Ретрофлексия. Ещё один способ разрушительной лжи

Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии – самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставляло его страдать.

Из книги Фредерика Перлза «Практика гештальттерапии»

"...Ретрофлексия буквально означает «разворот в противоположную сторону». Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или с другими людьми или объектами. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду, удовлетворяя какие-то потребности организма; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия или цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «действующую» и «испытывающую воздействие».

Почему начавшееся в направлении вовне, к среде действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда – по больше части другие люди – оказалась враждебной его усилиям, направленным на удовлетворение . Люди его намерения и наказывали его. В таком нервном состоянии ребенок – а как правило это происходит в детстве – не мог не проиграть. Чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и навязывает свои желания вопреки его желаниям.

Вместе с тем, как не раз было показано в последние годы, наказание не устраняет потребность в поведении, которое наказывается; ребенок научается лишь сдерживать соответствующие реакции. Импульс или желание остаются такими же сильными, как раньше, и, не будучи удовлетворенными, постоянно организуют двигательный аппарат, – позу, рисунок мышечного тонуса, начинающиеся движения, – в направлении открытого выражения. Но поскольку последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя среда, – то есть подавлять его. Таким образом энергия разделяется. Часть ее по-прежнему стремится к первоначальной и никогда не достигаемой цели; другая часть ретрофлексируется, чтобы держать эту стремящуюся наружу часть под контролем. Сдерживание достигается напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие. На этой стадии две части человека направлены диаметрально противоположно друг к другу и сходятся в «клинче». То, что первоначально было конфликтом организма и среды, превратилось во «внутренний конфликт» между одной частью личности и другой ее частью – между одним поведением и другим, противоположным.

Не делайте из этого поспешного вывода, что было бы хорошо без дальнейших хлопот «освободить запрещаемое». В некоторых ситуациях сдерживание необходимо, даже спасительно – например, сдерживание дыхания под водой. Вопрос в том, есть ли рациональные основания для того, чтобы сдерживать данное поведение в данных обстоятельствах. Если человек переходит улицу, вряд ли ему стоит доводить до явного поведения импульсы борьбы с приближающейся машиной за право пройти. В социальной ситуации тоже возможны случаи, когда борьба неуместна, – как и противоположные.

Если ретрофлексия находится под сознаваемых контролем, то есть когда человек в данной ситуации подавляет определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему, – никто не будет оспаривать нормальность такого поведения. Ретрофлексия патологична, только если она осуществляется по привычке, хронически, без контроля. Тогда она перестает быть чем-то временным, неким способом дождаться более подходящей ситуации, а превращается в «мертвую точку», постоянно удерживаемую в человеке. Больше того, поскольку эта стабилизированная «линия фронта» не меняется, она перестает привлекать внимание. Мы как бы забываем о ее наличии. Это вытеснение – и .

Если ваше социальное окружение действительно оставалось по-прежнему неумолимым и непреодолимым, то есть если бы выражать определенные импульсы для взрослого человека было бы так же опасно и наказуемо, как для ребенка, тогда вытеснение – «забытая» ретрофлексия – было бы эффективным и желательным. Но ситуация меняется! Мы не дети. Мы выросли, стали сильнее, обрели те «права», которых лишены дети. В этих кардинально изменившихся обстоятельствах стоит заново попробовать получить то, что нам нужно от среды.

Когда мы сдерживаем (supress) определенное поведение, мы сознаем как то, что сдерживается, так и сам факт сдерживания. При вытеснении (repression), мы же утеряли сознавание как вытесняемого, так и самого процесса вытеснения. Психоанализ акцентировал восстановление сознавание вытесняемого, то есть блокированного импульса. Мы же стремимся восстановить сознавание самого блокирования, дать человеку почувствовать, что он это делает, и как он делает это. Если человек обнаруживает свое ретрофлексивное действие и вновь обретает контроль над ним, блокированный импульс обнаружится автоматически. Поскольку ничто его не сдерживает, он просто выйдет наружу. Большое преимущество работы с ретрофлектирующей частью состоит в том, что она сравнительно легко достижима для сознавания; эту активную часть, осуществляющую подавление, можно непосредственно почувствовать, не полагаясь на догадки и толкования.

Теоретически лечение ретрофлексии просто: нужно вновь обратить направление ретрофлектирующего действия – изнутри наружу. При этом энергии организма, ранее разделенные, вновь соединятся и разрядятся в направлении среды. Блокированный импульс получит возможность по крайней мере выразиться, а может быть и получить удовлетворение. И, как в любом случае, когда подлинная потребность организма удовлетворена, возможен отдых, усвоение и рост.

Практически, однако, обратный поворот ретрофлексии не осуществляется непосредственно. Все части организма выступают на защиту ретрофлексии, как бы в предотвращении катастрофы. Человека охватывает замешательство, страх , чувство вины и потребность обвинить других. Попытка обратить , разорвать «клинч» двух частей личности, вызывает такую реакцию, как будто осуществляется нападение на тело, на его «природу», на саму его жизнь. Когда находившиеся в «клинче» части начинают освобождаться и разделяться, человек испытывает невыносимое возбуждение, ради уменьшения которого ему может понадобиться временно снова вернуть свой «клинч». Нужно постепенно привыкнуть к этим возрождаемым непривычным чувствам и научиться ими пользоваться. Сначала человек попадает в состояние тревоги и готов отступить в притуплённое несознавание.

Главная причина страха и вины при обращении ретрофлексии состоит в том, что большинство ретрофлектированных импульсов – это разного рода агрессии, от самых мягких, до самых жестоких, от убеждения до мучительства. Одно только сознавание таких импульсов уже пугает. Но агрессия, в широком смысле слова, совершенно необходима для и . Кроме того, обращение ретрофлексии не создает новой агрессии, она уже присутствует. Она есть, но направлена на себя, а не на окружающее. Мы не отрицаем того, что агрессия может быть и «неправильно» употребляемой по отношению к объектам и другим людям, так же как она патологически неправильно применяется, если фиксировано направлена против себя. Но пока человек не начнет сознавать свои агрессивные импульсы и не научится применять их конструктивно, они, разумеется, будут применяться неправильно! Фактически именно их вытеснение – создание и поддержание жесткого «клинча» мускулатуры – делает агрессию столь опустошительной, «антисоциальной» и невыносимой. Если агрессивные импульсы получат возможность спонтанно развиваться в контексте всей личности, а не будут сдавливаться и удушаться в «клинче» ретрофлексии, человек сможет оценить их более полно и разумно..."

От редакции Психологоса:

Ретрофлексия - достаточно редкое явление, характерное более для не очень адекватных, проблемных людей и которое обычно может разглядеть только натренированный гештальт-терапевт. Если вы любите искать у себя проблемы, вы найдете в себе и ретрофлексию, если же вам кажется более перспективным заниматься своим развитием, вместо поиска мешающих вам проблем вы будете ставить перед собой конкретные задачи и их успешно решать. Итого: если вы понимаете, что вы действительно тяжелый (для себя или других людей) человек, вам стоит обратиться к психотерапевту и некоторое время поработать со своими проблемами, в том числе с ретрофлексией. Если вы человек адекватный и ставите задачи развития, ретрофлексия вас волновать не должна, и вам скорее на

В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением также поддерживается интроекциями заботящихся людей, относящимися к природе чувств и их выражению. К примеру, ребенок интроецирует послание: "Большие мальчики не плачут!", - и, столкнувшись с болевыми ощущениями, прячет свою боль внутрь, останавливает слезы и причитания.

Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стадия стыда-сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, ᴛ.ᴇ. "сдерживать" и "отпускать". Эта физиологическая крайне важность затем переводится в психологическую крайне важность "позволять" и/или "отпускать" чувства, поведение.

Определœение. Ретрофлексия - ϶ᴛᴏ процесс возврата чувств назад, точно против себя; человек подставляет себя в определœенное место среды как объект или мишень для выражения чувств. И.Польстер писал: “Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделить себя на наблюдателя и наблюдаемого - на того, над кем производится действие и того, кто это действие производит”(1997). Этот раскол часто вызывает внутренний стресс и напряжение, потому что он заключен внутри “Я” и не выражается в поведении человека.

"Здоровое использование " . Здоровое использование выражается в самоконтроле и самодисциплинœе,т.к. сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность, потому что она обеспечивает тот тип контроля, который защищает человека от внешней опасности. Другими словами, человек способен осуществить данный дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.

"Нездоровое использование". Нездоровое функционирование выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение, ᴛ.ᴇ. калечение самого себя (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид).

Проявления

1.Задержки дыхания.

2.“Проглатывание” чувств.

3.Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, к примеру, ситуации, когда человек задыхается.

4.Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

5.Положение тела (скрещивание ног,скованные руки и т.д.).

6. Жалобы на психосоматические болезни и/или депрессию.

Различают два типа процесса:

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы сделать другим: “Я хотел бы, чтобы другие…”, “Я стараюсь быть …”

¨ субъект делает самому себе то, что хотел бы, чтобы ему сделали другие: “Другие хотели бы, чтобы я…”, “Я стараюсь быть…”

Выделяют также профлексию - комбинацию проекции и ретрофлексии: субъект делает другому то, что хотел бы,чтобы данный другой сделал ему.

Вмешательство. Движение по направлению к росту может заключаться в перераспределœении энергии так, чтобы внутренняя борьба, ᴛ.ᴇ. раскол, замеченный ранее, была вскрыта. Вместо того чтобы находиться только внутри человека, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Неделание ретрофлексии состоит в успешном поиске подходящих других действий. Этот процесс сопровождается работой с дыханием, которая позволяет осознавать напряжение; познанием тела и когнитивных ключей; действиями, направленными не столько на себя, сколько на других; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Трансформация энергии из внутренней во внешнюю зависит от постоянного одобрения дыхания и, в соответствующий момент, экстернализации, вербальной экспрессии и намеренного преувеличения конкретных телœесных поз или движений. К примеру, когда клиент закусывает губу, спросите его: “Над чем ты хочешь поразмыслить?” или, когда клиент сжимает кулаки, попросите клиента выразить на внешнем объекте, ᴛ.ᴇ. подушке, всœе то, что он сдерживает и обращает на себя.


  • - Ретрофлексия

    [читать подробенее]


  • - Ретрофлексия

    В процессе ретрофлексии человек прекращает попытки повлиять на окружение, становясь отдельной и самосохраняемой единицей, возвращая всю энергию обратно в замкнутую внутриличностную систему и порывая контакты с окружением. Такая форма невзаимодействия с окружением... [читать подробенее]


  • - Ретрофлексия

    Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает "оборачивание в противоположную сторону". Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко, - только проводит он ее точно посередине себя...

  • Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

    Слияние (конфлюенция)

    «Слияние – это состояние неконтакта

    ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

    Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

    Признаки слияния:

    Использование местоимения «мы» вместо «я»;

    Повторение попыток прийти к негласному соглашению с терапевтом, например, «вы, как женщина, конечно, меня поймете; как всякий разумный человек, я. Естественно…и вы, конечно…»;

    Частое упоминание о семье, группе, партии и т.д. в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

    Заявки на сеансе, касающиеся отношений с близкими людьми: «Хочу разобраться со своей дочкой, у нее проблемы…» (клиент хочет решить за кого-то какую-то проблему);

    Трудности в осознавании конфликтов и агрессии внутри близких отношений;

    Затягивание времени пребывания вместе, трудности расставания.

    Ретрофлексия

    При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

    Признаки ретрофлексии:

    Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

    Сообщение о телесных симптомах, возникающих в связи с эмоционально напряженными событиями;

    Наличие психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, язва 12-перстной кишки, ВСД и т.д.);

    В поведении: неловкие, неудобные позы или мышечные блоки, зажимы, напряжения; боли (заметные или декларируемые); зажатое неровное или поверхностное дыхание; неспецифические повторяющиеся жесты (когда человек что-то сам себе делает); гримасы.

    В речи: обилие возвратных грамматических форм; резкое изменение регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний; «рассказы о…» — по сути заговаривание своих собственных актуальных переживаний.

    Проекция –

    Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека;

    Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

    Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

    Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени. Нередко это проявляется в стремлении клиента в разговоре об окружающих произвольно обозначать их каким-то обобщающим словом, например, «вы не слушаете меня…», «меня никогда не понимают…», вместо: «я думаю, что сейчас ты меня не совсем понял…». Другому человеку приписывается то, что происходит внутри нас самих, например, «вы, я вижу, утомились» — говорит ученикам уставший учитель.

    Признаки проекции:

    Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них «ты-высказывания», интерпретации, оценки, суждения о том, что думает другой;

    Предположения о чувствах и отношении других в свой адрес;

    Объяснение своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.;

    Предсказания событий или чьего-то поведения.

    Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

    Зеркальная проекция – субъект находит в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

    Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

    Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

    Дефлексия (отклонение) –

    это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

    Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому. Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему. Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

    Признаки дефлексии:

    Жалобы на скуку, вялость и т.д.;

    Избегание зрительного контакта;

    Обилие «двойных посланий»;

    Неконгруэнтность чувств с выражаемыми реакциями;

    Уход от эмоционального напряжения;

    Стремление не выделяться;

    Поворот тела от контакта с человеком;

    Постоянные движения, топтание на месте или «non-stop».

    Интроекция

    «Нездоровое

    использование»

    «Здоровое

    использование»

    Вмешательство

    Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей. Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх. Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

    Проекция

    «Нездоровое

    использование»

    «Здоровое

    использование»

    Вмешательство

    Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением. Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации. Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячем стуле» (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые части себя.

    Ретрофлексия

    «Нездоровое

    использование»

    «Здоровое

    использование»

    Вмешательство

    Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение. Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п. Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

    Слияние

    «Нездоровое

    использование»

    «Здоровое

    использование»

    Вмешательство

    Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс. Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде. Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

    Дефлексия

    С Уважением, Скрипачева Е.Н., психолог, кандидат психологических наук.


    А ещё у нас есть


    Что такое ретрофлексия.

    Механизм прерывания контакта (механизмы психологической защиты), ретрофлексия (retroflexion) это процесс возврата чувств назад, точно против себя. Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту в том случае, когда их неполноценно отреагировали. Ретрофлексия содержит и проекцию и интроекцию.

    Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стыда – сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость «позволять» или «отпускать» чувства, поведение.

    «Здоровое использование». Выражается в самоконтроле и самодисциплине, так как сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность.

    «Нездоровое использование». Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид). Возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Когда не можешь выразить свой гнев, и вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины.

    Проявления ретрофлексии :

    1. Задержка дыхания.

    2. «Проглатывание» чувств.

    3. Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуация когда человек задыхается.

    4. Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

    5. Положение тела (скрещивание ног, скованные руки и т.д.).

    6. Жалобы на психосоматические болезни или депрессию.

    Ретрофлексия бывает двух видов:

    Субъект делает себе то, что хотел бы сделать другим. Сжимает кулаки, бьет себя по колену (когда гневается). Это не что иное, как самодеструктивное поведение, что изначально было направлено на других и возвращено к себе. «Я хотел бы, чтобы другие…», «Я стараюсь быть…».

    Субъект делает себе то, что хочет, чтобы другие сделали ему. «Другие хотели бы, чтобы я…», «Я стараюсь быть…». Характерно наличие ярких телесных проявлений, себя бесконечно обнимает (когда хочет ласки).

    Для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РЕТРОФЛЕКСИИ , человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях, как скрипит зубами и т. д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может представить себе, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого бы хотелось обнять, кому бы он хотел дать в зубы, кого бы - сожрать или покусать.