Разряд прилагательного растительный. Разряды имён прилагательных

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.

Разряды имен прилагательных

Качественные имена прилагательные обозначают качества, свойства, которые могут проявляться в большей или меньшей степени и восприниматься органами чувств. Могут быть непроизводными (высокий, умный, печальный) и производными (отдаленный, задиристый, заботливый). Качественные прилагательные обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями. За некоторыми исключениями они могут иметь:

– полную и краткую формы: умный – умен, краткий – краток;

– степени сравнения: добрый – добрее – добрейший; светлый – более светлый – самый светлый;

– формы субъективной оценки: зеленый – зелененький, тяжелый – тяжелехонек;

– способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень красивый, весьма неприятный;

– возможность образовывать наречия меры и степени: легкий легко, далекий – далеко;

– возможность образовывать абстрактные существительные: новый – новизна, красивый – красота.

Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т.д. Это неизменный, постоянный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени, обозначается опосредованно, через мотивацию другим словом. Относительные прилагательные не обладают грамматическими и лексико-словообразовательными особенностями, характерными для качественных прилагательных. Они всегда производные и мотивируются производящим словом: сосновый (имеющий отношение к сосне), тройной (состоящий из трех).

Притяжательные прилагательные обозначают различные значения принадлежности лицу или животному: лебединый, отцов, мамин . По словоизменительным и словообразовательным признакам они представлены двумя группами: 1) прилагательные с суффиксами –ов (-ев), -ин (-ын): отцов, мамин, сестрицын ; 2) прилагательные на -ий, -ья, -ье, -иный, - ский: собачий нюх, медвежья берлога, лебединый крик, Тургеневская усадьба.

Границы между лексико-грамматическими разрядами прилагательных проницаемы - прилагательные могут при изменении значения переходить из одного разряда в другой: волчий хвост (притяжательное) - волчий аппетит (качественное), железный гвоздь (относительное) - железная леди (качественное), бобровый домик (притяжательное) - бобровый воротник (относительное).

При изменении лексического значения могут приобретаться некоторые дополнительные грамматические характеристики. Например, сердечная мышца (мышца сердца) относительное прилагательное не имеет степеней сравнения; сердечный человек (добрый, отзывчивый) качественное прилагательное, может иметь степени сравнения: сердечнее него не было человека, сердечнейший прием оказали нам.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-1.jpg" alt="> Разряды прилагательных по значению ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-2.jpg" alt="> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3."> По значению прилагательные бывают: 1. качественные 2. относительные 3. притяжательные

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-3.jpg" alt=">Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей"> Качественные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени (добрый, грустный, злой, смешной, храбрый) * * * Сочетаются с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком (очень добрый, недостаточно смешной, слишком злой, недостаточно храбрый)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-4.jpg" alt=">Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) "> Качественные прилагательные Отвечают на вопрос какой? (какой? – добрый, милый) *** Могут иметь краткую форму (добрый – добр, злой – зол) и степень сравнения (Добрый – очень добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-5.jpg" alt=">Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) "> Качественные прилагательные От качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём повтора (добрый-предобрый, смешной-пресмешной) *** Образуют прилагательные с НЕ (несмешной, некрасивый, незлой, невоспитанный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-6.jpg" alt=">Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж."> Докажите, что это качественные прилагательные ранн. . м утром на свеж. . м воздухе по низк. . му небу лёгк. . ми облаками син. . Полоска далёк. . го леса тонк. . ми ветвями

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-7.jpg" alt="> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в"> Вставьте буквы, подчеркните качественные прилагательные: Лес ут. . нул в дремуч. . х сугробах. Вместе со снегом нал. . тели в лес д. . ковинные существа. У бел. . й реки грустит о братц. . Алёнушка. Тут вылез из сугроба л. . сной человеч. . к в снежн. . й шапк. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-8.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей"> Относительные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени (каменный, стеклянный, кожаный) (!Нельзя: очень каменный, более кожаный и т. д.) *** Отвечают на вопрос какой? (какой? – кожаный, деревянный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-9.jpg" alt=">Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и"> Относительные прилагательные Могут обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный) и близость предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный) *** Не имеют краткой формы и степени сравнения (!Нельзя: более золотой, менее песочный, очень стеклянный и т. д.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-10.jpg" alt=">Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол –"> Относительные прилагательные Обозначают признак предмета по отношению между предметами (стеклянный стол – стекло и стол) *** Обозначают материал (стеклянный, железный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-11.jpg" alt=">Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** "> Относительные прилагательные Пространственные и временные признаки (городской, вчерашний, русский) *** Предназначение предмета (рыболовный, праздничный, карманный)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-12.jpg" alt=">Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют"> Относительные прилагательные НЕ образуют степени сравнения НЕ имеют краткой формы НЕ образуют сложных слов НЕ сочетаются с ОЧЕНЬ

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-13.jpg" alt="> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний…"> Продолжите строчку: Материал: каменный, соломенный… Место: подземный, полевой… Время: весенний, вчерашний… По действию: отрывной, стиральная. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-14.jpg" alt="> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу "> Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность чего-либо к лицу или животному (лисий хвост, дедушкин огород) *** Отвечают на вопрос чей? (чей? – папин, медвежий)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-15.jpg" alt=">Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; "> Суффиксы притяжательных прилагательных: ов - (- ев -): слоновый, песцовый; - ин - (- ын-): сестрицын, птицын; - ий - (-й): лисий, медвежий, заячий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-16.jpg" alt=">Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный,"> Вставить орфограммы, обозначить разряды имён прилагательных Пр_хладный, д_кабрьский, ш_хтёрский, з_лотой, тёмн_я, вор_бьиный, кр_сивый, сл_новая.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-17.jpg" alt="> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный,"> Четвёртое лишнее: 1. счастливый, осторожный, кирпичный, волшебный 2. природный, ночной, задумчивый, стеклянный 3. торжественный, беличий, туманный, багровый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-18.jpg" alt=">Проверь себя: 1. Кирпичный 2. Задумчивый 3. Беличий ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-19.jpg" alt=">Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди"> Самуил Маршак - «Вьюга» В. . юга, снежная пурга Напр. . ди нам пряжи, Взбей пуш. . стые снега, Словно пух л. . бяжий. Вы проворные ткачи Вихри и метели Дайте радужной парчи Для к. . сматых елей.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-20.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-21.jpg" alt="> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные"> Различия качественных и относительных прилагательных: Качественные Относительные прилагательные Имеют степень сравнения: добрее, самый добрый Не обладают ни одним из Имеют краткую форму: признаков качественных добр, молод, хорош прилагательных Могут сочетаться с наречиями «очень» , (то есть не имеют степень «необыкновенно» , «чрезвычайно» , «недостаточно» , «слишком»: сравнения, краткую форму, очень добрый – необыкновенно синонимов, антонимов и добрый – чрезвычайно добрый – т. д) слишком добрый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-22.jpg" alt="> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют"> Качественные прилагательные Относительные прилагательные Образуют путем повтора сложные прилагательные: добрый-добрый, белый-белый Указывают на отношение одного предмета к другому: отношение медный таз – таз из меди одного Могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ: предмета к недобрый (взгляд), недорогой (товар) другому: К ним можно подобрать антонимы: добрый – злой, хороший – плохой медный таз – таз из меди К ним можно подобрать синонимы: смутный – неясный - расплывчатый Образуют прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами: белый – беленький – беловатый Образуют наречия на -о, -е: активный – активно, искренний – искренне

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-23.jpg" alt="> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда"> Переход прилагательных из одного разряда в другой Относительные Стеклянная посуда – прилагательные могут стеклянное чувство (хрупкое переходить в качественные чувство) Притяжательные Лисий хвост – лисья натура прилагательные могут (хитрый) переходить в качественные Притяжательные Заячья нора – заячья шуба прилагательные могут (шуба из зайца) переходить в разряд относительных

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-24.jpg" alt="> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…)"> Дополните предложения прилагательными Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) наряде каждая ветка казалась (…). Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-25.jpg" alt="> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз;"> Определите разряд прилагательного Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-26.jpg" alt="> Выпишите из текста словосочетания "> Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Ты родной владеешь речью, Скажем, к странам зарубежным бойко говоришь. держишь морем путь, Русский же язык неважно Перед спутниками хочешь знаешь, мой малыш! знаньями блеснуть – Слушай потому поэта, В разговорах или спорах будь прилежен впредь, с другом иль врагом Чтоб могучей русской речью Ты воспользуешься смело хорошо владеть. русским языком! Эта речь полна величья, Потому ты, школьник резвый, гордой простоты, будь прилежней впредь! В ней прекрасных слов богатство, Ты обязан русской речью сила красоты. хорошо владеть.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-27.jpg" alt="> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! "> Прочитайте текст и выполните задания Величайшее богатство народа - его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-28.jpg" alt="> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись"> Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-29.jpg" alt="> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к"> Задание к тексту: 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ. » , укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-30.jpg" alt=">Тест по теме «Имя прилагательное» . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-31.jpg" alt=">1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б)"> 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признака Г) признак действия

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-32.jpg" alt=">2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В)"> 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-33.jpg" alt=">3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение,"> 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство В) определение, дополнение Г) дополнение, обстоятельство

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-34.jpg" alt=">4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А)"> 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-35.jpg" alt="> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал,"> 5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие. . . А) материал, из которого сделан предмет Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-36.jpg" alt="> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), "> 6. Укажите относительные прилагательные А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-37.jpg" alt="> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро),"> 7. Укажите притяжательные прилагательные А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-38.jpg" alt="> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок,"> 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-39.jpg" alt="> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый"> 9. В каком ряду все прилагательные относительные? А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-40.jpg" alt="> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой,"> 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-41.jpg" alt=">11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный "> 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) Б) родной (ср. р.), задумчивый (м. р.), нежный (м. р.) В) родной (м. р.), нежный (м. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-42.jpg" alt=">12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним"> 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью. » А) ранним (м. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.) Б) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.), свежестью (ж. р.) В) ранним (ср. р.), величественной (ж. р.), весенней (ж. р.)

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-43.jpg" alt=">13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б)"> 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-44.jpg" alt=">14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный"> 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-45.jpg" alt=">15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее "> 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-46.jpg" alt="> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже "> 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени А) глубже Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-47.jpg" alt="> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных "> 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-48.jpg" alt="> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных"> 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший Г) чудеснейший, худший, громче всех

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-49.jpg" alt="> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В"> Ответы: 1. - Б 7. - В 13. - В 2. - Б 8. - Б 14. - А 3. - А 9. - А 15. - А 4. - В 10. - Б 16. - Б 5. - В 11. - А 17. - Г 6. - В 12. - В 18. - Б

Src="https://present5.com/presentation/3/-106532311_439218107.pdf-img/-106532311_439218107.pdf-50.jpg" alt=">Молодцы!!! . ">

– выражать признаки предметов и явлений.Для этого в русском языке имеются разряды прилагательных по значению. Каждый из них имеет свои лексико-грамматические признаки – их легко запомнить с помощью таблиц. Но как определить разряд прилагательного, если оно употребляется в переносном значении? Для этого существует алгоритм рассуждений, который не даст ошибиться в самых запутанных случаях.

В переносном значении разряд прилагательного меняется

Что такое лексико-грамматический разряд прилагательных

Чтобы подобрать нужное прилагательное и выразить необходимый признак предмета, надо четко представлять, на какие разряды делятся имена прилагательные. В русском языке их всего три: , относительные, . Разряды прилагательных имеют своё лексическое (смысловое) содержание и описывают предмет в различных аспектах:

  • отражают восприятие предмета нашими органами чувств;
  • относительные характеризуют его по отношению к внешнему миру;
  • притяжательные указывают на принадлежность собственнику.


Лексико-грамматические разряды прилагательных

Прилагательные из разных разрядов указывают на разные признаки предмета, не являются однородными членами предложения, не разделяются запятой. В таблице представлен анализ имен прилагательных по значению в выражениях: «папина любимая вечерняя передача» и «дядин громоздкий деревянный протез».

Разряд прилагательных по значению Пример с пояснением
Качественные (какой? каков?) Любимая - качество передачи в оценке того, кто её смотрит
Громоздкий – размер протеза
Относительные (какой?) Вечерняя – отношение передачи ко времени просмотра
Деревянный – отношение к материалу изготовления протеза
Притяжательные (чей?) Папина – принадлежность передачи к сфере интересов папы
Дядин – принадлежность протеза к дядиной собственности

Разряд прилагательного со свойственными только ему грамматическими явлениями – своего рода визитная карточка, единственный морфологический признак этой части речи.

Качественные прилагательные

Самые распространенные прилагательные – качественные, они обладают наибольшим набором признаков:

  • Качественные прилагательные выражают психическую реакцию человека на предмет, анализ его нашими органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.
  • Они первичны: их значение нельзя выразить другими частями речи.
  • Признаки, которые выражают качественные прилагательные, имеют разную степень выраженности, оцениваются субъективно. Этот разряд прилагательных отличается от остальных большим количеством грамматических форм.

В таблице представлен весь набор словообразовательных, грамматических, лексических признаков, по которым качественное прилагательное легко отличить от относительного.

Признаки качественных прилагательных Примеры
Обозначает оценку предмета органами чувств
Зрением Цвет: зеленый
Размер: огромный
Форма: квадратный
Слухом Тихий, мелодичный
Обонянием Ароматный, вонючий
Осязанием Плотный, колючий, горячий
Вкусом Сладкий, кислый
Общая оценка Приятный, отвратительный
1. Образуют краткую форму (каков?) Хитер бобер; быстра на расправу
2. Имеют степени сравнения Черный – чернее -наичернейший
3. Сочетаются с наречиями степени и меры Совсем тупой, неизмеримо богатый
4. Образуют оценочные формы уменьшения/увеличения Умный – умненький - умнейший
5. Образуют: отвлечённые существительные;
глаголы с проявлением признака;
наречия на -о/-е
Высокий – высь
Синий – синеть
Свежий – свежо; искренний - искренне
6. Имеют антонимы Увлекательный - скучный
7. Заменяются синонимами Красный – алый, багровый
8. Употребляются с частицей НЕ, которая пишется слитно Медленный - немедленный
9. Образуют сложное прилагательное путем повтора Седой-преседой
Обратите внимание. В прилагательных: босой , живой , слепой , горбатый , нагой
признак выражен в полной мере, поэтому они не образуют степеней сравнения
Роль в предложении
Определение Белеет парус (какой?) одинокий .
Сложное именное сказуемое Он был одинок .
Правда, дети, я (был , есть , буду , каков ?) хорош ?

Относительные прилагательные

Относительные прилагательные выражают признак предмета, указывая на его связь с явлениями и предметами внешнего мира. Этот признак является неизменным, поэтому в этом разряде имен прилагательных нет , оценочных форм. Относительные прилагательные легко заменяются конструкциями существительных с предлогами в , из , для :

  • лесная опушка – опушка в лесу;
  • бумажный документ – документ из бумаги;
  • операционный нож – нож для операции.

Тесная связь с существительным выражается в том, что в конструкциях с неоднородными определениями относительные прилагательные всегда стоят рядом с существительным: вкусная лесная ягода , но не: лесная вкусная ягода .



Относительные прилагательные по признакам легко отличаются от качественных

Таблица. Признаки относительных прилагательных

Признаки Примеры
Обозначает отношение к явлениям внешнего мира
Место Комнатное растение, городской житель
Время Майский жук, летняя жара
Материал Серебряная ложка, водяной столб
Единицы измерения Стопудовый колокол; трехэтажный дом
Функции Читальный зал;
рыболовный крючок;
космическая ракета
Лексико-грамматические признаки
Отвечает на вопрос какой? (из чего, для чего сделан, в чем находится) огородный овощ – овощ из огорода
Не имеет: краткой формы, сравнительных степеней, остальных признаков качественных прилагательных -----
Суффиксы относительных прилагательных
-ан/-ян Кожан ые туфли, глинян ый грунт
-ск/-еск Киевск ий поезд, младенческ ий возраст
-ов/-ев Бананов ая плантация, боев ые действия
Каменн ый топор
Бегл ый звук
нулевой суффикс Золотое украшение

Притяжательные прилагательные

В отличие от предыдущих разрядов притяжательные прилагательные отвечают на специфический для них вопрос чей?- и легко дифференцируются. Они выражают принадлежность предмета собственнику, употребляются, в основном, в разговорной речи. В прошлом с их помощью было образовано множество фамилий и географических названий, устойчивых выражений: гражданин Петров, Берингов залив, крокодиловы слезы.



Особенность притяжательных прилагательных – ответ на вопрос “чей?”

Таблица. Признаки притяжательных прилагательных

Признаки Примеры
Отвечают на вопрос чей?; указывают на принадлежность предмета собственнику Ласточкино гнездо
Мальчишечьи тайны
Образуются только от одушевлённых предметов Воробьиный писк
Суффиксы притяжательных прилагательных
-ов/-ев Дедова награда, царев указ
-ин/-ын Машин диплом, курицыно квохтанье
-ий/-й Волчий вой, лисья (я = йа) пасть
-овий Сыновий долг
-ачий Собачий лай
-инск Сестринский пост


Алгоритм различения разрядов прилагательных

Переход между разрядами

В определении разряда прилагательного главное значение имеют не формальные признаки, а то качество, которое выражается словосочетанием «существительное + прилагательное». При переносном значении и в устойчивых выражения притяжательные и относительные прилагательные переходят в разряд качественных и отвечают на вопрос какой?, при этом подбираются синонимы. Для определения относительных прилагательных сначала исключаем вопрос чей? а потом заменяем прилагательное конструкцией «предлог +существительное».

Пример Качественное Относительное Притяжательное
Малиновый Малиновый берет (цвет – темно-розовый) Малиновое варенье (из малины)
Янтарный Янтарный блеск (цвет – ярко-желтый) Янтарный кулон (из янтаря)
Отцовский Отцовские чувства (какие? – теплые, как у отца) Отцовский дом (чей?)
Железный Железный характер (какой? - твердый, как железо) Железный лом (из железа)
Сумеречный Сумеречное настроение (какое? – грустное, как сумерки) Сумеречное освещение (в сумерках
Львиный Львиный характер (какой? – смелый, как у льва) Львиная охота (на льва) Львиный след(чей?)
Соколиный Соколиный глаз (какой? -зоркий, как у сокола) Соколиная охота (с соколом; для сокола) Соколиная добыча (чья?)
Кошачий Кошачья походка (какая? – неслышная, как у кошки) Кошачья еда (для кошки) Кошачья лапа (чья?)


Как отличить притяжательное прилагательное от качественного в переносном значении

6 класс.

Русский язык.

Учитель: Арушанян Т.П.

Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные». § 42

Цели урока:

Обучающие : познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие : развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование:

Тетради, учебник.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод : исследовательский, частично – поисковый.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация опорных знаний .

Приветствие. Объявление темы урока.

Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)

Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.

Запишем в тетрадь дату и тему урока.

Орфографическая разминка.

О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.

На прошлом уроке мы изучали разряды прилагательных, а именно, качественные имена прилагательные. Давайте вспомним всё, что о них знаем.

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос какой? / чей?: большой, железный , мамин.

2. Разряды прилагательных:

- качественные - прилагательное называет признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени: добрый, добрее, самый добрый ;

- относительные - прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: золотые серёжки;

- притяжательные - прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному: беличий, мамин.

3. Склонение прилагательных

Прилагательные изменяются:

по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;

по числам; красная роза, красные цветы;

по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.

Род, число, падеж определяются по существительному.

4.Форма прилагательного (только у качественных):

- полная: весёлый;

- краткая: весел.

5. Степень сравнения (только у качественных):

- сравнительная степень: веселее, более весёлый;

- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.

6. В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.

Качественные прилагательные (какой?): прилагательное называет признак,

который может быть выражен в большей или меньшей степени:

яркий свет - ярче. более яркий

Относительные прилагательные ( какой?): прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени:

компьютерная программа, электронные часы

Притяжательные прилагательные ( чей?): прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному:

папины документы, лисья нора

III . Изучение новой темы.

- В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.

Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10

«Опознавательные признаки относительных прилагательных».

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

Обозначают:

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

IV . Закрепление изученного материала.

    Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314

    Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.

Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.

V . Итог урока. Рефлексия.

1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?

2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?

3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?

VI . Домашнее задание

Выучить теоретический материал § 42 (правила + тетрадь) . Выполнить упр. 315.