. Что касается окончательной разверстки выкупных платежей между селениями, то она была возложена в тех губерниях, где владенные записи уже выданы, на особые уездные комиссии, из местного податного инспектора и двух членов уездного по крестьянским делам присутствия, под председательством одного из них. В губерниях, на которые распространяется действие положения 24 ноября 1866 г., но где владенные записи еще не выданы, разверстка производилась чинами министерства государственных имуществ, с участием местного податного инспектора и непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия, а в губернии Архангельской и в уездах Сольвычегодском, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии - съездами по крестьянским делам, с участием местного податного инспектора. Предположенная уездною комиссией разверстка по отдельным селениям должна была проверяться опросом избранных уполномоченных от ближайших селений. Исправленный таким образом проект разверстки шел в губернское по крестьянским делам присутствие, вместе с протоколами опросов. На основании этих проектов губернское присутствие установляло оклады выкупных платежей по всем селениям губернии. Если при этом оказывалось необходимым сделать изменения в распределении общей по губернии суммы между уездами, то губернское присутствие должно было представлять о том министру финансов, который мог делать соответственные изменения, по соглашению с министрами внутренних дел и государственных имуществ. Окончательный результат определения выкупных платежей бывших государственных крестьян, как показывают статистические данные, сводится к тому, что, несмотря на сделанное по закону 28 декабря 1881 г. значительное понижение выкупных платежей бывших помещичьих крестьян, выкупные платежи бывших государственных крестьян в большинстве губерний на 20 и более процентов ниже, чем у бывших помещичьих крестьян.

28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших

помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (на чал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остро ту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Пет ром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и кос венных налогов в два раза.

В конце 80-х - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его издания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов происходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников - опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наделов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не мог ли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рубл.

В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. И всё же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.

4.3 Введение института земских начальников

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Реформа в области просвещения. Портрет. Новые назначения. Начало. Деятельность Александра III называют контрреформами. Судебная реформа. Задачи. Внутренняя политика Александра III. Насильственная русификация. Земская контрреформа. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Замена крестьянской администрации дворянской. Контрреформы. Национальная и религиозная политика. Какой характер носила политика. Отставки.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Основные направления экономической политики. Экономический подъем 90-х годов. Финансовая реформа. Направления экономической политики И.А. Вышнеградского. Направления экономической политики С.Ю. Витте. Сельское хозяйство. Транссибирская железнодорожная магистраль. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Крестьяне. Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Н.Х.Бунге. Особенности промышленного развития.

«Александр III и его внутренняя политика» - Национальная и религиозная политика. Цензура. Сделайте выводы. Александр правил вместо умершего брата. Начало царствования Александра III. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Какие задачи решал Александр III. Экономика при Александре III. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Совещание государственных чиновников. Александр III. Крестьянский вопрос. Александр III и его внутренняя политика.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Внутренняя политика Александра III. Александр III. Документ. Полицейское государство. Выход крестьян из общины. Смена правительства. Идеология. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Временные правила о печати. Политика в области образования.

«Внутренняя политика Александра 3» - Александр III. Император Александр III. Министерство Д.А. Толстого. Полностью ликвидировать судебные уставы 1864 г. не удалось. Контроль над волостным судом. 1884 г. – студенческие волнения. Игнатьев предложил созвать Земский собор. Министерство Н.П. Игнатьева. Отставка Н.П. Игнатьева. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. В.П. Мещерский. Из статьи Победоносцева.

«Контрреформы Александра III» - 8 марта 1881 г. – заседание Государственного совета по вопросу о «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. Ограничение размера штрафов. Ограничение рабочего дня детей до 15 лет 8 часами. С. Ю. Витте министр финансов в 1892 – 1903 гг. Смерть переселенца. 1889. Протекционизм 1897 г. – финансовая реформа. Общая протяженность – 9332 км. Александр III. Изначально была невестой старшего брата Александра Николая.