Ребенок летает в облаках. Будьте внимательны — невнимательный ребенок

Здравствуйте! У нас проблема с нашей первоклассницей. Наша девочка практически с рождения летает в облаках. Когда ее кормили грудью, она часто недоедала - засыпала с грудью во рту не поевши толком. никогда не слышала с первого раза, часто летала где то в мыслях. Со слухом у нее все нормально - врач говорит. Но вот находишься с ней рядом и зовешь ее нормальным голосом, а она не слышит, где-то летает в облаках. С третьего раза может и услышит. И до сих пор, когда кушаем вместе за столом, смотрю на нее, у нее ложка где -то в другом месте, а она вся где - то там, иногда шепотом говорить начинает в своих мечтах. Позовешь ее, чтобы кушать начала, она вроде начнет кушать, но потом опять улетает.
В садике она отличалась от своих сверстниц - не такая развитая интеллектуально, не сообразительная, и разум очень детский. Не все дети принимали ее в свой круг общения, только те кто попроще.
Я знала, что ей будет тяжело учиться в школе.
Да еще теперь везде эта программа 2100. Для нашего ребенка слишком тяжело.
Читать я ее научила в 6 лет. Пусть не быстро, но читает, составляет слоги. И считать до десяти мы тоже учились. Весной прошли подготовительный курс в школе для будущих первоклассников. И в садике тоже какая то подготовка детей к школе проводилась.
И вот ребенок пошел в школу. С таким желанием она пошла,с радостью. Но прошел месяц и учительница начала очень жаловаться на нее.
"Ребенок не занимается, а только присутствует на уроке, ничего не слышит. Хуже всех читает.
Один раз она даже осмелилась нашей бабушке сказать(она пришла ее забрать), что такого тупого ребенка у нее в классе еще не было!" Я была очень возмущена таким заявлением. Да, она намного слабее своих сверстниц по учебе, но не тупая. Я с ней делаю дома уроки, она соображает, даже простые примеры в уме считает. Да читает медленно и бывает что путает буквы, если долго читает, просто устает. Но читает. Пишет коряво, согласно, мы виноваты, не занимались с ней, чтобы пальчики ей разработать, но я готова над этим заниматься с ней, я даже сейчас с работы на время уволилась, чтобы помочь ребенку адаптироваться и учиться.
Оказывается, она(учительница) выставила ее на посмеяние перед всем классом, ребенок не мог ответить на ее вопрос по математике у доски. А наша девочка очень ранима в этом плане, она начинает обижаться даже если мы дома любя в шутку над ней смеемся. Поэтому мы больше не допускаем себе такой вольности, когда она всем это сказала.
В результате сейчас ребенок у нас отстающий, уроки мы с ней делаем по 4 часа. Продолжает летать на уроках, когда спрашиваю ее что сегодня проходили по математике или какому другому предмету - ребенок ничего не может вспомнить и сказать. Как будто ее не было на уроке. Хотя вот если спросить что было на родном языке (татарском) или физкультуре - она начинает что-то рассказывать. Или что кушали в столовой - ребенок отвечает. Сейчас только второй месяц как она начала учиться, а у них уже бывает 5 уроков и плюс обязательно кружок - танцы. Нам дали распечатку расписания уроков и там кроме понедельника везде написано, что за ребенком приходить только в 15 часов. Мне кажется это вообще перебором для первоклассника, который недавно вышел из садика.
Сегодня пришла за ребенком к 14 часам, учитель меня видит, но ребенка не отпускает, продолжает дополнительное занятие с детьми.
Я ждала почти 20 минут, чтобы она ее наконец то отпустила. Все это время я стояла и наблюдала за ребенком - ребенок действительно только присутствует на уроках, но сама она не на уроке. И сегодня я с ней по дороге из школы разговаривала, она говорит что одна девочка ее обижает, стукает ее по голове, потому что она не внимательная на уроке. И еще есть девочки, которые ее не хотят принимать в свой круг общения потому что она плохо учится. Я так понимаю, что учительница конкретно не взлюбила нашего ребенка и весь свой негатив передала еще и классу. Есть одна девочка, которая принимает ее, они вместе в садике были.
Семья у нас полная. И папа и мама. Единственный ребенок в семье , всеми любимый. Немного избалованный, но я стараюсь быть с ней в меру строгой и любящей. Ребенок общительный. Всегда готова первой идти на контакт с незнакомыми детьми. Если другой ребенок не хочет с ней играть, спокойно отступает. В хорошей и спокойной обстановке не закрывается среди незнакомых или мало знакомых.
Подскажите что нам делать. Ситуация у нас серьезная В нашей школе доже психолога школьного нет.

Честно говоря, меня от этой фразы передергивает. Это "ярлык", который так удобно поставить и ожидать, что в один прекрасный момент он "летать" перестанет. Я очень категорична в вопросах отношения к детям, вы уже, наверное, поняли. Так и здесь. Это определение "Он будто не здесь, постоянно где-то летает" совершенно нечестное по отношению к дошкольникам и младшим школьникам точно. Мне хочется задать учителю вопрос "А что сделали вы для того, чтобы ребенок "летать в облаках " перестал?". Да, я не спорю, что есть дети с низкой интенсивностью учебной деятельности и не отрицаю, что это мешает ему самому, в первую очередь, а уже потом учителю. И именно в силу того, что у ребенка еще недостаточно развита волевая сфера, может быть низкий уровень самоорганизации, ему сложно себя "заставить " быть внимательным, когда учебный материал подается не с интересом и воодушевлением, а "по методичке ". А родители привыкли сразу нападать на ребенка, когда учитель на него "пожалуется". А ведь обучение - процесс обоюдный . Учитель должен стараться не меньше ученика. В добавок ко всему частые отвлечения и нахождения в параллельной реальности могут быть особенностями характера ребенка и уж здесь мы его точно не изменим, можем только положительно мотивировать и укреплять сильные стороны . А они всегда есть. Нет "плохих", "неудачных" детей, есть неправильные методы работы с ними. Про многих детей, с кем работаю я, в школе, саду или на подготовке к школе говорят "летает в облаках ", а мне за них обидно, ведь часто, когда ребенок что-то не понимает, он "выпадает", так как переспросить, уточнить ситуация не располагает и он находит себе иные виды деятельности.

Так что же делать?
"Таким" детям не хватает, в первую очередь, личной ответственности. С умственными способностями зачастую все в порядке. Они должны чувствовать себя важными, участвующими. Коррекция частых отвлечений, невнимательности и других нарушений учебной деятельности лежит, все таки, на учителе, так как именно в его руках создать специальные условия, но и дома можно данному процессу "помочь". Сначала обсудим учительскую роль. Вы, как родители, кстати, не бойтесь обращаться к учителям с подобными темами. Часто учитель не успевает за всеми уследить, а классы сейчас, мягко говоря, переполненные, и ваши "уточнения" касательно ребенка могут быть очень кстати. Вы не просите для ребенка "поблажек", Вы ищите наилучшие пути для его комфортного и эффективного обучения.
Таких детей нужно:
  • сажать не возле окна, чтобы не создавать дополнительных поводов для отвлечений;
  • сажать в доступной близости к учителю;
  • создавать ситуации успеха на уроке, чтобы повысить личную мотивацию ребенка;
  • регулярные обращения к ребенку во время фронтальной работы (объяснения материала в классе), но не в форме "Ваня понял? Ваня, тебе все ясно?", а активно вовлекая ребенка в процесс;
  • поощрение за работу, отмечание результатов.
Старания ребенка всегда должны быть отмечены!!! Если меня читают учителя, я надеюсь, вы именно такие - доброжелательные и старательные!!! Если подавать материал интересно, дети будут хотеть учиться, вот хоть вы меня бейте!!! Сегодня у меня сразу после школы (так получилось) целый час ребенок делал интенсивную работу, и хоть бы пикнула! А ведь о ней тоже говорят "летает в облаках".
Что делаем дома?
  • Ведем "Дневник успеха". Отдельная тетрадь (лучше сходить в магазин и вместе выбрать тетрадь или блокнот, в котором "Ты будешь отмечать, насколько интересно и сложно/легко было сегодня учиться"). Пишите дату, рисуете на страничке ровную линию по диагонали, будто гора. Внизу - это было очень сложно, вверху - интересно и я отлично справился!Ребенку нужно каждый день рисовать смайлик с определенным выражением лица на любом месте "горы", определяя прошедший день. Нужно стараться, чтобы смайлик жил на вершине, но и не расстраиваться, если сегодня он на середине. Важно именно самоопределение ребенком своих ощущений, а не только оценка взрослых.
  • Просите проверять ребенка свою же работу. Если вы увидели ошибки, не спешите указывать на них, просто скажите, что ошибка, например, есть, а где - нужно найти ребенку.
  • Составлять четкий план действий. Перед тем, как ребенок начнет выполнять работу, не Вы говорите, что ему нужно сделать (звучит, как приказ), а спрашивайте, что ему нужно сделать? Сколько времени ему на это нужно? Все так же эффективными остается вычеркивание сделанной работы. Я сама обожаю ставить "галочку", когда работа сделана. Не путайте ребенка, не начинайте параллельно несколько дел. Сделал одно, потом второе и т.д.
  • Меняйте вид деятельности, разрешайте (где это не принципиально) поменять позу, сделать задание не за столом, а на полу и т.д.
  • Задавайте ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ - Что сегодня в школе было самое интересное? Что было самое смешное сегодня? Что было для тебя сегодня сложным? Есть ли то, что осталось для тебя непонятным? И не просто спрашивайте, чтобы спросить, а слушайте ребенка, располагайте к искреннему ответу. Мне часто обидно за детей, вот честное слово. Когда у них все получается и они приносят похвалу и хорошие отметки, их гладят по голове, ими горды, а как только ребенок вместо учебы торохтит про новую игрушку, его тут же строжат, приструняют. А он ведь тоже человек, и нам, взрослым, не только о работе думается (даже если мы ее очень любим), а и о многих жизненных вещах.
  • ДОВЕРЯЙТЕ ребенку. Может прозвучать непросто для тех, кто говорит "Он делает, только когда я над ним стою". А Вы покажите ему, что он тоже стоит доверия. Только не исправляйте погрешности демонстративно, а обсуждайте работу, просите проверить внимательно. Когда-то одна мама очень удивилась, как быстро девочка нашла ошибку, когда я просто одним глазом глянув на работу, параллельно рисуя другое задание, сказала девочке "Внимательно".
  • Берите на себя ответственность, дорогие взрослые, что дети, все таки, продукт вашего воспитания. Спрашивайте себя - что я могу сделать, чтобы ребенок был со мной откровенен? Как я могу помочь ребенку делать уроки с удовольствием? И также не бойтесь спрашивать у детей - Как я могу помочь тебе, чтобы учеба стала для тебя интересной? Вместо "Когда ты наконец начнешь учиться нормально?".
Дети нам не враги, они всегда стремятся быть понятыми и услышанными!!!

Многие мамы жалуются на то, что когда они обращаются к ребенку (чаще всего это происходит около 5-7 лет), тот отвечает им не сразу, нужно повторить сказанное три, а то и четыре раза, так что иногда кажется, что ребенок не слышит или не понимает, что ему говорят . Кажется, будто он "витает в облаках". В конце концов, мать раздражается и начинает кричать. Но чем больше она нервничает, тем медленнее реагирует на ее крик ребенок.

Врач-отоларинголог, к которому такого ребенка ведут на консультацию, сразу же обнаруживает, что со слухом у него все в порядке, а если сомневается в этом, проводит специальные исследования.

Но в таких случаях чаще всего оказывается, что слух вовсе ни при чем. Так в чем же дело? Может быть, этот ребенок просто несколько пассивен от природы, и это выражается в том числе и в отношениях с окружающими, прежде всего - с родителями.

А иногда причина - чисто психологическая:
Ребенок действительно витает в облаках: он погружен в мир своей мечты, в мир своей игры. Возможно, в то время, как вы зовете его, он во что-то играет сам с собой, возможно, рассказывает сам себе какую-то очень увлекательную историю и не может сразу все бросить, откликаясь на ваш зов. Он не отдает себе в этом отчета, и вам нужно научиться понимать такого ребенка-мечтателя.

Но, разумеется, есть дети, которые, не будучи глухими, не страдая никакими неврологическими аномалиями, все-таки ведут себя так, словно им трудно воспринять какие-то языковые данные, чрезвычайно медленно реагируют на них.

Это относится не только к устной речи, но и к письменной, у них большие затруднения с чтением и письмом, часто они не способны ясно выразить свои мысли. Как правило, такие детишки начинают с большим запозданием разбираться в том, что такое «направо», что такое «налево», долго путают, где «верх», а где «низ». Они обычно ошибаются при ответах на любые вопросы, связанные с пространством или временем. Когда эти дети приходят в школу, обнаруживается, что у них дисграфия (затруднения при обучении письму) и/или дислексия (неспособность понимать читаемое). Такие серьезные патологические состояния, которые называют в наши дни дисфазuей (расстройствам речи), могут объясняться конституциональными затруднениями или плохими с точки зрения эмоциональной сферы условиями, стеснявшими в течение первых 2 -3 лет жизни развитие речи.
Очень редко выявляются истинные неврологические аномалии, которые можно обнаружить при специальных исследованиях (магнитный резонанс). Вполне возможно, что во многих случаях способно прояснить проблему исследование функций головного мозга.

Есть немалые основания подозревать, что в основе дисфазии лежит умственная отсталость, заболевания психотического характера. Впрочем, иногда точный диагноз при таких заболеваниях и ставится именно в связи с глубокими расстройствами речи.

«Учительница говорит, что мой ребенок невнимательный, рассеянный и на уроках все время витает в облаках - почему так?»

Отвечает Светлана Малютина, педагог:

Прежде, чем менять поведение невнимательного ребенка, давайте присмотримся к нему внимательно. Склонны «витать в облаках» дети с особым складом психики. В терминах системно-векторной психологии Юрия Бурлана это представители звукового вектора.

Яркая индивидуальность детей с врожденными способностями звукового вектора - это гениальность, настойчиво и терпеливо ждущая своего раскрытия.

Это талант слушать - внутреннюю тишину, гармонию, свою Вселенную. И соизмерять, сопоставлять, вслушиваться в мир, который его окружает.

Это желание понимать красоту и смысл слов, врожденное умение слагать эти слова в неповторимые мыслеформы, чувствовать и передавать вибрации ощущений. Слишком чувственное ухо - в него все влетает, но остается только то, что затрагивает душу, увлекает к новому развитию, ощущается как некое далекое и таинственное.

Со стороны кажется, что ребенок невнимательный, рассеянный, немного отстранен и не включен в общий процесс взаимодействия.

На самом деле, он сосредоточен и включен. Только он ищет точку опоры в абстрактных областях - а это полная противоположность от мира материального.

А рядом бушует и грохочет мир.

Невнимательный ребенок или гений?

Современная школа, как, впрочем, любая социальная среда для таких детей, является стрессом. Соревновательная обстановка, оценочные критерии, количество детей в классе, отношения со сверстниками, чрезмерный шум могут лишить школьника базового ощущения доверия окружающему миру.

Ребенок замыкается в своей «ракушке» и не хочет, чтобы его трогали. Для ответа на любой вопрос ему нужно сначала выйти из своей «ракушки» в реальный мир, затем осмыслить вопрос и дать ответ. Со стороны это выглядит так: «А… Я? Что…? Меня…?».

А у учителей создается впечатление, что ребенок невнимательный и плохо слушает.

Хотя в истории есть много примеров, когда способности не могли проявиться, если для этого не было должной среды или информации. Так, например, на «короля математики»

Карла Гаусса до десяти лет никто не обращал внимания.

Альберт Эйнштейн также не был вундеркиндом, в школе был медлителен, ленив и замкнут. Учителя считали, что он ни на что не способен, а одноклассники просто подшучивали над ним. А он в 12 лет сам изучил Евклидову геометрию и любил играть на скрипке.

Заданные таланты можно и нужно развить до пубертата. Что же можно сделать?

Ребенок невнимательный что делать?

Чтобы чувствительные барабанные перепонки не перестали работать как сенсоры, соединяющие два мира - внутренний и внешний, обеспечьте своему ребенку:

  • Возможность побыть в тишине после школы хотя бы один час (лучше больше).
  • Постарайтесь очень тихо и спокойно разговаривать с ним, обсуждать все, что его волнует. Это могут быть разговоры о программировании, галактиках и черных дырах.
  • Обязательно поговорите с преподавателями о том, чтобы задания, которые выполняет ребенок, были чуть сложнее - такие, где концентрации его внимания требовалось бы чуть больше. Все абстрактные дисциплины (математика, физика, программирование) дают нагрузку на нейронные связи и развивают мозг звуковика.
  • Полезно изучать биографии великих людей и знакомить с ними ребенка.

Он увидит некоторое сходство с ними. А возможно, у него возникнут идеи и догадки о том, как решить какие-то нерешенные задачи.

  • Запомните: вниманию нужна тишина!

Звуковой вектор - доминантный, он связан с информацией. Важно не только накопить нужную информацию, но и сделать выбор в пользу наилучшей, чтобы из невнимательного ваше дитя превратилось в гения, открывающего новые знания.

В современном мире информация становится пищей, которую мы без разбора поглощаем из всевозможных гаджетов. Для звуковика это может обернуться другой опасностью. Он может погрузиться в мир виртуальных игр. Но и из этой ситуации есть системный выход и решение.

Прежде чем менять поведение невнимательного ребенка, измените свою реакцию. Станьте внимательными сами. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что человек - это только принцип наслаждения. От рождения мы стремимся проявить и реализовать свои врожденные качества и таланты, которыми наградила нас природа. И первый человек, который поможет нам понять это, - только мама, которая дает чувство защищенности и безопасности. Ощущение доверия к себе и окружающему миру.

Не травмируя психику, не создавая почву для развития эгоцентризма, постарайтесь создать среду для осознания его талантов. Вольфганг Моцарт, Рей Бредбери… Ухо звуковика обязано слышать лучшее!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана - это объемное знание, которое дает ответ на все самые важные запросы современного мира. Дети - один из тех важных жизненных приоритетов, который требует тщательного подхода. Понимания и точного описания такого важного явления, как звуковая психика, нет ни в одном направлении психологии. Но без знания этой информации не может быть четких рекомендаций и рецептов - ведь необходимо понимать психику изнутри.

Заранее понимая, кто ребенок по векторам, можно выстроить правильное развитие его свойств, тогда никто не сможет назвать его невнимательным.

Записывайтесь на бесплатные вводные лекции Юрия Бурлана. Сделаете вклад в Прекрасное Будущее Вашего ребенка.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана


Раздел:

выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос

Ребенок в пятом классе, уже средняя школа, разные учителя, проблема обострилась, началось еще в первом классе. Ситуация с уроками следующая: Вариант 1. Не сижу. не помогаю. вообще не лезу. Итог: тут сделала, тут не сделала. Упражнение переписала, а задание к нему не сделала. В тетради грязь. Вместо домашняя работа написала классная и т.п. Вариант 2. Сижу рядом. Проговариваем все вместе. Все хорошо, но наачинаем писать и понеслось. Говорю а пишу Б. опять же грязь и зачеркивания постоянные. решает пример. в слух проговаривает что ответ 38 (это верно) , а начинает писать 28. У меня нервы просто сдают в этом месте Вариант 3. Делает сама на черновике. Я проверяю, а потом на чистовик. И в черновике грязь, и в чистовик потом без помарок не переписывает. Все равно где-то что-то косячит. Ну и самое главное при этом варианте она бежит ко мне за каждой буквой. не уроки получаются а беготня сплошная. Ну и в общем она какая-то рассредоточенная. Домашнее задание записывает наполовину. Т.е. может по одному уроку записать, а по другому нет (а пишут в конце дня на все предметы сразу) Слышит тоже в пол уха. тут слышу и поняла, тут не поняла. Ну и по глазам ее видно, что она где-то витает. Т.е. вот делает уроки и при этом глаза пустые. она не включилась. Она о своем думает. Когда ловлю ее на этом, пытаюсь переключить. Спрашиваю: о чем думала? не знаю - говорит. Учителя говорят, что ребенок совсем не внимательный, примите меры...

Ответы и советы психологов

Психолог-психоаналитик

Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-10лет.

Онлайн консультации

По е-майл

Личные встречи

Здравствуйте. Ольга. Ваша дочка получила дефицитарное воспитание. В дефиците у нее доверие к маме, неуверенность в себе, зависимость от мамы, чувство гадкого утенка, тотальная самокритика, хроническая тревога(все перечисленное выросло из Ваших отношений, начиная с второго года жизни ребенка). Дочка, видимо, была запакована в контроль и надзор мамы(вместо права на свободу, исследование себя и мира, самостоятельности, инициативы, права на выражение потребностей). Поэтому, ничего этого она не умеет. Ее развитие отстает, так как она не знает главного-Кто я и Чего умею и хочу. Зато, она отлично знает, что правильно и что нет, и как лучше угодить маме. Дочка не знет, на сколько она любима, поэтому, не готова быть сосредоточенной на науках, если не знает ответа, на сколько она ценная для себя и для мамы. Пока не будет ясность в первом, будет буксовать ее учеба и самопринятие, а развиваться чувство псевдоникчемности. Выход-в новом подходе к воспитанию дочки, основанном на Безоценочном принятии дочки Хорошей, не зависимо от поступков. Это не формат письма. Обращайтесь на консультацию к психоаналитику. и Вы можете откорректировать эффективное воспитание дочки, основанное на развитии доверия к маме.



Клинический психолог

Проблемы есть у всех. Кто-то решает их самостоятельно, а кому-то нужна помощь специалиста. Именно этим я занимаюсь уже много лет. В большинстве случаев удавалось помочь. Возможно помогу и Вам.

Онлайн консультации

Чат на сайте

Личные встречи

Добрый вечер, Ольга! Возможно Вы отдали ребенка чуть раньше ее реальной готовности к школе, а возможно просто у ребенка нет мотивации... Хорошо бы показать ребенка хорошему детскому нейропсихологу, который специализируется именно на диагностике мозговых нарушений. Пройдя всеи тесты специалист Вам детально расскажет в чем проблема. Если мозговые структуры не готовы к приему нужной информации их можно развить соответствующими упражнениями и специалист должен Вам их показать, возможно требуется корректировка лекарственными препаратами, а возможно ребенка надо просто хорошо замотивировать! Подобные вопросы в настоящее время успешно решаются! И чем раньше Вы это сделаете, тем лучше и для Вас и для ребенка!



Психолог; Клинический психолог; Судебный эксперт

клинический психолог, психолог-консультант, лайф-коуч, судебный эксперт, кандидат психологических наук специализация: индивидуальное психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем; психодиагностика и судебная экспертиза; личностно-ориентированная интегральная психотерапия (пост-травматические стрессовые расстройства, зависимости, экзистенциальные проблемы, неврозы и неврозоподобные расстройства, расстройства и отклонения в поло-возрастном развитии); лайф-коучинг (эффективная стратегия жизин, саморазвитие, управление карьерой)

Онлайн консультации

По е-майл

Личные встречи

Здравствуйте, Ольга!

Это краткое пояснение по поводу того, чем можно объяснить происходящее. Можно ли помочь ребенку повысить уровень концентрации внимания? - да, конечно. Для этого существуют во множестве психолого-педагогические методики, и вам необходимые рекомендации по выбору и применению их может дать школьный психолог или психолог из психолого-медико-социального центра системы образования, которые есть во всех крупных городах. Помимо чисто возрастных проблем влияние на уровень концентрации внимания и на развитие памыти могут оказывать некоторые индивидуальные психологические проблемы, и (или) проблемы, связанные со здоровьем вашей дочери, поэтому при обращении к психологу неплохо было бы пройти комплексное психологическое тестирование и получить рекомендации. Но самое важное для успешного решения возниркших проблем - это ваше отношение к дочери и к происходящему. А самая сложная проблема, с которой сталкивается подросток, заключается в том, что не чувствуя безусловной любви и поддержки, он может замкнуться в себе, потерять доверие в близким и к миру, навсегода отдалиться от родителей...Поэтому во избежание более серьезных проблем, как бы вам не было трудно, как бы не раздражали моменты потери концентрации вашей дочерью, вы должны с пониманием от относиться к переживаемым ей проблемам переходного возраста, и постоянно поддерживать в ней уверенность в том, что какие бы проблемы в ее жизни ни возникали, она ваша дочь, и вы будете ее любить и помогать ей во всех ситуациях.

С уважением, Евгений